Конспект по экологии

Коныгина Ольга Александровна

 

Конспект занятия по экологии в средней группе

«Я и ты – друзья природы!».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад №107 «Маячок» г. Орска»








Конспект занятия по экологии в средней группе

«Я и ты – друзья природы!». 












Подготовила: воспитатель Коныгина О.А


ОРСК

2020

Цель: Формирование представлений детей, о бережном отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:

-Учить основам экологического воспитания.

- Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, 
о птицах, о деревьях.

- Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев, диких животных и птиц.

Развивающие:

- Развивать мыслительные операции, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать. Развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Методические приемы: Художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение.

Материал: иллюстрации с изображение птиц, деревьев, животных; лучики из бумаги, солнышко; запись «Голоса леса».

Словарная работа: Экология, пластик, защитник, капкан, обитатели.

Предварительная работа: комплекс занятий по ознакомлению 
с окружающим миром на тему: «Лес»; заучивание стихов, пословиц об осени.

Участие в дидактических играх: «Кто где живёт?», «Кто, чем питается?», «Времена года».

Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.

Беседа о мусоре: откуда берется, какие виды мусора бывают, 
чем вреден мусор и т.д.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, давайте поприветствуем друг - друга:

«Здравствуй»

Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:

Здравствуй, Небо!( Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля!( Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

        

Сюрпризный момент.

- Ребята, мне сегодня утром, почтальон принес письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?

- Тогда слушайте:

«Всюду я летаю, все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это и зовут «лесной газетой»!        

Воспитатель: Ребята, от кого письмо? (ответ:  Сорока)

Правильно! Давайте дальше узнаем, что написано в письме.

Воспитатель продолжает читать письмо.

«Дорогие ребята, спешу вам сообщить - случилась беда!

Люди, которые приходили отдыхать, оставили  мусор, консервные банки, пластиковые бутылки, пакеты. Все растения гибнут, звери, птицы, насекомые исчезают. Только вы сможете нам помочь. Если вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу!

Воспитатель: - Ну что ребята, поможем лесным жителям?

- Вы дружные? Вы смелые?  Дети отвечают: Да!

 В лес мы поедем на машине.

Би – би – би - Гудит машина,        Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о кулачок другой руки.

Тук-тук-тук - Мотор стучит,                  Ритмично хлопают в ладоши.

Едем, едем, едем, едем-

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу:  Шу – шу – шу -        Потирают ладони друг о друга. 

Они шуршат.

Быстро крутятся колеса.                  Ритмично вертят руками.

Та-та-та- Вперед спешат.        

 Вот поле, вот речка, вот лес густой.

Приехали, дети! Машина, стой!

Воспитатель: Посмотрите, мы приехали в лес!

Иллюстрация леса.

- Как здесь  грязно. Не видно животных. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? Ребята с каждым выполненным заданием в лесу станет чище и светлее.

Задание 1:

- Послушайте первое задание (иллюстрация с изображением осени)

- Ребята! Какое сейчас время года? (осень)

- Давайте вспомним, признаки осени?  (листопад, идут дожди,  птицы улетают на юг, люди меняю одежду на теплую, животные готовятся к зиме, люди собирают урожай)

- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Молодцы! Справились с первым заданием. (Появляется первый лучик в лесу)

Задание 2:

- В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (дерево самое большое растение)

- Назовите его части. (корень, ствол, ветки и листья)

- Какие бывают деревья (лиственные и хвойные)

Посмотрите на картинки и назовите, какие из них лиственные, а какие хвойные деревья.

1.картинка Береза (лиственное)

2. картинка Сосна (хвойное)

3. картинка Дуб (лиственное)

4. Ель (хвойное)

5. Рябина (лиственное)

6. Клён (лиственное)

- Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям? 
(не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу)

Мы выполнили второе задание.

Появляются два лучика.

Задание 3:

- Ребята, кто живет в лесу? (дикие животные) Отгадайте загадки и соберите пазлы.

(Дети отгадывают загадку и собирают пазл животного)

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко

Любит сочную морковку. (Заяц)

Я оранжевый зверек,

Шубка тёплая, как грелка,

Хвостик мягкий, как пушок,

Я — старательная … (Белка)  

 Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну (Волк)

  Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага —

Есть копыта и рога! (Лось)

У меня роскошный хвост,

 А характер ох, непрост —

И коварна и хитра.

 Глубоко её нора. (Лиса)

        

Летом ходит без дороги

 Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Воспитатель:

- Ребята, давайте запомним правила поведения в лесу:

1. Не разрушать муравейники;

2.Не трогать мелких лесных обитателей  (бабочек, шмелей, стрекоз, лягушек и т.д);

3.Не трогать птичьи гнёзда и звериные норы;

4. Не стрелять в птиц;

5. Не ставить ловушки и капканы  для животных.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием! А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Осенним днём лесной тропой

Звери шли на водопой.        (Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой-лосихой топал лосёнок,       (Идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисёнок,     (Идут крадучись)

За мамой-ежихой катился ежонок,      (Передвигаются в глубоком приседе).

За мамой-медведицей шел медвежонок,  (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамою-белкой скакали бельчата,       (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой-зайчихой — косые зайчата,      (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат.                  (Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят.               (Идут на четвереньках)

        

Задание 4:

- Скажите, кто кроме животных обитает в лесу? (птицы)

Как называют птиц, которые осенью улетают на юг? (Перелетные)

Иллюстрации с изображением перелетных птиц.

- Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год остаются на родине и не совершают перелета.

Таких птиц называют? (зимующие)

Сейчас мы разделимся на две команды «Зимующие» и «Перелётные»

Ваша задача, правильно собрать картинки птиц

1.Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь, снегири.

2. Жаворонок, грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей.

Молодцы! Справились!

- Ребята, а как мы можем помочь тем птицам, которые будут  зимовать у нас 
в городе? (подкармливать).

- Я предлагаю, посмотреть, чем можно кормить птиц, а чем нельзя. Проходите к столу. 
На столах у вас тарелочки. Положите зелёные кружочки, на тарелочки, чем можно кормить. А красные кружочки, чем нельзя.

 1. Овёс, просо, пшеница, рапс, пшеничные отруби, ягоды рябины, овсяные хлопья. (Зелёные кружочки).

2.Печенье, арахис, семечки, черный хлеб. (Красные кружочки)

- Молодцы!

Появляется четвертый лучик.

Задание 5:

- Ой, ребята, мы все задания выполнили, а вот мусор в лесу остался. Давайте соберем мусор в мешки, чтобы у нас было чисто.

ИГРА «Собери мусор» (Девочки собирают бумажный мусор, мальчики пластик)

Звучит музыка, дети на скорость собирают мусор.

- Здорово, ребята! Справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто!

Появилось пять лучиков и солнышко.

- Молодцы ребята! Все задания выполнили правильно.

Воспитатель

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это.

Давайте же с природою дружить!

- Мы юные защитники природы, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.

Будем беречь природу!

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную природу!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Помните, взрослые, помните, дети !

Помните – что, красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа.

И пусть восхваляет гимн жизни

- ПРИРОДА!

- Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями.

А теперь нам, пора возвращаться в детский сад.

Садимся в машину и поехали. Музыкальная игра «Колёсики»

- Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были?

- Что мы делали в лесу?

Помогли лесным жителям очистить лес. Мы помогли, а сорока за это угостила нас сладостями.

Спасибо!