Учителям

Любовь Николаевна Силина

Добро пожаловать! На странице вы найдете рабочие программы по физике 7-11 класс, дидактические материалы, современные методы и методики проведения урока, структуру и самоанализ урока по ФГОС, сводную таблицу УУД и т.д

Виртуальные лабораторные работы и демонстрации

http://www.virtulab.net/index.php?option=com_conte...

https://mediadidaktika.ru/

http://distolymp2.spbu.ru/www/lab_dhtml/

http://seninvg07.narod.ru/004_fiz_lab.htm

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

№n/n

тема

Количество часов

Домашнее задание

1

Механическое движение. Система отсчёта. Способы описания движения

1

§1,2

2

Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения.

1

§3-5

3

Сложение скоростей. Мгновенная и средняя скорости

1

§6-8

4

Ускорение. Движение с постоянным ускорением

1

§9,10

5

Определение кинематических характеристик движения с помощью графиков

1

§11-12

6

Движение с постоянным ускорением свободного падения

1

§13-14

7

ЛР№1 «Изучение движения тела брошенного горизонтально»

1

8

Равномерное движение точки по окружности. Кинематика абсолютно твердого тела

1

§15-17

9

ЛР№2 «Изучение движения тела по окружности»

1

Стр. 393-394

10

Решение задач по теме «Кинематика»

1

11

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

1

12

Основное утверждение механики. Сила. Масса. Единицы массы. Первый закон Ньютона

1

§18-20

13

Второй закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил.

1

§21-23

14

Третий закон Ньютона. Геоцентрическая система отсчёта. Принцип относительности Галилея.

1

§24-26

15

Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения.

1

§27-28

16

Сила тяжести на других планетах

1

§29-30

17

Первая космическая скорость. Вес. Невесомость.

1

§31-33

18

Деформация и силы упругости. Закон Гука.

1

§34,35

19

ЛР№3 «Измерение жесткости пружины»

1

Стр.394-395

20

Силы трения

1

§36,37

21

ЛР№4 «Измерение коэффициента трения скольжения»

1

Стр.395-396

22

Решение задач по теме «Динамика»

1

23

Контрольная работа №2 по теме «Динамика»

1

24

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

1

§38-39

25

Механическая работа и мощность силы. Энергия. Кинетическая энергия.

1

§40-42

26

Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Потенциальная энергия. Закон сохранения в механике.

1

§43-45

27

ЛР№5 «Изучение закона сохранения механической энергии»

1

Стр.397-398

28

Работа силы тяготения. Потенциальная энергия в поле тяготения.

1

§46-47

29

Основное уравнения динамики вращательного движения. Закон сохранения момента импульса.

1

§48-50

30

Равновесие тел

1

§51-52

31

ЛР№6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких  сил»

1

Стр. 398-399

32

Решение задач по теме «Законы сохранения в механике»

1

33

Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения в механике»

1

34

Основные положения МКТ. Размеры молекул. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.

1

§53,55,56

35

Примеры решения задач по теме «Основные положения МКТ»

1

§54

36

Основное уравнение МКТ газов.

1

§57,58

37

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Энергия теплового движения молекул.

1

§59,60

38

 Измерение скоростей молекул газа.

1

§61,62

39

Уравнение состояния идеального газа.

1

§63,64

40

Газовые законы

1

§65-67

41

ЛР№7 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака»

1

Стр.400-401

42

Насыщенный пар. Давление насыщенного пара

1

§68,69

43

Влажность воздуха

1

§70,71

44

Кристаллические и аморфные тела

1

§72

45

Решение задач по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления»

1

46

Контрольная работа №4 по теме «Молекулярно-кинетическая теория»

1

47

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

1

§73-75

48

Количество теплоты. Уравнение теплового баланса

1

§76,77

49

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики.

1

§78-80

50

Второй закон термодинамики. Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

1

§81-83

51

Решение задач по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления»

1

52

Решение задач по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления»

1

53

Контрольная работа №5 по теме «Термодинамика»

1

54

Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения заряда. Закон  Кулона. Единица электрического заряда

1

§84-87

55

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Силовые линии. Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей.

1

§88-91

56

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.

1

§92-94

57

Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.

1

§95,96

58

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

1

§97-99

59

Решение задач по теме «Электростатика"

1

60

Контрольная работа №6 по теме «Электростатика»

1

61

Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

1

§100,101

62

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников

1

§102,103

63

ЛР№8 «Последовательное и параллельное соединение проводников»

1

Стр.401-403

64

Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

1

§104-107

65

ЛР№9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

1

Стр.403-404

66

Решение задач по теме «Законы постоянного тока»

1

67

Контрольная работа №7 по теме «Законы постоянного тока»

1

68

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

1

§108,109

69

Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости.

1

§110,111

70

Электрический ток в вакууме, жидкостях и газе

1

§112-115

71

Решение задач по теме «Электрический ток в различных средах»

1

§116

72

Контрольная работа №8 по теме «Электрический ток в различных средах»

1

73

Итого

72

 Планируемые результаты

Ученик научится:

  • демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
  • устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
  • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
  • проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
  • проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их примениприменимости;
  • решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
  • решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
  • учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
  • использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

- использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

Механические явления

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Тепловые явления

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические и магнитные явления

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления припоследовательноми параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Ученик  получит возможность научиться:

  • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
  • владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
  • характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
  • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
  • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
  • решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
  • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему, как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Механические явления

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Тепловые явления

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электрические и магнитные явления

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Содержание предмета

Введение. Физика и физические методы изучения природы

Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон – границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура1.

Механические явления

Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений. Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона. Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии. Работа силы.

Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.

Основы молекулярно-кинетической теории

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона. Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.

Основы термодинамики

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины.

Основы электродинамики

Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор. Постоянный электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Колебательный контур. Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение.

Электромагнитные колебания. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

№ n/n

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Основы электродинамики

1

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера

1

2

Решение задач по теме «Индукция магнитного поля. Сила Ампера»

1

3

ЛР №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

1

4

Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца

1

5

ЛР №2 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

6

Решение задач по теме «Сила Лоренца». Магнитные свойства вещества»

1

7

Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции

1

8

Решение задач по теме «Закон электромагнитной индукции»

1

9

Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока

1

10

КР №1 по теме «Магнитное поле»

1

Колебания и волны

11

Свободные и гармонические колебания.

1

12

Решение задач по теме «Гармонические колебания»

1

13

ЛР №3 «Определение свободного падения при помощи маятника»

1

14

Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс

1

15

Свободные электромагнитные колебания

1

16

Гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре. Формула Томпсона

1

17

Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока

1

18

Резонанс в электрической цепи

1

19

Генератор переменного тока. Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии

1

20

Волновые явления. Характеристики волны

1

21

Звуковые волны

1

22

Интерференция, дифракция и поляризация механических волн.

1

23

Решение задач по теме «Механические волны»

1

24

Электромагнитное поле. Электромагнитная волна

1

25

Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи

1

26

Свойства электромагнитных волн

1

27

Понятие о телевидении. Развитие средств связи

1

28

КР №2 по теме «Колебания и волны»

1

Оптика

29

Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света

1

30

Законы преломления света. Полное отражение света.

1

31

ЛР №4 «Измерение показателя преломления света»

1

32

Линзы. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы

1

33

ЛР №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

ЛР №6 «Измерение длины световой волны»

1

34

Дисперсия света. Интерференция света

1

35

Дифракция света

1

36

Дифракционная решетка

1

37

ЛР №7 «Оценка информационной емкости компакт-диска (CD)

1

38

Поперечность световых волн. Поляризация света

1

39

Постулаты теории относительности. Основные следствия из постулатов теории относительности

1

40

Элементы релятивистской динамики

1

41

Виды излучений. Источники света

1

42

Спектры и спектральный анализ

1

43

Шкала электромагнитных волн

1

44

ЛР №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

1

45

КР №3 «Оптика»

1

Квантовая физика

46

Фотоэффект. Применение фотоэффекта

1

47

Фотоны. Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света

1

48

Решение задач по теме «Световые кванты. Фотоэффект»

1

49

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора

1

50

Строение атомного ядра. Ядерные силы

1

51

Энергия связи атомных ядер

1

52

Решение задач по теме «Энергия связи атомных ядер»

1

53

Радиоактивность

1

54

Закон радиоактивного распада. Период полураспада

1

55

Решение задач по теме «Закон радиоактивного распада»

1

56

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц

1

86,87

57

Деление ядер урана. Ядерный реактор

1

58

Термоядерные реакции. Решение задач по теме «Ядерные реакции»

1

59

Биологическое действие радиоактивных излучений

1

60

Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы

1

61

КР №4 «Квантовая физика»

1

Астрономия

62

Система Земля-Луна. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы

1

63

Солнце. Основные характеристики звезд.

1

64

Млечный путь – наша Галактика. Галактика

1

65

КР №5 по теме «Астрономия»

1

66

Единая физическая картина мира

1

67

Итоговая контрольная работа за 11 класс

1

68

Резерв

1

69

Итого

68

Планируемые результаты

Выпускник  научится:

  • демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
  • устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
  • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
  • проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
  • проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их примениприменимости;
  • решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
  • решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
  • учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
  • использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

- использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

Электрические и магнитные явления

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления припоследовательномипараллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Квантовые явления

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Элементы астрономии

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник  получит возможность научиться:

  • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
  • владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
  • характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
  • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
  • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
  • решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
  • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему, как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Электрические и магнитные явления

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Квантовые явления

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Содержание предмета

Введение. Физика и физические методы изучения природы

Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон – границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура1.

Основы электродинамики (продолжение).

Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Поток вектора магнитной индукции. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.

Колебания и волны

Механические колебания и волны. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания, резонанс. Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Интерференция и дифракция волн. Звуковые волны.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Производство, передача и потребление электрической энергии. Элементарная теория трансформатора. Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. Принципы радиосвязи и телевидения.

Оптика

Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы. Волновые свойства света. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света. Практическое применение электромагнитных излучений.

Элементы теории относительности

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя. Связь массы с энергией.

Квантовая физика

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга. Планетарная модель строения атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.

Состав и строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.

Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Применение ядерной энергетики. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Строение Вселенной

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение солнечной системы. Система «Земля – Луна». Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура солнца и состояние вещества в нем, химический состав). Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Классификация звезд. Звезды и источники их энергии. Физическая природа звезд. Наша Галактика (состав, строение, движение звезд в Галактике и ее вращение). Происхождение и эволюция галактик и звезд. Представление о строении и эволюции Вселенной.



Предварительный просмотр:

 Тематическое планирование  7 КЛАСС

тема

Количество часов

Домашнее задание

Физика и физические методы изучения природы

1

Что изучает физика. Некоторые физические величины. Наблюдения и опыты.

1

 2

Физические величины. Измерение физических величин

1

3

Точность и погрешность измерений. ЛР №1 «Измерение цены деления измерительного прибора»

1

4

Физика и техника

1

5

Строение вещества. Молекулы.

1

6

ЛР №2 «Измерение размеров малых тел»

1

7

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1

9

Агрегатные состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

1

10

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

1

9

Скорость. Единицы скорости

1

10

Расчёт времени, скорости, пути движения

1

11

Инерция. Взаимодействие тел

1

12

Масса тела. Единицы массы

1

13

Измерение массы тела на рычажных весах. ЛР № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

14

ЛР №4 «Измерение объема тела»

1

15

Плотность вещества 

1

16

Расчёт массы, объема, плотности тел

1

17

Решение задач на расчёт массы, объема, плотности тел 

1

18

ЛР №5 «Определение плотности твердого тела»

1

19

Контрольная работа №2 «Механическое движение»

1

20

Сила.

1

21

Явление тяготения. Сила тяжести

1

22

Сила упругости. Закон Гука

1

23

Вес тела.

1

24

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

25

Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет

1

26

Динамометр ЛР №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

27

Графическое изображение силы. Сложение сил

1

28

Сила трения

1

29

                Трение покоя. Трение в природе и технике

1

30

ЛР №7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы»

1

31

Решение задач по теме «Силы»

1

32

Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел. Силы»

1

33

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

1

34

Решение задач на давление твердых тел

1

35

Давление газа.

1

36

Передача давления жидкостями и газами

1

37

Давление в жидкости и газе

1

38

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

39

Сообщающиеся сосуды

1

40

Вес воздуха. Атмосферное давление

1

41

Решение задач на давление жидкостей и газов

1

42

Почему существует воздушная оболочка Земли        

1

43

Измерение атмосферного давления. Опыт Торичелли

1

44

Барометр-анероид

1

45

Атмосферное давление на различных высотах

1

46

Манометры

1

47

Поршневой жидкостный насос

1

48

Гидравлический пресс

1

49

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила

1

50

ЛР №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело»

1

51

Плавание тел

1

52

ЛР №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

53

Плавание судов. Воздухоплавание

1

54

Решение задач по теме «Давление»

1

55

Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

56

Механическая работа. Единицы работы

1

57

Мощность. Единицы мощности

1

58

Простые механизмы

1

59

Рычаг. Равновесие сил в рычаге

1

60

ЛР №10 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

61

Момент силы. Рычаги в природе, быту и технике

1

62

Применение правила равновесия рычага к блоку

1

63

«Золотое правило» механики

1

64

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел

1

65

Коэффициент полезного действия механизма

1

66

ЛР №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

67

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

1

68

Превращение одного вида механической энергии в другой

1

69

Контрольная работа №5 «Механическая работа. Мощность. Энергия»

1

70

Годовая контрольная работа за 7 класс

1

71

Итого

70

          Содержание курса физики в 7 классе        

Физика и физические методы изучения природы

Физика  наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира. Краткая история основных научных открытий. Наука и техника.

Взаимодействие тел

Материальная точка как модель физического тела.

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь – скалярная величина. Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести. Условия равновесия твердого тела.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Работа и мощность. Энергия.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Возобновляемые источники энергии.

Первоначальные сведения о строении вещества

Атомно-молекулярное строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц

вещества. Броуновское движение. Диффузия. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Планируемые результаты

Учащийся научится:

•        понимать смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие;

•        понимать смысл физических величин:  путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

•         понимать смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.

Учащийся получит возможность научится:

•        собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;

•        измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;

•        объяснять результаты наблюдений и экспериментов;

•        применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;

•        выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

•        решать задачи на применение изученных законов;

•        приводить примеры практического использования физических законов;

•        использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование  8 КЛАСС

тема

Количество часов

Домашнее задание

Тепловые явления

1

Вводный инструктаж по ТБ. Тепловое движение. Внутренняя энергия

1

§1,2

2

Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность

1

§3,4

3

Конвекция. Излучение

1

§5,6

4

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость

1

§7,8

5

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

1

§9

6

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

§10

7

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1

§11

8

ЛР №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

Стр.220-221

9

ЛР №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

Стр.221-222

10

Решение задач на расчет количества теплоты

1

11

КР №1 «Тепловые явления. Количество теплоты»

1

12

Агрегатные состояния вещества

1

§12

13

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел

1

§13,14

14

Удельная теплота плавления

1

§15

15

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении её при конденсации пара

1

§16,17

16

Кипение

1

§18

17

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

1

§19

18

 ЛР №3 «Измерение влажности воздуха»

1

Стр.222-224

19

Удельная теплота парообразования и конденсации

1

§20

20

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

1

§21,22

21

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1

§23,24

22

Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

23

КР №2 «Изменение агрегатных  состояний вещества »

1

Электрические явления

24

Электризация тел. Электроскоп

1

§25,26

25

Электрическое поле. Электрон

1

§27,28

26

Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Проводники, полупроводники и непроводники электричества.

1

§29-31

27

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и её составные части.

1

§32,33

28

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока

1

§34-36

29

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

1

§37,38

30

ЛР №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1

Стр.224-225

31

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения

1

§39-41

32

ЛР №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

Стр.225-226

33

Зависимость силы тока от напряжения.  Электрическое сопротивление

1

§42,43

34

 Закон Ома для участка цепи

1

§44

35

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1

§45,46

36

Реостаты

1

§47

37

Последовательное соединение проводников

1

§48

38

Параллельное соединение проводников

1

§49

39

Решение задач на закон Ома

1

40

Решение задач на соединение проводников

1

41

ЛР №6 «Регулирование силы тока реостатом»

1

Стр.226-227

42

ЛР №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

Стр.227-228

43

Решение задач на смешанное соединение проводников

1

44

Решение задач на смешанное соединение проводников

1

45

Работа электрического тока

1

46

Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике

1

§51,52

47

ЛР №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

1

48

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

1

§53

49

Конденсатор

1

§54

50

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители

1

§55,56

51

Решение задач по теме «Электрические явления»

1

52

КР №3 «Электрические явления »

1

        Электромагнитные явления        

53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

1

§57,58

54

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.

1

§59

55

ЛР №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

56

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов

1

§60

57

Магнитное поле Земли

1

§61

58

Действие магнитного поля на проводник с током

1

§62

59

ЛР №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока(на модели)»

1

60

КР №4 «Электромагнитные явления »

1

Световые явления

61

Источники света. Распространение света

1

§63

62

Видимое движение светил

1

§64

63

Отражение света. Закон отражения света

1

§65

64

Плоское зеркало

1

§66

65

Преломление света. Закон преломления света

1

§67

66

Линзы. Оптическая сила линзы

1

§68

67

Изображения, даваемые линзой

1

§69

68

ЛР №11 «Получение изображения при помощи линзы»

1

69

Глаз и зрение

1

§70

70

Решение задач по теме «Световые явления»

1

71

КР №4 «Световые явления »

1

72

Годовая контрольная работа

1

73

Итого

72

Содержание курса физики в 8 классе

Тепловые явления

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Психрометр. Плавление и кристаллизация. Температура плавления. Зависимость температуры кипения от давления. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Электрические явления

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание.

Плавкие предохранители. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.

Световые явления

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Планируемые результаты

             Учащийся научится:

  • понимать смысл понятий: тепловое движение, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, агрегатное состояние, фазовый переход. электрический заряд, электрическое поле, проводник, полупроводник и диэлектрик, химический элемент, атом и атомное ядро, протон, нейтрон, электрическая сила, ион, электрическая цепь и схема, точечный источник света,  поле зрения, аккомодация, зеркало, тень, затмение, оптическая ось, фокус, оптический центр, близорукость и дальнозоркость. магнитное поле, магнитные силовые линии, постоянный магнит, магнитный полюс.

  • Понимать смысл физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, температура кипения, температура плавления, влажность, электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, работа и мощность тока, углы падения, отражения, преломления, фокусное расстояние, оптическая сила.

  • Понимать смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, закон Ампера, закон прямолинейного распространения света, законы отражения и преломления света.

Учащийся получит возможность научится:

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических

  • зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление  света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование 9 класс

Тема

Количество часов

Домашнее задание

1

Вводный инструктаж по ТБ. Общие сведения о механическом движении

1

2

Перемещение

1

3

Проекции вектора на координатные оси

1

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

5

Графическое представление равномерного прямолинейного движения

1

6

Графическое представление равномерного прямолинейного движения

1

7

Скорость тела при неравномерном движении

1

8

Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение

1

9

Графическое представление равноускоренного движения

1

10

Перемещение тела при равноускоренном прямолинейном движении

1

11

Решение задач на расчет равноускоренного прямолинейного движения

1

12

Решение задач на расчет равноускоренного прямолинейного движения

1

13

Решение задач на расчет равноускоренного прямолинейного движения

1

14

Решение задач на расчет равноускоренного прямолинейного движения

1

15

ЛР №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

16

Относительность движения

1

17

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

1

18

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

1

19

КР № 1 «Основы кинематики»

1

20

Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона

1

21

Второй закон Ньютона

1

22

Третий закон Ньютона

1

23

Сила упругости. Закон Гука

1

24

Вес тела. Сила трения

1

25

Свободное падение тел. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

1

26

Движение тела, брошенного вертикально вверх

1

27

ЛР №2 «Измерение ускорения свободного падения»

1

28

Закон всемирного тяготения

1

29

Решение задач на падение тела под действием силы тяжести

1

30

Решение задач на падение тела под действием силы тяжести

1

31

Прямолинейное и криволинейное движение

1

32

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

1

33

Решение задач на движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

1

34

Искусственные спутники Земли

1

35

Импульс тела. Закон сохранения импульса

1

36

Реактивное движение. Ракеты

1

37

Вес тела, движущегося с ускорением вверх, вниз

1

38

Движение тела по выпуклой поверхности

1

39

Движение тела по горизонтали под действием нескольких сил

1

40

Движение тела по наклонной плоскости

1

41

Решение задач на движение связанных тел

1

42

Решение задач на движение тел на поворотах

1

43

Механическая работа. Мощность

1

44

Механическая работа. Мощность

1

45

Теорема о кинетической энергии тела

1

46

Теорема о потенциальной энергии поднятого над Землей тела

1

47

Работа силы упругости

1

48

Работа силы упругости

1

49

Вывод закона сохранения механической энергии

1

50

Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии

1

51

Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии

1

52

КР № 2 «Основы динамики. Законы сохранения»

1

53

Колебательное движение. Свободные колебания

1

54

Величины, характеризующие колебательное движение

1

55

Гармонические колебания

1

56

ЛР №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

1

57

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс

1

58

Распространение колебаний в среде. Волны

1

59

Длина и скорость распространения волны

1

60

Источники звука. Звуковые колебания

1

61

Высота, тембр и громкость звука

1

62

Распространение звука. Звуковые волны

1

63

Отражение звука. Звуковой резонанс

1

64

Решение задач по теме механические колебания и звук

1

65

КР № 3 «Механические колебания и звук»

1

66

Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное магнитное поле

1

67

Направление тока и направление линий его магнитного поля

1

68

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки

1

69

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

1

70

Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца

1

71

ЛР №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

72

Явление самоиндукции.

1

73

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор

1

74

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

1

75

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

76

Принципы радиосвязи и телевидения

1

77

Электромагнитная природа света. Показатель преломления

1

78

Дисперсия цвета. Цвета тел

1

79

Типы оптических спектров

1

80

Поглощение и испускание света атомами.

1

81

Происхождение линейчатых спектров

ЛР №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

1

82

КР № 4 «Электромагнитное поле»

1

83

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда

1

84

Радиоактивные превращения атомных ядер

ЛР №6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

1

85

Экспериментальные методы исследования частиц

1

86

Открытие протона и нейтрона

1

87

Состав атомного ядра. Ядерные силы

1

88

Энергия связи. Дефект масс

1

89

Деление ядер урана. Цепная реакция

1

90

Ядерный реактор. Атомная энергетика

1

91

ЛР №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

ЛР №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

92

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада

1

93

ЛР №9 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона»

1

94  

Термоядерные реакции

1

95

КР № 5 «Строение атома и атомного ядра»

1

96

Состав, строение и происхождение Солнечной системы

1

97

Большие планеты Солнечной системы

1

98

Малые тела Солнечной системы

1

99

Строение, излучения и эволюция Солнца и звёзд

1

100

Строение и эволюция Вселенной

1

101

КР № 6 «Строение эволюция Вселенной»

1

102

Итоговая контрольная работа по курсу физики 7-9 классов

1

103

Итого

102

Содержание курса физики в 9 классе

Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Механические колебания и волны. Звук

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания.

Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах.  Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Электромагнитное поле

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Строение атома и атомного ядра

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения.

 Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Планируемые результаты

Выпускник научится:

•        смысл понятий: магнитное поле, атом, атомное ядро, радиоактивность, ионизирующие излучения; относительность механического движения, траектория, инерциальная система отсчета, искусственный спутник, замкнутая система. внутренние силы, математический маятник, звук. изотоп, нуклон;

•        смысл физических величин:  магнитная индукция, магнитный поток, энергия электромагнитного пол, перемещение, проекция вектора, путь, скорость, ускорение, ускорение свободного падения, центростремительное ускорение, сила, сила тяжести, масса, вес тела, импульс, период, частота. амплитуда, фаза, длина волны, скорость волны, энергия связи, дефект масс.

•         смысл физических законов: уравнения кинематики, законы Ньютона (первый, второй, третий), закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, принцип относительности Галилея,  законы гармонических колебаний, правило левой руки, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, закон радиоактивного распада.

Выпускник получит возможность научится:

•        собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;

•        измерять силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;

•        объяснять результаты наблюдений и экспериментов;

•        применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;

•        выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

•        решать задачи на применение изученных законов;

•        приводить примеры практического использования физических законов;

•        использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://disk.yandex.ru/d/j8VCGj1odXl6hA



Предварительный просмотр:

https://disk.yandex.ru/d/DXP60L-iwC2CyA



Предварительный просмотр:

Примеры заданий, направленные на формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики в 7-9 классах

Таблица     Задания, направленные на формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики

№ n/n

Название главы

Уровень сложности

класс

задание

1

Взаимодействие тел

повышенный

7

Во время практической работы Анна налила в мензурку воды и добавила в воду 3 г сахара. Измерив объем раствора и массу, она определила плотность раствора. Затем добавила в раствор ещё 3 г сахара и снова, измерив массу и объем, нашла плотность раствора. Такую процедуру она проделала ещё 3 раза, каждый раз добавляя в раствор одинаковую массу сахара. Что исследовала Анна в этом опыте?

2

Механическое движение

базовый

7

Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга составляет примерно 700 км. Выразите это расстояние в метрах.

В интернете найдите сведения о самом длинном мосте в России. Его длину запишите в метрах, а затем переведите в километры.

3

Давление твердых тел, жидкостей и газов

повышенный

7

Для транспортировки стальных труб морем их заваривают с двух сторон так, чтобы они были водонепроницаемы. Определите, при каком наименьшем внутреннем диаметре труба массой 3,9 т, длиной 5 м не утонет.

4

Тепловые явления

базовый

8

Круговорот воздушных масс на поверхности Земли происходит следующим образом: там, где поверхность нагрета сильнее, воздух нагревается быстрее и расширяется. Теплый воздух поднимается вверх, возникают восходящие потоки воздуха. Поднявшись вверх, воздух охлаждается, становится более плотным и тяжелым; холодный воздух опускается вниз.

Как называется способ теплопередачи, за счет которого обеспечивается круговорот воздушных масс?

5

Механические колебания и волны

базовый

9

В таблице приведены диапазоны звуковых частот, воспринимаемых некоторыми животными.

Животные

Воспринимаемые частоты звука, Гц

Собака

200-50000

Кошка

250-100000

Попугай

300-15000

Летучая мышь

2000-150000

 Используя формулу υ= λ×ν определите, какие животные смогут услышать звук длиной волны 1,2 м. Скорость звука в воздухе принять равной 340 м/с.

Список используемой литературы

1.Физика. Сборник вопросов и задач. 7 кл.: учеб.пособие/А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2020. – 94, [2];

2. Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/[А.А. Фадеев, Г.Г. Никифоров, М.Ю. Демидова, В.А. Орлов] – М.: Просвещение, 2014 – 160с.