для коллег

Анухина Анастасия Валерьевна

конспекты индивидуальных логопедических занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsia_zvuka_s_v_slogakh_i_slovakh.docx26.02 КБ
Файл tema_zanyatia_zvuk_sh.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательная(ые) область(и): Познавательное развитие, речевое развитие.
Тема занятия: Автоматизация звука [с] в слогах и словах.

Возрастная группа: Старшая группа.

Цель занятия: Создание рисунка - звука «С», через автоматизацию звука [с] в слогах и словах.

Задачи занятия:

Образовательные:
- Произнести звук [с] в конце каждого слова
- Поймать снежинку со звуком [с].

- Составить пары картинкам  
- Определить наличие и место звука [с] в словах.

- Подобрать картинки, где звук [с] в начале и в конце слова

Коррекционно- развивающие:
- Произносить правильно звук [с] в слогах, словах.

- Выполнять артикуляционную гимнастику
- Стараться правильно отвечать на все вопросы воспитателя

Воспитательные:
- Не перебивать друг друга при ответах на вопросы

- Слушать друг друга внимательно

Словарная работа: «Снежинки»

Планируемые результаты занятия: Дети произнесут правильно звук «С» в слогах, словах, предложениях, изобразят звук «С» на листе бумаги, ответят на вопросы воспитателя полным ответом.
Подготовительная работа:
Беседа на тему «Слоги»

Материалы и оборудование: Игрушка-дразнилка «Снеговик»; разрезная картинка «Снеговик»; набор снежинок; набор парных предметных картинок со звуком [с] в названии (с изображением тучки или сне-жинки с обратной стороны); предметные картинки для определения места звука в слове; силуэтные изображения слона, куста и снеговика для упражнения «На что похож сугроб?»; лист бархатной бумаги; пиктограммы «Грусть», «Удивление» и «Радость»; белые шерстяные нити для лучиков, цветные карандаши

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно- мотивационный этап

Привлечь внимание детей, заинтересовать их предстоящей деятельностью, создать благоприятную рабочую обстановку

Воспитатель приглашает детей на занятие, устанавливает зрительный контакт.

Станьте дети, встаньте в круг я твой друг и ты мой друг, мы друг другу улыбнемся заниматься мы начнём.

Ребята, Посмотрите, кто-то нам прислал письмо. Давай его откроем прочитаем.

Меня не растили,

Из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку.

Вы догадались, от кого это письмо?

А вот и он сам, в окошко заглядывает.

Давайте подразним снеговика. Улыбнитесь ему и покажите, какие у вас ровные зубки -Упражнение «Забор».

А теперь покажем ему язычок, плоский как лопата

-Упражнение «Лопата».

А теперь, давайте подуем на язычок, покажем снеговику, что с ветерком вы очень дружите.

- Упражнение «Ветерок».

А теперь уберём язычок за зубки и покажем, какие они у вас чистые

 - Упражнение «Почистим нижние зубки».

Теперь оставим язычок за нижними зубами, сомкните зубы, улыбнитесь и пустите ветерок (произносят: с-с-с).

Совместная деятельность педагога и детей,  

Художественное слово

Дети заинтересуются предстоящей деятельностью, будут готовы к дальнейшей работе

Дети заинтересовались предстоящей деятельностью, готовы к дальнейшей работе

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создать проблемную ситуацию, сформулировать проблему в доступной для детей форме

Ребята, в письме ещё что-то лежит, давайте посмотрим, что же там лежит, ребята, там ещё одно письмо, которое написал нам снеговик.

Давайте прочитаем.

Проблема

Ребята, я к вам пришёл за помощью, помогите мне, пожалуйста, в моём царстве снежинок, пропала снежинка со звуком «С», снежинку забрал злой волшебник и спрятал её в лесу, оставил её там одну, снежинка хотела вернуться в царство снежинок и заблудилась, теперь не знает как вернуться домой, а злой волшебник мне сказал: «Я выведу снежинку из леса, если ты справишься со всеми заданиями и упражнениями, а ещё он сказал, что нужно нарисовать рисунки со звуком «С», если я с этими заданиями справлюсь, то он приведёт снежинку со звуком «С» домой в царство снежинок, Ребята

, мне с этими заданиями одному не справиться. Я прошу, вас, ребята, чтобы вы мне помогли.

Ребята, поможем Снеговику?

Вопросы

Артикуляционная гимнастика

Дети примут проблемную ситуацию, захотят ее разрешить.

Выполняют артикуляционную гимнастику

Дети приняли проблемную ситуацию и захотели ее решить. Выполнили артикуляционную гимнастику

2.2

Этап ознакомления с материалом.

- Закрепить произношения звука «С»

- Научиться правильно произносить звук «С»

- Продолжать обогащать предметный словарь

- Продолжать развивать память

- Продолжать развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие

Давайте для начала отдохнём, все встаём подходим ко мне.

Физкультминутка Снеговик

Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)

Лепим мы снеговика  (имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком - (ладонями делают круговые движения по бедрам)

Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)

А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)

Вот такой (показывают величину кома меньше)

А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)

Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)

Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)

Очень милый толстячок!

Снег метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху)

Шагает наш снеговичок

Нос морковку задирает (активный вдох через нос)

И снежинки раздувает  (продолжительный выдох ртом)


Садитесь все на свои места.

Дети, давай послушаем снеговика.

Аудиозапись «Снег скрипит».

Давайте встанем с вами и пройдёмся по снегу и послушаем, как

он скрипит.

1 Задание: Каждый делает шажок и произносит произноси звук [с] в конце каждого моего слова. Давайте по-очереди, сначала Карина, потом Диана.

ле.., но.., пу.., ква.., пылесо.., абрико.., авто-бу.., анана.. .

2 Задание
Посмотрите, снег пошел, с неба снежинки падают. Попробуйте их поймать, но лови снежинку только тогда, когда услышишь в слове звук [с].

Санки, шуба, вьюга, снег, коньки, зима...
Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик»

Кого вы девочки слепили?
А из чего вы слепили снеговика?

А если снеговик из снега, значит, он какой?

3 Задание
Вам нужно к каждой тучке подобрать снежинку так, чтобы картинки на обратной стороне подошли друг к другу, были парой.

(Перед детьми в два ряда лежат картинки: первый ряд — «тучки» — картинки одного комплекта, второй ряд — «снежинки» — картинки второго комплекта. Если пара не получится, картинки нужно положить на место и место это запомнить.)

Пары: лиса — слон, кастрюля — сковорода, сыр — колба-са, свитер — сарафан, самосвал — пупс, автобус — самолет.

Пары составлены.

Лиса около кого? Самосвал около .., сыр около ... и т.п.

Ребенок называет соответствующую картинку.

4 Задание
А снег все идет и идет. И знакомые нам предметы превратились в большие сугробы. Посмотрите внимательно, на что похожи эти сугробы?

Дети, на куст, на слона, на снеговика.

А под каким из трех сугробов спрячутся эти предметы? Произнесите название картинки и определите, где находится звук: в начале, конце или середине слова?

(Картинки: санки, самолет, весы, миска, глобус, автобус).

Спрячьте картинку под нужный сугроб.

Дети выполняют.

Какая странная снежинка к вам прилетела. Какая она?

Покажите, какая она грустная.

5 Задание

Ребята, чтобы появился лучик, нужно вспомнить снежное слово — слово, в котором снег прячется. Первый лучик у нас есть — это слово «снежинка». Давай продолжим.

Комок из снега ... (снежок).

Девочка из снега ... (снегурочка).

Человечек из снега ... (снеговик).

Баба из снега ... (снежная баба).

Цветок, первым появляющийся из-под снега ... (подснежник).

(На каждое слово ребенок выкладывает ниточки-лучики вокруг снежинки.)

Увидела снежинка, как много у нее лучиков, и удивилась. Покажите, как она удивилась. А потом весело улыбнулась. Покажите как.

Вопросы Упражнения

Физминутка

Дети отвечают на вопросы, выполняют различные упражнения.
Выполнили физминутку.

Дети ответили на вопросы, выполнили физминутку, выполнили  различные упражнения

2.3

Этап практического решения проблемы.

Помочь детям разрешить поставленную проблему доступным способом

А сейчас мы с вами нарисуем звук «С».

Но, сначала, давайте разомнём наши пальчики.

Пальчики

1,2,3,4,5 - вышли пальчики гулять – разжимание пальцев по одному, с большого

1,2,3,4,5 – в домик спрятались опять – сжимание пальцев, начиная с мизинца


Продукт
Создание рисунка- звука «С», через автоматизацию звука [с] в слогах и словах.

(Воспитатель раздаёт листы бумаги с цветными карандашами)

Посмотрите все на доску, посмотрите, что на доске висит (Звук «С»)

Давайте попробуем нарисовать у себя на листе бумаги.
Сначала, вы смотрите, как я рисую звук с цветным карандашом, затем вы нарисуете такой же звук у себя на листе.

Ребята, снеговик говорит вам,  спасибо, вы со всеми сегодня заданиями справились.

Выполнение задания

Участвуют в диалоге с воспитателем. Вспоминают то, что было сегодня на занятии.

Дети выполнили задания.

3

Заключительный этап

Подвести итоги занятия

- Какой звук мы сегодня вспомнили?

-Как вы думаете, со всеми ли заданиями вы справились?

-Что Вам понравилось больше всего? -Молодцы! Спасибо за работу!

Вопросы. Оценка педагога.

Дети ответят на вопросы воспитателя.

Дети вместе с воспитателем подвели итоги занятия



Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Звук Ш»

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет).

Цель занятия: создание аудиозаписи «Песенка змеи» посредством выполнения заданий.

Задачи занятия:

Обучающие:

- выполнять внимательно задания, которые подготовил воспитатель;

- выполнить такие упражнения, как «Забор», «Колечки», «Лопата», «Вкусное варенье», «Чашечка»;

- создать аудиозапись «Песенка змеи».

Развивающие:

- внимательно слушать информацию, которую рассказывает воспитатель;

- ответить на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

- внимательно слушать воспитателя;

- не перебивать воспитателя и сверстников.

Планируемый результат: Дети заинтересовались предстоящей деятельностью; ответили на вопросы, согласились помочь Ване; выполнили задания, которые приготовил воспитатель, ответили на вопросы, постарались правильно произнести звук Ш; закрепили полученные ранее знания с помощью практического задания; постарались подвести итог с помощью речи воспитателя.

Подготовительная работа: занятие по знакомству со звуком Ш.

Материалы и оборудование: шарик; пакет; игрушки; кубики.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

- Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, мой веселый друг!

Художественное слово, показ движений.

Дети выполнят движения вместе с воспитателем.

Дети заинтересовались предстоящей деятельностью.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Постановка проблемы в доступной для детей форме.

- Ребята, вчера мой племянник Ваня рассказал мне, что ему в школе задали домашнее задание – разгадать загадку, и после ее решения нужно записать аудио со звуком, на который начинается ответ загадки. Но Ваня не может отгадать загадку. Давайте поможем ему в этом? Давайте я вам прочту загадку, а вы попробуете ее отгадать.

*На голове верхом сижу,

И далеко всегда гляжу.

Зимою ваши уши грею я,

Угадайте, как зовут меня? (шапка)

- А на какой звук начинается слово «шапка»?

- Ребята, мы поможем Ване?

Вопросы к детям, рассказ воспитателя, сюрпризный момент, чтение загадки детям.

Дети послушают рассказ воспитателя, отгадают загадку, ответят на вопросы воспитателя, согласятся помочь Ване.

Дети ответили на вопросы, разгадали загадку, согласились помочь Ване.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Учить правильной артикуляции звука Ш (с механической помощью и

по подражанию).

  1. Ребята, давайте улыбнёмся друг другу приветливо. У нас много зубов, давайте похвастаемся упражнением «Забор», а теперь упражнением «Колечки». Представьте, что мы едим печенье (упр. «Лопата») с вкусным вареньем (упр. «Вкусное варенье» и запиваем это всё чаем из чашечки (упр. «Чашечка»). Если чай горячи, на него надо подуть. Покажите, как это нужно делать. А теперь «чашечку» нужно вымыть и убрать в шкафчик (завести «чашечку» за верхние зубы).
  2. Посмотрите, у меня есть воздушный шар. Если его плохо держать, то из него начнёт выходить воздух: ш-ш-ш (возможна постановка с механической помощью). Слушай внимательно и хлопайте, когда услышите звук Ш: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш…
  3. Посмотрите, что это у меня шуршит? Я принесла пакет с игрушками. Посмотрите, какие игрушки я принесла.

Давайте называть игрушки по порядку и загибать пальчики (дети считают по одной игрушке и загибают пальцы, начиная от мизинца).

  1. Ребята, а в коробке ещё есть кубики. Берите кубики по очереди, когда услышите звук Ш: ФА, СЫ, ШО, ШУ, СЭ, ЖИ, ША…

Какой звук ты слушал? (возможна постановка звука с механической помощью и по подражанию).

  1. Что можно построить их этих кубиков?

Ты строй и проговаривай: 1 кубик – много…, 1 кукла – много…, 1 лодка – много…, 1 самолёт – много…, 1 заяц – много…

Физкультминутка:

Потрудились – отдохнём, (ходьба на месте)

Встанем, глубоко вдохнём. (потягивания)

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот. (повороты туловища)

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, (поднимать и опускать руки)

Всем улыбки подарили. (ходьба на месте)

Вопросы к детям, указания, объяснения.

Дети выполняют задания, которые приготовил воспитатель, отвечают на вопросы, учатся правильно произносить звук Ш.

Дети выполнили задания, которые приготовил воспитатель, ответили на вопросы, постарались правильно произнести звук Ш.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Создать условия для закрепления полученных ранее знаний.

- Ребята, мы с вами разгадали загадку о шапке и поняли на какой звук начинается это слово. Теперь давайте запишем аудио для Вани.

- На что будет похож звук Ш, когда мы будем записывать его для Вани? (змея, шарик спускается)

Вопросы к детям, практическое задание.

Дети ответят на вопросы и пропоют песенку змеи для Вани на диктофон.

Закрепили полученные ранее знания с помощью практического задания.

3.

Заключительный этап

Подвести итоги, обобщить полученные знания.

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, записали аудио для Вани со звуком Ш (песенка змеи). Теперь я ему отправлю, и он справиться с домашним заданием.

- Что мы с вами делали сегодня на занятии?

- Что вы узнали нового сегодня?

- Вам понравилось занятие?

- Ребята, давайте споём песенку змеи.

Вопросы к детям о том, что они сегодня делали. Оценка педагога.

Дети ответят на вопросы, постараются подвести итог с помощью речи воспитателя.

Дети ответили на вопросы и постарались подвести итог с помощью речи воспитателя.