Выступление на методических и педагогических советах

Верхушина Ксения Андреевна

Педагогический совет "Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

19.04.2019.


Педагогический совет

«Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся»

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема педагогического совета

«Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся». В ходе педагогического совета, вашему вниманию будут представлены результаты первых проб молодых специалистов по использованию приемов смарт- технологии в обучении и педагогические техники формирующего оценивания по оценке учебных достижений учащихся.

«Глубочайшим свойством человеческой природы является стремление людей быть оценѐнными по достоинству». Так утверждал американский философ и психолог Уильям Джеймс. И с этим сложно не согласится. Наша с вами задача, как учителей - сделать все возможное,     чтобы     учащиеся      стали      успешными,      активными,      творческими и самостоятельными.

Века и тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз образования: «Учить не для школы, а для жизни». Обозначив одну из актуальных проблем современного образования, что успех в школе не всегда означает успех в жизни и наоборот.

ФГОС призваны решать проблему соответствия полученных в школе знаний реальным потребностям жизни.

-Уважаемые коллеги, я думаю, вы согласитесь со мной, что мы часто анализируем многие моменты нашей жизни, и как следствие этого оцениваем результат.

Слайд 2. Оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. На мой взгляд, - с одной стороны это не только актуальная тема, но и сложнейшая методическая проблема. На слайде представлена картина Ф. Решетникова «Опять двойка». Анализ педагогической ситуации в системе оценивания результатов образования выявил следующие проблемы и противоречия:

  1. Степень совпадения между собственной оценкой, которую поставил им учитель и хорошо успевающих школьников бывает в 46% случаев, у слабоуспевающих учащихся в 11 % случаев;
  2. Отсутствуют стимулы для развития учащегося, у него нет способов оценить соответствие качества выполняемой работы ожидаемому результату, нет шанса улучшить ситуацию, если результат далек от ожидаемого; формальное накопление отметок;
  3. Ученик часто недоволен отметкой. Учитель не готов тратить значительное время на обсуждение причин выставления именно этой отметки каждому недовольному учащемуся, а по прошествии некоторого времени уже может их и не вспомнить. Назревает конфликт недовольства, бессилия и непонимания между учеником и учителем.
  4. Родители получают информацию от учеников, которые склонны объяснить свои неудачи предвзятым отношением учителя. Не имея возможности ознакомиться с критериями выставления отметок, родители находятся в недоумении, кто прав, кто виноват. Замешательство родителей негативно сказывается на воспитании детей и партнерском взаимодействии семьи и школы. То есть низкая наглядность процесса оценивания.
  5. Формирование оценочных ярлыков и социальных стереотипов. Статистика регулярно получаемых оценок (двоек, троек и т.д) накладывает на ученика оценочный ярлык- двоечник, троечник и т.д
  6. Низкая дифференцированность оценки, завышение и занижение отметок, выставляемых на уроках, что является следствием проявления либерализма учителей и приводит к снижению уровня подготовки учащихся, утрате интереса школьников к учению.
  7. Низкий уровень объективности оценивания, «случайность» отметок из-за неосознанной симпатии учителя к личности отдельного ученика
  8. Порочная практика «исправления» отметок в конце четверти
  9. Механистический подход учителей при выставлении итоговых отметок, инерция отметок, т.е. выставление их по установившейся традиции.
  10. Психологическое воздействие двойки, которая травмирует учащегося, вызывает у него отрицательные эмоции, приводит к сознанию учеником своей неполноценности, несправедливого отношения к нему; использование двойки в качестве средства борьбы с нарушениями дисциплины.

Слайд 3. Мы знаем, что новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик: должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

Возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике, ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, показать ему основания, или  критерии, по  которым  производится  оценивание,  и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Существует два подхода к вопросу оценивания:

Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения. Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.

Слайд 4. Описать  суть  формирующего  оценивания  можно  следующей  метафорой: «Если представить, что дети – цветы жизни, то итоговое оценивание – это просто их измерение. Может быть, интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений. Формирующее оценивание- эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост».

(Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формирующая оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это итоговая оценка. Другими словами, формирующая оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт).

Слайд 5.Формирующее оценивание:

  • ориентировано на обучающегося;
  • встраивается в личностно-ориентированное обучение;
  • ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений;
  • оценивается не только результат, но и процесс;
  • отслеживается прогресс каждого обучающегося;
  • носит системный характер.

Слайд 6. Формирующее оценивание имеет ряд преимуществ и для ученика, и для учителя.

Формирующее оценивание для обучающихся может помочь:

  • учиться на ошибках;
  • понять, что важно и что у них получается;
  • обнаружить, чего они не знают и не умеют делать.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  • сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы ученики учились более активно и более эффективно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идѐт процесс обучения и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения).

Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

Таким образом, формирующее оценивание это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учѐбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Слайд 7. Формирующее оценивание строится на  применение различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников.

Этапы введения техник внутриклассного оценивания:

  1. Решить, что надо узнать посредством формирующего оценивания;
  2. Выбрать техники, соответствующие стилю работы учителя и легко вводимые в данный класс;
  3. Объяснить цель происходящего ученикам;
  4. После завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;
  5. Дать информацию учащимся о том, что узнал учитель и как он собирается это использовать.

Далее, о том, какие приемы педагогической технологии, приемы и техники мы применяем в своей деятельности, расскажут коллеги.

Слово предоставляется педагогам Фисталь А.А., Шашевой Д.А., Тихоньковой Ю.А.

Демонстрация видеоуроков.

В заключении следует отметить, что оценивание занимает важное место среди других элементов педагогического процесса. Без оценивания нет и обратной связи, то есть ни учитель, ни ученик не получают достоверных данных о результатах своего труда, которые могли бы использовать для корректировки и улучшения учебной деятельности как ученика, так и преподавания учителем. Главная цель формирующего оценивания – улучшение результатов, а не их измерение! Говоря об оценке ученика нужно понимать, что она складывается из множества критериев оценки работы ученика. На практике мы убедились в том, что ученик к себе субъективен, а когда он видит общую оценку за свою работу, то он сможет реально прослеживать динамику развития своих знаний. Оценивание учеников своими сверстниками мотивирует слабых учащихся на повышение уровня знаний. Оценивание дает необходимую информацию об уровне знаний учеников. Заключение оценивания для обучения сконцентрировано на том, что учитель и ученики могут предпринять, чтобы развиваться дальше.

Подводя итоги уроков, мы определили, что в дальнейшем необходимо продолжить использовать приемы и техники формирующего оценивания, это помогает ученикам самостоятельно двигаться от «своего незнания к успешному освоению учебного предмета». Учит отстаивать свою точку зрения и аргументировать свою позицию. развития.

Для внедрения в практику работы формирующего оценивания необходимо создание

единой внутришкольной системы, использующей банк техник, приемов и методов формирующего оценивания, единого критериального аппарата для схожих видов работ, подкрепленного нормативными актами и методическими рекомендациями по использованию результатов оценивания

Решение педагогического совета:

  1. Обсудить материалы педагогического совета на ШМО, педагогам включиться в всем молодым специалистам в апробацию системы формирующего оценивания образовательных достижений учащихся.
  2. Организовать курсовую подготовку для молодых учителей по обучению процедурам и составлению инструментария итогового и формирующего оценивания.
  3. Организовать проведение открытых уроков по реализации техник формирующего оценивания.
  4. Создание банка техник, приемов и методов формирующего оценивания, единого критериального аппарата для схожих видов работ, подкрепленного нормативными актами и методическими рекомендациями по использованию результатов оценивания.

Алгоритм технологии формирующего оценивания

  1. Планирование образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) обучающихся по разделам рабочей программы, распределение их по темам уроков.
  2. Планирование целей урока как образовательных результатов деятельности обучающихся. Для того чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, например: «Ученик должен объяснять причины, итоги и последствия распространения христианства в Европе». Учитель может сформулировать две цели урока: для себя – цель, которой он собирается достичь в ходе работы на уроке, для учеников – цель, к которой будут стремиться они.
  3. Формулирование задач урока как шагов деятельности обучающихся. Пример: цель урока английского языка: «Научить обучающихся, использовать простые времена глагола в устной и письменной речи»; задачи (шаги деятельности ученика): 1) изучить структуру простых времен глагола; 2) определить особенности данных времен; 3) повторить слова, указывающие на необходимость использования простых времен глагола; 4) составить примеры использования простых времен глагола.
  4. Формулирование конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке (могут быть сформулированы совместно с обучающимися). Ученики должны заранее знать критерии оценивания выполнения работы. При выборе критериев необходимо помнить, что они должны обладать следующими характеристиками:
  • быть однозначными, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого;
  • быть понятными не только учителю, но и ученикам, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ;
  • быть конкретными, чтобы дать возможность однозначно оценить результат деятельности ученика, например, «Ученик привел пять примеров использования….»
  1. Оценка        деятельности        обучающихся        по        критериям.        Необходимо        оценивать деятельность учеников строго по критериям.
  2. Осуществление обратной связи: учитель-ученик, ученик-ученик. Для формирующего оценивания обязательным условием является организация обратной связи, которая имеет следующие направления: от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к учителю. Важным условием при организации обратной связи является получение отклика от учителя. Это обеспечивает реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения ученика. Цель этого механизма – осмысление ошибок обучающихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.
  3. Сравнение полученных результатов обучающегося с предыдущим уровнем результатов.

  4. Определение места обучающегося на пути достижения цели. Пример: цель, поставленная учеником – научиться правильно, использовать простые времена английского глагола. Критерии оценивания: более 80% правильно выполненных заданий -

«отлично»,   65%79%    -    «хорошо»,   50-64%   -    «удовлетворительно»,   менее   50%    -

«неудовлетворительно». Время на достижение цели - 6 уроков (две недели).

  1. Корректировка образовательного маршрута обучающегося происходит после

рефлексии за счет вариативности домашних заданий, различного темпа выполнения заданий, выбора внеурочной деятельности, элективных курсов и т.д.