В помощь классному руководителю

Кувшинова Оксана Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Золотой кодекс классного руководителя

 1. Главное - быть профессионалом, т.е. хорошо усвоить педагогическое ремесло, делать свою работу легко, изящно, свободно, играючи.

2. Помнить, что в деятельности классного руководителя важен не только результат, но и сам процесс, который влияет па самочувствие личности, ее взаимоотношения с другими.

3. Быть убежденным, что вся радость жизни - в творчестве. Уметь вовлечь детей

 в такую деятельность, которая пробуждает в них радость узнавания и делает их любознательными.

4. Относиться к ученику так, как относился бы к своему ребенку. Любить, ценить, уважать, улыбаться, плакать вместе, если беда, смеяться – если весело, радоваться его успехам, помогать избавиться от недостатков, интересоваться  здоровьем, домашними делами, увлечениями.

5. Стараться быть психологом, астрологом, проникать в тонну темперамента, характера, способностей, талантов каждого своего ученика. Наблюдать, научать, самосовершенствоваться учитывать индивидуальные и возрастные особенности.

6. Отказаться от пустых мечтании. Перестать кипеть внутри от разных переживании. Освободиться от внутренних монологов и диалогов. Дурные мысли - источник болезней.

7. Помочь каждому ребенку найти то, в чем он лучше других, чем он мог бы выделиться  среди всех остальных.

8. Стараться делать все, чтобы ребенок чувствовал что он кому-то нужен. Самое страшное, когда человек сознает, что он одинок и не нужен  никому.

9. Постараться, чтобы  для детей школа стала вторым домом по духу, а не  по количеству времени проведенному в ней. Делай все, чтобы в школе детям было уютно и тепло.

10. Быть уверенным, что нельзя отвечать грубостью на грубость ребенка.  Необходимо  стараться  выявить  природу такого поведения.

11. Не допускать неряшливости в себе, окружении, среди учеников. Учить видеть красоту, ибо  в красоте - залог счастья человечества.

12. Стараться с почтением и   любовью относится к старшим по возрасту, уважать  чужой опыт, иначе не у кого будет учиться.

13. Учить детей  любить свою семью, школу, природу, все живое и  прекрасное. Любящему человеку весь мир говорит иное и иначе.

14. Стараться, чтобы дети  считали Вас идеалом. Пока Вы воспитатель, Вы обязаны быть  прекрасным.

15. Стремиться в работе с детьми привлечь к сотрудничеству родителей. Уважать их, помнить: дети любят их!

16. Не бояться нестандартного воспитания.  Экспериментировать. Находить  свои методические приемы воспитания.

17. Постоянно пребывать в   радостном состоянии ума. Устремив ум  на радость творчества. Радость есть особая мудрость.

18. Почаще заглядывать в мудрые глаза детей.



Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА   УЧАЩЕГОСЯ

  1. Общие сведения об учащемся: фамилия, имя, отчество; дата рождения.
  2. Отношение ученика к учению: мотивы учения; преобладающие оценки; любимые предметы; желание учиться лучше; отношение к успехам и неудачам в учении; стремление выполнять все требования и рекомендации учителей; сознание общественной и личной значимости учения.
  3. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика:
  • умение планировать учебную работу, навыки планирования учебной и трудовой деятельности;
  • умение выделять главное в учебном материале; стремление выделять и излагать наиболее существенное, делать обобщения, выводы;
  • умение осуществлять самоконтроль в учении, самостоятельно организовывать свой учебный труд (указать уровень собранности, внимательности; умение работать сосредоточенно);
  • уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении поставленной цели, стремление преодолевать затруднения в учебе, в личном поведении, отвлекающие от учебы влияния.
  1. Особенности темперамента учащегося и его психических процессов: тип темперамента; сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов; переключаемость с одного вида работы на другой; утомляемость; стабильность в проявлении настроения; особенности памяти, внимания, мышления, воображения; эмоциональных процессов.
  2. Ведущие интересы и склонности: широта, устойчивость и направленность интересов; увлеченность учащегося каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности;  реализация интересов и склонностей в занятиях в кружках, факультативах, в участии в олимпиадах и конкурсах, в работе по самообразованию, в стремлении поделиться своими знаниями и умениями с товарищами, в оформлении и оборудовании кабинетов; наличие наград за успехи в урочной и внеурочной учебной работе; связь интересов с выбором будущей профессии.
  3. Основные черты характера и морально-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, организованность, правдивость, принципиальность, самокритичность, скромность, коллективизм, общительность, чувство товарищества, отзывчивость, вежливость и др.; сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся дисциплинарные нарушения), нетерпимость к проявлениям недисциплинированности; забота об общественном достоянии; степень развитости чувства долга; волевые качества (смелость, решительность, настойчивость, самообладание).
  4. Общественная и трудовая активность школьников: желание участвовать в школьных и классных делах; степень активности в общественной работе; инициативность и самостоятельность в общественных делах; развитие организаторских качеств (умение вовлечь в работу других учащихся); отношение к физическому и общественно полезному труду, к работе по самообслуживанию; добросовестность в выполнении общественных поручений, ответственность, стремление добровольно включаться в дела; заинтересованность в делах коллектива; умение довести начатое дело до конца.
  5. Культурный кругозор: культура речи; начитанность школьника, регулярность чтения; широта и устойчивость его читательских интересов; умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни; художественные способности, имеющиеся у школьника, и формы их реализации.
  6. Взаимоотношения учащегося с коллективом класса: отношение к нему товарищей; пользуется ли авторитетом в классе и во внешкольных объединениях;  степень общительности; его отношение к товарищам; его место в коллективе класса; взаимоотношения с родителями, учителями, взрослыми.
  7. Состояние здоровья: хронические заболевания; физическое развитие; отношение к занятиям физкультурой и спортом; участие в спортивных соревнованиях за честь класса и школы; вид спорта, которым увлекается ученик; занятия в спортивных кружках и секциях; имеющиеся награды за спортивные достижения.
  8. Профессиональная направленность: предпочитаемые виды труда; профессии, которыми интересуется.
  9. Рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером; совершенствованием достоинств; работе над недостатками.


Предварительный просмотр:

                                                  

Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка

 1.Тип семьи (полная, неполная)

2. Родители ребенка:

Ф.И.О. матери_______________________________________________________________________

образовательный уровень_____________________________________________________________

профессия __________________________________________________________________________

место работы _______________________________________________________________________

Ф.И.О. отца________________________________________________________________________

образовательный уровень_____________________________________________________________

профессия _________________________________________________________________________

место работы _______________________________________________________________________

3. Количество детей в семье, их возраст

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Наличие других членов семьи

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Материальные условия жизни семьи

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Жилищные условия

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Наличие у ребенка места для занятий и отдыха

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      8.        Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные,
источники последних)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

                                     Классный руководитель:___________________________________________



Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКА

1. Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________________

2. Дата рождения                _____________________________________________________________

3. Физическое развитие, состояние здоровья ______________________________________________

  1. Сведения о семье

     Сведения о родителях:

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Образование

Место работы

     

     Сведения о других членах семьи:

Другие члены семьи

Степень родства

Год рождения

  1. Условия семьи (социально-демографические, жилищно-бытовые, социально-психологические, криминогенные) __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

  1. Взаимоотношения в семье, характер воспитания ________________________________________

__________________________________________________________________________________                                              

7. Тип темперамента  __________________________________________________________________

  1. Особенности характера:

                эмоциональные черты _________________________________________________________

                интеллектуальные черты ______________________________________________________

                волевые черты _______________________________________________________________

9. Положительные качества поведения ___________________________________________________

10. Отрицательные качества поведения __________________________________________________

11. Особенности памяти _______________________________________________________________

                             внимания _____________________________________________________________            

                             мышления ____________________________________________________________

                             воображения __________________________________________________________

12. Успеваемость, интеллектуальное развитие _____________________________________________

                   Любимые предметы: _________________________________________________________

                   Нелюбимые предметы: _______________________________________________________

13. Отношение к труду:

                              учебному _____________________________________________________________

                              физическому __________________________________________________________

                              общественно полезному_________________________________________________

                              труду по самообслуживанию ____________________________________________

14. Характер чтения ___________________________________________________________________

15. Взаимоотношения в группе, в коллективе, положение в коллективе_______________________________________________________________________

16. Отношение к родителям, учителям, сверстникам _______________________________________

      __________________________________________________________________________________

  1. Отношение к себе__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Участие в общественной работе ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Занятия в свободное время  __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

20. Общение вне школы _______________________________________________________________

  1. Интересы и склонности _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

22. Способности ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

23. Профессиональные намерения _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

24. Использование диагностических методик

Дата

Методика

Результат

25. Педагогические выводы и рекомендации ______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

Уважаемые папы и мамы!

Насколько интересной, насыщенной и полезной будет совместная деятельность, учащихся класса, их жизнь в коллективе, во многом зависит от вас. Подумайте над тем, какие мероприятия необходимо провести в нашем классе в этом учебном году.

  1. Какие темы будущих классных часов вы хотите предложить?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие экскурсии необходимо организовать в классе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие праздники совместно с родителями класса необходимо организовать в этом учебном году? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Какие нравственные темы вы считаете необходимым обсудить с учащимися класса?   ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какие традиции необходимо развивать в детском коллективе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В каких мероприятиях класса вы видите своего ребёнка?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________

  1. В каких мероприятиях класса вы сами хотели бы принять активное участие?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!



Предварительный просмотр:

Краткий план родительского собрания

Дата ______________

Обсуждаемые вопросы: ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Протокол № ___

родительского собрания

от ______________

Присутствовали: ____________ человек

Приглашённые: ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слушали: ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Постановили: ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА    КЛАССНОГО   КОЛЛЕКТИВА

  1. Общие сведения о классном коллективе; история его формирования.
  1. Количество учащихся, из них мальчиков, девочек.
  2. Возрастной состав.
  3. Изменения состава класса, происшедшие в течение года.
  4. Слияния с другими классами.
  5. Смена классного руководителя, причина.
  6. Характеристика семей учащихся; наличие социально-неблагополучных семей.

II. Содержание и характер учебной деятельности.

  1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины.
  2. Интеллектуальный уровень, работоспособность класса.
  3. Необходимость систематического контроля за успеваемостью отдельных учеников; их реакция на требования к ним классного руководителя, класса.
  4. Взаимопомощь.
  5. Дисциплина на уроках; нарушители, причины нарушений.
  6. Отрицательные моменты в учебной работе.
  7. Пропуски уроков.

III. Жизнь класса вне учебных занятий.

  1. Интерес к кружкам, спортивным секциям, экскурсиям.
  2. Хобби учащихся.
  3. Отношение к общественным делам; участие класса в общешкольной жизни; наличие пассивных учащихся.
  4. Работа временных творческих групп.
  5. Общественно полезный труд в школе, классе.
  6. Проявление сознательной дисциплины; организованность класса.
  7. Влияние на класс родительской общественности.

IV. Руководство классным коллективом и его организация.

1. Актив класса, принципы формирования, его работа.

2. Характеристика активистов.

3. Наличие неформальных лидеров, причина их влияния на класс.

4. Организация класса для участия в школьных мероприятиях.

5. Связь классного коллектива с общешкольным.

V. Взаимоотношения внутри коллектива.

  1.  Степень сплоченности.
  2.  Ценностно-ориентированное единство класса.
  3.  Общественное мнение в классе; проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи; развитие  критики и самокритики.
  4.  Особенности поведения в конфликтных ситуациях.
  5.  Наличие группировок, их влияние на класс.
  6.  Наличие отверженных и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.

6. Отношение к общим делам, удачам и неудачам класса и отдельных учащихся.

7. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.

8. Эмоциональное неблагополучие отдельных учащихся.

VI. Общие выводы.

  1. Специфические черты коллектива, стадия его развития (по А.Н. Лутошкину).
  2. Характер общего эмоционального климата в коллективе; удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью класса.
  3. Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.



Предварительный просмотр:

Схема для анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год.

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году:

  • приоритетные воспитательные задачи прошедшего года, целесообразность их постановки;
  • соответствие поставленных задач актуальным направлениям формирования личности в данном возрастном периоде;
  • правильность выбора основных направлений воспитательной деятельности, содержания, форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение;
  •  возникала ли необходимость корректировки воспитательных целей; причина корректировки;
  • результаты решения поставленных задач; расхождения целей и реальных результатов, их причины.

2. Анализ развития коллектива класса:

  • социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса;
  • степень сформированности и уровень сплоченности коллектива;
  • традиции класса;
  • особенности общения в классном коллективе: характер взаимоотношений учащихся; взаимоотношения мальчиков и девочек; развитие коммуникативных умений, нравственных отношений; развитие духа товарищества, взаимопонимание и эмпатии;
  • особенности общественного мнения класса и его влияние на ценностные ориентации учащихся;
  • преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе;
  • доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса;
  • негативные явления, замеченные в жизни коллектива;
  • наличие конфликтов, их разрешение;
  • степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности;
  • развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности); уровень развития коллективной творческой деятельности в классе.

3. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:

  • участие учащихся в работе школьных кружков, секций, клубов, творческих объединений;
  • участие учащихся класса в общешкольных мероприятиях, основные мотивы участия;
  • степень заинтересованности и вовлеченности учащихся в жизнедеятельность школы;
  • активность и результативность участия членов классного коллектива в школьных делах.

4. Анализ работы органов самоуправления:

  • участие учащихся в классном и школьном самоуправлении, организаторской деятельности;
  •  эффективность самоуправления;
  • периодичность и сменяемость органов самоуправления;
  • влияние деятельности органов самоуправления на воспитание и развитие личности учащихся.

5. Анализ развития учащихся класса:

  • уровень воспитанности учащихся;  позитивная динамика его изменения; факторы, повлиявшие на изменение уровня воспитанности;  соответствие уровня воспитанности запланированным воспитательным целям;
  • степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся в интеллектуальной, трудовой, художественной, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности; вовлечение каждого ученика в значимую для него и окружающих деятельность;
  • уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость;
  • изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экологической, экономической и физической культуры, культуры труда, культуры семейных отношений; адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности);
  • наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса;
  • сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием;
  • влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей их ближайшего социального окружения (родителей, сверстников) и занятий в кружках, секциях и других объединениях;
  • изменения состава класса, происшедшие в течение года; индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе;
  • индивидуальные особенности учащихся группы риска, их потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее эффективные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся.

6. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе:

  • использованные формы воспитательной работы; достаточное разнообразие дел внутри каждого вида деятельности; сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы;
  • соответствие форм работы интересам, запросам и потребностям личности и возникающим в детской среде проблемах;
  • насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году;
  • удовлетворенность школьников проведенными воспитательные мероприятиями (указать мероприятия, в которых учащиеся участвовали с наибольшим удовольствием; прошедшие скучно, формально;  к которым учащиеся остались равнодушными);
  • фамилии учащихся, активно участвовавших в классных делах; не проявляющих интереса к ним;
  • от каких классных дел и почему следовало бы отказаться в новом учебном году;
  • новые формы работы, апробированные в прошедшем году; целесообразность их использования в дальнейшем;
  • методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния, наиболее положительно повлиявшие на развитие личности учащихся (нравственное становление учащихся, формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к труду, развитие познавательных интересов, формирование здорового образа жизни и т.д.);
  • мероприятия и коллективные творческие дела, проведенные в прошедшем году, способствовавшие сплочению классного коллектива.

7. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы:

  • с одаренными детьми;
  • со слабоуспевающими и не проявляющими интереса к учебе;
  • с «трудными»: количество стоящих на учете, причины постановки на учет, количество снятых с учета, характеристика использованных методов и приемов.

8. Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом:

  • взаимодействие с учителями-предметниками, предъявление единых требований к учащимся;
  •  взаимодействие с руководителями кружков, спортивных секций, творческих объединений;
  • проведение открытых мероприятий, их результативность.

9. Анализ педагогического взаимодействия с семьей:

  • влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса;
  • вопросы воспитательной работы, интересующие родителей;
  • организация совместных с родителями мероприятий;
  • изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке;
  • тематика родительских собраний, их результативность; родители, не посетившие ни одного собрания.

10. Выводы:

  • главное достижение классного коллектива за прошедший год; удачи в организации и воспитании учащихся класса; накопленный положительный опыт;
  • негативные моменты в воспитательной работе;
  • нереализованные возможности и неиспользованные резервы;
  • перспективные цели и ведущие задачи; приоритетные направления воспитательной работы в новом году;
  • новые формы работы, планируемые к использованию в новом году.

11. Приложения:

  • карта воспитанности учащихся;
  • психолого-педагогические характеристики учащихся;
  • материалы по изучению личности учащихся;
  • результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов;
  • информация о проведении и результатах отдельных мероприятий;
  • творческие проекты учащихся.



Предварительный просмотр:

Личная карта ученика

__________________________________________________________________

( Ф.И.О. ученика)

Дата рождения (полная) ________________________________________________________

Ф.И.О. в родительном падеже ___________________________________________________ место рождения________________________________________________________________

Документ ___________________________ серия_____________ № ____________________

                                       (название)

кем выдан ________________________________________дата выдачи «___»___________г.

полис медицинского страхования: серия ___________ № _____________________________

страховая компания ____________________________________________________________

Родители:

Мать _________________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Дата рождения _______________________________ рабочий телефон __________________

Образование и специальность ___________________________________________________

Место работы или безработный __________________________________________________

Отец _________________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Дата рождения ________________________________ рабочий телефон _________________

Образование и специальность ___________________________________________________

Место работы или безработный __________________________________________________

Адрес фактического проживания ребенка:

Страна _________________, регион ___________________, район _____________________, населенный пункт _______________________________, индекс __________________, улица ___________________________________, дом _________, квартира __________, телефон __________________________

Адрес регистрации ребенка:

Страна _________________, регион ___________________, район _____________________, населенный пункт _______________________________, индекс __________________, улица ___________________________________, дом _________, квартира __________, телефон __________________________

Опекун _______________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Дата рождения ________________________________ рабочий телефон _________________

Образование и специальность ___________________________________________________

Место работы или безработный __________________________________________________

Особенности развития ребенка:__________________________________________________

                                                                                        (Внутри школьный учет; учет в ИДН; задержка умственного, психологического развития; дети инвалиды (диагноз))

Семья ________________________________________________________________________

(Полная; нет отца или матери; инвалидность родителей; беженцы; переселенцы)

доход ________________________ сколько детей ______ в т.ч. несовершеннолетних _____

                          (относительно прожиточного минимума)

стоит ли семья на учете в органах УВД ___________________________________________

является ли сиротой _________________ прикрепленное жилье _______________________

(Постановление №, дата)

Ведомость оценок за три четверти

Предмет

Предмет

Предмет

Предмет

Подписи:

Родители _________________________ Классный руководитель ______________________



Предварительный просмотр:

Диагностика агрессивности

Агрессивность.

 Ребенок глазами взрослого (опросник)

Ф.И.О. ребенка____________________________________________________

Возраст____________Дата заполнения______________________________

Заполнил: родитель, психолог, педагог________________________________

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 - нет проявлений агрессивности, 1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.

Признаки проявления агрессивности у ребенка

Как проявляется агрессивность

Как часто наблюдается

Вегетативные признаки

•   краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева

•   облизывает губы в состоянии раздражения, гнева

01234

01234

Внешние проявления агрессивности

•   кусает губы в состоянии раздражения

•   сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева

•   сжимает губы, кулаки, когда обижают

•   тревожное напряжение разрешается гневом

01234

01234

01234

 01234

Длительность агрессии

•   после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин.

•   после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин

01234

01234

Чувствительность к помощи взрослого

•   помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией

•   помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться

•   замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии

01234

01234

01234

•   замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии

•   чувство неприязни к другим не корректируется извне

01234

01234

Особенности отношения к собственной агрессии

•   ребенок говорит, что поступил "плохо", но все равно продолжает вести себя агрессивно

•   ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия, как таковые

01234

01234

Недостаточность в проявлении гуманных чувств

•   стремится делать назло другим

•   проявляет безразличие к страданиям других

•   стремится причинить другому страдание

•   у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий

01234 01234

01234

01234

Реакция на новизну

•   новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности

•   в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции

01234

01234

Реакция на ограничение

•  при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется

01234

Реактивность (чувствительность к агрессии других)

•   проявляет агрессивные реакции первым

•   первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка

•   проявляет агрессивные реакции на агрессивные действия других

•   толкается, когда обижают

•   бьет других детей, если ребенка случайно толкнули

01234 01234

01234

01234 01234

Чувствительность к присутствию других

•   ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка

•   присутствие других (детей, взрослых)

•   провоцирует агрессивность у ребенка

•   щиплется на глазах у всех

•   толкает сверстника на глазах у всех

01234

01234 01234

0 1234 01234

Физическая агрессия, направленная на предмет

•   ломает постройку на глазах у всех

•   ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку

•   ребенок бросает предмет об стенку

•   ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры

•   отрывает кукле руки, ноги

01234 01234

01234

01234

01234

Агрессия, направленная на сверстников

•   толкает других детей в состоянии раздражения

•   походя, мимоходом ударяет встречных

•   бьет других детей в состоянии раздражения

•   ударяет детей и внезапно успокаивается

•   стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)

•   кусает других детей в состоянии раздражения

01234 01234 01234 01234 01234 01234

Агрессия, направленная на себя

•   просит себя стукнуть еще раз

•   берет на себя вину за других

•   рвет на себе волосы

•   щиплет себя в состоянии раздражения

•   кусает себя в состоянии раздражения

01234 01234 01234 01234 01234

Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте)

•   бьет родителей по руке за то, что они не дают разбрасывать игрушки

•   бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п.

•   тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения

•   в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком

•   в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком

•   царапает взрослого

•   беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи

•   больно бьет ногой бабушку

01234

01234

01234

01234

01234

01234

01234 01234

Вербальная (словесная) агрессия

•   говорит обидные, грубые слова детям

•   говорит обидные слова взрослым

•   говорит нецензурные слова детям

•   говорит нецензурные слова взрослым

01234 01234 01234 01234

Агрессивность в виде угрозы

•   замахивается, но не ударяет другого

•   пугает другого

01234 01234

Агрессия направленная на животных

•   щиплет кошку

•   выкручивает кошке хвост

•   специально наступает на лапы собаке

•   отрывает крылышки насекомым

01234 01234

01234

01234

Агрессия разных видов и направленности

•  агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.)

01234

Неупорядоченные проявления агрессии

•  плюется в состоянии раздражения

01234

01234

01234

01234

01234

Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка,

сложите полученные баллы.

Уровень I - от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.

Уровень II - от 67 до 134 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

Уровень III - от 134 до 201 балл. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

Уровень IV - от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.

Помните, что если ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, то это требует особого внимания со стороны взрослого.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 

Бучальская СОШ  Кимовского района Тульской области

2014 – 2015 уч.г.

Час общения «Добро и зло»

Цель:

Воспитание,  социально–педагогическая поддержка в становлении и   развитии высоконравственного, ответственного, творческого,   инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи  

  1. Способствовать осознанию  учащимися ценности человеческой жизни, значения человеческих поступков в общении с людьми.
  2. Способствовать развитию желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
  3.  Содействовать развитию волевых качеств учащихся, способности к критическому осмыслению своих поступков, справедливо оценивать и анализировать поступки своих товарищей,   умение делать осознанный выбор, умение противостоять действиям и влияниям, предоставляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности.
  4.  Способствовать созданию положительного эмоционального климата в классе, уважительного отношения друг к другу.  

Оборудование:

 Презентация  (авторская разработка);

 проектор, компьютер, интерактивная доска,  музыкальная аппаратура,  

фонограммы:   «Что такое доброта», «Дорогою добра»  

Карточка с текстом притчи «Два волка»

 Дидактические карточки с дифференцированными заданиями  

Методы:

«Ассоциации», «Мозговой штурм», «Работа в малых группах»

Ход занятия

Актуализация знаний Постановка целей занятия

Фрагмент песни  «Что такое доброта»  

- О чем эта песня?

- В чем смысл песни?  

-Кто догадался, чему будет посвящена наша беседа?

-Это первое слово нашей темы  

- Назовите антоним слова добро  

- С какими понятиями мы сегодня познакомимся?

Постановка цели  

Попробуйте сформулировать цель занятия (Ответы детей)

Работа по теме

Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется качествами, которые необходимы ему для жизни. Посмотрите на доску. Вы видите чистый лист бумаги. Сегодня мы попытаемся его заполнить.

Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый?

(Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа. Добрый человек – добродушный, добросердечный, гуманный человек).

Модель добра

- Какого цвета добро?

- Как оно пахнет?

- Какое оно на вкус?

-А если его потрогать, то какое оно на ощупь?

  (Добро-   это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности,  образец поступков людей и отношений между ними.)

-Какие слова вспоминаются, когда говоришь о добре?

Добрый человек – тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро, а злой, наоборот, – тот, кто помнит свое добро и забывает свои грехи.  Народная мудрость гласит: Доброго человека дела славят.

В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.

Работа со словарём

Добросердечный - человек с добрым сердцем, ласковый, счастливый.

 Добродушный  - добрый  и мягкий по характеру, незлобивый.                                    

Доброжелательный  - желающий добро, готовый содействовать благополучию других.

Добронравный  - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом.

Добросовестный  - честно выполняющий свои обязанности."'

 Добродетельный  – высоконравный, проявляющий добродетель.            

Добропорядочный  – приличный, достойный одобрения.

Слово доброта является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках, а также и во фразеологизмах. Много их в приветствиях, пожеланиях при встрече или расставании. Вспомните, с какими вы уже встречались.

  1. В добрый путь! 1. Доброе пожелание тому, кто уезжает. 2. Доброе пожелание при начинании какого-либо дела.
  2. В добрый час! 1. Пожелание удачи, благополучия в пути при расставании. 2. Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.
  3. Добро пожаловать! – вежливое приветствие и гостеприимное приглашение (прийти, приехать, войти в дом и т.д.)

 Есть фразеологизмы, взятые из фольклора, как, например, добрый молодец. Молодец – молодой человек, который отличается храбростью, удалью. Добрый – обладающий положительными качествами, достойный уважения.
А также фразеологизмы, рожденные в последнее время:

Дать добро – дать согласие, разрешение, одобрить.

Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

Высказывания о добре

«Я – позиция»

Давайте вспомним, как великие люди говорили о добре.

Дети цитируют высказывания великих людей.

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.    (Аристотель)

Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро...  Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье,  а в чем-то, более разумном и великом. Делайте добро.     (Антон  Чехов)

В жизни бывают разные люди. Выделяют три типа.

Первый: подобно засухе, они не дают ничего – ни еды, ни питья несчастным и бедным людям.

Второй: подобны небольшому дождику, они дают что-то некоторым, а другим – нет.

Третий: подобно дождю, они захватывают все кругом, дают всем, будь то отшельники, несчастные бедные нищие; они дают еду, питье... кров и свет.

А к какому типу людей вы отнесли бы себя?

- А сейчас послушайте стихотворение, которое должно стать для каждого из  вас девизом в жизни.

- Постарайтесь запомнить для себя главные слова  

Не стой в стороне равнодушно

Когда у кого – то беда  

Рвануться на выручку нужно  

В любую минуту всегда  

И если когда –то кому -то

Поможет твоя доброта  

Улыбка твоя  

Ты счастлив, что день  

Не напрасно был прожит  

Что годы живёшь ты не зря!

  - Скажите какое понятие более широкое – добро или  доброта  (Ответы учащихся)

Как вы думаете, с каким понятием связаны моральные добрые поступки?  Приведите примеры.

  Ребята, а как вы понимаете смысл понятий «честность», «правдивость»? 

  • Честность — честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность — нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим   убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.
  • Правдивость — склонность говорить, высказывать правду. Правдивость — положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря:
  • Честность это соответствие дела данным обещаниям.
  • Правдивость — это соответствие слов делам.

Проблемная ситуация

«Я-позиция» и общественно значимая норма

Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.

Постарайтесь ответить на вопрос: Как бы в этой ситуации поступил ты?

Стоит в коридоре Миша  первоклассник плачет и трёт кулачками глаза. Он на перемене бегал и потерял деньги  

1 ситуация  

Никита находит деньги, оглядывается – никого нет, кладёт их к себе в карман и бежит в буфет. По дороге Никита сталкивается с первоклассником  

Никита:   Почему ты плачешь, кто тебя обидел?

Первоклассник:  Никто не обидел, я деньги потерял.

Никита:  А где ты  их потерял?  

Первоклассник:  Не знаю.

Никита:  Ну так иди, ищи свои деньги (Смеётся и убегает, но деньги не отдаёт)

2 ситуация  

Даниил находит два пятачка в коридоре,  берёт их и крепко зажимает в кулаке.  

Повстречался с первоклассником, который громко плакал  

Даниил:  Что с тобой произошло, почему ты плачешь?

Первоклассник:   Я деньги потерял  

Даниил:   А сколько было денег?  

Первоклассник:   Два пятачка.  

Даниил:  А я только что нашёл два пятачка в коридоре. Смотри, может это твои?  

Первоклассник:  Наверное

Даниил:   Как же нам быть? Давай мы их разделим пополам. Тебе  пятачок и мне  пятачок! Ведь это я нашёл твои деньги.

Первоклассник:    Ну хорошо!   (Делят деньги поровну и расходятся)  

 3 ситуация  

Эдик находит деньги в коридоре берёт их и  идёт дальше, и видит  - стоит первоклассник у стены и плачет. Эдик подходит к нему и спрашивает:  

-   Ты что, двойку получил?

Первоклассник:   Нам не ставят оценки в первом классе  

Эдик:  Тогда почему ты плачешь?

Первоклассник:  Просто деньги потерял  

Эдик:   Не плачь. Так вот же они, я их в коридоре нашёл -   два пятачка. Бери скорее  

Первоклассник:   Спасибо, тебе! Первоклассник убегает.

Обсуждение ситуаций. 

 Давайте вернемся к нашему пока еще чистому листу бумаги. Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый? У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его лепестках те качества, которыми должен обладать добрый человек.

Под музыку дети оформляют свои  «цветки-качества».

–  Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, улыбка, дружелюбие, честность, милосердие,

Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.

Поговорим теперь о понятии, противоположном добру.  

 - С какими цветами оно у вас ассоциируется?

 - Как вы думаете, какое определение можно дать этому слову  

- Проверим в словаре, найдите определение и прочитайте  

- Какие примеры проявления зла вы можете привести  

- Должны люди бороться со злом?  (Ответы – рассуждения)

Практическая деятельность

Я предлагаю вам  сыграть в очень веселую игру, которую вы все хорошо знаете. Называется она  «Место под солнцем». (Учитель вызывает из класса добровольцев –  3 человек, включая подготовленного  до урока «взяткодателя», и просит остальных учеников внимательно следить за ходом игры. На свободное место возле доски ставятся стулья, при этом их количество должно быть на один меньше, чем  игроков. Учитель объясняет правила игры: Когда начинается музыка, игроки бегают вокруг стульев. Как только музыка прекратится, каждый должен занять стул. Тот, кто не успел этого сделать, выбывает из игры).

Начинается игра. После прекращения музыки ученик, подготовленный учителем, умышленно оказывается без стула и начинает возмущаться, так как не хочет выходить из игры. И тут он обращается к учителю и говорит: Вы знаете, я не хочу выбывать из игры, может быть, мы с Вами договоримся? На что учитель отвечает: Нет, по правилам ты выбываешь из игры. Но ученик не сдается и говорит: Хорошо, давайте я дам Вам 100 рублей за то, что Вы меня оставите в игре? Учитель задумывается, затем отвечает: Нет, 100 рублей мало, и обращается к игрокам: Кто даст мне 200 рублей, тот станет победителем игры! Ученики возмущаются, они не готовы давать такие деньги за победу в игре. Затем учитель говорит этому ученику: Хорошо, ты можешь остаться в игре, и вместо него убирает из игры другого игрока, который по правилам должен был остаться в игре. Играют дальше. «Взяткодатель» снова и снова не занимает стула, учитель удаляет вместо него других игроков и в итоге выигрывает этот ученик. Цель игры – вызвать у учеников недовольство и возмущение действиями учителя и «взяткодателя».

Учитель поздравляет учеников с завершением игры и переходит к подведению итогов (игра должна длиться не более 3-х минут).  На этом этапе очень важно поблагодарить перед всем классом ученика, исполнившего роль «взяткодателя», за помощь в проведении игры и таким образом вывести его из роли.

Дискуссия

- Вам понравилась игра? Что вам понравилось в игре?

Примерные ответы учеников: нет, не понравилась; ничего не понравилось.

- Как вы себя чувствовали во время игры?

Примерные ответы учеников: дискомфортно, беспомощно, бесправно.

- Что не понравилось?

Примерные ответы учеников: не понравилось, что тот, кто должен был выбыть, остался, а кто играл честно – тех выгнали; выиграл тот, кто играл нечестно; учитель и игрок (ученик) были заодно; учитель авторитарно вел игру, не учитывая мнение учеников; была дискриминация в отношении игроков; ученик («взяткодатель») дал взятку.

- Как должны были вести себя игроки и учитель для того, чтобы игра проводилась по правилам? Что бы вы сделали, чтобы игра получилась?

Учитель может задать наводящие вопросы: Почему этот ученик  остался в игре? Каким образом он это сделал? Было ли это справедливо по отношению к другим участникам игры? Имел ли право учитель соглашаться на взятку?

В итоге ученики должны прийти к выводу, что взяточничество является исключительно негативным, противозаконным деянием, которое нарушает сложившиеся правила и законы, наносит вред людям, обществу и государству.

Игра «Сказочный герой  добрый или злой»

- Все вы любите сказки. Одной из главных тем  сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые герои и злые. Сейчас поиграем в игру. Я буду показывать сказочного героя, а вы будете определять: добрый он или злой. Если добрый – вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете ладошками лицо.

(Красная Шапочка, Карабас – Барабас, Иван –Царевич, Дюймовочка, Кот в сапогах, Баба – Яга, Буратино, Айболит, Кощей Бессмертный, Лиса Алиса, Кот Леопольд, Кот Базилио)  

Инсценирование сказок

  1. Сидит за столом Доктор Айболит. Вбегает Мартышка.

Мартышка: Беда! Беда! Скорее! Скорее! Спасите! Спасите!

Айболит: Не торопись, Мартышка, расскажи все по порядку.

Мартышка: Беда! В Африке все наши детишки заболели! У них болят животики!

Айболит: Да, это скорее всего эпидемия! Ну что же, подумаем, как можно решить этот вопрос.

Мартышка: Что же тут думать, полетели скорее в Африку!

Айболит: Вы знаете, Мартышка, во-первых, у меня нет времени. Во-вторых – нет лекарств. И в- третьих – нет денег, наконец!

Мартышка: Ужас! Ужас! Ужас! Что же будет с нашими детишками? А ничего нельзя придумать,   Доктор?

Айболит: Можно! Соберите мне одну грузовую машину бананов, тогда я вылечу ваших детишек.

Мартышка: Доктор Айболит! Вы же добрый Айболит! Как мы соберем столько бананов, ведь у нас дети больные?

Айболит: Ничего не знаю, или бананы, или я не буду их лечить!

Ведущий: Ребята,  вы посмотрели сюжет из знакомой сказки, но на новый лад. Вам понравился этот Доктор Айболит? Если «да» - поднимите синюю карточку, если «нет» - красную. Объясните свой выбор.

2. Около теремка сидит мышка-норушка. Бежит  Лягушка- квакушка.

Квакушка: Терем-теремок, кто в тереме живёт?

Мышка: Я, Мышка – норушка, а ты кто?

Квакушка: А я Лягушка- квакушка, пусти меня к себе жить.

Мышка: А у тебя есть деньги, 30 долларов?

Квакушка: Мышка, ты что? В сказке мы здесь живем бесплатно!

Мышка: Раньше жили, а теперь не живем! Или плати, или уходи!

Лягушка-квакушка плачет и уходит. Входит Медведь.

Медведь: Мышка – норушка, ты заплатила мне за то, что здесь стоит твой Теремок?

Мышка:  Мишенька, я ведь заплатила налоги!

Медведь: Ну и что. Плати или я сломаю Теремок!

Мышка: Сейчас, сейчас… (достает деньги и платит)

- Ребята, понравилась вам Мышка? (ответы детей) А Медведь? Жалко ли вам Лягушку? Мышка пользуется тем, что первая нашла Теремок, и начала брать деньги за проживание. Она воспользовалась своими полномочиями и совершает поступок, противоречащий моральным установкам. А в какой роли выступает Медведь? (вымогатель,  применяет угрозы).

Есть такие выражения:

  • «Не делай людям того, чего не желаешь себе…». 
  •  «..не делай другим того, что сам считаешь злом».
  • «…не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

- Каково ваше мнение?

Подумайте: «Тот, кто делает добро другу, делает добро себе»?

«Мозговой штурм»

Не только слова должны быть добрыми, но и дела!

- Ребята, мы совершаем добрые (моральные) поступки, но бывает и недобрые аморальные, потом сожалеем. Как вы думаете, какие поступки мы совершаем без усилия добрые или злые? Почему? (Ответы – рассуждения детей).  

Знайте, в  душе человека идёт постоянная борьба добра и зла.

Хотите знать, как это происходит?  

Прочитайте притчу «Два волка»  (У каждого на столе текст притчи)  

 

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину  

  -  В каждом человеке идет борьба очень похожая на   борьбу двух волков .

Один волк представляет зло,  зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь  

Другой волк представляет добро,  мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность  

Маленький индеец тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

-    А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

-    Всегда побеждает тот волк, которого кормишь  

- Каково ваше мнение? Как вы думаете, какой поступок легче совершить? Почему? Легко ли забыть обиду? Простить? (Высказывания детей )

"Сказание о милосердии".

Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" – "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". – "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" – "Есть, вода, так как она тушит огонь". – "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" – "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". – "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" – "Есть, добрый человек, подающий милостыню".

Согласны ли вы с тем, что нет никого сильнее доброго, милосердного человека? Приведите примеры, подтверждающие это.

Работа с интерактивной доской

Соедините стрелочками данные качества с соответствующими понятиями: добро - зло  

Мужество                                                                                              Хитрость

Хвастливость                                                                                        Лживость

Скромность                                                                                           Справедливость

Совесть                                                                                                   Эгоизм

Зависть                                                                                                   Жестокость

Честность                                                                                               Правдивость

Волшебные весы    

-Как вы думаете – чего в жизни больше: добра или зла? (ответы детей)

-Выяснить это нам помогут Волшебные весы: на чашу весов положим зло – карточки со «злыми» словами  

- Посмотрите как опустилась чаша весов  

- Как можно победить зло? (добрыми делами)

- Расскажи о своем добром деле и положи 1 капельку добра на другую  чашу весов

Дети рассказывают о том, какое маленькое доброе дело они совершили и кладут капельку  добра на чашу весов.

 Учитель: Видите, ребята, как можно победить зло. Такие капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк, ручейки  - в реку, реки -  в море добра.

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил, человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево, воспитал ребенка. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Лев Николаевич Толстой говорил: Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше.  А для того, чтобы все люди стали лучше,  в твоей власти только одно:  самому стать лучше.

Рефлексия

На доске записаны мудрые высказывания великих людей. Прочитайте их и поставьте одно из этих сердечек к тому высказыванию, которое вам наиболее близко, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем. (Учащиеся выходят к доске и ставят сердечко около понравившегося высказывания)

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»  
«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»
«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»

«Честно жить – страну любить»

Комментарий учителя

  Каждый  человек вправе выбирать жизненный путь, друзей, увлечения, любимого человек, нормы поведения, стили одежды, но самое главное, чтобы   каждый человек сделал правильный выбор между добром и злом. Каждый должен понимать, что добро порождает доброта, а  зло порождает зло.

У меня в руках Доброе солнышко, но может стать ещё Добрее, если на лучиках, которые лежат на ваших столах, вы напишете свои добрые дела, которые вы совершаете и будете совершать ежедневно.

Спасибо вам за честность, искренность.

Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

Литература

  1. Внеклассные мероприятия:4 класс/Авт.-сост. Жиренко О.Е., Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. – М.: ВАКО, 2009.
  2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008.
  3. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро и Зло Подготовила и провела: у читель начальных классов Кувшинова Оксана Вячеславовна 2014 – 2015 учебный год МКОУ Бучальская СОШ Кимовского района Тульской области Час общения в 4 классе

Слайд 2

Д О Б Р О МИР ЛЮБОВЬ НАДЕЖДА ДОБРОТА ВЕРНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ РАДОСТЬ УЛЫБКА Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 3

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. ( Аристотель ) Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 4

Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро... Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то, более разумном и великом. Делайте добро. ( Антон Чехов ) Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 5

Добро Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 6

ВОЙНА ЗАВИСТЬ ЛОЖЬ ССОРА ОБИДА РЕВНОСТЬ ЭГОИЗМ З Л О Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 7

«Сказочный герой добрый или злой» Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 8

Обсуждаем Конфуций: Будда: Прародитель Ману : Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 9

(групповая работа) 1. Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие. 2. Каково будет мне, если со мной так поступят? 3. Хочу ли я, чтобы со мной так поступили? Дай себе помочь… Нет. Лучше так не поступать. Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 10

Подумай! Э.Роттердамский . «Тот, кто делает добро другу, делает добро себе»? Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 11

Притча о двух волках Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро, мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает ? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого кормишь. Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 12

Б ЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - помощь, оказываемая имущими неимущим. Забота о лицах, лишенных вследствие каких-либо причин средств к существованию и неспособных добывать их своими силами, в принципе свойственна в той или иной мере любому человеческому обществу на любой фазе его эволюции . (“ Гуманитарный словарь ”) Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 13

Мужество Хитрость Хвастливость Лживость Скромность Справедливость Совесть Эгоизм Зависть Жестокость Честность Правдивость Объедините данные качества с понятиями: Добро З ло Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 14

Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 15

Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 16

Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы все люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому стать лучше Л.Н.Толстой Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 17

Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 18

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным» «Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым» «Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь» « Честно жить – страну любить » Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ

Слайд 19

Солнышко добра Стань добрым волшебником, Ну-ка попробуй! Тут хитрости Вовсе не нужно особой. Принять и исполнить Желанье другого Одно удовольствие – честное слово! Кувшинова О.В., учитель начальных классов МКОУ Бучальской СОШ