Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.
методическая разработка по развитию речи

Сулейманова Гульнара Раисовна

 Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связной речи и может быть использована в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (для всех видов нарушений в развитии) в детском саду как в регламентированной, так и в нерегламентированной деятельности.

 

Ссылка на мультимедиатеку: «Новый год. Зимние забавы»

https://cloud.mail.ru/public/rvYB/VwM1G624f

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи

 

    Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связной речи и может быть использована в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (для всех видов нарушений в развитии) в детском саду как в регламентированной, так и в нерегламентированной деятельности.

    Мультимедийная флеш-презентация профессионально сочетает в себе текст, видео, звук, анимацию. Еще одним из преимуществ флеш-презентации является ее интерактивность, пользователь может принимать участие в презентации: выбирать необходимый ему раздел, регулировать громкость презентации, просматривать те или иные видеоматериалы и фрагменты по своему выбору.

    Для обеспечения этой возможности флеш-презентации снабжаются системой навигации.

Флеш-презентация «Новогодний праздник. Зимние забавы» включает в себя:

• анимированные ролики;

• видео ролики;

• звуковое оформление;

• визуальные эффекты оформления;

• дополнительные справочные разделы и материалы.

На каждом слайде расположено несколько управляющих кнопок:

- «Домик» - к списку всех игр.

- Чтобы листать слайды, щелкать по стрелочке.

На 2 слайде представлены все упражнения, которые находятся в презентации. Чтобы сразу попасть на желаемое упражнение необходимо нажать на соответствующую стрелку.

Обращаю ваше внимание, что игры работают только в режиме «Показ слайдов»! В рабочем режиме на слайдах видны все технические аспекты: триггеры, ссылки и пути анимации.

Лексический минимум

Слова - предметы (существительные)

Карнавал, хоровод, гирлянда, украшение, Снегурочка, фонарик, подарок, Дед Мороз, посох, елка, шишка, подарок, игрушка, огонек, ель, хлопушка, мишура, звезда, шар, сюрприз, бусы, шутка, праздник, забава, санки, коньки, клюшка, шайба, хоккей, каток, горка, лыжи, снеговик.

Слова - признаки (прилагательные)

Нарядная, высокая, душистая, стройная, пушистая, зеленая, новогодний, веселый, радостный, яркий, блестящий, разноцветный, золотистый, загадочный, снежный, ледяной, снежная.

Слова - действия (глаголы)

Покупать, приносить, наряжать, украшать, вешать, водить (хоровод), веселиться, шутить, петь, плясать, ходить, прыгать, летать, сидеть, кататься, съезжать, скользить, разгоняться, отталкиваться.

Наречия: весело, красиво, быстро, морозно, ловко, далеко, игриво, забавно, интересно.

Дидактические игры по активизации словаря:

«Новогодние загадки», «Что такое Новый Год?», «Что мы делаем на Новый год?», «Какой бывает Новый год?», «Назови правильно», «Какой? Какая? Какое?

«Посмотри и назови», «Что я люблю делать зимой»

Дидактические игры по совершенствованию грамматического строя речи:

«Скажи наоборот», «Один-много», «Посчитай-ка», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Предлоги»

Дидактические игры по развитию связной речи:

Рассказ воспитателя «Праздник Новый год», «Расскажи - ка» (для детей 5-7 лет), «Что сначала, что потом» (для детей 3-5 лет), «Что сначала, что потом»

(Для детей 5-7 лет), «Составь предложение», Заучивание стихов по мнемотаблицам, Чтение рассказа Н. Носова «На горке»

Дидактические игры по формированию навыков словообразования у детей с ОВЗ.

Дидактическая игра «Новогодние загадки»

Цель: закрепить знания  детей о характерных признаках новогоднего праздника , их значении,  активизация словаря детей по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы».

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог загадывает детям загадки. После того, как дети правильно отгадывают их, на экране появляются картинки отгадки.

1.Вился, вился белый рой.

Сел на землю – стал горой…(сугроб)

2. Белой стайкой мошкара

Вьётся, кружится с утра.

Не пищит и не кусает –

Просто так себе летает… (снежинки)

3.Зимнее стекло

Весное потекло…(лёд)

4.Жду в лесу я вас

Влюбой день и час,

К вам сама приду

Только раз в году…(ёлочка)

5. Какя игрушка

Стреляет, как пушка?..(хлопушка)

6.В январе,

На праздник важный,

Дождь идёт

Цветной, бумажный…(конфетти)

7.Расписные цепи эти

Из бумаги клеят дети…(гирлянды)

8.Вот идет какой-то дед,

А в руках его букет:

Не из листьев и цветов-

Из сосулек и снежков   (Дед Мороз)

Дидактическая игра «Что такое Новый Год?»

Цель: развивать у детей умение видеть, как можно больше признаков новогоднего праздника, развивать творческое воображение, формировать положительно - эмоциональное отношение к празднику.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и рассказать, что такое Новый год.

- «Что такое Новый год?». (Новый год - это праздник.)

- «Что такое Новый год?». (Новый год - это Снегурочка.)

- «Что такое Новый год?». (Новый год - это хоровод.)

- «Что такое Новый год?». (Новый год - это новогодняя ёлка.)

- «Что такое Новый год?». (Новый год - это новогодние подарки.)

- «Что такое Новый год?». (Новый год - это хлопушки.)

- «Что такое Новый год?». (Новый год - это мишура.)

- «Что такое Новый год?». (Новый год - это маски.)

- «Что такое Новый год?». (Новый год - это танец.)

- «Что такое Новый год?». (Новый год - это пляски.)

- «Что такое Новый год?». (Новый год - это новогодняя гирлянда.)

Дидактическая игра «Что мы делаем на Новый год?»

Цель: формировать умение подбирать слова-действия, согласовывать существительное с глаголами; обогащать словарный запас прилагательных по лексической теме «Новогодний праздник.»

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям по картинкам, по собственному опыту и наблюдениям подобрать глаголы к существительным в единственном и множественном числе, характеризующие Новогодний праздник.

Во время игры педагог следит за тем, чтобы дети правильно согласовывали названые слова с заданным родом и числом. Педагог побуждает детей логично завершить начатые им предложения: «Что можно делать на Новый год?»

- «Что можно делать на Новый год?» (На новый год можно наряжать, украшать ёлку.)

- «Что можно делать на Новый год?» (На новый год можно получать подарки.)

- «Что можно делать на Новый год?» (На новый год можно смотреть, открывать подарки.)

- «Что можно делать на Новый год?» (На новый год можно удивляться, радоваться.)

- «Что можно делать на Новый год?» (На новый год можно дарить подарок.)

- «Что можно делать на Новый год?» (На новый год можно благодарить.)

- «Что можно делать на Новый год?» (На новый год можно рассказывать, читать стихи.)

- «Что можно делать на Новый год?» (На новый год можно водить хоровод.)

- «Что можно делать на Новый год?» (На новый год можно показывать сказку.)

- «Что можно делать на Новый год?» (На новый год можно танцевать.)

- «Что можно делать на Новый год?» (На новый год можно выступать.)

Дидактическая игра «Какой бывает Новый год?»

Цель: формировать умение подбирать определения, описания, соотносить предмет и его признак, закрепить согласование прилагательных с существительными в роде, числе, обогащение словарного запаса прилагательными по лексической теме «Новогодний праздник».

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры: 

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и ответить на вопросы:

- Дед Мороз, какой? (Дед Мороз любимый.)

- Ёлочка, какая? (Ёлочка маленькая, нарядная.)

- Игрушки, какие? (Игрушки ёлочные.)

- Игрушка, какая? (Игрушка стеклянная, пластмассовая.)

- Игрушки, какие? (Игрушки разноцветные.)

- Игрушки, какие? (Игрушки красивые.)

- Игрушка, какая? (Игрушка хрупкая.)

- Дед Мороз, какой? (Дед Мороз добрый.)

- Снеговик, какой? (Снеговик смешной, белый, снежный.)

- Подарки, какие? (Подарки Новогодние.)

Дидактическая игра «Назови правильно»

Цель: формировать умение подбирать слова наречия, обогащать словарный запас по лексической теме «Новогодний праздник».

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры: 

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и ответить на вопросы:

- Сколько подарков в большом мешке? (В большом мешке много подарков.)

- Сколько подарков в маленьком мешке? (В маленьком мешке мало подарков.)

- Новогодний праздник проходит как? (Новогодний праздник проходит шумно, дружно, весело.)

- Хлопушка хлопает как? (Хлопушка хлопает громко.)

- Гирлянда сверкает как? (Гирлянда сверкает ярко.)

 

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель: формировать умение подбирать определения, описания, соотносить предмет и его признак, закрепить согласование прилагательных с существительными в роде, числе, обогащение словарного запаса прилагательными по лексической теме «Новогодний праздник», поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательными «Назови, какой, какая, какое?».

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры: 

Педагог предлагает детям посмотреть на слайд, подумать и назвать как можно больше прилагательных.

- Снеговик, какой?

- Снеговик белый, большой, круглый, весёлый.

- Гирлянда, какая?

- Гирлянда новая, красивая, блестящая, разноцветная.

- Мишура, какая?

- Мишура новая, красивая, блестящая.

- Игрушка, какая?

- Игрушка красивая, стеклянная, круглая, новогодняя.

- Снегурочка, какая?

- Снегурочка красивая, добрая, веселая.

- Ёлочка, какая?

- Ёлочка красивая, новогодняя, яркая, нарядная.

- Подарки, какие?

- Подарки красивые, новогодние, разные, яркие.

Дидактическая игра «Посмотри и назови»

Цель: уточнять и активизировать словарь по теме «Зимние забавы».

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и ответить на вопрос «Что это?»

- Что это? (Зима.)

- Что это? (Лопата.)

- Что это? (Снеговик.)

- Что это? (Валенки.)

- Что это?  (Варежки.)

- Что это? (Горка.)

- Что это? (Санки – ледянки.)

- Что это? (Санки.)

- Что это? (Лыжи.)

- Что это? (Лыжня.)

- Что это? (Соревнования.)

- Что это? (Хоккей.)

- Что это? (Клюшка, шайба, шлем, перчатки, коньки.)

- Что это? (Фигурное катание.)

- Что это? (Скоростной бег на коньках.)

Дидактическая игра

«Что дети любят зимой»

Цель: формировать умение подбирать слова-действия, согласовывать существительное с глаголами во множественном числе, формировать глагольный словарь по лексической теме «Зимние забавы», поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Что делают?».

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и ответить на вопрос «Что дети делают зимой?»

Во время игры педагог следит за тем, чтобы дети правильно согласовывали названые слова с заданным родом и числом.

- Что дети делают зимой? (Зимой дети лепят снеговика.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети играют в снежки.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети строят снежную крепость.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети делают пещеры в снегу.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети валяются в снегу.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети оставляют следы на снегу.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети катаются с горки.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети катаются с ледяной горки.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети катаются на тюбинге.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети катаются на снегокате.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети катаются на сноуборде.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети катаются на скоростных лыжах.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети катаются на санках.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети катаются на санках ледянках.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети катаются на коньках.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети играют в хоккей.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети участвуют в соревнованиях.)

- Что дети делают зимой? (Зимой дети катаются на снегоходах.)

Дидактические игры по совершенствованию

грамматического строя речи:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова, подбирать антонимы к словам, устанавливать причинно - следственные связи, находить сходство и различие между предметами, развивать мышление и воображение. 

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры: 

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и подбирать антонимы к словам 

- Ёлка высокая. (Ёлка низкая.)

- Снеговик грустный. (Снеговик весёлый.)

- Подарок большой. (Подарок маленький.)

- Гирлянда длинная. (Гирлянда короткая.)

- Подарков много. (Подарков мало.)

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать, развивать наглядно – образное мышление, словесно – логическое мышление, обогащение словарного запаса по лексической теме «Новогодний праздник».

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде, назвать их и ответить на вопрос: «Какая картинка лишняя? Почему?».

Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор.

После правильного ответа лишняя картинка исчезает с экрана.

Например: ёлочка, подарок, снеговик – это признаки новогоднего праздника, зонтик нужен чтобы, спрятаться от дождя. Поэтому зонт – лишняя картинка.

- Дед Мороз, одуванчики, Снегурочка санки. Лишний - одуванчик.

- Подарки, снеговик, ёлочка, юла. Лишняя юла.

- Мяч, ёлочный шар, звезда, хлопушка. Лишний - мяч.

- Хоровод вокруг ёлки, танец возле ёлки, парад Дедов Морозов, хоровод вокруг берёзы. Лишний – хоровод вокруг березы.

- Лист, снежинка, зимняя ель, гирлянда на ветке. Лишний – лист.

Дидактическая игра «Один, много»

Цель: формировать умение детей правильно преобразовывать в речи имена существительные из единственного числа во множественное, развивать умение различать количество предметов: «много» и «один», способствовать формированию умения обследовать формы предметов, формировать грамматический строй речи, лексическую систему слов.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям назвать множественное число предметов на слайде.

Инструкция:

Педагог: Я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «шар», а вы должны сказать «шары». 

- Ёлочка. (Ёлочки - много ёлочек.)

- Подарок. (Подарки – много подарков.)

- Хлопушка. (Хлопушки – много хлопушек.)

- Снегурочка. (Снегурочки – много снегурочек.)

- Снежинка. (Снежинки – много снежинок.)

- Снеговик. (Снеговики – много снеговиков.)

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизировать, пополнять и расширять словарный запас детей по лексической теме «Новогодний праздник», понимать значение слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Оборудование: Microsoft Power Point

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и назвать их ласково.

Инструкция:

Педагог: Я называю большой предмет, а вы - маленький и ласковое его название.

Это ёлка она большая. А как ты назовешь ласково маленькую ёлку? (Ёлочка.)

- Снеговик. (Снеговичок.)

- Шишка. (Шишечка.)

- Шар. (Шарик.)

- Подарок. (Подарочек.)

- Снежинка. (Снежиночка.)

- Конфета. (Конфетка.)

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Цель: учить образовывать формы родительного падежа единственного числа существительных, развивать память, внимание.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде, запомнить их и ответить на вопрос: «Чего (кого) не стало?»

- Не стало Снегурочки.

- Не стало Деда Мороза.

- Не стало ёлочки.

- Не стало снеговика.

- Не стало маски.

- Не стало подарка.

- Не стало ёлочного шара.

- Не стало хлопушки.

После правильного ответа на экране появляется картинка - отгадка.

Дидактическая игра «Предлоги»

(употребление предлогов

с, в, на, около, по, под, за, из-за, из)

Цель: закреплять понимания и правильного употребления предлогов: с, в, на, около, по, под, перед, за, из-за - их пространственных значений, упражнять в правильном употреблении предлогов и падежных окончаний существительных. 

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и ответить на вопросы:

- Игрушка висит на чём? (Игрушка висит на ветке.)

- Снеговик стоит около чего? (Снеговик стоит около ёлки.)

- Снеговик выглядывает из-за чего? (Снеговик выглядывает из-за ёлки.)

- Игрушки лежат в чем? (Игрушки лежат в коробке.)

- Игрушки лежат под чем? (Игрушки лежат под ёлкой.)

- Снегурочка стоит перед чем? (Снегурочка стоит перед ёлкой.)

- Игрушка упала с чего? (Игрушка пала с ветки.)

Дидактическая игра «Посчитай-ка»

Цель: упражнять в согласовании числительных 1-2-5 с существительными и прилагательными, изменяя по падежам; упражнять в подборе прилагательных к существительным, обращая внимание на правильность употребления окончаний.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры: 

Педагог называет один предмет, изображенный на слайде, дети отвечают, как будет звучать 2-5 предметов.

- Одна снежинка. (Две снежинки. Пять снежинок.)

- Одна ёлочка. (Две ёлочки. Пять ёлочек.)

- Одна хлопушка. (Две хлопушки. Пять хлопушек.)

Один ёлочный шар. (Два ёлочных шара. Пять ёлочных шаров.)

- Один мешок с подарками. (Два мешка с подарками. Пять мешков с подарками.)

- Один подарок. (Два подарка. Пять подарков.)

- Одна Снегурочка. (Две Снегурочки. Пять Снегурочек.)

Дидактические игры по развитию связной речи:

Рассказ воспитателя по картинкам «Праздник Новый год»

Цель: учить детей внимательно слушать рассказ по опорным картинкам; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход : 

Педагог предлагает детям прослушать рассказ о Новогоднем празднике и ответить на вопросы.

Рассказ педагога:

    Наступила зима. На улице холодно и много снега. А знаешь, что это значит?

Это означает, что скоро наступит Новый год! Перед новым годом в каждом доме наряжают зеленую ель красивыми шарами, игрушками, мишурой и гирляндами. Вот какая красивая она может быть. А еще красавицу елку наряжают на улицах города. У самых больших и красивых елочек люди будут устраивать празднование.

    В Новогодние праздники вы обязательно встретите Деда мороза!

Дед мороз - это добрый дедушка, который приезжает из далекого края. Он везет с собой огромные мешки подарков для детей, которые он заготавливает целый год.

Дедушка мороз приходит к деткам домой и дарит подарки. Но малышей много, и ко всем он прийти не успевает. Но ты не беспокойся, если дедушка не успеет к тебе днем - он обязательно придет ночью и положит подарки под елку.

Еще с дедушкой приезжает его внучка - Снегурочка.

    31 декабря ровно в 12 часов ночи, если ты еще не уснешь, то можешь услышать бой курантов - это такие большие часы, звон которых говорит о наступлении Нового Года!

Вопросы:

- На какой праздник к нам приходит ель?

- Когда бывает праздник Новый год?

- Чем украшают ёлочку?

- Какими игрушками?

- Кого можно встретить на Новогоднем празднике?

- Дедушка Мороз какой?

- Что приносят Дедушка Мороз детям?

- Как вы думаете, какие подарки принесут вам Дед Мороз и Снегурочка в этом году?

- Что нужно сделать, чтобы вам Дед мороз и Снегурочка подарили подарки?

- Какие стихи вы расскажете Деду Морозу и Снегурочке?

Дидактическая игра «Расскажи о Новогоднем празднике»

(для детей 5-7 лет)

Цель: формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры: 

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и ответить на вопросы:

- Когда приходит праздник Новый год? (Зимой, когда на улице холодно и много снега, приходит праздник.)

- Как люди готовятся к Новому году? (Перед новым годом в каждом доме наряжают зеленую ель красивыми шарами, игрушками, мишурой и гирляндами.)

- Кто приходит на праздник? (В Новогодний праздник к детям приходит дедушка Мороз с внучкой Снегурочкой.)

- Что любят дети делать на празднике? (Дети любят читать Морозу новогодние стихи, получать подарки.)

Педагог обобщает ответы детей и предлагает прослушать рассказ

    Зимой, когда на улице холодно и много снега, приходит праздник

Новый год. Перед новым годом в каждом доме наряжают зеленую ель красивыми шарами, игрушками, мишурой и гирляндами. Дети и взрослые водят хороводы вокруг елки. В Новогодний праздник к детям приходит дедушка Мороз с внучкой Снегурочкой. Дети читают Морозу новогодние стихи и он дарит всем подарки.

Дидактическая игра «Расскажи - ка»

(для детей 5-7 лет)

Цель: формировать умение детей составлять сюжетный рассказ по картине, формировать внутренний плана пересказа, закреплять правильное использование предлогов.  Развивать умение внимательно слушать и пересказывать, опираясь на наглядные образы.  

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры: 

Педагог обращает внимание детей на экран монитора с изображением картины «Зимние забавы», предлагает рассмотреть её по фрагментам и ответить на вопросы:

 - Что делают дети на этой картине? (Дети лепят снеговика).

 - Как дети его лепят? (Они скатали снежные комья: один большой, другой - поменьше, третий - самый маленький. Из маленького сделали голову, из пуговиц - глаза, из морковки - нос, вместо рук вставили веточки. На голову одели ведро. Замечательный получился снеговик!)

- Что вы видите на этой картинке?

- Как дети играют в снежки? 

- Весело ли им, что они могут кричать друг другу. (Дети возле реки играют в снежки. Снег мокрый и рыхлый, хорошо лепится, снежки получаются круглые, аккуратные. Дети бросают снежки в друг друга, по их лицам видно, что им весело, они громко кричат, что - то, может: «Берегись!, «Пли!»)

- Что вы видите на этой картинке? (Девочка катается на санках с горки.)

- Какое у неё лицо? Как вы думаете почему? (Девочке весело, потому что санки с горы катятся быстро.)

-Что вы видите на этой картинке? (Девочка катается на коньках по льду.)

- Придумайте имя девочке. Расскажите, как она одета, как катается на коньках. (Маша одела коньки, теплый спортивный костюм, шапочку. И пошла, кататься по льду. Маша кружилась, подпрыгивала.

Скользила по льду. Рисовала лезвием конька красивые узоры.)

- Что вы видите на этой картинке? (Мальчик катается на лыжах.)

- Придумайте имя мальчику, расскажите, как он готовился к прогулке.

(Петя очень любит кататься на лыжах. Он надел лыжные ботинки, лыжи, взял в руки палки, чтобы отталкиваться ими от снега. Снега выпало много, лыжи мальчика легко скользили по снегу.)

Педагог обобщает ответы детей и предлагает прослушать рассказ по картине.

Образец рассказа: «Зимние забавы»

    «Зимний, солнечный день. Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом. Ребята одели теплую одежду, вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Одни дети стали лепить снеговика. Они скатали снежные комья: большой, средний, и из маленького сделали голову. На голову одели ведро, нос – морковка. Замечательный получился снеговик! Недалеко от них мальчишки играют в снежки. А вот и горка! На ней дети быстро скатываются вниз на саночках. Другие ребята катаются на лыжах, у них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться от снега. А на катке ребята катаются на коньках. Долго ребята гуляли, пока не замерзли. Усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться. Весело детям зимой!»

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

(для детей 3-5лет)

Цель: совершенствовать умение детей связно выражать свои мысли, определять причину и следствие в предложенной ситуации; составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

I этап

Педагог предлагает детям рассмотреть и расположить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом.

Вопросы:

- Какой праздник приближается?

- Как вы догадались?

-Чем заняты дети?

- Назовите, какие ёлочные украшения, которые у них получатся?

- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек

- Куда дети повесили свои игрушки?

- Что делают дети около ёлки?

- Как дети проводили праздник?

- Во что они были одеты?

- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?

II этап

Педагог предлагает детям составить рассказ по опорным картинкам.

Образец рассказа «Новый год на пороге»

Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила: «Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!» Дети согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Дети с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка подарками.
сверкала и светилась. Наступил праздник. Девочки и мальчики надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

(для детей 5-7лет)

Цель: совершенствовать умение детей связно выражать свои мысли, определять причину и следствие в предложенной ситуации. составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь. Научить систематизировать полученные знания. Учить строить предложения при помощи слов «потому– что, из-за того, что, поэтому.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

I этап

Педагог предлагает детям рассмотреть и расположить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом.

Вопросы:

- Какой приближался праздник?

- Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?

- Расскажи, какая была ёлка.

- Кто пришёл украшать ёлку?

- Придумай имена детям.

- Чем дети украшали ёлку?

- Для чего в комнату принесли лестницу?

- Что прикрепила к макушке ели девочка?

- Что прикрепила к макушке ели девочка?

- Куда дети посадили игрушечного деда мороза?

- Куда дети посадили игрушечного деда мороза?

II этап

Педагог предлагает детям составить рассказ по опорным картинкам.

Образец рассказа «Новогодние приготовления».

    Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.

Дидактическая игра

«Составь предложение» (для детей 5-7 лет)

Цель: формировать умение детей составлять предложения по схемам, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на слайде и составить предложение по схеме.

- Зимой приходит Дед Мороз.

- Хлопушки стреляют.

- Гирлянда сверкает.

- Дед Мороз принес подарки.

- Дети слепили снеговика.

- Шары повесели на ёлку.

Заучивание стихотворения по мнемотаблице

Цель: развивать связную речь у детей дошкольного возраста через использование элементов мнемотехники; развивать память, внимание, мышление. Воспитывать любовь к поэтическому слову.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход:

Педагог предлагает детям запомнить и рассказать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Работа по мнемотаблице строится в 3 этапа.

1. Рассматривание схем и разбор того, что на них изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов образов в слова.

3. После перекодирование осуществляется заучивание и рассказывание стихотворения.

Материал:

Мама ёлку нарядила.

Дед Мороза посадила.

Здравствуй, Дедушка Мороз!

У тебя красивый нос.

Борода то борода,

А шапке то звезда,

На носу то крапины.

А глаза то папины.

Чтение рассказа Н. Носова «На горке»

Цель: познакомить детей с рассказом, систематизировать и углубить знания детей по лексической теме «Зимние забавы», научить осмысливать идею рассказа, оценивать характеры персонажей, развивать связную речь, умения детей отвечать на вопросы полным ответом.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход:

Рассказ Н. Носова «На горке»

Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.
- Вот пообедаем, - говорили они, - а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему.

А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор.

Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал

к горке.

- О, говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку - бух носом!

- Ого! - говорит. - Скользкая!

Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться

не может.

«Что делать?»- думает.

Думал, думал - и придумал:

"Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее".

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал

из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все

выше и выше. Взобрался на самый верх.

- Вот теперь, - говорит, - скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова - бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит

Котька на животе и говорит:

- Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят - горка песком

посыпана.

- Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал? Ты

не видал, Котька?

- Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была

скользкая и я не мог на нее взобраться.

- Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком!

Как же теперь кататься?

Котька говорит:

- Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно

будет кататься.

- Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.

- Ну, я не знаю, - говорит Котька.

- Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь!

Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

- Засыпай песок снегом!

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

- Вот теперь, - говорят, - замерзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки

проделал.

- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова

песком посыплет!

Вопросы для беседы:

 - Расскажите, как ребята строили горку?

 - Как трудились дети? Легко им было?

 - Для чего они полили горку водой? 

 - Помогал ли Котька строить горку? Каким оказался мальчик Котька?

 - На чём решил кататься Котька с горки? Что он придумал, чтобы не было так скользко?

 - Смог ли Котька починить горку?

 - Легко ли было Котьке одному?

Используемая литература и другие источники

1. ФГОС в ДОУ: от теории к практике; под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

2. Хрестоматия для среднего возраста: «Весна»

3. Ознакомление с природой. О.А.Соломенникова.

4. Развитие речи. В.В. Гербова.

5. Методика работы по развитию речи образной речи у старших

дошкольников. В,Н. Макарова, Е. А

6. Гербова О.Е. Развитие речи 4-6 лет: учеб. нагл. пособ. - М., 2008. 121 с.

7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов: Феникс, - СПб: Союз, 2007. - 231 с.

8. Максаков А.И, Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи. - М.: Мозаика-Синтаз, 2005. - 107 с.

9. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2007. - 211 с.

10. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 2009. - 211 с

11. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с. - (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»)

12. Развитие речи детей дошкольного возраста. – Пособие для воспитателя детского сада/В.И. Логинова, А.И. Максакова, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – 3 изд. испр. и доп – М.: Просвещение, 1984. – 223с.

13. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

14. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

Интернет ресурсы

1. Дошкольное образование - Формирование грамматического строя речи [Электронный ресурс] - 2013 [Режим доступа] http://aawee.ru/razvitie-rechi/formirovanie-grammaticheskogo-stroya-rech.

2. Методика формирования грамматического строя речи [Электронный

ресурс] - 2009 [Режим доступа] http://rudocs.exdat.com.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...

Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...

Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...