Уроки биологии (методические разработки)

Трифонова Елена Владимировна

Развивать интерес учащихся к предмету "Биология", умение обучающихся работать в группе, содействовать формированию информационной компетентности в процессе работы с учебной литературой и другими источниками информации, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, определять цель и составлять план выполнения задания; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с эталонами и ответами одноклассников, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по биологии

по теме «Внутренняя среда организма – кровь

и остальные компоненты внутренней среды организма»

8 класс

Цели урока: познакомить обучающихся с процессами кроветворения и сворачиваемости крови.

Планируемые результаты обучения:

предметные:

  • называть основные форменные элементы крови, кроветворные органы;
  • объяснять процесс кроветворения, особенности строения лейкоцитов и тромбоцитов в связи с выполняемыми функциями, механизм свёртывания крови.

метапредметные: развивать интерес к предмету, умение обучающихся работать в группе, содействовать формированию информационной компетентности в процессе работы с учебной литературой и другими источниками информации, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, определять цель и составлять план выполнения задания; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с эталонами и ответами одноклассников, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

личностные: обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни, соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: история.

Термины и понятия: кроветворение, гемопоэз, сворачиваемость крови, гемофилия.

Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.

Методы: проблемно – поисковые, словесные, наглядные, самопроверка.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Применяемые технологии:

- ИКТ

- элементы проблемного обучения

- личностно-ориентированные: технология сотрудничества, игровые.

Оборудование: мультимедийное оборудование, микроскоп цифровой, микропрепараты, электронные таблицы и плакаты, учебник «Биология. Человек» -  авторы:   Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев, М., Дрофа, 2020

Ход урока

  1. Оргмомент.

Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть 
на уроке вам будет так же тепло и уютно.

Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

А теперь за работу!

– Проверим готовность к уроку.

2. Мотивация.

- Как вы думаете, а что означает слово «здравствуйте»?

- Хотите ли вы, чтобы у вас было крепкое здоровье?

- На уроках биологии вы не только раскрываете тайны строения и функционирования своего организма, но и учитесь заботиться о своём здоровье, сохранять его. Думаю, что сегодня вы пополните свои знания и будете их применять на практике.

3.Актуализация опорных знаний.

Игра «Угадай-ка!» посмотрите видеофрагменты, угадайте форменный элемент крови и расскажите о его строении и выполняемым функциям.

(видео «лейкоцит гоняется за бактерией», «Эритроцит»).

4. Определение темы и целей урока.

1) Постановка проблемного вопроса.

Продолжительность жизни форменных элементов крови различна: эритроциты живут 120-130 суток, лейкоциты – от нескольких часов до 3-5 суток, тромбоциты – 5-7 суток. Но ведь их количество всегда постоянно. Проблемный вопрос:  Благодаря какому процессу это происходит?

2) Определение темы и целей урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

Самостоятельно формулируют цели урока.

5. Открытие нового знания.

Запись темы в тетрадь.

Работа с учебником. Откройте учебник на стр.106, пункт «компоненты внутренней среды», найдите определения терминов и запишите в тетрадях (ответы обучающихся).

Работа с микроскопом цифровым и микропрепаратами: установите на предметном столике микропрепарат крови человека. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.

Запишите данные в таблицу, учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра

ЭРИТРОЦИТЫ

ФОРМА, РАЗМЕРЫ

( крупные или мелкие)

НАЛИЧИЕ ЯДРА

человека

Мелкие

Двояковогнутый диск

нет

Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.

Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.

Запишите данные в таблицу о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра

ЭРИТРОЦИТЫ

ФОРМА, РАЗМЕРЫ (крупные или мелкие)

НАЛИЧИЕ ЯДРА

лягушки

Крупные, овальной формы

есть

Вопрос: каждый из вас когда-нибудь резал палец. Кровь жидкая, так почему она не вытекает? (сворачивается)

Просмотр видеофрагмента. Обсуждение.

Гемофилия. Историческая справка.

Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей, 5 ребёнок и единственный сын Николая 11 и Александры Фёдоровны был болен гемофилией.

6. Закрепление знаний.

Выполнение тестовых заданий учащимися самостоятельно с последующей самопроверкой по эталону. 

7. Подведение итогов урока.

Что нового учащиеся узнали о функции крови.

8. Рефлексия. Закончите предложения:

- Сегодня я узнал …

- Мне было интересно …

- Мне пригодится …

- Я хотел бы ещё узнать…

Домашнее задание: §17, отвечать на вопросы, составить 10 вопросов по теме «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма» или кроссворд по этой теме.