Проекты

Курбанова Лилия Рашитовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеПохожее изображение

«Центр развития ребенка – детский сад»

ГО Красноуфимск

Познавательно – исследовательский проект с использованием нетрадиционных методов и приемов в продуктивной деятельности

«Воздушная пенка»

Руководитель проекта:

Курбанова Лилия Рашитовна

воспитатель

высшая квалификационная категория

Участники: дети первой младшей группы

2018 год

Тема проекта: «Воздушная пенка»
Тип проектапознавательно-исследовательский с использованием нетрадиционных методов и приемов в продуктивной деятельности, групповой.
Участникивоспитатели, дети первой младшей группы.
Масштаб проекта: краткосрочный

Предмет исследования – пена

Руководитель проекта: Курбанова Лилия Рашитовна – воспитатель высшая квалификационная категория

Актуальность: 

В раннем возрасте исследовательские действия ребенка встроены в предметно – манипулятивную деятельность, его действия зависят от окружающих вещей.

В основе экспериментальной деятельности детей раннего возраста лежит жажда познаний, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь сегодня в условиях ФГОС ДО в дошкольном образовании особенно остро присутствует проблема в организации ведущего вида деятельности в познании окружающего мира – экспериментирования.

Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Работая с детьми раннего возраста, большое внимание мы уделяем сенсорным и моторным играм, делая акцент на знакомство детей со свойствами различных веществ. Сенсорные игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности с такими природными материалами, как песок, глина, вода и др. Данные игры способствуют развитию сенсорной системы ребёнка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

Большое удовольствие детям младшего дошкольного возраста приносят игры с мыльной пеной – это нравится всем без исключения малышам. Педагоги помогают ребёнку почувствовать разнообразие тактильные ощущения при игре с пышной пеной. Показывают, какие интересные образы можно создать из пены. Игры с пеной помогают малышам поближе познакомиться с белым цветом, учат действовать самостоятельно в экспериментальной деятельности, накапливать практический опыт.

Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

Развитие наглядно-образного мышления, речи, внимания, моторики, координации движения;

Формирование представлений о свойствах пены: «белая», «воздушная», «легкая».

При реализации проекта использовались наглядные, практические и словесные методы: показ воспитателя, вопросы, беседа, самостоятельное выполнение детьми опыта, игры с пеной, как наиболее соответствующие цели проекта и возрастным особенностям детей данного возраста.

Значимость данного проекта определяется потребностью развития личности в деятельности, а также непосредственным участием ребёнка в проводимых опытах.

Для реализации проекта были проведены следующие игры - опыты: «Знакомство с пеной», «Мыльные пузыри», «Купаем куклу Дашу», «Стираем платочки», «Игры с пеной», «Рисуем пеной по зеркалу», «Разложи пену по формочкам», «Пенящие волны».

Малыши с большим удовольствием играли с мыльной пеной. Узнали, как и из чего можно сделать пену. Надували мыльные пузыри. Сколько радости, удивления и впечатлений было в глазах детишек, когда из воды пены становилась больше и больше.

А каково было удивление родителей, когда их чадо придя домой интенсивно мылило руки и во время купания вылило все шампуни в ванну.

Думаю, что у  малышей сформировались первичные навыки поисковой деятельности и знания о свойствах пены.

 Результатом проекта «Воздушная пенка» явилось формирование у детей элементарных навыков поисковой деятельности, знаний о свойствах пены. Итоговым мероприятием проекта было проведение игры – опыты и создана картотека пенных опытов, в которой дети закрепили знания о свойствах пены. 

        

           

Литература:

Е.В. Баранова в помощь воспитателям и родителям «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» - г. Ярославль: Академия развития, 2009 г.



Похожее изображениеПохожее изображениеПохожее изображение

Опыт № 1«Знакомство с пеной»

Цель: познакомить детей со свойством пены: «воздушная», «легкая», «белая», развивать познавательную активность и любознательность.

Оборудование: ёмкость для воды, мыло.

Ход проведения:

Педагог говорит о том, что перед приёмом пищи нам надо помыть руки мылом, намыливает руки мылом до появления пены (показ детям). Говорит о том, что у неё на руках белые «перчатки» и предлагает детям тоже намылить руки. Дети намыливают руки мылом до появления пены.

Проговаривают:

«Моем, моем, моем – чисто, чисто, чисто,

Будут ручки чисты, чисты, чисты».

Дети наблюдают за тем, что на ручках у них белая, воздушная и легкая пена. Смывают её водой и вытирают руки полотенцем.

Опыт № 2 «Мыльные пузыри»                                                                                                             Цель: развивать восприятие величины, умение сравнивать, тактильные ощущения, речевое дыхание, эмоциональное восприятие, закреплять представление детей о свойствах пены: «воздушная», «легкая».Похожее изображение

Оборудование: мыльные пузыри.

Ход проведения:                                                                                                                          Педагог предлагает малышам  пускать мыльные пузыри, ловить их, смотреть, как они летят и лопаются. Отмечает что они, лёгкие, воздушные, летят, куда подуешь.

«Открываем колпачки,

Выдуваем пузыри,

Вот – какие посмотри!

Все они воздушные

И очень непослушные!

Как бы нам их поймать –

На ладошке подержать!»

Опыт №3 «Купаем куклу Дашу»  

Цель: развитие предметных действий, экспериментальной деятельности в игре.

Оборудование: ванночка для куклы, кукла, мыло, полотенце, губка

Ход проведения:

Педагог говорит о том, что в гости к ребятам пришла кукла Даша и у неё испачканы лицо и ручки. Предлагает помыть её, дети активно участвуют: наливают воду в ванночку, намыливают мылом губку и моют кукле лицо, ручки и т.д.

  

 

Опыт №4 «Стираем платочки» Похожее изображение

Цель: развитие тактильных ощущений, координации движений.

Оборудование: ёмкость, платочки, мыло.

Ход проведения

Педагог показывает детям платочки и говорит о том, что они испачканы, ребята говорят о том, что их надо постирать. В ёмкость с водой складывают платочки и берут мыло, начинают намыливать платочки и стирать их. Образовывается пена от мыла и дети стирают платочки и замечают, что они стали чистыми. Развешивают платочки на верёвке.

Опыт № 5 «Игра с пеной»

Цель: развитие воображения и фантазии, наблюдательности.

Оборудование: мыло, ёмкость для воды, венчик.

Ход проведения:

Педагог в ёмкости с водой венчиком взбивает пену, и каждый ребенок берёт пену на ладошку и пробует из неё что-нибудь из нее слепить. Педагог предлагает в пышной белой массе пальчиком сделать дырочки – глазки, нарисовать ротик или носик. Из пены так же можно совместно слепить айсберги, сугробы снега и белые облака.

Похожее изображение

Опыт № 6 «Рисуем пеной по зеркалу»

Цель: развивать  творческое мышление.

Оборудование: ёмкость для воды, мыло, кисточки или губка.

Ход проведения:

Педагог предлагает детям рисовать пеной прямо на стекле, для этого могут подойти и маленькие пальчики малышей, кисточки и губки. Рассмотреть рисунки малышей, у кого что получилось.

Опыт № 7«Разложи пену по формочкам»

Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства.

Оборудование: ложка или совочек, стаканчики, мыльница и разные ёмкости. 

Ход проведения:

Педагог, взбив пену, расставляет на столе стаканчики, кружки, мыльницы и другие ёмкости.  Показывает ребятам, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка или ложки. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию.

 

Опыт № 8 «Пенящие волны»Похожее изображение

Цель: развивать познавательную активность и любознательность.

Оборудование: губка, мыльница, два таза (один с водой, второй с пеной).

Ход проведения:

Малыши наблюдают за тем, как педагог взбивает пену и обращают внимание на то, что какая она лёгкая,  шуршит, издаёт шипящие звуки. Педагог предлагает детям пустить в плавание по пенящимся волнам губки и мыльницы, затем то же самое проделать в тазу с водой, сравнить, как они себя будут вести. Дети наблюдают за тем, в каком случае легче плыть: просто по воде или по поверхности густой пены. Педагог просит, чтобы малыши подули на свои лодочки. Малыши убеждаются в том, что не так-то просто лодочкам двигаться по поверхности из пены.

Опыт № 9 «Ах какая пенка!»

Цель: развивать самостоятельную экспериментальную деятельность, любознательность и познавательную активность.

Оборудование: венчики по количеству детей, ёмкости с водой

Ход проведения:

Педагог показывает малышам, как можно взбить пену венчиком и предлагает самим сделать пену. При необходимости педагог помогает детям справиться с экспериментом.

             Рисуем мыльные пузырями.                                                            Похожее изображение

      Рецепт № 1.

100 гр. Любого средства для мытья посуды;

300 мл. воды;

50 мл. глицерина.

Все хорошенько размешать и ваш раствор готов. (глицерин именно, то средство которое делает стенки мыльного пузыря прочнее, а сам пузырь, соответственно более долгоживущим).

Рецепт №2.

50мл. обычного прозрачного геля для душа,

50 мл. воды

½ ч.л. сахара

Рецепт № 3

Смешиваем воду с шампунем в пропорции 1:5; причем вода обязательно негорячая и мягкая, т.е. не из под крана, а кипячёная. Хорошие пузыри получаются яркие и долго не лопаются.

ВОПРОС: как же можно разнообразить процесс надувания мыльных пузырей?

Опыт №1.

Взять плоскую тарелку, диаметром 15-20 см. Налить на неё немного раствора для пузырей, взять трубочку для коктейля и выдуть большой мыльный пузырь так, чтобы он лежал на тарелке в виде полусферы. Затем аккуратно повернем трубочку, чтобы её конец отсоединился от стенки пузыря, но остался внутри. Выдуваем второй пузырь. Сколько раз повторяем данную процедуру, столько и будет пузырей по принципу «матрёшки».

Опыт №2.

Можно взять в рот сразу несколько трубочек для коктейля, получается или много мелких пузырьков, или гроздь пены, как при стирке белья.

Опыт №3.

Выдуваем крупный пузырь из трубочки и положим его на стол смоченный мыльным раствором- получится полусфера. Затем выдуваем друг за другом несколько небольших пузырей, на верхушку сферы, они будут скатываться на стол, образуя «цветок».

Опыт №4.

Очень интересно выдувать мыльные пузыри зимой на улице, при температуре не ниже 7-10 градусов. Пузырь замерзает, даже может лежать на снегу.

Вывод:

Наилучшим рецептом для получения красивых, больших и устойчивых пузырей является рецепт №1., за счет добавления глицерина.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Мой домашний питомец».

Проект «Мой домашний питомец» в средней группе.

Тип проекта: Познавательно - творческий, краткосрочный

Цели проекта:

• Формирование представлений у детей о домашних питомцах, условиях их содержания и ухода за ними;

• Воспитание гуманного и бережного отношения к животным;

• Создание условий для повышения активности участия родителей в жизни группы.

Задачи проекта:

• Воспитывать гуманное отношение к животным.

• Уточнить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, какие голоса они подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят?

• Развитие речи, мышления, воображения, любознательности, обогащение словарного запаса детей.

• Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

• Совершенствование навыков творческой деятельности у детей.

• Создание у детей зрительного образа, вызов эмоционального отклика.

Участники проекта:

Дети средней группы, педагоги и родители.

Срок реализации:

2 недели с 12.08.19 по 23.18.19гг.

Актуальность: Домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу". Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Дети, проживающие в городе в основном знакомы (имеют в своих семьях) с такими представителями домашних животных как – кошка, собака, попугай. А какие еще есть домашние животные? В каких условиях они живут, какую пользу приносят человеку, кто их детёныши, чем питаются? Для решения данной проблемы возник проект «Мир домашних животных».

Ожидаемый результат:

• Обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения;

• Знакомство с правилами ухода за домашними питомцами.

• Привитие детям любви и бережного отношения к животным.

• Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания бережного отношения детей к животным.

• Активное участие родителей в делах группы и детского сада

Реализация проекта.

1. Подготовительный этап

• Довести до детей и их родителей важность проблемы.

• Подобрать методическую, познавательную, художественную литературу, иллюстрационный материал по данной теме.

• Подобрать материалы для игровой деятельности.

• Подобрать необходимые материалы для творческой и продуктивной деятельности.

• Составить перспективный план мероприятий.

Сформулированы проблемные вопросы:

• Как мы бы жили без домашних животных?

• Зачем держать в доме животных?

• Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в дикую природу?

• Зачем человек приручил животных?

• Живут в доме - значит домашние?

• Верные друзья или помощники?

• Как ухаживать за домашними животными?

Сформулированы учебные вопросы:

• Каких животных можно назвать домашними?

• Каких животных можно держать дома?

• Какова роль домашних животных в жизни людей?

• Что мы можем дать домашним животным?

Подбор художественной литературы:

• Сказка «Как собака друга искала» (мордовская народная сказка, «Петушок и бобовое зернышко» (русская народная сказка, казахская народная сказка «Спор животных», подбор стихотворений о домашних животных

• Загадки

• Пословицы про домашних животных: «Кошке игрушки, а мышке слезки»,

«Корова на дворе – еда на столе»«Собака человеку неизменный друг»«Конь бежит – земля дрожит»«Корову палкой бить - молока не пить»«Старая собака понапрасну не лает»«Через силу и конь не скачет».

• Считалка «Шла коза по мостику»

• Подвижные игры «Коршун и наседка»«Лохматый пес»,

«Козлик, козлик не косись!».

• Пальчиковая гимнастика «Собака»«Бегали котята»«Кролик»«Котенок».

• Дыхательное упражнение «Доброе животное».

• Музыкальные игры «Волшебный платок»«Паровозик Боб едет на ферму»

• Дидактическая игра «Кто как кричит?»«Где живут?»«Один - много»«Где чья мама?».

• мультфильм «Котенок по имени Гав», «Кто сказал Мяу»

2. Практический этап.

Проект осуществлялся с учётом принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной.

Образовательная область - познание

- Просмотр призентации Домашние животные».

- Животные, проживающие в деревне и в городе.

- Беседа-обсуждение «Ставим проблемные вопросы».

- Беседа «Во что одеты животные?».

- Дидактические игры«Узнай животных по описанию»,

«Кто где живет?»«Кто какую пользу приносит?»,

«Чьи это детки?»«Кто я и как я кричу?».

- Игра в настольное лото по тематике «Домашние животные».

- Конструирование «Ферма»

Образовательная область - коммуникация

- Рассказывание сказок «Как собака друга искала» (мордовская народная сказка, «Петушок и бобовое зернышко» (русская народная сказка, казахская народная сказка «Спор животных».

- Чтение наизусть стихотворений о домашних животных

- Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков«Отгадай кто это?»«Чьи следы?».

- Загадывание загадок о домашних животных.

- Чтение пословиц о животных.

- Сюжетно - ролевые игры«Ветеринарная лечебница»«Доктор Айболит».

- Рассматривание альбома «Домашние животные» и состав детьми описательного рассказа по иллюстрации с опорой на схему.

Образовательная область - социум

- Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».

- Развивающая игра «Помоги животным найти свой дом».

- Приобщение детей к общению друг с другом в совместной деятельности.

- Беседа «Как животные приспосабливаются к окружающим условиям? Поведение человека с животными».

Образовательная область - творчество

-  Лепка«Барашек».

- Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».

- Музыкальная игра «Волшебный платок»«Паровозик Боб едет на ферму»

-Театральная постановка:С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Образовательная область -здоровье

- Физминутки«Корова»«Кошка»«Котик».

- Пальчиковая гимнастика«Козочка»«Покормим животных».

- Артикуляционная гимнастика«Сердитая кошка»«Утиный клювик»«Лошадка».

- Подвижные игры«Кролики»«Наседка и цыплята»«Лохматый пес».

Дыхательная гимнастика «Доброе животное»

Взаимодействие с родителями:

• Консультации «Если вы решили завести питомца»«Дети и домашние животные»«Почему дети боятся домашних животных».

• Подготовка выставки совместных работ «Мир домашних животных»

3. Заключительный этап:

• Мультфильмы «Котенок по имени Гав», «Кто сказал Мяу»

Задание 1:Засели каждого домашнего питомца в свой дом. Проведи линию от животного до его домика.

Задание 2: Раскрась перышко

Задание 3: Угости попугайчика. Проведи линию к картинкам с его кормом.

Задание 4: Обведи рисунок, на котором с животным обращаются неправильно

Задание 5: Обведи картинку, где у животных хорошее настроение.

Задание 6: Покажи стрелкой, у кого какая шубка.

Рекомендации к заданиям (для взрослых)

1 Задание:

- Как называется домик для аквариумных рыбок (аквариум, для попугайчиков (клетка?

- Кто может спать в корзинке? (Котенок)

- Засели их в свои домики.

2. Задание:

- Кто здесь нарисован? (Попугайчик)

- Какой он? (Красивый, разноцветный, яркий)

- Это птичка?

- Что у него есть? (Голова, клюв, крылья, хвост, перышки)

- Для чего птичке крылья? (Чтобы летать)

- Ты наблюдал за попугайчиком? Что он делал?

- Чем он тебе понравился?

- Как нужно заботиться о попугайчике? (Кормить зернышками и травкой, наливать чистую водичку, чистить клетку)

3. Задание:

- Чем кормят попугайчиков? (Зернышками, травкой)

- Кого бы ты угостил косточкой? (Собачку)

- Что еще любит есть собака?

- Кто любит есть рыбу? (Кошки)

- Чем еще можно покормить кошку? Котенка?

5. Задание:

- Что делает девочка, мальчик?

- Как поступать нельзя? (Замахиваться на собаку палкой)

- Почему?

- Как нужно заботиться о животных?

6. Задание:

- Какое настроение у собачки (кошечки?

- Почему у них такое настроение?

- Что хозяин может сделать для того, чтобы у его любимцев было хорошее настроение?

7 Задание:

- Чем покрыто тело у собачки (кошечки? (Шерсткой)

- Какая шерстка? (Мягкая, пушистая)

- Чем покрыто тело у рыбки? (Чешуйками)

- Какие чешуйки у рыбки? (Блестящие)

Картинки по запросу раскраска домашних питомцев

Картинки по запросу раскраска домашних питомцев

Картинки по запросу раскраска домашних питомцев

Картинки по запросу раскраска домашних питомцев

Картинки по запросу раскраска домашних питомцев

Картинки по запросу раскраска домашних питомцев

Картинки по запросу раскраска домашних питомцевКартинки по запросу раскраска домашних питомцев

Картинки по запросу раскраска домашних питомцев

Котик

Котик лапкой умывается, (гладят щёки)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, (трут ладонью носик)
Вымыл ротик, (проводят пальцем по губам)
Вымыл ухо, (поглаживают одно ухо, затем другое)
Вытер сухо. (потёрли ушки)
Котик лапкой умывается, (поглаживают грудь)
К детям в гости собирается.

«Щенок».

Отгадайте, кто же это?

Уха два, а рожек нету.

Есть короткий толстый хвост,

Есть холодный черный нос,

Есть четыре сильных лапы,

Очень сильных как у папы.

И еще хочу сказать: очень умные глаза.

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое выделенное слово.

Я бы угадать бы смог!

Кто же это? Мой щенок!

Поживают плечами. Прижимают руки к сердцу.

Картинки по запросу Проведи линию от животного до его домика.

Картинки по запросу Проведи линию от животного до его домика.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад»

Проект

«Чудеса на грядке»

Чудеса на грядках | Мир дошколят

                                                 

          Воспитатель: Курбанова Лилия Рашитовна

                                   

       

                                                                   

                                                                               

Вид проекта: детско-родительский; исследовательско-творческий.

Участники проекта: групповой (участвуют дети средней группы) родители, воспитатели.

Проект: краткосрочный

Продолжительность:2 недели( 1.10 – 14.10)

Актуальность проблемы:

Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников о культурных огородных растениях, о том, где они растут, как за ними ухаживают, чем они полезны. Задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Гипотеза : овощи – полезные продукты

Проблема : овощи поспорили, кто из них главнее

Цель: накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой

Задачи :

  • Дать детям представление о том, что овощи – полезные продукты
  • Расширять знания детей об овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости  (мягкости)
  • Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей
  • Развивать любопытство, любознательность
  • Развивать творческое воображение, мышление
  • Развивать коммуникативные навыки
  • Воспитывать интерес к миру природы

Ожидаемые результаты (продукт проекта) : приобретения знаний о том, что овощи полезные продукты. Дети узнают много интересного из жизни овощей, определяют то, какую пользу они приносят. Учатся правильно ухаживать за овощами. Дети бережно относятся и правильно ведут себя на природе. Развивается любознательность, интерес к природе. Развивается творческое воображение.

Образовательные области проекта:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Продукт проекта:

Выставка поделок из овощей «Чудеса на грядке».

1.Подготовительный этап:
• Беседы с детьми
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
• Рассматривание иллюстративного материала

2. Основной этап:

  • Повторить дома названия овощей.
  • помощь родителям на огороде
  • Тематическая беседа «Гости с огорода»
  • Рассматривание овощей.
  • Игра «Чудесный мешок»
  • Беседа«Незнайка пришел в гости»
  • Показ видео и фотоматериалов «Могут ли овощи принести вред нашему здоровью»
  • Беседа«Овощи, фрукты – полезные продукты»
  • Инсценировка сказки «Репка»
  • Знакомство с художественно-эстетическим творчеством:
  • аппликация «Консервируем на зиму»
  • лепка «овощная история»
  • аппликация «Собираем урожай»
  • лепка «Морковь для зайчат»
  • Составления описательных загадок на тему «Я расскажу, а ты угадай»

Формировать представление, что на огороде вырастают овощи, закреплять представления об овощах отличительных признаках (форма, цвет).

Продолжать учить различать овощи по форме, цвету, размеру (огурец – продолговатый, зеленый; помидор – круглый, красный; капуста – большая, зеленая, круглая; морковь – длинная, оранжевая; репа – круглая, желтая, знать и называть корнеплоды, их сенсорные характеристики.

Продолжать учить называть овощи и различать их по цвету, по величине (большой, маленький, по характеру поверхности (гладкий, шероховатый, по вкусу (сладкий,

горький, кислый, учить обследовательским действиям.

Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о местах их произростания; формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу.

Расширить представления детей об овощах и фруктах, активизировать словарный запас, внимание и память детей, развивать логическое мышление, учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Закрепить знание детей об овощных культурах, об их пользе. Сформировать представление детей о нитратах. Рассказать и показать, в каких растениях они содержаться и какой вред приносят человеку.

Расширять знания детей о том, что на огороде вырастают овощи. Закрепить знания о моркови (оранжевая, длинная, вкусная, большая, сладкая, сочная, крепкая, есть листья – ботва, картофеле, капусте, свекле, воспитывать желание трудиться, помогать взрослым, активизировать словарь определениями

Расширять знания детей о пользе овощей и фруктов, содержащихся в них витаминах.

Закреплять знания об овощах, развивать умение инсценировать сказку

Дать детям представление о натюрморте, о том, что картины пишут художники, закреплять знания об овощах.

Учить изображать овощи (огурец, помидор, закреплять знания об их форме, цвету

Продолжать детей учить лепить предметы овальной, круглой, конусообразной формы, закреплять знания об овощах, их внешнем виде.

Учить детей приемом наклеивания готовых форм, закреплять знания об овощах.

Учить детей лепить предметы конусообразной формы, осваивать прием лепки – раскатывание пластилина ладонями под углом, закреплять знания о моркови и ее внешнем виде.

Закреплять понятие «овощи», учить резать вареные овощи, развивать мелкую моторику рук, воспитывать навыки осторожного обращения с ножом.

Познакомить детей с последовательностью приготовления салата из капусты, научить пользоваться теркой, закреплять знания о капусте, ее полезных свойствах.

Познакомить с процессом приготовления морковного салата, закреплять умение пользоваться теркой, закреплять знания о моркови, ее полезных свойствах.

Учить детей составлять описательные загадки об овощах, активизировать словарь словами, обозначающими свойства, качества предметов.

3. Заключительный этап:
 В процессе реализации проекта у детей повысился уровень интереса к познавательной и исследовательской деятельности; повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать овощи, знают особенности строения овощей и условия их роста. Дети стали проявлять инициативу в различных видах деятельности.

      Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо формировать эстетическое отношение к природе, овощам, углублять знания, совершенствовать навыки детей, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Интернет ресурсы:

https://allforchildren.ru/kidfun/riddles_shat1.php 

https://allforchildren.ru/poetry/index_veget.php 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/11/06/chudesa-na-gryadke 

https://infourok.ru/proekt-chudesa-na-gryadke-904506.html 

Приложение  № 1

Сказка про овощи

Цель: обогащение представлений об овощах и их полезных свойствах, о правильном питании и здоровом образе жизни.

   Посадил дед репку. И ждал, что она вырастет большая-пребольшая.

   Пришло время. Стал дед репку копать. Тянет- потянет... А тут слышит, что овощ с ним разговаривает.

- Дедуля, ну какая же я тебе репка, я же красная морковка с зелеными кудрявыми волосами!

 - Вот чудеса, - говорит дед, - а где же я репку посадил? Не помню. Полезай ко мне в корзину, на суп пригодишься, а пока вместе будем искать.

Идет он дальше по огороду. Тянет- потянет...

- Ой, осторожней со мной, я же не репка, а свекла, - ответила деловито бордовая дама.

- Как же так, - говорит дед, - опять перепутал. Ну, пойдем и ты со мной, на борщ понадобишься.

Идет он дальше.

- Ты, наверно, репка, - обратился дед к очередному овощу.

 - Кто, я? Нет, что ты. Я картошка.

- Вот дела, - пробормотал дедушка, - ох, старость - не радость. Слеповат, да с памятью проблемы. Как же мне репку отыскать?

 - Да вот же я, - воскликнула репка, - сколько вас всех можно ждать? Сижу тут, скучаю одна.

 - Наконец-то, - обрадовался дед. Хотел было вытянуть, да уж и правда большая-пребольшая репка уродилась. Наверное, надо звать бабку, внучку и других. А как дед репку тянул? Ну а это уже другая история.

Приложение  №2

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».

Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игрывоспитатель показывает мешочек и говорит:

Я-чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

После этого дети собираются в группы «Овощи».

Приложение № 3

Дидактическая игра «Отгадай по описанию».

Цель: Учить отгадывать овощи по описанию.

Зелёный, хрустящий, пупырчатый (огурец)
Красный, сочный, наливной (томат)
Рассыпчатая, жареная, ароматная (картошка)
Белокочанная, кудрявая, цветная (капуста)
Круглая, оранжевая, большая (тыква)
Острый, лечебный, зелёный (лук).

Приложение № 4                                           

Сказка « Спор овощей»

Цель: обогащение представлений об овощах и их полезных свойствах, о правильном питании и здоровом образе жизни.

   Жили-были старик со старухой. Дед по вечерам смотрел телевизор, а бабушка вязала ему носки. Скучно им стало так жить. Решили обзавестись огородом.

   Целыми днями на нем возились. Им очень нравилось, что время быстро пролетало и стало совсем не скучно. Пришло время сеять семена. Такое серьезное дело дед не доверил бабке. Сам поехал на базар, все купил. Решил бабулю не звать, а сам семена посеять. Но споткнулся, и все семена рассыпались по огороду.

  Пришел дед домой угрюмый. И говорит: "Как же теперь отыскать, где морковка, а где свекла!" "Не беспокойся, дед, - сказала бабка, - придет пора, сами догадаемся".             Вот и осень наступила, пора собирать урожай. Смотрят старик со старухой, а овощи удались все такие красивые, спелые. Вот только спорят они друг с другом, кто из них лучше и полезней.

- Я помидор, из меня получается вкусный томат. Я лучше всех.

 - А я всех полезней. Я - лук, спасаю от всех недуг.

- А вот и нет. Я тоже витаминами богата. Я - тыква сладкая и очень вкусная, а еще я очень яркая и красивая.

- Не одна ты красотой блещешь. Я - морковка красная, девица я прекрасная. Полезная и вкусная, всем очень нравлюсь.

Долго спорили овощи, пока дед с бабкой не сказали: "Все вы главные, важные и полезные. Всех вас соберем, никого на грядке не оставим. Кто-то в кашу пойдет, кто-то в суп, а многие из вас и сырые съедобные и очень вкусные. Обрадовались овощи, засмеялись и захлопали".

     

Приложение № 6

Конспект ООД

по художественно-эстетическому развитию (рисование)

на тему «Загадки с грядки».

Цель:  учить рисовать овощи разной формы (круглой, овальной, треугольной); продолжить учить смешивать цвета; развивать умение работать красками, тщательно промывать кисти при смене краски; воспитывать аккуратность.

Задачи:

Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках ;

Cоздавать выразительные и фантазийные образы ;

Продолжить учить самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка;

Развивать внимание детей;  

Способствовать развитию логического мышления;

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Предварительная работа:

1. Загадывание и отгадывание загадок

2. Рассматривание овощей.

3. Беседа об овощах как огородной культуре.

4. Уточнение представлений об овощах: польза овощей: что можно приготовить из овощей; кто какие овощи любит; что из них можно приготовить.

Оборудование и материалы:

Гуашевые краски, кисточки 2-х размеров, баночки с водой, палитра для смешивания красок, салфетки влажные и сухие, овощи реальные или муляжи для уточнения представления о внешнем виде.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, предлагает вам  поиграть в интересную игру – вы послушаете загадки, но ответ вслух  произносить не будете, а нарисуете у себя на грядках (заранее затонированные детьми листочки в зеленый цвет), которые мы с вами сделали на прошлом занятии.

Круглый он, как шарик,

Красный, как пожарник,

Толстый, важный, как сеньор

 Что же это?. (Помидор)

Воспитатель советует нарисовать помидор, смешивая красный и оранжевый цвета красок. при желании можно нарисовать красный помидор и раскрасить один бочок желтым, оранжевым, зеленым цветом и дорисовать узкие листочки.

Воспитатель: Слушаем внимательно следующую загадку.

Бабка, старый дед и внучка,

Мышка, кот, собака Жучка

 — Вместе все меня смогли

Вытянуть из-под земли. (Репка)


Воспитатель: хорошо, молодцы ребята. Все готовы рисовать ответ на следующую загадку?

Очень яркая девица
Летом прячется в темнице.
Любят зайчики и детки,
В свежем виде и в котлетках.
Эта рыжая плутовка,
Называется...     (Морковка) 

                 

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, как можно получить оранжевый цвет. Уточняет, что для этого нужно к жёлтой, краске добавить немного красной: чем больше красного цвета, тем ярче морковка. Дети по желанию дорисовывают зелёный «хвостик».

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …(Капуста)

Воспитатель показывает два способа рисования капусты: 1) рисует большой круг светло-зелёного цвета и, не дожидаясь, когда краска высохнет, проводит по нему волнистые линии тёмно-зелёного и сине-зелёного цвета, будто это листья капусты, свёрнутые в вилок; 2) смешивает на палитре 3-4 оттенка зелёного цвета и наносит на лист белой бумаги несколько пятен (листьев), чередуя их по цвету, и постепенно соединяет эти «листья» в вилок капусты.

Вырос в поле казачок,

Надел зелен колпачок,

За него кто ни возьмется –

Всяк слезами обольется

                                      (лук)

Стоглазая Анютка

Кутается в шубки,

Волоса - пучком

И нога торчком.

                          (кукуруза)

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный… (баклажан)

Семь сестричек тут на лавку

В лодку сели по порядку,

По ладошке покатились –

За зубами очутились.

                     (зеленый горошек)

Весь в пупырышках, зеленый,

И хрустящий и ядреный,

Подкатился он к окошку –

Так и просится в окрошку.

                                      (огурчик)

А теперь послушайте смешное стихотворение, автор Вера Шипунова, а называется оно «Огород иль сад?»:

Огорсад иль садород?

Мы лепили, рисовали,

Мы в волшебников играли.

Воспитатель в панике

От чудес ботаники.

Ну, никак не разберет.

Что же здесь у нас растет:

Огорсад иль садород?!!

Тыквуруза тут желтеет,

Зеленеют кукурцы,

Арбудор на грядке спеет,

Огурломы-молодцы,

Баклачки и кабажаны,

Сливоград и апельнаны,

Бананасы, абригруши...

 Это даже жалко кушать!

Круглый году нас цветет

 Огорсад иль садород !!!

                             

Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам  нарисовать свою смешную загадку про овощи, чтобы товарищи могли отгадать, что.

 Дети рисуют (это задание на развитие воображения и чувство юмора можно предложить во второй половине дня для самостоятельной художественной деятельности).

В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть «грядки» с овощами и показать их товарищам.

Приложение № 7

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Цель: развивать речевую активность, логическое мышление, слуховое внимание.

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Солнышко светило чтоб , ярче зеленел … (укроп).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

C:\Users\Home\Desktop\photo1665915905 (1).jpeg

C:\Users\Home\Desktop\photo1665915905.jpeg

C:\Users\Home\Downloads\photo1665916660.jpeg

C:\Users\Home\Desktop\376ab93f-332f-4c4b-8f69-bca493f3610b.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад»

Проект

«Изделия уральских мастеров. Валенки»

Руководитель: Курбанова Лилия Рашитовна

Соколовская Ксения Александровна

Описание.

Автор проекта: МАДОУ ЦРР - детский сад

Руководитель проекта: Курбанова Лилия Рашитовна

Соколовская Ксения Александровна

Ссылка результат моей работы:

Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: исследовательский, позновательно - творческий

Участники проекта: воспитатели и воспитанники второй младшей группы, родители

Возраст детей: 4 года

Тема: «Изделия уральских мастеров. Валенки.»

Проблема: Многие люди имеют эту исконно русскую обувь, но мало кто в последнее время носит валенки. Я задал себе вопрос: Как заинтересовать детей в познании народных традиций своих предков, познакомить детей с историей одного из самых распространённых Уральских  промыслов – катание валенок.

Введение

Значимость для ребёнка выбранной темы: Валенки - вещь полезная, во всех отношениях. Познакомить со свойствами теплой, мягкой, полезной обуви. Познакомить детей с уральским ремеслом валяния валенок, и выяснить, можно ли изготовить их в домашних условиях.

Цель: Выяснить, можно ли изготовить их в домашних условиях.

Задачи:

  •  Узнать историю происхождения валенок.
  • Выяснить из чего делают валенки.
  • Узнать о видах валенок и роли их в жизни человека.
  • Изучить процесс изготовления валенок.

Объект: Валенки        

Гипотеза: В XXI веке русские валенки  возвращают к себе народную любовь.    Сегодня на первый план выходят проблемы экологии и здоровья. А ведь валенки — обувь, сделанная из натуральных материалов без урона для природы и животных.    Изготовление сувенирных валенок из шерсти возможно  в домашних условиях.                                                                     

Этапы работы над проектом: мы  изучали материал с помощью энциклопедий, книг, интернета, беседы с родителями, просмотр мультфильмов, презентаций; наблюдения, исследования провели опрос родителей в группе детского сада, чтобы подтвердилась наша гипотеза; создали фильм.

Ожидаемый результат: Сформировать  у детей знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления; интерес к истории, национальным традициям. Рассказать о  пользе валенок.

Исследование и его результат: Благодаря исследованию нашей с детьми деятельности мы учимся: вести поисковую работу. Эта тема оказалась нам интересной, мы думаем, в будущем можно продолжить исследование валенок в современном мире.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства.

Нам стало интересно узнать, как обычный клок шерсти превращается в валенок и возможно ли в домашних условиях самой изготовить валенки.

Результат нашей  работы валяние сувенирных валенок.

        

Основная часть

 Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом.

Южный Урал во все времена славился своими ремесленниками.  В Челябинской области развивается более 15 видов промыслов. Промысел –

это занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования. К примеру, в Чебаркульском районе издревле селились кузнецы, шорники и резчики по дереву.  Во многих деревнях Южного Урала процветало ручное ткачество и кружевоплетение. Брединский, Кусинский, Бродокалмакский районы славились умельцами валять валенки.

В регионе c таким суровым климатом, каким является Урал, без теплой одежды и обуви никак нельзя. Как говорится, без шубы и валенок и зима без конца! В валенках не страшны самые лютые морозы. Эта уникальная – без начала, без конца, без шва, без рубца – обувь была в почёте на Руси у всякого чина и сословия, даже у коронованных особ.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства.

Нам  стало интересно узнать, как обычный клок шерсти превращается в валенок и возможно ли в домашних условиях самой изготовить валенки.

1. УЗНАТЬ ИСТОРИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВАЛЕНОК

Широкое производство валенок в России началось с 18 века в городе Мышкин. Валенки впервые начали валяться с голенищем целиком.

Почти в каждом селе и деревне появились мастерские по изготовлению этих теплых войлочных сапог, а в каждом крупном городе строились специализированные заводы. Технология валяния передавалась из поколения в поколение, а потому у каждого умельца был свой секрет и валенки получались особые.

Примечательно то, что в разных уголках Руси валенки приобретали различные названия, например чесанки, катанки, валенцы. Валенки считались обувью не для всех, их могли себе позволить только очень богатые и зажиточные семьи. Это считалось наилучшим подарком в зимнее время года. Было принято очень хорошо ухаживать за этой обувью, и относится к ней с особым вниманием, чтобы сохранить в лучшем виде и передать следующим поколениям.

Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны для фронта, для победы было изготовлено около 100 миллионов пар валенок. Многие из них не раз возвращались на фабрики, их чинили, подшивали и снова отправляли на линию огня. Немцы считали валенки лучшим трофеем и готовы были обменять их на любую ценность, даже на золотые часы. Русский валенок прошел от Москвы до Бреста и победил немецкий сапог!

Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Мы с ребятами  поставила перед собой вопрос – почему валенки носят только в холодную зиму? У нас появился интерес к этой теме. Так объектом изучения стали валенки.

2. ИЗ ЧЕГО ИЗГОТАВЛЯЮТ ВАЛЕНКИ

 После того как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину – в результате получается тонкое мягкое полотно. Затем его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась, словно из пластилина вылепляют форму валенка, и вываривают заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера.

Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась. Точно так же поступали и деды и прадеды современных мастеров. Процесс несложный только на словах, на деле же здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он сделался гладким и блестящим.
Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.

Изучив процесс валяния валенок, мы решили с детьми изготовить валенки для кукол.

3. ПОЛЬЗА ВАЛЕНОК

В том, что ничего лучше не придумаешь, чем валенки в морозы для ребенка, знают все. В них комфортно, сухо и тепло. Валенки просто не заменимы при детских прогулках зимой, так как это полезно и практично, да и ноги всегда в тепле.

Шерсть не только греет, но и лечит. Обутая на босую ногу валяная обувь оказывает массажное воздействие, из-за чего ее часто рекомендуют людям с нарушенным кровообращением, так как это способствует улучшению циркуляцию крови. Валяная шерсть богата ланолином(животным воском), поэтому стопа в такой обуви не деформируется и хорошо согревает суставы.

Шерсть хорошо поглощает и испаряет влагу оставаясь сухой, и именно это помогает при простудах. Отмечено так же, что валяная обувь препятствует развитию грибковых заболеваний, ускоряет заживление ран и переломов. Так же валенки помогают при болях в спине, отеках ног, усталости, нервозности, и многих других неприятных симптомах.

Важно отметить и то, что натуральную шерсть получают от овец, не причиняя при этом им никакого вреда. Эта чудо-обувь, изготовленная без единого шва, обладает положительной энергетикой.

4. «ВАЛЕНКИ» В ФОЛЬКЛОРЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Валенки — это часть истории и культуры, герой фольклора и песен. Любимая народная песня «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой широка известна даже за пределами России.

В старину девушки гадали на валенках: они поочередно бросали валенок за ворота на дорогу. В какую сторону носок валенка смотрит — оттуда и жених. В валенках не только ходили в зимнее время, но с их помощью гадали. Кидали валенок за ворота, куда укажет носок валенка, в той стороне жених али невеста живет. А если уж валенок точно в руки попал, тут все конкретно! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. В старину относились к валенкам с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил их на почётное место возле печи.

Узнав много интересного о валенках провели игры – эстафеты, послушали песни о валенках и импровизировали под музыку.

5. ОПРОС «ВАЛЕНКИ» В СЕМЬЕ  ВОПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА

На вопрос «Есть ли валенки в семье?». Родители ответили: раньше когда мы были детьми, валенки носили всю зиму, но современный мир перешел, на более современную обувь. И решили прислать фото своих валенок.

Заключительный этап. Итог

Реализация данного проекта научила детей размышлять, анализировать факты, получать знания из различных методических источников, выражать собственные суждения, высказывать различные выводы. Дошкольники приобрели новый опыт совместной познавательно - творческой деятельности в ходе реализации проекта. В проведения работы у детей сформировались знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для их изготовления. Родители и дети активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ. Данный проект проходил через все виды образовательной деятельности, способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления, познавательного интереса у детей и их родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.

https://vk.com/video62888859_456239157?t=9s 

https://drive.google.com/file/d/1_iftPITLf0k1aq6IeP83QtNf_iGLGfr5/view?usp=sharing 

Хотелось бы верить, что полученные знания, опыт оставят свой след в осознании каждого участника проекта. В будущем такая техника работы будет применяться в приобщении детей к истокам народной традицией, к передаче их подрастающему поколению.

Список литературы:

1.  Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.  

2.  М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3.  О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

Журналы:

1.Дошкольное образование. №2, январь, 2010 года, стр. 24.

Интернет – ресурсы:

  1. https://kusinochka.ru/news/ot-gigantskih-do-suvenirnyh-na-yuzhnom-urale-proshjol-festival-valenok/
  2. https://nashural.ru/culture/podarki-s-urala/ural-souvenirs/valenky-kozlovyh/