"Педагог года - 2021" эссе

Булгакова Наталья Юрьевна

Педагог дополнительного образования 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад № 79»

               

ЭССЕ

на тему «Я – педагог дополнительного образования».

Выполнила:

 педагог дополнительного образования

Булгакова Наталья Юрьевна

Чита 2021

Когда передо мной встал вопрос выбора профессии, я поняла, что она будет связанна с творческой деятельностью. Еще в художественной школе у меня были замечательные учителя, которые открывали мне мир через картины художников, предметы творчества, яркие образы, свое представление, видение красоты. Каждое занятие было для меня радостью и открытием чего- то нового, вдохновением. Поэтому выбор был очевиден, он основывался на понимании удивительных возможностей формирования гармоничной личности, познания окружающего мира через творчество.

"Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш." В.А.Сухомлиниский.

Когда я выбирала профессию, я осознавала, что выбираю стиль и образ жизни, особое мировоззрение и мировосприятие. Понимание того, что моя деятельность будет оказывать непосредственное влияние на формирование еще незрелой личности маленького Человека, я с ответственностью относилась к обучению, созданию научной теоретической базы еще в Читинском педагогическом училище (Преподаватель изобразительного искусства и черчения), которое стало отправной точкой моего профессионального пути. В дальшейшем усовершенствовала, актуализировала свои знания в ЗабГУ (воспитатель, педагог дополнительного образования (дошкольное образование)) а так же получила дополнительное профессиональное образование "Педагогика дополнительного образования" "Декоративно-прикладное творчество" в ООО Федеральном учебном центре профессиональной переподготовки и повышения квалификации "Знания". Влияние, оказанное на детей при реализации педагогической деятельности должно быть гармоничным, деликатным, поэтому я старалась развить в себе коммуникативные, организаторские, ораторские способности, образность мышления, эрудицию, интуицию, интеллект, терпеливость, профессиональные умения и навыки. А так же на протяжении всей жизни развиваю умения интроспекции, ретроспекции, рефлексии. Способность отслеживать, анализировать, контролировать и корректировать собственные проявления: действия, высказывания, структуру речи, интонации и т.д. Ответственность так же проявляется в умении прогнозировать оказанное влияние.

Ребенок учиться видеть красоту, чувствовать прекрасное не спонтанно, для этого нужно направить его внимание на наблюдение действительности, через раскрытие свойств, взаимодействия обьектов окружающего мира, явлений, через интеграцию видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности. Я осознаю, что на мне лежит колоссальная ответственность по формированию базы так называемой "насмотренности", впечатлений в процессе ознакомления детей с разными видами искусства. Эти впечатления должны быть позитивными, вызывать яркие эмоциональные образы у детей, воздействовать на все психические процессы. Это способствует более глубокому эстетическому осмыслению действительности.

На занятиях я всегда стараюсь создать вдохновляющую на творчество атмосферу. Я подбираю обучающий материал для теоретической части очень тщательно, учитывая все аспекты влияния на положительный настрой детей. Выбирая оптимальное сочетание разных, педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество обучения форм занятий, я стараюсь, чтобы в процессе обучения включились все органы чувств ребенка, задействовались все психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление, воображение. А так же способность к применению приемов анализа, обобщения, синтеза. Работаю над такими навыками как умение планировать и предвидеть результаты замысла, доводить начатое до конца.

Я считаю, что специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане я ставлю развитие личности в творчестве, и считаю, что обучение обеспечивает, поддерживает его развитие. Также дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной

и коллективной творческой деятельности по свободному выбору.

Это просто удивительно и похоже на магию, когда в процессе творчества ребенок, преобразуя свой чувственный, эстетический опыт, через призму своего ощущения, видения мира, создает неповторимые уникальные работы, со своими характерными индивидуальными особенностями. Я стараюсь предоставить детям разнообразные материалы, техники для осуществления их творческих замыслов. Как потрясающе видеть радость ребенка, его вдохновение в процессе работы и по ее завершению. Моменты нравственного воспитания происходят постоянно. Помощь другим, умение видеть эстетическую ценность, наслаждаться результатами труда других детей.

Особенно интересные моменты возникают в процессе обсуждения идей и замыслов детей. Я понимаю, что в это время создаются условия для, более тесного, дружественного, эффективного сотрудничества как моего с детьми, так и детей друг с другом. На этом этапе я стараюсь, побудить сознание детей, на осмысление, выявление  свойств окружающих предметов и явлений. Увидеть предмет или явление с необычных сторон. Так же я активно практикую современные образовательные технологии: элементы технологии ТРИЗ, здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные технологии, проектную деятельность.

Разнообразные приемы и методы обучения, делают занятия насыщенными, интересными, увлекательными, побуждающими ребенка к раскрытию своего потенциала, в атмосфере вдохновения и доброжелательности, а так же расширению кругозора, способствуют развитию механизмов творческого воображения, мышления.

Для реализации программы дополнительного образования я опираюсь на задачи, а так же предыдущие наработки ведущих педагогов, современные потребности, социальную значимость, с ориентацией на инновационные методики организации образовательной деятельности. Это способствует удовлетворению образовательных потребностей детей и родителей.

Воздействуя, с помощью рассказа, демонстрации произведений творчества других людей, анализа их творчества, беседы, обсуждения, на ощущения, восприятие, чувства, эмоции ребенка сформировать творческое отношение к действительности и способность испытывать радость, духовное наслаждение, эмоциональный подьем, как от созерцания эстетических обьектов, так и от создания их собственными руками. Мне нравится, когда ребенок осознает, что может сам принять участие в украшении этого мира, привнесении в него чего-то уникального. Для меня является вдохновляющим обучение с возможностью использовать разные материалы, текстуры, фактуры, оттенки цветов, добиваясь уникального сочетания. При этом не забывать учитывать конструктивность, функциональность, комфортность эксплуатации создаваемого изделия.

Я стремлюсь, чтобы родители стали обязательными участниками образовательного процесса, так как только через формирование единого образовательного пространства происходит эффективный процесс воспитания, развития ребенка.

Умение рассмотреть потенциал и возможности каждого ребенка не всегда осуществляется в рамках семьи, но с помощью опыта педагогов, а так же определенных методик, включая знания, любовь и ответственность можно добиться больших результатов. И с педагогом и с родителями ребенок учится способности внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать  «прекрасное» в природе и искусстве. Все это способствует как развитию, так и правильному использованию творческого потенциала ребенка.

Разделить радость от процесса и результатов творчества с другими детьми и родителями, это еще один из важнейших моментов социализации ребенка, созданию положительного восприятия мира. Это делает жизнь детей позитивнее, полнее и богаче. На основе своих ощущений и выводов ребенок приходит к осознанию ценности любого труда, уважительного отношения.

Поддержка ребенка при реализации его творческого замысла, в процессе овладения опытом  практической деятельности, когда любой ощутимый результат одобряется, дает дополнительный стимул, побуждает ребенка при неудачах, если что-то не получается, пробовать еще, обдумывая разные пути решения проблемы. Так же способствует более доверительному и открытому взаимодействию с миром.

Очень важным качеством дополнительного образования для меня является возможность детальной и углубленной работы с каждым ребенком индивидуально.

Я- педагог и этим надо жить. Мне удивительно повезло, я реализую свой педагогический потенциал через интереснейшее направление обучения детей творчеству, дизайну. Неустанно думать, как сделать жизнь и обучение ребенка ярче, богаче, радостней в процессе обучения, познания им мира. Поэтому я сама непрерывно самосовершенствуюсь, познаю актуальные методики, приемы, а так же самостоятельно вырабатываю новые пути, способы качественной подачи материала, программы работы с детьми.