Социальное проектирование

Рассмотрены метдические подходы к организации социального проектирования в школе, а именно понятие социального проектирования, его цель, задачи, основные типы и методы проектирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_proektirovanie.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время проектная деятельность является актуальной, так как данная технология развивает детей, дети учатся сами добывать знания, им интереснее самим узнавать что-то новое, чем получать готовые знания, и не менее увлекательно самим что-то создавать.

Социальное проектирование несет в себе большую воспитательную значимость. Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, который предполагает высокую квалификацию педагога.

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

Современное переосмысление проектирования предполагает:

  • связь с жизнью;
  • развитие социальной активности детей в воспитательном процессе;
  • развитие умения адаптироваться к действительности;
  • умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Что такое социальный проект в школе?

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся в образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать своё Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

1) социально значимая, имеющая социальный эффект, результатом которой является создание реального «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально нового в его личном опыте;

2) задуманная, продуманная и осуществленная подростком;в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки подростка.

Отличия социального проекта от других видов проектов:

  • направленность проекта на решение остро-значимых социальных проблем;
  • осуществление в процессе проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне школы, микрорайона, города);
  • предложение и обоснование реальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации;
  • командный характер работы над проектом;
  • проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде;
  • осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта.

Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность.

Объектами, на преобразование которых направлен социальный проект, могут выступать:

  • социальные явления (например, алкоголизм, курение, игромания, интернет-зависимость, агрессивность в подростковой среде, гражданская пассивность и т.д.);
  • социальные отношения (например, отношение к инвалидам, к старикам, детям; к потребителю; взаимоотношения между участниками образовательного процесса и т.д.);
  • социальные институты, их деятельность (различные органы власти и управления; школа; магазин; больница и т.д.);
  • социальная среда (места отдыха, уличная реклама, игровые площадки, остановки, школьный двор и т.д.).

Основными принципами социального проектирования являются:

  • добровольность;
  • учет возрастных, психологических, творческих особенностей;
  • учет региональных особенностей;
  • системность;
  • интеграция учебной и внеклассной деятельности.

Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в образовательных учреждениях:

  • прикладные - результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике; например, обустройство близлежащего озера или аллеи.
  • информационные - предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории; например, изучение влияния автомобилей на жизнь людей.
  • ролевые и игровые - участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации; например, проект «Детское самоуправление» или «Выборы».
  • Исследовательские - результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.;
  • поисковые – проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Цель социального проектирования:

  • привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
  • включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

  • повысить общий уровень культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
  • формировать социально-личностные компетенции: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальную мобильность и т.д.;
  • закреплять навыки командной работы.

Типы социальных проектов по различным основаниям:

По характеру проектируемых изменений

  1. Инновационные. Задача — внедрение новых разработок.
  2. Реставрационные или поддерживающие проекты решают задачи экологического характера, могут быть направлены на сохранение и использование культурного наследия.

По направлению деятельности

  1. Образовательные проекты. Задача которых – представление образовательных услуг. Цель – приобретение знаний, умений, навыков.
  2. Научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через представление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте и т.д.);
  3. Культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что они оказываются вплетенными в ткань социальной жизни, т.е. люди в этом случае обращают внимание не на эстетические стороны проекта, а на его социальную функцию.

По масштабам

  1. Микропроекты. На уроке, на внеклассном мероприятии.
  2. Малые проекты. На уровне района, школы, города. Например, создание телефона «Доверие».
  3. Мегапроекты, в качестве которых обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов. Их специфика состоит в необходимости масштабной координации исполнителей;

По срокам реализации

  1. Краткосрочные (проект может быть рассчитан на месяц, неделю, день, урок).
  2. Среднесрочные (до 1 года).
  3. Долгосрочные (от 1 года и более).

Так как же создается социальный проект? Как грамотно его оформить?

«Алгоритм создания социального проекта»

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по реализации ее улучшения.

Социальный проект – действие, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности.

Структура проекта:

  1. Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами, указание сфер применения, функционального назначения, выявление конкретной проблемы).
  2. Постановка цели деятельности и конкретных задач.
  3. Управленческо-кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала).
  4. Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий).
  5. Характеристика и способ оценки планируемых результатов.
  6. Бюджет. Материально-техническое обеспечение.

Основные требования к проекту:

  1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании результатов каждого этапа.
  2. Целостность – общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
  3. Последовательность и связанность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
  4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
  5. Компетентность авторов и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
  6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен.

Выделяется несколько ступеней работы над социальным проектом.

Сначала – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих детей. Она начинается с изучения общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. После этого формулируется социальная проблема – 1 шаг – постановка проблемы.

Важно показать актуальность, новизну, масштабность проекта, его социальную значимость.

Раздел «постановка проблемы»:

  • он раскрывает необходимость выполнения проекта;
  • в нем описаны обстоятельства, побудившие написать проект;
  • проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;
  • масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;
  • проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект;
  • нет голословных утверждений; написан кратко и интересно;
  • четко определен способ решения проблемы.

После того как четко определили проблему ставятся цели и разрабатываются задачи проекта – это 2 ступень работы над социальным проектом – Проектирование (планирование)

Раздел «Цели и задачи»:

  • описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;
  • цель является общим итогом проекта, а задачи - промежуточными, частными результатами;
  • из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;
  • цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;
  • постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;
  • язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок

При разработке проекта обязательно изучение реальных возможностей своей проектной группы, составление детального плана работы, рабочего графика по реализации всех пунктов плана, а также определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители.

План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.

На стадии разработки проекта определяются необходимые ресурсы и источники их финансирования, составляется бюджет проекта, разрабатывается система оценки эффективности работы над проектом.

Далее идет – Поиск информации – это 3 ступень работы над социальным проектом.

На этом этапе составляются деловые предложения по разработанному проекту, происходит поиск делового партнера для реализации проекта, проводятся официальные переговоры с реальными партнерами и получение необходимых ресурсов.

Далее идет создание реального «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально нового в его личном опыте – это 4 ступень работы над социальным проектом.

Каждый проект должен пройти количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий и др., т.е.

Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел - научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т.п., качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков, походов, акций), характер реализованных инициатив и др.).

Показатели социальной адаптации личности (повышение уровня социальной успешности участников, активность).

Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации).

Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

Далее обязательна Презентация проекта – это 5 ступень (это устная защита проекта, где ребята представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта) и Рефлексия (Главная цель этого этапа – анализ самими детьми стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе).

При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые и сильные стороны проекта, оформляется портфолио, где собраны все рабочие материалы проекта. – это 6 ступень работы над социальным проектом.

То есть проект – это «шесть П»

Проблема – Проектирование (планирование) - Поиск информации – Продукт – Презентация - Портфолио