4.1 Формирование современной образовательной среды

Кислова Екатерина Константиновна

Создание предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда ДОУ повышает эффективность работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста по профилактике и коррекции речевых нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Журавушка» г. Охи

ПАСПОРТ

логопедического кабинета

г. Оха, 2019

Содержание

I. Оборудование логопедического кабинета.

  • Технические средства обучения.
  • Специальное оборудование.

II. Программы обучения.

III. Перечень диагностических  методик.

Предметно-развивающая среда  логопедического кабинета.

I. Неречевые психические процессы.

  1. Развитие слухового внимания.
  2. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.
  3. Развитие пространственной ориентировки.
  4. Развитие ориентировки во времени.
  1. Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность).
  • Пособия и технологии по развитию высших психических функций.
  1. Развитие мелкой моторики.
  • Пособия и технологии по развитию мелкой моторики.

II. Звукопроизношение.

  1. Развитие речевого дыхания.
  2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
  3. Автоматизация и дифференциация звуков.
  4. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  • Пособия и технологии по формированию правильного звукопроизношения.
  • Пособия и технологии по формированию  фонематического восприятия.

III. Обучение элементам грамоты.

  • Дидактический материал для фронтальных занятий по грамоте.  
  • Пособия и технологии по подготовке к обучению грамоте.

IV. Словарная работа.

V. Развитие грамматического строя речи.

  • Пособия и технологии по формированию словаря  и лексико-грамматического строя речи.

VI. Связная речь.

  • Папка  1. Осень.  Грибы. Деревья.
  • Папка 2. Детский сад.
  • Папка 3. Овощи. Фрукты.
  • Папка 4. Домашние животные.
  • Папка 5. Дикие животные.
  • Папка 6. Одежда. Обувь. Головные уборы.
  • Папка 7. Зима.  Зимующие птицы.
  • Папка 8. Мебель.  Посуда. Продукты питания.
  • Папка 9. Новый год. Зимние развлечения. Тело.
  • Папка 10. Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт.
  • Папка 11. Животные жарких стран.  Животные морей и океанов.
  • Папка 12. Семья. 8 Марта. Женские профессии.
  • Папка 13.  Дом. Строительные профессии.
  • Папка 14.  Россия.
  • Папка 15. Домашние птицы.
  • Папка 16. Весна. Перелетные птицы.
  • Папка 17. День Победы. Защитники Отечества.
  • Папка 18. Школа. Цветы. Насекомые.
  • Пособия и технологии по ознакомлению  с окружающим миром и развитию связной

речи.

Описание материально-технического состояния и оснащенности

логопедического кабинета МБДОУ

I. Оборудование логопедического кабинета.

  • Шкафы для пособий -1
  • Столы-2
  • Стол для индивидуальных занятий -1
  • Учительский стол -2
  • Стулья -12
  • Полки -4
  • Магнитная доска -1
  • Интерактивная доска -1

Технические средства обучения

  • Музыкальный центр
  • Персональный компьютер
  • Кольцевая лампа
  • МФУ
  • Ламинатор

Специальное оборудование

  • Индивидуальные зеркала
  • Набор зондов для постановки звуков.
  • Шпатели
  • Стерилизатор для инструментов
  • Зеркало настенное.

                                               

II. Программы обучения

  1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи).

III. Перечень диагностических  методик.

  1. Большакова Е.С. Логопедическое обследование ребенка. М, 1995 г.
  2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Издательство АРКТИ, 1998 г.
  3. Грибова О.Е.Технология организации логопедического обследования. М, Айрис-пресс, 2007 г.
  4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2002 г.
  5. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М., Владос., 2005 г.
  6. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М., 1998 г. Издательство «АРКТИ», 1998 г.
  7. Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления    падежных окончаний существительных. Санкт- Петербург, 1998 г.
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста. М., 1999 г.
  9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. М., 1999 г.
  10. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998 г.

Предметно-развивающая среда  логопедического кабинета

I. Неречевые психические процессы

1. Развитие слухового внимания.

  • Звучащие игрушки: бубен, барабан, дудочка, погремушки, колокольчики, звоночки, молоточек, игрушки-пищалки, гармошка.
  • Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, мука, плоды шиповника).
  • Демонстрационный и раздаточный материал для слуховых диктантов.
  • Картотека игр на развитие слухового внимания.

2. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

  • Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей); сборные картинки - пазлы; разрезные кубики (начиная с 4 частей).
  • «Почтовый ящик»,  рамки Монтессори и другие игры-вкладыши.
  • Разборные игрушки: матрешки, пирамидки, клоун.
  • «Чудесный мешочек».
  • Танграм, монгольская игра, занимательный треугольник, колумбово яйцо.
  • «Зашумленные» картинки.
  • Игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Найди фрагменты картинки, изображенные вверху», «Найди одинаковые».
  • Серия картинок для установления причинно-следственных зависимостей.
  • Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.
  • Набор картинок «Нелепицы».
  • Наборы картинок для опосредованного запоминания.
  • Картотека игр на развитие высших психических функций.

3. Развитие пространственной ориентировки.

  • Картинки с различной удаленностью изображенных предметов и разным их местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т.д.).
  • Картинки и фотографии с изображением предметов с различным взаимным расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т.д.).
  • Игры типа «Дом» (Кто где живет? — слева, справа, под, над, на нижнем этаже и т.д.).
  • Карточки с изображением лабиринтов.
  • Макет улицы с транспортом, движущимся в различных направлениях.
  • Макет комнаты с предметами мебели, расположенными в разных местах.
  • Карточки — символы пространственных предлогов.
  • Дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради.
  • Картинные таблицы с расположением предметов в ряд по горизонтали и по вертикали (под, над, за, перед, между, слева, справа, сверху, снизу).
  • Картотека игр на пространственное ориентирование.

4. Развитие ориентировки во времени.

  • Картины-пейзажи разных времен года.
  • Расписание занятий по дням недели в картинках.
  • Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.
  • Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток.
  • «Окно в природу» — настенное изображение природных явлений, характерных для разных времен года.
  • Картинки для отработки понятий  «старше — младше».

  1. Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность).
  • Набор предметов для наблюдения (анализ, сравнение их формы, цвета, величины, протяженности).
  • Набор частей предметов для конструирования целого (зрительное соизмерение частей, сопоставление частей, предметов, сравнение с образцом и т.д.).
  • Парные картинки.
  • Муляжи овощей, фруктов.
  • Игрушечная посуда, мебель.
  • Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.
  • Счетные палочки для выкладывания фигур.
  • Наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные).
  • Кубики 2-3 цветов для заданий типа «Найти закономерность».
  • Набор плоскостных моделей предметов круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной форм.
  • Дидактические игры  «Разложи от самого маленького», «Какой предмет пройдет в ворота?», «Место рядом свободно», «Что изменилось?», «Три медведя», «Разложи по цвету».
  • Дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал для зрительных диктантов.
  • Картотека игр на развитие восприятия.

Пособия и технологии по развитию высших психических функций.

  1.  Борякова Н. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., 94г
  2.  Безруких М. Учимся находить одинаковые фигуры. М., 2000г.
  3. Береславский Л. Интеллектуальная мастерская. М., 2000г.
  4. Гаврина С. Развиваем мышление. М., 2001г.
  5. Гатанов Ю. Развиваю логику и сообразительность.С.-П., 2000г.
  6. Гаврина С. Логика. М., 2000г.
  7. Гатанова Н. Развиваю внимание. С.-П., 2000г.
  8. Гатанова Н.. Развиваю память. С.-П., 2000г.
  9. Гатанов Ю. Развиваю воображение. С.-П.,2000г.
  10. Житникова Л.Учите детей запоминать. М., 1996г.
  11.  Коноваленко С. Развитие познавательной деятельности у детей. М., 1998г.
  12.  Матюгин И. Тактильная память. М., 1991г.
  13. Матюгин И. Зрительная память. М., 1992г.
  14.  Носкова Л. Учимся узнавать предметы, устанавливать порядок. М., 1999г.
  15.  Пятьсот загадок для будущего первоклассника. М., 2000г.
  16.  Развивающие игры. С.-П., 1998г.
  17. Тихомирова Л. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1996г.
  18. Тихомирова Л. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. М., 2000г
  19. Черемошкина Л. Развитие памяти детей. Ярославль, 1996г.

6. Развитие мелкой моторики.

  • Счеты.
  • Бусы.
  • Шнуровки.
  • Пуговицы.
  • Счетные палочки.
  •          Ручные эспандеры.
  • Мозаики.
  • Колечки.
  • Пирамидки.
  • Прищепки.
  • Фасоль, горох.
  • Косточки, шишки.
  • Шары, мячи.
  • Ленты и веревочки  
  • Трафареты
  •  Пластилин.
  • Пазлы.
  • Массажные щетки.
  • Мелкие игрушки.
  • Волчки.
  • Картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук
  • Таблицы — иллюстрации этих упражнений.
  • Материалы  для развития графических навыков детей:

- Трафареты для штриховки (на все лексические темы)

- Трафареты – геометрические фигуры.

- Трафареты – буквы.

- Лекала разной конфигурации.

- Цветные мелки.

- Индивидуальные доски.

- Ручки, карандаши.

- Альбомы, тетради, раскраски.

Методическая  и развивающая литература

по развитию мелкой моторики.

  1.  Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, Литур, 2001г.
  2. Гаврина С., Кутявина Н. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 1998г.
  3. Гатанова Н. Развиваю мелкую моторику. С.-П., 2000г.
  4. Крупенчук О. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. С.-П., Литера, 2005г
  5. Лопухина И. Логопедия. С.-П., Дельта, 1999г.
  6. Левша в мире праворуких. Журнал «Дошкольное образование» №9, 1998г.
  7. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
  8. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. С.-П., «Мик», 1995г.
  9. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал  «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  10. Новоторцева Н. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль, Академия развития, 1998 г.
  11.  Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.
  12. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с недоразвитием речи. Журнал  «Дошкольное воспитание» №8, 1990г.
  13. Стань послушной рука. Вкладыш к газете  «Дошкольное образование» №16, 2003г.
  14. Упражнения для правильного развития мелкой моторики рук. Журнал  «Дошкольное воспитание» №9, 1998г.
  15. Филиппова С. Шаг за шагом. Подготовимся к письму. М., 1997г.
  16. Филиппова С. Подготовка дошкольников к обучению письму. Санкт-Петербург,

      1997 г.

  1.  Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. С.-П., Лань, 1996г.

II. Звукопроизношение

1.Развитие речевого дыхания.

  • Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек.
  • Воздушные шары, мыльные пузыри.
  • Наборы плавающих игрушек (кораблики, уточки и др.).
  • Флакончики из-под духов.
  • Фитоколлекция (в баночках — засушенные душистые растения: мята,    чай,         кофе и др.).
  • Игры: «Загони мяч в ворота», «Клоуны».
  • Картотека игр на развитие речевого дыхания.

2.        Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

  • Настенное зеркало и индивидуальные настольные зеркала, личные носовые платки (в отдельных пакетиках).
  • Альбом упражнений артикуляционной гимнастики, книжки с образными картинками.
  • Вспомогательные средства для механической помощи ребенку (зубная щетка, чайная ложка, палочка, шпатель, зонды и др.), спирт и вата для обработки этих предметов.
  • «Сказки веселого язычка»

3.        Автоматизация и дифференциация звуков.

  • Наборы предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах.
  • Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях и рассказах.
  • Наборы серий картинок для закрепления правильного звукопроизношения в связной речи
  • Тексты для пересказа, насыщенные определенным звуком (звуками) для дифференциации в произношении
  • Настольные дидактические игры (домино, лото) на автоматизацию определенного звука, группы звуков, на дифференциацию звуков.
  • Альбомы, карточки с текстами речевого материала: потешки, тексты для заучивания и пересказа, загадки, стихи, чистоговорки.
  • Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у дошкольников (Е.С.Большакова, Т.Туманова, Н.В. Нищева и др.).
  • Альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н.И. Соколенко,

Н. Новоторцева и др.).

4. Развитие фонематического слуха и восприятия.

  • Звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности.
  • Карточки «Определи место звука»: три клетки — начало, середина, конец слова.
  • Карточки — символы гласных и согласных звуков.
  • Предметные картинки для выделения звука из слова (в разных позициях).
  • Сигналы обратной связи для упражнений на дифференциацию понятий:    гласный — согласный звук; согласный звонкий — согласный глухой; согласный твердый — согласный мягкий.
  • Дидактический материал и игры на деление слов на слоги.
  • Демонстрационный и раздаточный материал для составления звукослоговой схемы слов.
  • Дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Бусы», «Собери цветок», «Чудо-дерево», «Поезд», «Поймай рыбку» и др.
  • Звуковые часы» (длинное — короткое слово, слово на заданное количество слогов).
  • Материал для анализа предложений. (Набор сюжетных и предметных картинок, схемы предложений).
  • Наборы картинок для закрепления в предложениях слов сложной слоговой структуры.

Пособия и технологии по формированию правильного звукопроизношения.

  1. Бунеев Р. По дороге к азбуке. М., 2003г.
  2. Галанов А. Логопедическое лото. Звуки: с, сь, з, зь, ц, ж, ш, ч, щ, л, ль, р, рь. М., 2002г.
  3. Зуева Л. Занимательные упражнения по развитию речи. М., 2000г.
  4. Коноваленко В. Логопедические раскраски для закрепления произношения звуков: л, р, с, з, ц, ж, ш, ч, щ. М., 1998г.
  5. Коноваленко В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков. М., 1998г.
  6. Коноваленко. В. Коррекция произношения звуков: й, г, к, х. М., 1999г.
  7. Лопухина. И. Логопедия. Звуки, буквы и слова. С.-П., 1998г.
  8. Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. С-П., 1999 г.
  9. Лазаренко А. Альбомы для автоматизации произношения звуков (с, ш, ч, щ, р.) М., 2001г.
  10. Мусова И. Логопедические чистоговорки. М., 1999г.
  11. Новоторцева Н. Рабочие тетради по развитию речи на все группы звуков. Ярославль, 1996г.
  12. Нищева Н. Будем говорить правильно. С.-П., 2002г.
  13.   Поваляева М. Дидактический материал по логопедии. Ростов-на-Дону, 2002г
  14. Резниченко Т. Говорим правильно. М., 2003г.
  15. Савина Л. Большой букварь. М., 1999г.
  16. Смирнова Л. Мы учим звуки: л-р, с-ш. М., 2002г.
  17. Успенская Л.,  Успенский М. Учитесь правильно говорить. (ч 1-2) М., 1995г.
  18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1997г.

Пособия и технологии  по формированию фонематического восприятия.

  1. Алтухова Н. Научитесь слушать звуки. С.-П., Лань,1999г
  2. Агранович З. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. С.-П., Детство-Пресс, 2004г.
  3. Варенцова Н. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., Гном-пресс,1998 г.
  4. Гадасина Л. Звуки на все руки. С.-П., Детство-пресс, 1999г.
  5. Дурова Н. Фонематика. М., Мозаика-синтез, 2000г.
  6. Жукова. А. Азбука. М., Омега, 1998г.
  7. Колесникова Е.. Развитие звуковой культуры речи. М., Гном-пресс, 1998г.
  8. Колесникова Е. Раз - словечко, два - словечко. М. Гном-Пресс, 1997г.
  9. Максаков А. Учите, играя. М., 1983г
  10. Милостивенко Л. Методические рекомендации по предупреждению нарушений чтений и письма у детей. С.-П., 1995г.
  11. Селиверстов В. Речевые игры с детьми. М., Владос, 1994г.
  12. Ткаченко Т. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С.-П.,      Детство-Пресс, 1998г.
  13. Тумакова Г. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991г.
  14. Цвынтарный И. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. С.-Петербург, Лань, 1998г.
  15. Швайко Г. Игры и игровые упражнения по развитию речи. М., 1998г.

III. Обучение элементам грамоты

  • Магнитные азбуки.
  • Русский алфавит (таблица).
  • Наборы букв и слогов (демонстрационные).
  • Рамки-абаки, линейки-абаки для обучения слоговому чтению.
  • Слоговые таблицы (демонстрационные и раздаточные).
  •  Настольные игры с буквами типа «Азбука», «Кубики» и др.
  •  Таблицы с материалом для чтения (слоги, слова, предложения, тексты).
  • Книжки-самоделки с короткими текстами для чтения.
  •  Карточки-слова с пропущенными буквами, слогами.
  •  Карточки для буквенного анализа слов.
  • Букварь для вспомогательной школы (В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина).
  • Образцы букв (из наждачной бумаги и другого материала).
  • Магнитная азбука.
  • Тетради, простые карандаши, ручки для «печатания» букв, слогов, слов,        предложений.
  • Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кроссворды и др.).

Дидактический материал для фронтальных занятий по грамоте.

Папка 1. Буквы: А, О, У, Э.

Папка 2. Буквы: Е, Е, Ю, Я.

Папка 3. Буквы: И, Ы.

Папка 4. Буквы: П, Б.

Папка 5. Буквы: Т, Д.

Папка 6. Буквы: В, Ф.

Папка 7. Буквы: С, З, Ц.

Папка 8. Буквы: Ш, Ж, Ч, Щ.

Папка 9. Буквы: Й, Л, М, Н, Р.

Папка10. Буквы: Г, К, Х, Ъ, Ь.

Папка 11. Гласные звуки.

Папка 12. Согласные звуки.

Систематизация дидактического материала в папке:

  1. Профиль артикуляции звука.
  2. Графический образ буквы.
  3. Картинки, в названиях которых изучаемый звук находится в разных позициях.
  4. Картинки, в названиях которых изучаемый звук находится в твердом и мягком варианте.
  5. Тексты для чтения.
  6. Картинки для составления коротких рассказов, насыщенных данным звуком.
  7. Буква, которой обозначен изучаемый звук в печатном и прописном варианте.

Пособия и технологии по подготовке к обучению грамоте.

  1.  Астафьева Е. Играем, читаем, пишем. С.-П., Детство-пресс, 2000г.
  2. Бунеев Р. По дороге к азбуке. Ч.3-4. М., Баланс, 1999г.
  3. Волина В. Занимательная грамматика. Екатеринбург, Арго, 1996г.
  4. Волина В. Игры с буквами и словами. Ребусы. М., 1997г.
  5. Васильева С. Логопедические игры. М., Школьная пресса, 2001г.
  6. Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно. С.-П., Питер, 1999г.
  7. Дурова Н.,  Невская Л. От звука к букве. От слова к звуку. М., Школьная пресса, 2001г.
  8. Ефименкова Л. Формирование речи у дошкольников. М., 1985г.
  9. Журова А. Обучение дошкольников грамоте. М., Школьная пресса, 2002г.
  10.  Лопухина И. Логопедия. М., 1995г.
  11. Левчук Е. Грамматика в сказках и рассказах. С.-П., Детство-пресс, 2004г.
  12.  Пожиленко Е. Волшебный мир звуков и слов. М., Владос, 1999г.
  13.  Соколов Н. Рабочая тетрадь по обучению чтению дошкольников. М., 2000г.
  14. Триггер Р.,  Владимирова Е.. Звуки речи, слова, предложения. Смоленск, 1998г.
  15. Ткаченко. Т. Формирование лексико-грамматических представлений. С.-П., Детство-пресс,1998 г.
  16. Филиппова С. Подготовка дошкольников к обучению письму. С.-П., Детство-пресс, 2001г.

IV.Словарная работа.

  • Коллекция предметов для ознакомления и обследования (цвет, форма, размер, составные части, фактура на ощупь).
  • Муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам.
  • Картинки с изображением действий (один субъект совершает различные действия, разные субъекты совершают одно и то же действие).
  •  Картинки-иллюстрации различных признаков предметов (цвет, форма, величина); слов-антонимов.
  • Речевые задания для формирования навыков словообразования суффиксального и префиксального:

- с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (гриб — грибок,     белый — беленький);

- с использованием «увеличительного» суффикса (ноги — ножищи);

- образование названий детенышей животных (котенок, котята);

- образование относительных прилагательных (стекло — стеклянный);

- образование притяжательных прилагательных (утка — утиный клюв, утиное яйцо, утиные лапки);

- сложные слова — игрушки, предметные картинки с соответствующими изображениями (самолет, паровоз, снегопад);

- приставочные глаголы; картинки: птичка — клетка, медведь — елка, белка — два дерева и др.;

- образование названий профессий;

- многозначные слова;

- подбор однокоренных слов.

  • Картотека игр и игровых упражнений на активизацию словаря и словообразования; игры типа «У кого какая мама?», «Малыши и великаны», «На одно смотрят, разное видят» и др.

V. Развитие грамматического строя речи

  • Набор предметных картинок и игр для упражнений в изменении числа имен существительных и глаголов.
  • Набор сюжетных картинок для упражнений в словоизменении (склонение существительных и прилагательных).
  • Набор сюжетных картинок для упражнений в употреблении предлогов. Карточки — символы предлогов.
  • Подборка игрового картинного материала для упражнений в согласовании:

- имен прилагательных с именами существительными;

- имен существительных с     именами числительными;

- притяжательных местоимений с именами существительными (мой, моя, мое, мои).

  • Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений.
  •  Настольно-печатные игры, в которых требуется использовать разные конструкции предложений.

Пособия и технологии  по формированию словаря  и лексико-грамматического строя речи

  1.  Баранников И. Русский язык в картинках. М., 1988г.
  2. Бунеев Р. По дороге к азбуке. М., 1999г.
  3. Бессонова Т.Грибова О. Дидактический материал по обследованию речи детей. М., Аркти, 1998г.
  4. Герасимова А. Учим глаголы, предлоги, антонимы. М., 2000г.
  5. Дурова Н. От звука к букве. От слова к звуку. Поиграем в слова. М., 2001г.
  6. Жукова Н. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994г.
  7. Жукова Н. Формирование устной речи. М., 1994г.
  8. Крупенчук О. Научите меня говорить правильно. С.-П., 2005г.
  9. Ткаченко Т. Формирование лексико-грамматических представлений. М., 2005г.
  10. Филичева Т.Б.,  Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург. Арго, 1997г.
  11.  Филичева Т.Б.. Совершенствование связной речи. М., 1994г.

VI. Связная речь

  • Подборка диалогов, игр с диалогами для выразительного чтения наизусть, инсценирования.
  • Подборка диалогов для сюжетно-ролевых игр.
  • Короткие рассказы с иллюстрациями для заучивания.
  • Наборы сюжетных картинок с вопросами к ним для составления коротких рассказов.
  • Подборка стихотворений для заучивания наизусть.
  • Подборка материала для фронтальных занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи (на каждую лексическую тему).
  • Фланелеграф с комплектами картинок для одновременного рассказывания и демонстрации героев и их действий.
  • Серии сюжетных картинок для составления рассказов.
  • Опорные таблицы-схемы для описательных рассказов.
  • Различные виды театров: настольный, магнитный, театр бибабо.
  • Подбор коротких сказок, рассказов для инсценирования.
  •  Книжки-малютки с текстами для пересказов.
  • .Настольные игры, требующие объяснительной речи («Кто чем питается? Почему?», «Что лишнее? Почему?»).
  •  Речевые логические задачи.
  • Подборка дидактического материала на каждую лексическую тему.

.

                       Папка  1. Осень.  Грибы. Деревья.

                                                  Осень.

1.Альбом «Как к нам приходит хлеб».

2.Сюжетные картинки: «Осень», «Уборка урожая», «Идут дожди», «Как животные готовятся к зиме», «Какие бывают растения», «Зреет рожь», « Золотая осень

3.Литература:

  • В. Сутеев « Под грибком».
  • А. Плещеев «Осень наступила».
  • Н. Сладков. «Синичкина кладовая».
  • А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».
  • И Ф. Соколов. «Листопадничек».
  • Ф.Тютчев. «Стихотворения».

                                                                     Грибы.

1.Предметные картинки по теме.

2.Сюжетные картинки: «Лесная полянка с грибами», «Корзинка с грибами и ягодами»,

3.Схема для описания грибов.

4.Серия сюжетных картинок «За грибами».

                                             Деревья.

1.Предметные картинки по теме. Ветка рябины летом и осенью.

                                Папка 2. Детский сад. Игрушки.

                                         Детский сад

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Сюжетные картинки: «Профессии работников детского сада», «В группе новенькая», «Путь открыт», «Дождь», «Дружно играем», «Чебурашка», «Катюша», «Машенька».
  3. Серия сюжетных картинок к стихотворению  «Что мы делали в детском саду».
  4. Картинки для составления предложений из 2, 3, 4 слов.

5.  Литература:

  • К. Ушинский. «Рассказы».
  • Н. Носов. «Я  помогаю».
  • А. Барто. «Девочка-ревушка».
  • Н. Политаев. «Шел по улице малыш».
  • С. Александрова. «Я уже большая», « Что мы делали в детском саду».

                               Папка 3. Овощи. Фрукты.

                                                         Овощи

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Сюжетная картинка «Огород», «Корзинка с овощами».
  3. Пересказ рассказа «Наш огород» (с опорой на предметные картинки).
  4. Разучивание стихотворений: « Хозяйка однажды с базара пришла», «Наш огород»

     ( с опорой на предметные картинки).

  1. Магнитный театр «Репка».
  2. Игра: «Слоговой анализ по теме «Овощи».
  3. Счетный материал по теме «Овощи».
  4. Схема для составления описательного  рассказа.
  5. Литература:
  • Сказки: «Болтливая редька»,  «Мужик и медведь», « Репка».
  • Н. Носов. «Огурцы», « Тыква-путешественница».

Фрукты.

1. Предметные картинки по теме.

 2. Сюжетные картинки: « Всем по яблоку», «Уборка яблок и груш», «Сад»,

      «Корзинка с фруктами».

3..Схема для составления описательного рассказа.

4. Стихотворение «Прекрасен наш осенний сад», предметные картинки для разучивания    стихотворения.

  1. Счетный материал: малина, яблоки, груша, арбуз, вишня.
  2. Литература:
  • Л. Толстой. « Косточка».
  • Л. Толстой. «Старик сажал яблони».

Папка 4. Домашние животные.

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Сюжетные картинки: «Поим телят», «Друзья», «Прогулка с собакой», «Кошка и воробей», «Собака, щенок и ворона», «На ферме».
  3. Серия сюжетных картинок: «Как мышка перехитрила кошку», «Купили щенка», «Три щенка».
  4. Картинки для составления сравнительных рассказов: «Коза и свинья», «Лошадь и осел», «Корова и овца», «Лошадь и коза».
  5. Игра  «Найди маму».
  6. Шапочки-маски «Котята» (5шт).
  7. Картинки для индивидуальной работы:
  • Чей хвост, чья голова.
  • Кто где живет.
  • Чья мама, чьи детки.
  • Профессии.

8. Литература:

  • Сказка «Волк и козлята».
  • Ш. Перро. «Кот в сапогах».
  • Братья Гримм. «Бременские музыканты».
  • Н. Носов. «Живая шляпа».
  • С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».
  • К. Паустовский. «Кот – ворюга».
  • Л. Толстой. «Лев и собачка».
  • К. Ушинский. «Слепая лошадь».

                             Папка 5. Дикие животные.

  1. Предметные картинки  по теме.
  2. Картинки для составления предложений из 3-4 слов.
  3. Сюжетные картинки: «Лиса и лисята», «Бельчата», «Какие бывают животные»,

«В живом уголке», «Кто где живет».

  1. Серия сюжетных картинок: «Лиса и волк», «Гости пришли», «Компот», «Барсучий нос», «Спасение зайца».
  2. Схема для составления описательного рассказа.
  3. Игра «Найди свою маму».
  4. Настольный театр «Колобок».
  5. Кроссворд «Живой мир».
  6. Литература:
  • Сказка «Красная шапочка».
  • К. Чуковский «Тараканище».
  • И. Крылов «Мартышка и очки».
  • Л. Куликов «Белочка – умелочка».
  • С. Михалков «Заяц – художник».
  • М. Пришвин. «Еж».
  • П. Бажов. «Серебряное копытце».
  • В. Корнилов. «Как от меда у медведя зубы начали болеть».

Папка 6. Одежда. Обувь. Головные уборы.

  1. Предметные картинки по теме.  
  2. Сюжетные картинки: «Как делают шерстяные вещи», «Как в поле рубашка выросла».
  3. Составление предложений по картинкам.
  4. Схема для составления описательного рассказа.
  5. Игры «Матрешки», «Одень куклу».
  6. Литература:
  • С. Прокофьева. «Про башмачки».
  • М. Константиновский. «Как ткани ткут и нити прядут».

                         Папка 7. Зима.  Зимующие птицы.

                                                    Зима.

  1. Сюжетные картинки: «Заяц на лежке», «Семья белых медведей», «Белки спасаются от куницы», «Лоси в зимнем лесу», «Медвежья берлога», «Зимняя подкормка диких животных», «Волчья стая зимой», «Первый снег», «Зимний день.
  2. Схема для составления описательного рассказа.
  3. Литература:
  • В. Одоевский. «Мороз Иванович».
  • Л. Почивалов. «Антарктида».
  • М. Михайлов. «Два мороза».
  • Сказка «Морозко».

                                    Зимующие птицы.

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Сюжетные картинки: «Помощь зимующим птицам», «Кормушка для птиц», «Птицы у кормушки».
  3. Литература:
  • Сказка «Лиса и дрозд».
  • В. Бианки. «Кто чем поет».
  • Л. Толстой. «Умная галка».
  • З. Александрова. «Новая столовая».
  • Н. Грибачев. «Кормушка».
  • М. Горький. «Воробьишко».
  • Н. Юсупов. «Голубь и пшеничное зерно».
  • Я. Аким. «Песенка в лесу».

Папка 8. Мебель.  Посуда. Продукты питания.

Мебель.

  1. Предметные картинки:
  2. Сюжетные картинки:  «Мебель кухни, коридора», «Мебель в квартире», «Части суток», «Современная техника в доме», «Мебель в классе».
  3. Схема для составления описательного рассказа.
  4. Литература:
  • Сказка «Три медведя».

                                                Посуда.

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Картинки для составления предложений.
  3. Картинки для составления сравнительных рассказов.
  4. Схема для составления описательных рассказов.
  5. Серия сюжетных картинок «Режим дня».
  6. Литература: К.Чуковский. «Федорино горе».

                                Продукты питания.

  1. Предметные картинки по теме.

         Папка 9. Новый год. Зимние развлечения. Тело.

                                        Новый год

1.Сюжетные картинки. «В мастерской деда Мороза», «Хоровод».

2.Серия сюжетных картинок. «Украшаем елку».

3.Литература:

  • С. Михалков. «Елочка».
  • К. Чуковский. «Елка»,  «Живи,  елочка».
  • Картинки на тему: «Где и как встречают Новый год».

                                  Зимние развлечения.

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Сюжетная картинка:  «Саша и снеговик».
  3. Игра «Что забыл нарисовать художник?»
  4. Серия сюжетных картинок «Каток».

                                                 Тело.

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Картинки для составления предложений.
  3. Сюжетные картинки: «Гимнастика», «В бассейне», «Лыжная прогулка»,
  4. Литература:
  • К. Чуковский. «Мойдодыр»

.

Папка 10. Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт.

                                    Наземный транспорт

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Составление предложений по картинкам: «Кто чем управляет», «Машины в гараже»,

      « Машины на дороге».

  1. Рассказы по картинкам: «На стоянке», «Мост», «На улице большого города», «Автовокзал», « На автомобильном заводе», «Кто чем управляет».          
  2. Серия сюжетных картинок: «У трамвайного окна», «В гости к белому медведю», «В автобусе».
  3. Литература:
  • С. Михалков. «Моя улица».
  •  Б. Жидков. «Помощь идет».
  •  Т. Саулина  «Три  сигнала светофора».
  • И. Кобитина. «Дошкольникам о технике».
  • В. Маяковский. « Кем быть».

                                      Водный транспорт.

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Рассказ по картинке «Мост».
  3. Игры: « В чем ошибся художник», «Найди одинаковые корабли».
  4. Литература:
  • В. Тюрин. « Ездим. Плаваем».
  • В. Маяковский. «Эта книжечка моя про моря и про маяк».
  • А. С. Пушкин.  «Ветер по морю гуляет».
  • Л. Толстой.  «Акула».

                             Воздушный транспорт.

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Игра «Игралочка – смекалочка».
  3. Литература:
  • И. Пивоварова. «Хочу летать».
  • Ю. Казаков. «Красная птица».

Папка 11. Животные жарких стран.  Животные морей и океанов.

                         Животные жарких стран

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Тексты для пересказа: « Черепаха», «Верблюд», «Кенгуру».
  3. Игры: «Кто где живет», «Живой мир планеты».
  4. Сюжетные картинки: «Африканские животные», « Птицы тропического леса».
  5. Схема для составления описательного рассказа «Животные жарких стран».
  6. Литература:
  • И. Крылов. «Мартышка и очки».
  • К. Чуковский. «Телефон», «Айболит», «Тараканище».
  • В. Маяковский. «Что ни страница, то слон, то львица».
  • Р. Киплинг. «Сказки».

                                                  Животные морей и океанов.

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Сюжетная картинки: «На рыбалке», «Аквариум», «Большой улов», «Океан, море. Пресноводный водоем».
  3. Серия сюжетных картинок «Рыболов».
  4. Схема для составления описательного рассказа «Рыбы».
  5. Картинки для составления сравнительных рассказов.        

 Папка 12. Семья. 8 Марта. Женские профессии.

                                               Семья.

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Картинки для составления предложений.
  3. Сюжетные картинки «Семья вечером», «Брат и сестра», «Побежали».
  4. Литература:
  • А. Толстой. «Как ни в чем не бывало».
  • Л. Толстой. «О людях больших и маленьких».
  • С.Маршак. «Сказка о глупом мышонке».

                 8 Марта. Женские профессии.

  1. Картинки для составления предложений по теме.
  2. Схема описания профессий.
  3. Сюжетные картинки: «Лучший подарок маме», «Цветы для мамы».
  4. Серия сюжетных картинок. «Дети готовят маме подарки».
  5. Литература:
  • С. Михалков. «А что у вас».
  • Б. Емельянов. «Мамины руки».

                            Папка 13.  Дом. Строительные профессии.

                                                  Дом.

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Сюжетные картинки: «Магазин», «Театр», « Школа», « Цирк», «Стадион», «Театр»  и др.
  3. Литература:
  • В. Орлов. «Кто в доме живет».
  • Сказка «Теремок».
  • Л. Кузьмин. «Солнечные окошки».
  • В. Степанов. «Новоселье».

                              Строительные профессии.

  1. Предметные картинки  по теме.
  2. Набор парных картинок «Кому что нужно для работы».
  3. Сюжетные картинки. «На строительстве большого дома», «На строительстве школы».
  4. Кубики «Одноэтажные и многоэтажные дома».
  5. Дидактическая игра «Танграм».

                               Папка 14.  Россия.

Сюжетные картинки: «Красная площадь», «На улице большого города». «Москва – река»,  «В парке».

                                                    Наше село                                                            

  1. Сюжетные картинки: «Село городу – город селу», « Петрушка – почтальон»,

            «Если б мы были художниками».

        2.Литература:

  • О. Аксенова. «Морошка».
  • А. Нечаев. «В гости к медведю по имени Сипанг».

                            Папка 15. Домашние птицы.

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Сюжетные картинки: «За обедом», «Пасем гусей», «Кормим цыплят».
  3. Схема для составления описательного рассказа.
  4. Серия сюжетных картинок. «Колосок», «Наседка».

5.   Литература:

  • В. Кудашева. «Петушок».
  • С. Маршак: « Курочка Ряба и 10 утят».
  • Ю. Крутогорова. «Хохлаткина родня», «Петушок с красным гребешком».

                          Папка 16. Весна. Перелетные птицы.

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Сюжетные картинки. «Ранняя весна», «Лесник спасает зайцев», «Медведь весной»,

« Весенние работы».

  1. Серия сюжетных картинок. «Весенние приметы», «Кто в дупле живет»,

«Бобровый пруд», «Ледоход», «Посадка деревьев».

  1. Литература:
  • В. Жуковский. «Жаворонок».
  • В. Бианки. «Чей нос лучше», «Лесные домишки».
  • Г. Снегирев. «Про птиц».
  • С. Маршак. «Веселые чижи».
  • В. Боков. «Про тех, кто летает».
  • Сказка «Лиса и дрозд».

                        Папка 17. День Победы. Защитники Отечества.

                                                 День Победы

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Сюжетные картинки. «У вечного огня», «На параде», «В Брестской крепости»,

      «У вечного огня».

  1. Серия сюжетных картинок. «Спасение летчика».

                                 Защитники Отечества.

  1. Сюжетная картинка «На побывку».
  2. Серия сюжетных картинок «На заставе».
  3. Литература:
  • С. Алексеев. «Последний штурм».
  • А. Митяев. «Землянка».
  • Л. Кассиль. «Главное войско».
  • С. Баруздин. «Шел по улице солдат».
  • Е. Благинина. «Почему ты шинель бережешь».
  • С. Георгиевская. «Галина мама».
  • Стихи о Советской Армии.
  • Л. Яновский. «Ваня Озерянский».
  • В. Лукин. «Жора Артеменков».

                     

 Папка 18. Школа. Цветы. Насекомые.

                                                      Школа.

1. Предметные картинки по теме.

2. Сюжетные картинки. «В библиотеке», «Новая школа», «В классе», «Дежурная».

3. Серия сюжетных картинок. «Первый раз в первый класс», «В библиотеке».

4. Картинки для составления предложений.

5. Литература:

  • Л. Толстой. «Филиппок».
  • Л. Воронкова. «Подружки идут в школу».
  • С. Михалков. «Прививка».
  • И. Мазин. «Сентябрь».

Цветы.

  1. Предметные картинки по теме.
  2. Сюжетные картинки: «Клумба», «Составь букет из садовых и полевых цветов».
  3. Игра «Цветы садовые и полевые».
  4. Литература:
  • С. Пшеничных. «Удивительный букет».
  • С. Аксаков. «Аленький цветочек».

Насекомые.

  1. Предметные картинки  по теме.
  2. Сюжетные картинки «Кто тут спрятался», «Кто поможет человеку».
  3. Литература:
  • В. Берестов. «Как найти дорожку».
  • К. Чуковский. «Тараканище».
  • Л. Сергеев. «Сверчок и светлячок».
  • И. Крылов. «Басни».
  • К. Кулиев. «Сказка о добром муравье».
  • И. Крылов. «Стрекоза и муравей».

Пособия и технологии по ознакомлению   с окружающим миром и развитию связной речи.

  1. Антонова Л. Развитие речи. Ярославль, 1997г.
  2. Балобанова В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. С.-П., 2002г.
  3. Белоусова Л. Удивительные истории. С.-П., 2001г.
  4. Бунеев Р. По дороге к азбуке. М., 1999г.
  5. Баранников И., Варковицкая Л. Русский язык в картинках. Часть 1-2. М., Просвещение, 1988г.
  6. Бондаренко А. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1991г.
  7. Дьяченко О.Чего на свете не бывает. М., Просвещение, 1991г.
  8. Елкина Н. 1000 загадок. Ярославль. Академия развития, 1998г.
  9. Ефимовский И. Игры, стихи, загадки для развития речи. С.-П., 2005г.
  10. Жукова Н. Формирование устной речи у детей. М.,1994г.
  11. Жукова Н. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994г.
  12. Жукова Н. Логопедия. Екатеринбург,1998г.
  13. Капитовская О. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. С.-П., 2005г.
  14. Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. С.-П., 1999г.
  15. Мурашковская И. Картинки без запинки. С.-П., 1995г.
  16. Миронова С. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях в группах для детей с нарушением речи. М., 1993г.
  17. Новоторцева Н. Развитие речи детей. Часть 1-3. Ярославль, 1997г.
  18. Новоторцева Н. Развитие речи детей. Ярославль. Академия развития, 1997г.
  19. Нищева Н. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР,2005 г.
  20. Парамонова Л. Стихи для развития речи. С.-П., 1998г.
  21. Селиверстов В. Речевые игры с детьми. М., Владос, 1994г.
  22. Стрельцова Л. Литература и фантазия. М., 1992г.
  23. Смирнова Л. Логопедия в детском саду. М., 2004г.
  24. Ткаченко Т. Если дошкольник плохо говорит. С.-П., 1998г.
  25. Ткаченко Т. Формирование и развитие связной речи, С.-П. Детство-пресс, 1998г.
  26. Тимонен Ю. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи. С.-П., 2004г.
  27. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Нарушение речи у детей. М., 1993г.
  28. Филичева Т.Б., Тумакова Т.В. Совершенствование связной речи. М., 1994г.
  29. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольников. Екатеринбург, Арго, 1997г.
  30. Шевченко С. Природа и мы. Смоленск,2000г.
  31. Шевченко С. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. М., Школьная пресса, 2005г.