Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby_yagody.docx | 110.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методический комплект
Лексическая тема
Грибы - ягоды
С. В. Овчинникова
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Дети должны знать:
- о том, что грибы, как растения и животные, образуют самостоятельное царство живой природы. Грибы отличаются от растений тем, что лишены хлорофилла и не могут превращать неорганические соединения в органические. Грибы размножаются спорами, а не семенами, как растения и не цветут;
- какие бывают грибы, чем они отличаются, где растут;
- основные виды съедобных и несъедобных грибов, способы обработки и заготовки грибов.
Дети должны уметь:
- отличать съедобные и несъедобные грибы (наиболее распространенные в данной местности), называть их, рассказывать об отличительных особенностях;
- обобщать главные признаки грибов, сравнивать их особенности, выделять основные части;
- использовать активный словарь (названия, признаки, действия), накопленный при изучении темы.
Существительные: грибы, шляпка, ножка, грибница, споры, пленка, мох, семейка, пень, белый гриб, боровик, подберезовик, подосиновик, лисички, сыроежки, опята, груздь, свинушки, волнушки, мухомор, белая поганка, дождевик, маслята.
Прилагательные: съедобные, несъедобные, крепкие, вкусные, питательные, маринованные, вареные, соленые, сушеные, мороженые, волокнистая, пористая, вредные, ядовитые, незаметные, засушливое, влажное, дождливое, коричневая, оранжевая, рыжая, черная, розовая, зеленоватая, скользкий, мелкие, крупные, червивые.
Глаголы: искать, срезать, раскапывать, раздвигать, собирать, различать, очищать, варить, солить, жарить, мариновать, сушить, замораживать, разламывать, отсортировывать, сохранять, не вырывать, знать.
СТИХОТВОРЕНИЯ
Мы летом в лесу
Собирали малину,
И доверху каждый
Наполнил корзину.
Мы лесу кричали
Все хором: - Спа-си-бо!
И лес отвечал нам:
"Спасибо! Спасибо!"
Потом вдруг качнулся,
вздохнул... и молчок.
Наверно, у леса
Устал язычок.
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
СТИХОТВОРЕНИЯ
Пел под ёлкой мухомор:
— Всех грибов я краше!
Мошкары писклявый хор
Надо мной не пляшет.
Меня люди не едят:
Зол я, как горчица.
А зверюшки — каждый рад
Мною полечиться.
Посреди лесной полянки
Притаились хулиганки,
Притаились хулиганки -
Две противные Поганки.
В белых юбках, шляпках белых,
Каждая белее мела.
Слишком уж они бледны,
Да и в пищу не годны.
Ведь в Поганках, говорят,
Самый сильный в мире яд!
Для людей и для зверей.
Мимо них пройди скорей.
У березки на опушке
Ждут нас модницы Волнушки.
Все в пушистых шляпках новых,
Нам кричат: "А мы готовы!
Мимо вы не проходите И скорее нас сорвите!"
Зря волнуетесь, Волнушки, Заберем мы вас с опушки, Не оставим ни одной,
Унесем к себе домой!
ЗАГАДКИ
Здесь растет деревьев много
Лип, осин, берез и кленов.
А еще грибов и ягод-
Не собрать их даже год.
Место то полно чудес,
А зовем его мы.. (лес)
Посмотри, - сказал мне папа,-
Ножка, а ножке - шляпа.
Ты узнал его, сынок?
Это маленький (грибок)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы.
(гриб)
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками...
(Малина)
Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет -
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с ...(Малиной)
ЗАГАДКИ
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.
(Смородина)
Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)
Ягода чёрная — да не черника,
Куст колючий — да не малина.
( Ежевика )
Душистых ягод аромат,
В природе дикой созревают,
Своею формой небольшой,
Клубнику нам напоминают!
(Земляника)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква)
ЗАГАДКИ
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —... (черника)
На тоненькой колючей ветке
В полосатых майках детки.
Кустик с шипами – не шиповник.
А как зовут его?
(Крыжовник)-
Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (Гриб.)
- Пока дети — каждый в берете. Повзрослели — шляпы надели. (Грибы.)
- Я стою на ножке толстой, я стою на ножке гладкой, под коричневою шапкой, с бархатной подкладкой. (Боровик.)
- Что за гриб стоит на кочке в красном бархатном платочке? (Подосиновик.)
- Этот гриб красивый, красный. Но, поверьте, — он опасный. (Мухомор.)
- Возле пня и на лужайке мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, называют нас... (опята).
ЗАГАДКИ
- В шляпках серебристых и слегка волнистых прячутся подружки, зовут их... (волнушки).
- Словно маслицем покрыты наши шляпки. Под сосной растут открыто крепкие... (маслятки).
В рыжих шапочках сестрички, называют их... (лисички).
- Очень к дождику привык пухлый, круглый... (дождевик).
- На грибнице я расту, никогда не зацвету. Нет семян, но споры есть. Их у шляпки и не счесть. (Гриб.)
- Семейка крепышей в дубраве живет, грибников в гости ждет. (Боровик.)
- Шляпка белого гриба, только ножка лишь тонка. И расту в другой я роще. Но найти меня не проще. (Подберезовик.)
- Шляпку видно за версту, с гордостью ее ношу. Только вот синеет ножка, как осинка на ветру. (Подосиновик.)
- Как вам с нами повезло! Пень один — грибов ведро. (Опята.)
ЗАГАДКИ
- Рыжий цвет, но нет хвоста. Это вовсе не лиса. Словно волны, шапки край. Ты скорей нас собирай. (Лисички.)
- Я, как светофор в лесу, всех людей предупрежу: «Рвать и есть меня нельзя!» Стоп! Сигналю всем не зря. (Мухомор.)
- Я скромней, чем мухомор, шляпка бледная совсем. Но обходят стороною меня в чаще люди все. (Бледная поганка.)
- Если знаешь нас, срезай. А не знаешь — оставляй. (Грибы.)
- Не срезай нас никогда, если в лес пришла беда, если рядом есть дорога. Обойди нас и не трогай. (Грибы.)
Подскажи словечко
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).
Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые…
(поганки).
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
За грибами
Топ-топ. Пять шагов,
(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)
В туесочке пять грибов.
(Показывают растопыренные пальчики.)
Мухомор красный –
(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках, начиная с
больших.)
Гриб опасный.
А второй – лисичка, рыжая сестричка.
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок.
Пятый гриб белый, ешь его смело.
Ягодки
Пальчик, пальчик-непоседа,
где ты бегал, где обедал?
Я с мизинцем ел малинку,
с безымянным ел калинку,
Ел со средним землянику,
с указательным клубнику!
(загибаем пальчики)
ФИЗМИНУКА
Гномы в лес пошли
Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли.
(наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три -
(наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! ( показывает 3 пальца)
И пока грибы срывали, ( руки к полу)
Гномы в садик опаздали.
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
За грибами
Все зверушки на опушке (Дети идут в хороводе.)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (Скачут вприсядку, .)
Рыжики срывали.
Лисичка бежала, (Бегут)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (Скачут стоя)
Искали опятки.
Медведь проходил, (Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)
Мухомор раздавил.
ВИКТОРИНА
- Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)
- Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.)
- Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)
- Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)
- Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)
- Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)
- Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)
- Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?
- Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (Свинушка.) Почему его так называют? (Потому, что он в пятнах, «грязный, как свинушка».)
- Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)
- Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)
- Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)
- Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)
ВИКТОРИНА
Что будет, если...
Цель: уметь устанавливать последовательность событий, выражать это в предложении.
Педагог предлагает детям варианты по своему выбору.
- Что будет, если лето засушливое?
- Что будет, если в лесу постоянная влажность от дождей?
- Что будет, если осенью придут ранние заморозки?
- Что будет, если гриб вырвать вместе с грибницей?
- Что будет, если грибы долго не собирать?
- Что будет, если человек не разбирается в съедобных и несъедобных грибах?
- Что будет, если грибник не ориентируется в лесу?
- Что будет, если грибы плохо проварить?
- Что будет, если уничтожить все несъедобные и ложные грибы?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Грибы относятся к животным, растениям, или представляют собой самостоятельное царство?
- Чем грибы отличаются от растений?
- Где растут грибы, которые люди употребляют в пищу?
- Назовите места в лесу, где растут определенные грибы.
- Из каких частей состоит гриб?
- В каком случае гриб может много лет расти в лесу на одном и том же месте?
- Назовите грибы, которые вы знаете.
- Назовите несъедобные грибы и найдите картинки с их изображением.
- Какие грибы называются ложными?
- Как правильно собирать грибы?
- Какое влияние оказывает на рост и развитие грибов летняя и осенняя погода?
- В какое время года растут грибы?
- Почему грибы считают опасным для здоровья продуктом питания?
- Почему грибы нельзя собирать около дорог, в замусоренном лесу, рядом с заводом или фабрикой?
- Как можно хранить собранные грибы?
- Какие блюда можно приготовить из грибов? Что вам больше нравится?
- Расскажите, как вы собирали грибы в лесу. Почему некоторые люди их не могут найти?
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра «Подбери шляпку к ножке
Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, учить подбирать шляпку гриба к его ножке; развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.
Материал: набор картинок с изображением грибов, разрезанных на 2 части (шляпки и ножки по отдельности).
- Подберите шляпку к ножке гриба. Какой гриб у тебя получился? (Подосиновик.)
Игра “Что приготовим?
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье
Грибной соус, клюквенный морс…
Чего не стало?
Цель: развитие внимания, памяти.
– Посмотрите на картинки, внимательно.
Теперь закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало?
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра «Отгадай ягоды»
Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какой-либо ягоды. Игрок ловит мяч, произносит всё название ягоды и бросает мяч воспитателю. Например:
- Ви... (Вишня.)
- Ма... (Малина.)
- Клу... (Клубника.)
- Кры... (Крыжовник.)
- Смо... (Смородина.)
Положил в лукошко
Игра с мячом. Дети передают мяч. Первый игрок называет ягоду (гриб), следующий называет предыдущее слово + свое слово название гриба или ягоды.
- Положил в лукошко малину, калину…. и т.д.
Опыты с губкой, и водой
Цели: знать о том, что шляпка гриба пористая, а ножка волокнистая; уметь проверять теоретические знания на опыте, делая выводы о том, что пористое вещество быстро вбирает влагу и вредные вещества из воздуха и почвы; высказывать суждения и делать умозаключения.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Что можно делать с грибами?»
(Искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т. д.) Аналогично проводится игра со словом ягоды.
«Съедобный — несъедобный».
Воспитатель называет грибы и ягоды, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, брусника, волчья ягода и т. д.
Мы в лес пойдем
Употребление распространенных предложений и предлогов в, за, из.
Мы с друзьями в лес пойдем,
Ягоды, грибы найдем,
Их в корзинки соберем
И домой мы принесем.
Мы кричим в лесу: «Ау!»
Эхо там живет в бору.
«Зачем ты пойдешь в лес?» Что из лесу принесешь? Дети по очереди отвечают, опираясь на предметные картинки:
«Я пойду в лес за малиной (брусникой, клюквой, ежевикой, черникой; и т. д.)».
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Развитие связной речи
Составление рассказа «Грибы и ягоды»
«Мухомор — это гриб. Он растет в лесу. Мухомор несъедобный. Он ядовитый. Мухомор морит мух своим ядом, поэтому он так и называется. У него красная шляпка с белыми пятнышками и белая ножка с воротничком.
Подосиновик — это гриб. Он растет в лесу под осиной, поэтому он так и называется. У него красная шляпка и толстая ножка. Подосиновик съедобный. Его можно варить, жарить, солить, мариновать. Это полезный гриб.
Шиповник — это ягода. Она растет в лесу на кустах. Кусты колючие, у них шипы. Шиповник красный, внутри у него — маленькие косточки. Шиповник очень полезный, в нем много витаминов».
Сказка о лекарственных растениях
П.А. Синявский
В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей.
Он из дома спозаранку выбегает с веником
Подметает всю полянку перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
Каждый куст, каждый пень,
Каждый месяц, каждый день.
А однажды муравьишка
Подметал дорожку.
Вдруг упала с ёлки шишка,
Отдавила ножку.
От волнения сова перепутала слова:
Где же "Скорощь помая"? Где же "Скорощь помая"?
Где же "Скорощь помая", спасите насекомое!
Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку,
Собирают зверобой.
Сказка о лекарственных растениях
П.А. Синявский
Вот из чащи на опушку
Пробирается медведь -
Он решил Медвежье Ушко
На опушке посмотреть.
Зайцы заячьей капустой
Муравья приводят в чувство,
Если б жил в той роще лев -
Предложил бы львиный зев.
На спине у ёжика
Листья подорожника.
Он больному обещает:
От компресса полегчает!
И другое средство тоже
Предлагает муравью:
Вдруг укол тебе поможет?
Я иголку дам свою!
Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто морошкой, кто черникой,
Кто сушёной земляникой.
Даже волк помочь не прочь.
Думал-думал как помочь?...
К муравейнику повез
Волчьих Ягод целый воз.
Сказка о лекарственных растениях
П.А. Синявский
Но заметила сорока,
Что от волка мало прока,
И спешит по просеке
С новостью на хвостике:
- Я, друзья, не ябеда,
Только Волчья Ягода,
Даже если мытая
Очень ядовитая.
А потом девчонки-пчелки
Притащили мёд в бочонке.
Ничего, что тяжело,-
Лишь бы другу помогло!
Муравей пощиплет травку
И попьет Цветочный мед.
Значит дело на поправку
Обязательно пойдет.
Все лесные витамины
От брусники до малины
Принесли ему друзья.
Ведь Зеленая аптека
Лечит даже человека,
А не только муравья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.
Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...
Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»
Пособие представляет собой текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...