Диагностика

Итоги диагностики (мониторинга) психолого-педагогического обследования  детей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад № 21» сформированности предпосылок к учебной деятельности  на этапе завершения  ими дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             

Аналитическая справка                                                                                                                                                 по  итогам диагностики (мониторинга) психолого-педагогического обследования  детей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения                              «Детский сад № 21» сформированности предпосылок к учебной деятельности                                         на этапе завершения  ими дошкольного образования.

        В соответствии с планом работы воспитательно-образовательной программы была проведена психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) сформированности у                                    выпускников подготовительных групп компенсирующей направленности (№3,6,9) МБДОУ «Детский сад № 21» предпосылок к учебной деятельности.

        Дата проведения обследования:  март 2020 года

        Цельопределение уровня готовности детей к школьному обучению

        Основные задачи диагностики:  изучение состояния  готовности детей к обучению в школе.

        Изучение предпосылок психолого-педагогической обследования детей к обучению в школе проводилось по программе, разработанной педагогами г. Троицка, используя методики М.М.Семаго, Нищевой Н.В., Волковой Г.А. и др.  по следующим направлениям:

  • Фронтальное обследование, которое включало в себя:
  1. «Запомни и нарисуй» - оценка зрительной памяти;
  2. «Послушай внимательно и выполни задание» - выявить умение ориентироваться на плоскости;
  3. Тест «Кружочки» - выявить уровень саморегуляции в деятельности.
  • Индивидуальное обследование, которое включало в себя:
  1. «Найди отличия» - определение устойчивости и переключения внимания;
  2. «Запомни и повтори» - обследование слухо-речевой памяти;
  3. «Ответь на вопросы» - оценка уровня развития мышления и способности ребенка понять вопрос и правильно построить логические связи;
  4. Рассказ по картинкам «Последовательные картинки» - исследование развития словесно-логического мышления;
  5. Чтение;
  6. Мотивационная готовность - проводилась беседа по определению мотивационной составляющей школьной готовности выпускников подготовительной группы.
  • Логопедический субтест:
  1. состояние звукопроизношения - выявление характера произношения звуков в

речи;

  1. состояние фонематического слуха, анализа, синтеза;
  2. выявление умения выделять звук на фоне слова; умение дифференцировать смешиваемые в произношении звуки;
  3. умение делить слова на части.

         Данный диагностический инструментарий позволил определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей; уровень развития тонкой и крупкой моторики;  уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления).

        Всего обследовано 53 обучающихся подготовительных  к школе групп с ОВЗ (группы компенсирующей направленности с нарушением речи) МБДОУ «Детский сад №21».

       По результатам диагностики, выявлены три группы детей:

-  показавшие  высокий уровень школьной готовности – 38 человек обследованных, что составило 72% от общего количества воспитанников подготовительных к школе групп ДОУ;

- дети, показавшие при обследовании средний уровень школьной готовности – 14 человек, что составляет 26% от общего количества воспитанников подготовительных к школе групп ДОУ;

- дети, показавшие низкий уровень школьной готовности – 1 человек обследованных, что составило 2%.

        Следует отметить, что результаты диагностики и успешности дальнейшего обучения во многом могут зависеть от врождённых качеств детей (темперамента), поэтому средний уровень не является отрицательным результатом диагностики. 1 ребенок, а это 2% - условно не готов к обучению в школе. Уровень готовности к школе представлен в таблице 1

Таблица 1                                                                 

                                                             Уровень готовности детей к школе на 01.04.2020 г. (кол-во/%)

Группа

Количество детей

Высокий уровень готовности

Средний уровень готовности

Низкий уровень готовности

группа №3

19

14/74%

5/26%

-

группа №6

16

12/75%

4/25%

-

группа №9

18

12/67%

5/28%

1/5%

Итого по  МБДОУ

53

38/72%

14/26%

1/2%

По результатам диагностики нами сделаны следующие выводы:

1. Анализ результатов психолого-педагогического обследования выпускников показал положительные результаты по всем познавательным процессам: мышление, восприятие, внимание, воображение, память.

2. Достаточно хорошие результаты показали дети в развитии познавательной деятельности, т.е дети имеют достаточный запас знаний об окружающем мире, обобщают, классифицируют основные понятия. Некоторую трудность дети испытывают в работе по словесной инструкции педагога, а также в развитии слуховой и зрительной памяти, в составлении рассказа по картине, ответы на вопросы логического содержания.

3. В аспекте социально-психологической готовности у детей можно отметить хороший уровень мотивационной готовности: 62% (33 ребенка) показали высокий уровень мотивации, 34% (18 детей) - средний уровень, но 4% (2 ребенка) показали  низкий уровень мотивации.                        Положительная направленность детей на школу как на собственно учебное заведение — важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Ребята умеют делать не только то, что им хочется, но и то, что от них потребует учитель, способны поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Уровень мотивационной готовности к школе детей подготовительных групп представлен в таблице 2

Таблица 2                                           

                                        Уровень мотивационной готовности к школе на 01.04.2020 г. (кол-во/%)

Группа

Количество детей

Высокий уровень мотивационной готовности

Средний уровень мотивационной готовности

Низкий уровень мотивационной готовности

группа №3

19

13/68%

4/21%

2/11%

группа №6

16

10/63%

6/37%

-

группа №9

18

10/56%

8/44%

-

Итого по  МБДОУ

53

33/62%

18/34%

2/4%

4. Неплохие результаты при проведении логопедического субтеста показали дети всех подготовительных групп: состояние звукопроизношения и фонематического слуха, в подборе слова на заданный звук, на определение места звука в слове. Высокий уровень у 45 детей (85%), средний уровень показали 5 детей (9%). Только 3 ребенка, а это 6%, показали низкий уровень по данным логопедического субтеста. Данные логопедического  субтеста представлены в таблице 3.

Таблица 3.                                       

 Логопедический субтест  на 01.04.2020 г. (кол-во/%)

Группа

Количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

группа №3

19

16/84%

1/5%

2/10%

группа №6

16

14/87%

2/13%

-

группа №9

18

15/83%

2/11%

1/6%

Итого по  МБДОУ

53

45/85%

5/9%

3/6%

5. При общем высоком уровне готовности детей к школьному обучению детей групп компенсирующей направленности недостаточно работы уделялось  развитию воображения, в частности, речевого творчества. Данный факт нашёл отражение в результатах методики «Последовательные  картинки». Дети составляют фактически правильный рассказ, верно интерпретируют содержание и последовательность событий, однако, их рассказы как правило малоэмоциональны, бедны по составу, прилагательные и глаголы однообразны. Дети не стремятся описывать содержание деятельности персонажей, описывать чувства и мысли, не наделяют персонажей какими- либо качествами.

6. Наиболее «сложным» аспектом школьной готовности для детей является развитие школьно-значимых психофизических функций. Практически у большинства детей (средний показатель) можно отметить трудности в развитии мелкой моторики и, особенно, в развитии зрительно-моторной координации, волевой сферы.

     

Таким образом, можно сделать вывод о том, что диагностика готовности к школе в целом показывает положительный результат: у большинства воспитанников подготовительных групп компенсирующей направленности положительные показатели школьной готовности, воспитательно-образовательная и коррекционная работа с детьми  проводилась целенаправленно и эффективно. Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также мониторинг усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.

Педагог – психолог    И.В.Мухтарова



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка                                                                                                                                                 по  итогам диагностики (мониторинга) психолого-педагогического обследования детей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения                              «Детский сад № 21», сформированности предпосылок к учебной деятельности                                         на этапе завершения ими дошкольного образования.

        В соответствии с планом работы воспитательно-образовательной программы была проведена психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) сформированности у                                    выпускников подготовительных к школе групп компенсирующей направленности (№7,№10) и комбинированной направленности (№11) МБДОУ «Детский сад № 21» предпосылок к учебной деятельности.

        Дата проведения обследования:  май 2021 года

        Цель:  определение уровня готовности детей к школьному обучению

        Основные задачи диагностики:  изучение состояния  готовности детей к обучению в школе.

        Изучение предпосылок психолого-педагогической обследования детей к обучению в школе проводилось по программе, разработанной педагогами г. Троицка, используя методики М.М.Семаго, Нищевой Н.В., Волковой Г.А. и др. В этом учебном году появились новые методики для диагностики во фронтальном обследовании выпускников.

Диагностика проводилась по следующим направлениям:

  • Фронтальное обследование:
  1. «Запомни и нарисуй» - оценка зрительной памяти;
  2. «Послушай внимательно и выполни задание» - выявить умение ориентироваться на плоскости;
  3. Тест «Продолжи узор» - определение уровня моторных навыков, развития произвольного внимания.
  4. Тест «Сосчитай и сравни» - оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9.
  5. Тест «Кружочки» - выявить уровень саморегуляции в деятельности.

  • Индивидуальное обследование:
  1. «Найди отличия» - определение устойчивости и переключения внимания;
  2. «Запомни и повтори» - обследование слухо-речевой памяти;
  3. «Ответь на вопросы» - оценка уровня развития мышления и способности ребенка понять вопрос и правильно построить логические связи;
  4. Рассказ по картинкам «Последовательные картинки» - исследование развития словесно-логического мышления;
  5. Мотивационная готовность - проводилась беседа по определению мотивационной составляющей школьной готовности выпускников подготовительной группы.

  • Логопедический субтест:
  1. состояние звукопроизношения - качество произношения;
  1. состояние фонематического слуха, анализа, синтеза;
  2. выявление умения выделять звук на фоне слова; умение дифференцировать смешиваемые в произношении звуки;
  3. умение делить слова на части.

         Данный диагностический инструментарий позволил определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей; уровень развития тонкой и крупкой моторики;  уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления).

        Из 51 обучающегося МБДОУ «Детский сад №21» обследовано 39 детей подготовительных  к школе групп с ОВЗ (группы компенсирующей и комбинированной направленности с нарушением речи). Отсутствовало по болезни 12 детей.

        По результатам диагностики, выявлены три группы детей:

-  показавшие  высокий уровень школьной готовности – 29 человек обследованных, что составило 74% от общего количества обучающихся подготовительных к школе групп ДОУ;

- дети, показавшие при обследовании средний уровень школьной готовности – 9 человек, что составляет 23% от общего количества обучающихся подготовительных к школе групп ДОУ;

- дети, показавшие низкий уровень школьной готовности – 1 человек обследованных, что составило 3%.

       Уровень готовности к школе представлен в таблице 1

Таблица 1                                                                 

                                                             Уровень готовности детей к школе на 01.06.2021 г. (кол-во/%)

Группа

Количество детей

Высокий уровень готовности

Средний уровень готовности

Низкий уровень готовности

группа №7

12

10/83%

2/17%

группа №10

11

6/55%

4/36%

1/9%

группа №11

16

13/81%

3/19%

Итого по  МБДОУ

39

29/74%

9/23%

1/3%

  По результатам диагностики сделаны следующие выводы:

1. Анализ результатов психолого-педагогического обследования выпускников показал положительные результаты по всем познавательным процессам: мышление, восприятие, внимание, воображение, память.

2. Достаточно хорошие результаты показали дети в развитии познавательной деятельности (дети имеют достаточный запас знаний об окружающем мире, обобщают, классифицируют основные понятия), дают правильные ответы на вопросы логического содержания. На достаточно высоком уровне развиты внимание и волевая готовность Но некоторую трудность дети испытывают в работе по словесной инструкции педагога, а также в развитии слуховой и зрительной памяти.

3. В аспекте социально-психологической готовности у детей можно отметить хороший уровень мотивационной готовности: 95% (37 детей) показали высокий уровень мотивации, 5% (2 ребенка) - средний уровень, низкого уровня мотивации к школьному обучению - нет.                        Положительная направленность детей на школу как на собственно учебное заведение — важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

   Уровень мотивационной готовности к школе детей подготовительных к школе групп представлен в таблице 2

Таблица 2                                           

                                        Уровень мотивационной готовности к школе на 01.06.2021 г. (кол-во/%)

Группа

Количество детей

Высокий уровень мотивационной готовности

Средний уровень мотивационной готовности

Низкий уровень мотивационной готовности

группа №7

12

12/100%

группа №10

11

10/82%

2/8%

группа №11

16

16/100%

Итого по  МБДОУ

39

37/95%

2/5%

  1. Хорошие результаты при проведении логопедического субтеста показали дети всех подготовительных к школе групп: состояние звукопроизношения и фонематического слуха, в б подборе слова на заданный звук, на определение места звука в слове. Высокий уровень у 30 детей (77%), средний уровень показали 7 детей (18%). Только 1 ребенок, а это 5%, показал низкий уровень по данным логопедического субтеста.

Данные логопедического субтеста представлены в таблице 3.

Таблица 3.                                       

 Логопедический субтест на 01.06.2021 г. (кол-во/%)

Группа

Количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

группа №7

12

10/84%

1/8%

1/8%

группа №10

11

7/64%

3/27%

1/9%

группа №11

16

13/80%

3/20%

Итого по  МБДОУ

39

30/77%

7/18%

1/5%

  1. При общем высоком уровне готовности детей к школьному обучению детей групп компенсирующей и комбинированной направленности недостаточно работы уделялось  развитию воображения, в частности, речевого творчества. Данный факт нашёл отражение в результатах методики «Последовательные  картинки». Дети составляют фактически правильный рассказ, верно интерпретируют содержание и последовательность событий, однако, их рассказы малоэмоциональны, бедны по составу, прилагательные и глаголы однообразны.

6. Наиболее «сложным» аспектом школьной готовности для детей является развитие школьно-значимых психофизических функций. Практически у половины детей можно отметить трудности в развитии слуховой памяти, зрительно-моторной координации.      

Таким образом, можно сделать вывод о том, что диагностика готовности к школе в целом показывает положительный результат: у большинства воспитанников подготовительных к школе групп компенсирующей и комбинированной направленности положительные показатели школьной готовности, воспитательно-образовательная и коррекционная работа с детьми  проводилась целенаправленно и эффективно. Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также мониторинг усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.

Педагог - психолог  И.В.Мухтарова



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка                                                                                                                                                 по  итогам диагностики (мониторинга) психолого-педагогического обследования детей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения                              «Детский сад № 21», сформированности предпосылок к учебной деятельности                                         на этапе завершения ими дошкольного образования.

        В соответствии с планом работы воспитательно-образовательной программы была проведена психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) сформированности у                                    выпускников подготовительных к школе групп компенсирующей направленности №3,№9  и группы компенсирующей направленности с ЗПР №6 МБДОУ «Детский сад № 21» предпосылок к учебной деятельности.

        Дата проведения обследования:  май 2022 года

        Цель:  определение уровня готовности детей к школьному обучению

        Основные задачи диагностики:  изучение состояния  готовности детей к обучению в школе.

        Изучение предпосылок психолого-педагогической обследования детей к обучению в школе проводилось по программе, разработанной педагогами г. Троицка, используя методики М.М.Семаго, Нищевой Н.В., Волковой Г.А. и др. В этом учебном году появились новые методики для диагностики во фронтальном обследовании выпускников.

Диагностика проводилась по следующим направлениям:

  • Фронтальное обследование:
  1. «Запомни и нарисуй» - оценка зрительной памяти;
  2. «Послушай внимательно и выполни задание» - выявить умение ориентироваться на плоскости;
  3. Тест «Продолжи узор» - определение уровня моторных навыков, развития произвольного внимания.
  4. Тест «Сосчитай и сравни» - оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9.
  5. Тест «Кружочки» - выявить уровень саморегуляции в деятельности.

  • Индивидуальное обследование:
  1. «Найди отличия» - определение устойчивости и переключения внимания;
  2. «Запомни и повтори» - обследование слухо-речевой памяти;
  3. «Ответь на вопросы» - оценка уровня развития мышления и способности ребенка понять вопрос и правильно построить логические связи;
  4. Рассказ по картинкам «Последовательные картинки» - исследование развития словесно-логического мышления;
  5. Мотивационная готовность - проводилась беседа по определению мотивационной составляющей школьной готовности выпускников подготовительной группы.

  • Логопедический субтест:
  1. состояние звукопроизношения - качество произношения;
  1. состояние фонематического слуха, анализа, синтеза;
  2. выявление умения выделять звук на фоне слова; умение дифференцировать смешиваемые в произношении звуки;
  3. умение делить слова на части.

         Данный диагностический инструментарий позволил определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей; уровень развития тонкой и крупкой моторики;  уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления).

        Из 58 обучающихся МБДОУ «Детский сад №21» обследовано 49 детей подготовительных  к школе групп с ОВЗ (группы компенсирующей направленности с нарушением речи). Отсутствовало по болезни и отпуска 9 детей.

        По результатам диагностики, выявлены три группы детей:

-  показавшие  высокий уровень школьной готовности – 31 человек обследованных, что составило 63% от общего количества обучающихся подготовительных к школе групп ДОУ;

- дети, показавшие при обследовании средний уровень школьной готовности – 17 человек, что составляет 35% от общего количества обучающихся подготовительных к школе групп ДОУ;

- дети, показавшие низкий уровень школьной готовности – 1 человек обследованных, что составило 2%.

     

 Уровень готовности к школе представлен в таблице 1

Таблица 1                                                                 

                                                      Уровень готовности детей к школе на 01.06.2022 г. (кол-во/ %)

Группа

Количество детей

Высокий уровень готовности

Средний уровень готовности

Низкий уровень готовности

группа №3

18

12/67%

6/33%

-

группа №6  (ЗПР)

12

8/67%

3/25%

1/8%

группа №9

19

11/58%

8/42%

-

Итого по  МБДОУ

49

31/63%

17/35%

1/2%

По результатам диагностики сделаны следующие выводы:

1. Анализ результатов психолого-педагогического обследования выпускников показал положительные результаты по всем познавательным процессам: мышление, восприятие, внимание, воображение, память.

2. Достаточно хорошие результаты показали дети в развитии познавательной деятельности (дети имеют достаточный запас знаний об окружающем мире, обобщают, классифицируют основные понятия), дают правильные ответы на вопросы логического содержания. На достаточно высоком уровне развиты внимание и волевая готовность.  Но некоторую трудность дети испытывают в работе по словесной инструкции педагога, а также в развитии слуховой и зрительной памяти.

3. В аспекте социально-психологической готовности у детей можно отметить хороший уровень мотивационной готовности: 65% (32 ребенка) показали высокий уровень мотивации, 29% (14 детей) - средний уровень, низкий уровень мотивации к школьному обучению 6% (3 ребенка-  редко посещали детский сад). Положительная направленность детей на школу как на собственно учебное заведение — важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

   Уровень мотивационной готовности к школе детей подготовительных к школе групп представлен в таблице 2

Таблица 2                                           

                                     Уровень мотивационной готовности к школе на 01.06.2022 г. (кол-во/ %)

Группа

Количество детей

Высокий уровень мотивационной готовности

Средний уровень мотивационной готовности

Низкий уровень мотивационной готовности

группа №3

18

10/56%

7/39%

1/5%

группа №6 (ЗПР)

12

  9/75%

2/17%

1/8%

группа №9

19

13/69%

5/26%

1/5%

Итого по  МБДОУ

49

32/65%

14/29%

3/6%

4.Хорошие результаты при проведении логопедического субтеста показали дети всех подготовительных к школе групп: состояние звукопроизношения и фонематического слуха, в подборе слова на заданный звук, на определение места звука в слове. Высокий уровень у 40 детей (82%), средний уровень показали 8 детей (16%). Только 1 ребенок, а это 2%, показал низкий уровень по данным логопедического субтеста.

Данные логопедического субтеста представлены в таблице 3

Таблица 3.                                       

Логопедический субтест на 01.06.2022 г. (кол-во/ %)

Группа

Количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

группа №3

18

16/89%

2/11%

-

группа №6 (ЗПР)

12

9/75%

2/17%

1/8%

группа №9

19

15/79%

4/21%

-

Итого по  МБДОУ

49

40/82%

8/16%

1/2%

5.При общем высоком уровне готовности детей к школьному обучению детей групп компенсирующей направленности недостаточно работы уделялось  развитию речевого творчества. Данный факт нашёл отражение в результатах методики «Последовательные  картинки». Дети верно раскладывают картинки и составляют рассказ, однако, их рассказы бедны по составу, прилагательные и глаголы однообразны, зачастую  перечисляются только действия.

6. Наиболее «сложным» аспектом школьной готовности для детей является развитие школьно-значимых психофизических функций. Практически у половины детей можно отметить трудности в развитии слуховой памяти, зрительно-моторной координации (фронтальное обследование: «Запомни и нарисуй» - оценка зрительной памяти; «Послушай внимательно и выполни задание» - умение ориентироваться на плоскости)

       Таким образом, можно сделать вывод о том, что у большинства воспитанников подготовительных к школе групп компенсирующей направленности положительные показатели школьной готовности, воспитательно-образовательная и коррекционная работа с детьми  проводилась целенаправленно и эффективно, о чем свидетельствуют данные диагностики (мониторинга) психолого-педагогического обследования детей,  сформированности у них предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад №21».

Педагог - психолог _____________   И.В.Мухтарова