2. Положительная динамика по результатам коррекционной работы педагога

Кислова Екатерина Константиновна
 
Все дети нуждаются в небольшой помощи, небольшой надежде и чтобы кто-то верил в них.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №7»ЖУРАВУШКА г.ОХИ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИНН 6506007700 КПП 650601001ОГРН 1026500886060 694490 г. Оха, ул. лет СССР, 15/1

т.8(42437)37818,30462 sadiuravushka@mail.ru

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по результатам итогового мониторинга освоения детьми и обучающимися адаптированных общеобразовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией (дети с ОВЗ)

Речь — это высшая психическая функция, форма общения, присущая только человеку. С помощью нее люди обмениваются между собой информацией. Она является основой человеческого мышления. Мышление развивается по мере того, как ребенка овладевает речью. Развитие речи сопутствует развитию других высших психических функций, таких как, память, мышление, внимание, а также она участвует в развитии волевых процесса, эмоциональной сферы. Все это играет важную роль в социализации ребенка. Когда нарушается один из компонентов, то рушится вся цепочка, и в результате нарушается социализация ребенка в обществе.

В настоящее время значимый процент детей от всего детского населения Российской Федерации имеют ограниченные возможности здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, здоровье которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания.

В Российской Федерации, на сегодняшний день, инклюзивное образование регламентируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка.

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Для выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста необходимо обследовать следующие стороны устной речи: звукопроизношение, слоговой структуры слова, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.

Для диагностики детей я использую речевую карту, составленную на основе методик Н.В. Нищевой и Н.М. Трубниковой, которые я адаптировала под данную группу детей.

Исследование состоит из таких этапов:

Подбор диагностических заданий, с помощью которых я получу полную характеристику устной речи.

Непосредственно исследование состояний устной речи по подобранным методикам.

Анализ полученных результатов о состоянии устной речи.

Анализ влияния компонентов устной речи на успешность предстоящего обучения грамоте.

Планирование индивидуальных маршрутов по коррекции нарушений речи детей в условиях инклюзивного образования.

В качестве наглядно-дидактического обеспечения используются:

- экспресс-диагностики речевого развития дошкольников с использованием авторских шаблонов Т. Л. Вербицкой на базе пакета Microsoft Office для логопедического обследования звукопроизношения

- логопедическое пособие Л. Филипповой «Альбом обследования слоговой структуры слова по Марковой А.К.»

- Нищева Н.В. «Картинный материал к речевой карте ребенка 4 – 7 лет».

Цели мониторинга:

- всестороннее изучение особенностей произносительной стороны речи и речевых психических функций дошкольников;

- определение уровня овладения программным материалом;

- выявление динамики сформированности речевых психических функций;

- определение стратегии обучения и коррекции развития каждого ребёнка.

Задачи мониторинга:

- выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка доступными методами;

- наметить индивидуальный маршрут коррекционно-воспитательной работы для каждого ребёнка.

Объект мониторинга

2019 – 2020 учебный год (начало учебного года) (логопункт)

Кол-во детей

Заключение ППк

25

ФНР

ФФНР

9

16

2020 – 2021 учебный год – старшая группа (начало учебного года)

Кол-во детей

В том числе с интел.нар.

Заключение ТПМПК

10

8

ОНР I ур.

ОНР II ур.

ОНР III ур.

4

4

2

2021 – 2022 учебный год – подготовительная группа (начало учебного года)

Кол-во детей

В том числе с интел.нар.

Заключение ТПМПК

10

8

ОНР I ур.

ОНР II ур.

ОНР III ур.

2

6

2

По результатам заключения специалистов ТПМПК дети, имели сложные формы речевых нарушений.

Сентябрь 2019 – подготовительная к школе группа

Сентябрь 2020 – старшая группа

        Сентябрь 2021 – подготовительная к школе группа

Контроль осуществляется через мониторинг логопедического обследования на основе единых заданий и критериев их оценки для определения уровня развития речи детей, утвержденный на РМО логопедов от 08.11.2007 г.

Разделы:

1. Исследование состояния звукопроизношения

2. Исследование фонематических процессов

3. Исследование звукослоговой структуры слов

4. Исследование словарного запаса

5. Исследование грамматического строя речи

6. Исследование состояния связной речи

Исследование состояния звукопроизношения

Выявить:

- нарушение звукопроизношения всех групп звуков;

- позицию нарушения звука: изолированно, в словах, в предложениях;

- характер нарушения звукопроизношения (замены, искажения, смешения, пропуски звуков).

Высокий

Правильно произносит все звуки

Выше среднего

Не произносит 2 звука в пределах одной группы звуков

Средний

Не произносит 3-4 звука в пределах двух групп звуков

Низкий

Нарушено произношение всех групп звуков, включая некоторые парные согласные и/или гласные, во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков. Общеупотребительная речь отсутствуете.

Исследование фонематических процессов

Выявить дифференцирует ребёнок или не дифференцирует:

- оппозиционные звуки;

- оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;

- звуки, смешиваемые в произношении.

Высокий

Ребёнок оппозиционные звуки различает, слоги повторяет без ошибок. Дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении.

Ребёнок уверенно и правильно выделяет конечный и начальный согласный, определяет последовательность и количество звуков в слове.

Средний

Ребёнок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется и/или ошибается при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении. Ребёнок выделяет конечный и начальный согласный в слове, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах.

Низкий

Ребёнок затрудняется при выполнении всех заданий и/или ошибается при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении.

Исследование звукослоговой структуры слов

Исследовать, нарушает ли ребёнок звукослоговую структуру отдельных слов и слов в предложении.

Высокий

Повторяет слова и предложения, сохраняя звуконаполняемость и слоговую структуру отдельных слов и слов в предложении.

Средний

Повторяет большинство слов правильно.

В отдельных словах и предложениях возможны нестойкие ошибки. При повторении ребёнок может их исправить.

Низкий

Допускает стойкие грубые ошибки, как в отдельных словах, так и в предложениях. При повторении ошибки сохраняются.

Исследование словарного запаса

  1. Подбор обобщающего слова (игрушки, посуда, овощи, фрукты, мебель, одежда, обувь, транспорт, домашние и дикие животные)

Высокий

Называет 9-10 обобщающих понятий

Средний

Называет 6-8 понятий

Низкий

Называет до 6 понятий

  1. Знание детенышей животных

(жеребенок, ягненок, поросенок, щенок, цыпленок, теленок)

Высокий

Называет 6 детенышей

Средний

Называет 4-5 детенышей

Низкий

Называет до 4 детенышей

  1. Знание профессий

(шофер, строитель, учитель, повар, парикмахер, продавец, художник и т.д.)

Высокий

Называет профессии по картинкам

Средний

Называет профессии, отвечая на вопрос, например: «Кто рисует картины?»

Низкий

Не справился с заданием

  1. Атрибутивный словарь   (подбери эпитеты к словам «лиса», «лимон», «дом»)

Высокий

Подобрал 3 и более эпитетов

Средний

Подобрал 2 эпитета

Низкий

Подобрал 1 эпитет/ не подобрал/эпитеты не подходят по смыслу

  1. Предикативный словарь (подбери слова-действия: заяц - …)

Высокий

Подобрал 4-5 действий

Средний

Подобрал 3 действия

Низкий

До 3 действий/ не подобрал

  1. Подбор антонимов

(большой, длинный, широкий, высокий, толстая, пустой, острый, сладкий, много, близко)

Высокий

Подбор 9-10 антонимов

Средний

Подбор 7-8 антонимов

Низкий

Менее 6 заданий

Исследование грамматического строя речи

  1. Образование существительных множественного числа в И.П. и Р.П.

(дерево-деревья, ухо-…; карандаш-..; стул-…; кукла-…)

Высокий

Выполнил 8-9 заданий

Средний

Выполнил 6-7 заданий

Низкий

Выполнил до 5 заданий

  1. Согласование существительных с числительными 1,3,5

   (матрешка, ведро, цыпленок)

Высокий

Согласовывает с числительными 1, 2 и 5

Средний

Согласовывает с числительными 1 и 2

Низкий

Согласовывает с числительным 1

  1. Усвоение предложно-падежных форм

(предлоги В,ИЗ, НА, СО (С), НАД, ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ)

Высокий

Называет 8-9 предлогов

Средний

Называет 6-7 предлогов

Низкий

Называет до 6 предлогов

  1. Образование названий детенышей животных

(у утки – утята; у козы - …; у льва - …; у кошки-..; у лисы-…; у волка-..; у слона-..   и т.д.)

Высокий

Образует 9-10 названий

Средний

Образует 7-8 названий

Низкий

Образует до 6 названий

  1. Образование относительных и качественных прилагательных

(Кастрюля из металла – металлическая; стакан из стекла..; матрешка из дерева..; сок из винограда..; сумка из кожи… Солнце – солнечный;

Высокий

Образует 8-10 прилагательных

Средний

Образует 6-7 прилагательных

Низкий

Образует до 5 прилагательных

Исследование состояния связной речи

  1. Умение конструировать деформированное предложение

Высокий

Справился с заданием

Средний

Справился с помощью взрослого

Низкий

Не справился с заданием

  1. Пересказ текста

Высокий

Пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Без нарушения лексических и грамматических норм.

Средний

Пересказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, побуждения). Содержание текста передается полностью, не содержит аграмматизмов. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, стереотипность оформления высказывания.

Низкий

Пересказ составлен по вопросам. Связность изложения нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения.

  1. Составление рассказа по серии картин

Высокий

Самостоятельно составлен связный текст, достаточно полно изображен сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий. Рассказ построен в соответствии с нормами языка.

Средний

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Возможны пропуски отдельных моментов действия. Отмечаются не резко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

Низкий

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действий и целых фрагментов, что нарушает смысловое составление рассказа. Рассказ подменяется перечислением действий.

Результативность и качество коррекционной работы

за 2019 – 2020, 2020 -2021, 2021 – 2022 учебные годы

«Звукопроизношение»

Показа

тели развития детей

Подготовительная группа (25 человек)

2019-2020 уч.г.

Старшая группа

(10 человек)

2020-2021 уч.г.

Подготовительная группа

(10 человек)

2021-2022 уч.г.

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

Звук-е

0%

33%

67%

87%

13%

0%

0%

10%

90%

10%

60%

30%

10%

60%

30%

20%

70%

10%

«Фонематические процессы»

Показатели развития детей

Подготовительная группа (25 человек)

2019-2020 уч.г.

Старшая группа

(10 человек)

2020-2021 уч.г.

Подготовительная группа

(10 человек)

2021-2022 уч.г.

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

Фон. воспр

0 %

18 %

82 %

35 %

65 %

0 %

0%

10%

90%

20%

40%

40%

20%

50%

30%

30%

60%

10%

«Звукослоговая структура слова»

Показатели развития детей

Подготовительная группа

(25 человек)

2019-2020 уч.г.

Старшая группа

(10 человек)

2020-2021 уч.г.

Подготовительная группа

(10 человек)

2021-2022 уч.г.

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

ССС

35%

53 %

12%

94 %

6 %

0 %

0%

10%

90%

30%

40%

30%

30%

40%

30%

50%

40%

10%

«Словарный запас»

Показатели развития детей

Подготовительная группа

(25 человек)

2019-2020 уч.г.

Старшая группа

(10 человек)

2020-2021 уч.г.

Подготовительная группа

(10 человек)

2021-2022 уч.г.

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

Словарный запас

35  %

41 %

24 %

82 %

18 %

0 %

0%

0%

100%

10%

40%

50%

20%

60%

20%

40%

60%

0%

«Грамматический строй речи»

Показатели развития детей

Подготовительная группа (25 человек)

2019-2020 уч.г.

Старшая группа

(10 человек)

2020-2021 уч.г.

Подготовительная группа

(10 человек)

2021-2022 уч.г.

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

Грамматика

33%

67%

0%

87%

13%

0%

0%

10%

90%

10%

60%

30%

10%

60%

30%

20%

70%

10%

«Состояние связной речи»

Показатели развития детей

Подготовительная группа (25 человек)

2019-2020 уч.г.

Старшая группа

(10 человек)

2020-2021 уч.г.

Подготовительная группа

(10 человек)

2021-2022 уч.г.

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

Связная речь

30%

46 %

24 %

82 %

18 %

0 %

0%

10%

90%

30%

40%

30%

30%

40%

30%

50%

40%

10%

        

Анализируя полученные данные мониторинга, отмечу, что речевое развитие детей подготовительной группы за 2019 – 2020 учебный год имеет положительный характер в виде тяжести нарушений данной группы (дети ФФНР), что касается динамики речевого развития  детей старшей и подготовительной к школе группы (дети ОНР) в 2020 – 2021 и 2021-2022 учебные года, несмотря на то, что сохраняются нарушения всех структурных компонентов, но положительная динамика коррекционной работы все же прослеживается.

Исходя из полученных результатов, мы прослеживаем положительную динамику коррекционного процесса по преодолению нарушений речи у старших дошкольников. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что индивидуальный маршрут по коррекции нарушений речи составлен правильно и успешен.

Учитель-логопед Кислова Е.К.                                                        __________________