Консультации для родителей

Курбанова Лилия Рашитовна

 

Индивидуальные особенности ребенка

Индивидуальные особенности ребенка – что это? Какие свойства им присущи? Мы постараемся раскрыть эту актуальную тему

Индивидуальность человека, в том числе и ребенка, может определяться тем, как он выглядит, какую манеру общения имеет. Также сюда входит круг интересов, получаемые знания, имеющиеся или приобретенные способности и привычки и многие другие признаки. К индивидуальным особенностям относятся и такие познавательные процессы, как мышление, восприятие, память, внимание и воображение.

Каждому ребенку присущи свои индивидуальные свойства и качества (в мире нет похожих друг на друга детей). Они во многом определяют развитие отдельной личности. Одним из самых главных факторов для их формирования является социальная среда. Поэтому индивидуальные особенности ребенка во многом зависят от воспитания родителей, от того, каких принципов они придерживаются, какой образ жизни ведут. Это касается детей дошкольного возраста. Их различия проявляются с первых месяцев жизни.

Индивидуальные особенности развития детей неразрывно связаны с их возрастом. Дошкольный период охватывает период от одного до шести-семи лет. Для каждого временного отрезка характерны определенные черты: формируются способности; проявляется темперамент; интересы.

ВАЖНО. До школьного периода оптимальные условия развития ребенка должны создавать родители.

Темперамент влияет на поведение детей (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик). Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста включают определенные его свойства: Активность является той интенсивностью, с которой проявляется двигательная и психическая деятельность. Она бывает низкого, среднего, высокого уровня. Отношение к новому, проявляющееся в реакциях малыша, например, при встрече с ранее незнакомыми ему ситуациями, предметами, явлениями. Ребенок может воспринимать все новое безразлично, отрицательно или положительно. Сниженное, хорошее или повышенное настроение. Эмоциональная чувствительность: низкая, средняя, высокая. Гибкость – свойство, отражающее способность детей быстро приспосабливаться, изменять цель, мнение. Внимательность – свойство, которое отражает способность сосредотачиваться на чем-то.

ИНТЕРСНО. Темперамент со временем меняется, однако многие свойства, которые проявляются у детей до одного-трех лет, сохраняются на протяжении жизни.

Характер является результатом воспитания. Он приобретается детьми в процессе взаимодействия с окружающей средой. Начиная с раннего возраста, он формируется на протяжении практически всей жизни, во многом зависит от манеры взаимоотношений, которые присутствуют в семье.

Индивидуальное развитие ребенка имеет еще одну важную сторону – область интересов. Считается, что поведенческие реакции детей во многом диктуются их желаниями и целями, формирующимися на основе интересов. Последние, в свою очередь, в некоторой степени зависят от способностей ребенка. Довольно-таки значительное воздействие на них оказывают и родители, которые демонстрируют личные предпочтения в повседневной жизни, поощряя малыша в конкретных занятиях.

В процессе развития индивидуальных особенностей события, процессы, предметы, люди приобретают у ребенка определенную ценность. Группа «неопределенное» включает те аспекты, которые не вызывают никаких эмоций или интереса, группа «отвергаемое» - которые неприятны и нежелаемы. Ценными являются те моменты, которые приятны ребенку и вызывают у него положительные эмоции.

Родители могут создать те условия, которые будут наиболее комфортными и удобными для их ребенка. Они будут способствовать необходимому развитию индивидуальных особенностей, которые включают вышеперечисленные свойства (наклонности, интересы, ценности).
Источник: https://detstrana.ru/article/deti-3-7/razvitie/individualnye-osobennosti-rebenka/


От классики до 4D-энциклопедий: самые яркие книжные новинки для детей

А что вы любите читать вместе со своим малышом? Классические добрые сказки, которые читали нам ещё наши бабушки? Современные истории с невероятными иллюстрациями? А может быть, вы вместе познаете мир с научно-популярными книжками? Подготовили для вас подборку самых интересных новинок книжного рынка, где каждый найдёт что-то именно для себя. Приятных вам книжных открытий!

Муми-тролли. Первая энциклопедия в картинках

 
Большая иллюстрированная энциклопедия муми-троллей для самых маленьких! Малыши не только познакомятся с необычными персонажами, но и научатся полезным навыкам. Муми-мама, фрекен Снорк, Муми-тролль и Хемуль помогут выучить цвета, части тела, эмоции и чувства, красивые слова и правила вежливого поведения. Энциклопедия проиллюстрирована оригинальными персонажами Туве Янссон. 

Первая книга малыша 4D 


"Первая книга малыша 4D" - уникальное издание, ведь оно подготовлено с использованием дополненной реальности. Достаточно навести на страницу мобильное устройство, и она оживёт: зазвучат буквы и коротенькие рассказы, начнут двигаться звери и машинки. А это значит, что ваш ребёнок сможет заниматься по ней самостоятельно. Нажимая на кнопки и слушая познавательные аудиозаписи, малыш выучит буквы и слова, числа, цвета и формы, познакомится с животным миром и полезными машинами, запомнит весёлые стихотворения. Надеемся, что ребёнок будет познавать окружающий мир с удовольствием, а знания, приобретённые в таком необычном формате, запомнятся ему надолго. Добро пожаловать в мир дополненной реальности! Для дошкольного возраста.

Любимые стихи и сказки в картинках В. Сутеева 

Каждая история рассказывает о важном: доброте, смелости, послушании, сочувствии и радости. Яркие и подробные картинки В. Сутеева погружают читателей в атмосферу сказки, веселья и детства. Большую часть книги занимают стихи и сказки Сергея Владимировича Михалкова. Впервые публикуются все иллюстрации художника к стихотворению "Мы с приятелем". Спустя почти 70 лет выходит поэма "Дядя Стёпа – милиционер" с иллюстрациями В. Сутеева. В книгу вошли произведения и других писателей – С. Маршака, В. Берестова, В. Орлова, Е. Каргановой, Т. Белозёрова и Н. Юсупова – иллюстрации к которым нарисовал знаменитый художник.  Серия "Любимые сказки и картинки" посвящена творчеству художника-сказочника, режиссёра-мультипликатора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Владимира Григорьевича Сутеева. На его сказках и картинках выросло несколько поколений читателей.  Красочный подарочный формат! Сутеев: Сказки 

Мечтали ли вы когда-нибудь, чтобы рисунки в книге ожили? Представляем новинку серии «Самая удивительная книга с объемными картинками» – «Сказки» замечательного писателя, художника и мультипликатора Владимира Григорьевича Сутеева. Золотая классика детской литературы теперь в интерактивном формате: любимые сказки с рисунками Сутеева оживают на глазах!  Объемные панорамы, интерактивные элементы, постраничная вырубка – теперь ребёнок сможет управлять героями книги и разыгрывать целые бумажные представления. Формат книги поможет малышу развить пространственное мышление, фантазию и мелкую моторику, пробудит интерес к чтению. А главные герои-зверята станут ему верными друзьями и расскажут о доброте и отзывчивости, ценности дружбы и последствиях жадности. Подарите своему ребёнку волшебство!

Успенский, Маршак, Чуковский: Маленькие рассказы для малышей

Короткий рассказ для малышей – особый жанр, он должен быть содержательным, интересным и при этом помещаться на паре страничек. Это требует от писателей особого мастерства.  В книгу "Маленькие рассказы для малышей" вошли произведения лучших детских писателей – Л. Н. Толстого, М. Зощенко, Э. Успенского, О. Кургузова и других.  Малыши познакомятся с разными животными, узнают их повадки, увлекутся историями о таких же детях, как они сами, и узнают больше о мире вокруг. Заскучать им не дадут рисунки художников, ведь тут много-много картинок на каждой страничке.

Для детей до 3-х лет. Медвежонок Марфа

 

Актуальные сказки от современного детского автора, лауреата премий в области детской книги Ольги Лукас. Оригинальные, цепляющие образы и ситуации. Произведения адресованы детям от 3-х лет. "Медвежонок Марфа" — новая сказка современной популярной писательницы Ольги Лукас. Автор создала искромётную аллюзию на хорошо знакомую всем "Дюймовочку" Х. К. Андерсена. Только из прекрасного цветка вместо крошечной прелестной девочки появился… бурый медвежонок.  Маме Ане и медвежонку Марфе предстоит столкнуться со сложностями современного мира и неготовностью людей понять и принять того, кто так сильно отличается от них. Но всё закончится хорошо! Ведь вокруг Марфы будут не только серьёзные тёти и дяди, но и — дети. А детям, как известно, совершенно не важно, как ты выглядишь, если умеешь изображать паровозик и лучше всех играешь маму-зайчиху, несмотря на то, что ты медведь. Рисунки Дианы Лапшиной. Ослик Маффин и его весёлые друзья (ил. Н. Бугославской) 

Вам знаком веселый ослик Маффин, которого любят дети и взрослые по всему миру? Он родился в Англии, в кукольном театре Энн Хогарт, затем выступал в цикле передач британского телевидения ВВС и приобрел мировую известность! И даже написал про свою жизнь книгу, которую советские дети с удовольствием читали, перечитывали и передавали из рук в руки. Теперь Маффин возвращается к нам с этой книгой, и читателей ждут новые истории – невероятно интересные, смешные и поучительные. Их главные герои – сам Маффин и его многочисленные друзья: пингвин Перигрин, страус Освальд, щенок Питер и другие. Иллюстрации для этого сборника нарисовала знаменитая российская художница Надежда Бугославская, а перевел и немного пересказал истории об ослике Маффине мастер художественного слова Михаил Вирозуб.

Источник: https://detstrana.ru/article/deti-3-7/pitanie/ast-mart/
 


Игры с детьми на свежем воздухе: 10 оригинальных идей

Игры на свежем воздухе не только полезны для здоровья, они также развивают в детях коммуникабельность. Ребятишки начинают понимать, что такое взаимопомощь, как иногда важно подчинять свои желания общим интересам, а это всё им пригодится во взрослой жизни. Активные игры на свежем воздухе насыщают организм ребёнка кислородом, а это улучшает и мышечную работу, и мозговую активность. Играть можно на детской площадке во дворе, а также в парках, зонах отдыха. Чтобы дети быстро не уставали, лучше чередовать подвижные игры с более спокойными. 1. Коснись мяча Дети становятся в круг, их задача – передавать мяч на вытянутых руках, чтобы водящий, который стоит за кругом, не достал мяч. У кого в руках мяч «запятнан», становится вместо водящего. По правилу: мяч кидать друг другу нельзя и если кто-то мяч роняет, то выбывает из игры.

2. Паровозик Дети становятся друг за другом, держатся за впереди стоящего. Во главе паровозика ведущий – машинист, который ведёт его по своему маршруту. Дети должны следовать за ведущим, повторять его движения. Если тот подпрыгивает, то стоящие за ним ребята, должны подпрыгивать один за другим тоже, если поворачивает вокруг дерева, то «паровоз» следует за ним. По правилу: дети не должны отцепляться друг от друга, ведущему же не разрешается бегать быстро.

3. Пчелки Детишки становятся в линейку, перед ними метров 15-20 мелом рисуется линия. Это домик пчёлок. Два-три человека (пчёлки) становятся за линию и по команде ведущего начинают не спеша двигаться по направлению к ребятам со словами: «Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше, через кустики и кочки, через ветки и пенечки. Глянь — дупло высокой елки. Вылетают злые пчёлки!»  Пчёлки начинают кружиться. В это время игроки произносят слова: «Нам не страшен пчёлок рой, убежим сейчас домой» и пытаются пробежать за линию, которая находится за спиной пчёлок. Те же пытаются поймать ребят, «ужалить». Кого «ужалила» пчела, в следующем кону становится вместо неё.

4. В лес за ягодами Выбирается водящий – мишка. Он «спит» в обозначенном месте – берлоге. Дети выходят из дома (очертить кружок) в лес за ягодами (вместо ягод можно использовать любые лёгкие предметы). Они произносят: У медведя во бору грибы, ягоды беру. Медведь постыл, на печи застыл». По знаку ведущего медведь внезапно просыпается и бросается ловить детей на поляне. Побеждает не только тот, кто убежал от мишки, но и принёс домой больше ягод. Кого водящий поймал первым занимает его место в следующем кону.

5. Кошки-мышки Дети становятся в круг, берутся за руки, в центре – «мышонок». За кругом на небольшом расстоянии находится «кошка». Руки детей подняты вверх, при приближении кошки, руки опускаются – ворота закрываются. Если кошка пытается пробраться через низ, то дети приседают, не давая кошке забраться в круг. Если же ей удаётся пробежать сквозь заслон, противоположная сторона быстро выпускает мышонка из круга, закрыв затем проход для кошки. Эта игра на внимание и быструю реакцию. 

6. Воробьи Очерчивается круг – диаметром 3-4 м, внутри него стоит водящий – «сокол». Остальные дети – «воробышки». Их задача – «клевать зерна», которые находятся внутри круга. Поэтому они запрыгивают и выпрыгивают из круга таким образом, чтобы сокол не запятнал их. До кого сокол дотронется – становится водящим в следующем туре.

7. Тише едешь, дальше будешь Хорошо ли вы помните детские сказки? Пройдите наш «сказочный экзамен» и узнайте, насколько хорошо вы помните содержание сказок. А заодно и узнаете, сможете ли рассказать крохе на ночь сказку, если книги под рукой не окажется! Рисуется две черты на расстоянии примерно 5 м. Выбирается водящий. У одной черты становится игрок, у второй – спиной к игроку водящий. Водящий произносит: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп» и резко оборачивается. В это время, двигающийся в его направлении игрок должен остановиться. Если он не успел «застыть», то становится вместо водящего. В игре могут принимать участие несколько человек.

8. Львы и зебры Выбирается место – степь, где пасутся зебры, линиями обозначается река. Дети – зебры. Выбирается водящий – лев, который становится на возвышение (его логово) и произносит: «На охоту вышел лев, очень страшен его гнев! Раз, два, три, игру начни». Лев пытается поймать «добычу», зебры убегают. Они могут «перескочить» через реку, там безопасное место, где лев их не достанет. Если лев поймал зебру, он забирает её в своё логово.

9. «Король любит» Выбирается водящий – король. Проводится линия, на ней король становится спиной к игрокам и произносит две фразы: «Король любит…» и «Король не любит…», называя при этом два цвета. Например, если король говорит: «Король любит синий цвет», то дети в одежде синих оттенков проходят рядом с королем спокойно. Если он говорит: «Король не любит красный», то ребята в одежде с красными вставками или рисунками должныпробежать мимо короля за линию, чтобы он до них не дотронулся.

10. Лиса и куры Выбирается лиса, остальные куры. Чертится круг – курятник. Рядом – лисья нора. Куры периодически выбегают из своего домика на прогулку со словами: Куры-куры-куд-куда! Пусть в норе сидит лиса! Однако хитрая лиса выбегает и старается поймать курочку, которая не успела убежать в курятник. Запятнанный игрок становится лисой. Старайтесь подбирать игры, в которых смогут участвовать все присутствующие дети. Если среди них есть малыши, то возьмите их под свой контроль и помогайте им почувствовать себя в равных с другими игроками условиях. А подготовленные заранее небольшие призы – в виде открыток, наклеек, медалей из цветной бумаги или сладкого угощения превратят общение детей в настоящий праздник.
Источник: https://detstrana.ru/article/deti-3-7/razvitie/igry-s-detmi-na-svezhem-vozduhe-10-originalnyh-idej/


8 главных правил для мамы мальчика

Быть мамой мальчика крайне непросто. Как вырастить настоящего мужчину и не испортить его своим воспитанием? Целовать или не целовать, жалеть или не жалеть, потакать или нет, разрешать ли? Эти и многие другие вопросы, которые легко решить по отношению к девочкам, мам мальчиков способны поставить в тупик. И действительно: как вести себя с ребёнком, внутренний мир которого кардинально отличается от женского? Конечно, каждый сын — индивидуальность, и воспитывать нужно всех по-разному, однако, есть несколько универсальных правил, которые пригодятся любой маме мальчика.

1. Не бойтесь чувств Причём как своих, так и сыновьих. Вопреки расхожему мнению, что правильный мужчина должен быть кремнем, отрицание или подавление эмоций приводит только к психологическим проблемам - вплоть до вспышек агрессии и нервных срывов. А холодность мамы к сыну поможет вырастить мужчину, который не сможет выражать симпатию, любить и заботиться. То есть о внуках мечтать придётся долго… Лучше научите малыша правильно выражать эмоции, выпускать пар, говорить о своих чувствах и не держать их в себе. И забудьте фразу «мужчины не плачут»: не запрещайте плакать, жалейте, обнимайте и целуйте своего кроху.

2. Давайте ему выплеснуть энергию У мальчиков энергии море, и пятиминутными танцами с мамой тут не обойтись. Даже прогулки два раза в день — не залог того, что сынишка не разнесёт весь дом в ожидании ужина. Лучший способ пустить мальчишескую энергию в мирное русло — отдать ребёнка в спортивную секцию. 3. Разрешайте пошалить Девочки в состоянии вести себя прилично достаточно долго (хотя и тут бывают исключения), а вот от мальчиков это требовать сложно. Чтобы сын не вырос закомплексованным тихоней, у которого нет настоящих друзей, разрешайте ему время от времени шалить и «беситься» в компании товарищей. Пусть изваляется в снегу, прыгнет в лужу, поиграет в «Звёздные войны», сделав из кровати космический корабль, — хуже от этого никому не станет.

4. Не переборщите с опекой Гиперопека со стороны мамы — бич современных мужчин. Чем больше в мире неполных семей, тем чаще можно встретить авторитарных мам, которые не дают сыновьям и шагу ступить без своего контроля. Ему только год, а вы уже страдаете от того, что он «приведёт домой какую-то сомнительную девчонку»? Стоп! Вы можете советовать и высказывать мнение, но выбирать себе девушек, друзей и брюки он должен сам. Если вовремя не остановиться и не отпустить поводья, возможны два варианта развития событий: либо сын сбежит от вас при первой возможности, чтобы самостоятельно строить свою жизнь (и это хороший вариант), либо встретит старость у вашей юбки одиноким и несчастным холостяком. Другая крайность — отпускать мальчика в свободное плавание, чтобы его закалила сама жизнь. Это, как известно, тоже ни к чему хорошему не приводит, поэтому ненавязчиво интересуйтесь, где и с кем отпрыск проводит время, чем он живёт и занимается.

5. Разделяйте его хобби Для сына мама должна быть настоящим другом и уж если не играть в футбол и хоккей, то хотя бы играть в машинки, паровозы и самолётики, собирать конструктор, кататься на лыжах, знать героев его любимого мультика или сериала и названия компьютерных игр, в которые он режется с друзьями. Ну, а если вы не можете составить мальчику компанию, будьте его главной фанаткой, чем бы он ни увлекался.

6. Введите правила И требуйте их чёткого соблюдения. Ввиду психологических особенностей, мальчиков нужно ограничивать и сдерживать чуть больше, чем девочек. Неутомимые экспериментаторы и исследователи, любители рискнуть и покрасоваться, азартные игроки — они имеют все шансы попасть в неприятную историю. Поэтому составьте ваше семейное законодательство и пропишите не только основные правила (сообщать, где и с кем сын находится и когда вернётся, не обижать младших и животных, не грубить, взрывать петарды только в присутствии взрослого и/или в безлюдных местах, не портить общественное имущество, не брать чужое и прочие), но и методы наказания с учётом тяжести «преступления». Кроме того, полезно научить мальчика хорошим манерам: помогать окружающим, уступать место старшим, защищать слабых. Главное — не забывайте хвалить и поощрять за соблюдение правил.

7. Научите его работать руками Мужчина, который может забить в стену гвоздь, — ценный кадр. Умение выполнять типично мужскую работу и делать подарки своими руками придаст ребёнку уверенности в себе и поможет добиться уважения в компании сверстников. Особенно нравятся мальчикам «силовые упражнения»: если нужно вскопать огород, наколоть дров или передвинуть шкаф - смело зовите сына на помощь!

8. Поощряйте самостоятельность Самостоятельность — главный и самый правильный путь к взрослению. Поэтому никогда, ни при каких условиях не говорите мальчику: «Ты это не сможешь, без меня у тебя не получится». Предложите помощь, похвалите за успехи и достижения (но не без причины), будьте уверены в его силах — тогда он вырастет самодостаточным, уверенным в себе мужчиной с нормальной самооценкой. Хочет сам приготовить завтрак? Постирать футболку? Выбрать фильм в кинотеатре? Пусть он сделает это не лучшим образом, но зато сам. Если сын достаточно взрослый, полезно время от времени советоваться с ним по тем или иным вопросам: например, какой ноутбук вам выбрать, как расставить мебель в комнате или куда поехать отдыхать — пусть он поймёт, что его мнение вам важно.

Источник: https://detstrana.ru/article/deti-3-7/vospitanie/8-glavnyh-pravil-dlya-mamy-malchika/


ЧТО НУЖНО СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ, ЧТОБЫ ОН НАЧАЛ СЛУШАТЬСЯ?

Не так давно мы с подругой и детьми выбрались в парк. Я то и дело бегала за сыном, оттаскивала его от чужих игрушек, ловила, когда он пытался убежать на другой конец парка, успокаивала его истерики.

А подруга в это время сидела на лавочке и наслаждалась мороженым, пока ее сын спокойно сидел рядом и рисовал мелками на асфальте. Стыдно признаться, но я чуть от зависти не лопнула. Пока подруга не рассказала, что к чему.

В очередной раз сделав круг по парку в погоне за этим маленьким энерджайзером, я рухнула рядом с подругой на лавку и сказала:

— Марин, я скоро с ума с ним сойду. Ни секунды на месте не сидит. А твой-то какой спокойный. Вот что значит разные темпераменты.

— А причем тут темперамент? Нужно правильно общение с ребенком выстроить, и тогда все будет хорошо.

— Ну да, — засмеялась я. — Я уже сколько раз ему объясняла, что нехорошо так себя вести, и что-то результата не видно.

В этот момент к сыну подруги подошел другой мальчик, и они начали делить мелки. Завязался спор, который грозил закончиться ссорой и слезами. Но дальше произошло то, чего я вообще не ожидала увидеть.

Подруга подозвала к себе сына, что-то тихонько ему сказала на ушко. А он ответил: «Хорошо, мамочка», поцеловал ее в щеку и вернулся обратно к своим мелкам.

У меня глаза на лоб полезли.

— Ты что ему такое сказала? Я в жизни такого не видела!

Подруга улыбнулась и ответила:

— Я просто научилась распознавать его эмоции и строить фразы так, чтобы он чувствовал себя увереннее и спокойнее. Раньше-то у нас все, как у вас, было. Не слушался, убегал от меня постоянно. Даже огрызаться уже начал.

— А на моего подействует это, как думаешь?

— Конечно. Это на всех действует. Причем от годовалых малышей до 18-летних лбов.


ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НА РОДИТЕЛЬСКИХ КОЛЕНЯХ
По стихам Нины Пикулевой и народным потешкам

Игры в традициях народной педагогики для самых маленьких рёвушек. Пусть они поскачут на «лошадке» (на родительских коленях) в ритм потешкам-уговорушкам, и от капризов не останется и следа.

Больше полезной информации в группе Дошкольник: играем, развиваемся, растём