Работа с родителями

Карчина Ольга Павловна

программа, беседы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_roditelyami.doc79 КБ
Файл beseda_1.docx206.3 КБ
Файл beseda_2.docx17.71 КБ
Файл bseda_3.docx15.87 КБ
Файл beseda_4.docx14.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждения

дополнительного образования Сургутского района

«Центр детского творчества»

ПРОГРАММА РАБОТЫ  С РОДИТЕЛЯМИ

 

Объединения: «Театр»,

«Спортивные игры», «Умные ладошки»

педагог дополнительного образования

Карчина Ольга Павловна

 

Пояснительная записка

     В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “ выходу” ребенка из-под влияния семьи.Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Не всегда образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Основные пути реализации программы:

  • Составление характеристик семей обучающихся.
  • Использование оптимальных форм и методов групповой и индивидуальной работы с семьей.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  • Создание системы массовых мероприятий с родителями.
  • Работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
  • Приобщение родителей к педагогическому процессу.
  • Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомится со спецификой образовательного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой.
  • Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Цель программы:  Психолого-педагогическое просвещение родителей,  организация  взаимосотрудничества.

Задачи:

  • Привлечение родителей в воспитательной деятельности объединения;
  • Повышение посещаемости и качества обучения;
  • Повышения  педагогической  культуры  родителей.

Этапы программы

Работа  с  родителями

-  родительские  собрания;

- занятия  для  родителей (Круглые столы «Вечер трудных вопросов»).

- дни  «открытых  занятий»;

- тематические  собрания  с  привлечением  специалистов

- индивидуальная  работа  с  родителями;

- внеклассные  мероприятия  с  привлечением  родителей.

- работа  родительского  комитета;

- поиск  родителей – спонсоров  мероприятий;

помощь  родителей  в  приучении  детей  к  выполнению  режима  дня.                                                                                                                                              

Условия сотрудничества:                                                                              

1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.                                    

2. Взаимное уважение.

3.Справедливость по отношению к детям и родителям.                                                                              

4.Повышение авторитета родителей.                                                                                                                  

5.Соблюдение принципов педагогической этики.

Прогнозируемые результаты

  • повышение уровня педагогической культуры родителей;
  • создание условий, способствующих развитию взаимопонимания и сотрудничества с семьёй;
  • повышение качества реализации образовательной программы

Примерная программа родительских собраний

Методическая тема

Тематика родительских собраний.

Форма проведения

Ответственные

Сентябрь

Организация занятий

 «Роль родителей в процессе обучения»

Беседа

Педагог

Октябрь

«Здоровые родители – здоровый ребенок»

«Формирование привычки здорового

образа жизни»

Беседа, презентация

Педагог, мед. работник

Ноябрь

«Травматизм на дорогах»

«Дисциплина на улице - залог

безопасности на дороге»

Беседа, спектакль «Дорожные знаки»

Педагог,

представительГИБДД

Декабрь

«Качество обучения»

 «Моя семья – моя радость»

Отчетное мероприятие: выставка, викторина, концерт

Педагог, педагог-психолог

Январь

«Как провести свободное время с ребенком»

«Общение родителей с детьми»

Беседа, презентация

Педагог

Февраль

«Социализация ребенка в ОО»

«Скоро в школу»

Беседа, презентация

Педагог

Март

«Физическое и моральное здоровье обучающихся»

«Привычки – друзья или враги»

Беседа, памятки с комплексом  упражнений

Педагог, тренер

по физической культуре

Апрель

«Как отдохнуть летом»

«Мы на отдыхе»

Беседа

Педагог

Май

«Качество обучения»

Успехи ребенка – заслуги родителей

Отчетное мероприятие: выставка, викторина, концерт

Педагог

Вопросы для родительских собраний

1. Основные цели обучения и воспитания учащихся в дошкольном учреждении и первом классе.

2. Общая характеристика возраста: особенности развития детей 6-летнего возраста, адаптация к школе.

3. Характеристика учебной деятельности, особенности развития познавательных процессов: восприятие, память, воображение, мышление, речь.

4.Создание необходимых условий в семье, обеспечивающих воспитание и обучение первоклассников: режим дня, организация уголка школьника, контроль родителей за поручениями. Общие педагогические требования к ребенку, воспитание у детей привычки трудиться, заниматься спортом, творческой деятельностью.

5. Основные задачи семьи по развитию речи первоклассников, расширение словарного запаса, развитие умения рассказывать, передавать содержание прочитанного.

6. Согласованность действий семьи и школы в воспитании и развитии ребенка.

7. Значение положительной эмоциональной настроенности, жизнерадостности, активности ребенка для формирования у него позитивного отношения к учебной деятельности.

8. Забота о физическом здоровье, формирование гигиенических навыков, профилактика инфекционных заболеваний, организация правильного питания, увеличение двигательной активности первоклассников, профилактика травматизма.

9. Охрана нервной системы, забота о психическом здоровье детей.  Создание условий для отдыха, занятий, игр и трудовой деятельности. Распределение умственной и физической нагрузки в течение дня, предупреждение утомляемости.

10. Организация психолого-педагогической и медицинской помощи детям, нуждающимся в этом.

11. Положительный пример поведения, взаимоотношений родителей, согласованность действий семьи и школы, справедливость и посильность требований к детям, развитие положительных качеств ребенка, создание ситуации успеха.

12. Личная гигиена школьника и гигиенический режим в семье, гигиена тела, полости рта, гигиенические требования к одежде, постели, обуви, уход за волосами.

13.  Роль родителей в привитии учащимся навыков личной гигиены.

14. Утренняя гигиеническая гимнастика. Физическое развитие детей, физическое воспитание в семье

15. Режим дня школьника.

16. Приобщение к занятиям физической культурой и спортом.

17. Формирование навыков самообслуживания. Забота о младших и старших членах семьи.

18. Развитие трудолюбия, воспитание сознательного отношения к труду в школе и дома.

19. Необходимость правильной организации летнего отдыха для укрепления здоровья, воспитания трудолюбия и всестороннего развития детей.

20. Прогулки, игры на природе, походы с детьми, путешествия.

21. Чтение книг, просмотр телепередач с последующим обсуждением. Занятия любимыми делами, закаливание, обучение плаванию.

22.  Самообслуживание, работа по дому.

Кодекс родителя.

  • Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
  • Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе , ни другим, ни собственному ребенку.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье(пусть даже по мелочам).
  • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
  • Если родители хотят , чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том , что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей, и ребенок встречается с ними в своем доме.
  • Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.



Предварительный просмотр:

Почему полезно учить детей играть в шахматы?4373d82a6b077b593839f5700558c97e

Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственно работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…

Хосе Рауль Капабланка

Как отвлечь ребёнка от бесцельного сидения за компьютерными играми или небезопасного болтания по улицам? Один из лучших способов – научить его игре в шахматы! Эта удивительная, древнейшая игра доставляет детям много радости, удовольствия и в то же время оказывает огромное влияние на умственное развитие.

Игра в шахматы расширяет кругозор, учить думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. У ребёнка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и сообразительность. Он становится самокритичнее, учится самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах, когда проигрывает партию. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.

Представьте себе, чёрно – белая шахматная доска, моментально вызывающая к жизни образа таинственного Домино в полумаске, шахматные фигуры, много раз ожившие волею самых разных писателей – сказочников, - это молчаливое великолепие однажды, будьте уверены, привлечёт интерес вашего ребёнка. Грех этим не воспользоваться, особенно если знаешь, что могут дать шахматные занятия будущему школьнику.

«Так что же всё –таки дают шахматы? Развивают ли они память? Никаких точных, стопроцентно верных данных на этот счёт нет, хотя традиционно считается, что у шахматистов хорошая память. Считается, что шахматы хорошо развивают счётные способности. Безусловно, это так, есть дети, которые именно благодаря шахматам научились считать. Развивают ли шахматы логику? Конечно, а. в первую очередь, простейшую операцию классификации. Но не только это. Шахматы помогают ребёнку овладеть операцией действия в уме. Хочешь, не хочешь, но играя в шахматы, ты вынужден на ход, на два просчитывать свои ходы и ходы своего партнёра, иначе попадёшь в ловушку. Но и это не самое главное. А что же? Шахматы – это игра по правилам, Ладья ходит именно так и никак иначе, а конь – только вот таким образом. Шахматы учат действовать в определённых, не тобой созданных условиях по очень жёстким правилам. Это дисциплинирует ум, а главное – тренирует волю. Они не столько образовывают, сколько воспитывают. Шахматист учится распределять свои силы, прочитывает ходы, он старается сохранить за собой возможность управлять ситуацией, регулировать её. Воспитание волевых качеств – главная ценность занятий шахматами в дошкольном возрасте.»

Пользу  шахмат можно рассмотреть по нескольким направлениям:

  1. Ребёнок учится самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш), приучают детей к самостоятельности и ответственности.
  2. Во время занятий шахматами ребёнок учится концентрировать внимание

на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость.

  1. У ребёнка развивается пространственное воображение.
  2. У ребёнка формируются навыки планирования действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с задачами, требующими этого качества, а у ребят  его нет. Учиться формировать внутренний план действий следует в дошкольном возрасте. Тогда дети сами научатся планировать своё время, стратегически мыслить и достигать целей.
  3. Одна из самых привлекательных возможностей шахмат – это победа над соперником. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
  4. Шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребёнок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать неправильные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.

Обучение шахматам дарит ребёнку радость творчества, одновременно с этим являясь эффективным инструментом его умственного развития.

Ведь недаром раньше шахматы были привилегией духовных лиц и правящих кругов. Играя в шахматы, ребенок учится логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Многие дети, умеющие с детства играть шахматы, становятся во взрослой жизни весьма уважаемыми и успешными людьми. Знакомить малыша с шахматами лучше в 3-4 года. Главное условие - игровая форма уроков. На начальном этапе важно привить интерес и объяснить основы. Первый урок должен быть ярким и запоминающимся. Сначала важно формировать детскую философию. Для этого научите ребенка дружить фигурками, дать им имена и расскажите об их ярких качествах. Например, король может учить уму-разуму, ладья никогда не оставляет за собой мусор, а слон, который должен всех раздавить, на самом деле вежлив, аккуратен, никогда не толкается, а маленьких пешек всегда пропускает вперед. Ребенок не должен переутомляться: 10-15 минут три раза в день хватит для первых занятий.
Итак, вы начинаете заниматься с ребенком шахматами. Помните, что занятия с детьми в возрасте 4-5 лет нужно проводить не более 30-35 минут. Дети есть дети, и полезно во время занятий иногда отвлекать их внимание на что-нибудь постороннее. Например, на какие-нибудь картинки или игрушки. 
Как проводить занятия? С чего начинать? 

Занятие №1
Научите ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Расскажите, как называются фигуры. Начните с расстановки пешек. Пешки (а их всего по восемь с каждой стороны) ставятся на второй и седьмой горизонтали соответственно. Пусть ребенок сам посчитает количество пешек. "Одна, две, три,, восемь". Повторите это несколько раз: за белых и за черных. 
Теперь расскажите, как называются шахматные фигуры. Скажите вашему ребенку, что шахматная доска - это поле боя, а фигуры - войска, только игрушечные. Да, загляните в учебник, посмотрите, правильно ли вы расположили шахматную доску. Белое угловое поле обязательно должно находиться в правом углу со стороны белых. 
Итак, начинайте рассказ о шахматных фигурах с пешек. Пешки - это шахматная пехота, и двигаются они по доске крайне медленно. Король - самая главная фигура. Почему король, а не царь? Ведь в сказках (русских) всегда фигурируют цари. Когда поляки захватили Москву, то с тех пор шахматный царь стал называться королем. Ферзь - самая сильная фигура, название которой происходит из Персии. Ладья - после ферзя самая сильная фигура. Расскажите детям, как в древние времена плавали на ладьях. Слон и конь пришли на Русь из Индии как, собственно, и сами шахматы. 
Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию. Да, да, пусть он играет без всяких правил. Важно, чтобы он почувствовал интерес к шахматам. 

Занятие №2.
Поставьте шахматную доску как положено. Попросите ребенка расставить шахматы и, если он ошибается. Расставляйте фигуры вместе с ним. Объясните, что ферзь всегда ставится на поле своего цвета, то есть белый ферзь на белое поле, а черный - на черное. 
Теперь нужно перейти к правилам игры. Начните, конечно же, с короля. Напомните вашему ребенку, что король является самой главной фигурой. Объясните, как ходит король. Загляните в учебник и увидите, что это совсем уж просто. Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король может ее взять (съесть). Поставьте другую, пусть ваш ребенок "покушает" королем целый ряд пешек и фигур. 
Теперь объясните ребенку, что означает шах. Снова загляните в учебник и дайте (объявите) шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что "шах" в переводе с персидского - угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти. 
Расскажите вашему ребенку, что означает слово "мат" (в переводе с арабского - смерть). Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Прочтите в учебнике как можно объявить простейший мат и покажите это ребенку: "Видишь, королю шах, а защиты никакой нет". 
Объясните вашему ребенку, что мат можно получить, имея большое материальное преимущество. Это очень важно. Вспомните изречение Сервантеса: "Жизнь - это шахматная партия". Можно иметь очень большое количество денег, но смерть может настигнуть в любой момент. 
Такие понятия, как шах и мат ребенок запоминает очень быстро. Далее объясните ребенку, что такое "ничья" в шахматной игре. Это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? - (Попробуйте). Конечно же , нет. 
Теперь объясните, как ходят и как "едят" пешки. Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры, кроме короля, разумеется. Это очень интересно! Возможно, провести несколько пешек в ферзи и у вас будет, например, три или четыре ферзя. Покажите ребенку,  как пешки превращаются в различные фигуры, пусть он попробует это сделать сам. Чудесные превращения, как в сказке! 

Занятие №3.
Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Не важно, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит. 
Объясните ребенку,  как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры. Объяснили? Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Можете заглянуть в учебник, а можете и самостоятельно ставить самые простейшие задачи. Поставьте позицию, где у каждой стороны по королю, но у белых, например, лишняя ладья. Поставьте позицию, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Пусть ваш ребенок попробует это сделать самостоятельно. 
Еще раз объясните, что ладья ходит и "есть" по горизонтали и по вертикали. Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль. 
Теперь объясните,  как ходит слон, а ходит он по диагонали. Слоны бывают чернопольные и белопольные. Поставьте на пути слонов какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок "покушает" их. 
Если ребенок усвоит,  как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь. Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию. Не поленитесь объяснять ребенку как правильно ходят фигуры во время игры, проявите ваше терпение. 
Старайтесь как можно чаще играть с вашим ребенком,  и, уверен, в конце концов, он научится играть в шахматы, и станет вашим достойным учеником и партнером. 

Если начать обучение в 6 лет, то к 12 годам у ребенка сформируется мощное периферическое внимание. Представьте себе, что вы пришли в магазин и не заметили очень красивую кофточку, а если бы занимались шахматами, то сумели бы оценить всю картину, и мелкая деталь в виде этой кофточки от вашего внимания бы не ускользнула. С возрастом шахматы для ребенка превращаются в настоящее хобби, развиваясь он открывает для себя новые комбинации, которые неустанно будут подогревать у юного шахматиста интерес к игре. Достаточно только заинтересовать ребенка и в будущем он сам будет самостоятельно искать себе напарника для игры. Часто умение играть в шахматы становится причиной общительности и популярности ребенка среди друзей. Шахматы непростая игра, поэтому победа ребенку, вдвойне сладка. Но поддаваться ребенку каждый раз не стоит, лучше развивайтесь вместе с ним и анализируйте вместе его неудачи и промахи. Общаясь с ребенком и играя с ним в шахматы, возможно в будущем ваш малыш превратиться в настоящего чемпиона.

Шахматы являются удивительной игрой, правила которой выучить можно за пару часов, но стать настоящим мастером можно лишь потратив годы, пройдя через сотни поражений и побед, эта игра – калька с нашей жизни, в ней как в зеркале отражается наш характер, со всеми сильными и слабыми сторонами.

32041266



Предварительный просмотр:

Беседа с родителями

Шахматы — игра, способствующая развитию множества полезных качеств, особенно важных для детей и подростков. Вот некоторые аргументы, которые можно привести родителям в пользу занятий шахматами:

1. Развитие когнитивных способностей

Игра в шахматы улучшает память, внимание, концентрацию и способность анализировать ситуацию. Дети учатся мыслить критически, планировать наперед и предвидеть последствия своих действий.

2. Повышение успеваемости в школе

Исследования показывают, что дети, занимающиеся шахматами, лучше справляются с учебой. Это связано с развитием логического мышления, пространственного воображения и способности решать проблемы.

3. Улучшение эмоционального состояния

Шахматы помогают развивать терпение, усидчивость и самоконтроль. Они также способствуют снижению уровня стресса и тревожности, поскольку требуют сосредоточенности и спокойствия.

4. Социальные преимущества

Занимаясь шахматами, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, уважительно относиться к соперникам и адекватно воспринимать победы и поражения. Шахматы объединяют людей разных возрастов и культур, позволяя ребенку расширить круг знакомств и приобрести новых друзей.

5. Возможность участия в соревнованиях

Регулярные занятия шахматами открывают путь к участию в турнирах и чемпионатах различного уровня, начиная от школьных соревнований и заканчивая международными турнирами. Успешные выступления на таких мероприятиях повышают самооценку ребенка и мотивируют его продолжать развиваться.

Таким образом, шахматы — это не просто увлекательная игра, но и мощный инструмент развития интеллектуальных и личностных качеств вашего ребенка.

Приучение ребёнка к игре в шахматы требует постепенного подхода и заинтересованности родителей. Важно сделать процесс привлекательным и приятным, учитывая возрастные особенности ребёнка. Ниже приведены рекомендации, которые помогут заинтересовать малыша и постепенно вовлечь его в игру:


👉 Для дошкольников

✅ Простые игры и упражнения

Начните с простых упражнений и игр, направленных на развитие внимания и памяти:

  • Играйте в упрощённые версии шахмат («шахматные прятки»), где фигуры прячутся и ребёнок должен вспомнить их расположение.
  • Используйте специальные детские наборы фигурок, яркие иллюстрации, раскраски с изображением шахматных фигур.

⭐️ Рассказывайте сказки и истории

Создавайте интерес вокруг шахмат, рассказывая волшебные истории о королях, ферзях и рыцарях. Такие рассказы пробуждают фантазию и делают обучение интересным.

🎯 Используйте мультфильмы и развивающие программы

Посмотрите вместе познавательные мультфильмы или видеоролики о шахматах, подходящие для детского возраста.


💪 Для младших школьников

🔥 Начинать с простейших комбинаций

Научите сначала основам: названиям фигур, правилам передвижения. Затем переходите к простым комбинациям, таким как мат в два хода, вилка, связка.

📚 Игры с участием взрослых

Родители играют важную роль: устраивайте совместные партии, показывайте, как интересно думать над каждым ходом. Даже если проигрываете ребёнку специально, делайте это осмысленно, подсказывая стратегию и помогая развить тактику.

🌟 Участие в секциях и кружках

Запишите ребёнка в шахматный клуб или спортивную школу. Там опытные педагоги смогут правильно организовать обучение и вдохновлять ребят на дальнейшее совершенствование.


🏆 Для подростков

🧠 Решайте задачи совместно

Вместе решайте шахматные этюды и головоломки разной степени сложности. Это развивает умение находить нестандартные решения и укрепляет чувство командной работы.

🛡️ Анализируйте сыгранные партии

Изучайте записи партий известных гроссмейстеров, разбирайте собственные ошибки и успехи. Это помогает осознавать причины побед и поражений, воспитывать упорство и целеустремлённость.

🗣️ Общайтесь с единомышленниками

Поддерживайте общение ребёнка с другими юными шахматистами: участие в онлайн-турнирах, посещение тематических мероприятий, чтение книг и журналов по шахматам.


😊 Заключение

Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и скорость освоения шахмат зависит от индивидуальных особенностей. Будьте терпеливы, поддерживайте инициативу и радуйтесь каждому маленькому успеху своего чада!

➕ Если начать рано и систематично заниматься шахматами, ребёнок сможет освоить основы быстро и полюбить этот замечательный вид спорта навсегда.



Предварительный просмотр:

 «Зачем учить ребенка играть в шашки и шахматы»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста

Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку  тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки и шахматы!
Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. Игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.


Игра, где правила легки: «Не выходя за рамки,
Лишь делать мелкие шашки для попаданья в дамки.
Шажки, шажки, одни шажки, и нету здесь поблажки.
Назвали встарь игру «шажки», сейчас привычней
«шашки»!

Шахматы – игра сильнейших,
Для ума заряд дает.
Волю, стойкость воспитает,
Логику всем разовьет.

Процесс обучения азам игр в шашки и шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости,  настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.

«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» (Рауль Капабланка, выдающийся кубинский гроссмейстер и третий чемпион мира, научился играть в пять лет, наблюдая за игрой отца).

Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.



Предварительный просмотр:

Статья «Что нужно делать для того, чтобы ребёнок начал играть?

С чего нужно начинать учить ребёнка играть?

Долгое время игра рассматривалась, как процесс самореализации ребёнка, развёртывающейся спонтанно самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребёнка и самопроизвольное развитие детского творчества.

Жизнь показала несостоятельность такого подхода, так как мы очень часто встречаем детей, которые не умеют играть. Родители часто жалуются: игрушки быстро надоедают детям, они не знают, чем себя занять, их игры выливаются в баловство.

Прежде всего, необходимо заинтересовать малыша игрой. Но ни в коем случае игра не должна превратиться в занятие. Чтобы увлечь ребёнка, взрослый должен быть увлечён сам. Ведь малыш не только подражает его действиям , но и заражается его эмоциональным состоянием, а игра – это, прежде всего, удовольствие. Покажите ребёнку, что вам так нравится играть. Лишь на первый взгляд кажется, что играть – это просто. Игра – творческий  процесс, в котором творят все участники, в том числе и взрослые. Как и во всяком новом деле, ребёнку требуется соучастие взрослого, его поддержка и поощрение.

Постепенно взрослый сокращает свою активность, уступая ребёнку первенство в игре. Открывая Ребёнку увлекательный мир игры, родители и воспитатели могут вводить в неё элементы дидактики, позволяющие развивать детское мышление, восприятие, память. Особенно благотворны  в этом смысле игры на освоение форм, размеров, соотношение цветов и предметов.

После того как ребёнок научился совершать первые игровые действия и у него появится желание играть, в игру можно вводить предметы разных размеров, которые можно сравнивать между собой. Постепенно малыш усвоит понятия «большой» и «маленький». Точно так же можно начать обыгрывать цвета. В раннем возрасте дети усваивают такие основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Важно только не перегружать память малыша слишком большим объёмом информации и не вводить одновременно несколько новых понятий. Каждый ребёнок развивается своим, индивидуальным темпом и рано или поздно научится всему. Если взрослый чувствует, что ребёнок не готов к усвоению нового, не требуйте от него невозможного. Лучше вернуться к этой игре через неделю или месяц, за это время ребёнок может «созреть» и всё легко понять.

Что даёт ребёнку игра

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время лёгкая и радостная для ребёнка деятельность. Игра учит изобретательности, потому что даёт малышу возможность проявить фантазию.

Игра является проекцией субъективного мира ребёнка на внешний мир, она даёт ему особое ощущение всесилия и свободы. Игра доставляет удовольствие. Даже препятствие, которое в ней приходится преодолевать, не угнетают ребёнка.

В игре лучше всего развиваются психические свойства ребёнка: концентрируется внимание, тренируется память, развиваются образное мышление и воображение, происходит осознание и отработка социального поведения.

В дошкольном возрасте ребёнок учится принимать воображаемую ситуацию, предлагаемую ему взрослым, вместе с ним производить первые игровые действия, самостоятельно варьировать их в пределах предлагаемой ситуации, у него появляется интерес к игре и формируются начальные элементы замещения.

Всё это необходимые предпосылки для того, чтобы в дальнейшем игра приобрела творческий и самостоятельный характер.

Игрушка

Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребёнка. Игрушка очень важна для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Большую ценность представляют пирамидки, матрёшки, разнообразные вкладыши. Они служат основным дидактическим материалом для знакомства с цветом, формой, размером, для развития мышления, внимания.

Игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было активно действовать, например, одевать и раздевать кукол, двигать поезд и грузовики. Чем больше игрушка даёт возможность действий и комбинаций, тем она интереснее ребёнку и тем выше ее воспитательное  значение.

Игрушка для малыша – повод к активному действию.

Большую ценность представляют дидактические игрушки, которые знакомят детей с цветом, формой, величиной. Дидактическая игрушка даёт цельный конкретный образ, она обычно подчёркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину.

К основным видам дидактических игрушек относятся следующие:

- разборные игрушки – матрёшки, башенки и т.д.;

- игрушки для конструирования  - мозаика, состоящая из геометрических форм, разной по цвету или величины;

Особый вид игрового материала составляют настольно-печатные игры, лото, домино, парные картинки, кубики и т.д.

Таким образом, детям необходимы самые разнообразные игрушки, так как они способствуют многогранному развитию детей.