Методическое обеспечение
конспекты занятий
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 259.77 КБ | |
| 25.37 КБ | |
| 97 КБ | |
| 23.35 КБ | |
| 36.11 КБ | |
| 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»
ХV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»
(РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП В ХМАО - ЮГРЕ)
Карчина Ольга Павловна
Должность: педагог дополнительного образования
Объединение: «Кукольный театр»
Образование: среднее профессиональное, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ивановской области «Ивановский колледж культуры и искусства», социально-культурная деятельность, организация и постановка культурно-досуговых мероприятий и театрализованных представлений, менеджер социально-культурной деятельности.
Стаж педагогической работы: 10 лет
Стаж работы в данном учреждении: 10 лет
Лянтор 2024
Пояснительная записка.
Тема занятия: «Поиграем в скороговорки».
Цель: Обучать звуковой культуре речи, учить регулировать темп речи и силу голоса.
Задачи:
- обучать интонационной выразительности речи, формировать навыки регулирования темпа речи и силы голоса;
- развивать речевой аппарат, речевые функции, фантазию, артистизм;
- воспитывать чувство любви к родному языку, обогащать духовный мир детей.
Занятие подготовлено для обучающихся младшей возрастной категории.
При планировании занятияособое внимание я обращала на то, что в театральном искусстве главное – это умение действовать словом, так как, прежде всего, через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.
Занятие состояло из 4 дидактических моментов:
1. Организационно-мотивационный момент.
2. Актуализация знаний о театральной деятельности.
3. Практический этап.
4. Рефлексия.
Форма проведения занятия: занятие-игра.
На занятии использовались следующие методы обучения: словесный, практический, наглядный, игровой, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, в парах,групповая, коллективная.
Слово на сцене, как и в жизни, является средством общения и воздействия.
Кроме того, речевые этюды, которые использовались на занятии, служили хорошей эмоциональной разрядкой, способствовали поднятию творческой активности детей.
Тема занятия: «Поиграем в скороговорки».
Цель: Обучать звуковой культуре речи, учить регулировать темп речи и силу голоса.
Задачи:
- обучать интонационной выразительности речи, формировать навыки регулирования темпа речи и силы голоса;
- развивать речевой аппарат, речевые функции, фантазию, артистизм;
- воспитывать чувство любви к родному языку, обогащать духовный мир детей.
Предполагаемый результат:
- повышение интереса к устному народному творчеству;
- умение правильно произносить слова, фразы, скороговорки;
- дети получат положительный опыт коллективного взаимодействия.
Предварительная работа: чтение и разучивание скороговорок,составление альбома «Гимнастика для пальчиков и языка», «Чудо-загадки».
Используемое оборудование: конверты с картинками-подсказками, мяч, цветок с разноцветными лепестками, геометрические фигуры для деления на команды.
Словарная работа: чистоговорки, скороговорки.
Ход занятия.
1.Организационно-мотивационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем занятии мы с вами узнаем много интересного, поиграем в различные игры. Вы готовы к занятию?
2. Актуализация знаний о театральной деятельности.
Педагог: Дети, любой из вас без труда произнесет слова «мама» или «папа», потому что звуки в этих словах лёгкие для произношения, они под силу даже маленькому ребенку. Но не каждый выговорит слова, в которых есть «трудные» звуки. Чтобы этому научится, мы с вами занимались произношением чистоговорок. Их можно произносить не торопясь, главное- четко произносить все звуки и слова. А чтобы научится ещё и быстро проговаривать слова с «трудными звуками», придумали специальные упражнения- скороговорки, что значит «скоро, быстро». Как называются эти упражнения (ответы детей).
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Педагог:Вначале скороговорки обычно очень легкие. Давайте вспомним их. Для этого у меня есть для вас подсказки - вот такие волшебные и загадочные конверты (дети подходят к столу берут конверты в них картинка- подсказка).
Ребёнок рассматривает картинку, вспоминает скороговорку и проговаривает её. Затем проговаривают её 2-3 человека.
- Шла Поля по полю,
Рядом кони топали.
- Стрекочет сорока
На сосне высоко.
- Лежит ёжик у ёлки,
У ежа иголки.
- Мишка в снежную метель
Миску мёда съесть хотел.
- Маленькие мышки
Мыли с мылом миски.
- Ира с Игорем играла,
И игрушки разбросала.
3. Практический этап.
Педагог: Молодцы! Хорошо проговариваем скороговорки. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Мяч эмоций».
Вы должны будете произнести скороговорку с той интонацией, которую я вам назову. Это может быть радость, грусть, удивление, злость, испуг.
Ход игры. Дети стоят по кругу, педагог бросает мяч ребенку и называет одну из эмоций. Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией (дети садятся на стулья).
Педагог: Легкие скороговорки мы с вами вспомнили, но чем дальше, тем скороговорки сложней.
И поможет их нам вспомнить вот этот необычный цветок (на лепестках которого изображены картинки).
Дети открывают лепесток и читают скороговорку. 2- 3 человека повторяют её.
Педагог: Ребята, будьте внимательны, скороговорки могут быть и очень трудные.
- Божью коровку
Закрыли в коробку.
Ты открой коробку,
Освободи коровку.
- Две очень умных мышки,
С утра читали книжки.
И за день эти крошки,
Изгрызли книжки в крошки.
- В кладовке кадушки.
В кадушках квакушки.
Квакнули квакушки,
Лопнули кадушки.
- Миску мишке предложили,
Мяса в миску положили.
Мишка мясо лапой мял,
Мишка мяса есть не стал.
- Залечил однажды зубр,
В зоопарке зебре зуб.
И теперь, как встретит зубра,
Зебра зубру скалит зубы.
Педагог:Молодцы! Чтобы четко и быстро проговаривать скороговорки, тренироваться надо каждый день, как хорошим спортсменам. Не беда, если сразу все не получится.
- Чтобы четко говорить,
Нужно с пальцами дружить.
И сейчас мы с вами вспомним гимнастику для пальчиков и языка. Это веселое упражнение, которое называется «Краб». (дети садятся на ковёр и выполняют)
- Шкряб, шкряб,шкряб, шкряб. Вот на пальму лезет краб. (левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх; пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев; широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд-назад).
Упражнение ах – ох – иех.
- Сверху вниз летит орех. (кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз; высунуть язык и выполнять движения вверх-вниз)
- Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. На песок сползает краб. (пальцами правой руки имитировать движения краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю; с напряженим тянуть язык к подбородку).
- Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех? (с помощью жестов и мимики изобразить удивление).
Повторяем всё ещё раз.
- Хром, хром, хром, хром. Две мартышки под кустом. (подушечками пальцев обеих рук погладить щёки; имитировать процесс жевания).
- Ну и чудик этот краб! (большими и указательными пальцами оттянуть руки; высунуть язык).
Педагог:Асейчас у нас сюрприз. Андрей приготовил для вас интересную скороговорку. Будьте очень внимательны, а потом кто - то из вас попробует её повторить. (ребёнок рассказывает).
- Ну, а сейчас у нас будет соревнование «Кто больше знает скороговорок?».
Но для этого нам необходимо разделится на две команды (дети делятся на команды).
Скороговорки нужно проговаривать четко, быстро, чтобы всем было понятно.
Педагог: Ну вот и закончилась наша игра. А как называются упражнения, которые помогают научиться четко и быстро проговаривать слова и произносить все звуки?
Дети:Скороговорки.
Педагог: правильно скороговорки.Послушайте какое я знаю стихотворение:
Люди разговорчивые,
Говорят разборчиво.
Чисто, четко, внятно.
Каждому приятно,
Вы согласны с этим (рассуждения детей).
Педагог:Надеюсь, что все вы будете говорить красиво и понятно.
Вы сегодня справились со всеми заданиями, показали, как вы много знаете скороговорок, и поэтому я хочу вам вручить медали «Наши знатоки».
Рефлексия: Педагог вручает памятные медали, дети по традиции аплодируют друг другу в конце занятия и прощаются до следующего занятия.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»
Мастер-класс
«Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для младших школьников»
Карчина О.П., педагог дополнительного образования
Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми
для обучения детей игре в шахматы.
2. Формировать умение играть в шахматы.
(При входе в класс родители берут пешку белого или чёрного цвета , тем самым распределяясь на две команды)
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.
Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, который увеличивает интеллектуальные способности ребёнка.
Помимо того, что у него активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.
Сейчас на практике я покажу использование некоторых игровых приемов, которые я использую при обучении детей игре в шахматы.
Чтобы было интереснее, вы должны поделиться на две команды: команда белых пешек и команда чёрных пешек. А я посмотрю, чья команда умнее, сильнее, быстрее.
1 этап. Знакомство с шахматной доской.Моя цель помочь ребятам овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.
-Итак, рассмотрим некоторые приёмы.
-Посмотрите внимательно на доску и скажите, из чего она состоит.
- На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии: горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева-направо, вертикали сверху-вниз, а диагонали наискосок. А сейчас возьмите фишки и выложите на своей доске линии: команда чёрных- горизонтали, команда белых- вертикали.
Задание выполнено, а сейчас назовите линии, которые вы выложили. Правильно, молодцы, все справились.( в знак благодарности команды получают шахматную фигуру)
Каждое поле имеет своё название, для умения правильно ориентироваться на шахматном поле я использую эстафету «Найди своё место».
На доске записаны координаты.
Команда белых- белые пешки
команда чёрных- чёрные пешки
Командам необходимо как можно быстрее разместить правильно пешки на магнитной шахматной доске.
За правильно выполненное задание-фигура.
2 этап. Знакомство с фигурами и пешками, их движение на поле. Для этого использую стихи, игры, сказки,загадки.
На данном этапе к нам в гости приходит помощник Динозаврик Дино. Я предлагаю вам посмотреть как он знакомит ребят с фигурами и способами их передвижения.
( демонстрация программы Динозавры учат шахматам)
После того как ребятапрошли полный курс обучения с Динозавриком Дино, познакомились со всеми фигурами и их движением на шахматном я предлагаю игру «Чудесный мешочек». Цель данной игры – проверить на сколько хорошо запомнили ребята фигуры, их названия, а также первоначальное расположение на поле сражения.
Я предлагаю вам данную игру. Ваша задача на ощупь определить название фигуры и правильно расположить её на поле. Для того, чтобы мы могли проверить правильность выполнения задания один из команды распознанную фигуру располагает на магнитной шахматной доске.
( два волшебных мешочка- с белыми и чёрными отдельно)
За правильно выполненное задание-фигура.
Одним из приёмов являются загадки.Ребятам очень интересно отгадывать о какой фигуре идёт речь.Например:
Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла.
(Пешка)
Стою на самом краю, путь откроют – пойду.
Только прямо хожу, как зовут – не скажу.
(Ладья)
Не живет в зверинце, не берёт гостинцы,
По косой дорожке ходит, хоботом не водит.
(Слон)
Передвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (Конь) 4
Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку -
Прекращается игра.
(Шахматный король) Молодцы1
- А сейчас я предлагаю вам принять участие в эстафете «Расставь фигуры». Посмотрите ещё раз на расположение фигур, уберите фигуры с шахматной доски , посмотрим кто быстро и правильно расставит фигуры на шахматной доске в первоначальную позицию. Начнём по хлопку.
Молодцы.
За правильно выполненное задание-фигура.
-Сейчас внимание на экран я предлагаюигру «Чьи следы». Ваша задача определить какая из фигур движется в данном направлении.
За правильно выполненное задание-фигура.
Наше занятие подошло к концу. Подведём итоги.( количество фигур). Победила команда белых (или чёрных).
Подведем итоги нашего путешествия по шахматному королевству в виде теста. Если вы согласны с ответом, то хлопаете в ладоши 2 раза, если не согласны , то топаете.
1.На шахматной доске 8 горизонталей.( да)
2. Косые ряды полей на шахматной доске называются диаграммами. (нет)-диагонали
3. Самая ценная фигура в шахматном войске пешка.( нет)- король
4. На шахматной доске 64 поля. (да)
5. Пешка ходит только вперёд. (да)
6. Фигура, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры-конь. (да)
Молодцы! Я думаю из вас получатся мудрые шахматисты.
Я прошу вас оценить наше путешествие в мир шахмат. Если вам понравилось, то наклейте пешку на белое поле, а если нет – на черное.
Предварительный просмотр:
ШАХМАТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ПОДБОРКА ТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ.
Тематика курса «Шахматы, первый год».
I. Шахматная доска.
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
Дидактические игры и игровые задания.
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
II. Шахматные фигуры.
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
Дидактические игры и игровые задания.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
«Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
III. Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и игровые задания.
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.
IV. Ходы и взятие фигур. (основная тема учебного курса)
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Дидактические игры и игровые задания.
«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,
не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
V. Цель шахматной партии.
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и игровые задания.
«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.
«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения.
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
Дидактические игры и игровые задания.
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
К концу первого года обучения дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
- правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
- различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах, мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Учебный курс «Шахматы, второй год» – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы «Шахматы, второй год», учебника для второго класса «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем», пособия для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу», книга «Шахматный задачник, второй год обучения».
В отличие от материалов первого года обучения, 90 % которых представляют собой авторские наработки, тематика второго курса более традиционна.
Среди заслуживающих внимания авторских инноваций можно выделить:
- занимательное объяснение шахматной нотации;
- использование на занятиях шахматных легенд;
- культивирование игры на фрагментах (3×3, 4×4 и др.) шахматной доски;
- применение диафильмов в учебном процессе;
- разработка оригинальных дидактических игр и заданий;
- преимущественное использование на занятиях позиций с минимальным количеством шахматных фигур;
- инсценирование на уроках дидактических шахматных сказок.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.
Программа «Шахматы, второй год» предусматривает 34 учебных занятия, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.
Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение обучающихся ставить мат.
Учебный курс включает пять тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала».
Учебник «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем», подобно учебнику первого года обучения, содержит минимум слов и максимум иллюстративного материала,
но более содержательного характера. Шахматный материал закрепляется большим количеством дидактических заданий и игр.
Как и в учебнике для первоклассников, объяснению нового материала посвящено мало страниц, большая часть учебника отведена закрепляющим дидактическим играм и заданиям. Эти задания ребята могут решать либо по диаграммам в учебнике, не расставляя фигур на доске, либо на своей шахматной доске, либо на демонстрационной доске. Поучительные позиции дидактических игр ученики разыгрывают друг с другом или с учителем (в этом случае педагог проводит импровизированный сеанс одновременной игры).
Много страниц учебника занимают задания на мат в два хода, причем скрупулезно подобраны яркие малофигурные примеры таких заданий.
Чтобы почувствовать красоту и очарование игры в шахматы, ребенок должен твердо усвоить сравнительную силу фигур. Если, например, он не знает, что ладья сильнее слона (в большинстве позиций), и поэтому, как правило, ладью невыгодно отдавать за слона, то он никогда не ощутит то творческое волнение, когда обыденное приносится в жертву неординарному, и более сильная фигура идет под удар менее ценной.
Сначала дети должны понять, что преимущества в одну фигуру чаще всего достаточно для победы и что стремление к материальному перевесу – разумная стратегия (при прочих равных условиях). Только затем следует показывать детям эффектные исключения из правил (когда маленький шахматный отряд одолевает превосходящее войско неприятеля). Это объясняет структуру учебного курса, в котором дети сначала учатся реализовывать огромное материальное преимущество (мат ферзем и ладьей, мат двумя ладьями, мат ферзем, мат ладьей) и получают элементарные навыки согласования взаимодействия своих фигур при постановке мата.
«Шахматы, второй год, или учусь и учу» – пособие для педагога, в котором подробно
изложена методика проведения 33 программных занятий, приведены необходимые рекомендации по применению на занятиях учебника «Шахматы, второй год, или «Играем и выигрываем». В пособии приводится большинство учебных положений дидактических заданий из учебника с правильными решениями (в учебнике решения не даются). Для педагогов, знакомых с шахматами только по материалам учебно-методического комплекта «Шахматы, первый год», сделаны необходимые разъяснения.
Программный материал второго года обучения несколько сложнее, чем материал первого года, ибо если раньше нужно было просто усвоить элементарные правила шахматной игры и возможности каждой отдельной фигуры, то теперь и обучающиеся, и педагог (не игравший прежде в шахматы) должны почувствовать, как фигуры взаимодействуют между собой при защите, атаке, постановке мата (для этого в учебнике и пособии приведены простейшие малофигурные положения).
Более сложные примеры дидактических заданий учитель может брать из пособия «Шахматный задачник, второй год обучения», где по темам сгруппировано более 600 шахматных диаграмм, а в конце книги даны их решения.
Как дополнительное пособие к курсам первого и второго года обучения педагог может использовать книгу для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет «Удивительные приключения в Шахматной стране». Программным материалам «Шахматы, первый год» соответствуют главы 1 – 13, а материалам второго года – главы 14 и 15.
Книга эта – переработанное и значительно расширенное издание «Приключений в Шахматной стране» (М., 1991 г.). В каждой из глав пособия важную роль играют обращения к маленькому слушателю. Для закрепления учебного материала после каждой главы введена рубрика «Загадки из тетрадки». Цементируют книгу рубрики «Советы родителям» (и педагогам!) и «Странички из дневника». В последних взрослый читатель узнает о том, как автор на практике претворяет свои идеи в жизни, как преодолеть типичные трудности при обучении основам древней игры детей 5 – 8 лет.
«Удивительные приключения в Шахматной стране» – книга-сказка. В этой сказочной стране азы шахматной игры детям помогают постичь девочка Клеточка, ее друг деловитый Загадай, озорной и веселый Горизонталик, хулиганистый Задира и главный герой – мальчик Юра.
Тематика курса «Шахматы, второй год».
I. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
Дидактические игры и игровые задания.
«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем задаются вопросы: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли (ферзи, королевские слоны, ферзевые кони, ферзевые ладьи и т.п.)
«Назови горизонталь». Задание подобно предыдущему, но дети называют горизонтали.
«Назови диагональ». А здесь называется диагональ (например, диагональ е1 – а5).
«Какого цвета поле?». Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет (можно попробовать это сделать «вслепую», не глядя на доску).
«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог просит их найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Ученики отвечают по очереди, причем после каждого ответа учитель уточняет – ближе или дальше.
«Диагональ». Дети должны назвать поля, составляющие диагональ (например, е1-h4).
III. Ценность шахматных фигур.
Поыторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).
Дидактические игры и игровые задания.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Учитель на демонстрационной доске расставляет положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
IV. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические игры и игровые задания.
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черный король отошел на угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать такой ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
V. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
Дидактические игры и игровые задания.
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- шахматные правила FIDE;
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучени я дети должны уметь:
- правильно вести себя за доской;
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
Учебно-методический комплект «Шахматы, третий год» состоит из программы «Шахматы, третий год», учебника для 3 класса «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры», пособия для учителя «Шахматы, третий год, или Учусь и учу».
Среди наиболее ценных авторских инноваций третьего года можно выделить:
- доступное для третьеклассников объяснение игры в дебюте, подкрепленное нестандартными дидактическими заданиями;
- приведение большого количества трехходовых партий;
- необходимое внимание к методам защиты от детского мата;
- разработка оригинальных дидактических заданий;
- объяснение на уроках только тех эндшпильных позиций, которые доступны ученикам третьего класса.
Программой предусматривается 33 учебных занятия, одно занятие в неделю. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие учащихся материал.
Дети приобретают умение создавать и реализовывать матовые угрозы при небольшом материальном или позиционном перевесе. И только после этого дети практикуются в нахождении матовых шахматных комбинаций, когда к выигрышу ведет красивый тактический удар (жертвуется одна из фигур).
Учебный курс включает три большие темы: «Основы дебюта», «Основы миттельшпиля», «Основы эндшпиля».
В программе приводится перечень дидактических заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант поурочного распределения программного материала, а также список учебников и учебных пособий в помощь обучающим шахматной игре.
Учебник третьего класса «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры», подобно учебникам первых лет обучения, содержит мало слов и много иллюстративного материала. Шахматный материал закрепляется большим количеством нестандартных дидактических заданий. Среди них «Поймай ферзя», «Поставь детский мат», «Выиграй фигуру у «повторюшки»», «Накажи пешкоеда», «Квадрат», «Куда отступить королем?» и др.
Объяснению нового материала в учебнике «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры» отводится немного страниц, основная часть учебника отведена дидактическим заданиям. Эти задания ученики решают либо по диаграммам учебника, либо на своих шахматных досках, либо на демонстрационной доске.
«Шахматы, третий год, или Учусь и учу» – пособие для педагога. В этом пособии детально изложена методика проведения каждого из 66 программных занятий; приведены необходимые рекомендации по рациональному использованию на уроках учебника «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры». В пособии приводится много учебных положений дидактических заданий из учебника с правильными решениями (в учебнике решения не даются). Для учителей, мало знакомых с шахматами, сделаны необходимые разъяснения.
Тематика курса «Шахматы, третий год».
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух- и трехходовые партии.
II. Основы дебюта.
Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Принципы игры в дебюте:
- Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов».
- Борьба за центр.
- Безопасная позиция короля. Значение рокировки.
- Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.
Классификация дебютов.
Дидактические задания.
«Мат в один ход». «Поставь мат в один ход нерокированному королю». «Поставь детский мат». Белые или черные начинают и дают мат в один ход.
«Поймай ладью». «Поймай ферзя». Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
«Защита от мата».Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).
«Выведи фигуру». Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.
«Поставь мат «повторюшке» в один ход». Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.
«Мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Выигрыш материала». «Накажи пешкоеда». Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
«Можно ли побить пешку?». Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
«Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
«Можно ли сделать рокировку?». Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
«Чем бить фигуру?». Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
«Спарь противнику пешки». Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.
III. Основы миттельшпиля.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.
Дидактические задания.
«Выигрыш материала». Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.
«Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.
IV. Основы эндшпиля.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические задания.
«Мат в два хода». Белые начинают и дают мат в два хода.
«Мат в три хода». Белые начинают и дают мат в три хода.
«Выигрыш фигуры». Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.
«Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
«Проведи пешку в ферзи». Требуется провести пешку в ферзи.
«Выигрыш или ничья?». Нужно определить, выиграно ли данное положение.
«Куда отступить королем?». Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
«Путь к ничьей». Точной игрой нужно добиться ничьей.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические приемы;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
На занятиях четвертого года обучения «Шахматы, четвертый год» используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются задачи для самостоятельного решения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Занятия посвящены в основном совершенствованию игры в миттельшпиле, поскольку главная борьба происходит в середине партии. Основные темы курса «Анализ и оценка позиции», «Шахматные комбинации», «План в шахматах».
Обучающиеся учатся элементарно анализировать позицию и на основе анализа составлять простейший план дальнейшей игры. Дети знакомятся с темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации.
Обучающиеся овладевают знаниями и навыками на уровне IV – III спортивных разрядов. Принимают участие в соревнованиях различного уровня.
Тематика курса «Шахматы, четвертый год».
I. Шахматная партия.
О трех стадиях шахматной партии. Виды преимущества в шахматах: материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
II. Анализ и оценка позиции.
Основные правила игры в миттельшпиле (В.Стейниц). Анализ и оценка позиции. Элементы позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).
Дидактические игры и игровые задания.
«Самый слабый пункт». Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.
«Вижу цель!». Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.
III. Шахматная комбинация.
Пути поиска комбинации.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.
Матовые комбинации на мат в три хода.
Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др..
Комбинации, ведущие к ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации).
Дидактические игры и игровые задания.
«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.
«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала». Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.
«Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
- некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
- правила игры в миттельшпиле;
- основные элементы позиции.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
- правильно разыгрывать дебют;
- грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
- проводить элементарно анализ позиции;
- составлять простейший план игры;
- находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания;
- пользоваться шахматными часами.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»
ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО».
Карчина О.П., педагог дополнительного образования
ПЛАН
открытого занятия педагога дополнительного образования
Тема занятия: Введение в образовательную программу «Добро пожаловать в шахматное королевство».
Цель: Формирование интереса к шахматной игре.
Задачи:
- Познакомить детей с историей шахмат.
- Знакомство с шахматной доской, фигурами, первыми правилами шахматной игры, записи шахматной партии.
- Воспитать чувства партнерства, творческой взаимопомощи.
- Раскрыть перспективы познания шахмат.
Время занятия: 30 минут
Тип занятия: вводное
Возраст обучающихся – 9-11 лет
Количество – 10-12 человек
Оборудование: 7 комплектов шахмат, демонстрационная шахматная доска, тетради и ручки на каждого обучающегося, шахматные часы – 1 шт., школьная доска, мел.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Вводная часть – 3 минуты.
- Приветствие, назвать свое имя.
- Ребята, вы ,конечно, знаете много спортивных игр, занимаетесь спортом. А знаете ли вы такую игру, которая совмещает в себе свойства науки, искусства и спорта?
- Как вы думаете, чем интересна и полезна игра в шахматы?
- Ответы детей.
- А кто-нибудь из вас умеет играть в шахматы? Знаете правила игры?
- Ответы детей.
- Шахматный клуб. Рассказ педагога о том, чему учат в клубе, как проходят занятия, соревнования, проведение классификационных турниров с присвоением спортивных разрядов: от IV разряда – до международного мастера.
- Основная часть занятия – 12 минут.
- Теоретическая часть – 5 минут
Лекция с элементами беседы.
- Вся в квадратах – белых, черных –
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Люди в шахматы играют –
Интересная игра!
Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки,
В черно-белый этот край.
Что? Трехглавые драконы
нас не ждут здесь? Не беда!
Тут зато лихие кони
И пехота хоть куда!
Тут ферзи, слоны отважны,
Мчатся поперек и вдоль,
И, совсем как в сказке, важный
Возвышается король.
Тут герои в каждом войске,
И выходит рать на рать
Хитроумно и геройски
Воевать и побеждать!
Е. Ильин.
- Шахматы – очень древняя игра. Ее рождение связано с желанием людей жить мирно, без войн. Появилась она в Индии более двух тысяч лет тому назад. В VI веке проникла через Персию в Европу.
- «Легенда о возникновении шахмат».
- Ребята, как вы думаете, какова цель шахматной игры?
- Правильно! Поставить мат королю.
- Откуда же пришло это слово – шахматы? И что оно означает?
- Своего царя персы называли – «шах», а слово «мат» - по арабски означает «умер». Значит, слово «шахматы» можно перевести так: «Смерть королю противника!».
- Работа с демонстрационной доской и с шахматами на столах.
- Изучение шахматной доски и фигур.
- Расстановка фигур на доске.
- Правила игры.
- Запись партии.
- По ходу объяснения – вопросы педагога:
- зачем нужно записывать партии?
- правильно, для изучения и анализа игры. Для прочтения шахматных книг и журналов.
- Запись «Детского мата».
- Игра «Узнай фигуру на ощупь».
- Практическая часть –7 минут.
- Игра обучающихся в шахматы. Обучающиеся, имеющие минимальный опыт игры в шахматы, играют в паре с теми, кто не имеет такого опыта.
- Подведение итогов – 5 минуты.
- Ребята, что вы почувствовали, играя в шахматы?
- Предполагаемые ответы (интерес, азарт)
- Хотели ли вы и дальше обучаться шахматной игре? Как вы думаете, какие качества характера развиваются при занятии шахматами?
- Ответы детей (память, внимание, логическое мышление, терпение, усидчивость)
- Как вы думаете, где эти качества характера вам могут пригодиться?
- (В жизни, на уроках, в спорте и т.д.)
- И в заключении предлагаю проверить, успели ли вы запомнить шахматные термины. Сейчас мы разгадаем шахматный кроссворд!
- Слабый по силе, но сильный по духу шахматный солдатик.
- Активные действия военных на поле боя или шахматных фигур на доске.
- Нападение на короля.
- Окончание игры.
- Прямолинейная и сильная фигура.
- Необходимое качество начинающего шахматиста, помогающее овладеть секретами шахматной игры.
- Две одинаковые фигуры, которые не могут ходить по диагоналям одного цвета.
Педагог- нам не скучно ходить по белым и черным полям. Шахматная жизнь становится интереснее, ярче, полнее. Вас ждут удивительные шахматные открытия, яркие победы и полезные поражения.
Все в ваших руках! Удачи!
Занятие окончено.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»
ВВОДНЫЙ УРОК ШАХМАТ
Карчина О.П., педагог дополнительного образования
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, родители и, соответственно, психологи, работающие в системе образования.
Конспект вводного занятия по шахматам, основной целью которого является побуждение детей к дальнейшему обучению игре в шахматы.
ЦЕЛЬ УРОКА: побуждение детей к дальнейшему обучению игре в шахматы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
Здравствуйте! В какие игры вы любите играть? (Ответы детей) Конечно, в самые разные! На улице вы с удовольствием играете в догонялки, пятнашки, футбол, прыгаете в резинку или классики… Дома почти у всех есть компьютеры. Иногда с родителями можно поиграть в лото или домино… Среди замечательных и полезных игр, существующих в мире, особое место принадлежит именно шахматам. Конечно, многие из вас умеют играть в шахматы. Кто-то играет хорошо, даже друзей обыгрывает, а кто-то может быть и не знаком даже с этой замечательной игрой. Но все вместе мы с вами будем учиться играть и скоро, может быть, обыграем даже папу или дедушку! Так с чего же нам начать? Конечно же, с легенды о появлении шахмат.
Легенда ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ (гость в костюме шахматного короля или королевы)
Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей.
Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тридцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное - непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь.
Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!
Посидел падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев!» Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне, велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет мой меч - голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.
Опечалились мудрецы пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать.
Время назначенное проходит, зовет их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» закричал. Хорошо ещё, что казнить не велел.
Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве.
Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь. Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там - деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!» «Не всё то золото, что блестит!» - мудрец отвечает. Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?» Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил царю правила игры и они начали сражение.
И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по-царски наградить. Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб или смерть королю. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.
Чтобы попасть в волшебный мир шахмат, нужно ответить на несколько вопросов.
- Где родились шахматы?
- Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур?
- Переведите на русский язык слово «ШАХМАТЫ».
А где же происходят шахматные сражения? Конечно, на шахматной доске. О ней мы сейчас и поговорим.
Основная часть.
- Знакомство с шахматной доской.
Доски бывают разные – гладильные, стиральные, разделочные, строительные. На них в шахматы не поиграешь! Это можно сделать только на шахматной доске. Вот она перед вами. Чтобы играть в шахматы, её необходимо хорошо знать.
Шахматная доска – это квадрат, на нём 32 белые и 32 чёрные клетки. Сколько же всего? (64)
По краям доски отмечены буквы и цифры. Сверху и снизу – буквы (проговорить названия), справа и слева – цифры (от 1 до 8). Они нужны нам для того, чтобы определить адрес шахматной клетки, а он у каждой клетки свой собственный. Как же его узнать? Посмотрите =, эта клетка имеет адрес а1, потому что стоит на пересечении буквы а и цифры 1. Попробуйте определить (h1, a3, е6).
Что же, первое знакомстов с шахматной доской состоялось. Скоро на ней появится шахматное войско. Вы готовы к встрече с ним?
Проверим, а для этого я попрошу ответить вас на несколько вопросов.
- Какую форму имеет шахматная доска?
- Сколько клеток на шахматном поле?
- Какие цветы любят шахматы?
- Для чего на доске нужны буквы и цифры?
- Зачем нужно знать точный адрес клетки?
2. Знакомство с шахматными фигурами.
Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках. А нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы. Давайте их рассмотрим.
Вот его величество – Король! На кого или на что похож король? (ответы детей). Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный. Похож на человека с высокой острой короной. В каждом королевстве королей по одному – черный и белый.
А вот Ферзь! На кого или на что похож ферзь? (ответы детей). Чуть поменьше короля. У него круглая небольшая шапочка-корона на голове. В начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному, как и королей.
Посмотрите, вот Ладья! На кого или на что похожа ладья? (ответы детей). Напоминает крепостную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость). В Россию шахматы так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура и превратилась в ладью. Ладей в каждом войске по две.
Особая фигура – Слон. На кого или на что похож слон? (ответы детей). На слона совсем не похож. Скорее всего, это высокий человечек в остром шлеме. Почему именно слон? Древнеиндийские воины передвигались как пешком, так и нас лонах. Отсюда и возникла необходимость в этой фигуре, которая сохранила вид воина, а название – слона. Слонов в каждой армии по два. Кто знает, как по-другому называется эта фигура? (Офицер)
Ещё одно животное на поле - Конь! Его никогда ни с кем не перепутаешь. За долгое время он потерял своего всадника, длинные ноги и хвост. Коней у противников по два.
А теперь - Пешка! На кого или на что похожа пешка? (ответы детей). Похожа на маленького человечка. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта фигура так называется. Идут только вперед. Их смело бросают в бой. Пешек в каждой армии больше всех – по восемь.
Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру.
Итак, всё шахматное войско перед вами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим?
Показать детям фигуры и послушать их ответы.
А в заключение давайте проговорим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали:
Какие шахматные фигуры вы знаете? (ответы детей)
А сколько фигур в шахматной армии? (ответы детей)
Вы хотите дальше учиться игре в шахматы?
Спасибо за внимание, за ваши работы и до встречи на следующем занятии в нашем объединении «Белый Ферзь»!
ПРИЛОЖЕНИЕ ШАХМАТНЫЕ ЗАГАДКИ
Видимо, она упряма, Он в шахматах, можно сказать, чемпион,
Если ходит только прямо, И шаг у него широк.
Не петляет: прыг да скок, Умеет ходить как ладья, и как слон -
Не шагнет наискосок И прямо, и наискосок.
(Пешка) (Ферзь)
Стою на самом краю, Прыгнет он. Подковы звяк!
Путь откроют – пойду. Необычен каждый шаг:
Только прямо хожу, Буква «Г» и так, и сяк.
Как зовут - не скажу. Получается зигзаг!
(Ладья) (Конь)
Я силой и мощью своей Передвигается не косо и не прямо,
Лишь по прямым полям А буквой «Г» - так шахматисты говорят
И линиям прокладываю путь (Конь)
И горе тем, кто на пути моем
Пытается «вздремнуть». Кто ходит прыг-скок и в бок?
(Ладья) (Конь)
Не живет в зверинце, Гладкий люблю я, расчищенный путь:
Не берет гостинцы, На шаг в любую сторону могу я шагнуть.
По косой он ходит, (Король)
Хоботом не водит.
(Слон) Два братца через грядку смотрят,
А подойти друг к другу не могут
Когда мы встанем в строй, (Король)
Нас спутает любой.
Но лишь начнется бой, Фигура – маленький солдат,
У каждого путь свой. Лишь команды ждет,
(Слон) Чтоб с квадрата на квадрат
Двигаться вперед
(Пешка)
Я смел, и строен, и высок:
Предпочитаю ходить и бить
Всегда по-своему: наискосок.
(Слон)
Два братца в одной армии служат,
А встретиться друг с другом не могут.
(Слон)
ЗАГАДКИ-РИФМЫ
Раскрыла Оленька ладонь – скачи в атаку белый ……(конь)
Безопасные поля поищи для…(короля)
Черным клеточкам верны чернопольные…..(слоны)
И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь)
Скоро бой и ждет войска деревянная…..(доска)
Ни к чему такая спешка – потеряться может….(пешка)
В углу стоит бадья, а в ней плывет…(ладья)
На доске есть у меня две лошадки, два….(коня)
Использованная литература
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
.
Игра «Почтальон»
Цель: Умение ориентироваться на доске, безошибочно находить нужную клетку; закрепление шахматной нотации.
Обучающимся даются конверты с квадратами по величине шахматной клетки. На карточках изображены адреса каждой клетки. Предлагается быть почтальонами и разнести квадраты точно по адресам, например: а1, в2, с3,h4, g5? d6, е8 и т.д.
Игра на внимание «Найди ошибку»
Цель: Развитие внимания, сообразительности и смекалки, умение видеть фигуры на доске.
а) На шахматной доске расставлены два чёрного Слона, оба на белых полях. По правилам один должен стоять на белом поле, а другой на чёрном.
б) Два Короля стоят рядом. Короли по шахматным правилам вместе не стоят.
в) Первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь. В начале игры Ферзь любит свой цвет. Поэтому чёрный ферзь стоит на чёрном поле, а белый на белом.
Обучающиеся должны внимательно посмотреть на шахматную доску и быстро найти ошибки.
Цель: Развитие логического мышления, сообразительности, внимания. Умение ориентироваться на доске.
Задачи:
- Совершенствовать знания;
- Развивать cмекалку и воображение обучающихся;
- Уметь самостоятельно выполнять задание.
Пособия: демонстрационная магнитная шахматная доска, шахматы для учащихся, бумага, карандаши, карточки с шахматной нотацией, игра “Почтальон”, разрезные шахматные фигуры из картона, бросовый материал – косточки.
Ход урока
1. Организационный момент:
Рассаживание учащихся. Подготовка рабочего места.
2. Знакомство с ходом и содержанием занятия:
Сегодня мы с вами закрепим, что такое шах, способы защиты Короля от шаха. Вы будете создавать ситуации для защиты Короля, поработаем над шахматными терминами, закрепим шахматную нотацию
3. Работа над ключевыми терминами:
– Объясните слово “шах”? (Угроза Королю.)
– Кому объявляют шах? (Королю.)
– В шахматной игре мат – это? (Конец игры, когда нет ни одной защиты Королю от шаха.)
– Что такое рокировка? (Одновременный ход Короля и Ладьи).
– Какая фигура может сделать “вилку”? (Любая.)
Выходит учащийся в костюме шахматной доски и читает стих:
Вся в квадратах белых, чёрных
Деревянная доска,
А ряды фигур точёных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют –
Гениальная игра!
Разминка:
- Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)
- Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.)
- Какие бывают слоны и почему они так называются? (Чернопольные и белопольные, одни ходят по белым полям, а другие по чёрным.)
- Патовое положение на доске. (Ничья.)
- Кто попадает на поле превращения? (Пешка.)
Игра на внимание “Найди ошибку”, Приложение 1.
(на демонстрационной доске расставлены фигуры – два слона чёрного цвета на двух белых полях, два Короля стоят рядом, первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь). Учащимся даётся задание посмотреть внимательно на фигуры и исправить ошибки.
Игра “Сложи фигуру”, Приложение 2.
Даётся задание выложить из косточек шахматную фигуру, а также собрать из 3–4 разрезанных частей и назвать её.
Игра на смекалку, Приложение 3.
– У какого слона нет хобота? (У шахматного.)
– Какой Король не умеет говорить? (Шахматный.)
– Что за чудо– поле, где тесно мышке, а свободно Слону? (Шахматное поле.)
– На каком Слоне нельзя прокатиться? (На шахматном.)
– Какая клетка всегда только квадратная? (Шахматная.)
– Если их соединить, угол можно получить (горизонталь и диагональ, горизонталь и вертикаль, вертикаль и диагональ).
– Какая фигура грамоту знает,
Что ни ход, то буква? (Конь.)
Физкультминутка “Буратино”, [8].
Буратино потянулся (Все поднимают руки вверх.)
Раз нагнулся, два нагнулся (Наклоняются вперёд.)
Руки в стороны развёл, (Руки в стороны развести.)
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
На носочки надо встать. (Поднимаются на носочки и руки тянут вверх.)
Практическая работа.
Расставить шахматы на доске так, чтобы была видна ситуация шаха Королю (учащиеся расставляют).
А теперь вспомним, какие три защиты Короля от шаха вы знаете. Назовите их:
– первая защита – отойти на свободное соседнее поле;
– вторая защита – закрыться своей фигурой;
– третья защита – “срубить обидчика”.
Эти три защиты применяем у себя на шахматной доске.
Игра “Почтальон”, Приложение № 4.
Педагог просит на демонстрационной доске назвать на нескольких клетках адрес, например, а1, в2, с3, е8, h7, f4 и.д., затем предлагает записать адреса клеток на листе бумаги, а потом “разнести” карточки по адресам у себя на шахматной доске.
У каждого учащегося на столе в конвертах мелкие карточки с адресом шахматного поля (учащиеся раскладывают свои карточки).
Чтение шахматной нотации. Педагог предлагает прочитать по шахматному любой ход шахматной фигуры, например,
Kh3 – g5 + Kр
(Это означает, что Конь аш 3 идёт на поле жэ 5 и ставит шах Королю).
Далее чтение следующих ходов фигур:
– Фе8 – е4
– Л а3 : Сf3 +х Кр,
– Сg8 – а7 +Кр,
– Крh6 : Лh7
– Kd1 – е3 х Кр
Подведение итога занятия.
Давайте вспомним, с чего мы начали своё занятие? Как правильно назвать нашу работу?
Рефлексия по занятию.
- какие трудности возникли в ходе работы?
- что было проще выполнять?
- какой этап наиболее интересен вам?
Всем спасибо. Увидимся на следующем занятии.
Список литературы, рекомендуемый для педагога.
- Авербах Ю. А. Шахматный самоучитель [Текст]: учеб. Пособие /Ю.А. Авербах.– М.: Просвещение, 2004.– 64 с.
- Винокурова, Я.Г. Знакомьтесь – шахматы [Текст]: учеб. Пособие /Я.Г. М. Владимиров. – Просвещение, 2003.– 82 с.
- Владимиров, Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников/ [Текст] сост.Н.К. Винокуров.- Просвещение, 2008.– 102 с.
- Максаков А.И. Учите играя/ [Текст ]: учеб.пособие/А.И. Максаковой М.– : Просвещение, 2003.– 84 с.
- Пожарский, В.В. 1000 шахматных задач. [Текст]: учеб.пособие /В.В. Пожарского. – М.: Просвещение, 2005.– 128 с.
- Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 2. [Текст]:/ Л.В.Кузнецова // Учимся, играя М.: Школьная пресса, 2002.– 76 с.
- Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 3. .[Текст] сост./ Л.В.Кузнецова. – М.: Школьная пресса 2002. – 80 с.
- Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика. [Текст]: учеб.пособие/ Л.П. Савина. – М.: ООО Издательство, 2005. – 44 с.
4. "Блиц - вопрос":
- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
- Без какой фигуры не бывает игры? (король)
- Где возникли шахматы? (Индия)
- Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)
- Что такое шах?
- Что такое мат?
- Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)
- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
5. Эстафета "Расставь фигуры": на скорость - бег и правильная расстановка фигур в первоначальное положение.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия
Тема: Изготовление театральной маски совы
Разработала: Карчина О.П
педагог дополнительного образования
Лянтор
План занятия
Тема: Изготовление театральной маски совы
Цель занятия: Познакомить детей с историей и технологией создания масок и вызвать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Задачи:
образовательная: сформировать представление о технологической последовательности изготовления маски;
развивающая: развитие фантазии, воображения, памяти, мелкой моторики рук;
воспитательная: воспитание аккуратности, трудолюбия, взаимопомощи.
Материалы:
Шаблоны деталей маски из белого картона, цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, влажные салфетки, простой карандаш, фломастеры.
Оборудование:
Ноутбук для показа презентации.
Конспект занятия.
Время (40 минут) | Действия педагога | Действия обучающихся |
Организационный (2 минуты) | Создаёт психологический настрой, активизирует внимание | Настраиваются на занятие, слушают педагога |
Подготовительный (5 минут) | Беседа о театральных масках. Задаёт вопросы детям. Показывает несколько образцов. (Маски) | Слушают педагога, отвечают на вопросы, рассматривают образец. |
Основной (20-25 минут) | Показ компьютерной презентации «Театральные маски», задаёт вопросы детям, отвечает на их вопросы по теме. Краткий инструктаж по технике безопасности при работе с колюще-режущими предметами. Предоставляет права выбора материала для изготовления и украшения маски детям, помогает тем, кому нужна помощь, советует. | Просматривают презентацию, задают вопросы, отвечают на вопросы педагога. Приступают к практическому заданию. Вырезают маску по шаблону, склеивают все детали. Украшают маску по своему вкусу и фантазии, дорисовывают фломастерами узоры |
Контрольный (5 мин) | Выявляет качество знаний детей, задаёт вопросы по теме. | Отвечают на вопросы, рассматривают получившиеся маски. |
Рефлексивный (3 минуты) | Выводит ребёнка на самоанализ. Поощрение. Фотосессия. | Анализируют, рассказывают о своей работе, фотографируются в масках. |



