Инновационная/экспериментальная деятельность

Патрушева Мария Андреевна

Инновационная/экспериментальная деятельность 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Общественный зачет как эффективная форма проверки качества знаний учащихся по русскому языку и литературе»

      Переход на   ФГОС второго поколения  обязывает педагогов использовать в педагогической деятельности новые современные образовательные технологии и в первую очередь личностно-ориентированное обучение ,именно личностно-ориентированное обучение открывает новые принципиальные подходы и тенденции к решению вопросов «чему» и «как» учить сегодня. Содержание обучения рассматривается как средство развития личности. В связи с этим необходимо пересмотреть и  оценку  качества знаний  учащихся  . Наиболее эффективной  оценкой , на мой взгляд , является «Общественный  смотр знаний» или

 « общественный зачет» , так как  это позволяет  

      1) обобщать и систематизировать знания учащихся по пройденному материалу; учить применять теорию на практике.

2) активизировать работу учащихся по предмету;

3) подготовиться  к сдаче ГИА, ЕГЭ

3) познакомить  родителей с требованиями, которые учитель предъявляет учащимся на  своих уроках;

 4) обсудить проблемы, которые  волнуют родителей.

     Смотр знаний предназначен для комплексной, независимой оценки знаний, умений и навыков учащихся по определенному разделу.

       Проверка результатов обученности учащихся носит комплексный характер и включает как письменную, так и устную формы. Каждая из них имеет свою цель. С помощью устных ответов проверяются знания учащихся по основным теоретическим вопросам раздела, базовые понятия и умения давать обобщенные и сравнительные характеристики явлений. С помощью письменных ответов проверяются практические и общеучебные  способы деятельности.

Таким образом , «общественный смотр знаний» – одна из форм коллективной игровой, познавательной деятельности. который предусматривает проведение своеобразного отчёта учащихся за свои знания перед товарищами, учителями, родителями, старшеклассниками.

     В моей педагогической практике используются различные формы проведения  такого вида зачетов .Например , на уроках литература  особенно в старших классов  оценка качества знаний   учащихся  определяется по итогам комплексного изучения произведения , которое включает

 урок – театр(или просмотр фильма)   - « общественный зачет»   Так  после изучения  произведения А Грибоедов  « Горе от ума»    учащиеся имеют возможность посетить театр  , затем провожу игру «Умники и умницы»  с привлечением родителей  в качестве жюри .  М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - просмотр художественного фильма – «Суд над Печориным» как одна из форм зачета

    В связи с предложением  вернуть практику написания сочинений при сдаче экзамена по русскому языку и литературе и  введением обязательной  публичной  защиту написанных сочинений  в конце декабря  в гимназии  в течение двух дней учащиеся 10 А класса  выступали со своими работами по произведению И.С Тургенева «Отцы и дети» . При публичной защите   в качестве экзаменаторов были приглашены  родители .

Рассмотрим один из форм проведения  «Общественного смотра знаний» на уроках русского языка

1 Подготовка самый сложный и ответственный этап:

1) выбрать тему для «Общественного смотра знаний»;

2) приготовить вопросы по теоретическому материалу

3) подобрать практический материал по выбранной теме (используя  дифференцированные задания);  оформить раздаточные карточки

4) определить сроки проведения.

5) создать комиссию для «Общественного смотра знаний» и ознакомить членов комиссии с их обязанностями во время мероприятия.

В состав «комиссии» могут войти учителя – предметники, члены администрации, родители, а также старшеклассники.

После изучения темы « Имя прилагательное»  в 6 классе можно провести «Общественный  смотр знаний»

Ход смотра:

Стол с табличкой «Заказчики » занимают члены комиссии ( состав  которых входят прежде всего родители ). На столе разложены билеты  с теоретическими вопросами

Ребята по очереди берут билеты и отвечают на вопросы билета у доски. ( или используя элементы игры « Слабое звено»)

  • Как называется раздел , в котором изучается «Прилагательное»
  • Общее грамматическое значение прилагательного
  • Морфологические признаки прилагательного
  • Начальная форма прилагательного
  • Синтаксическая роль прилагательного

Практическую часть выполняют на месте вытягивая одно из заданий   и сдают «Заказчикам »  , которые и оценивают эти работы (предварительно проводится инструктаж по проверке заданий). Проверяющие имеют решения, ответы.

Практическая работа по теме «Имя прилагательное»

1 задание

Распределите все имена прилагательные из текста по трем группам: а  Качественные; Б- относительные; В- притяжательные

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Их город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья, который называли Огурцовой рекой, потому что по берегам росло много огурцов. За рекой был большой лес, в котором встречались лисьи и волчьи следы. Коротышки делали из березовой коры красивые лодочки, переплывали через быструю реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.

2 задание

Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными.

(Не) добрый, а злой; (не)брежный, (не)взрачный, (не)счастье, (не) счастливый, (не) вежественный, (не)пролазный, (не) вольный, (не)лепый, совсем (не)добросовестный, (не) избежный, (не) уклюжий, (не)счас(?)ный, (не)отложный, (не)замедлительный, (не)насытный, (не)настье.

3 задание

Превратите сложную форму превосходной степени прилагательных в простую форму.

Самый хороший (день)

Самый плохой (поступок)

Самый короткий (путь

4 задание

Образуйте краткую форму имен прилагательных.

Шалаш хороший; газ летучий; ландыш пахучий; перец жгучий; напиток шипучий; снег скрипучий.

5  задание

Выполните графический разбор предложения и морфологический разбор выделенных прилагательных.

Обычно ягоды собирали в большую корзину которую Винтик и Шпунтик на газирова(н,нн)ом автомобиле везли в Цветочный город.

Члены жюри ведут свой учёт знаний  и заполняют таблицу «Лист контроля»

 Фамилия  имя

Оценка за теорию

 Оценка за практику

Тест

Общая оценка

Примечание (помощь родителей , товарищей  и т.д.)

Ученики свои ответы могут сопровождать наглядными пособиями, которые готовятся в ходе подготовки. Работа идёт динамично, эмоционально. Тем, кто испытывает затруднения, оказывается посильная помощь со стороны родителей , товарищей , учителя . Эта информация фиксируется в графе примечания    таблице «Лист контроля».   После того как все уже ответили, члены комиссии подводят итог, обсуждают ответы и выставляют оценки. Критерии выставления оценок  продуманы заранее.

Таким образом, смотр знаний - это одна из конструкций звена контроля и коррекции знаний в структуре процесса обучения, проводимая учителями с целью независимой комплексной оценки знаний, умений и навыков по изученному разделу школьного курса и подготовке к ГИА и ЕГЭ .