Для вас,коллеги!

Митупова Дарима Бальжинимаевна

Полезности для педагогов!

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект мастер-класса для педагогов «Исследовательская деятельность по сюжету сказки».

Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе педагогического общения.

Задачи:

- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей и возможности ее применения на практике;

- продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами;

- показать, как можно использовать сказочные истории в экспериментальной деятельности детей;

- распространение педагогического опыта.

Материалы: тарелка с водой, пластилин, бумага, спички, ложка, стакан, минеральная вода, фломастер.

Ход мастер-класса:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по использованию исследовательской деятельности в сказочных сюжетах на занятиях дошкольной группы.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики.

Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познаёт мир, в который пришёл.

Развитие ребёнка осуществляется через различные виды деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, художественное чтение.

Я в своей работе часто применяю методы исследовательской деятельности с детьми дошкольниками и сегодня в форме сказки покажу вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Сказка называется «Мир за забором птичьего двора».

Жила - была мама-курица. На птичьем дворе совсем недавно у неё вылупились цыплятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошёл открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел на зелёном листочке гусеницу. Она была большая и красивая. Когда он её клюнул, она зашевелилась и стала маленькой.

- Что случилось? Почему она стала маленькой? – удивился цыплёнок.

Воспитатель: Давайте поможем цыплёнку ответить на этот вопрос.

Опыт № 1

Возьмите салфетку, середину раскрасьте фломастером, накрутите салфетку на карандаш и аккуратно с двух сторон сожмите к середине.

А теперь аккуратно вытащите карандаш, положите нашу гусеничку на блюдце, возьмите ложку наберите немного воды из тарелки и капните несколько раз ей на спинку.

Что же происходит? (Гусеница начинает двигаться. Она увеличивается в объёмах).

Воспитатель: Ну, а наш цыплёнок пошёл дальше. Вдруг он увидел небольшой пруд. В нём плавало много загадочных цветов. Это были кувшинки, а рядом плавала лодочка.

Цыплёнок захотел поближе увидеть эти загадочные цветы. Но для этого надо было проплыть на лодочке. Он испугался, потому что сам плавать не умел и боялся, что лодочка утонет. Как вы думаете почему лодочка не тонет?

Давайте мы свами поэкспериментируем и узнаем, почему она не тонет.

Опыт № 2

Перед вами стоит тарелка с водой. Возьмите пластилин, опустите в воду. Что с ним произошло? (Пластилин утонул)

Достаньте пластилин из воды, слепите лодочку и опустите её на воду.

Что происходит? (Лодочка плавает)

Почему?

Ответ: Объём увеличился. Лодочка наполнилась воздухом и стала легче воды. Вот поэтому она держится на воде.

Воспитатель: Вот теперь цыплёнок сел в лодочку и доплыл до загадочных цветков. И тут он увидел, как цветки распускаются. Это было просто чудо! Давайте и мы посмотрим на эту сказку.

Опыт№ 3

При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Почему? (Это происходит потому, что бумага намокает, становится тяжелее и лепестки раскрываются).

Воспитатель: Сидя в лодке, цыплёнок увидел, что какие-то маленькие существа то появляются на поверхности воды, то снова исчезают. Это были рыбки, которые резвились на солнышке. Цыплёнок не мог оторвать глаз от того, что происходило в воде.

А сейчас…

Опыт№ 4

Возьмите стакан со свежей газированной водой и опустите в неё шарики пластилина. Они тяжелее воды, поэтому они и опускаются на дно. Обратите внимание! Шарики обрастают пузырьками, и становятся похожими на воздушные шарики. Этих пузырьков образуется так много, что они начинают всплывать, а на поверхности лопаются. Отяжелев, пластилиновые шарики, вновь опускаются на дно. Здесь они снова покрываются пузырьками газа и снова всплывают. Так будет продолжаться до тех пор, пока вода не «выдохнется».

Пока цыплёнок разглядывал рыбок, поднялся сильный ветер, и с деревьев на воду стали падать сломанные веточки. Цыплёнок заметил, что ветки, попадая в воду, начинают распрямляться.

- Почему это происходит? – спросил цыплёнок.

Давайте поможем ему найти ответ на этот вопрос.

Опыт№ 5

Возьмите 5 спичек, каждую надломите посередине, но не сломайте и положите на блюдце. Теперь возьмите пипетку, наберите воды и несколько капель капните в серединку. Что происходит со спичками? (постепенно спички расправляются и образуют пятиконечную звезду)

Почему?

Ответ: Волокна дерева напитываются водой, начитают расширяться и двигаться.

Именно это цыплёнок и увидел.

Стало вечереть, пора было возвращаться на птичий двор. Цыплёнок, довольный и счастливый, пришёл домой, где его уже ждал вкусный ужин.

Вот и завершилось наше сказочное путешествие.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка.

Мастер-класс воспитателя Митуповой Даримы Бальжинимаевны.

Тема: «Сундук сказок» (Онтохонтой ханза) (Обучение детей бурятскому языку через театрализованную деятельность).

Цель: Обучение участников мастер-класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Познакомить с методами и приемами обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

2.Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов.

3. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной детальности в работе с детьми.

В результате работы на мастер-классе участники;

- узнают формы организации театрализованной деятельности в ДОУ.

- познакомятся с разными видами театра.

-научатся применять полученные знания в практической работе с детьми.

Оборудование: Разные виды театра (Настольный, напольный, маски и т.д.) для выставки., персонажи сказки (теремок, мышка, лягушка, заяц, петушок, лиса, медведь, петрушка), карточки с тексом на бурятском языке, музыкальные инструменты, дудочки для дыхательной гимнастики, лепестки ромашки для рефлексии.

Содержание мастер-класса:

-Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы бы хотели вместе с вами окунуться в волшебный мир театра! Для этого нужно совсем немного: желание и хорошее настроение. Ну что готовы?

- Крикните громко и хором, друзья,

- Деток вы любите, нет или да?

- Пришли вы на мастер-класс.

- Вам лекции хочется слушать сейчас? (нет)

- Я понимаю вас господа

- Проблемы детей решать нужно нам? (да)

-Дайте мне тогда ответ

- Помочь откажитесь мне? (нет)

-Последнее спрошу у вас я:

-Активными все будете? (нет или да)

Теоретическая часть.

   На сегодняшний день очень актуален вопрос обучения подрастающего поколения бурятскому языку, важно начинать именно с детского сада, так как данный возраст является самым сензитивным. Ни для кого не секрет, что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует национальные ценности, чувство любви к Родине, к культуре своего родного края. Увлечение театральной деятельностью пробуждает у детей желание говорить на бурятском языке, воспитывается любовь и уважение к бурятскому языку

 Наша задача создать условия обучения детей дошкольного возраста бурятскому языку в театрализованной деятельности. Ну а чтобы заинтересовать детей театральной деятельностью, я считаю, что педагог должен увлечь детей собственным примером, и должен сам вжиться в различные роли, используя при этом как интонацию, так и жесты, мимику, настроение.

Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходиться заниматься театрализованной деятельностью: разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Существуют разные виды театра, они представлены на нашей выставке.

Практическая часть:

- А сейчас я приглашаю вас коллеги за кулисы театра, чтобы на практике проиграть все упражнения, которые я применяю в своей работе.

- Как вы думаете, какое упражнение наиболее важно в работе над речью с детьми?  

 1. Конечно, если мы говорим о развитии речи, то никак не обойтись без артикуляционной гимнастики.

Давайте вместе немного поупражняемся и разогреем наш речевой аппарат.

Чистоговорка на бурятском языке:

Саашаа- наашаа,

Дуужэн- даажан.

Хойшоо- урагшаа,

Дуужэн- даажан.

Дээшээ- доошоо,

Дуужэ- даажан.

Иишээ- тиишээ,

Дуужэн- даажан.

Зуулжэ- баруулжа,

Дуужэн- даажан.

hуугаа- бодоо,

Дуужэн- даажан.

2.Следующий прием, используемый для развития речи в театрализованной деятельности – это дыхательная гимнастика. Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. У вас на столах лежат дудочки, давайте подуем в них.

 Упражнение с дудочкой.

3.Следующий прием – это развитие интонационных средств выразительности речи. Главное назначение таких упражнений – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Попробуем передать повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию при помощи следующего стихотворения. Каждый читает по очереди по одной строчке.

-Яаhан эртэ саhан орооб?

-Гэжэ хун гайхаба.

-Энэ саhан гээшэ гу?

-Гайхалтай!?

-Хорео хото согуур гу?

-Гайхалтай!?

-Ногоон дээрэ?

-Гайхалтай!?

-Октябрь hара соо гу?

-Гайхалтай!?

-Саhан гээшэ гу?

-Унэншэхоор бэшэл!

4.В работу по развитию речи необходимо включить упражнения, развивающие речь и моторику. Это могут быть как пальчиковая гимнастика, так и логоритмика.

Пальчиковая игра:

Энэ хурган- убгэн аба,

Энэ хурган- хугшэн эжы,

Энэ хурган- минии аба,

Энэ хурган- минии эжы,

Энэ хурган- би гээшэб,

Энэ минии эбтэй гэр булэ!

-Итак, после всей подготовки мы с вами подошли к самому сложному театрализованному этюду.

Представьте, что мы с вами в костюмерной театра, здесь мы должны примерить театральные костюмы. Кто какой костюм наденет, отгадайте?

Ну, попробуй, отгадай- ка,

Быстро руку поднимай-ка.

Отгадаешь ты загадку

Сразу попадешь ты в сказку. (кто отгадает загадку, получает персонажа сказки).

  1. Жаахан монсог hандай доогуур монсогононоб? (Хулгана)

(Маленький шарик пол лавкою шарит) (мышка)

          2. Зунай намагтай газарта байрладаг,ногоон унгэтэй хэн бэ?  (Баха)

           (Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это?) (Лягушка)

           3. Мэдэрэлгуй гуйхэдэнь, хулээн ула яларна. Тургэн таагты! Хэн бэ?                          (Шандаган)

(Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай – ка, кто же это?) (Зайка)

           4.Харагты, Тархи дээрээ улаан залаатай харгы дээрээ хэн ябанаб? (Эрэ тахяа).

(Посмотрите по дорожке холят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это?) (петушок)

          5.Мэхэтээхэн, шара-улаахан унгэтэй, hарбагар гое hуултээхэн Хэнбэ? (Унэгэн)

(Хитрая плутовка. Рыжая головка. Хваст пушистая -краса! Как зовут ее?) (Лиса).

           6.Убэлдоо унтадаг, зундаа зугын гэр урбууладаг? (Баабгай)

(Зимой спит- летом улья ворошит) (Медведь)

7.Энэ хухюу нааданхай, хэн гэжэ нэрэтэйб?

(Развеселая игрушка, а зовут его?) (Петрушка)

-Би Петрушка болохоб!

(Ну а петрушкой буду я!)

-А теперь друзья, давайте заглянем в самое сердце театра – его сцену. Я предлагаю вам проявить свои творческие способности и на минуточку стать артистами. (Звучит сказочная музыка).

Петрушка:

Урдын урда сагта

Уужам дэлхэйн дулаанда

Ундэр хадын убэртэ

Набтар бэшэ

Ундэр гое гэрхэн байна

Харгы гарахатай адли

Гое гэртэ орохош

Гое гэрээ нааданда

Ойн амитад яарана.

Хулгана гуйжэ ябатараа

Гэрхэн харажархиба.

 

Появляется Мышка:

Танилсаял! Би Хулганаб!

Ой соо зайжа ябанаб.

Гэрхэн оортоо бэдэрнэб!

Оо яаhан гое гэрхэн бэ?

Хэн байрланаб энэ гэо соо?

Хэншье угыл?

Тиигэбэл би орожо байрлахам!

Петрушка: 

Нэгэ хэды саг унгэрэжэ

Баха hурэн бии болобо!

Лягушка: 

Би болдосог дээгуур hурэдэг бахаб!

Нухэды оортоо бэдэрнэб!

Яаhан гое гэрхэм бэ?

Энэ гэр соо орожо байрлахам!

Петрушка:

Ой соогуур дэбхэрэн

Энэ хэн ерэбэб?

Томгуйхэн шандаган гу?

Зайка:

Ямар гое гэрхэн бэ?

Хэн энэ гэртэ байдаг бэ?

Би орожо байрлахам!

Петрушка:

Гоехон гэрхэн соо Хулгана, Баха, Шандаган

Гурбан эбтээхэн байрлана.

Удэр, хоногууд унгэржэл байна.

Нэгэтэ мэхэтээхэн унэгэн зайжа ябатараа

Гое гэрхэ хараба.

Лиса:

Яаhан гое гэрхэн бэ?

Хэн энэ гое гэрхэн дархалаа гээшэб?

Гайхалтай энэ гэртэ хэн байрланаб?

Би таанадаар орожо байхам.

Петрушка:

Барбагар Баабгай  хадын убэртэ

Гоехон гэрхэн бии гэжэ мэдэжэрхибэ

Ой соогуур маяаг мааяг гэжэ

Гэрхэн хурэтэр ерэжэ

Ханынь шангаар тоншобо!

Медведь:

Би барбагар томо баабгайб!

Шангаар  бурхирхэ дуратайб!

Ямар гое гэрхэн бэ?

Хэн дархалааб энэ гэр?

Би орожо байрлахам!

Петрушка:

Нэгэтэ эрэ тахяа зайжа гараба!

Амандаа амтатайхан орооhо бэдэрнэ!

Обеорон гэхэдэнэнь гоехон гэрхэн зогсожо байна.

Петушок:

Яаhан гое гэрхэн бэ?

Хэн дархалажа шадааб энэ гое гэр?

Хэн энэ гэрхэ соо банаб?

Би орожо байрлахам!

Петрушка: 

Унэн гое гэрхэн лэ!

Харин ши орохогуйш!

Заабол маанадта оркестр дуда

Хатар дуугаа харуула.

          Петушок:

Дуу нааданай зэмсэг бии!

Хатар наадаяа харуулаял!

Манай ордон гэрхэн соо!

Шумовой оркестр «Тук тук хэн тоншоноб?»

Петрушка:

Халуун альгаа ташаялдаа!

Артистнарнай оролдоол!

Нэгэ бага алдаашье hаа!

Айлшадтаа доро дохинобди!

Онтохомнай дуурэбэ,

Шагнаhан хундэ баяртайбди!

- Давайте подведем итог нашей встреч.

Рефлексия

По театральной традиции в конце каждого спектакля дарят артистам аплодисменты и цветы, но сегодня у нас будет импровизированный букет… Из ваших пожеланий и мнений об увиденном и услышанном, (раздать лепестки ромашки), запишите на них свои мысли о проведенном мероприятии и прикрепите к серединке на стенде. Мне будет очень приятно! Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили:

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!

(Сжимают и разжимают пальчики.)

(Прихлопывают ладошками, «лепят».)

(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.)

(Гладят живот.)

С базара однажды хозяйка пришла,

С базара хозяйка домой принесла: Капусту, Картошку, Морковку, Горох, Петрушку и Свеклу. Ох!..

Овощи спор завели на столе

Кто лучше, нужней и вкусней на земле:

Капуста, Картошка, Морковка, Горох, Петрушка и Свекла.Ох!..

Тем временем ножик хозяйка взяла

И этим ножом крошить начала:

Капусту, Картошку, Морковку, Свеклу, Петрушку и горох.

Ох!..

Крышкой накрытые в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Капуста, Картошка, Морковка, Горох, Петрушка и Свекла.

Ох!..

И суп овощной оказался неплох!

(«шагаем» средним и указательным пальцем по столу)

(поочереди загибаем на руках пальцы)

(хлопок в ладоши)

(пальцы на обеих руках сжимаем в кулаки и потом разжимаем)

(загибаем пальцы на руках по-очереди)

(хлопок в ладоши)

(ладонь раскрываем, другую ладонь ставим ребром и делаем режущие движения)

(загибаем пальцы на руках по-очереди)

(хлопок в ладоши)

(раскрываем ладонь и накрываем другую руку, которая в это время сжата в кулак)

(по-очереди загибаем пальцы на руках)

(хлопок в ладоши)

(гладим себя по животу ладошкой)

2 неделя

Бублик,

Баранку,

Батон

И буханку

Пекарь из теста

Испек спозаранку.

(большой и указательный пальцы образуют круг),

(большой и средний пальцы образуют круг),

(большой и безымянный)

(большой и мизинец)

(имитация лепки хлеба)

(руки вперед, ладошками вверх)

«Гриб для мошки - словно дом:

То сидит она на нем,

То играет за грибом,

То летает над груздем,

То ползет она по шляпке

И под шляпкой прячет лапки»

(Пальцы левой руки собраны в щепоть – «гриб»а правая рука ладонью вниз, движется над левой – «летает»)

(Опустить правую ладонь на «гриб»)

(Спрятать правую ладонь между «грибом» и грудью)

(Правая ладонь летает над «грибом» по кругу)

(Правая ладонь ползет по «грибу»)

(Спрятать правую ладонь под «гриб»)

3 неделя

Осень золотая под зонтом гуляет,

Под зонтом гуляет – листья собирает:

Лист березовый, кленовый,

Вот – рябиновый, дубовый

И осиновый – багровый.

(Правая рука перед грудью, сжата в кулак – держит «зонтик»)

(«гуляем» указательным и средним пальцами левой руки)

(Загибаем поочередно пальцы правой руки по номерам.)

Тесто ручками помнем

Сладкий тортик испечем

Серединку смажем джемом

А верхушку сладким кремом

И кокосовую крошкой

Мы присыплем торт немножко

А потом заварим чай

В гости друг-друга приглашай.

(сжимаем и разжимаем пальчики)

(как будто мнем тесто)

(круговые движения ладошками по плоскости стола)

(сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)

(руки вперед, ладошками вверх)

4 неделя

Вышел дождик на прогулку.

Он бежит по переулку.

Барабанит по окошку,

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал

Дождик кончился. Устал.

(Указательным и средним пальцами обеих рук «шагают» по столу)

(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку)

(Трясут ладонями, как будто отряхивают с них воду.)

(Кладут ладони на стол)

- Дождик, дождик, поливай

- Будет хлеба каравай,

- Будут булки, будут сушки,

- Будут вкусные ватрушки.

(Указательным пальцем постукивать по ладони другой)

(образовать перед собой круг руками)

(похлопывать поочередно одной ладонью другую)

(соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Лист у клена и каштана –

Как ладони великана.

У березки, у березки –

Белый ствол и листья – слезки.

А у тоненькой рябинки

Листья – сложные картинки.

(Раскрыть ладонь левой руки, затем – правой)

(Поднять вверх руки с раскрытыми пальцами)

(Показать руками «стволы»)

(нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку.)

(Ладони перед собой, пальцы чуть растопырить)

Осень, осень,

Приходи!

Осень, осень,

Погляди!

Листья желтые кружатся,

Тихо на землю ложатся.

Солнце нас уже не греет,

Ветер дует все сильнее,

К югу полетели птицы,

Дождик к нам в окно стучится

Шапки, куртки надеваем

И ботинки обуваем

Знаем месяцы:

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.

(трем ладошки друг о друга)

(зажимаем кулаки по очереди)

(трем ладошки друг о друга)

(ладони на щеки)

(плавное движение ладонями)

(ладони гладят по коленям)

(сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

(синхронно наклоняем руки в разные стороны)

(«птица» из двух скрещенных рук)

(барабанить пальцами по одной, то по другой ладони) (имитируем)

(топаем ногами)

(ладони стучат по коленям)

(кулак, ребро, ладонь)

2 неделя

Птицы в небе тают, тают –

Птицы к югу улетают.

Все, растаяли вдали

Аист, цапли, журавли.

(Машем руками, постепенно поднимая их вверх) (ладонь «козырьком» ко лбу)

(Загибаем по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы.)

Если вместе мы встречаемся

Мы друг другу улыбаемся

Добрый, добрый, добрый день, нам здороваться… –

Не лень

(Соединить ладони).

(Раскрыть ладони.)

(Ритмично большим пальчиком поочередно дотрагиваться до подушечки остальных пальцев руки (или пальцы правой руки поочередно здороваются с пальцами левой руки).

(Кисти раскрываются ладонями вверх.)

3 неделя

Красный он один такой:

Не иди,

А просто стой!

Желтый – все еще стоим

И внимательно следим

А зеленый подмигнет –

И свободен переход

(Погрозили указательным пальцем – вперед-назад)

(Погрозили указательным пальцем – влево-вправо)

(Указательный и средний пальцы правой руки вниз.)

(Указательный и средний пальцы левой руки вниз.)

(Поднять вверх указательный палец)

(подмигнуть)

(обе руки повернули в одну сторону – «пропускающий» жест.)

Туман повис клоками в саду и во дворе

Поймать туман руками решил я на заре.

Я взял его ладошкой и крепко – крепко сжал.

Но прыткий он как кошка

Он взял и … убежал.

Висит туман над речкой и дышит, как живой

Как белая овечка с кудрявой головой

И маленькие рожки на этой голове

Но поутру остались лишь капли на траве…

(ритмичные удары по столу ребром ладони и кулачком)

(ритмично сжимать и разжимать кулачки)

(медленно крепко сжимают кулачки)

(бегают пальчиками по столу)

(поднимают руки и качают ими из стороны в сторону)

(смыкают руки над головой).

(показывают «рожки»).

(ритмичные удары по столу ребром ладони и кулачком)

4 неделя

Каменщик из кирпичей

Стену строит. Дом ничей.

Я маляр, я стены крашу,

Потолок и кухню вашу.

Я – электрик. Свет включу,

Только лампочку вкручу.

Приходите в новый дом

И живите долго в нем!

(Кладем правую руку на левую, левую на правую и т.д. все выше и выше)

(Расслабленной кистью водим вверх-вниз)

(«красим потолок»), (Движение рукой влево-вправо)

(«Включаем» свет, нажимая на выключатель»)

(«Вкручиваем лампочку» - вращательные движения кистью правой руки.)

(Ладони «домиком»)

(Развести руки в стороны)

Детишки ходят в сад,

Им воспитатель рад.

Им повар варит суп

Чтоб были сыты тут.

А если скажешь: «Пчи!» -

Придут лечить врачи.

(Указательный и средний пальцы «идут»)

(Разводят руки в стороны)

(Вращательные движения правой рукой, кисть наклонена – «помешиваем суп»)

(Показываем стетоскоп: указательные и средние пальцы «идут» от ушей, и руки соединяются на груди.)

НОЯБРЬ

1 неделя

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом!",

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!" Очень вкусно!

(Перебираем пальчиками ("бежим") от козленочек до макушки).

(Один хлопок над головой).

(Руки "скатываются" на пол).

(Два хлопка).

(Три хлопка)..

Большие часы идут:

Тик-так, тик-так.

Маленькие часы идут:

Тик-так, тик-так, тик-так.

А маленькие ручные часы:

Тик-ке, так-ке, тик-ке, так-ке.

Тик-ке, так-ке, тик.

(Движения указательными пальцами из стороны в сторону)

(Движения указательными пальцами из стороны в сторону быстрее)

(Движения указательными пальцами из стороны в сторону очень быстро)

2 неделя

Время быстро мчит вперед,

И летит за годом год.

Год сезоны вмиг меняет,

На себя их променяет

Мы ж меняем босоножки

На кроссовки и сапожки

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

(Чередуют хлопки и удары кулачками).

(«Шагают» пальчиками по столу)

Солнышко греет уже еле-еле;

Перелетные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре -

Поздняя осень стоит на дворе.

(Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).

(Руки сжимают в «замок».)

(Разводят руками перед собой.)

3 неделя

Идет на взлет идет на взлет

Винты вращая вертолет

Идут туда

Идут сюда

По звонким рельсам поезда

А пароходы, корабли

Уходят в море от земли

(круговые движения рукой над головой)

(Показывают вправо)

(Показывают влево)

(круговые движения прямыми ладонями перед собой)

(Ладони, соединенные кончиками пальцев – «домиком», движутся вперед пальцами вверх)

(Машем рукой на прощание)

Вот на небо самолет

Отправляется в полет.

Вот кораблик поплывет,

Носом волны разведет.

А от самого порога

Для машин идет дорога.

(Прямая кисть «взлетает» вверх)

(Одноименные пальцы, кроме больших, соединены подушечками, протягиваем руки вперед.)

(Руки перед собой сжаты в кулаки и движутся по кругу - «крутим» руль»)

4 неделя

-Что в лесу опять стряслось? –

Удивился старый лось.

-Это дерево упало –

Дров бобру на зиму мало!

Головой качает рысь:

-Ну-ка, звери, берегись!

(Растопыренные руки – «рога» над головой, приподнять брови.)

(Обе руки параллельно друг другу опускаем вниз.)

(«Рубим дрова»)

(Указательные и средние пальцы на голове – «уши» и покачать ими»)

(Погрозить пальцем – покачать вперед-назад)

Спит медведь в своей берлоге,

Спит барсук и черный крот.

Только волка кормят ноги,

А не то живот сведет!

(Ладони – под левую щеку, голову наклонить влево.)

(Ладони – под правую щеку, голову наклонить вправо.)

(Растопыренные пальцы – «лапы волка» - «идут по земле»)

(Положить руки на живот.)

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Динозавров на рассвете

Увидали в парке дети,

Испугались, задрожали,

Быстро к дому побежали,

Динозавр же, верь не верь,

Только тра-во-ядный зверь.

(«динозавры» обеими руками)

(изображаем дрожь, испуг)

(«бегущие человечки»)

(«динозавры» обеими руками)

Шишка, ты вкусна, толста

И прекрасна для клеста.

А снегирь, стряхнув снежинки,

Поклюет зимой рябинки.

(Сцепить указательные пальцы)

(Перецепить пальцы)

(«Смахнуть снег» с тыльной стороны кисти.)

(Пальцы правой руки согнуть в щепоть – «клюв» и поклевать чуть согнутую левую ладонь – «гроздь рябины»)

2 неделя

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили,

Круглый,

Крепкий,

Очень гладкий,

Но совсем-совсем несладкий.

Раз - подбросим,

Два - поймаем,

Три - уроним

И сломаем.

(загибать пальцы по одному)

(«лепить»)

(сделать из пальцев обеих рук круг)

(сделать пальцы в «замок»)

(погрозить пальцем)

(« подбросить »)

(«сломать»)

(«уронить»)

(постучать ладонью об ладонь)

Перед нами ёлочка.

Шишечки,

Иголочки,

Шарики,

Фонарики,

Зайчики

И свечки.

Звёзды,

Человечки.

(пальцы рук переплести в «замок»)

(кулачки)

(указательный палец «колет» ладонь)

(круговые движения кулачками)

(«фонарики»)

(«ушки» из больших и средних пальцев)

(сложить и сжать ладони вместе)

(соединить ладони, растопырить пальцы)

(два пальца «шагают» по ладошке)

3 неделя

В нашей комнате – столовой –

Есть отличный стол дубовый,

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет.

В комнате для взрослых – спальне,

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостинной кресла есть.

Телевизор смотрят здесь.

Есть журнал и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

(на каждое название мебели загибать по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке)

Между елок – вдоль реки

Разбрелись снеговики.

Каждый ищет и зовет

Снежных баб на хоровод

(рисуем руками елки)

(указательным и средним пальцем «расходимся» в разные стороны).

(прикладываем руку ко лбу, затем две руки ко рту)

(рисуем руками снеговиков)

4 неделя

Рядом с ёлкой в Новый год

Дети водят хоровод,

На ветвях для детворы

Есть гирлянды и шары,

Колокольчики висят,

Ярко лампочки горят.

(«ёлка»)

(поворот кругом)

(«ёлка»)

(«цепочка», «шар»)

(«колокольчик»)

(разжать пальцы из кулака)

Наступает Новый год!

Дети водят хоровод.

Висят на елке шарики,

Светятся фонарики.

Вот сверкают льдинки,

Кружатся снежинки.

В гости дед Мороз идет,

Всем подарки он несет.

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

(хлопаем в ладоши)

(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)

(поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)

(фонарики)

(сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)

(легко и плавно двигать кистями)

(пальцы шагают по коленям или по полу)

(трем друг об друга ладони)

(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)

(по очереди массажируем каждый палец)

ЯНВАРЬ

2 неделя

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочки в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

(Дети загибают пальцы на обеих руках по одному пальцу на каждое двустишье)

(Поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг друга кулачками обеих рук)

Собрание улиц, площадей,

Машин, автобусов, людей,

Многоэтажные дома

Стоят, как книжные тома.

Но все же любим город мы.

За то что с лета до зимы

Встречаем радостных друзей,

А с ними можно и в музей,

И в цирк пойти, и на каток

И погулять в любой денек!

(Самомассаж подушек пальцев, один палец на одну строку)

(смена рук)

3 неделя

- Утро красное пришло,

- Солнце ясное взошло.

- Стали лучики светить

- Малых деток веселить.

- Прилетели тучки

- Спрятались лучики.

(Пальчики разгибаются по одному)

(Пальчики прячутся в кулачок)

Рано утром солнце встало

Осветило дальний лес

Полный сказок и чудес

Холод ночи растопило

И детишек пробудило

(Соединив ладони и пальчики рук, потихонечку разводить пальчики друг от другу, как раскрытие цветка.)

(Распрямить пальчики и развернуть кисти ладошкой к себе.) (Скрестить ладони, разводить их и сближать)

(провести ладонями пот голове от лба к затылку.) (Скрестив, положить ладони на область груди).

4 неделя

Я по лестнице иду,

Свой этаж я сам найду.

Там я знаю, дверь моя,

Сам ее открою я.

(«Идем» указательными и средним пальцами «по лестнице»)

(То же самое другой рукой)

(Рисуем в воздухе прямоугольник)

(Изображаем «поворот ключа» и «открываем дверь»)

На горе мы видим дом

Много зелени кругом

Вот деревья, вот кусты

Вот душистые цветы

Окружает все забор

За забором – чистый двор

Мы ворота открываем

К дому быстро подбегаем

В дверь стучимся: тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук?

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли

(сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)

(сделайте волнообразные движения руками)

(изобразите деревья и кусты)

(сделайте из ладоней “бутон”)

(изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)

(погладьте ладонями стол или воздух)

(изобразите открывающиеся ворота)

(пальцы “побежали” по столу)

(кулаками по столу)

(приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

(вытяните руки вперед, как будто что-то несете)

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не проедет, никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка все лает «Чужой во дворе»

(«Лепят» ком)

(«Рисуют» руками три круга, начиная с маленького.)

(Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.)

(Разводят руки)

(Поднимают удивленно плечи)

Пришла зима,

Принесла мороз.

Пришла зима,

Замерзает нос.

Снег,

Сугробы,

Гололед.

Все на улицу — вперед!

Теплые штаны наденем,

Шапку, шубу, валенки.

Руки в варежках согреем

И завяжем шарфики.

Зимний месяц называй!

Декабрь, Январь, Февраль.

(трем ладошки друг о друга)

(пальцами массажируем плечи и предплечья)

(трем ладошки друг о друга)

(ладошкой массажируем кончик носа)

(плавные движения ладонями)

(кулаки стучат по коленям попеременно)

(ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

(одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем))

(ладонями проводим по ногам)

(ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

(круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

(ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

(ладони стучат по коленям)

(кулак, ребро, ладонь)

2 неделя

Засиделись в избушке братцы.

Захотел меньшой прогуляться

Да скучно ему гулять одному.

Зовет он братца вдвоем прогуляться.

Да скучно им гулять двоим.

Зовут братца втроем прогуляться.

Грустно старшим сидеть в избе.

(Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.)

Зовут они братцев домой к себе.

(Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.)

(Отвести вбок мизинец строго в плоскости ладони и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.)

(Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.)

(Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.)

(Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.)

(Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.)

(Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.)

(При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.)

Раз, два, три, четыре пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

(Загибают пальчики по одному.)

(«Идут» по столу указательным и средними пальчиками)

(«Лепят» комочек двумя руками)

(«Крошат хлебушек» всеми пальчиками)

(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.)

(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

(Отряхивают ладошки)

(Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

3 неделя

Пусть мой домик кос и крив,

Посмотри, как он красив!

Видишь – из окошка

Выглянула кошка!

Ветер воет: «У-у-у!

В клочья домик разорву!»

Но он крепкий, домик мой,

Хоть косой он и кривой!

Пусть неделю ветер воет –

Домик мой меня укроет!

(Сложить ладони, образовав «крышу». Посмотреть на «домик» со всех сторон)

(Сильно подуть на «домик»)

(Сблизить ладони, покачать соединенными ладонями влево-вправо)

(Поднять «крышу» над головой)

Мама, мама!

- Что, что, что?

- Гости едут.

- Ну и что.

- Здравствуй, здравствуй.

Чмок, чмок, чмок.

(Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются»)

4 неделя

Вот верхом сидят, смотри,

Русские богатыри.

Шлем у них до самых плеч,

Есть кольчуга, щит и меч.

(Ноги на ширине плеч, руки перед собой, пальцы сжаты – «держим поводья».)

(Показали бицепсы)

(Руки подняли над головой, соединили «домиком» и опустили на плечи»)

(«Кольчуга» - соединили большие и указательные пальцы «колечками», «щит» - рисуем в воздухе овал, «меч» - ставил кулак на кулак.)

Не допустят к нам войну,

Защитят свою страну:

Пограничник, вертолетчик,

Врач военный и танкист.

А еще десантник, летчик,

Снайпер и артиллерист.

(обе ладони от себя.)

(Руки соединить перед собой)

(Загибаем по одному пальцу сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца)

(Смена рук)

МАРТ

1 неделя

Носит бедный носорог,

На носу тяжелый рог,

А тяжелый бегемот

Без забот идет-бредет.

По песку бредет верблюд,

И ему не жарко тут.

Кверху голову задрав,

Щиплет листики жираф.

И на ветках обезьяны

Чистят вкусные бананы.

(Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку)

(смена рук)

Раз - гвоздика, два – тюльпан,

Три пион из жарких стран.

Соберу скорей букет

И поставлю на буфет.

(Загибают по одному пальчику на каждое название цветка.)

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

2 неделя

Мама, мамочка моя,

Как же я люблю тебя!

Буду я белье стирать,

Мыть посуду, вытирать,

Подметать и мыть полы –

Вовсе не для похвалы!

Уберу свои игрушки,

Сам помою руки, ушки

И, чтоб радовался ты,

Подарю тебе цветы!

(Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку)

(смена рук)

Мне сегодня просыпаться,

Подметать и улыбаться,

Чашки мыть совсем не лень –

Потому, что мамин день!

(Пальцы, сжатые в щепоть, резко раскрыть на улице глаз)

(Руки перед собой: левая как будто держит совок, а правая – подметает)

(Руки перед собой: левая полукругом согнута – в ней «чашка», а кистью правой вращаем – «моем»)

(Рисуем в воздухе большую 8)

3 неделя

У зверей четыре лапы.

Когти могут поцарапать.

Не лицо у них, а морда.

Хвост, усы, а носик мокрый.

И, конечно, ушки

Только на макушке.

(поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках)

(пальцы двигаются как коготки)

(соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз)

(волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)

(растираем ладонями уши)

(массажируем две точки на темени)

Добрая корова молоко дает.

Мышку съест и снова

Кошка морду трет.

Пес других смелее –

Дом он стережет.

Каждый – как умеет – пользу принесет.

(Рука перед собой, пальцы полусогнуты, поочередно поднимаем – опускаем кисти «доим корову»)

(Хватательный жест правой рукой – «ловим мышь»)

(Умываемся как кошка)

(Локти прижаты, руки перед собой ладонями вниз, пальцы слегка согнуть и растопырить)

(Две руки прижимают друг друга)

4 неделя

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)

(руки виз, встряхнуть кистями)

Мы тихонько в лес зайдем.

Что же мы увидим в нем?

Там деревья подрастают, К солнцу ветки направляют.

Тики-ти, тики-ти,

Животных мы хотим найти.

дети по очереди называют диких животных)

По деревне мы шагаем, пальцы шагают по столу (коленям)

Видим будки и сараи.

Тики-ти, тики-ти,

Животных мы хотим найти.

В жарких странах оказались, Очень долго удивлялись.

Тики-ти, тики-ти, Животных мы хотим найти.

(пальцы шагают по столу (коленям))

(одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем))

(одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот))

(два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза -кулаками)

(одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)

(одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем))

(два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза–кулаками)

(одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) дети по очереди называют домашних животных)

(пальцы шагают по столу (коленям)

(одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем))

(два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками)

(одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) дети по очереди называют животных жарких стран)

АПРЕЛЬ

1 неделя

После снежной пустоты

Распускаются цветы.

Как давно не видел ты

Этой хрупкой красоты!

(Развести руки в стороны ладонями вниз)

(Кисть вверх, пальцы раскрыть)

(То же самое другой рукой)

(Дунуть на обе руки и распрямить пальцы, ладони вверх)

Стало солнце пригревать,

И набухли почки.

Скоро выйдут из земли

Первые цветочки.

(Рисуем в воздухе указательным пальцем круг)

(Соединили ладони – касаются только подушечки пальцев и запястья, пальцы полусогнуты)

(не меняя положения поднимаем руки)

(разводим пальцы в стороны)

2 неделя

- Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.

- Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.

- Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.

- И в море большое-большое-большое впадает…

- А с моря в жару пар поднимается,

- К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.

(Тучку изображают сцепленные над головой руки.)

- Кап-кап

(Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.)

(Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам)

(Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речка бежит).

(Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.)

(Рисуем в воздухе спиральки пара снизу-вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.)

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

На месте волна замри.

(Сцепить пальцы обеих рук и совершать колебательными движения кистями).

3 неделя

Солнце-яркая звезда,

А вокруг – планеты.

И летают – кто куда –

Быстрые кометы.

(Левая рука как будто держит небольшой мячик, пальцы разомкнуть – это Солнце)

(Правая рука – пальцы сомкнуты и «летают» вокруг «Солнца»)

(Собрать пальцы левой руки вместе в движении справа налево)

(Собрать пальцы правой руки вместе в движении слева направо)

Мы встали – солнышко восходит.

Ложимся спать – луна встает,

А с нею звездочки приходят

И ночью водят хоровод.

(поднимаем руки вверх)

(Ладони под щеку)

(Пальцы сложены в щепоть, указываем «в разные точки неба»)

(Описать руками круг перед собой)

4 неделя

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать -

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Как снега растают –

Птицы прилетают,

Гнёзда вьют из веток

Для птенцов, для деток.

(Руки ладонями вниз разводим в стороны)

(Машем руками, как крыльями.)

(Соединить руки ладонями вверх, пальцы полусогнуты)

(Пальцы переплетены, сгибаем-разгибаем пальцы)

МАЙ

1 неделя

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну-красну!

(на каждую строку на обеих руках большие пальцы касаются дважды каждого пальца, начиная с указательного)

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит.

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем.

К себе ладошки мы прижмем,

Гладить ласково начнем.

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко.

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.

(пальцы плотно прижимаем к ладони)

(трясем кистями)

(«моем» руки, дышим на них)

(поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)

(гладим ладонь другой ладонью)

(скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат)

(каждый палец зажимаем в кулачке)

2 неделя

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.)

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!

Первый встал, за ним – второй,

Безымянный, быстро в строй!»

(Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)

3 неделя

Мы лопатки взяли, грядки раскопали

Раз-два! Раз-два!

Грабли в руки взяли,

Грядки причесали:

Раз-два! Раз-два!

Семена рядами

В землю мы бросали:

Раз-два! Раз-два!

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок - пион!

(Дети имитируют действия лопатой)

(дети имитируют действия граблями)

(Дети имитируют разбрасывание семян)

(Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон».

Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».

В огороде у меня пугало стояло

«Не ушло ли?» -

Каждый день птица проверяла.

И мечтала: «Вот уйдет - все бы поклевала»

Так что пугало не зря

День и ночь стояло.

(Покачиваем левую ладонь – «пугало», пальцы выпрямлены)

(Правая ладонь как птица, порхает вокруг левой)

(Пальцы вместе – «клюют»)

(Левая рука опять «пугало», правая рука – «улетает» от него.)

4 неделя

Папа, мама, брат и я –

Вместе дружная семья

Раз, два, три, четыре,

(Правой рукой загибают по одному пальцу на левой руке)

(Показывают крепко сжатый кулачек левой руки)

(Все живем в одной квартире)

Нет ни шубы, ни берета –

Потому что греет лето.

Убираем рукавицы –

Будем плавать, веселиться!

(положить обе руки на грудь, затем провести одной рукой по голове)

(Руки развести в стороны т опустить вниз)

(Одной ладонью проводим по другой – «снимаем рукавицы»)

(Движения руками как при плавании брасом, затем кисти вверх и повращать.)



Предварительный просмотр:

https://sun9-north.userapi.com/sun9-88/s/v1/ig2/8KiAGfybF-qQJ5IlcuKSB35UEon3caxzJByz6wwQ2snoGPljV9DGcboop1wnTtyrmNESlKur0zip51hjdHoBXmv2.jpg?size=379x604&quality=96&type=albumhttps://sun9-north.userapi.com/sun9-78/s/v1/ig2/c7r_rMvjMXIwEUlNxBUboWY0Zs9k_NsD3ekw3XhIfWLupe0BqocSMxZXIcjPjIZCAxLAE1G6DCkawj88cmnbB17w.jpg?size=376x604&quality=96&type=albumhttps://sun9-west.userapi.com/sun9-40/s/v1/ig2/KrvBs6ApaJK1G3YT6fbUhM8cgj3RW84NAszvSWIkH1si0RHXQcQdoFpiK9Gqsnwqot8mL_nqwOUxI_zOvUyAbo1-.jpg?size=382x604&quality=96&type=album

https://sun9-west.userapi.com/sun9-66/s/v1/ig2/LqDV4kgMj9ms4U-SyAC5W2RdTS41q-K2rBdNL02HxwVIXOYjIAX4Zo1v85xs9omuSmFM9-zjgR6Zi2dtjLpO0AIR.jpg?size=375x604&quality=96&type=albumhttps://sun9-north.userapi.com/sun9-79/s/v1/ig2/hVEWhnXOSXCk6DAos9HkI2EjtL6q1POyVpuD_b8TlsYPaGaaMNCmvRL3Tp20UkjvJVQ6YQfnM0HC3ZYtUC5ynPRn.jpg?size=383x604&quality=96&type=album

https://sun9-east.userapi.com/sun9-26/s/v1/ig2/wOqltZwTZeUdwIrRLVslnwInyj_KK3xl1bSyaIdQFFipDhdioINIOoaLhjtNWw4L3VtRa_2NvmTDW5P2fIvXfNFJ.jpg?size=371x604&quality=96&type=album

https://sun9-north.userapi.com/sun9-84/s/v1/ig2/l5nKaOIXytdBJMmm8jwu2fQRTR4azvjYhH_9FcDj28aXaWZzL9gIerl1sjqZPE4BwokVmib98_hgAqUhRV3v2i_e.jpg?size=380x604&quality=96&type=album



Предварительный просмотр:

Викторина по экономическому воспитанию для детей подготовительной группы «Путешествие в денежную страну»

Цель: создание условий для закрепления у детей экономических знаний. Задачи:

1. Закрепить у детей экономические знания в игровой занимательной форме 2. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

3. Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.

4. Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

1.Оформление помещения в соответствии с игрой: плакаты с пословицами из «Экономической азбуки народной мудрости»; загадки, ребусы, кроссворды на экономическую тему в папках или альбомах; надутые шарики для создания праздничной атмосферы.

Используемые ресурсы: игровые деньги: монеты «1 рубль», «2 рубля», «5 рублей»; 5 конвертов с заданиями (на конвертах – изображения «отправителей»); кошельки для капитанов команд; модели «Состав семейного бюджета» и «Расходование семейного бюджета» в виде кругов с секторами; валюта разных стран мира (макеты); игровой магазин канцтоваров; листки цветной бумаги размером 10х15 см или 15х20 см, треугольные лекала; медали «Эконом» для членов команды победительницы; волчок с прикрепленной стрелкой.

Информационный материал. Дети разбиваются на две команды, выбирают капитана и название команды. В состав жюри включают родителей, приглашенных на игру. Задания детям присылают в письмах герои сказок: Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Незнайка, Чебурашка, Крокодил Гена. Жюри «платит» за каждое выполненное задание. За правильный ответ – 2 «рубля» (2 монеты по 1 «рублю»), если ответ неполный – 1 «рубль», нет ответа – нет и денег. После выполнения задания команды получают возможность заработать дополнительный «рубль», ели правильно ответят на вопросы ведущего об экономических понятиях и отношениях.

Команды рассаживаются на стульчики по обе стороны от круглого стола, являющегося игровым полем. Порядок выполнения заданий определяются по стрелке волчка, который по очереди заводят капитаны. Волчок с прикрепленной к нему стрелкой устанавливается в центре стола. Игровое поле стола разбито на 6 секторов, в которые кладут письма с заданиями. Команда – победительница, набравшая больше игровых денег, награждаются медалями «Эконом». Всем участникам игры вручают сладкие призы. Ожидаемый результат: в результате викторины дети закрепляют полученные ранее знания мира финансов. Приобретают навыки командной игры в условиях соревнования.

Ход игры:

Игровая мотивация.

Ведущий: Дети, вы любите смотреть телеигры? Я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру - «Что? Где? Почем?», она напоминает веселые и увлекательные телевизионные игры КВН и «Что? Где? Когда?». Для игры нужно разбиться на две команды, выбрать капитана и название команды. Помните: капитан должен быть самым внимательным, находчивым и сообразительным. Дети разбиваются на две команды, выбирают капитана и название одно из предложенных ведущим «Философы» и «Почемучки». Ведущий: Команды, поприветствуйте друг друга и гостей.

Команда «Философы».

Капитан:

Мы пришли на КВН

Помириться знаниями,

На вопросы отвечать,

дружно веселиться.

Дети:

Мы соперникам своим говорим:

«С вами мы сразимся,

Так просто не сдадимся!»

Команда «Почемучки».

Капитан:

Вызов мы принимаем с почтеньем,

Есть у нас сноровка,

опыт и уменье.

Дети:

Команде «Философов» шлем пламенный привет,

От души желаем дать правильный ответ!

Ведущий: Представляю вам жюри, которое будет «платить» вам за выполненные вами задания. Представитель жюри оглашает правила оценки заданий и дополнительных «премиальных» вопросов.

Ведущий предлагает обеим командам подойти к игровому полю, дети получают инструкцию к игре.

Ведущий: Вот игровое поле и волчок со стрелкой. Узнав о том, что мы с вами хотим поиграть, герои сказок прислали вам, ребята, свои письма с заданиями. Посмотрите, кто нам прислал письма? Чье задание выполнять первым, нам подскажет волчок со стрелкой. В конце игры мы подсчитаем заработанную сумму вами денег и узнаем, чья команда победила. Победителей ждут призы. Считалкой выбирают, капитан чьей команды будет первым крутить волчок. Право крутить волчок можно предоставить по очереди и активным членам команд.

Ведущий (читает первое письмо). Привет вам от Чебурашки! Я скоро подрасту, и буду выбирать профессию. Дорогие команды, познакомьте меня с профессиями. Посмотрим, кто назовет их больше. Дети выполняют задания.

Ведущий. Дополнительные вопросы: зачем люди ходят на работу? Что такое профессия? (Главная работа человека, которой надо специально учиться, чтобы устроиться на работу). Где учат профессиям? (Институт, училище, колледж, академия, лицей, техникум, университет). Ответы детей.

Ведущий (читает второе письмо). Здравствуйте, ребята! Привет вам от Незнайки! Я предлагаю конкурс для капитанов: кто расскажет о бюджете своей семьи правильно и быстро? Команды помогайте! Дети выполняют задания.

Ведущий. Дополнительные вопросы: что такое семейный бюджет? (Все деньги, которые получают члены семьи). Зарплата? (Деньги, которые получают люди за выполненную работу). На что тратятся деньги с семейного бюджета? (Деньги, потраченные на какие – нибудь нужды, потребности). Ответы детей.

Ведущий (читает третье письмо). Здравствуйте уважаемые родители! Помогите пожалуйста мне разгадать ребусы, я очень надеюсь на вашу помощь. Воспитатель предлагает родителям принять участие в игре. Родителям двух команд раздаются конверты с ребусами для разгадывания. В то время пока родители работаю, детям предлагается подсчитать заработанную ими сумму в игре.

Музыкальная пауза «Танец маленьких утят».

Ведущий (читает четвертое письмо). Привет, привет вам от Петрушки! Я путешествовал с концертами по разным странам мира. Посылаю вам деньги этих стран. Назовите денежные знаки. В каких странах я побывал? Желаю успеха! Дети выполняют задания.

Ведущий. Дополнительные вопросы: как называются иностранные деньги? (Валюта). Можно ли в чужой стране платить деньгами своей страны? (Нельзя). Где их обменивают? (В отделе валютных операций в банке). Почему нельзя делать фальшивые деньги? (Это преступление, за которое могут наказать человека). Ответы детей.

Ведущий (читает пятое письмо). Привет вам от первоклассника! От меня, Буратино! Пора готовиться в школу, запасаться школьными принадлежностями. А вы умеете делать покупки? Тогда отправляйтесь в наш магазин канцтоваров и приобретите понравившийся вам товар. Какая команда быстрее и правильно расплатится за покупки? Два члена жюри временно становятся «продавцами» в магазине «Канцтовары». Цены на товары не превышают 10 «рублей». Каждую команду обслуживает один «продавец». Дети, выбрав «товар», отправляются в «банк за денежными средствами», но отсчитывает нужную сумму денег не «банкир», а сам ребенок. Правило: платить без сдачи.

Ведущий. Дополнительные вопросы: как называются бумажные деньги? (Купюры). Металлические деньги? (Монеты). Какие деньги появились первыми? (Монеты). Одежда, которую вы носите, - это товар? (Товар). А мебель в доме? (Товар). Ответы детей.

Ведущий (читает шестое письмо). Здравствуйте, дети! Пишет вам Дюймовочка. Помогите, пожалуйста, украсить зал к детскому празднику цветами, листочками и бабочками. Посылаю вам цветную бумагу и лекала. Какая из команд сумеет экономно использовать цветную бумагу, уместит на ней больше треугольников? Нужно работать быстро и аккуратно, точно обводить лекала. Помните: треугольники не должны пересекаться. Закончив работу, посчитайте, сколько треугольников вы уместили на листе, а жюри посчитает их общее количество, у всех членов команды вместе, и выявит самую экономную команду. Дети выполняют задания.

Ведущий. Дополнительные вопросы: чему учит наука экономика? (Экономика учит быть хорошими хозяевами дома и своей страны). Кого называют хорошим хозяином? (Человек, у которого порядок и достаточно денег, который умеет хорошо работать и отдыхать, делать желанные покупки) и т.п.

Жюри объявляет, сколько «заработала денег» каждая команда и капитанам выдаются выигранные «деньги».

Ведущий предлагает командам решить, как бы они поступили с деньгами: поделят их поровну, или дети примут какое – либо другое решение. Ведущий дает нравственную оценку принятому решению, поощряет детей за самостоятельное, справедливое решение.

Жюри награждает значками «Экономами» членов команды – победительницы, а проигравшую команду утешительными призами - шоколадные монеты.

Ведущий:

И мальчишки, и девчонки, и папы, и мамы – все были молодцы!

Наша игра окончена, вы ребята, проявили себя настоящими Экономами.