Учебные материалы

olga.suhovalova@mail.ru

Уроки

Учебные презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx26.07 КБ
Office presentation icon otkr.urok_.ppt1017 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема: «Число имен прилагательных»

Цель: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное».

Планируемые результаты (предметные): Овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные результаты: осознают эстетические потребности и ценности.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста; логические – владеют основами смыслового чтения учебного текста.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания.

Основное содержание темы, понятия и термины: Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация, карточки с заданием для работы в парах.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Итак, русский язык, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

Друг на друга посмотрите,

Посмотрите на гостей,

Улыбнитесь им скорей,

Тихо за парты садитесь,

И за работу беритесь!

  1. Минутка чистописания

- Откроем тетради, запишем число, классная работа (на доске)

- Выпишите буквосочетания:

ий, ой

ая, яя

- Что вы можете о них сказать? (Это окончания имен прилагательных)

- Давайте вспомним, к какому роду они относятся? ( еще –ый)

- А какие окончания имеют прилагательные ср.рода?

III.  Актуализация знаний.

1).-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как это происходит?

Работа у доски и в тетрадях

-Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания.(слайд)

Последний …, тёплое …, зелёная …

Слова для справок: снег, солнышко, трава.

-У прилагательных выделите окончание, укажите род.

-Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной, только не хватает первых весенних цветов.(слайд)

2). Повторение об имени прилагательном.

-Ребята, скажите, какую часть речи мы с вами  изучаем?

Имя прилагательное – огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

Сегодня на уроке мы продолжим исследовать имя прилагательное, будем открывать новые знания. Узнаем что – то новое об этой части речи.

  • А сейчас давайте повторим всё, что мы уже знаем об этой части речи.

(На доске цветик-семицветик)

Имя прилагательное это:

Самостоятельная часть речи;

Отвечает на вопросы: «Какой? Какая? Какое? Какие?»;

Обозначает признак предмета;

Украшает нашу речь;

Изменяется по родам;

В предложение является определением.

Изменяется по числам; (отдельно на доске)

IV. Самоопределение к деятельности.

- Разделите имена прилагательные на две группы. По какому признаку вы это сделаете?

 пушистый, белые, весёлые, красная, звонкие, спелая, быстрые

-Сформулируйте тему урока? Изменение имён прилагательных по числам. (слайд)

V. Работа по теме урока.

  1. Наблюдение над изменением имен прилагательных по числам.

-Посмотрите на картинку. Что вы видите? (шар), обозначает, сколько предметов? (один), а на другой – (несколько таких же предметов). Составим словосочетания и запишем.

Воздушный шар – воздушные шары.

- Какие части речи вы использовали при записи?

- В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный?

- В каком числе стоит слово шары? А слово воздушные?

- Какой вывод можно сделать? (Имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные.)

Сказка.

- С какой частью речи связано имя прилагательное

- Да! Прилагательные и существительные очень дружны. Вот как об этом рассказывается в одной сказке…

«Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного рода, числа и падежа они не имели, то решили подружиться с существительными. Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным. Так и живут до сих пор прилагательные: чтобы дружить с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа и падежа. Как говорится: «Вместе – служба, вместе – дружба!»

Покладистый – сговорчивый, уступчивый.

2. Работа по учебнику.

Упр. 135 стр. 78.

- Прочитайте.

- Слова, какой части речи помогли представить вам цветы?

- Объясните значение слов, данных в задании.

Голубой - цвет.

Голубенький – дополнительный оттенок, авторское отношение использовалось в частушках, фольклоре голубенький цветочек.

Голубой и темно-голубой (оттенки цветов).

Сквозистый – сквозь который видно, сквозит, просвечивает (пропускающий сквозь свет).

- В каком числе употреблены имена прилагательные? Почему?

-Запишите в тетради стихотворение Аполлона Николаевича Майкова или Алексея Константиновича Толстого.

-Прочитайте ниже сведения о языке стр. 78.

-Как определить число имени прилагательного? (По числу имени существительного, с которым оно связано.)

-Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.)

Упр. 136 стр. 78.

- Прочитайте пары словосочетаний. Назовите пропущенные окончания.

- Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чем их различие?

- В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями?

- Запишите в тетради два любых словосочетания.

Прочитайте сведения о языке на стр. 79.

На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?(какие?)

- Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?(-ые, -ие)

VI. Физминутка.

- Мы работаем отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

VII. Закрепление.

Работа в парах.

-Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число.

Пример: День теплый - дни теплые.

Каждой паре раздаются карточки.

Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число.

Ед.ч. Мн.ч.

Берёза кудрявая ………… какие? ……..

Облако пушистое ………… какие? ……...

Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число

Ед.ч. Мн.ч.

Река быстрая ………… какие? ……..

Пруд мелкий …………. какие?........

Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число

Ед.ч. Мн.ч.

Бабочка красивая ………… какие? …………

Облако белое ………… какие? ………….

Проверка.

Работа в группах (отработка  согласования морфологических признаков прилагательных и существительных ).

1 группа.

Исправьте ошибки, подчеркните имена прилагательные во множественном числе.

Наступила долгожданный весна. Из-за далекой синей моря прилетели ласточки. И поют они свои веселая песни про чужая края. Птицы начали вить гнезда в саду и соседняя лесу.

2 группа

Исправьте ошибки, подчеркните имена прилагательные в единственном  числе.

     Весной на деревьях появляются зеленая листочки. Сквозь землю пробивается свежий трава. Расцветают первое весенние цветы. Все любят тёплый солнышко.

3 группа

Исправьте ошибки, выделите окончания имен прилагательных в единственном числе.

      Наконец-то пришла весна! Небо сияет яркой  голубой  цветом. Дует свежее и теплое ветерок. На мокрый  земле расцветают белый подснежники.

4 группа

      Исправьте ошибки, выделите окончания имен прилагательных во множественном числе.

      Пришла весна. Засветило яркая солнце. На крышах домов тают последний сосульки. По мокрой улицам журчат торопливый ручьи.

VIII. Итог урока.

-Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?

-Как определить число имен прилагательных?

Алгоритм действий:

  1. Найти существительное, связанное с прилагательным.
  2. Определить род и число у существительных.
  3. Указать род и число у прилагательных по существительному.

-А сейчас поиграем в игру «Верно, неверно».

  1. Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? обозначает признаки предмета? (Верно.)
  2. Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными? (Неверно.)
  3. Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека? (Верно.)
  4. Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные? (Верно.)
  5. Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными? (Неверно.)

Самопроверка – таблица на доске.

IX. Рефлексия.

X. Домашнее задание.

Стр. 79 упр. 137.

XI. Оценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Число имен прилагательных Суховалова Ольга Николаевна учитель начальных классов МБОУ « СОШ №9» Ст-ца Старопавловская Кировский р-н Ставропольский край Урок русского языка 3 класса УМК «Школа России» Учебник В.П. Канакиной 2 часть

Слайд 2

Цель урока: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное».

Слайд 3

У прилагательных выделите окончание, укажите род. Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания. Последний …, тёплое …, зелёная …

Слайд 5

Разделите имена прилагательные на две группы. По какому признаку вы это сделаете? Белые, пушистый, весёлая, быстрые, красная, спелый,звонкие. Сформулируйте тему урока

Слайд 7

ОДИН ПРЕДМЕТ МНОГО ПРЕДМЕТОВ Ед.ч. Мн.ч.

Слайд 8

Работа по учебнику С.78, Упр. 135 (письмо по памяти)

Слайд 9

Алгоритм действий: Найти существительное, связанное с прилагательным. Определить род и число у существительного. Указать род и число у прилагательного по существительному. -Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? -Как определить число имен прилагательных?

Слайд 10

Как определить окончания имен прилагательных? Единственное число Мн.ч. Ж. р. М. р. С. р -ая, -яя -ой, -ый,-ий -ое, -ее -ые, - ие

Слайд 11

Наступила долгожданный весна. Из-за далекой синей моря прилетели ласточки. И поют они свои веселая песни про чужая края. Птицы нача-ли вить гнезда в саду и соседняя лесу. 1 группа. Исправьте ошибки, подчеркните имена прилагательные во множественном числе.

Слайд 12

Наступила долгожданн ая весна. Из-за далек ого син его моря прилетели ласточки. И поют они свои весел ые песни про чуж ые края. Птицы начали вить гнезда в саду и соседн ем лесу. Проверка

Слайд 13

Весной на деревьях появляются зеленая листочки. Сквозь землю пробивается свежий трава. Расцветают первое весенние цветы. Все любят тёплый солнышко. 2 группа Исправьте ошибки, подчеркните имена прилагательные в единственном числе.

Слайд 14

Проверка Весной на деревьях появляются зелен ые листочки. Сквозь землю пробивается свеж ая трава. Расцветают перв ые весенние цветы. Все любят тёпл ое солнышко.

Слайд 15

Наконец-то пришла весна! Небо сияет яркой голубой цветом. Дует свежее и теплое ветерок. На мокрый земле расцветают белый подснежники. 3 группа Исправьте ошибки, выделите окончания имен прилагательных в единственном числе.

Слайд 16

Проверка Наконец-то пришла весна! Небо сияет ярк им голуб ым цветом. Дует свеж ий и тепл ый ветерок. На мокр ой земле расцветают бел ые подснежники.

Слайд 17

Пришла весна. Засветило яркая солнце. На крышах домов тают последний сосульки. По мокрой улицам журчат торопливый ручьи. 4 группа Исправьте ошибки, выделите окончания имен прилагательных во множественном числе.

Слайд 18

Проверка Пришла весна. Засветило ярк ое солнце. На крышах домов тают последн ие сосульки. По мокр ым улицам журчат тороплив ые ручьи.

Слайд 19

Закончи фразу Имя прилагательное во множественном числе имеет окончания_________________ Имя прилагательное изменяется ______________

Слайд 20

Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными? Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека? Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные? Верите ли Вы, что имена прилагательные изменяются по числам? Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными? игра «Верно, неверно».

Слайд 21

На уроке я узнал….. Я научился ….. Мне было трудно…. Мне было легко….

Слайд 22

Спасибо за работу Д/з: с.79, упр.137

Слайд 23

Источники: Т.С. Ситникова, И.Ф. Яценко «Поурочные разработки по русскому языку»3класс М.: «Вако» 2014.-496с. (В помощь школьному учителю) В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» учебник 3 класс 2 часть М.: «Просвещение» 2014 3. Картинки сайт «Википедия» 4. Картинка https://yandex.ru/images/search?text=%