Задания для учеников
Предварительный просмотр:
Прочитайте текст и выполните задания 1−2.
(1)Поступок Данко — это подвиг самопожертвования во имя счастья людей, а совершая подвиг, люди руководствуются сердцем, а не разумом. (2)Данко не размышлял о том, как поступить разумнее, а руководствовался беззаветной любовью к людям, стремлением отдать всего себя для того, чтобы спасти их. (3)Даже зная, что толпа испытывает по отношению к нему ненависть и готова его уничтожить, Данко понимает, что это от страха и бессилия, что люди нуждаются в помощи, и стремление помочь им не оставляет героя. (4)Смысл легенды состоит в утверждении мысли о бессмертии подвига: яркие искры в степи будут вечно напоминать людям о горячем сердце Данко.
1. Подберите и запишите синоним к слову «стремление» из предложения 3.
2. Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Добела, прибыл, понятый, привезена.
4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
А) речевая избыточность
Б) нарушение лексической сочетаемости
В) употребления слова в несвойственном ему значении
ПРИМЕРЫ
1) Скорость ветра была очень сильная.
2) Температура у ребёнка была очень высокой.
3) У него в Михайловском была цела библиотека книг.
4) Я занавесила лампу, чтобы свет не мешал спать.
5) В начале войны дедушку мобилизовали, и он ушёл на фронт.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В |
|
|
|
5. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
1) Много апельсин есть вредно.
2) Наша спортсменка показала более высочайший результат.
3) Кошелёк с пятьюстами рублями лежал в сумке.
4) Кроме него эту задачу никто так и не смог решить.
6. Выпишите слова, в которых пропущены непроизносимые согласные.
Високос..ный год, тёплые ватру..ки, влас..ный взгляд, , горес..ный плач, гнус..ный человек, декаден..ство, извес..ный персонаж, конъю..ктивит, корыс..ный человек, чу..ствовать страх, мои ровес..ники, играть со сверс..никами, меховые варе..ки.
7. Раскрыв скобки, запишите выделенные слова в правую колонку таблицы в соответствии с частеречной принадлежностью. Укажите номера предложений, в которых содержатся выписанные слова.
1) (На)счёте в банке у фабриканта находилась крупная сумма денег.
2) Стихотворения А. Блока музыкальны, изыска(н,нн)ы, сложны по форме и ритмике.
3) И. Крамской ушёл из жизни, так и (не)закончив самую масштабную свою картину — «Хохот».
4) Братья с детства любили топлё(н,нн)ое в печи молоко.
5) Картина художника Исаака Левитана «Золотая осень» заверше(н,нн)а в 1895 году.
6) (В)течение всей жизни А. П. Чехов боролся с пошлостью, ложью и лицемерием.
7) В 1693 году Пётр I основал в Архангельске (судо)строительную верфь.
8) Прозаики и поэты взволнова(н,нн)о пишут о немеркнущей славе нашей Великой Победы, об ответственности живущих перед павшими.
Часть речи выделенного слова | Номер(а) предложения(-ий) и слово(а) в соответствии с частеречной принадлежностью (для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения) |
Имя существительное /имя существительное с предлогом | |
Имя прилагательное | |
Наречие | |
Причастие | |
Деепричастие | |
Предлог |
Прочитайте текст и выполните задания 8−10.
(1)У любого человека есть место его рождения. (2)Та точка на Земле, где он впервые набрал в грудь воздуха и закричал.
(3)Мне сказочно повезло: я издал свой первый крик и увидел свой первый свет в городе Смоленске. (4)Повезло не потому, что он несказанно красив и эпически древен — есть множество городов и красивее, и древнее его. (5)Повезло потому, что Смоленск моего детства был городом-плотом, на котором искали спасения тысячи терпящих бедствие. (6)И я рос среди людей, плывущих на плоту.
(7)История и география превращают город в плот, плывущий по течению времени. (8)Географически город Смоленск — в глубокой древности столица могущественного племени славян-кривичей — расположен на Днепре. (9)Это вечная граница между Русью и Литвой, между Московским великим княжеством и Речью Посполитой, между Востоком и Западом, между Севером и Югом. (10)История раскачивала народы и государства, и людские волны, накатываясь на приграничный Смоленск, разбивались о его стены и стойкость его защитников, а брызги оседали в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких слободок и еврейских поселений. (11)И всё это разноязыкое и разноукладное население объединялось в общей для всех формуле ЖИТЕЛЬ ГОРОДА СМОЛЕНСКА. (12)Здесь победители роднились с побеждёнными; здесь вчерашние хозяева превращались в сегодняшних слуг, чтобы завтра дружно и упорно отбиваться от общего врага; сюда стремились опальные москвичи, тверяки и ярославцы, чтобы избежать гнева сильных мира сего. (13)И каждый тащил свои пожитки, если под ними понимать национальные обычаи, семейные традиции и фамильные привычки. (14)Смоленск был плотом, и я плыл на этом плоту среди пожитков моих разноплемённых земляков через собственное детство.
(15)В Смоленске моего детства помню Храм. (16)Двери его были распахнуты во все стороны света. (17)И никто не спрашивал, какой ты национальности и кто твои родители. (18)Имя этого Храма — Добро. (19)И детство, и город дышали Добром, и я не знаю, что было вместилищем этого Добра — детство или Смоленск.
— (20)Эй, ребятишки, отнесите-ка бабушке кошёлку до дома!
(21)Так мог сказать — и говорил! — любой прохожий любым ребятам, играющим на горбатых смоленских улицах. (22)Прохожий мог быть кем угодно — русским или эстонцем, евреем или татарином, цыганом или греком, а старушка тем более: это считалось нормой жизни, и я не помню, чтобы кто-либо из заигравшихся детей не выполнил подобного распоряжения. (23)Повторяю, помощь воспринималась как норма, ибо жизнь порой неласкова к людям и выжить можно, только ощущая плечо соседа. (24)Конечно, такая помощь — простейшая форма Добра, но любой подъём начинается с первого шага.
(25)Я был бы совсем другим, если бы не родился в древнейшем городе России, в городе, ставшим плотом, на котором плывёт сквозь время России её душа. (26)На котором спасаются от мора, голода и пожара, не думая о том, чьи деяния принесли это вселенское горе, не испытывая ни злобы, ни ненависти. (27)Я люблю тебя, старый Смоленск, ибо ты — колыбель детства моего.
(28)Образы детства всю жизнь живут в человеке, и — кто знает? — не они ли последними заглядывают в его тускнеющие глаза? (29)Пойте гимны земле вашего Детства, ибо это и есть ваша Родина. (30)Пойте себе, своим детям и детям ваших детей, влюбляя их в то, что они обязаны любить, беречь и защищать пуще собственной жизни.
(По Б. Васильеву)
8. Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.
9. Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.
1) Течение (предложение 7) — направление в какой-нибудь области деятельности.
2) Формула (предложение 11) — математический закон, выраженный алгебраическими знаками.
3) Опальный (предложение 12) — находящийся в немилости, наказанный.
4) Вместилище (предложение 19) — книжн. место, вмещающее в себя что-нибудь.
5) Кошёлка (предложение 20) — разг, небольшая плетёная сумка, корзина.
10. Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Какое влияние оказывает малая родина на человека?»: сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции.
