внеурочная деятельность

Любовь Николаевна Силина

Рабочие программы   кружков и факультативов 

Творческие работы обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир мультимедиа» разработана на основе следующих документов:

1. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Камышинская СОШ

2. Устава МКОУ Камышинская СОШ

3. План внеурочной деятельности МКОУ Камышинская СОШ

4. Положение о рабочей программе курса внеурочной деятельности МКОУ «Камышинская СОШ»

ЦЕЛЬ:

Более углубленное изучение и раскрытие особенно важных элементов программы по информатике. Формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач, связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить учащихся создавать обрабатывать информацию с использованием мультимедиа технологий
  2. Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность
  3. Развитие мотивации к сбору информации.
  4. Научить учащихся пользованию Интернетом

Воспитательные:

  1. Формирование потребности в саморазвитии
  2. Формирование активной жизненной позиции
  3. Развитие культуры общения
  4. Развитие навыков сотрудничества

Развивающие:

  1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  2. Развитие чувства прекрасного
  3. Развитие у учащихся навыков критического мышления

Данная программа рассчитана на 1 год обучения детей 7-10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 34 ч.

Форма контроля: презентации, защита работ

Содержание программы

Введение в предмет

Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать  на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором.

Программа графический редактор  Paint.

Знакомство с графическим редактором Paint, умение использовать графические примитивы, применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять  рисунки.

Отличительные признаки и составные части предметов

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. Множества и его элементы, сравнение и отображение  множеств. Способы задания множеств.

Введение в логику

Решение задач на развитие внимания, логического мышления. Элементы логики. Конструирование. Суждение истинное и ложное. Сопоставление. Отрицание. Слова-кванторы. Введение понятий «дерево», «графы»,  «комбинаторика».

        Содержание программы

        Повторение изученного материала

       Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе Компьютер и его основные устройства. Системный блок. Клавиатура. Работа на клавиатуре.

                               Текстовый редактор WordPad

       Знакомство с текстовым редактором WordPad. Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту. Создание и сохранение текстового документа.

Графический редактор Paint

       Работа в графическом редакторе Paint. Применение инструментов: линейка, надпись, геометрические фигуры. Создание рисунка. Копирование рисунка.

Работа с информацией

       Информация, виды информации, способы представления информации.

Логика и информатика

        Зеркальное отражение. Симметрия. Массивы, работа с массивами. Множества. Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств. Алгоритм. Ветвление алгоритма, способы представления алгоритма. Порядок действий, запись алгоритма. Исполнитель. Система команд.

Планируемые результаты

Учащиеся научатся:

  • знать правила поведения в компьютерном классе;
  • знать основные применения компьютеров;
  • знать основные устройства компьютеров;
  • уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;
  • уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
  • иметь понятие о множестве;
  • уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;
  • уметь находить общий признак предмета и группы предметов;
  • уметь конструировать фигуру из её частей;
  • уметь находить истинное и ложное суждение;
  • уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам;
  • уметь решать задачи с помощью графов;
  • уметь решать задачи комбинаторного типа;
  • уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами «Страна «Фантазия» и «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, графическом редакторе Paint.

Учащиеся получать возможность научится:

Использовать при решении задач, их обосновании и проверке найденного решения знания:

- Название цветов, форм и размеров предметов, названия и последовательность чисел

- Владение понятиями «равно», «не равно», «больше», «меньше», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «действия предметов», «возрастание», «убывание», «множество», «симметрия», «отрицание», «правда», «ложь», «древо», «графы»

Планируемые результаты

Учащиеся научатся:

  • знать основные устройства компьютера;
  • знать основные устройства компьютера, системного блока;
  • уметь решать логические задачи;
  • уметь получать вариативные решения;
  • уметь давать полные ответы и аргументировать свои выводы;
  • иметь представление о понятии симметрии и видах симметрии;
  • уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии;
  • знать понятие «массив», уметь приводить примеры массивов;
  • уметь работать с несколькими массивами;
  • знать способы представления информации;
  • уметь составлять алгоритмы с условиями (ветвлением);
  • уметь записывать алгоритмы;
  • уметь работать с исполнителем;
  • уметь сравнивать множества;
  • уметь находить на «карте множеств» область множества, которое является пересечением, объединением двух других множеств;
  • уметь создавать рисунки в графическом редакторе Paint;
  • уметь создавать текстовые сокументы;
  • уметь делать выбор в режиме «меню» и управлять объектами на экране монитора;
  • уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами «Страна «Фантазия» 2 год обучения; «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 2 год обучения; текстовый редактор WordPad, графический редактор Paint.

Учащиеся получать возможность научится:

Использовать при решении задач, их обосновании и проверке найденного решения умений: выделять форму предметов; определять размеры предметов; располагать предметы, объекты, цифры по возрастанию, убыванию; выделять, отображать, сравнивать множества и его элементы; располагать предметы, объекты симметрично; находить лишний предмет в группе однородных; давать название группе однородных предметов; находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.); находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности; отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.

Тематическое планирование

Тема

Примечание

1

Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики. Введение в предмет. Сказка «Компьютерная школа».

2

Возможности персонального компьютера. Компьютер и его основные устройства.

3

Мышь. Пиктограмма.

        

4

Клавиатура. Работа на клавиатуре.

5

Курсор. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево.

6

Курсор. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево.

7

Повторение изученного.

8

Контроль и учёт знаний.

9

Запуск программы Paint. Основные элементы окна Paint.  Использование графических примитивов.

10

Применение инструментов карандаш, ластик, кисть, палитра, линия.

11

Создание рисунка.

12

Создание рисунка.

13

Сохранение рисунка.

14

Повторение изученного.

15

Контроль и учёт знаний.

16

Предмет и его свойства. Состав предметов. Выявление существенного признака предметов.

17

Порядок действий. Последовательность событий. Возрастание, убывание.

18

Знакомство с множествами

19

Вложенности множеств

20

Множества и его элементы.

21

Способы задания множеств.

22

Сравнение, отображение множеств.

23

Контроль и учёт знаний.

24

Анализ контрольной работы. Повторение изученного.

25

Логика и конструирование.

26

Логика и математика.

27

Элементы логики. Суждение истинное и ложное

28

Элементы логики. Сопоставление.

29

Элементы логики. Слова-кванторы.

30

Отрицание.

31

Понятие «дерево»

32

Графы.

33

Комбинаторика.

34

Контроль и учёт знаний.

Тематическое планирование

Тема

примечание

1

Техника безопасности. Введение в предмет. Компьютеры в жизни человека.

2

Системный блок.

3

Клавиатура. Работа на клавиатуре.

4

Знакомство с текстовым редактором WordPad.

5

Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац. Перемещение по тексту.

6

Создание и сохранение текстового документа.

7

Основы форматирования текста.

8

Закрепление изученного.

9

Контроль и учёт знаний.

10

Анализ контрольной работы. Повторение изученного.

11

Графический редактор Paint. Применение инструментов: линейка, надпись, многоугольник, скругленный прямоугольник, эллипс, кривая.

12

Создание рисунка. Копирование.

13

Создание рисунка.

14

Создание рисунка. Повторение изученного

15

Способы представления информации. Виды информации.

16

Поиск информации.

17

Поиск информации. Самостоятельная работа.

18

Зеркальное отражение.

19

Симметрия.

20

Понятие «массив»

21

Работа с массивами. Введение понятия «присваивание»

22

Работа с массивами.

23

Сравнение множеств. Вложенность множеств.

24

Контроль и учёт знаний.

25

Анализ контрольной работы. Повторение изученного.

26

Алгоритм.

27

Ветвление алгоритма.

28

Способы представления алгоритма.

29

Порядок действий алгоритма.

30

Запись алгоритма. Исполнитель

31

Система команд исполнителя.

32

Повторение изученного материала Игра «Весёлая информатика»

33

Контроль и учёт знаний.

34

Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование 

№ n/n

тема

примечание

1

Цели изучения курса информатики. ТБ

2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

3

Ввод информации в память компьютера

4

Управление компьютером, приемы управления компьютером

5

Хранение информации

6

Передача информации

7

Электронная почта

8

В мире кодов. Способы кодирования информации

9

Метод координат

10

Текст как форма представления информации

11

Основные объекты текстового документа

12

Редактирование текста

13

Работаем с фрагментами текста

14

Форматирование текста

15

Представление информации в форме таблиц

16

Табличное решение логических задач

17

Разнообразие наглядных форм представления информации

18

Диаграммы. Создание диаграмм

19

Компьютерная графика. Инструменты графического редактора

20

Преобразование графических изображений

21

Создание графических изображений

22

Разнообразие задач обработки информации

23

Списки – способ упорядочивания информации

24

Поиск информации

25

Кодирование как изменение формы представления информации

26

Преобразование информации по заданным правилам

27

Преобразование информации путем рассуждений

28

Разработка плана действий. Задачи о переправах

 29

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

30

Создание движущихся изображений

31

Создание движущихся изображений

32

Создание анимации по собственному замыслу

33

Выполнение итогового мини-проекта

34

Итоговое тестирование

35

Резерв учебного времени

Содержание учебного предмета

Информация вокруг нас.

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и человечества. Носители информации. Электронная почта.

Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.

Код. Кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по новым правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.

Информационные технологии.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации ( текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол, панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерное меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово. Предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление, замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания. Расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Информационное моделирование.

Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Диаграммы. Схемы.

Планируемые результаты

Информация вокруг нас.

Учащийся научится:

  • Понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе, технике;
  • Приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • Классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • Кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • Определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Учащийся получит возможность:

  • Сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • Сформировать представление о способах кодирования информации;
  • Преобразовать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;
  • Научится решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
  • Приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • Для объектов окружающей действительности указывать их признаки – свойства, действия, поведение, состояние;
  • Называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • Осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации;
  • Приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Информационные технологии.

Учащийся научится:

  • Определять устройство компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • Различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • Запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
  • Создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • Работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • Вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • Выполнять арифметические вычисления с помощью программы «калькулятор»;
  • Применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • Выделять, перемещать и удалять фрагменты текста;
  • Создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • Использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • Создавать и форматировать списки;
  • Создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • Создавать круговые и столбиковые диаграммы;
  • Применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
  • Использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • Осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • Ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
  • Соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Учащийся получит возможность:

  • Овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;
  • Научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • Сформировать представление об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • Расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
  • Приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
  • Создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • Осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • Оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • Видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • Научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;
  • Научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или  с помощью проектора;
  • Научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения;
  • Научиться сохранять для индивидуального пользования найденные в сети Интернет материалы;
  • Расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Информационное моделирование.

Учащийся научится:

  • «читать» простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.;
  • Перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • Строить простые информационные модели из различных предметных областей.

Учащийся получит возможность:

  • Познакомиться с правилами построения табличных моделей, схем, диаграмм;
  • Выбирать форму представления данных (таблица, схема, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей.


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

тема

примечание

1

Информатика как наука. ТБ. Объекты окружающего мира

2

Компьютерные объекты. Объекты операционной системы

3

Файлы и папки. Размер файла

4

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами

5

Отношение «входить в состав»

6

Разновидности объектов и их классификация

7

Классификация компьютерных объектов

8

Системы объектов. Состав и структура системы

9

Система и окружающая среда. Система как «черный ящик»

10

Персональный компьютер как система

11

Способы познания окружающего мира

12

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия

13

Определение понятия

14

Информационное моделирование как метод познания

15

Знаковые информационные модели

16

Математические модели. Многоуровневые списки

17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц

18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы

19

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы

20

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений

21

Создание информационных моделей - диаграмм

22

Многообразие схем и сферы их применения. Информационные модели на графах

23

Использование графов при решении задач

24

Что такое алгоритм?

25

Исполнители вокруг нас

26

Формы записи алгоритмов

27

Линейные алгоритмы

28

Линейные алгоритмы

29

Алгоритмы с ветвлениями

30

Алгоритмы с повторениями

31

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником

32

Использование вспомогательных алгоритмов

33

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник

34

Обобщение и систематизация изученного по теме «Алгоритмика»

35

Годовой зачет

Планируемые результаты

Информационное моделирование

Учащийся научится:

  • Понимать сущность понятия «модель», «информационная модель»;
  • Различать натурные и информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • Перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • Строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Учащийся получит возможность:

  • Сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как о методе научного познания;
  • Приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • Познакомиться с правилами построения данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Алгоритмика

Учащийся научится:

  • Понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
  • Понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • Осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • Понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл».

Учащийся получит возможность:

  • Подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую данной ситуации;
  • Исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • Разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
  • Исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • По данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • Разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

Содержание предмета

Информационное моделирование

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Система объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и т.д) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм? Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями ( в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.