Проектная деятельность

Федорова Елена Вячеславовна

Проектная деятельность- умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Зимующие птицы»

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: 15 января – 15 марта (краткосрочный).

Возраст воспитанников: 5 - 6 лет.

Участники: педагог, дети и родители старшей группы.

Актуальность:

    Недостаточный уровень знаний у детей о том, что зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующим птицам очень тяжело пережить эти времена, они нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм.

   

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

-пополнить развивающую среду по теме проекта;

-воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

-развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.

Реализация образовательных областей:

«Познание»

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»,

«Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура»,

«Здоровье», «Безопасность».

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

Формы работы

1. Непосредственная образовательная деятельность. +

2. Наблюдения в природе. +

3. Чтение художественной литературы. +

4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов. +

5. Участие в игровой деятельности. +

6. Самостоятельная деятельность +

7. Проведение ситуативных бесед +

8. Продуктивная деятельность. +

9. Музыкально – ритмические движения. +

10. Заучивание стихов, песен. +

11. Организация выставки детских работ «Мир птиц глазами детей» +

12. Организация совместно с родителями выставки поделок из

 бросового материала «Птицы наши друзья».+

Методы и приёмы:

 1. наблюдения;

 2. беседа;

 3. анкетирование;

 2. сбор информации;

 3. работа с литературой;

 5. обработка собранной информации;

 6. творческая работа.

 

Содержание работы:

Познавательно – исследовательская деятельность

* Игровые упражнения и дидактические игры:

«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой»;

«Кто где живет?», «Какой птиц не стало»; Найди по контуру»;

«Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Кто дальше, кто ближе», «Кто где сидит», «Покормим птенчиков», «Покажи и

назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Какая птичка прячется за веткой?»

* Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.

* Рассматривание альбома «Зимующие птицы».

Музыкально – художественная деятельность

* Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей»,муз. Ветлина.

* Пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.

* Слушание записи с голосами птиц.

Игровая деятельность

*Игра – драматизация «Птичий двор»

*П/и : «Птицы в гнездышках», «Птички летают», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц»(р.н.игра), «Совушка», «Найди пару», «Птичьи стайки», «Слушай внимательно», «Синицы», «Вороны и собачка», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки».

Трудовая деятельность

* Изготовление кормушек из бросового материала».

*Труд в природе – кормление птиц.

Продуктивная деятельность

* Раскрашивание силуэтов птиц.

* Рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы.

* Лепка птичек.

* «Снегири на ветке рябины»» - рисование птичек.

* Аппликация «Синички – невелички».

* Рисование птиц с использованием техники «Печать от руки»

Работа с родителями

* Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.

* Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки ) по данной тематике в книжный уголок группы.

* Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».

* Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами».

* Организовать консультацию для родителей о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы.

* Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья».

* Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

* Выставка совместного с родителями творчества «Мы любим птиц!»

Линии развития личности:

- познавательно-речевое развитие дошкольников;

- художественно-эстетическое развитие дошкольников;

- социально-личностное развитие дошкольников.

Подготовительный этап:

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах; анкетирование родителей; определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов; подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

1-2 неделя. Задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Содержание работы:

Познавательное развитие:

 -  беседа «Что ты знаешь о птицах?»;

 - занятия: «У кормушки», «Кто, как проводит зиму в лесу?»;

 - дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь»,  «Меню для птиц»;

- рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Развитие речи:        

- составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели»;

- дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»;

 - чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова;

 -  отгадывание загадок про зимующих птиц;

 

Рисование:  «Снегири на ветке рябины».

Лепка:  «Снегири прилетели».

Аппликация: «Синички - невелички».

- изготовление шапочек – масок птиц (снегирь, синица, воробей).

3-4 неделя. Задача: Пополнить развивающую среду по теме проекта.

Содержание  работы:                

- оформление уголка книги (подбор книг о птицах);

- заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов;

- оформление альбома: «Зимующие птицы»;

- оформление картотеки загадок, стихов о птицах;

- ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

- оформление плаката «Зимующие птицы»;

- оформление ширмы для родителей «Птицы наши друзья».

- оформление папки-передвижки для родителей «Зимующие птицы нашего края».

5-6 неделя. Задача: Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

-   беседа «Трудно птицам зимовать»;

Опытно-исследовательская деятельность:        

- наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом;

- ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.

Рисование: «Моя любимая птичка».

Развитие речи:

 - чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в    гнёздышках», «Совушка – сова».

Музыка и театрализованная деятельность:        

- экологическая сценка «Доживем до весны»;

- прослушивание грамзаписи с голосами птиц.

Работа с родителями:  изготовление совместной поделки на тему «Мы любим птиц» и кормушек для птиц.

Заключительный этап.

-викторина: «Кто больше знает о птицах?»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

-выставка детских работ «Мир птиц глазами детей»;

-выставка совместного творчества родителей и детей;

- оформление презентации проекта.

Ожидаемые результаты

Дети

* Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.

* Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

* Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Родители

* Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

* Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.

* Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.

Педагоги

* Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.

* Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.

* Распространяют и обобщают опыт.

Трансляция проекта:

После завершения проекта планирую выступление:

- на педагогическом совете ДОУ;

- на кустовом методическом объединении.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект "Моя родина - Россия"

(ознакомление старших дошкольников с историей Российского Государства)

Тип проекта: информационный, творческий.

Срок реализации: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада.

Охватываемые образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Социализация", "Физическая культура", "Здоровье".

Актуальность: Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.

Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре, формирует гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширяет представление детей о родной стране, о государственных праздниках); продолжает расширять представления о Российской армии, о трудной и почетной обязанности защищать Родину; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.

Цель проекта: Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине; формировать интерес к коллективной, игровой, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности, а также чтению.

Задачи проекта:

  • формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу; сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу (ОО "Социализация");
  • формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев России, их подвигами; дать представление об оружии и воинской форме разных времен (ОО "Познание");
  • развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности (ОО "Коммуникация");
  • приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО "Чтение художественной литературы");
  • развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта (ОО "Художественное творчество");
  • формировать начальные представления о здоровом образе жизни (ОО "Здоровье");
  • формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (ОО "Физическая культура").

Формы и методы работы с детьми:

  • циклы познавательных и развивающих занятий.
  • использование стихов, загадок, пословиц, былин.
  • рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества.
  • экскурсии к историческим местам нашего города, рассматривание альбомов.
  • чтение художественной литературы.
  • наблюдения, прогулки.
  • подвижные игры, соревнования, словесные и сюжетно-ролевые игры.

Формы и методы работы с родителями: 

  • консультации.
  • совместная работа с детьми.
  • участия в конкурсах.
  • помощь в подготовке праздников и развлечений.

Предполагаемый результат проектной деятельности:

Для детей: дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.

Для родителей: родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.

Для педагогов: повышение уровня педагогического мастерства.

Системная паутинка проекта

Чтение художественной литературы: знакомство с художественной литературой по содержанию проекта.

Физическая культура: физкультминутки на занятиях, подвижные игры на прогулках.

Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, ролевые игры.

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: рассматривание иллюстраций, картин, слушание музыки.

Продуктивная деятельность: лепка, рисование, конструирование и ручной труд.

Музейная педагогика: посещение краеведческого музея, экскурсия к Вечному огню.

План работы по ознакомлению старших дошкольников с историей Российского государства .

Месяц

Старшая группа

Темы занятий

Подготовительная группа

Сентябрь

«Знакомство с госпожой историей»

«Что такое история?»

Октябрь

«Я и моя история».

«Моя Родина – Россия»

Ноябрь

«Мой город – Надым»

«Москва – наша столица» 

Декабрь

«Россия – моя страна»

«Славяне – наши предки»

Январь

«Как жили люди на Руси»

«Великие князья Руси»

Февраль

«Русские люди здоровьем славятся»

«Наши защитники»

Март

«Традиции русского народа»

«Великие люди России. Книгопечатание на Руси.

Апрель

«Космос»

«День космонавтики»

Май

«Петр Первый- основатель города на Неве»

«Великая Отечественная война»

Перспективный план работы по «Ознакомлению старших дошкольников с историей Российского государства».

Старшая группа.

Сентябрь

Тема: «Знакомство с госпожой Историей»

Задачи: дать первоначальное представление об истории цивилизации. Познакомить с понятием «история». Рассказать о том, что у всех народов мира есть прошлое и все хотят знать, как жили их предки. Формировать знания о таких понятиях, как «прошлое», «настоящее», «история вещей».

Познавательная деятельность.

Занятие на тему «Прошлое и настоящее».  Беседа «Как человек стал человеком». Экскурсия в исторический музей. Собрание мини-музея в группе «Старинные и современные вещи».

Художественная литература.

Чтение глав из книги С.В.Новикова «Справочник дошкольника. История»,  Н.Майорова «Русская история».

Игровая деятельность.

Д/игра «Что сначала, что потом»,  « Прошлое и настоящее»

Театральная деятельность.

Настольный театр по сказкам «Сивка- бурка», «Хаврошечка».

Продуктивная деятельность.

Рисование «Как люди жили в древности». Лепка «Старинная посуда».

Октябрь.

Тема: «Я и моя история».

Задачи: сформировать у детей понятие о своем «Я», о том, что каждый человек – уникальная личность со своими отличительными чертами характера. Углублять знания детей о том, что у каждого человека , семьи есть своя история и об этом можно узнать из разных источников (рассказы бабушек, дедушек, семейные фотографии, одежда, дневники, гениалогическое  древо). Дать сведения о таких понятиях, как «имя, фамилия, отчество». Рассказать о разнообразии современных имен и имен в Древней Руси, их происхождении.

Познавательная деятельность.

Беседы на тему: «Моя семья», «Я и мое имя», «Отчество и фамилия». Рассматривание семейных альбомов, рассказы детей о своих родителях.

Игровая деятельность.

Развивающие игры «Моя семья», «Как все было», с\р игра «Семья».

Продуктивная деятельность.

Рисование «Герб семьи»,  «Моя семья». Лепка «Мы дружные ребята».

Ноябрь.

Тема: «Мой город Надым».

Задачи: формировать представление о том, что история страны начинается с истории своего города,  места где родился и живешь. Познакомить с историей возникновения Надыма, символикой города. Познакомить с жизнью и культурой коренного населения. Дать знания о том, чем славится наш город. Развивать чувство уважения и любви к малой Родине.

Познавательная деятельность

Рассказы – беседы «История возникновения города», «Улицы нашего города», «Надым 0 город газовиков и строителей», «Наш город самый красивый». Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с изображением достопримечательностей, памятников истории и культуры. Экскурсии по улицам города, в музей краеведения.

Игровая деятельность.

Дидактические игры «Узнай свой герб», «Памятники Надыма», «Найди отличия». Развивающие игры «Где находится памятник?», «Подбери слова»,  «Продолжи», викторина «Знатоки Надыма».

Сюжетно-ролевые игры «Строители города», «Оленеводы», «Рыбаки».

Художественная литература.

Чтение ненецких сказок  «Кукушка», «Хозяин и работник». Чтение стихов о Надыме.

Продуктивная деятельность.

Аппликация и рисование «Наш город», «Новый год в Надыме», «Зимние забавы горожан». Конструирование- использование строительных наборов «Город» для построек городских зданий.

Декабрь.

Тема: «Россия – моя страна».

Задачи: формировать представление о своей стране. Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, живет, славу и богатства которой должен беречь и приумножать. Познакомить с картой России. Рассказать о столице России – городе Москва, о других российских  городах. Познакомить с символикой страны, природой России, трудом взрослых.

Познавательная деятельность.

Занятие «Моя страна- Россия», «Природа России». Беседы «Москва»,  «Герб, флаг, гимн». Рассматривание альбомов о стране, Москве, карты России. Слушание  музыкальных произведений о России, государственного гимна.

Игровая деятельность.

Д/и «Закончи предложение», «Найди свой флаг», «Найди герб Москвы». Развивающие игры «Дополни и узнай», «Города», «Животный мир России», «Что, где растет?».  С\Р игры «Путешественники», «Зоопарк», «Музей».

Художественная литература.

Чтение произведений З.Александровой «Родина», С.Баруздин «Страна, где мы живем», Я.Крылов «Трехцветный флаг», Т.Ходаков «О Москве»,  пословицы о Родине.

Продуктивная деятельность.

Рисование и аппликация «Природа России»,  «Флаг России», «Русская березка», «Летнее путешествие». Конструирование «Кремль».

Январь.

Тема: «Как люди жили на Руси».

Задачи:  формировать первоначальное  представление  об истории возникновения Руси, о народе ее населявшем, занятии населения, народных промыслах. Конкретизировать знания дошкольников о традиционном убранстве русской избы, традиционном  русском костюме. Закрепить знания правил русского гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре предков.

Познавательная деятельность.

Рассказ- беседа на тему «Как жили люди на Руси», «Что раньше носили», «Народные умельцы», «Как создавались сказки».

Оформление выставки «Талантлив русский народ», «Чудо – дерево».

Слушание народной музыки. Развлечение «Осенняя ярмарка».

Игровая деятельность.

Д\И «Подбери посуду», «Назови правильно», практическое  задание «Как создавались предметы быта, посуда, игрушки». Развивающие игры «Встречаем гостей», «Машенька и медведь», «Герои русских сказок», «Собери воина в поход».  С\Р игры «Гости», «Ряжение».

Художественная литература.

Чтение глав из энциклопедии для дошкольников «История России»,  чтение русских народных сказок «По-щучьему велению», «Снегурочка» и др.

Театральная деятельность.

Драматизация  русских народных сказок : «Маша и медведь», «Волк и лиса» и др. Разучивание народных  потешек, песенок.

Продуктивная деятельность.

Аппликация «Украсим сарафан», лепка «Старинная посуда».

Февраль.

Тема: «Русские люди здоровьем  славятся».

Задачи: углублять знания дошкольников об Армии, которая необходима для  защиты границ России. Познакомить с творчеством  русских  художников,  затронувших тему русского воинства. Познакомить с подвигами великих русских воинов (А.Невский, русские богатыри). Воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за русских воинов.

Познавательная деятельность.

Занятие на тему : «Наши защитники», рассказ – беседа «Русские богатыри», «Битва на берегу Невы».  Рассматривание иллюстраций «Наша Армия», «Три богатыря». Оформление выставки к 23 февраля.

Художественная литература.

А.Барто «На заставе», чтение былин о русских богатырях, пословиц о Родине.

Игровая деятельность.

Развивающие игры «Собери воина в поход», «Кто такие военные». Д\игры «Кому-что?», «История про солдата», «Найди пару». С\Р игры «Моряки», «Пограничники». Подвижные игры «Самый ловкий», игры-соревнования.

Продуктивная деятельность.

Аппликация «Подарок папе», лепка «Русские богатыри», рисование «Военная техника».

Март.

Тема: «Традиции русского народа».

Задачи: углублять представление детей о том, что  каждый человек принадлежит к определенной культуре. Формировать интерес к культуре русского народа. Развивать умение применять знания о национальной  культуре в разных видах деятельности. Познакомить со старинными русскими праздниками – Масленица, встреча Весны, а также о традиционном русском гостеприимстве. Рассказать о том, что наши предки умели и любили веселиться. Издревне  участниками праздников на Руси были бродячие актеры и скоморохи.

Познавательная деятельность.

Рассказы – беседы «Масленица  дорогая – наша гостья годовая», «Кто народ веселит?», «Встречаем гостей».

Театральная деятельность.

Слушание народной музыки, хороводные игры, театр кукол.

Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевая игра «Встреча гостей», «В гостях у Машеньки». П\игры «Зимушка-зима», «Два Мороза», «Волк и стадо».

Апрель.

Тема: «Космос».

Задачи: дать детям  элементарные сведения о космосе, о первом космонавте, планетах, звездах. Сформировать положительное отношение к космонавтам ( желание подражать им в ловкости, смелости, стремление быть похожими на них)

Познавательная деятельность.

Рассказ – беседа «Путешествие в космос», «Первый космонавт».  Оформление выставки «Космос». Рассматривание иллюстраций по теме.

Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые игры «Космонавты», «Космические путешественники». Дидактические игры «Образуй новое слово», «Угадай по описанию».

Продуктивная деятельность.

Рисование «Неведомые планеты», аппликация «Космический корабль», лепка «Жители других планет».

Май.

Тема: «Петр Первый – основатель города на Неве».

Задачи: сообщить элементарные сведения о первом русском царе – Петре Первом. Показать его значение в истории России, за что его назвали Великим (основатель русского флота, основатель  Санкт-Петербурга и др.) Развивать способы передачи своего отношения в  разных видах деятельности.

Познавательная деятельность.

Рассказ-беседа «Дедушка русского флота», «Санкт-Петербург».

Рассматривание иллюстраций, работа над плакатом-схемой «Великие дела Петра Первого».

Игровая деятельность.

Развивающие игры «Найди отличие», «Сложи корабль». Сюжетно – ролевая игра «Морское путешествие».

Продуктивная деятельность.

Аппликация «Русский флот», оригами «Кораблик».

Перспективный план работы по ознакомлению старших дошкольников с историей Российского государства.

Подготовительная группа.

Сентябрь.

Тема: «Что такое история?».

Задачи: расширить и обобщить представление дошкольников о понятии «история», расширить словарь ( наука, археология, архив, музей), учить использовать их в игре, предметной деятельности. Рассказать о науке археологии. Вызвать желание узнать как можно больше об истории своего города, страны.

Познавательная деятельность.

Рассказ- беседа «Что такое археология?», «Жизнь древних людей». Экскурсия в музей. Рассматривание иллюстраций из энциклопедии для дошкольников.

Игровая деятельность.

Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Прошлое и настоящее», «Изобретения человека», «Разные дома»,  с\р игра «Музей».

Продуктивная деятельность.

Конструирование «Жилище древнего человека», рисование «Древние люди».

Октябрь.

Тема: «Наша Родина – Россия».

Задачи: расширять представление дошкольников о России как стране, в которой они живут. Знакомить с географическим расположением нашей страны, животным и растительным миром. Познакомить детей с основными официальными ( флаг, герб, гимн) и неофициальными символами РФ. Воспитывать чувство гордости за свою страну, чувство сопричастности к ее судьбе.

Познавательная деятельность.

Занятие «Россия – моя страна», «Символы России». Рассказ – беседа «Неофициальные символы России», «Природа России». Конкурс –викторина «Знатоки». Создание мини- музея государственной символики нашей страны, создание коллажа  «Россия  будущего», составление рассказов детьми о своей стране.

Игровая деятельность.

Д\И «Найди флаг и герб России», «Исправь ошибки». Развивающие игры «Найди отличия», «Продолжи предложение», «Перфокарты». С\И «Экскурсия», «Путешественники».

Художественная литература.

Чтение:  В.Боров «Родина»,  С.Маршак «Февраль»,  С.Михалков «Сила воли»,  А.Гайдар «Сказка о военной тайне», С.Васильев «Россия»,  пословицы и поговорки о Родине.

Продуктивная деятельность.

Рисование «Герб группы», «Флаг России», лепка «Животные наших лесов».

Ноябрь.

Тема: «Москва – наша столица».

Задачи: формировать представление об истории зарождения и развития Москвы, ее основателе Юрии Долгоруком, знакомить с гербом столицы. Обобщить знания о главных достопримечательностях главного города России –Кремле, Красной площади, театрах, памятниках.

Познавательная деятельность.

Рассказ- беседа «Москва – столица нашей Родины», «Красная площадь.Кремль», «История Москвы». Оформление выставки «Москва вчера и сегодня»,  рассматривание фотографий о Москве.

Игровая деятельность.

Д\и «Дополни и узнай», «Все ли верно?», практическое задание «Как менялись улицы Москвы», «Театры Москвы».

Художественная литература.

Чтение:  Ф.Глинка «Москва», Е.Карасев «Город – герой»,  Е.Аксельрод «Кольца»,  И.Токмакова  «Красная площадь», пословицы и поговорки о Москве.

Продуктивная деятельность.

Конструирование «Башни Кремля»,  «Метро», аппликация «Красная площадь».

Декабрь.

Тема:  «Славяне – наши предки».

Задачи: формировать первоначальное представление об истории возникновение Руси, о народах, населявших ее в прошлом. Обогащать словарь дошкольников словами «Древняя Русь, славяне, предки и др». Развивать умение использовать знания на практике. Приобщать детей к истокам народной культуры.

Познавательная деятельность.

Беседы «Откуда пошла земля русская?», «Славяне», «Верования древних славян». Работа с иллюстрированным словарем, плакатом – схемой «Славяне».

Художественная литература.

Чтение глав из энциклопедии «История России».

Игровая деятельность.

 Д\и «Славяне – ремесленники и торговцы»,  «Русские меры длины»,  игра – путешествие «По дорогам Киевской Руси».  Практические задания «Откуда хлеб пришел?», «Прошлое и настоящее».

Продуктивная деятельность.

Конструирование «Древнерусский город», лепка «Славяне – гончары», ручной труд «Славяне – ремесленники».

Январь.

Тема: «Великие князья Руси».

Задачи: познакомить дошкольников с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями нашей страны. Углублять интерес к историческим  личностям ( А.Невский, Д.Донской, Я.Мудрый, Ю. Долгорукий и др.) Воспитывать интерес к истории страны, гордость за  принадлежность к русской культуре.

Познавательная деятельность.

Рассказы – беседы «Великий князь Ярослав Мудрый»,  «Ю.Долгорукий и Москва», «Битва на Куликовом поле». Рассматривание плакатов «Основание русских городов»,  использование ширм – передвижек о великих князьях, практическое задание «Сравни одежду».

Игровая деятельность.

Д\и «Сравни доспехи», «Собери воина в поход»,  подвижные игры «Метание дротиков», «Самый сильный воин», «Перетягивание каната».

Продуктивная деятельность.

Конструирование « Сторожевые башни»,  рисование «Древнерусские воины».

Февраль.

Тема: «Наши защитники».

Задачи: расширять представление о функциях и назначении Российской армии. Углублять знания о различных родах войск ( пограничники, моряки, танкисты). Развивать эмоционально –положительное отношение к Российской  армии, желании быть похожими на воинов.

Познавательная деятельность.

Беседы «Наши мужчины», «Российская Армия». Занятие « 23 февраля». Рассматривание альбома «Военная техника», «Разные роды войск».  Оформление выставки  посвященной  воинам – защитникам.

Художественная литература.

Чтение: П.Берестов «Хочу быть военным моряком»,  А.Митяев «Почему Армия всем родная?».  Пословицы и поговорки о Родине, армии, смелости.

Игровая деятельность.

Развивающие игры «Военные загадки», «Родственные слова»,  «Посчитай». С\р игры «Моряки»,  «На заставе»,  «Танкисты».

Продуктивная деятельность.

Аппликация  «Военный корабль», «Пехотинцы»,  лепка «Пограничник с собакой».

Март.

Тема: «Великие люди России».

Задачи:  познакомить дошкольников с великими людьми нашей страны ( Ломоносов, Пушкин, Кулибин и др.)  Углублять интерес к историческим  событиям, знаменитым соотечественникам, их вкладе в историю России. Познакомить с историей книгопечатания на Руси.

Познавательная деятельность.

Рассказы – беседы о великих людях России по выбору воспитателя. Занятие «Откуда пришла книга?». Рассказ об истории создания книг. Экскурсия  в библиотеку. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Хочу все знать».

Игровая деятельность.

Д\игры  «Что из чего сделано?»,  «Отгадай», с\р игра «Книжная мастерская», «Типография», «Изобретатели».

Продуктивная деятельность.

Ручной труд «Книжки – малышки», изготовление поделок из бросового материала.

Апрель.

Тема: «День космонавтики».

Задачи: расширять знания дошкольников о космосе, планетах, солнечной системе, космических полетах. Познакомить детей с российскими учеными, которые стояли у истоков русской космонавтики – Циолковский, Королев, Гагарин. Подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, бесстрашный человек. Воспитывать в детях гордость за свою страну.

Познавательная деятельность.

Занятие «День космонавтики», беседы «Первый космонавт», «Самые смелые».  Рассматривание альбома «Космос».  Оформление выставки «День космонавтики».  Чтение В.Бороздин  «Первый в космосе».

Игровая деятельность.

Развивающие игры «Скажи, какой?»,  «Солнечная система», «Знаки зодиака».  С\р игры «Космическая станция», «Космодром».

Продуктивная деятельность.

Лепка «Космос», «Инопланетяне».  Аппликация «Космический корабль».

Май.

Тема: «Великая Отечественная война».

Задачи: рассказать детям о Великой Отечественной войне, об основных событиях, великих сражениях, великих русских полководцах, о дне Победы. Воспитывать уважение к ветеранам, гордость за свою страну, за свой народ.

Познавательная деятельность.

Рассказ – беседа «Подвиги воинов», «Боевые ордена и медали», «День Победы».  Рассматривание иллюстраций, репродукций, отражающих великие события, составление рассказов. Экскурсия к «Вечному огню».

Игровая деятельность.

С\р игры «Полевая кухня», «Госпиталь», «Танкисты».  П\и «Самый смелый»,  «Кто быстрее соберет вещевой мешок», «Полоса препятствий», «Меткий стрелок».

Художественная литература.

Чтение: Е.Благинина «Шинель», С.Баруздин «Шел по улице солдат», А.Митяев «Землянка», «Мешок овсянки» и др.

Список использованной литературы.

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. «Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет».- М: ТЦ Сфера, 2005.

2.Алешина А.Н., «Ознакомление с окружающим миром». – М: ТЦ Сфера.

3.БаранниковаО.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие». – М: АРКТИ, 2007г.

4.Вераксы Н.Е. «Основная образовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы». Мозаика- синтез, М: 2015г.

5.Виноградова Н.Ф. «Моя страна Россия: пособие для старших дошкольников».-М: Просвещение, 2005г.

6.Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!» Методические рекомендации для воспитателей и родителей.- М: Баласс, 2006г.

7.Гризик Т.И. «Познаю мир. Знаки и символы». –М: Просвещение, 2000г.

8.Головин Н. «Моя первая история». –М, 1993г.

9.Данилина Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»- М: АРКТИ, 2005г.

10.Дегтярев А.Я. «История российского флага: легенды, факты, споры», М: ТОО Интелтех, Воскресенье, 1994г.

11.Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина».- М: АРКТИ, 2005г.

12.Кончаловская Н. «Наша древняя столица». –М: Воениздат, 1996г.

13.Кондрыкинская Л.А. «Дошкольникам о защитниках Отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2006г.

14.Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» ( опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). – М: ТЦ Сфера, 2005г.

15.Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Методическое пособие для ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2005г.

16.Новиков С.В., Новикова Е.П. «Родная история». –М: Эксмо, 2004г.

17.Ривина Е.К. «Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами». –М: АРКТИ, 2002г.

18.Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. –М: Дрофа, 1997г.

19.Соловьев В. «История для детей и взрослых».- М: Белый город, 2003г.