Педагогический опыт

Трифонова Елена Владимировна

1. Обобщение педагогического опыта учителя биологии Трифоновой Елены Владимировны «Проектно-исследовательская деятельность на занятиях по биологии как средство развития познавательной активности обучающихся»

2. Обобщение педагогического опыта учителя биологии Трифоновой Елены Владимировны «Современные образовательные технологии на уроках биологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический опыт40.59 КБ
Файл Педагогический опыт54.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»

г. Бологое Тверской области

Обобщение педагогического опыта

учителя биологии Трифоновой Елены Владимировны

«Современные образовательные технологии на уроках биологии»

г. Бологое

2021

1.Актуальность темы.

       Жизнь в условиях быстро меняющегося мира ставит перед школой задачу: дать человеку не просто систему знаний и определённый запас информации, знания и информация сейчас быстро устаревают. Главное – школа должна воспитать личность, готовую к творческому  поиску, самостоятельному добыванию и обновлению знаний, саморазвитию и самосовершенствованию, способную успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. На современных школьников обрушивается огромный поток информации. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное ребенок не может ориентироваться в безбрежном информационном море. Использование разнообразных форм и методов ведения урока, применение на уроках элементов передовых педагогических технологий, большая индивидуальная  урочная и внеурочная работа с учащимися  позволяет учителю добиваться прочных знаний по биологии. В своей работе я стараюсь разумно сочетать и использовать сильные стороны традиционных И активных форм обучения. Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий.

2. Ценностные ориентиры и ведущая идея педагогической          деятельности.

      Одним из основных ресурсов повышения качества образования является совершенствование современных образовательных технологий. Понятие образовательной технологии включает в себя систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, направленную на достижение образовательного результата, в соответствии с педагогическими принципами и взаимосвязью цель – содержание – методы.

В своей  педагогической деятельности по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе я  выделяются следующие цели:

- развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся;

- обеспечение гибкости обучения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки;

- создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов

и способностей;

- обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений;

- обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

Задачи:

  • создание и совершенствование условий для эффективной образовательной деятельности;
  • изучение и апробация современных образовательных технологий;
  • разработка и апробация авторских образовательных технологий;
  • внедрение и распространение эффективных образовательных технологий;
  • разработка и внедрение системы оценки эффективности используемых образовательных технологий.

3. Технология реализации ведущей педагогической идеи.

Педагогическая технология -  это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

      В  своей педагогической деятельности я применяю следующие

образовательные технологии:

 1.Технология проблемного обучения

На своих уроках биологии  я  использую  технологию  проблемного обучения. Считаю, что проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого искания.

Проблемные ситуации, проблемные задачи, можно включать в любую тему уроков биологии. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Например: При изучении тем «Насекомые» или темы «Простейшие» в 7 классе можно включить такую проблемную ситуацию:

Рассудите спор: Термиты, как известно, питаются древесиной, протачивая ходы в деревянных постройках. Однако, сами переваривать клетчатку входящую в состав древесины, они не могут. Если к пище термитов добавить немного антибиотиков, то они погибают от голода. Объясните этот факт? 

- Творческая работа

1.Составление вопросов требует от учащихся определенных усилий, тем более что составленные ими вопросы не должны дублировать вопросы параграфа.

2.Составление рассказа с биологическими ошибками, которые надо заметить и исправить, вызывает у ребят особый интерес. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли.

3. Составление текстов с пропущенными словами целесообразно давать на первом уроке при изучении нового материала, так как оно не представляет большого труда.

4. Составление рассказа по заданным словам способствует развитию мыслительной и речевой деятельности. Этот вид работы удобен для дифференцированного обучения: «слабым дается более простое задание, «сильным – сложное».

5. Составление тестов, кроссвордов.

Составление кроссвордов - вид работы, вызывающий особый интерес. Ученики любят не только решать, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности.

2.Технология группового обучения

 На практике данная технология реализуется учителями  благодаря использованию групповых заданий. При групповой работе учащихся объединяют в группы по два или несколько человек.

 Очень эффективной оказалась такая форма групповой работы: двое учащихся работают над определенной темой и выступают поочередно – то в роли учителя, то в роли ученика.

 Возможно организовать групповую практическую работу на единую цель, например, построение графика «нормы реакции»: каждая пара учеников замеряет ширину 10-ти плодов каштана. На доске данные, полученные каждой парой, объединяются в единой таблице, по данным которой строится точный график.

3.Информационно-коммуникационные технологии.

   Сами по себе информационные технологии в образовании являются предметом изучения информатики. Для других предметов информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса.

При этом я в процессе преподавания биологии в школе использую следующие формы работы:

  • работа с ЦОР и ЭОР;
  • лекции с мультимедийным сопровождением;
  • создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов;
  • организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании;
  • поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме

4.Тренинговые технологии

    В современных образовательных условиях значительно возросла роль тренинговых технологий как системы деятельности, способствующей отработке учебных навыков. Эта технология для меня важна, как эффективная отработка базовых учебных навыков при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Кроме того, в школьном курсе биологии предусмотрено освоение ряда навыков практической предметной деятельности.

    На уроках биологии я использую тренинговое занятие по обучению шестиклассников навыку настройки светового микроскопа. На таком занятии учащиеся настраивают микроскоп не с целью изучения микропреператов (они подбираются случайным образом), а с целью доведения навыков настройки до автоматизма, что позволяет существенно экономить время проведения лабораторных работ в дальнейшем.

          На уроках раздела «Генетика» старшеклассники учатся решать генетические задачи различного содержания и тренинговые занятия им в этом помогают.

5. Игровые технологии

          Игровые образовательные технологии в школе включают в себя любое взаимодействие педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета. Основная особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель трансформируется в игровую задачу.

Игровые технологии эффективны не только на первой и второй ступенях обучения, но также показывают высокие результаты в старших классах. На уроках биологии я чаще использую игровые технологии не как самодостаточную форму работы, а в качестве элемента более обширной технологии. На уроках биологии можно использовать следующие дидактические игры: сюжетные (деловые и ролевые игры, игры-путешествия, игры-соревнования, игры-конкурсы, суды, ярмарки) и игры с раздаточным материалом (лото, маршруты и др.).

Например, на этапе закрепления материала предлагаю учащимся выполнить имитационное упражнение, позволяющее закрепить полученные знания и навыки в непринужденной творческой обстановке.

  Учащиеся 7 класса очень любят игру «Расскажи о животном», которую я провожу при изучении раздела «Жизнедеятельность живых организмов», каждый учащийся достает из коробки не глядя муляж животного (муравей, корова, осьминог, кузнечик, касатка и мн. др.) и называет тип дыхания животного, тип питания и т д. С каждым уроком учащиеся могут назвать все больше, что наглядно демонстрирует им расширение биологических знаний.

   И конечно, внеурочная деятельность дает широкие возможности использовать игровые формы обучения.

6.Проектная технология

      Создание проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на практике ранее приобретённые знания и умения. Это позволяет делать упор на творческое развитие личности.

Я считаю этот метод очень эффективным, при этом не надо делать «глобальных» проектов, каждому ребенку необходимо подобрать такой проект, выполнить который ему будет по силам.  Например, изучая тему «Семя», я даю детям задание прорастить семена фасоли. Кто-то так и поступит – просто замочит семена, понаблюдает, как они проклюнутся, а потом просто выбросит их. Но в каждом классе найдется группа учеников. Которые обязательно эти семена посадят, и будут наблюдать за развитием нового растения.  Ну и, конечно же, найдутся истинные исследователи, которые создадут разные условия для роста растений (свет, полив и даже музыка), и будут наблюдать, что из всего этого получится. Своей задачей я считаю – заразить идеей эксперимента  как можно больше учеников.

Проекты могут быть самой разной направленности: создание презентаций, докладов, рисунков, плакатов, биологических моделей, аппликаций, коллекций и мн. др.

                              4. Результативность опыта.

         Использование данных педагогических технологий на уроке и во внеурочное время позволило повысить уровень познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности, наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Биология» (участие в конкурсах, олимпиадах), высокий уровень мотивации к учебной и внеучебной деятельности, повышается успеваемость учащихся качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Результаты изучения отношения учащихся к учебно-познавательной деятельности

Критерии

2020-2021  гг.

(начало учебного года)

2020-2021  гг.

(3-я четверть учебного года)

Вызывает серьёзный интерес (профессиональный, творческий, жизненный)

25 %

64 %

Учу по необходимости

 64 %

31 %

Безразличие к изучаемому предмету

11 %

5 %

Результаты  всероссийских олимпиад (муниципальный тур)

Ф. И. ученика

Предмет

Срок

Результаты

1

Семенова Анна

биология

2020-2021 уч. год

Призер

2

Иванова Владислава

биология

2020-2021 уч. год

Призер

3

Воронцова Анна

биология

2020-2021 уч. год

Призер

4

Сбитнева София

биология

2020-2021 уч. год

Победитель

5

Прогина София

биология

2020-2021 уч. год

Призер

     

                                    5. Перспективы.

Предполагаемые направления работы:

  1. Оформить методические разработки уроков с использованием современных информационных технологий.
  2. Совместно с учениками создать презентационные компьютерные слайд – проекты основанные на знании природы  родного края – родного региона – родной страны.
  3.  Продолжить вместе с учениками работу по созданию гербариев «Растения родного края».

Таким образом, как учитель биологии определяю следующие основные направления своей деятельности:
- развитие гражданских качеств учащихся является важной цель биологического образования;
- осуществлять личностно-ориентированный подход;
- уроки должны носить эмоциональную окраску для лучшего восприятия учениками  красоту природы родного региона;
- уроки должны быть разнообразными по форме: традиционные, разработанные по активной форме обучения, проектной методике и т. д.;
- неустанно изучать лучший опыт, накопленный коллегами и делиться своими изюминками педагогического мастерства.

6. Используемая  литература

1.В.П.Александрова, И.В. Болгова, Е.А.Нифантьева. Практикум с основами экологического проектирования  «Экология живых организмов» Москва «Вако» 2014г.

2..В.П.Александрова, И.В. Болгова, Е.А.Нифантьева. Практикум с основами экологического проектирования  «Культура здоровья человека» Москва «Вако» 2015г.

3.Господникова М. К. Проектная деятельность в школе: Издательство «Учитель», 2008г.

4. Кузьмина И.И. Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников 2004.

5. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2006, № 1.

6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.–М.:ВЛАДОС, 2001.

7. Русских Г.А. Технология проектного обучения: Биология в средней школе.//Биология в школе. – 2003. - № 3.

8. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. - Санкт-Петербург: «Каро», 2009г.

9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Бологое Тверской области

Обобщение педагогического опыта

учителя биологии Трифоновой Елены Владимировны

«Проектно-исследовательская деятельность на занятиях по биологии как средство развития познавательной активности обучающихся»

г. Бологое

2021

Раздел I. Информация об опыте. Условия возникновения опыта

В течении 2020-2021 учебного года работаю над темой «Проектно-исследовательская деятельность на занятиях по биологии как средство развития познавательной активности обучающихся» в МБОУ «СОШ № 12». Одной из главных традиций школы является постоянное внимание к становлению личности школьника. В данном образовательном учреждении создаются все условия для развития творческого потенциала учащихся.

В школе обучаются дети, проживающие на территории Бологовского района. Контингент обучающихся неоднороден по своему составу. Уровень успеваемости в классах также неодинаковый: есть ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.

В начале работы над темой у учащихся наблюдался низкий уровень интереса к предмету биология.

С 5-11 классы был проведен опрос учащихся по отношению к изучению предмета.

Таблица

Результаты изучения отношения учащихся к учебно-познавательной деятельности

Критерии

2020-2021  гг.

(начало учебного года)

Вызывает серьёзный интерес (профессиональный, творческий, жизненный)

25 %

Учу по необходимости

 64 %

Безразличие к изучаемому предмету

11 %

Было установлено, что в классах есть ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Анализ показал, что, больше половины обучающихся имеют низкий уровень познавательного интереса к биологии, значит,  их знания отрывочны и поверхностны. Это послужило основанием для обращения к проблеме развития проектно-исследовательской активности и организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

        Кроме этого, анализ содержания представляемых учениками работ, их выступлений на конференциях позволил сделать вывод о том, что в большинстве случаев проектно-исследовательская деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Многие школьники не умели самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. В результате выявилась еще одна проблема - основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывания знаний.

        Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает исследовательская деятельность школьников.

        Это определило цель опыта: формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии с использованием технологий, отвечающих принципам системно-деятельностного подхода.

        В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи.

1.Организация исследовательской деятельности на уроках биологии.

2.Применение различных развивающих методов обучения, лабораторные и практические работы, эксперименты, семинары.

3.Применение технологии исследовательской деятельности учащихся во внеклассной работе.

Актуальность опыта.

Актуальность опыта заключается в том, что в рамках Федерального государственного образовательного стандарта уделяется большое внимание формированию универсальных учебных действий (УУД) в процессе осуществления проектно-исследовательской деятельности учащихся, причем в сфере развития познавательных УУД. Это является наиболее сложной задачей реализации новых стандартов

Новизна актуального педагогического опыта состоит в сочетании известных методов и приемов для успешного развития  познавательной активности обучающихся посредством создания условий для проектно-исследовательской деятельности школьников, и развитии у них на этой основе способности к творческому решению познавательных задач.

Диапазон опыта распространяется на систему занятий по биологии в общеобразовательных учреждениях.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Применение данного опыта возможно на базе любого общеобразовательного учреждения при использовании любого УМК.


Раздел II.  Этапы учебно-исследовательской деятельности

  1. Этап. Подготовка к исследованию.

Предполагается постановка практической познавательной задачи и  определение содержания и последовательности действий для решения поставленной задачи.

Например, для чего животным хвост?

Варианты:

- Определение объектной области (биология), объекта (процесса или явления, породившего проблему) и предмета (конкретной части из исследуемого объекта) исследования.

- Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности.

Критериями при выборе темы являются при этом: интерес для учащегося, актуальность, обоюдная мотивация и ученика, и педагога, доступность литературы, оборудования.

- Изучение научной литературы и уточнение темы.

- Формулирование гипотезы,  (предположение: «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…»)

- Формулирование цели и задач исследования - конечного результата  (изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.) и выбор путей и средств для достижения (что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута).

- Планирование исследования.

- Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).

2. Этап. Проведение исследования

Собственно проведение по плану – планируемые эксперименты, необходимый инвентарь, первичная обработка результатов, их проверка, котораяразрабатывается, изменяется и уточняется по ходу исследования, в зависимости от промежуточных результатов деятельности, обсуждение результатов в группах. (Методы исследования: изучение и анализ литературы, опрос,  наблюдение,  измерение,  сравнение проведение замеров, эксперимент, лабораторный опыт, анализ полученных данных (приложения).

3.Этап. Оформление работы.

4. Этап. Защита результатов исследования.

Раздел III.  Виды исследовательской деятельности:

1.Экспресс – исследования: цель – самостоятельное проведение исследования и оформление его по описанию. Например – наблюдение за птицами на кормушке, за поведением домашних животных и т.д.

2.Проведение учебного эксперимента: сюда относят лабораторные и практические работы. Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения.

3. Исследования – соревнования. На уроках также эффективны. Например найти ошибки в тесте.

4.Творческие задания.

Сочинения «Путешествие с капелькой воды по растению», «Путешествие по клетке», кроссворды, викторины, презентации.

5.Летние задания: составление гербариев, коллекций

6.Виды исследовательской деятельности во внеурочное время: подготовка и участие в олимпиадах по биологии, конкурсах, участие в образовательных экспедициях, экологических субботниках, написание творческих работ, рефератов.

       Остановлюсь на уроках, где применяю технологию исследовательской деятельности учащихся.

       Для достижения поставленных целей урока и учета степени самостоятельности обучающихся использую следующие методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. В основе исследовательского метода преподавания биологии являются лабораторные и практические работы.

       В процессе обучения биологии на лабораторных и практических занятиях использую:

1) исследование биологических объектов под микроскопом

2) исследование состава тел живой природы

3) исследование строения организма

4) наблюдения за живыми объектами

5) наблюдения за процессами жизнедеятельности организма

6) исследование надорганизменных уровней организации живой материи (вид и экосистема).

         Важно так организовать учебную работу, чтобы обучающиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: можно сделать акцент на значимость ожидаемых результатов, предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание. Важно обеспечить «видение» обучающимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задания. В идеале, проблему должен сформулировать сам ученик, однако, на практике такое случается далеко не всегда. В своей практике я стараюсь предложить детям занимательное, проблемное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным. Часто включаю проектную деятельность в обычный урок. Такие задания стимулируют обучающихся к проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей. Это задания на работу с готовыми гербарными экземплярами, коллекциями и моделями органов растений, животных и человека. Школьники с интересом относятся к своему здоровью, проводят исследовательскую работу по изучению основных антропометрических данных, делают выводы о влиянии экологических факторов на здоровье и физическое развитие человека.

        Применение поэтапной организации исследовательской работы на уроках наиболее ярко иллюстрируют уроки лабораторных работ

        Организуя исследовательскую работу на уроках по заданиям-инструкциям, учитель имеет возможность в определенной мере осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.

       

Лабораторные работы имеют несколько разновидностей (приложение).

        1.Организованные во время изучения нового материала самостоятельные работы будут носить исследовательский характер, служить источником получения новых знаний.

Пример: Тема «Видоизменение побегов». В начале урока ставится задача – доказать, что корневище, клубень и луковица – видоизмененные побеги. Учащиеся выполняют лабораторную работу, использую инструктивную карточку, делают выводы

       Лабораторные работы с целью закрепления уже полученных знаний о растениях и животных могут быть иллюстрацией к знакомому материалу, подтверждением к рассказу учителя.

Пример: Тема урока «Класс Моллюски». Лабораторная работа по изучению внешнего и внутреннего строения моллюсков (Работа с живыми объектами или с влажными препаратами). 

       Учитывая современные требования к процессу обучения, на уроках биологии возможно ставить школьников в положение первооткрывателей, отдавать предпочтение первому варианту организации работы как наиболее эффективному в учебно-воспитательном отношении.

        Исследовательские работы учащихся с использованием натурального раздаточного материала могут быть организованы по-разному.

        Некоторые работы могут быть выполнены во внеурочное время или частично проведены на уроке, а частично за его пределами, что дает возможность для продолжения исследовательской работы на кружковых занятиях и в ходе экскурсий.

        Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. В процессе обучения я использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, работы, связанные с экспертизой и активным поиском нового.

        Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, направить их на достижение более высоких результатов

        При изучении анатомии в 8 классе применяю практикум с основами экологического проектирования авторы В.П.Александрова, И.В. Болгова. В книге содержатся задания для выполнения исследовательских работ и проектов в соответствии с требованиями ФГОС и оформлению результатов.

        Ряд исследований под руководством учителя учащиеся могут провести вне урока, а результаты сообщить и продемонстрировать на уроке (например, выработка условных рефлексов у аквариумных рыбок, изучение двигательной активности некоторых позвоночных животных – 7 класс). Написание учащимися рефератов – также исследовательская работа, если в ней есть практическая часть с результатами. Например, в 9 классе при подготовке рефератов по теме «Антропогенные факторы и их воздействие на биосферу» предлагаю учащимся карточки-задания для проведения экологических исследований. Исследовательский метод я использую также при работе с учебной и дополнительной литературой, осуществляя анализ текста.

         Исследовательская учебно-познавательная деятельность школьника обладает большим потенциалом для формирования у них опыта творческой деятельности, поскольку предполагает не только усвоение действий, выполняемых по образцу, но и самостоятельный поиск и создание нового субъективно значимого знания. Такой опыт формируется на основе личностно-ориентированного подхода в обучении, одним из путей реализации которого, является применение в обучении метода проектов. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности.

Основные требования к организации проекта:

  • проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них и для их ближайшего окружения;
  • решаемая с помощью проекта проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно, и научное) значение;
  • работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер;
  • проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, допускаются изменения в процессе его осуществления.

Ученик, выполнив проект и защитив его, учится:

  • планировать работу;
  • письменно и устно представлять результаты своей работы;
  • защищать и отстаивать свою точку зрения;
  • отвечать за результаты работы;
  • оформлять работу и т.д.

           Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на практике ранее приобретённые знания и умения. Учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Таким образом, создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития обучающихся. Деятельность ученика организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация. Ученик себя адаптирует к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование.В своей практике использую последовательность работы над проектом, включающей несколько этапов: подготовка, планирование, исследование, формулирование результатов и выводов, защита проекта, оценка результатов и процесса проектной деятельности.

           Например, в 8 классе тема «Дыхание» завершается уроком «Заболевания органов дыхания, их предупреждение». В ходе урока обучающиеся вовлекаются в исследовательский проект «Изучение функциональных возможностей дыхательной системы у курильщиков и некурящих подростков». Для этого выдвигается рабочая гипотеза: «Влияет ли курение на работу дыхательной системы у подростков?» и изучается методика проведения исследования. В исследовании участвуют два подростка: один – курящий, другой – нет. На уроке анализируем полученные данные, а оформлением проекта занимается творческая группа учащихся во внеурочное время.

           К научно – исследовательской работе школьники приобщаются постепенно. В 6-7 классах работа над проектом « Развитие корневой системы в различных условиях»,«Значение комнатных растений для человека», «Разнообразие формы листовой пластины у деревьев и кустарников» и др. учащиеся выясняют роль комнатных растений в жизни человека. В 8-9 классах ребята выполняют проекты по здоровьесберегающей тематике, экологии. «Я жизнь, которая хочет жить…», «Отрицательное влияние на организм человека ядовитых веществ. Алкоголизм, наркомания, токсикомания»», «Быстрое питание, или фастфуд»», «Влияние двигательной активности на здоровье подростка», «Экологическое состояние реки Стевензя» и др. выступают с сообщениями и презентациями на уроках , семинарах, экологических часах, по результатам наблюдений, лабораторных работ, составляют памятки, буклеты.

 Домашние задания также могут носить  исследовательский  характер:

 1.  Описание растений и животных по плану

 2.Наблюдение за живыми объектами (за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.)

3.  Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др.)

4. Опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов).

5.Творческие задания – стихи, сочинения «Путешествие с капелькой воды по зеленому растению», «Путешествие с молекулой кислорода по организму», «Путешествие по клетке», кроссворды, викторины, презентации.

Летние задания:

1. Составить  гербарий (различных семейств покрытосеменных растений, виды сложных листьев у растений, виды жилкования листьев у растений и др.)
2. Составление коллекций (коллекция бабочек, коллекция раковин брюхоногих или двустворчатых моллюсков и др.)

 Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации  знакомлю их  с исследовательскими работами старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в области биологии, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников.

Формирование исследовательских навыков происходит не только в учебное время, но и во внеурочное.

 

Виды исследовательской деятельности  во внеурочное время:

1. Подготовка и участие в олимпиадах по биологии, экологии.
2. Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях. 

3. Участие в образовательных экспедициях (экскурсиях по экологической тропе, походах по родному краю). Проведение экоуроков.
4. Проведение кружков, элективных курсов.

5. Написание творческих работ.
6. Выполнение мини – исследований.
7. Создание буклетов.
8. Создание презентаций
9. Создание моделей.
10. Оформление альбомов.

Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.

Раздел  IV.  Средства активизации познавательной деятельности.

  1. «Дистанционные обучающие мастер-классы: «Организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся» и «Методика организации проектной деятельности»  на портале  «Сеть творческих учителей». http://www.itn.ru/Board.aspx?cat_no=133205&Tmpl=Themes&BoardId=270361

http://www.it-n.ru/Board.aspx?cat_no=72958&Tmpl=Themes&BoardId=72961

  1. «Исследователь/Researcher» - научно-методический журнал. Издание посвящено практике и методике организации исследовательской работы учащихся в естественно-научных и гуманитарных областях.
  2. Интернет-портал «Исследовательская деятельность  школьников» http://www.researcher.ru
  3. Курс  «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в рамках ФГОС ОООhttp://www.ug.ru/appreciator/58
  4. «Обучонок» http://obuchonok.ru/ , который помогает выбрать тему    по ботанике,  зоологии,  экологии,  анатомии,  микробиологии,  генетике. Сайт предназначен для учителей (форум) и учащихся («Обучонок» развивает, обучает всех мальчишек и девчонок»). Здесь размещен богатейший материал: примеры исследовательских работ, обучающие программы, флеш-игры.
  5. «Творческие проекты и работы учащихся»  http://tvorcheskie-proekty.ru/

        Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

   

Выводы

  1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала
  2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
  3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
  4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.
  5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.

   Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его вести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников.

Воспитание ученика-исследователя открывает широкие возможности для развития активной творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия.

    За время организации научно-исследовательской работы с учащимися я  убедились в эффективности данной инновации. Это проявляется в повышении интереса учащихся к изучаемому предмету, в увеличении количества участников и призеров школьных и муниципальных олимпиад, конкурсов,  многие из которых поступают в ВУЗы  на факультеты естественно-научного профиля.

V. Заключение.

Результативность опыта.

Использование данной педагогической технологий на уроке и во внеурочное время позволило повысить уровень познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности, наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Биология» (участие в конкурсах, олимпиадах), высокий уровень мотивации к учебной и внеучебной деятельности, повышается успеваемость учащихся качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Результаты изучения отношения учащихся к учебно-познавательной деятельности

Критерии

2020-2021  гг.

(начало учебного года)

2020-2021  гг.

(3-я четверть учебного года)

Вызывает серьёзный интерес (профессиональный, творческий, жизненный)

25 %

64 %

Учу по необходимости

 64 %

31 %

Безразличие к изучаемому предмету

11 %

5 %

Результаты  всероссийских олимпиад (муниципальный тур)

Ф. И. ученика

Предмет

Срок

Результаты

1

Семенова Анна

биология

2020-2021 уч. год

Призер

2

Иванова Владислава

биология

2020-2021 уч. год

Призер

3

Воронцова Анна

биология

2020-2021 уч. год

Призер

4

Сбитнева София

биология

2020-2021 уч. год

Победитель

5

Прогина София

биология

2020-2021 уч. год

Призер

Использованная литература

1.В.П.Александрова, И.В. Болгова, Е.А.Нифантьева. Практикум с основами экологического проектирования  «Экология живых организмов» Москва «Вако» 2014г.

2..В.П.Александрова, И.В. Болгова, Е.А.Нифантьева. Практикум с основами экологического проектирования  «Культура здоровья человека» Москва «Вако» 2015г.

3.Господникова М. К. Проектная деятельность в школе: Издательство «Учитель», 2008г.

4. Кузьмина И.И. Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников 2004.

5. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2006, № 1.

6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.–М.:ВЛАДОС, 2001.

7. Русских Г.А. Технология проектного обучения: Биология в средней школе.//Биология в школе. – 2003. - № 3.

8. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. - Санкт-Петербург: «Каро», 2009г.

9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.





VI. Приложение.

Из опыта работы приведу разные формы организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классе при выполнении лабораторных работ.

Урок «Обмен веществ. Углеводы" Урок начинается с постановки проблемной задачи. Можно ли углеводы убрать из рациона человека? -постройте схему переваривания углеводов, начиная с их поступления в организм и заканчивая их утилизацией в клетке. Лабораторная работа: «Превращение углеводов в организме. Роль углеводов»

Применяя известные факты, ребята выстраивают следующую цепочку: разложение крахмала до глюкозы в пищеварительном тракте Под действием фермента (амилазы) — всасывание ее в кровь — изменения, происходящие с глюкозой в печени и мышцах — превращения в клетках, где часть ее окисляется, т. е. расходуется на удовлетворение энергетических потребностей клетки, а другая часть используется для синтеза новых веществ.


Урок «Строение и функции головного мозга»

Лабораторная работа «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга».

В начале урока ставлю проблемный вопрос «Можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек?». Для ответа на данный вопрос предлагаю рассмотреть познавательные задания:

1) Вес мозга И.С.Тургенева – 2012 г, Анатоля Франса – 1017г, а у Луи Пастера, как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга. Выскажите ваше мнение.

2) У слона самый большой мозг, но он не самое «умное» животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? Выскажите ваше мнение.

Учащиеся приходят к выводу, что ответ кроется в строении мозга человека и важно знать функции разных отделов мозга.

Лабораторную работу организую в парах: один ученик – испытуемый, другой – исследователь. Обучающиеся работают по инструктивной карточке, где указаны действия каждого из них (первая и вторая колонки таблицы). В ходе выполнения работы они заполняют графу «Что наблюдали?». Для того, чтобы сделать вывод и ответить на вопрос «Какой отдел ЦНС действовал?», учащиеся должны изучить материал параграфа. В заключение урока подводим итоги работы.

Урок «Кровь, ее состав. Клеточные элементы крови».

Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови».

Лабораторная работа может проводиться в трех вариантах: иллюстративном, частично-поисковом и исследовательском. На столах обучающихся три вида инструктивных карточек, они сами выбирают вариант работы.

Иллюстративная лабораторная работа

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека, найдите доказательства того, что кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем кровь лягушки (увеличение общей поверхности эритроцитов и относительного содержания гемоглобина).

2. Сравните эритроциты лягушки и человека. По каким признакам можно судить об увеличении поверхности эритроцитов, а по каким – об увеличении относительного содержания гемоглобина в эритроцитах.

3. Запишите вывод:

Кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем кровь лягушки, так как: 1) увеличивается общая поверхность эритроцитов вследствие…, 2) увеличивается относительное содержание гемоглобина вследствие…


Частично-поисковая лабораторная работа

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека.

2. Сравните эритроциты лягушки и человека, обратив внимание на размеры эритроцитов, наличие или отсутствие ядра.

3) Сделайте вывод: чья кровь в единицу времени единицей объема переносит больше кислорода и почему?

Исследовательская лабораторная работа

Инструктивная карточка

1) Исследуйте микроскопическое строение крови лягушки и человека, сравнив их эритроциты.

2) Найдите и проанализируйте факты, доказывающие, что чья-то кровь переносит в единицу времени единицей объема больше кислорода.

3) Сделайте вывод: за основу можете взять рабочую гипотезу: «Перенос кислорода будет зависеть от…, значит необходимо найти доказательства наличия этих причин».

Урок «Регуляция дыхания»

Лабораторная работа «Определение частоты дыхания».

Инструктивная карточка

1) Пронаблюдайте за движениями своей грудной клетки.

2) Сосчитайте, сколько дыхательных движений вы делаете в течение 1 минуты сидя, после 10 приседаний.

3) Объясните разницу полученных данных и запишите вывод.

4) Решите следующие биологические задачи:

А) Сколько воздуха проходит через легкие человека при спокойном дыхании в 1 минуту, в 1 час, в сутки (вдох – 500мл воздуха, частота дыхания – 18 раз в минуту).

Б) Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится 20% кислорода, определите, сколько кислорода человек пропускает через легкие в сутки при спокойном дыхании.

Урок «Пищеварение в ротовой полости»

Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»

В начале работы определяем цель эксперимента: доказать, что ферменты слюны расщепляют крахмал и выдвигаем рабочую гипотезу. Затем знакомимся с оборудованием: накрахмаленные картофельным крахмалом салфетки, спички, вата или ватные палочки, йодная вода, химические стаканы или чашки Петри.

В ходе организационной беседы планируем эксперимент с использованием логической конструкции: «если, то…»

«Если ферменты слюны расщепляют крахмал, то после действия слюны мы не обнаружим крахмал с помощью качественной реакции (йодной воды). То есть если после обработки слюной накрахмаленной салфетки поместить ее в раствор йода, то салфетка не посинеет. Как доказать, что именно слюна, а не вода расщепляет крахмал? Ребята приходят к выводу, что надо провести такой же опыт, но вместо слюны взять воду.

Таким образом, для проведения эксперимента нам необходимо взять две накрахмаленные салфетки и на одну нанести простой рисунок слюной (эксперимент), а на другую водой (контроль). И если наше предположение верно, то на салфетке проявиться белый рисунок.

Далее работа проводится фронтально по инструктивной карточке.

Урок «Пищеварение в желудке».

Лабораторная работа «Воздействие желудочного сока на белки».

Инструктивная карточка

1. Налейте в пробирку 3-4 мл желудочного сока (соляная кислота).

2. Добавьте хлопья белка.

3. Подержите на водяной бане при температуре 38-39 градусов полчаса.

4. Запишите вывод: за основу можете взять рабочую гипотезу: «Если в желудке происходит расщепление белков до аминокислот, то необходимо выяснить условия действия ферментов желудочного сока».