Научные статьи


Предварительный просмотр:

УДК 372.851

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ПЛАНИМЕТРИИ В 9-10 КЛАССАХ

А.А. Жамкочян, студент 4 курса ФМФ

Научный руководитель: О.Н. Пушкина, к.п.н., доцент

Повторению изученного материала в процессе обучения математике отводится важное место. Цель повторения – установить логические связи между вновь изучаемым и ранее изученным материалом, обогатить память, обобщить и систематизировать знания. В процессе обучения важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала являются систематизация и обобщение знаний учащихся.

Под обобщением понимается мыслительный процесс выявления существенных закономерностей, выступающих в качестве неизвестного в проблемной ситуации (Олешков, 2006). Систематизация – это мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид систематизации – классификация, то есть распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними (Хрестоматия …, 2007). В процессе познания систематизация и обобщение взаимодополняют друг друга. Основная задача обобщения – выделить общее. Если у множества объектов выделить несколько единых свойств, сторон, характеристик, то сами по себе большой познавательной ценности они могут не обладать, так как станут разрознены, ненаглядны. Их нужно классифицировать, представить в виде таблиц, схем, рисунков. При обобщении понятий устанавливаются внутрипредметные взаимосвязи, благодаря чему знания становятся системными.

В процессе изучения геометрии повторение и обобщение имеют особое значение. Специфика предмета повторения состоит в том, что материал каждого урока логически связан с ранее пройденным, иногда далеко отстоящим по времени от изучаемого. Уроки обобщения и систематизации знаний проводятся по окончанию изучения темы или раздела учебного материала. Главное их назначение заключается в усвоении взаимосвязей и взаимоотношений между понятиями, теоремами, в формировании целостного представления у учащихся о выученном материале. Б.П. Есипов отмечает, что при изучении больших тем или разделов в целях обобщения и систематизации знаний необходимо предоставлять учащимся самостоятельные работы по оформлению материала в виде схем и сводных тематических таблиц (Есипов, 1961).

Школьный курс геометрии состоит из двух частей: планиметрии и стереометрии. С 7 по 9 класс учащиеся изучают планиметрию, а в конце 9 класса сдают основной государственный экзамен (ОГЭ) по математике. Для грамотной организации обобщения и систематизации знаний на уроках геометрии в 9 классе для подготовки к ОГЭ мы проанализировали и провели сравнительный анализ двух учебников по геометрии  7-9 классов авторских коллективов под руководством Л.С. Атанасяна и А.Д. Александрова. Также были проанализированы демоверсии, спецификации, кодификации ОГЭ по математике 2018 года, чтобы выяснить, какие темы необходимо повторить с учащимися и на какие темы нужно обратить особое внимание при изучении их в 9 классе.

Проанализировав КИМы ОГЭ по математике, мы указали ключевые моменты, на которые нужно обратить внимание при выполнении каждого задания. Для эффективной организации обобщения и систематизации знаний у учащихся 9 классов мы рекомендуем составить с учащимися справочный материал, который поможет им при выполнении заданий ОГЭ по математике модуля «Геометрия». Для систематизации теоретических знаний курса планиметрии нами были разработаны слайды, с которыми учащиеся могут работать как в классе, так и самостоятельно.

Для того, чтобы выяснить, какие темы нужно повторить в начале учебного года 10 классе для систематизации знаний учащихся по планиметрии, мы проанализировали школьные учебники 10-11 классов авторских коллективов под руководством Л.С. Атанасяна и А.В. Погорелова. Критерием анализа служили основные понятия из планиметрии, которые встречались при решении определенного номера, например, теорема Пифагора, теоремы косинусов и синусов, соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника, формулы площади и др. Анализ показал, что в начале 10 класса целесообразно организовать повторение по темам: «Треугольники», «Четырехугольники», «Вписанная и описанная окружность». Для этого нами были составлены схемы и таблицы с основными теоретическими сведениями, а также подобраны задачи на готовых чертежах. Готовые чертежи позволяют эффективнее использовать урочное время и решить большее количество важных задач, которые в дальнейшем становятся элементами стереометрических задач.  

Список используемой литературы

  1. Белая, И.В. Систематизация и обобщение знаний в процессе изучения математики [Электрон. ресурс]. – Режим доступа : https://infourok.ru/material.html – 20.04.2018.
  2. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. – М. : УЧПЕДГИЗ, 1961. – 240 с.
  3. Олешков, М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. – М. : Компания Спутник, 2006. – 191 с.
  4. Федеральный институт педагогических измерений [Электрон. ресурс]. – Режим доступа : http://www.fipi.ru/ – 20.04.2018.
  5. Хрестоматия – педагогический словарь библиотекаря. – СПб. : Российская национальная библиотека, 2007. – 634 с.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УДК 000.000

 МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

А.А. Жамкочян, магистрант группы 1 ЭУз ИПФ

Научный руководитель: Н.В. Слесаренко, к.п.н., доцент

Основной целью государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности познаний и развитии единых компетенций, обучающихся в соответствии с потребностями государства, общества, работодателя и личности. Анализ ситуации в современных образовательных учреждениях демонстрирует то, что за последние годы актуальным стал переход российского образования на новый высококачественный уровень.

Именно внедрение системы мониторинга во все сферы образовательного пространства даёт возможность получить исчерпывающую информацию о ходе учебного процесса. В рамках мониторинга проводится диагностика и оценивание проведенных педагогических исследований, при этом присутствует обратная связь, между фактическими результатами деятельности педагогической системы в целом и ее конечной целью.

Цель мониторинга – предоставить педагогам и администрации учебного заведения достоверную и актуальную информацию, необходимую для принятия управленческих решений; выяснить, насколько рациональны педагогические средства, применяемые в образовательном процессе, и какие дидактические средства адекватны и способствуют достижению образовательного результата.

Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и передача информации об образовательной системе в целом или отдельных еѐ элементах, ориентированных на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его дальнейшего развития (Майоров, 2005).

Проблема мониторинга образовательного процесса рассматривается на разных уровнях образовательного сообщества Российской Федерации, так как от результатов его проведения во многом зависит какие изменения будут внесены в систему образования.

Цель мониторинга: своевременно обнаружить все изменения, происходящие в сфере деятельности образовательного учреждения и на основании полученных данных принять конкретные управленческие решения в учебном заведении. Управленческий мониторинг имеет целью наблюдение и оценку эффективности принятых решений. Для системы образования управленческий мониторинг может быть применен путем исследования эффекта влияния качества внешних и внутренних факторов на образовательный процесс.

Все участники образовательного процесса являются субъектами мониторинга, хотя их степень участия в образовательном процессе различна, но все они получают и анализируют информацию.

В начале XX века были предпосылки становления исследования проблемы мониторинга, а в отечественной педагогике проблемой мониторинга занимались в 90-х годах. Мониторинг рассматривается в работах В.И. Андреева, В.П. Беспалько, В.А. Кальней, A.Н. Майорова, С.Е. Шишова. Труд Д.В. Татьянченко и C.Г. Воровщикова "Управление качеством образования: вхождение в проблему" является одной из важных работ по вопросам управления качеством образования и образовательному мониторингу (Шишов, 2010).

Авторы устанавливают качество образования, как комплекс свойств, соответствующих современным условиям педагогической теории, практики и способных удовлетворить образовательные потребности. Выделяют внутренние и внешние свойства качества образования, к внутренним свойствам относятся: качество основных условий образовательного процесса, качество реализации и качество его результатов, а к внешним свойствам причисляют: соответствие образования потребностям обучающихся, общественных институтов, запросу родителей, требованиям государства. Педагогический мониторинг авторы рассматривают, как элемент управления качеством (Шишов, 2010).

Наиболее подробно вопросы управления качеством образования отражены в практикориентированной монографии "Управление качеством образования" под редакцией М.М. Поташника. Качество образования понимается как соотношение цели и результата, спрогнозированного в зоне потенциального развития учащегося. По вопросам управления, авторы не сводят образование к обучению, хотя о качестве образования делают выводы по качеству образовательных результатов. Критерием качества образования может является соотношение поставленной цели и полученного результата (Поташник, 2000).

Для оценки качества образования необходимо рассмотреть качество с двух сторон: соответствие стандартам и соответствие запросам потребителей. Стандарт выступает как средство, определяющее направление и рамки использования материала по дисциплинам, а также является одной из целей, которая может быть направлена на результат образования.

На всех этапах учебно-воспитательного процесса педагогический мониторинг как метод управления связан с постановкой целей, коррекцией, анализом, оценкой и контролем. Мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию динамики профессионального развития обучающихся и внесение изменений в процесс профессионального образования (Шамова, 2009).

Так как мониторинг повышает объективность, оперативность и доступность информации, изменяется и само информационное пространство.

Мониторинг обеспечивает преподавателей и администрацию учебного заведения достоверной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Четкая организация работы на основе проведенного мониторинга способствует его эффективности, то есть определяет, насколько рациональны педагогические средства, применяемые в образовательном процессе.

Список используемой литературы

  • Беспалько В.П. Качество образовательного процесса / В.П. Беспалько // Школьные технологии. – 2007. – № 3. – С.  164-177.
  • Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – М.: Интеллект-Центр, 2005. – 424 с.
  • Поташник М.М. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
  • Шамова, Т.И. Управление образованием /  Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин; под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 320 с.
  • Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Российское педагогическое агентство, 2010. – 345 с.