Самое главное украшение-чистая Совесть!

Стругалёва Марина Петровна

" В человеке должно быть све красиво: и лицо, м одежда, и душа, и мысли" (А.П.Чехов).

Эта страничка посвящена предметам  ОРКСЭ, ОДНКР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_4_klass.docx31.97 КБ
Файл ktp_odnkr5_kl.docx30.03 КБ
Файл ktp_odnkr_6_kl.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

            Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357),  Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы  М.Т. Студеникина «Основы светской этики М.: «Русское слово», 2012г.

     Курс ОРКСЭ содействует интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции

  Согласно учебному плану МКОУ «Анненковская СШ» для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 35 часов.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

*Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

*формирование семейных ценностей;

*становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

*формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

* развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

*развитие навыков сотрудничества

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

*Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

*готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

*овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

*умение осуществлять информационный поиск.

    К концу обучения  по данному курсу школьник должен

*приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

*получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

*получить опыт самостоятельного общественного действия..

  Познавательные УУД:

  раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

–  на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

–  излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

–  соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

–  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Коммуникативные УУД:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

–  выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ  РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный модуль «Основы светской этики»

Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества – 1 час

Введение в предмет – 1 час

Раздел 2. Основы религиозных культур и светской этики – 30 часов

Россия – наша Родина – 2 ч.

Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша  Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие  и доброжелательность  россиян. Россия – многонациональное государство.  Национальность и раса. Древние  города России, их памятники культуры.

Этика и этикет- 2 ч.

Понятия этика,  мораль (нравственность).  Назначение этики, ее  категории.  Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные    правила поведения, манеры  поведения человека, их характеристика.

Вежливость -2 ч.

Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай   рукопожатия, обычай   снимать головной убор. Этикет  приветствия  в школе  и дома,  на улице.  Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет  разговорной речи. Умение слушать друг друга

Добро и зло- 2 ч.

Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских на- родных сказках, былинах.  Правила разговорной  речи:  громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение   слов.    Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре.  Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать  – начало  доброго  отношения  к людям.     Благожелательность. Забота о родных и близких.  Бескорыстная помощь нуждающимся в ней  людям.  Повседневные проявления доброты.

Дружба и порядочность – 2 ч.

Понятие и проявление дружбы. Роль доверия   в  укреплении дружбы.  Качества настоящего друга и их проявление  в повседневных отношениях. Честность, доброта,  порядочность, трудолюбие, понимание,  бескорыстие,   справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской  литературы. Понятия-синонимы друг, приятель,  товарищ.  Правила  дружбы.  Отношения в классном коллективе.

Честность и искренность – 2 ч.

Понятия  честность  и  искренность. Из истории традиций по выявлению честности  и лжи.  Значение выражений   о честности   («честное   слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести,  честно»  и др.).  Что  значит  быть  честным  с самим  собой,  с окружающими. Честность,  правдивость  и тактичность. Позитивные качества  честности. Искренность – составная часть  честности. Честность  по  выполнению правил  поведения  в школе  и дома,  соблюдению законов

Гордость и гордыня – 2 ч.

Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного   достоинства  человека,  самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и  гордыня, зависть.  Воспитание положительных качеств  личности, тренинги. Гордость за хорошие  дела и поступки героев России.

Обычаи и обряды русского народа – 2 ч.

Что  такое  обычай и  обряд. Из  истории обряда  бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы  и замужества. Сваты.  Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью.  Этикет  царского обеда.  Особенности бракосочетания в современной России.

Терпение и труд -  2 ч.

Значения слова  терпение. Что  такое труд. Трудовые  дела в школе  и дома, их последовательность и систематичность.  Постоянные домашние поручения  и их выполнение. Значение труда в жизни  человека  и общества. Свободный и  посильный труд.  Повседневные дела  и техника  безопасности  в работе.  Твои  любимые  дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.

Семья - 2 ч.

Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных  связях.  Из  истории семьи. Семья  на Руси. Имя  и фамилия. Фамилия - наследственное  семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи.  Родословная семьи.

Семейные традиции – 2 ч.

Традиция  – передача   из  поколения в поколение правил  поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

Сердце матери - 2 ч.

Роль  матери  в семье.  День  матери  в России. Традиция празднования Дня матери   у  народов   мира.   Материнская  любовь.  Мать  и  счастье  – нераздельные понятия. Мать  – творец человека.  Подарить радость маме. Ответственность мамы  за  своих  детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей  к  родителям, родным  и близким.

Правила твоей жизни -2 ч.

Сознательная  дисциплина  учащихся  в  школе.  Правила приема   пищи в  школе.   Этикет  школьного праздника.    Самообслуживание   учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе  и дома,  во дворе  дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика.  Культура общения   сверстников.   Особенности общения детей  между собой  и с  

посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил  личной  безопасности.   Внимательное отношение к маленьким  детям,    престарелым и инвалидам, помощь им.

Праздники народов России -2 ч.

Христианские праздники. Происхождение  Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост.  Старинные праздники: Пасха,  Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет.  Курбан-байрам, день  Сангхи, обряды  народов, свобода совести.

Защитники Отечества -1 ч.

23 февраля – День  защитника Отечества.    Состав    Вооруженных  сил РФ.  Страницы боевой  славы  Родины  с ХIII  до ХХ в.: Невская битва, сражение на Чудском  озере, Куликовская битва,   борьба  с  поляками  в  ХVII  в.,  подвиги   полководца А.В. Суворова, Отечественная война  1812 г., Великая  Отечественная война 1941–1945  гг.

Любовь и уважение к Отечеству – 1 час

Охрана  сухопутных, воздушных  и водных границ  страны в наше время. Защита  Родины – долг каждого  гражданина РФ,  служба в Вооруженных силах  РФ  – почетная обязанность каждого  мужчины. Подарочный этикет.

Итоговое повторение – 4 часа

Подготовка творческих проектов; презентации творческих проектов

3.Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ урока

Тема урока

Кол - во часов

Дата

п/п

план

факт

Раздел I. Введение.

 Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1.

Введение в предмет.

1

Раздел 2. Основы религиозных культур и светской этики  (30 часов)

2-3.

Россия – наша Родина.

2

4-5.

Этика и этикет.

2

6-7.

Вежливость.

2

8-9.

Добро и зло.

2

10-11.

Дружба и порядочность.

2

12-13.

Честность и искренность

2

14-15.

Гордость и гордыня.

2

16-17.

Обычаи и обряды русского народа.

2

18-19.

Терпение и труд.

2

20-21.

Семья

2

22-23.

Семейные традиции.

2

24-25.

Сердце матери.

2

26-27.

Правила твоей жизни.

2

28-29.

Праздники народов России.

2

30.

Защитники Отечества.

1

31.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Итоговое повторение

32.

Подготовка творческих проектов.

1

33-34.

Защита творческих проектов.

1

35.

Повторение.Резервный урок

1



Предварительный просмотр:

Аннотация

     Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Программы М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» (издательство «Русское слово», 2011).Для реализации программного содержания используется учебник М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» (М.: «Русское слово», 2012).

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов  из расчета 1 учебный час в неделю. Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 11-12 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

  Согласно учебному плану МКОУ «Анненковская СШ» для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 35 часов.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их

значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

- осознание ценности человеческой жизни.

К концу обучения учащиеся научатся:

- Воспроизводить полученную информацию: приводить примеры из прочитанных текстов, оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.

- Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

- Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

- Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

- Работать с историческими источниками и документами.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Учебный модуль «Основы светской этики»

Введение

Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 5 классе.

Тема 1 Гражданин России

Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам

государства.

Тема 2 Порядочность

Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.

Тема 3 Совесть

Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.

Тема 4 Доверие и доверчивость

Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Тема 5 Милосердие и сострадание

Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Тема 6, Правда и ложь

Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.

Тема 7 Традиции воспитания

Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.

Тема 8 Честь и достоинство

Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.

Тема 9 Терпимость и терпение

Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявления великодушия и расположенности к другим людям. Правила толерантного общения.

Тема 10 Мужество

Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убеждённость в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных

ценностей – чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм - высшее проявление мужества.

Тема 11 Равнодушие и жестокость

Проявление жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека- высшая ценность. Насилие в отношении детей – нарушение прав человека. Вред сквернословия.

Тема 12 Самовоспитание

Соблюдение норм нравственности – важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои поступки. Умение осознать свои ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.

Тема 13. Учись учиться

Цель обучения в школе. Приёмы работы учащихся с учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Правила и приёмы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.

Тема 14. Речевой этикет

Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращение с просьбой к незнакомым людям в магазине, в транспорте. Формы обращения. Правила обращения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила

беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.

Тема 15. Мои права и обязанности

Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению

учащихся в школе. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Итоговой урок

3.Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Тема 1 Гражданин России

2

3.

Тема 2 Порядочность

1

4.

Тема 3 Совесть

2

5.

Тема 4 Доверие и доверчивость

2

6.

Тема 5 Милосердие и сострадание

2

7.

Тема 6 Правда и ложь

1

8.

Тема 7 Традиции воспитания

2

9.

Тема 8 Честь и достоинство

2

10.

Тема 9 Терпимость и терпение

4

11.

Тема 10 Мужество

2

12.

Тема 11 Равнодушие и жестокость

3

13.

Тема 12 Самовоспитание

2

14.

Тема 13. Учись учиться

3

15.

Тема 14. Речевой этикет

2

16.

Тема 15. Мои права и обязанности

2

17.

Повторение

2

35

                                       тематическое планирование 5 класс

№ п/п

№ п/т

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

1

Введение в предмет

1

2

1

Основные права и обязанности граждан.

1

3

2

 Государственные символы

России.

1

4

1

Порядочность

5

1

Совесть

1

6

2

Ответственность за свои дела

1

7

1

Доверие и доверчивость

8

2

Доверие и доверчивость

9

1

Милосердие и сострадание

1

10

2

Милосердие в блокадном  Ленинграде

1

11

1

Правда и ложь

1

12

1

Традиции воспитания

1

13

2

Воспитание дворян

1

14

1

Честь и достоинство

1

15

2

Честь и достоинство Александра Невского

1

16

2

Терпимость и терпение

1

17

1

Дети разных народов

1

18

3

Столовый этикет

1

19

1

Повторение и обобщение материала

1

20

1

Мужество

1

21

2

Мужество наших современников

1

22

1

Равнодушие и жестокость

1

23

2

Я люблю тебя, жизнь

1

24

3

Этикет посещения массовых мероприятий

1

25

1

Самовоспитание

1

26

2

Воспитание полководца А.Суворова

1

27

1

Учись учиться

1

28

2

Коллективизм и справедливость

1

29

3

Фруктовый этикет

1

30

1

Речевой этикет

1

31

2

День вежливости

1

32

1

Устав школы

1

33

2

Этикет народов мира

1

34

1

Обобщающее повторение. Творческие работы учащихся.

1

35

2

Итоговый урок

1



Предварительный просмотр:

Аннотация

     Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Методических аспектов преподавания учебного курса «основы светской этики»  в 6 классе Л.А.Кулагиной М.Т. (издательство «Министерства образования и науки, УИПКПРО, 2012год). Для реализации программного содержания используются методические рекомендации учебного курса «основы светской этики»  (Ульяновск, 2012).

    Данные методические разработки рассчитаны на 35 часов  из расчета 1 учебный час в неделю. Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 12-13 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Шестиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

  Согласно учебному плану МКОУ «Анненковская СШ» для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 35 часов.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их

значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

- осознание ценности человеческой жизни.

К концу обучения учащиеся научатся:

- Воспроизводить полученную информацию: приводить примеры из прочитанных текстов, оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.

- Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

- Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

- Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

- Работать с историческими источниками и документами.

  1. Календарно-тематическое планирование 6класс

№ п/п

№ п/т

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Раздел1 Этика-наука о морали- 2 часа

1

1

Этика. Мораль Нравственность.

1

2

2

 Быть воспитанным- что это значит

1

                                                 Раздел2 . Этика в нашей жизни- 6 часов

3

1

Премудрости дедушки Этикета

1

4

2

Речь вести-не лапти плести

1

5

3

По одежке встречают

1

6

4

Правила поведения в общественных местах

1

7

5

За общим столом

1

8

6

Культура поведения в школе

1

Раздел 3 . Ценности человека в современном мире- 11 часов

9

1

Любовь и милосердие

1

10

2

Гражданином быть обязан.

1

11

3

Добротой себя измерь

1

12

4

Спешите делать добро

1

13

5

Настоящая щедрость

1

14

6

Самый строгий судья

1

15

7

Это гордое слово «честь»

1

16

8

Каковы труды-таковы и плоды

1

17

9

Что посеешь, то пожнешь

1

18

10

Мужественный поступок

1

19

11

Мир вокруг нас

1

Раздел 4.Семья-школа нравственности-3 часа

20

1

Родительский дом-начало начал

1

21

2

Главная должность на земле-мама

1

22

3

В копилке нашей памяти

1

Раздел 5.Учимся общаться друг с другом-5 часов

23

1

Человек среди людей

1

24

2

Взаимопонимание

1

25

3

Дружба

1

26

4

О дружбе мальчиков и девочек

1

27

5

Умение быть собой

1

Раздел 6.Измени себя сам-4 часа

28

1

Стремимся к совершенству

1

29

2

Учимся видеть хорошее

1

30

3

Целеустремленность

1

31

4

Пожелания самому себе

1

Презентация творческих проектов-3 часа

32

1

Презентация творческих проектов

1

33

2

Презентация творческих проектов

1

34

3

Презентация творческих проектов

1

35

4

Итоговый урок

1

ИТОГО:

35