Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                           Детский сад «Хараасгай»

                         Занятие по изучению                                                                    

                правил пожарной безопасности

                                 

                                    Старшая группа №4 «Ургынууд»

                                                                                                 

                                                                                                  Воспитатель:

                                                                                                  Цыремпилон С.Ш.

Цели: дать детям понятие о пользе и вреде огня; познакомить детей с причинами возникновения пожара, его последствиями, правилами пожарной безопасности; закрепить знания о том, что горит, что не горит; вызвать у детей желание быть осторожными с огнем; воспитывать ответственность за себя и за своих близких и собственную безопасность; воспитывать бережное отношение к своей жизни.                                                                  

 Предварительная работа: изучение иллюстраций из серии: "Дошкольником о пожарной безопасности"; чтение рассказов: "Пожар", "Пожарные собаки" Л.Н. Толстого, "Пожар", "Дым", "Пожар на море" Б.Житкова, "Путаница" К.И. Чуковского, "Пожар" С.Я. Маршака.                                                                

Ход занятия: Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Дети, вы все любите играть с игрушками. Мой маленький дружок цыпленок предлагает поиграть в игру: "Назови игрушку".                          Правила игры: Вы передаете цыпленка из рук в руки и четко называете, какие игрушки вы знаете. Начинается игра.
А сейчас игра для самых внимательных. Посмотрите на картинки и подумайте: какой среди них предмет лишний?  Почему?
                                                      Ответы детей

Мячик, пирамидка, кукла, машина, лопатка, ведерко - это игрушки.
А спички можно назвать игрушкой?  
Ответы детей
Как вы думаете, для чего нужны спички? (Зажигать газовую плиту, свечу, костер)                                        
Ответы детей.
Что появляется, когда зажигаем спички? (Огонь)    
Ответы детей

Дети, в каждом доме есть огонь. Где его можно взять? (Из спички, зажигалки).                                 Ответы детей
А вы знаете, огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.

                           Дидактическая игра "Какой бывает огонь." 
Для чего люди разводят костер? Чтобы согреется или готовить пищу.
                                                     
Ответы детей   
А что надо класть в костер, чтобы он горел? Сухие ветки, дрова, бумагу. 
                                                    Ответы детей

Воспитатель: Вы знаете дети, не все горит в огне.
                        Дидактическая игра "Что горит, что не горит".

Воспитатель: В наших квартирах много вещей, которые очень хорошо горят, поэтому взрослые и дети должны быть осторожны с огнем.
Дети, слышите, кто-то хвостиком в дверь стучит. Пойду посмотрю, открою. 
Воспитатель открывает дверь, входит лисичка - ребенок подготовительной группы.

Лисичка: Здравствуйте, ребята. Я лисичка - сестричка. Вы меня узнали?

Дети: Да!
Лисичка: А вы знаете, ребята, я очень люблю играть, посмотрите, что я принесла.   Достает коробочку спичек.
Ой, кто в коробочке пищит? Что это?  
Спички
Как интересно. Спички что-то говорят.
Дети прислушиваются.
Спички говорят, что хотят поиграть с нами. Они предлагают, чтобы мы их зажгли, когда они будут гореть, всем будет тепло и весело.

                                           Лисичка зажигает спичку.
Как здорово! Сама спичка деревянная, головка у нее из серы.
Посмотрите, как она быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, огонь такой яркий! Ой, ой! Огонь приближается к моим лапкам, обжигает их, и мне становится больно!
Дети помогите мне, что делать?  
Надо потушить огонь, подуть на него.
                                                     Ответы детей.
Дети, подумайте, а если я брошу горящую спичку на пол, что произойдет?    

                                                  (Пожар)  Ответы детей
Правильно, дети, загорится ковер, мебель. А вы знаете, дети, что с нами однажды приключилось! Я с лисичками - сестричками взяла спички и пошла на море и зажгла его.
Вспомните, слова, из какой они сказки: " А лисички, взяли спички. К морю синему пошли. Море синие зажгли."
Сказка К.И. Чуковского "Путаница".
                                                     Ответы детей

Ой, как мы испугались!

Воспитатель: Дети, а кто помог потушить огонь на море? Бабочка.
                                                         Ответы детей.

Воспитатель: Вот, лисичка, какая беда может случится от маленькой спички, наши дети об этом знают.  Выходят дети в костюмах спичек.

"Посмотри, мы как сестрички, очень тоненькие спички,
Опасны мы, дружок - ты знай! И спичками ты не играй!"

Воспитатель: Да, много пожаров от неосторожного обращения с огнем. Огонь очень опасен. Он сначала горит медленно, потом языки пламени становятся выше, сильнее разгораются, бушуют. 
Давайте представим, что вы маленькие огоньки. Сначала вы потихоньку горели, потом стали разгораться больше, больше, выше, выше.

                                               Игра "Разгорайся огонек".

                      Дети встают со стульчиков и имитируют огонек.
Ты вокруг повернись, в огонек превратись!
Огонек был маленький, яркий. Открылась форточка, и влетел осенний ветерок-проказник. А маленькому огоньку только это и надо, он стал расти, расти, и превратился в огонь - великан сердитый и злой. 
Дети, что же дальше случилось, когда маленький огонек превратился в большой? (Пожар).
Ответы детей

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю стихотворение, которое называется "Пожар". С.Я Маршака.

Мать на рынок уходила, дочке Лене говорила:
Печку Леночка не тронь, жжется, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка, Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит, а в печи огонь гудит.
Приоткрыла Лена дверцу, соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол, влез по скатерти на стол.
Побежал по стульям с треском, вверх пополз по занавескам, 
Стены дымом заволок, лижет пол и потолок.

Воспитатель: Кто виноват в том, что произошел пожар? (Леночка)
                                                  Ответы детей

Кто помог потушить пожар? Пожарная команда. Ответы детей.
Дети, а чтобы избежать пожаров дома, в детскому саду, на улице, что нужно знать?
Нужно знать правила пожарной безопасности. Ответы детей                   

                              Нельзя брать в руки спички, зажигалки.

Ребенок: Спичками мы не играем, спички мы не зажигаем!
                Спичками играть нельзя! Вы запомните друзья!

                                          Нельзя зажигать газовую плиту.

Ребенок: На кухне газ у нас горит, меня он тянет как магнит,
                Как мама, я хочу уметь, все ручки на плите вертеть.
                И спички ловко зажигать, и газ включать и выключать,
                Но мама строго мне сказала: - К плите, чтоб руки не совала.
                Опасно это, так и знай! Пока за мной понаблюдай!

                      Нельзя включать утюг и другие электроприборы.

Ребенок: Утюжок без мамы дома не включай,
                Загореться может дом твой невзначай.

                   Нельзя влезать пальцами или предметами в розетки.

Ребенок: Ты малыш запомнить должен: будь с розеткой осторожен!
                С ней никак нельзя играть, гвоздики в нее совать.
                Сунешь гвоздик ненароком, и тебя ударит током,
                Дело кончится бедой, ток в розетке очень злой!

Воспитатель: Дети, а если случится пожар, что нужно делать?                                 При пожаре звонить "01", чтобы вызвать пожарную команду.                            

                                                       Ответы детей
А как называются люди, которые работают в пожарной команде?                        

                                            Пожарники. Ответы детей

Ребенок в костюме пожарника:                                                                                                "Сам не справишься с пожаром, это труд не для детей,
 Не теряя время даром, "01" звони скорей.
 Набирай умело! Чтоб не все сгорело!"

Воспитатель: Дети, но мы с вами должны знать, как надо правильно вести при пожаре.
Если пожар небольшой - его можно затушить водой или накрыть плотным одеялом;
Нельзя тушить водой горящие электроприборы;
Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафами - опасен не только огонь, но и дым;                                                                                                     Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на помощь взрослых.

Ребенок в костюме пожарника:                                                                                    Знает каждый гражданин, то номер "01".
Если к вам пришла беда позвони скорей сюда.
А если нету телефона, позови людей с балкона.

Воспитатель: Дети, постарайтесь запомнить эти правила и всегда их соблюдать, чтобы пожарная машина никогда 
не приезжала к вашему дому.

Итог: Лисичка приносит волшебный сундучок, в котором находятся киндер-сюрпризы. Дети говорят, что им понравилось, и что запомнилось на занятии, лисичка дарит сюрпризы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                           Детский сад «Хараасгай»

                                       Занятие по ПДД

                           «Зелёный, жёлтый, красный»

                                  Старшая группа №4 «Ургынууд»

                                                                                                    Воспитатель: 

                                                                                                   Цыремпилон С.Ш.

Цели: 

  • закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;                        
  • систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;
  • развивать наблюдательность, зрительную память, умение отвечать полным ответом.

Материал: макеты с изображением улицы и различных ситуаций на дороге, макет светофора, костюм светофора.

Ход занятия: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас на прогулку по нашему городу. Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком. На доске висит макет с изображением улицы с пешеходным переходом, машинами и пешеходами

Воспитатель: Как сейчас мы называемся?

Дети: Пешеходы

Воспитатель: Как называется дорожка, по которой ходят пешеходы?

Дети: Тротуар

Воспитатель: Посмотрите, сколько машин ездят по дороге, а кто знает, как называется эта дорога?

Дети: Проезжая часть

Воспитатель: Ребята, мы живём в большом красивом городе с широкими улицами и проспектами. По ним движутся много машин: легковые и грузовые машины, автобусы, трамваи. И никто никому не мешает. Это потому что есть строгие правила для водителей и пешеходов. Мы должны строго соблюдать правила дорожного движения, а запомнить их нам поможет сегодняшний друг, который пришёл к нам в гости. Стучится в дверь

Воспитатель: А вот и он!

Светофор: Здравствуйте, ребята!

Я вежливый и строгий, я известен на весь мир!

Я на улице широкой самый главный командир! Кто я ?

Дети: Светофор!

Светофор: А зачем я нужен, ребята?

Дети: Чтобы регулировать движение.

Светофор: Посмотрите, у меня есть три сигнала огонька: зелёный, жёлтый, красный. А в каком порядке они расположены?

Наверху находится красный свет, посередине расположен жёлтый, а в самом низу находится зелёный свет. А сейчас каждый из них сам про себя расскажет. Выходят трое детей-огонёчков.

Красный свет: Самый строгий - красный свет.

                            Стой! Дороги дальше нет. Путь для всех закрыт!

Светофор:  А для чего нужен красный  свет?  Ответы детей

Красный свет напоминает об опасности (пожарные машины). На красный свет мы стоим и дорогу не переходим.

Жёлтый свет: Чтоб спокойно перешёл ты, слушай наш совет:

                          Жди! Увидишь скоро желтый в середине свет!

Светофор: А зачем нужен жёлтый свет? Ответы детей

Жёлтый свет - значит приготовиться. Водитель видит жёлтый свет и сбавляет скорость. И мы должны быть внимательны, увидев жёлтый свет светофора.                                              Жёлтый -это те, кто работает на дорогах - бульдозеры, катки, которые укладывают асфальт. И дорожные рабочие, одетые в жёлтые костюмы.

Зеленый свет: А за ним зелёный свет вспыхнет впереди,

                          Скажет он - препятствий нет, смело в путь иди!

Светофор: А что обозначает зелёный свет светофора? Ответы детей

А зелёный свет спокойный, приятный свет. Цвет листьев и травы. Когда загорится зелёный свет, мы можем переходить через дорогу спокойно, внимательно посмотрев по сторонам.

Светофор: Молодцы! Садитесь ребята. Огонёчки садятся

Ребята, сейчас поиграем в игру. Игра называется «Кто быстрее соберёт светофор».  На доске 2 чёрных прямоугольника                                                                                                             Мне нужны 2 помощника. Ваша задача: как можно быстрее расставить по порядку все цвета светофора. (Каждому из детей раздаётся по 3 кружка: красный, зелёный, жёлтый)

Итак, начинаем! Дети расставляют кружки в определенном порядке.

Правильно сделали? Молодцы, садитесь.                                                                                                 А ещё я приготовил для вас загадки. У меня есть помощники, называются они – дорожные знаки. Вы слышали про них? Сейчас проверю.

  1. По полоскам черно-белым пешеход шагает смело,

      Кто из вас, ребята, знает, знак о чем предупреждает?

      Дай машине тихий ход…пешеходный переход.                                                          

      Выставляется знак пешеходный переход

  1. Под дорогою нора кто быстрее всех смекнет?

      Почему под ней с утра ходят люди взад вперёд?

Дети: Подземный переход. Выставляется знак «подземный переход»

А о чём говорит нам этот знак?

Дети: Значит в этом месте можно переходить дорогу, только по подземному переходу, потому что по другому переходить улицу очень опасно.

  1. Ездят здесь одни машины, грозно их мелькают шины,

      У тебя велосипед? Значит стоп! Дороги нет.

Дети: Движение на велосипеде запрещено!

Выставляется знак «Движение на велосипеде запрещено»

Светофор: А о чём говорит этот знак?

Дети: Это знак предупреждает о том, что здесь ездить опасно.

  1. В белом треугольнике с каёмкой красной,

      Человекам школьникам очень безопасно.

      Этот знак дорожный знают все на свете,

      Будьте осторожны! На дороге…

Дети: Дети! Выставляется  знак «Дети»

Светофор: О чём говорит это знак?

Дети: Это знак обозначает «Осторожно, дети!». Водитель видит этот знак и сбавляет скорость, потому что в этом месте дорогу могут переходить дети.

Светофор: А где ставят такие знаки?

Дети: Около школ, лицеев, гимназий.

Светофор: Вот видите, сколько у меня помощников на дороге. А сейчас мы с вами превратимся в шоферов. Кто это такие?

Дети: Те, кто сидят за рулём автомобиля.

Физминутка «Мы шофёры»  Дети показывают движения

Едем, едем на машине,              Движение за рулём

Нажинаем на педаль,                Ногу согнуть в колене, вытянуть

Газ включаем, выключаем,      Рычаг повернуть к себе от себя

Дворники считают капли,        Вправо, влево чистота

Волосы ерошит ветер,              Пальцами взъерошить волосы

Мы шофёры хоть куда,            Большой палец правой руки вверх

                                           Дети садятся

Светофор: А пока мы ездили, посмотрите, что происходит на дороге? Вывешиваются поочередно плакаты разных ситуации на дороге

Светофор: Что видите на картинке?

Дети: Двое волчат играют в мяч на проезжей части.

Светофор: Что с ними случилось?

Дети: Они попали в больницу.

Светофор: А почему?

 Дети: Потому что на дороге ездят машины и играть там опасно.

Светофор: А что тут происходит?

Дети: Медвежонок едет на велосипеде в неразрешенном месте.

Светофор: И что с ним случилось?

Дети: Он попал в больницу.

Светофор: А почему это произошло?

Дети: Потому что медвежонок не обратил внимание на знак «Движение на велосипеде запрещено».

Светофор: А что тут происходит?

Дети: Две курицы стоят и разговаривают посередине дороги.

Светофор: И что с ними случилось?

Дети: Они попали в больницу.

Светофор: А почему?

Дети: Потому что они отвлеклись и не заметили машин. Нельзя разговаривать  на дороге.



Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                      Детский сад «Хараасгай»

                                                 

                  Проект  «Все профессии нужны, все профессии важны»

                                                   (Старшая группа)

Проект: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Сроки реализации: краткосрочный

Тип проекта: исследовательско – творческий

Автор проекта: Воспитатель – Цыремпилон Сэсэг Ширапсамбуевна

Участники проектной деятельности: воспитанники и воспитатель

Актуальность проекта: В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.                                         Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Цель проекта: расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях; развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи проекта: пробудить интерес к предлагаемой деятельности; формировать реалистические представления о труде людей; помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии; формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний; развивать коммуникативные навыки; развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память; развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Ожидаемый результат: вызвать интерес к окружающему миру; расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей); помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг; поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение; обеспечить активность ребенка в сложном процессе его становления Человеком.

Мероприятия по реализации проекта: В работе с детьми:

                                       Образовательная область «Коммуникация»:                                                            

Развитие речи: Составление рассказов по теме «Профессии». Цель: учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение.                                                                                                                        

«Труд человека». Цель: познакомить детей с разнообразием профессий; закрепить умение аргументировать свои ответы; развивать логическое мышление.                                                                                                

«Хлеб – всему голова». Цель: дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; развивать мыслительную активность; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.                                                                                                              «Кем я стану, когда вырасту? ». Цель: учить детей придумывать рассказ от первого лица; развивать творческое воображение; использовать описания, диалог, средства выразительной речи.

                                           Чтение художественной литературы:                                                                     - «Город добрых дел» Р. Скарри                                                                                                                        - «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях)                                                                                     - «А что у вас? » С. Михалков                                                                                                                   - «Кем быть? » В. Маяковский                                                                                                          - «Строители» Б. Заходер                                                                                                                        - «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков                                                                                                       - «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари                                                                                                      - «Доктор Айболит» К. Чуковский                                                                                                                                    - «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов

              Образовательная область «Познание»: Конструктивная деятельность:                                                                                                                       «Юные архитекторы». Цель: поупражнять детей в работе с различными природными материалами; научить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций, объединять свои поделки единым сюжетом. Побуждать детей к совместной деятельности, предлагается объединить свои поделки общим замыслом.                                  «Юные изобретатели». Цель: научить детей моделировать конструкции по схемам; закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность, подбирать материал, красиво и целесообразно украшать сооружения; научить детей конструировать коллективно, использовать в процессе работы свои знания, опыт; развивать стремление к поиску, экспериментированию, творчеству.

                                       Формирование целостной картины мира:                                              Мастер – класс «Наши пироги для мам». Цель: расширять и конкретизировать представление о профессии повар; развивать познавательные интересы; развивать речевую активность и диалогическую речь.                       

Мастер – класс «Красивая стрижка». Цель: расширять и конкретизировать представление о профессии парикмахер; развивать познавательные интересы; развивать речевую активность и диалогическую речь.                   

Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач». Цель: познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией, активизировать глаголы, учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов в процессе общения.                                                                     

Экскурсия в библиотеку «Профессия – библиотекарь». Цель: формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей; вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с профессией библиотекаря; воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых.

Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар». Цель: познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде.

               

Формирование элементарных математических представлений:

Путешествие в страну «Геометрию». Цель: Уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их основных признаках; учить находить геометрические образы в окружающей обстановке.                                                                                                    

«Решение задач геометрического содержания». Цель: Учить решать задачи геометрического характера на смекалку.                                      

«Сравнение предметов по высоте». Цель: учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счёт.

              Образовательная область «Художественное творчество»: Рисование:                                                                                «Раскраски - Профессии». Цель: выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы.                                                                                                                                                       «Кем я стану, когда вырасту? ». Цель: продолжать развивать у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции) ; формировать умения, связанные с художественно – образным отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании.

Аппликация: «Альбом «Профессии бывают разные». Цель: продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; отбирать объекты для изображения сообразно замыслу; развивать творческое воображение, фантазию.

Сюжетно – ролевые игры: «Театр». Цель: учить детей развивать творческое воображение; способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих; закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах; развивать инициативу, организаторские способности.                                                                               «Семья». Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах; воспитывать любовь, доброжелательное отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.                                  «Магазин». Цель: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.          «Больница». Цель: вызвать у детей интерес к профессии врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.                                                 «Военная база». Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями; уточнить распорядок дня военнослужащих, в чём заключается их служба; воспитывать смелость, ловкость, умение чётко выполнять приказы командира; расширять словарный запас детей.                                «Строители железной дороги». Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей железной дороги; формировать умение творчески развивать сюжет игры.                                              

«Школа». Цель: расширять знания детей о школе; помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты) ; самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку; способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры; помогать детям усвоить некоторые моральные нормы; воспитывать справедливые отношения; упрочить формы вежливого обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.                                 «Парикмахерская». Цель: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; воспитывать культуру поведения в общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу; учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

В работе с родителями: оформление книги «Профессии наших родителей».                                                                                       Родители провели мастер – классы с детьми. Познакомились с такими профессиями, как: парикмахер, врач, дизайнер, военный, повар.

Результат проекта: Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» реализовал поставленные задачи.                                                                                                                                 Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда).                                                                                                                В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.

                                                             Литература:

• Программа «от рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы)

• Комплексная программа по развитию речи дошкольников (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина)

• «Учимся общаться с ребенком» (В. А. Петровский, А. М. Виноградова)

• «Учите, играя» (А. И. Максаков, Г. А. Тумакова)

• Программа по формированию математических представлений (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина)

• Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова)

• Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников (Н. В. Корчаловская, Г. Д. Посевина)



Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                          с. Нижняя Иволга Иволгинского района

                                                      Детский сад  "Хараасгай"

                        ПРОЕКТ «Профессии наших родителей»                              

                                                  Актуальность

В старшем дошкольном возрасте  особое значение для полноценного развития детской личности приобретает    дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.                                                                                                          Поэтому и возникла идея создания проекта  «Профессии наших родителей».

 Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Цель: восполнить знания детей о профессиях через знакомство детей с профессиями их родителей.

Задачи: учить детей самостоятельно искать информацию путём общения с родителями, сверстниками, учить анализировать полученную информацию; развивать творческие способности, память, речь, внимательность; воспитывать интерес к профессиям, уважение к труду взрослых, интерес к самостоятельно – поисковой деятельности.

Ожидаемый результат: вызвать интерес к окружающему миру; расширить у детей знания о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей); поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.

Способы контроля результатов: анкетирование родителей; диагностика уровня знаний детьми профессий; наблюдение за играми детей; непосредственно образовательная деятельность.

                            Этапы реализации проекта. I. Подготовительный этап.

  • Сбор информации и материала о разных профессиях.
  • Подобрать иллюстрации, фотографии, демонстрационный, дидактический материал.
  • Подобрать художественную литературу (стихи, рассказы, загадки, пословицы, песни).
  • Подобрать материалы и игрушки для сюжетно-ролевых игр.
  • Привлечь к проекту родителей, довести до сведения важность этой проблемы, вовлечь в реализацию проекта.

Что мы знаем о профессиях?

Что мы хотели бы узнать?

Где мы можем узнать?

  • что взрослые работают;
  • незначительные названия    профессий родителей и работников детского сада;
  • связывают некоторые продукты труда с профессией.

  • Как работают взрослые?
  • Почему люди работают?
  • Чем отличаются профессии?
  • Какие бывают профессии?
  • Чем занимаются люди разных профессий?
  • Какие профессии у наших родителей?
  • Какие знания нужны для той или иной профессии?
  • Что нужно знать, чтобы сделать выбор профессии?
  • Взаимосвязь профессий?
  • Рассказы родителей и других взрослых о своей профессии.
  • Целевые экскурсии.
  • Чтение художественной литературы.
  • В интернете.
  • Просмотр телепередач.

 

                                                        II. Основной этап.

  Образовательные  

          области:

                                              Виды деятельности:

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай, кто это? », «Кто больше расскажет о профессии», «Что мы делаем, не скажем», «Назови профессию», «Что кому нужно для работы», «Угадай профессию по трудовым действиям», «Что расскажет предмет».

Словесные игры: «Если весело живется делай так», «Назови соседей», «Угадай профессию».

Настольные игры: «Кому что нужно для работы?», разрезные картинки «Профессии».

Разучивание стихов, пословиц и поговорок на темы: «Профессии людей».

Сюжетно-ролевые игры: «Стройка-Столовая-Больница-Парикмахерская».

Познавательное развитие:

НОД: «Путешествие в мир профессий».

Беседы: «Что такое профессия?», «Как произошли профессии», «Труд мужской и женский», «Героические профессии».

Беседа о профессиях пожарных, кулинаров-кондитеров.

Беседы о профессиях родителей.

Наблюдение за работой сотрудников детского сада.

Игра «Мы конструкторы»

Речевое развитие:

Составление рассказов о профессиях родителей с использованием мнемотаблиц.

Чтение художественной литературы: «Сказка о пропавших профессиях»; «Кем быть? » В.Маяковский; «Дядя Стёпа» С.Михалков; «Чем пахнут ремесла? » Д.Родари.

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование: «Моя дружная семья», «Профессии моих родителей».

Раскраски по теме «Профессии».

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Если нравится тебе, то делай так»; «Море волнуется» (со словами «Задуманную профессию – покажи»),

«Пожарные на учении», «Почтальон».

Игры – эстафеты.

                                                       III. Заключительный этап.

Обсуждение рассказов, ответы на вопросы.

Рисунки совместно с родителями.

Сбор фотографий, иллюстраций для оформления газеты.

Консультации для родителей по теме «Профессии».

Информирование каждого родителя о результатах той или иной деятельности в процессе работы над проектом.

                                            Продукт проектной деятельности:

Выставка совместных рисунков детей и родителей, фотографий по теме проекта.

Развлечение «О трудолюбивых и ленивых!»

Отчет в форме презентации проекта «Все работы хороши – выбирай

любую!».

Информация о проделанной работе на сайте детского сада и личном сайте педагога.

                                                               Приложения.

- Анкета для родителей

- Загадки о профессиях

- Игра на внимание

- Поговорки

- Сказки

- Занятие «Путешествие в мир профессий»

- Дидактические игры

- Составления творческих рассказов о профессиях

                                       

                                     

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ В СЕМЬЕ»

1. Распределены ли в вашем доме трудовые обязанности по обслуживанию семьи?
а) Да.
б) Нет.


2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?
а) Да, конечно.
б) Эпизодически.
в) Постоянно.
г) Не имеет.


3. Как относится ребенок к их выполнению?
а) Выполняет охотно.
б) Пассивен.
в) Только за вознаграждение.


4. Поощряете ли Вы ребенка за выполнение трудового поручения?
а) Да.
б) Нет.


5. Наказываете ли Вы ребенка за невыполнение трудового поручения?
а) Да.
б) Нет.
в) Никогда.


6. Привлекаете ли Вы ребенка к совместной работе?
а) Да.
б) Нет.


7. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка?
а) Да.
б) Нет.


8. Знаете ли Вы об этих разногласиях?
а) Да.
б) Нет.


9. Какой труд, по-вашему, предпочтителен для ребенка в будущем?
а) Физический.
б) Интеллектуальный.

                                           

                                       Загадки о профессиях для детей

                                           Загадки про папины профессии

Мастер он весьма хороший, сделал шкаф нам для прихожей,

Он не плотник, не маляр, мебель делает... (столяр).

Правила движения знает без сомнения,

Вмиг заводит он мотор, на машине мчит... (шофер).

Темной ночью, ясным днем, он сражается с огнем,

В каске, будто воин славный, на пожар спешит... (пожарный).

Кирпичи кладет он в ряд, строит садик для ребят,

Не шахтер и не водитель, дом нам выстроит... (строитель).

Кто плывет на корабле к неизведанной земле?

Весельчак он и добряк, как зовут его? (Моряк).

Наяву, а не во сне он летает в вышине,

Водит в небе самолет, кто же он, скажи? (Пилот).

С ним, наверно, вы знакомы, знает он про все законы,

Не судья, не журналист, всем совет дает... (юрист).

На посту своем стоит, за порядком он следит,

Строгий смелый офицер, кто он? (Милиционер).

Гвозди, топоры, пила, стружек целая гора,

Это трудится работник - делает нам стулья... (плотник).

Он от всех родных вдали водит в море корабли,

Повидал немало стран наш отважный... (капитан).

По мосту чтоб мчался скорый, чинит он на дне опоры,

Целый день за разом раз вглубь ныряет... (водолаз).

Кто движеньем управляет? Кто машины пропускает?

На широкой мостовой машет жезлом... (постовой).

На посту он в снег и в зной, охраняет наш покой,

Человек, присяге верный, называется... (военный).

Стук летит из-под колес, мчится вдаль электровоз,

Поезд водит не таксист, не пилот, а... (машинист).

В фильмах трюки выполняет, с высоты на дно ныряет,

Подготовленный актер, быстрый, смелый... (каскадер).

Тонкой палочкой взмахнет - хор на сцене запоет,

Не волшебник, не жонглер, кто же это? (Дирижер).

                                           Загадки про мамины профессии

Мастерица на все руки, нам сошьет пиджак и брюки,

Не закройщик, не ткачиха, кто она, скажи? (Портниха).

Кто пропишет витамины? Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь - как лечиться, знает... (врач).

Громко прозвенел звонок, в классе начался урок,

Знает школьник и родитель - проведет урок... (учитель).

На витрине все продукты: овощи, орехи, фрукты,

Помидор и огурец, предлагает... (продавец).

Учит вежливости нас, почитает вслух рассказ,

Не учитель, не писатель, это няня ...  (воспитатель).

                                                    Загадки о профессиях:

Кто у постели больного сидит, И как лечиться, он всем говорит?

Кто болен - он капли предложит принять, тому, кто здоров, разрешит погулять. (Врач.)

Он учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)

Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды. (Повар.)

 С огнем бороться мы должны - мы смелые работники,

С водою мы напарники, мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарники.)

В прошлый раз был педагогом, послезавтра – машинист,

Должен знать он очень много, потому что он... (артист).

Вот на краешке с опаской он железо красит краской,

У него в руках ведро, сам расписан он пестро. (Маляр.)

                                                     Игра на внимание

                                       Веселая компания, удвой свое внимание!

                              Раньше рифма помогала, а теперь коварной стала,

                              Ты, дружок, не торопись, на крючок не попадись! 

  • Чёрный весь, как будто грач, с нашей крыши лезет... (трубочист).
  • Булки нам и калачи каждый день пекут... (пекари).
  • Варит кашу и бульон добрый, толстый... (повар).
  • Арий, опер сочинитель называется... (композитор).
  • На заводах по три смены у станков стоят... (рабочие).
  • Говорят про звуки парные в школе нам с тобой... (учителя).
  • Посадил уж сотни роз в городском саду... (садовник).
  • Дрессирует львов, собак храбрый, смелый наш... (укротитель).
  • Кто пасет коров, овец? Ну, конечно... (пастух).
  • К первоклашкам входит в класс лишь бесстрашный... (учитель).
  • Подметает чисто двор в шесть утра, конечно... (дворник).
  • Ходят по клеточкам конь и ладья - ход свой победный готовит... (шахматист).
  • Складки, карманы и ровненький кант - платье красивое сшил... (портной).
  • Под куполом цирка в опасный полет отправился смелый и сильный... (гимнаст).
  • Высадить новые саженцы в ельник снова отправился утром ... (лесник).

                                                      Русские поговорки

Поговорки прославляют трудолюбивых людей и труд, но при этом высмеивают ленивцев и саму лень. Народная мудрость заставит вашего ребенка полюбить труд, начать относиться к нему со всем уважением.          

Итак, когда начнете с ребенком изучать пословицы, придерживайтесь вот таких правил:

  • Приобщайте систематически малыша к поговоркам, чтобы он смог понимать, усваивать и употреблять их в речи.
  • Изучайте с ребенком компоненты пословиц, анализируйте словосочетания и слова.
  • Вводите в речь ребенка поговорки, изучайте благодаря им семантическую сторону каждого слова.
  • «Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь» - дабы достичь определенного результата, необходимо хорошо постараться, приложив усилий.
  • «Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится» - невозможно что-то получить, если не работать.
  • «Кто первый в труде, тому слава везде» - кто всем людям помогает, хорошо трудится, того человека будут постоянно хвалить, говорить «спасибо».
  • «Без дела жить - только небо коптить» - все люди обязаны в жизни чем-то заниматься. Если человек ленится, тогда его жизнь не имеет смысла.
  • «Цыплят по осени считают» - если постоянно стараться, прилагать усилия, упорно тянутся к собственной цели и быть трудолюбивым человеком, тогда успех гарантирован.
  • «Хочешь большую ложку - возьми большую лопату. Хочешь есть мед - заводи пчел» - если человек будет трудиться, он получит результат и вознаграждение».
  • «Терпенье и труд все перетрут» - только упорный человек, который заканчивает всегда свое дело, может добиться того, к чему стремиться.
  • «Сидя на печке, не заработаешь и на свечки» - если человек будет бездельничать, он будет жить в бедноте. Если же он будет упорно трудиться, добьется успеха.
  • «Сделал дело - гуляй смело» - сделал человек дело может отдохнуть, набраться новых сил, чтобы выполнять следующе дела.

                                                    Сказка о профессиях.

Собрались однажды на рыбалку старые друзья: Иван - повар, Семен - столяр, Степан - ветеринар, Андрей - фокусник, Николай - электрик, Данила - пилот и Дмитрий – прокурор. Взяли они большую лодку, удочки и отправились в путь.

Так и не заметили друзья, как добрались до реки. Сели в лодку,  поплыли и завели разговор.

Повар: - Пока не доплыли до нужного места, хочу я вам, друзья вот что сказать:

Профессия повар - лучше всех, и в жизни моей принесла лишь успех.

Столяр: - Не согласен я с тобой, столяр - это вам герой!

В руки молоток возьму, гвозди без труда забью,

Пилою доски распилю, стул и столик смастерю.

Ветеринар: - Вот устроили базар, лучше всех ветеринар!

Звери, птицы, все кто болен, кто здоровьем недоволен,

Всех зовёт ветеринар перевяжет, даст отвар!

Фокусник: Кто из шляпы достаёт зайца всем на удивленье?

Это фокусник даёт в цирке представленье.

Он настроение поднимает, профессии лучше не бывает!

Электрик: Стоп, друзья, не торопитесь, в словах своих не ошибитесь,

Вот профессия моя, лучше ваших всех она!  

Знают люди всей страны, как электрики важны!

Пилот: В открытом небе я летаю, я самолёт отлично знаю,

Считаю лучший это тот, кто называется пилот.

Прокурор: Отбросьте ненужные споры, о том, кто важней для страны,

России нужны прокуроры, поверьте мне, очень нужны!

И так увлеклись наши друзья спором, что забыли про рыбалку и не заметили, как отнесло их лодку в открытое море. Но и в открытом море они продолжали спорить о том, чья профессия лучше. И вот в одно мгновение поднялась большая буря, и лодку с большой скоростью понесло по волнам, вот тогда-то и очнулись молодые люди.

Через пару часов буря закончилась, и лодку прибило к берегу.

Друзья,  мы много  спорили и попали в бурю. Скоро наступит ночь и нам нужно найти место для ночлега, а то мало ли кто водится на этом острове.

«Да, я ведь могу построить дом, инструменты у меня с собой», сказал столяр.

«Молодец. Семён, начинай, а мы тебе поможем», поддержал прокурор.

«А, я проведу в дом электричество»,  добавил электрик.

И закипела работа. Скоро дом был готов. «Что-то кушать хочется после работы. Да покушать бы нам всем не помешало», - наперебой заговорили работники.

« Кушать захотели? А я для чего?», ответил  повар.

Вас друзья накормлю, супчик вам сейчас сварю,

Я ведь повар хоть куда, там, где я всегда еда.

Хорошо поужинав, друзья легли спать. Так прошёл первый день на необитаемом острове. На следующий день, все дружно отправились в обратный путь.

Друзья возвратились домой и больше никогда не спорили, чья профессия лучше, а наоборот решили, что: Все профессии нужны!

                                        Все профессии важны!

                                      Сказка о пропавших профессиях.

Жили - были две маленькие девочки – Катя и Лера. Они были сестрами и были очень любопытными. Каждый день они задавали своим маме и папе очень много вопросов, так, что те просто не успевали на них отвечать: а зачем? а как? а где? а почему?

И поэтому мама с папой называли их почемучками. И вот однажды маленькие девочки гуляли во дворе и весело играли. Катя достала из кармана конфету, которую захватила с собой из дома, развернула ее, быстро сунула в рот и бросила фантик на землю. Лера, видя, как весело подхватил ветер бумажку и понес ее на дорогу, сделала со своим фантиком то же самое. Девочки весело засмеялись и хотели продолжить свою игру в догонялки, но тут увидели, как какой-то старичок в измазанном фартуке и с метлой в руках поднял брошенные ими фантики и печально покачал головой:

- Разве можно так поступать? – спросил он. Кто же из вас вырастет?

- Я буду принцессой! – сказала Катя

- И я буду принцессой! – подтвердила Лера.

- Каждая девочка мечтает стать принцессой… -  ответил старичок. Но какая польза от принцесс? Вы бы лучше подумали, какую профессию вы себе выберете, когда вырастете.

- Профессию? – спросила Катя – а что это такое? Она вкусная? Большая? А почему она так называется?

- Вы не знаете что такое профессия? – удивился старичок. Но вы же уже такие большие! Каждый человек в этом мире приносит пользу другим, делая свою работу. Доктора лечат заболевших людей, водители водят автобусы, парикмахеры делают людям красивые прически и стригут волосы…

Но старичок не успел договорить – девочки хором перебили его:

 - Фиии… это же скучно! Мы будем веселиться и играть, и всем все приказывать!

Старичок печально покачал головой и стукнул своей метлой по земле 3 раза, а потом произнес волшебные слова: Закрутись весь мир на месте, взвейтесь ветры надо мной,

                                                 Пусть профессии как звери убегут все до одной!

И в этот миг все вокруг стало кружиться вокруг девочек – летали дома, деревья, и даже качели с детской площадки. Катя и Лера от страха закрыли глаза ладошками и прижались друг к другу. Когда все стихло, они открыли глаза и увидели, что все стоит на своих местах, но что-то было не так.

На улице было много мусора, стоял ужасный запах…

- Фууу… — сказала Лера. – Почему тут никто не убирает?!

- Да, — ответила Катя – принцессам тут точно не место!

И девочки решили пойти домой – играть им уже не хотелось. Но дома их ждал неприятный сюрприз – дом был каким-то не таким – он был весь потрескавшийся, некрасивый, словно его давно никто не ремонтировал.

- Мам, а можно нам чего-нибудь вкусненького? – спросила Лера.

- Увы, сказала мама. Вы же знаете, что у нас в городе пропали все профессии. Больше никто не печет сладкие булочки, потому что пекарь совсем разучился печь. И на шоколадной фабрике больше никто не работает – все кондитеры забыли, как они делали шоколадки и конфеты. Да и в магазине больше ничего не купить – там нет больше продавцов, и его закрыли. Люди разучились делать полезные дела, они забыли свои профессии.

- Но неужели мы теперь не сможем ничего купить? – удивилась Катя.

- Не сможем… - грустно вздохнула мама. Ведь чтобы магазин снова заработал, нужен продавец – человек, который будет продавать то, что есть в магазине, брать у покупателей денежку и давать им то, что они хотят, выкладывать товары на прилавок. Да и продавать больше нечего. Раньше у нас был пекарь – он пек вкуснейшие пирожки и булочки, разный хлеб.

- И ходил в белом колпаке и фартуке! – закончила за нее Катя.

- Да, - ответила мама. - Но больше он не умеет этого делать – его профессия куда-то пропала. И водитель, который управлял машиной и привозил в магазин продукты, разучился водить машину. Он ничего не может привезти.

Катя и Лера расстроились и пошли гулять – ведь дома было скучно. Город стал совсем другим. Никто не подметал дорожки, на клумбах не росли цветы, на детской площадке были сломанные качели, и никто их не чинил.

К больным больше не приезжали доктора. Ведь доктор – это тоже профессия. Именно доктор лечит все болезни – и больное горло, и насморк, и если кто-то поранился. Доктора всегда спешили на помощь к заболевшим, а когда помощь нужна была очень срочно – приезжали на специальной машине, которая так и называлась – «скорая помощь». Девочки все это знали, и помнили, что на той машине еще всегда был нарисован красный крест. Но только сейчас они поняли, что доктор – это нужная и полезная профессия, без которой очень плохо.

По городу больше не ездили автобусы – всем людям приходилось ходить пешком, как бы далеко ни нужно было добираться. Ведь пропала и профессия водителя. Да, это те самые водители, которые каждый день управляют автобусами и возят много людей по городу.

Но самое страшное было то, что пропали и воспитатели в детском садике, и учителя – больше некому было учить детей полезным вещам и грамоте. Ведь учитель – это тоже профессия. Учителя учат детей считать, читать, писать, рассказывают им о том, как устроен наш мир, каким он был раньше, и многое другое. А воспитатели учат самых маленьких простым, но очень нужным вещам – лепить, рисовать, учить стишки, танцевать, и даже просто правильно вести себя и за столом, и на прогулке.

Катя и Лера посмотрели друг на друга и поняли, что они сделали большую глупость и обидели того старичка. Ведь профессии действительно важны и нужны, и каждую профессию нужно уважать.

 - А что за профессия – принцесса? – спросила Лера Катю.

 - Не знаю… — ответила Катя. – наверное это бесполезная профессия. И зря мы ее выбрали…

- Но как теперь вернуть все обратно? Ведь это из-за нас все люди разучились делать свою работу! – спросила Лера.

- Может, нам просто нужно исправить нашу ошибку? Помнишь, папа с мамой всегда говорили – если ты сделала что-то не так – надо просто попросить прощения и исправить свою ошибку? – ответила Катя

- Да, точно! – согласилась Лера. Бежим скорее! Нам нужно найти того старичка!

Девочки побежали обратно во двор, но старичка там не было. Только горы мусора – ведь мало кто бережет труд дворника, и многие просто бросают мусор на землю.

Катя и Лера увидели, как среди всего этого мусора лежат и их бумажки от конфет. Лера подняла свою бумажку, выбросила ее в мусорное ведро, и сказала:

- А вот я, когда вырасту, стану поваром!

- Почему именно поваром? – спросила Катя, выбрасывая в мусорное ведро и свою бумажку.

- Потому что я хочу готовить вкусненькое для всех!

- Это здорово! – сказала Катя. – А я буду художницей и буду рисовать самые красивые картины, чтобы у каждого в доме было красиво!

И тут случилось чудо. Все вокруг снова закружилось и завертелось, и через минуту все вернулось обратно, как будто ничего и не было.

И девочки взялись за руки, чтобы пойти домой помочь маме готовить и убираться дома. Они больше не хотели быть принцессами, они поняли, что существует много интересных и полезных профессий, и каждый ребенок и взрослый может выбрать себе ту, которая ему понравится больше всего. Но самое важное то, что каждая профессия приносит другим людям пользу! Автор: Писарева Светлана

                             Занятие «Путешествие в мир профессий»

Программные задачи: познакомить детей с многообразием мира профессий в обществе, историей их появления; формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; расширять кругозор; воспитывать уважение к труду и людям любой профессии.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением людей разных профессий: продавец, шофёр, строитель, писатель.

Ход занятия. Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.

Ничто никогда не выходит само:

Само не приходит к нам на дом письмо.

Само не способно смолоться зерно,

Само стать костюмом не может сукно.

Само не умеет свариться варенье,

Само не напишется стихотворение.

Мы делать всё это обязаны сами,

Своей головой и своими руками. В. Лунин

О чём говорится в этом стихотворении? (Ответы детей.)                                                                Ничего само по себе не сделается, нужен труд людей разных профессий.                                             Сегодня мы с вами узнаем много интересного о профессиях.

А вы знаете, что обозначает слово «профессия»? (Ответы детей.)                                                       Какие профессии вы знаете?                                                                                                                         Чтобы вспомнить и назвать, какие существуют профессии, давайте совершим с вами маленькое путешествие. Сейчас мы находимся с вами в детском саду. Здесь работают люди разных профессий.                                                                                                                                        Кто ухаживает за детьми и воспитывает их? (Воспитатель, помощник воспитателя.)                        Кто готовит пищу для детей? (Повар.)                                                                                                               Кто стирает бельё? (Прачка.)                                                                                                                Кто убирает территорию детского сада? (Дворник.)

Вечером за вами придут родители, чтобы забрать домой. Кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей.)                                                                                                                         Вместе с родителями вы пойдёте домой, может быть, посетите магазин. Кто работает в магазине? (Продавец, кассир.)

Воспитатель на доске размещает иллюстрации с изображением соответствующих профессий.

Воспитатель: Вы садитесь в автобус, кто им управляет? (Водитель.)                                                                      Вы входите в дом. Кто его построил? (Строители.)                                                                                 Перед сном вам мама читает книгу. Кто написал её? (Писатель или поэт.)                                                           Вот сколько разных профессий мы смогли вспомнить только за одно маленькое путешествие.

Сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы знаете профессии и трудовые действия людей этих профессий.

 

     Дидактическая игра «Угадай профессию по трудовым действиям»

Цель: совершенствование умения детей соотносить действия людей с их профессией.

Ход игры. Педагог с детьми становится в круг, в центре которого ребёнок. Все идут по кругу и говорят: Что ты делаешь - не знаем, поглядим и угадаем.

Ребёнок в центре имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передаёт звуками. Например, чистит пылесосом пол, едет на машине, стрижёт волосы, стирает бельё, кружится в танце, поёт в микрофон и т.д. Дети угадывают, кто это делает, и называют трудовое действие.

Как вы думаете, ребята, профессии были всегда? (Ответы детей.)                                                               В давние-давние времена мужчины занимались охотой, рыбалкой, строительством жилища. Женщины собирали плоды и ягоды, работали в поле, шили одежду из шкур животных, готовили пищу, поддерживали огонь в очаге, растили детей.

Со временем появились мастера: одни из них хорошо делали оружие, другие - посуду, третьи шили одежду. Так возникали профессии. Со временем их становилось всё больше. Одни профессии появлялись, а другие исчезали. Так, вначале была профессия землекопа (выкапывал ямы, траншеи). Но появились экскаваторы, а с ними и профессия экскаваторщика, а профессия землекопа исчезла. Долгое время существовала профессия извозчика (человек управлял повозкой, в которую были запряжены лошади), но появились автомобили, с ними и профессия водителя, а профессия извозчика исчезла.

В. И сегодня существует очень много профессий. Все они важны и нужны, потому что приносят пользу людям. Как нужно относиться к людям разных профессий? (Уважать людей всех профессий, ценить их труд.). Давайте сейчас мы с вами поиграем.

                    Дидактическая игра «Не пропусти профессию»

Цель: развитие у детей умения выделять из множества слов те, которые обозначают названия профессий.

Ход игры. Становимся в круг. Я буду называть разные слова. Когда встречается название профессии, вы подпрыгиваете на месте. Слушайте внимательно: лампа, врач, ножницы, шофёр, болтун, роза, строитель, архитектор, фантазия, воробей, маляр, осень, гроза, листок, парикмахер, продавец, санки, мышь, библиотекарь, камень, доярка.

А как человек выбирает профессию? Почему один хочет стать учителем, другой - строителем, третий - космонавтом? (Ответы детей.) Правильно, человек выбирает профессию в зависимости от того, что ему нравится. Некоторые с самого детства выбирают свою будущую профессию, мечтают о ней. Ребята, а кем вы хотите стать, когда вырастете? (Ответы детей.) Что нужно делать человеку, чтобы его мечта о профессии воплотилась в жизнь? (Нужно хорошо учиться, много знать, стремиться осуществить свою мечту.). Что необходимо человеку, чтобы люди его ценили и уважали? (Стать умелым, самым лучшим в своей профессии, таким, чтобы люди сказали: «У него золотые руки», «Он - мастер своего дела».)

-Существует множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда вырастет, решит, чем заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

На свете много профессий разных, и все они людям нужны,

От самых простых и до самых важных, все они в жизни важны. С. Масинчер

Очень важно, чтобы человек подобрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом и зарабатывает деньги, кто правильно выбрал себе профессию.

Давайте вспомним, о каких профессиях мы сегодня говорили? (Ответы детей.)

                    Алгоритм составления рассказов о профессиях.