1. "Я - учитель"

Грибов Александр Юрьевич

Эссе "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse-2021.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Я - учитель»

Чтоб мир сиял от уравнений, формул,

                                                               Необходим  учительский талант,

                                                                  И если  он сердца ребячьи тронул,

                                                                То в том – успеха общего гарант!

                                                                                                               О.А. Шатова

Вот и пролетели 10 лет моей работы в школе. Все было будто вчера: молодым специалистом  я вошёл в класс, был полон грандиозных планов и радужных надежд, чувствовал себя одновременно и Макаренко, и Сухомлинским, и Песталоцци, и Каменским.  Хотелось свершений! Казалось, могу всех научить, увлечь, повести за собой в интереснейший мир математики, стать наставником, другом для ученика. Но в самый первый день я столкнулся с неожиданным препятствием, которое оказалось преодолеть совсем не легко. С тобой,  моим учеником…

        Ты помнишь, как на первом уроке я поздоровался с классом: «Здравствуйте, я ваш новый учитель, теперь мы вместе будем постигать удивительный мир математики». Ты хмыкнул: «Очень надо!» - и занялся  рисованием по клеточкам в тетради.  Лишь на несколько секунд ты поднял глаза, и я увидел в них что-то вроде заинтересованности, когда я изображал  на доске бабочку, показывая необычный способ сложения дробей. Но через секунду ты снова погрузился в свой мир.         

Учиться ты не хотел. Вернее, ты был обычным мальчишкой, с обычной мальчишеской логикой: если говорят «надо», значит - «я не хочу». А я мечтал видеть перед собой Ученика. Любознательного. Пытливого. Мыслящего. 

Как я воевал с тобой!  Контрольные работы… Зачёты… Олимпиады… Взамен  - безбожное списывание, невыученные правила и теоремы, нерешённые задачи и примеры. Я в таком изобилии ставил тебе двойки, что однажды просто испугался своей собственной профнепригодности и с горечью и разочарованием твердил запавшие когда-то в душу строки:

И к тем, кого люблю я, нет тропинки…

Банально? Да. Но больно всё равно.

        Ты обвинял меня в том, что на все вопросы, которые я задаю, у меня уже есть записанные ответы. Я показывал тебе конспекты, свои черновики с решением задач. Но ты не сдавался. Каждый день пытался то доказать, что математика тебе не нужна, то поставить меня в неловкое положение, задав, как тебе казалось, очень трудные вопросы (дома в их поисках, наверное, не один час бродил по просторам Интернета).  Ты спрашивал меня, как я отношусь к объектам Эшера и что такое  фракталы? И  искренне изумлялся, когда я начинал тебе рисовать эти фракталы и рассказывать историю о голландском художнике Эшере и его картинах, заключающих в себе широкий мир математических идей. Твои каверзные вопросы я включал в уроки другого класса, но сохранял их авторство, даже когда ты уже закончил школу. Я очень хотел, чтобы твоё любопытство (хоть и порождённое бессознательной враждой ко мне) было удовлетворено. Именно поэтому я много читал, хотел найти что-то, что тебе было бы интересно, что увлекло бы тебя.

Но учиться ты всё равно не хотел.

        Я никогда не был неискренним с тобой. Я всегда говорил тебе только то, в чём был уверен сам. Я убеждал, что в математике прекрасно всё: стройность логических умозаключений, строгость алгебраических формул, изящество доказательств, геометрическая выразительность, глубокая философичность.

        И однажды ты поверил мне. Это была кульминация!

        Как замирало сердце, когда я просил тебя об одолжении: подготовить интересный материал для кружка «Очевидное - невероятное».  К моему удивлению, ты сразу согласился и с воодушевлением рассказывал об удивительных свойствах и философском смысле ленты Мёбиуса. Ты покорил меня тем, что после занятия ещё долго пытал меня, выясняя: лента Мёбиуса – это больше наука или мистика?

        Твой ученический талант прорезывался медленно, и однажды я изумился, услышав: «Считаю 45 минут в день мало для изучения математики».

        Но я хотел, чтобы на уроке работали не только твой разум, но и чувства. Изучая дроби, ты всерьёз размышлял над цитатой Л.Н. Толстого: «Человек подобен дроби, числитель ее то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».  Пришёл к выводу: многих качеств тебе ещё недостаёт для того, чтобы получилось целое число. И ты их назвал. Все. Не стесняясь. Ты был со мной откровенен.  И на перемене  спросил: «А у нас будет ещё такой урок?»

        В 11 классе ты вместе со всеми на празднике Последнего звонка поёшь:

Ах, как хочется вернуться,

Ах, как хочется ворваться

На урок…

С головою окунуться

В математику родную

Хоть разок…

        И  вот ты уже студент. И  говоришь мне слова благодарности: «Вы научили меня удивляться необычному приёму счёта, получать эстетическое удовольствие от выполненного построения, а главное – стремиться к личностному росту, чтобы быть не дробью, а целым числом». Ты улыбаешься, и я улыбаюсь тебе, потому что понимаю: «Я – учитель, так как воспитал Человека!» И спасибо тебе за то, что помог мне понять истинный смысл слов А. Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворённый метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

        …Когда-нибудь ты приведёшь в школу за руку сына и приветливо поздороваешься со мной, прижмёшь к губам палец и тихонько скажешь: «Не говорите ему, что учиться я долго не хотел». Конечно, не скажу. Как ты мог подумать?  Просто, когда он придёт ко мне в класс, я снова буду рассказывать о красивой науке математике,  разгадывать удивительные картины Эшера, изучать обыкновенные дроби  и  раскрывать тайну личности человека.  Всё опять начнётся сначала и пойдёт своим чередом… Как по ленте Мёбиуса, символе бесконечности…

В этом трудность и прелесть профессии Учитель.

И я, надеюсь, в ней состоялся.