Инновационная деятельность
В январе 2020 года наша группа «Ромашка» стала инновационной площадкой по внедрению программы «Вдохновение».
Свою работу мы решили начать с изучения теоретических основ и философии программы «Вдохновение».
Цели и задачи данной программы оказались близки нашему пониманию педагогического процесса. Мы считаем, что целостное и разностороннее развитие детей возможно только при создании системы благоприятных условий для развития.
Была закуплена методическая литература, пособия.
В нашей группе мы постарались создать мотивирующую образовательную среду для достижения лучших результатов личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей.
Среда, которую мы создали в группе, предоставляет ребенку возможности для развития по индивидуальной образовательной траектории через общение, игру, исследование, различные формы детской активности.
Традицией нашей группы стал «Детский совет», который стал важным моментом дня для детей и педагогов.
Задачи утреннего совета:
- создание условий для межличностного и делового общения детей и взрослых;
- развитие эмпатии;
- обучение умения формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
- обучение умения выбирать из личного опыта значимые события и рассказывать кратко, логично, последовательно.
- обучение умению разрабатывать план действий.
- развитие умений договариваться о совместной деятельности. распределять роли и обязанности.
Сигналом служит звук колокольчика. Ребята собирают игрушки и садятся в круг. Планирование – одна из ведущих и самых сложных составляющих «Детского совета».
Мы - воспитатели прилагают максимум усилий, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение вариантов действий по какой-нибудь теме, событию. Все идеи детей выносятся в общий план наравне с идеями взрослых.
По теме планирования используется форма трех вопросов: Что мы знаем по теме? Что мы хотели бы узнать? Что можно сделать?
После «Детского совета» дети выбирают самостоятельно центр активности, в котором они хотели бы поработать. Сложность состоит в том, что много детей хотят работать в одном и том же центре.
В группе «Ромашка» созданы следующие центры активности:
Зона умеренной активности:
- центр познания;
- центр книги;
- центр природы;
- центр математики Мате+;
- центр развития речи Речь+;
- центр патриотического воспитания.
Зона средней активности:
- центр конструирования;
- лаборатория;
- центр социально-коммуникативного развития;
- центр изодеятельности;
- центр безопасности.
Зона повышенной активности:
- центр двигательной активности;
- центр музыки;
- центр театрализованной деятельности;
- центр игры;
- центр дежурства.
Во время деятельности детей в центрах активности по реализации своих планов и идей педагоги наблюдают, помогают каждому ребенку.
В течение учебного года мы стали участниками нескольких вебинаров: 1.«Планирование образовательной деятельности»
2.«Ценности дошкольного образования, определяемые современными научными представлениями о развитии дошкольника. Философия образовательной программы «Вдохновение»»
3. «Современное понимание качества дошкольного образования»
Особое значение в режиме дня заняли кинезиологические ритмические игры. Мы стали их использовать как часть любого занятия: и в начале, чтобы настроиться на работу, и в середине, как физкультминутки, и при переходе к следующей части режима дня. Эти игры помогают нашим воспитанникам легко и свободно усваивать учебный материал или спокойно принять завершение одного и переход к другому режимному моменту.
Такие игры мы проводим как со специально созданным оборудованием (мешочки с крупой, так и используем разнообразный материал, стараясь внести новизну в игры (кубики, мячики, детали конструктора).
В течение учебного года с детьми группы проводились занятия по математике, речевому развитию с использованием тетрадей «Вдохновение» Мате+, речь +.
В реализацию культурных практик были включены такие занятия, как «Магнетизм и электричество», «Вода и воздух», «Свет и сила», «Открытия Феечки Копеечки».
Важным общим событием начала дня в детском саду стал утренний круг. Мы собираемся вместе, чтобы почувствовать себя общностью и отметить общее начало дня. Мы обсуждаем общие темы, рассказываем о своих чувствах, играем и поем.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности основывается на самоопределении. Мы стараемся увидеть каждого, оказать помощь и поддержку.
В конце дня проводится анализ деятельности детей, самоанализ действий, оценка результатов, определяются перспективы дальнейшей деятельности.
В этой Программе мы – педагоги – выполняли миссию: вдохновлять, помогать, удивлять, радовать. И учиться у детей их взгляду на мир, отношению к этому миру. Работать по данной программе планируем и в следующем учебном году.