Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
методическая разработка по развитию речи

Сулейманова Гульнара Раисовна

  Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи и может быть использована в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 

 

Мультимедиатека по теме: "Домашние животные": https://cloud.mail.ru/public/c2Fh/c7KaLcMnj  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._uchebno-metodicheskoe_posobie._tema._domashnie_zhivotnye.doc134.5 КБ
Файл ssylka.docx12.61 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

    Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи и может быть использована в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (для всех видов нарушений в развитии) в детском саду как в регламентированной, так и в нерегламентированной деятельности.

    Мультимедийная флеш-презентация профессионально сочетает в себе текст, видео, звук, анимацию. Еще одним из преимуществ флеш-презентации является ее интерактивность, пользователь может принимать участие в презентации: выбирать необходимый ему раздел, регулировать громкость презентации, просматривать те или иные видеоматериалы и фрагменты по своему выбору.

    Для обеспечения этой возможности флеш-презентации снабжаются системой навигации.

Флеш-презентация «Домашние животные» включает в себя:

• анимированные ролики;

• видео ролики;

• звуковое оформление;

• визуальные эффекты оформления;

• дополнительные справочные разделы и материалы.

На каждом слайде расположено несколько управляющих кнопок:

- «Домик» - к списку всех игр.

- Чтобы листать слайды, щелкать по стрелочке.

На 2 слайде представлены все упражнения, которые находятся в презентации. Чтобы сразу попасть на желаемое упражнение необходимо нажать на соответствующую стрелку.

Обращаю ваше внимание, что игры работают только в режиме «Показ слайдов»! В рабочем режиме на слайдах видны все технические аспекты: триггеры, ссылки и пути анимации.

Лексический минимум

Слова - предметы (существительные)

Овца, баран, ягнёнок, ягнята, лошадь, конь, жеребенок, жеребята, корова, бык, теленок, телята, свинья, кабан поросенок, поросята, коза, козел, козлята, козленок, пес, собака, щенок, щенята, кот, котенок, котята, кошка, коровник, конюшня, будка, конура, животное, голова, морда, уши, лапы, ноги, хвост, шерсть, щетина, сено, трава, молоко, мясо, рыба, рога, копыта, вымя, грива, пятачок, усы, когти, хлев, польза.

Слова - действия (глаголы)

Бегать, ходить, прыгать, скакать, лазать, спать, ест, ловит, мяукает, мурлычет, лает, рычит, сторожит, охраняет, кусает, скулит, мычит, лижет, шевелит (ушами), ржёт, хрюкает, блеет, мурлычет, умывается, крадётся, охотится, грызет, жует, бодается, лакает.

Слова - признаки (прилагательные)

Домашние, пушистая, ласковая, белая, рыжая, рогатая, большая, крупная, медлительная, пятнистая, маленький, упрямый, рогатый, резвый, неуклюжий, игривый, забавный, быстрый, добрая, злая, умная, кошачий, собачий, коровий, кошачий, лошадиный, поросячий, рогатая, маленький, беспомощный, беззащитный, слабый, милый, упрямый.

Слова – наречия 

Быстро, ловко, опасно, трудно, легко, страшно, впереди, позади, медленно, лениво, красиво, холодно, глубоко, далеко, близко, низко, высоко, вверх, вниз, жарко.

Дидактические игры по активизации словаря:

«Кто это?», «У кого - кто?», «Назови семью», «Кто как голос подаёт?», «Какой, какая?», «Подбери слова - действия», «Кто, где живёт?».

Дидактические игры по совершенствованию грамматического строя речи:

«Один, два, много», «Кто кем будет?», «Четвёртый лишний», «Что, кому принадлежит?»

Дидактические игры по развитию связной речи:

Рассказ воспитателя по сюжетной картине «В деревне».

Д/и: «Что, кому принадлежит?» (Для детей 3-5 лет), «Расскажи - ка» (Для детей 5-7 лет), «Что сначала, что потом» (Для детей 4-5 лет), «Что сначала, что потом» (Для детей 5-6 лет), «Что сначала, что потом» (Для детей 6-7 лет), «Составь предложение», «Кошка и ваза», «Расскажи сказку».

Цель: повышение эффективности процесса речевого развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ через слуховое и зрительное восприятие по теме «Домашние животные».

Задачи:

Коррекционно-образовательные

- Формировать у детей представление о домашних животных и их детёнышей, об условиях необходимых для их жизни и обитания.

- Повышать познавательный интерес детей.

- Актуализировать словарь по теме «Домашние животные».

- Оптимизировать педагогический процесс.

Коррекционно-развивающие

- Развивать зрительное и слуховое восприятие.

- Развивать зрительную и вербальную память.

- Развивать диалогическую и монологическую речь детей.

- Развивать образное видение, понимание содержания картин (снимков) о домашних животных.

- Развивать эмоционально – волевую сферу детей: воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости; приобщение к сопереживанию.

Коррекционно-воспитательные

- Воспитывать любовь к животным, вызывать желание заботится о них.

Дидактические игры по формированию навыков словообразования у детей с ОВЗ.

Дидактическая игра «Кто это?»

Цель: формировать обобщающее понятие «Домашние животные»; способствовать обобщению представлений о домашних животных; развивать понимание обращенной к ребенку речи (выполнение словесных инструкций); понимать и отвечать на вопрос: кто это?

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и рассказать кто это?

«Кто это?» (Собака.)

«Кто это?» (Кошка.)

«Кто это?» (Корова.)

«Кто это?» (Лошадь.)

«Кто это?» (Коза.)

«Кто это?» (Овца.)

«Кто это?» (Свинья.)

Дидактическая игра «У кого - кто?»

Цель: познакомить детей с детёнышами домашних животных, упражнять в употреблении родительного падежа существительных единственного и числа; развивать распределение и концентрацию внимания.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и ответить на вопрос: «Назови у кого кто? »

«Назови у кого кто?» (У собаки - щенок.)

«Назови у кого кто?» (У кошки - котёнок.)

«Назови у кого кто?» (У коровы - теленок.)

«Назови у кого кто?» (У лошади - жеребёнок.)

«Назови у кого кто?» (У свиньи - поросёнок.)

«Назови у кого кто?» (У козы - козлёнок.)

«Назови у кого кто?» (У овцы - ягнёнок.)

Дидактическая игра «Назови семью»

Цель: познакомить детей с семьями домашних животных; развивать понимание обращенной к ребенку речи (выполнение словесных инструкций); понимать и отвечать на вопросы: «Кто в этой семье папа? «Кто мама?», «Кто детёныш (и)?; формировать соотнесенность слова с действием.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и ответить на вопросы: «Кто в этой семье папа? «Кто мама?», «Кто детёныш (и)?

Кошачья семья: папа - кот, мама - кошка, детёныш (и) - котёнок, котята.

Коровья семья: папа - бык, мама - корова, детёныш (и) - телёнок, телята.

Овечья семья: папа - баран, мама - овца, детёныш (и) - ягнёнок, ягнята.

Козья семья: папа - козёл, мама - коза, детёныш (и) - козлёнок, козлята.

Лошадиная семья: папа - конь, мама - лошадь, детёныш (и) - жеребёнок.

Собачья семья: папа - пёс, мама - собака, детёныш (и) - щенок, щенята.

Поросячья семья: папа - боров, мама - свинья, детёныш (и) - поросёнок, поросята.

Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?»

Цель: познакомить детей со звуками издающими домашними животными; формировать глагольный словарь; привлечь внимание детей к богатству разнообразия звуков.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям послушать звуки, издающие домашними животными и ответить на вопросы. «Кто как голос подает?» полным ответом.

- «Кто как голос подает?» (Собака – лает.)

- «Кто как голос подает?» (Кошка -  мяукает, мурлычет.)

- «Кто как голос подает?» (Корова - мычит.)

- «Кто как голос подает?» (Овца - блеет.)

- «Кто как голос подает?» (Коза - мекает.)

- «Кто как голос подает?» (Свинка - хрюкает.)

- «Кто как голос подает?» (Лошадь - ржёт.)

Дидактическая игра «Какой, какая?»

Цель: формировать умение подбирать определения, описания, соотносить предмет и его признак, закрепить согласование прилагательных с существительными в роде, числе, обогащение словарного запаса прилагательными по лексической теме «Домашние животные», поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательными «Назови, какой, какая?».

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры: 

 Педагог предлагает детям посмотреть на слайд, на котором изображено домашнее животное, подумать и назвать как можно больше прилагательных, подходящих для описания животного.

- Кошка какая? (Кошка белая, рыжая, пушистая, ласковая, нежная, усатая.)

- Собака какая? (Собака: быстрая, ловкая, злая, кусачая, умная, лохматая, добрая.)

- Корова какая? (Корова: рогатая, большая, крупная, медлительная, пятнистая.)

- Козлёнок какой? (Козлёнок: быстрый, шустрый, игривый, красивый.)

- Телёнок какой? (Телёнок: маленький, упрямый, резвый, неуклюжий, игривый.)

- Щенок какой? (Щенок: маленький, игривый, живой, подвижный, любопытный.)

- Жеребёнок какой? (Жеребёнок: маленький, беспомощный, беззащитный, слабый, милый.)

Дидактическая игра «Подбери слова - действия»

Цель: формировать умение подбирать слова-действия, согласовывать существительное с глаголами в единственном и множественном числе, формирование глагольного словаря по лексической теме «Домашние животные», поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Что делает? Что делают?».

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры: 

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и рассказать, кто что делает, подобрать глаголы к существительным, характеризующие действия домашних животных.

- «Что делает кошка? (Кошка: лакает, шевелит хвостом, сидит, стоит, умывается, крадётся, ловит, лежит, спит, идёт.)

- «Что делает собака? (Собака: лает, рычит, сторожит, кусает, ест, бежит, грызёт, скулит, стоит.)

- «Что делает корова? (Корова: жуёт, лижет, шевелит ушами.)

- «Что делают коровы? (Коровы бодаются.)

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Цель: обогатить словарь детей существительными, обозначающими названия жилищ домашних животных, закрепить в речи детей формы предложного падежа существительных.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры: 

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и рассказать кто, где живёт.

- Где живёт кошка?». (Кошка живёт в доме).

- Где живёт собака?». (Собака живёт в будке (конуре).

- Где живёт свинья?». (Свинья живёт в свинарнике.)

- Где живёт лошадь?». (Лошадь живёт в конюшне.)

- Где живёт овца?». (Овца живёт в загоне (хлеву, овчарне).

- Где живёт корова?». (Корова живёт в коровнике.)

Дидактические игры по совершенствованию грамматического строя речи

Дидактическая игра «Один, два, много»

Цель: формировать умение детей правильно преобразовывать в речи имена существительные из единственного числа во множественное, развивать умение различать количество предметов: «много» и «один».

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

I Вариант

Взрослый называет животное в единственном числе, а ребёнок должен назвать множественное число этих животных.

Педагог: Одна собака.

Ребёнок: Две собаки, много собак.

Педагог: Одна кошка.

Ребёнок: Две кошки, много кошек.

Педагог: Одна лошадь.

Ребёнок: Две лошади, много лошадей.

Педагог: Одна коза.

Ребёнок: Две козы, много коз.

Педагог: Один щенок.

Ребёнок: Два щенка, много щенят.

Педагог: Один котёнок.

Ребёнок: Два котёнка, много котят.

Педагог: Один поросёнок.

Ребёнок: Два поросёнка, много поросят.

Педагог: Один козлёнок.

Ребёнок: Два козлёнка, много козлят.

II Вариант игры.

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и ответить на вопрос «Сколько?».

- Сколько собак? (Одна собака, две собаки, много собак.)

- Сколько кошек? (Одна кошка, две кошки, много кошек.)

- Сколько лошадей? (Одна лошадь, две лошади, много лошадей.)

- Сколько коз? (Одна коза, две козы, много коз.)

- Сколько щенят? (Один щенок, два щенка, много щенят.)

- Сколько котят? (Один котёнок, два котёнка, много котят.)

-Сколько поросят? (Один поросёнок, два поросёнка, много поросят.)

- Сколько козлят? (Один козлёнок, два козлёнка, много козлят.)

Дидактическая игра «Кто кем будет? Кто кем был?»

Цель: формировать умение употреблять в речи детей существительные в настоящем и будущем времени, развивать логическое мышление, познавательный интерес.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и рассказать кто кем будет, когда вырастит, кто кем был, когда был маленьким.

- Кем будет щенок, когда вырастит? (Щенок будет псом или собакой.)

- Кем будет козлёнок, когда вырастит? (Козлёнок будет козой или козлом.)

- Кем будет ягнёнок, когда вырастит? (Ягнёнок будет овцой или бараном.)

- Кем будет жеребёнок, когда вырастит? (Жеребенок будет лошадью или конём.)

- Кем была кошка, когда была маленькой? (Кошка была котёнком.)

- Кем была корова, когда была маленькой? (Корова была теленком.)

- Кем была свинья, когда была маленькой? (Свинья была поросёнком.)

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний, развивать умение классифицировать животных по существенному признаку, развивать наглядно - образное мышление, словесно - логическое мышление.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и назвать их, затем ответить на вопрос: Какая картинка здесь лишняя и почему?

- Какая картинка лишняя и почему? (Лишняя индюк. Потому что, корова, лошадь, свинья - это домашние животные, а индюк домашняя птица.)

- Какая картинка здесь лишняя и почему? (Лишняя лошадь. Потому что, телёнок, жеребёнок, щенок - это детёныши домашних животных, а лошадь взрослое животное.)

- Какая картинка здесь лишняя и почему? (Лишняя лиса. Потому что, кошка, собака, баран - это домашние животные, а лиса дикое животное.)

- Какая картинка лишняя и почему? (Лишняя цыплёнок. Потому что, котёнок, щенок, козлёнок - это детёныши домашних животных, а цыплёнок детёныш домашних птиц).

Дидактическая игра «Что, кому принадлежит?»

Цель: формировать у детей умения образовывать притяжательные прилагательные в речи; развивать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Правило игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и ответить на вопросы: Чей? Чьё? Чьи? Чья?

- Чья голова? (Голова - коровья.)

-Чьё туловище? (Туловище - коровье.)

- Чьи рога? (Рога - коровьи.)

- Чей хвост? (Хвост - коровий.)

- Чьи ноги? (Ноги - коровьи.)

- Чья голова? Голова - собачья.)

- Чьё туловище? (Туловище - собачье.)

- Чьи лапы? (Лапы - собачьи.)

- Чьё ухо? (Ухо - собачье.)

- Чей хвост? (Хвост - собачий.)

Дидактические игры по развитию связной речи:

Вводный рассказ воспитателя по сюжетной картине «В деревне».

Цель: познакомить детей с домашними животными; развивать умение внимательно слушать рассказ педагога, опираясь на наглядные образы; развивать диалогическую форму речи; воспитывать заботливое отношение к живым существам.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход.

Рассказ педагога.

«В деревне»

    В деревне Сосновка жил-был дед Иван Петрович. У него был большой двор и много домашних животных: корова, лошадь, свинья, овца, собака, кошка, коза. За ними он хорошо ухаживал, и животные были благодарны своему хозяину. Корова давала молоко, лошадь возила грузы, овца давала шерсть, собака сторожила дом, кошка ловила мышей. У всех животных был свой дом. Корова жила в коровнике, лошадь в конюшне, овца - в хлеву, свинья в свинарнике, собака – в конуре (будке), кошка - вместе с хозяином в доме.

Вопросы для беседы:

- Назовите, какие животные жили у Ивана Петровича? (Корова, лошадь, свинья, овца, собака, кошка, коза.)

- Каким образом домашние животные благодарили своего хозяина? (Корова давала молоко, лошадь возила грузы, овца давала шерсть, собака сторожила дом, кошка ловила мышей.)

- Назовите жилище домашних животных. (Корова живёт в коровнике, лошадь в конюшне, овца - в хлеву, свинья в свинарнике, собака - в конуре (будке), кошка - вместе с хозяином в доме.)

Дидактическая игра «Расскажи о домашнем животном»

(Для детей 3-5 лет)

Цель: формировать умение детей составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь. Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и ответить на вопросы полным ответом.

Картинка с изображением кошки.

- Кто это? Как ее зовут?

-  Какие у кошки уши?

- Какие у нее глаза?

- Какие у нее усы?

- Какой у кошки хвост?

-  Какие у нее лапы?

-  Чем она покрыта?

-  Как она кричит?

-  Что ест кошка?

- Что кошка умеет делать?

Педагог обобщает ответы детей и предлагает прослушать рассказ по картине.

    Это кошка. Её зовут Мурка. Уши у Мурки маленькие, острые. Глаза большие, зеленые. У неё длинные усы и пушистый полосатый хвост. Покрыта она мягкой гладкой шерстью. Она рыжая с белыми пятнами на груди и лапах. Кошка мяукает, мурлычет и шипит. Ест мясо, рыбу, молоко. Умеет ловить мышей. С кошкой Муркой весело играть.

Картинка с изображением собаки.

Вопросы.

- Кто это? Как ее зовут?

- Какие у собаки уши? Какие у нее глаза?

- Какой у собаки хвост?

- Какие у нее лапы?

- Чем она покрыта?

- Как она кричит?

- Что она ест?

- Что собака умеет делать?

- Что с ней можно делать?

Педагог обобщает ответы детей и предлагает прослушать рассказ по картине.

    Это собака. Её зовут Соня. Уши у Сони маленькие, острые. Глаза большие, черные. У неё острая морда черный нос и пушистый хвост колечком. Покрыта она мягкой пушистой шерстью. Грудка, живот и лапы у Сони белые, спинка у нее черная. Собака умеет лаять, рычать и скулить, когда ей грустно или больно. Она любит есть мясо, рыбу, грызть кости. Она сторожит двор. С собакой Соней весело играть.

Дидактическая игра

«Расскажи - ка» (Для детей 5-7 лет)

Цель: развивать диалогическую и монологическую форму речи; совершенствовать умение детей составлять рассказ, используя алгоритм; расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; систематизировать полученные знания.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и с помощью мнемотаблицы составить рассказ.

Картинка с изображением лошади.

    Это лошадь. Лошадь домашнее животное. Шкура у лошади коричневого цвета. Но она бывает черная, белая. У лошади длинные ноги, хвост, грива.

У нее острые уши. Шерсть у лошади короткая, блестящая. Лошадь - ржет: «И-го-го». Она ест траву, сено, яблоки, морковь. Живет она в конюшне. Малыша у лошади называют жеребенок. Лошадь перевозит грузы и людей.

Картинка с изображением коровы.

    Это корова. Корова домашнее животное. У нее светло-коричневая шкура, большое туловище, овальная голова, длинный хвост с метелочкой на конце копыта на ногах. На голове у нее два рога, а тело покрыто короткой шерстью. Корова мычит: «Му-у-у». Летом она ест сочную траву, а зимой сено. Живет корова в коровнике. Малыш коровы называется теленок. Корова дает человеку мясо и молоко.

Картинка с изображением козы.

    Это коза. Коза - небольшое домашнее животное. Она серого цвета с белыми пятнами. На ногах копыта, хвост - короткий. У козы большие серо-зеленые глаза, стоячие уши, а голова украшена острыми рожками. Коза ловкая, быстро бегает, отлично прыгает. Тело ее покрыто густой шерстью. Коза мекает: «М-е-е-е». Летом она щиплет травку на лугах и полях, объедает листья и молодые побеги деревьев и кустарников, а зимой ест сено. Живет коза в хлеву. Малыш у козы называется козленок. Коза дает людям полезное и вкусное молоко.

Картинка с изображением овцы

    Это овца. Овца - небольшое домашнее животное. Она белого цвета. У овцы короткие ноги, с копытцами, острые ушки. Шерсть у овцы густая, иногда завитая. Летом она ест сочную траву, а зимой сено. Овца блеет: «Бе-е-е». Живет овца в хлеву. Малыш у овцы называется ягненок. Овца дает человеку мясо и шерсть. Из шерсти овцы вяжут носки, варежки, валяют тёплые валенки, из шкуры шьют телогрейки, шапки, рукавицы, шубы.

Картинка с изображением собаки.

    Это собака. Собака - домашнее животное. Она белая с черными пятнами. У собаки есть туловище, голова, ушки, глазки, рот, лапы и хвост. Тело покрыто шерстью. Собака лает: «Гаф-гаф!» и рычит. Питается собака косточками, кашей, супом. Её дом называется конура. Детёныши называются - щенки. Она приносит пользу человеку - сторожит дом.

Картинка с изображением свиньи.

    Это свинья. Свинья - домашнее животное. Свинья - толстая, розовая. У свиньи большие уши, четыре лапы с копытами, маленький хвостики и круглый плоский нос с двумя дырками - пятачок. Пятачок может двигаться и свинья может им рыть землю, поэтому морду животного еще называют рылом. Тело свиньи покрыто жесткими и светлыми волосами -  щетиной. Свинья хрюкает. Она ест корни растений, червяков, отруби, фрукты и другую пищу. Живет свинья в свинарнике. Детенышей свиньи называют поросятами. Она приносит пользу человеку - дает мясо и сало.

Картинка с изображением кошки.

    Это кошка. Кошка - домашнее животное. Кошка серого цвета со светлыми полосками. У нее небольшое тело, круглая голова, острые ушки, четыре лапки с коготками, длинный хвост. Кошка покрыта короткой и блестящей шерстью. Кошка мяукает: «мяу» и мурлыкает: «мур-мур». Кошка питается мясом, рыбой, сметаной, молоком. Живет кошка в доме, вместе с человеком. Детеныши у кошки называются – котята. Кошка приносит пользу человеку - ловит мышей.

Дидактическая игра

«Что сначала, что потом» (для детей 5 - 7 лет)

Цель: учить детей связно выражать свои мысли, определять причину и следствие в предложенной ситуации; составлять рассказ; расширять словарный запас ребенка; развивать логическое мышление, связную речь; систематизировать полученные знания детей.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

1-й рассказ

I этап

Педагог предлагает детям рассмотреть и расположить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом.

- Назови, кого ты видишь на картинке?

- Придумай имя мальчику и кличку собаке?

- Где гулял мальчик со своей собакой?

- Что увидела собака и куда побежала?

- Кто вылетел из яркого цветка?

- Что маленькая пчёлка делала в цветке?

- Почему пчёлка укусила собаку?

- Что случилось с собакой после укуса пчелы?

- Что случилось с собакой после укуса пчелы?

- Расскажи, как мальчик помог своей собаке

- Как собака поблагодарила мальчика?

II этап

Педагог предлагает детям составить рассказ по опорным картинкам.

Образец рассказа «Неудачная прогулка».

    Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

2-й рассказ

I этап

Педагог предлагает детям рассмотреть и расположить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом.

Вопросы:

- Кто однажды летом пошел на рыбалку?

- Придумай клички коту и псу.

- Что взяли с собой друзья?

- Где друзья устроились для ловли рыбы?

- Как ты думаешь, что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?

- Куда кот кинул пойманную рыбку?

- Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?

- Что выловил пес?

- Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку?

- Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?

II этап

Педагог предлагает детям составить рассказ по опорным картинкам.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».

    Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят. 

3-й рассказ

I этап

Педагог предлагает детям рассмотреть и расположить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом.

Вопросы:

- Что сделал Саша?

- Что делает пес Шарик?

- Кто разбил чашку?

- Почему Саша указывает на Шарика?

- Почему мама выгнала Шарика на улицу?

- Что делает Саша?

- Что делает Шарик?

- Почему шарик грустит?

II этап

Педагог предлагает детям составить рассказ по опорным картинкам.

Образец рассказа:

    Пес Шарик спал на коврике. Саша уронил чашку на пол. Чашка разбилась.

Мама спросила: «Кто разбил чашку?». Саша показал на Шарика.

Мама рассердилась и выгнала Шарика на улицу. 

Дидактическая игра

«Составь предложение» (для детей 5-7 лет)

Цель: формировать умение детей составлять предложения по схемам, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и составить предложение по схеме.

- Собака ест корм.

- Корова дает молоко.

- Лошадь везет телегу (сено).

- Кошка прыгнула на стол.

Дидактическая игра

«Составление рассказа по схеме. «Кошка и ваза».

Цель: формировать умение детей составлять рассказ по схемам развивать монологическую форму речи, систематизировать полученные знания.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и составить рассказ, используя схемы предложений.

Ваза стояла на столе.

В вазу поставили цветок.

Кошка прыгнула на стол.

Ваза упала на пол и разбилась.

Используемая литература и другие источники

1. ФГОС в ДОУ: от теории к практике, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

2. Хрестоматия для среднего возраста: «Домашние животные»

3.Ознакомление с природой. О.А. Соломенникова.

4. Развитие речи. В.В. Гербова.

5.Методика работы по развитию речи образной речи у старших дошкольников. В.Н. Макарова, Е. А6.Гербова О.Е. Развитие речи 4-6 лет: учеб. нагл. пособ. - М., 2008. 121 с.

7.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов: Феникс, - СПб: Союз, 2007. - 231 с.

8.Максаков А.И, Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи. - М.: Мозаика-Синтаз, 2005. - 107 с.

9.Тихеева Е.И. Развитие речи детей: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2007. - 211 с.

10.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 2009. - 211 с

Интернет ресурсы

1. Дошкольное образование - Формирование грамматического строя речи [Электронный ресурс] - 2013 [Режим доступа] http://aawee.ru/razvitie-rechi/formirovanie-grammaticheskogo-stroya-rech.

2. Методика формирования грамматического строя речи [Электронный

ресурс] - 2009 [Режим доступа] http://rudocs.exdat.com.



Предварительный просмотр:

Ссылка на мультимедиатеку по лексической теме: «Домашние животные».

 https://cloud.mail.ru/public/c2Fh/c7KaLcMnj


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...

Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...

Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...