Воспитатель года

Митупова Дарима Бальжинимаевна

Материалы к конкурсу "Воспитатель года Забайкалья".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка

(презентация книги «Путешествие по родному краю»))

«КНИЖА – КАРТИНКА  КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ?»

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я  представляю свою педагогическую находку «Книжка – картинка как  средство познавательного развития детей».

         Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, она одна на всех, кто родился на ее просторах. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, улицы, детского сада, города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - это одна из главных задач патриотического воспитания. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь  в моей работе пришла книжка-картинка, которую можно «читать» выполняя определенные задания.

Цель: Формирование у дошкольников первичных знаний о природе, географии и достопримечательностях родного края.

Задачи: развивать когнитивные и коммуникативные способности детей (книжка -картинка ненавязчиво тренирует память, внимательность, расширяет словарный запас, развивает кругозор, формирует умение находить причинно-следственные связи).

           Уникальность  нашей книги в том, что она создана с учетом этнокультурного компонента.

Наша книга называется «Путешествие по родному краю». Это книга  с  заданиями  и вопросами. В ней  очень много мелких картинок, она буквально заполнена ими.  Обилие мелких картинок позволяет ребенку сконцентрировать внимание и найти правильней ответ, каждая страница книги читается и рассматривается долго и при этом у ребенка не теряется интерес к книге. Дети выполняют задания книги вместе с   главными  героями книги Бато и Аюна (показ бумажных  кукол), они вместе с детьми путешествуют по страницам книги. К каждой картинке можно придумать множество заданий. В ней несколько страниц: первая страница  «Бато и Аюна  путешествуют по поселку», вторая страница «Бато и Аюна  узнают тайны Алханая», третья страница «Бато и Аюна путешествуют по Забайкальскому краю».

КАК  ЖЕ ВСЕ  ТАКИ ЧИТАТЬ ЭТУ КНИГУ?

Работать с книжкой - картинкой  можно в образовательной деятельности и в режимных моментах; индивидуально или парами,  дети отвечают на вопросы, обсуждают увиденное и выполняют несколько заданий. Книжка-картинка открывает перед детьми особый, интерактивный способ общения.

Начиная знакомство с книгой,  сначала сама придумываю рассказ, постепенно вовлекая в процесс познания ребенка, задавая наводящие вопросы. Это могут быть вопросы поискового характера (найди что-либо определенного цвета,  животных, достопримечательности).

Предлагаю вам познакомиться с некоторыми  приемами чтения  книжки- картинки:

1.Страница  ходилка - бродилка «Бато и Аюна путешествуют по поселку»

Главная ценность этой страницы знакомство с поселком, его достопримечательностями. Знакомя дошкольников с поселком целесообразно, сначала привлечь внимание детей к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают. Это позволяет раскрыть интерес дошкольников к истории и культуре родного поселка. В игре могут принимать участие от 2- 4 детей, при помощи шагай (костяшки, показать), дети определяют очередность, кто будет первым делать ход. В свой ход игрок подбрасывает костяшки, смотрит сколько выпало баранов и делает столько же шагов.  переставляет свою фишку вперёд на столько шагов. По ходу игры, дети знакомятся с тем или иным объектом культуры.

2. Вторая  страница «Бато и Аюна  узнают тайны Алханая».

Здесь тоже разные приёмы для «чтения» страницы.

 Например:  Игра «Детективы», позволяет сконцентрировать внимание ребенка на конкретном персонаже, развивает наблюдательность и любознательность.  Для заинтересованности даем детям лупы. Загадываем загадки, ребенок  при  помощи лупы ищет отгадку.

 Про животных: Трусливый, длинноухий, серый или белый. (заяц). Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса)., Спелая, сладкая, Красная, ароматная: В саду растет клубника, А в лесу что?... (Земляника) Можно так же предложить угадать что изображено на закрытом участке страницы, либо вспомнить.

3. Третья страница «Бато и Аюна путешествуют по Забайкальскому краю». на этой странице дети знакомятся с достопримечательностями нашего края, узнают  знакомые места, могут прочитать спрятанные в окошках названия.

- Уважаемые коллеги, предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент как ребята «читают» книжку- картинку.  (Показать видеофрагмент чтения книги детьми,  дать посмотреть книжку -картинку  членам жюри).

        Работать с книжкой-картинкой можно бесконечно, придумывая все новые и новые способы игры и чтения книги. Обилие иллюстраций позволяет побеседовать по каждой странице, обсудить развитие сюжета.  Главная ценность книги в том, что она вызывает у детей интерес, дети  приобщаются к чтению,  книжка - картинка воспитывает аккуратное обращение с ней, дети знают, что нельзя разбрасывать книги, нужно хранить их в одном месте; брать книгу только чистыми руками, класть только на чистый стол; не рвать, не загибать листы, пользоваться закладкой, кстати ее дети тоже сами мастерят, можно сказать у каждого она своя, (показать) дети понимают что она одна и она очень ценная так как рукотворная. В книге есть герои, дети читают, играют с книгой,  а в будущем, когда они станут школьниками, это  поможет сформировать усидчивость и поможет в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности). Книжки -картинки развивают фантазию и творческие навыки детей и педагогов, используя ее по краеведению мы мотивируем детей для изучения своей малой родины, формируем позитивный образ родного края.  

         Коллеги, благодарю за внимание! Желаю каждому из вас, чтобы время, проведенное вами вместе с детьми, осталось в их памяти светлыми и радостными воспоминаниями!

                                             

Список литературы:

Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / И.Г. Минералова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 176 с.

Маршак С.Я. О талантливом читателе. Воспитание словом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www/s-marshak/ru (дата обращения: 26. 12. 2015).

Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство»: учебнометодическое пособие / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 192 с.

Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников [Текст]: учеб.

для студ. учреждений ВПО / З.А. Гриценко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2012. – 347 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастерская «Книжка-картинка как средство ознакомления дошкольников с малой родиной» Воспитатель: Митупова Д.Б.

Слайд 3

ХОНИН

Слайд 4

ЯМААН

Слайд 5

МОРИН

Слайд 6

YХЭР

Слайд 7

ТЭМЭЭН

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моя педагогическая находка Книжка-картинка как средство познавательного развития детей ВОСПИТАТЕЛЬ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД «УЛЬГЭР» ГО «ПОСЕЛОК АГИНСКОЕ» МИТУПОВА ДАРИМА БАЛЬЖИНИМАЕВНА

Слайд 2

Цель: Формирование у дошкольников первичных знаний о природе, географии и достопримечательностях родного края. Задачи: развивать когнитивные и коммуникативные способности детей (книжка-картинка ненавязчиво тренирует память, внимательность, расширяет словарный запас, развивает кругозор, формирует умение находить причинно-следственные связи).

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! :)