Комплект по лексической теме "Подводный мир"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Кислова Екатерина Константиновна

Тематический комплект по лексической теме "Подводный мир"

Конспект занятия

Презентация к конспекту занятия

Дидактическая игра Контуры

Материал для стенада

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект29.24 КБ
Файл Презентация1.79 МБ
PDF icon Игра287.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в группе для детей с ОНР

по теме «Этот загадочный подводный мир!»

Возрастная группастаршая

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные: Расширять и углублять знания детей о водоёмах и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи.

Коррекционно-развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; учить согласовывать речь с движениями; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; развивать выразительность речи и выразительность движений; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Коррекционные-воспитательные: Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны; воспитывать толерантное отношение к ответам детей; формировать умение работать и играть в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности.

Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, картинок из альбомов «Мир природы»«Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир». Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.

Материалы и оборудование: глобус; презентация «Подводные жители», пазл батискафа; картинки батискафа и обитателей моря, рек, озер; модели кита, дельфина, акулы, морской рыбы, картинки с контурами рыб.

Ход деятельности

(Слайд 1) Логопед: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в путешествие. Мы узнаем много интересного о море, реках и озёрах и их обитателях, опустимся в их глубины. (беру глобус.)

А вот наш помощник. Ребята, это?

Дети: Глобус.

Логопед: Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он кажется каким?

Дети: Разноцветным.

Логопед: А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Логопед: Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: Голубой краской на глобусе обозначены моря, океаны, реки и озера.

Логопед: Ребята, а вы знали, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).

(Слайд 2) Логопед: Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

(включаю запись звуков моря.)

Логопед: Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом. (вдох носом, выдох ртом

Логопед: Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие?

(ответы детей)

Логопед: А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

(ответы детей)

Логопед: Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)

А чтобы лучше запомнить, как он выглядит, предлагаю выполнить задание:

«Сложи картинку»

(Предлагаю пазлы, глядя на картинку нужно собрать батискаф.)

Логопед: В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ на модель кита). Кто же это? (Синий кит).

 (Слайд 2) Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

(Слайд 3) Дыхательная гимнастика.

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ на модель дельфина). Да это же. (дельфин).

- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем, как выныривают дельфины и киты.

«Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз»«два»«три») и выдох ртом.

Логопед: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [к] в слове».

Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Логопед: Ой, кто же это плывёт? (Показ на модель акулы).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

Логопед: Чем питается акула?

Дети: Рыбами, морскими животными.

Логопед: Акулы могут напасть на человека?

Дети: Да.

Логопед: Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

Дети: Нет. У человека нет жабр.

Логопед: Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Логопед: Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво. (выполняется пальчиковая гимнастика)

«Подводный мир» (Слайд 4)

Посмотри скорей вокруг!                 Делают ладошку у лба «козырьком»

Что ты видишь, милый друг?         Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.                 Разводят ладони в стороны

Плывёт морской конёк сюда.         Волнообразные движении ладонями вперёд

Вот медуза, вот кальмар.                 Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигаются навстречу друг другу.

Скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны.

А вот это – рыба шар.                 Соединить пальцы обеих рук в форме шара.

А вот, расправив восемь ног,         Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук.

Гостей встречает осьминог.

Логопед: Ребята, а сейчас мы отправимся на лодке по реке. Кто знает, что нужно надеть, когда садишься в лодку?

(ответы детей)

Логопед: И снова мы погружаемся, на этот раз на дно реки. Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. Ой, я что-то заметила среди них. (Показ модели рыбы). Кто это?

Дети: Рыба.

Логопед: Давайте поиграем с рыбкой. Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

(Слайд 5) Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост).

Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).

Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости).

Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).

Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Игра «Без чего не бывает рыбы?».

Ребята, скажите, без чего не бывает рыбы?

Дети отвечают: «Не бывает рыбы без головы (жабр, плавников, чешуи, глаз, рта)».

Логопед: Молодцы, отпустим рыбку плавать. Молодцы, вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте поиграем.

(Слайд 6) Игра«Невод».

(Выбираю по желанию детей двоих игроков - рыбаки, берут друг друга за руки, образуя «невод». Остальные дети-рыбки. Рыбки плавают, выполняя плавные движения руками. Под веселую музыку рыбки разбегаются по ковру, а рыбаки ловят их. Нельзя ловить «разорванным неводом», т. е. расцеплять руки. Кого поймали, присоединяется к рыбакам, увеличивая «невод»).

(Слайд 7) дайте посмотрим на экран и повтори названия рыб. А где еще обитают рябки? (ответы детей) (Слайд 8)

Полюбовались мы рыбками, познакомились с речными обитателями, поиграем с ними. (приглашаю детей к столу с песком. Под песком спрятаны обитатели морей, рек и океанов — карточки, засыпанные мелким песком. Логопед предлагает сесть вокруг стола.)

Логопед: А сейчас новая интересная игра «Узнай по контуру». Опустите руки «под воду», которую изображает песок, отыщите морских животных и, вытащите карточку, попробуйте узнать его по контуру.
(Дети засовывают руки в песок, находят карточки, осматривают их и называют подводное животное, после ответа логопед показывает карточку цветную и проверяет правильность выполненного задания).

Логопед. Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).

Вариант 1

Логопед: Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам викторину «Угадай-ка».

Вопросы:

1. Без чего не бывает моря? (без воды)

2. Какая самая большая рыба в море? (синий кит)

3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (у камбалы)

4. У кого рот на брюхе? (у акулы)

5. Какая собака не лает? (морская)

6. На каком коньке нельзя покататься? (на морском)

7. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)

8. Родственник рака? (краб)

Вариант 2

(Слайд 9) Логопед: Мы с вами узнали много нового, интересного, а теперь я предлагаю рассмотреть картинки и составить маленький рассказ. 

Логопед: Вы очень хорошо занимались, старались. Справились со всеми заданиями. (Слайд 10) Давайте попрощается с батискафом. Что вам понравилось на занятии? Какие трудности испытывали? Занятие закончено.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"

Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"...

Учебно-методический комплект по лексической теме "Лес, деревья, плоды"

Учебно-методический комплект по лексической теме "Лес, деревья, плоды"...

Учебно-методический комплект по лексической теме "Игрушки"

Учебно-методический комплект по лексической теме "Игрушки"...

Учебно-методический комплект по лексической теме "Осень золотая"

Учебно-методический комплект по лексической теме "Осень золотая"...

Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"

Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"...

Методический комплект по лексической теме «Семья»

Методический комплект по лексической теме «Семья»В систему работы включены различные виды дидактических игр: сюжетно-дидактические, настольно-печатные, словесные, способствующие развитию п...

Комплект по лексической теме «Хлебобулочные изделия»

В комплект входят:Конспект логопедического занятия для детей с ОНР старшей группы по лексической теме «Хлебобулочные изделия»Презентация к конспектуРекомендакии для родителей...