История педагогических династий Алькеевского района Республики Татарстан

Яруллина Раиса Габдельбаровна

Учитель-одна из важных профессий на земле. А есть семьи где эта профессия продолжается по наследству, передавая опыт и традиции.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Призвание-учитель. Романова Л.И.

Колбасова Валентина,

 ученица 7 класса Юхмачинской СОШ

Руководитель: Лыскова Г.А.

    В далеком 1941 году в селе Чувашское Бурнаево Кузнечихинского района родилась будущая учительница Романова Людмила Ивановна. В доме, где она выросла, не было ни света, ни радио, а в школу с 8-ого класса надо было ходить в соседнюю Сихтерминскую школу за несколько километров, потому что в своём селе была только семилетняя школа. Носить было нечего. Ходила все три года в одной юбке и кофте «Училась я очень хорошо. Учителя удивлялись, откуда столько желания учиться в девочке. Надеяться было не на кого. После того, как отца забрали на фронт, и пришла бумажка - пропал без вести. Мать вышла замуж и отдала маленькую трехлетнюю Людмилу бабушке, которая после гибели сына и семерых зятев, на войне, выплакав все слезы, ослепла. Так и стала Люда жить с бабушкой, теткой и её сыном»,- вспоминает Людмила Ивановна.

В 1958 году Людмила имея 10 рублей в кармане, пошла пешком в город Мелекес, находящийся в 70 километрах от Чувашского Бурнаева, для поступления в институт. Из 10 рублей на 2,5 рубля купила авторучку с чернилами и на 1 рубль полотенце. На 6,5 рублей прожила месяц, сдала 5 экзаменов и поступила учиться в Мелекесский институт. Восьмидесятилетняя бабушка встретила её со словами: «Как будешь держаться 5 лет в институте без помощи». Но она не сломалась, только окрепла, тверже стала.

Так как слепая бабушка помочь не могла, пришлось совмещать учебу в институте с работой нянечки в семье, заведующей магазина поселка Черемшан. Люда водила трехлетнюю дочку хозяйки Светлану в садик и забирала её оттуда, так же готовила ужин, стирала. Стиральных машин тогда не было, и стирали руками, прокипятив предварительно. А летом, на каникулах, в 1959,1960,1961 годах Люда работала в Заготзерно-визировщицей, принимала зерно. В 1962 году работала на каникулах на лесозаготовке. Ей тогда шел 21 год, она была маленькой, худенькой. На второй день работы, после того как пилили дрова в первый день, Люда не могла встать, все болело и ныло. Напарница, пожилая тетя Варвара сказала, что легче будет, если я  встану и вновь пойду на работу. И правда, полегчало, через несколько дней Люда пилила дрова, как заправский пилильщик.

В 1962 году вышла замуж, так как тяжело, в бытовом плане, одной, родила дочку Танечку. В 1963 году получила диплом. Успешно закончила институт и поступила на работу учителем математики и физики в Тиинскую среднюю школу. И здесь она проработала 10 лет. С 1972 по 2001 год работала в Юхмачинской средней школе. В Юхмачах её постигло несчастье, умер муж. Через несколько лет она вновь вышла замуж, усыновив и удочерив при этом четверых детей мужа, оставшихся без мамы. Самой младшей, из которых было полтора года. В 1978 году появилась на свет еще одна дочь. В семье стало шестеро детей.

Школа в Юхмачах была деревянной. В ней  в 80-ые годы учились около 800 человек. Классы были большие, по 30 человек. Людмиле Ивановне доставались классы, в которые ходили дети из соседних деревень. Дети Людмилу Ивановну очень любят. Хотя приходилось вести математику в старших классах, но качество знаний в её классах было очень высоким. Родители с уважением относятся к ней.

В 1987 году в Юхмачах началось строительство новой школы. «Когда её строили, все дети старших классов помогали учителям и строителям. По сравнению со старой школой - это было огромное двухэтажное здание со светлыми окнами и высокими потолками. 3 ноября открылась новая школа, и мы вошли в огромную, светлую школу»,- с волнением вспоминает Людмила Ивановна. В этом же году её выбрали завучем по учебной части, и в течение 14 лет Людмила Ивановна была на этом посту. Юхмачинская средняя школа кустовая, поэтому ей приходилось организовывать всю методическую и воспитательную работу учителей куста.

Людмила Ивановна проработала в школе 47 лет.

В 2001 году она ушла на пенсию. Но ей не пришлось долго сидеть дома. В 20005 году, в январе её пригласили преподавать в Каракульскую девятилетнюю школу, где она проработала 2,5 года. Здесь она и стала моей учительницей математики. Я очень благодарна ей за то, что она вложила за эти 2,5 года в меня умение мыслить логически, решать задачи, да и просто человечности. Школу объединили с Юхмачинской и Людмилу Ивановну пригласили работать в Нижне-Качеевскую среднюю школу, преподавать физику и математику. Среднюю школу в Нижнем-Качееве закрыли она теперь с 2008 года Людмила Ивановна на заслуженном отдыхе.

Вспоминает учитель физики Иванова Александра Алексеевна: «Всю жизнь у Людмилы Ивановны на первом месте было «надо», а потом «хочу». Когда у нас в школе складывались сложные ситуации, она решала их, стараясь никого не обидеть. Дети тонко чувствовали искреннее, неравнодушное отношение к ним и отвечали взаимностью. Они на уроках понимали её с полуслова; взгляда. В школу на уроки она приходит добрая, чуткая и в то же время требовательная, а в глазах светится улыбка.

Все в школе считают Людмилу Ивановну справедливым человеком, отзывчивым, мудрым. Поэтому и идут к ней за советом, прислушиваются к её мнению. Она всем раза помочь, чем сможет. Все годы работы в школе Людмила Ивановна выполняла общественные нагрузки. Она очень живо, заинтересованно отзывается на все перемены в жизни школы и села. Люди, глядя на её доброе, спокойное лицо, сами становятся добрее и лучше.

Работая рядом с Людмилой Ивановной, молодые педагоги начинают постепенно осознавать, какой кропотливый и ответственный учительский труд. А как благодарен ей человек, когда она в трудную для него минуту поддержит, подбодрит, не даст упасть духом.

Когда я спросила Людмилу Ивановну, что самое главное в работе учителя, она, не задумываясь, ответила: «Понять душу каждого ребенка, человека». «Без учителя,- считала она,- нет ни физики, ни лириков. Быть учителем, значит не только проводить уроки, но и знать проблемы каждого ребенка и помогать решать их. Мы работали в тесном контакте с родителями, очень часто ходили по квартирам».

За большую и плодотворную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения она имеет грамоты: Министерства Просвещения РСФСР, Министерства Просвещения  ТАССР, Алькеевского отдела народного образования. 5 раз аттестовывалась, является учителем 1 квалификационной категории - «учитель методист».             

«Я горжусь, что через мои руки прошло столько умных людей, которые славят Отечество от южных морей до полярного края. Есть среди них: генерал- полковник уже в отставке, банкиры, машинисты, моряки, строители, бизнесмены, орденоносцы- работники атомной энергетики-  люди всех профессий».



Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬСКИЕ  ДИНАСТИИ СИВЕНКОВЫХ-ЮСУПОВЫ»

Юсупов  Адель, ученик 5  класса

МБОУ«Новосалмановская СОШ»

Алькеевского  МР РТ,

Руководитель Яшин В.А.

I.  Введение.  

У каждого народа, как и у каждого человека, есть своё настоящее и своё прошлое. Быстро идёт время. День сегодняшний завтра уже будет днём вчерашним и скоро останется позади, постепенно отодвигаясь  всё дальше и дальше. Каждому человеку просто необходимо знать своих предков. Я благодарен тем людям,  которые жили до нас, строили новую жизнь, защищали Родину, сберегли и сохранили её для нашего поколения.

  Семья... как много в этом слове для каждого из нас! Все в нашей жизни начинается с семьи. Здесь мы рождаемся, делаем свои первые шаги, перенимаем опыт родителей, бабушек… Я считаю, что семья – это главное в жизни человека,  и я её очень люблю!

  В нашей семье есть одна особенность. В каждом поколении есть учитель. И  я напишу о нашей семейной династии учителей  Сивенковых - Юсуповых,  о близких людях, которые обладали и обладают гуманной профессией, служили и служат детям.  Чем я очень горжусь!

Педагогическая династия – это что-то удивительное! Это особый образ жизни. Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути, несмотря на трудности и препятствия.

II.  Основная  часть

1.  Ярыгин  Константин  Леонтьевич.   C:\Users\ОУО\Desktop\IMG-20200131-WA0003.jpg

В  начале  ХХ  века  в  селе Салманы Спасского уезда жила  зажиточная  семья Ярыгина  Леонтия.  И было у него два сына  Михаил и   Константин. Несмотря на неспокойное  время  первых  десятилетий  ХХ  столетия,   мой прапрадед   наставляет своих сыновей  на получение образования. Старший Михаил выбирает профессию врача,  а младший Константин   получает педагогическое образование.                      

С  Константина  и  берет  начало  педагогическая  династтия  нашей  семьи.

Константин Леонтьевич   получил  педагогическое образование в Восточном педагогическом  институте  г.  Казани, который в 1934 году  был преобразован в Казанский  государственный  педагогический  институт. Его  педагогическая  деятельность  прервалась  Великой  Отечественной  войной.  В  1942  году  он  ушел  на  фронт,  вернулся  в  1945  году.  После  окончания  войны он  работал  учителем  начальной школы  в  с. Салманы    до 1957 г. По  воспоминаниям    старожилов села,  был очень требовательным, высокообразованным  учителем.

2.  Анна  Михайловна  Сивенкова.  

Константин Леонтьевич  повлиял на выбор профессии своей племянницы Анны Михайловны  Ярыгиной-Сивенковой - моей прабабушки.  Анна  Маихайловна, окончивв школу в с. Никольское  Спасского района  ТАССР в 1940 году, поступает  на факультет естествознания Казанского педагогического института.C:\Users\ОУО\Desktop\тамара\IMG_20190728_191829.jpg

Обучение  в  институте  пришлось  на  трудное  время  Великой  Отечественной  войны.  

   Из воспоминаний Анны Михайловны: «война началась в последние дни зачетной сессии. Большинство  студентов добровольцами  ушли  на фронт. Остались только девушки, которые  участвовали  в  сооружении  укреплений города,    копали окопы.    Студентам в военные годы было очень сложно, но вера в то, что война закончится победой  и именно  это  придавало  силы  для  учебы.» Закончив  институт  в  1945 году, она начинает   свою  трудовую  деятельность  в Базарно - Матакской школе учителем химии,  где  и  проработала  до  выхода  на  заслуженный  отдых. Даже после выхода на пенсию она продолжала  преподавать  в вечерней школе.

  Она работала с такой плеядой учителей   как Горячов Зоя  Григорьевна, Горячов  Борис  Иванович, Казнова Ираида  Александровна и  многими  другими.  Её ученики еще живы и хорошо помнят каким учителем была моя прабабушка.  Как просто и доступно объясняла  сложный  предмет – химию.  

3.  Сивенкова Тамара Павловна  

C:\Users\ОУО\Desktop\тамара\IMG_20190701_133852.jpg

По стопам Анны  Михайловны  Сивенковой  пошла  ее дочь  Тамара.  Сивенкова Тамара Павловна  закончила  КГУ им. Ульянова-Ленина

-   исторический факультет.  После  окончания  университета  работала  учителем  истории  в  казанской  школе  № 81.

4.  Юсупова  Фания  Мубаракзяновна.  

https://pp.userapi.com/c628331/v628331906/30928/vkWC5eXP4bE.jpg?ava=1

Моя  родная бабушка Юсупова Фания Мубаракзяновна  закончила  Елабужский  педагогический институт – физико - математический факультет.  

После  окончания  института  всю  жизнь  проработала  учителем  математики  в  Новосалмановской  средней  школе. Учитель первой квалификационной  категории.

5.  Юсупова  Венера  Валиевна.                  

На  выбор профессии всегда влияют родители. Профессия учитель  еще 25 -30 лет назад являлась очень престижной. Поэтому старшая дочь  Фании  Мубаракзяновны,  моя  тетя выбирает  профессию  учителя. Венера  Валиевна   после  окончания  Новосалмановской школы  поступила в КГУ им. В.Ульянова- Ленина  на географический факультет. Закончив  университет  с красным дипломом,   и поступив в аспирантуру  она   начала трудовую деятельность в гимназии при университете  преподавателем географии. Сейчас она живет и работает учителем  географии  в городе Вытегра Вологодской области. Венера  Лыскова (Юсупова)

 6.  Юсупов  Ильнур  Валиевич.  Юсупова  Елена  Александровна.  

http://tatarstan.ru/file/photo_35660.jpg

Мне очень повезло что я родился в семье учителей. И далее хочу  рассказать о моеи маме Юсуповой Елене Александровне и  папе Юсупове Ильнуре Валиевиче. Мама и папа   закончили КГУ им. Ульянова-Ленина. Мама исторический факультет, а папа географический факультет. Трудовую деятельность они начали в Новосалмановской средней  школе. Ильнур Валиевич проработал в школе 10 лет учителем географии. Учитель первой квалификационной  категории.

Мама  работает  учителем начальных классов. Является   учителем первой квалификационной  категории.https://edu.tatar.ru/upload/anketas/47072.jpg

III.  Заключение

 Работая над этой темой, я понял, что профессия учителя не из лёгких, но без учителя не будет ни врача, ни экономиста, ни менеджера, никого. Даже став взрослыми, всегда все помнят своих учителей и свою школу.

Я уверен, без Учителя хорошего человека не вырастишь, Учитель – самая важная, нужная и благородная профессия на Земле! Без школы сильное государство не построишь. Учитель – самая важная, нужная и благородная профессия на Земле! Я преклоняюсь перед людьми, которые избрали этот нелёгкий труд.

7 педагогов, 7 жизненных дорог. Ведь эта целая история человеческих судеб. Есть чему гордиться молодому поколению!

Хотя все они работали и работают в разное время и в разных местах, но у всех у них была и есть одна общая цель: правильно воспитать детей, дать им крепкие знания и вырастить достойных людей.

И неважно, где я буду работать, главное, что в моей жизни есть точка отсчёта: моя семья, родная школа. Я надеюсь, когда вырасту, продолжу учительскую династию семьи  Сивенковых-Юсуповых.

Я преклоняюсь перед людьми, избравшими этот нелегкий труд. Я ими горжусь!!!

Династия — гордое слово!
Сплелись  поколения в нём.
Мы славу труда своих предков
Достойно сквозь годы пронесем.

Потомственный врач, учитель…

Как славно и гордо звучит!

И в русле семейного счастья

Наш дух единенья кипит.

Так пусть же растут, процветают

На благо любимой страны.

Ведь трудовые династии,

Бесспорно, нужны и важны!



Предварительный просмотр:

Педагогическая династия Хазиповых

Киямова Ляйля, ученица 7 класса Ново-Челнинской ООШ.

Руководитель Галяутдинова Р.А.

Укытучы  һөнәре – бик авыр һәм җаваплы һөнәрләрнең берсе.

                                                Балачагым хатирәсе итеп

                                                Саклыйм әлифбалы дәфтәремне.

                                                Шул дәфтәрне ачкач, күз алдына китерәм

                                                Укытучым белән мәктәбемне.

                                                                                           Э. Мөэминова

      Җир  йөзендә  бик  күп һөнәрләр бар. Шулар арасында укытучы һөнәре бик авыр һәм җаваплы,  ләкин  иң дәрәҗәле һөнәрләрнең берсе булып тора.     Минем уйлавымча, укытучыдан башка дөньяны күз алдына да китереп булмас иде. Чөнки  җир йөзендәге барлык профессия кешеләренә дә бер олугъ зат – Укытучы белем һәм тәрбия биргән. Мөгаллимнәр ак кәгазь бите кебек сабый күңеленә беренче орлыкны сибәләр. Аларның шытып чыгуы өчен шартлар тудыралар, үскәнен күзәтәләр. Соңыннан мул уңыш җыеп алуына куанучы кешеләр дә бит алар. Җыеп кына әйткәндә, алар  иң зур хөрмәт һәм мактауга лаек кешеләр. Без юктан гына укытучылар династияләре турында эзләнү-тикшеренү эшенә керешмәдек.                                                                                                                              “Үткәнен белмәгән халыкның киләчәге юк”, - ди халык. Нәсел-ыру тарихлары белән кызыксыну дөньядагы күп халыкларга таныш. Һәр   мөселман үзенең әтисе һәм әнисе ягыннан җиде буын бабасын белергә тиеш була. Мин дә еш кына үзебезнең нәселебез турында уйланам. Сулар ага – ярлары кала. Гомер үтә - кешеләр кала. Кешеләр күчә - нәселе кала, эшләгән эшләре, кылган яхшылыклары, изгелекләре җирдә, киләчәк буыннар хәтерендә, күңелендә кала.                                                                                                                                                                                                                                                           Мин Киямова Ләйлә Нияз кызы, Иске Чаллы төп  гомуми белем  мәктәбенең  7 нче сыйныфында укыйм.Иске Чаллы мәктәбе директоры Хазипов Фәнис Харисович гаиләсе - укытучылар династиясе турында язарга булдым.

“Укытучылар  династияләре” турындагы конкурста катнашу шул максатны тормышка ашыруның бер ысулы.                                                                                            

4

II. Хаҗиповлар - укытучылар династиясе.                                                                                                                                                                                                                                     Мин  бөтен гомерен, көчен, акылын, белемен балаларга белем бирүгә багышлаганХаҗиповлар нәселе укытучылары турында мәгълүмат тупладым. Сезгә Хаҗиповлар династиясе вәкилләре турында эзләнү-тикшеренү эшен тәкъдим итәм.                                                                                                                     Безнең Иске Чаллы төп  гомуми  белем  мәктәбендә “Мирас” төбәкне өйрәнү музее эшләп килә. Анда мәгариф ветераннары турында да мәгълүматлар тупланган. Иң беренче эш итеп мин әнә шул мәгълүматларны өйрәндем. Хазиповларның өйләрендә булып, истәлекләрен язып алдым, фотосурәтләрен  җыйнадым.

  Нәсел шәҗәрәсенә дә күз салдым. Нәсел агачыннан күренгәнчә, горурланып сөйләрлек кешеләребез бик күп безнең. Аларның күбесе үзләренең гомерләрен укытучылык эшенә багышлаган. Хаҗиповлар династиясе белән таныштыруны өлкән буын вәкилләре:

Хаҗипов Харис Хаҗип улы , Хаҗипова Гөлҗиһан Габидулла  кызыннан башлап китәргә булдым. Укытучы профессиясен сайлаячаклары аларга  бала  вакыттан ук ходай тарафыннан иңдерелгән булган, күрәсең!                                

Укытучылар династиясе тарихы.

Кеше хезмәте белән табигатьне үзгәртә дип әйтәләр. Ә укытучы хезмәте кешенең үзен формалаштыруы белән кыйммәтле һәм гүзәл.

                                             Укытучы!

                                                  Тиңләп булмый аны башка хезмәт белән.

                                                  Үлчәнми ул минут белән, сәгать белән.

                                                  Синең хезмәт айлык түгел, еллык түгел.

                                                  Яз төшүгә көз өлгергән орлык түгел.

                                                  Хезмәтеңнең нәтиҗәсен күрер өчен

                                                  Дистә еллар түгәсең син акыл көчен.

     Иске Чаллы авылында хөрмәткә  ия, бик күркәм Хаҗиповлар гаиләсе яши. Башка гаиләләр кебек үк алар да авыл җирендә гомер итәләр.

Ләкин алар олуг,мәртәбәле, ихтирамга лаек хезмәт ияләре –укытучылар династиясе вәкилләре. Хаҗиповлар династиясенең иң өлкән вәкиле - Харис Хаҗип улы Хаҗипов, 1933 нче елда Татарстан АССР Әлки районы  Иске Чаллы авылында гади колхозчы гаиләсендә дөньяга килә. 1941нче  елда Иске Чаллы җидееллык мәктәбенә укырга керә.1948 нче елда мәктәпне бик яхшы билгеләргә генә тәмамлый.1948-1952 нче елларда “Социализм”колхозында төрле эшләрдә  эшли.

 1952 нче елда Н.К.Крупская исемендәге Куйбышев педагогика училищесына укырга керә, өч ел укыганнан соң,1955 нче елда училище ябылу сәбәпле, Арча педагогия училищесына укырга күчерелә.

 1956 нчы елда училищены тәмамлап башлангыч сыйныфлар укытучысы дигән белгечлек ала.1956 нчы елдан Иске Чаллы җидееллык мәктәбендә укыта башлый.Шул ук елны читтән торып Казан Дәүләт педагогика институтының  тарих, филология факультетына укырга керә.1962 нче  елда КДПИ ны тәмамлый,татар теле һәм әдәбияты укытучысы белгечлеге ала.

    Харис Хаҗипович 1956 нчы  елдан 1998 нче елга чаклы Иске Чаллы урта мәктәбендә татар теле һәм әдәбияты укыта ,укучыларында татар теленә, милләтенә, туган җиргә мәхәббәт тәрбияли, мәктәпнең уку-укыту эшләрен җитәкли.

    Укыту эшчәнлеге вакытында Харис Хаҗипович хезмәтләрен хөрмәтләп

бик күп мактау грамоталары, рәхмәт хатлары, истәлекле бүләкләр белән

бүләкләнә. Шулар арасында иң мәртәбәлесе Татарстан АССР Югары

Советы Президиумының 1987 нче  елның 2 октябрь указы белән Халык мәгарифе өлкәсендәге хезмәтләре өчен бирелгән “Татарстан АСССРның   атказанган мәктәп укытучысы”дигән мактаулы исеме. Кызганычка каршы ихтирамга лаек Харис Хаҗипович буген безнең  арабызда юк,ул 2019 елның 15 мартында  вафат булды.                                

     Харис Хаҗиповичның  тормыш иптәше Гөлҗиһан Габидулловна 1940 нчы елда Әлки районы Әлморза авылында гади колхозчы гаиләсендә тугызынчы

бала булып дөньяга килә.Үзенең авылында мәктәпне тәмамлаганнан соң,

 Алабуга шәһәрендә культура училищесын тәмамлый,китапханәче һөнәрен ала.Читтән торып педагогика институтында укый.1957-1995 нче  елларда  Иске Чаллы сигезеллык мәктәптәбендә география фәненнән белем бирә, 2008 нче  елга кадәр китапханәче булып эшли,баларга китап сөю серләрен төшендерә. Бугенге көндә Гөлҗиһан Габидулловна да арабызда юк инде. Ул 79 яшендә 2019 елның 24 декабрендә вафат булды

    Алма агачыннан ерак төшмәгән кебек,Хаҗиповларның балалары да мөгаллимлек һөнәрен сайлыйлар. Уллары Фәнис Харисович 1966 нче  елда дөньяга килә. Ул 1972-1980 нче елларда Иске Чаллы сигезьеллык мәктәбен бик яхшы билгеләргә генә тәмамлый, Яңа Чаллы урта мәктәбендә белем ала. Мәктәпне тәмамлаганнан соң, Казан дәүләт педагогия институтының физика-математика бүлегенә укырга керә. 1980-1982 нче елларда ул армия сафларында була. Хезмәт срогын тутырып кайтканнан соң, институтта укуын дәвам итә,математика укытучысы белгечлеге ала.                                                                                                                                                                                                       Фәнис Харисович Иске Чаллы урта мәктәбендә инде 34 ел математика фәненән белем бирә, балаларны математиканың серле дөньясына сәяхәткә алып китә. 1992 нче  елдан бирле Иске Чаллы мәктәбендә директор вазыйфаларын башкара.  Үзенең хезмәт чорында яшь, энергиясе ташып торган җитәкче яңа мәктәп бинасы,алма бакчасы, мәктәп  яны тәҗрибә участогына нигез сала. Фәнис Харисович бик таләпчән, эшне җиренә җиткереп башкара торган, гадел җитәкче булып таныла. Тату, бердәм, көчле коллектив туплый . Мәктәп белән җитәкчелек итү дәверендә Иске Чаллы урта мәктәбе иң алдынгылар рәтеннән төшми.  Фәнис Харисович Татарстан Республикасы мәгариф министрлыгының мактау грамотасы, “Мәгариф өлкәсендәге казанышлары өчен” күкрәк тамгасы, бик күп  грамоталар, рәхмәт хатлары,истәлекле бүләкләр белән бүләкләнә.

 Фәнис Харисович, булачак тормыш иптәше - чибәр, ягымлы Иске Камка авылы кызы Фәүзияне дә мәктәпкә эшкә килгәч очрата. Фәүзия Фасиховна

1995 нче елда Арча педагогика көллиятен тәмамлап, Иске Чаллы урта мәктәбенә башлангыч сыйныфлар укытучысы булып эшкә кайта. Читтән торып Казан дәүләт педагогика университетын тәмамлый. Фәүзия Фасиховна 24 ел башлангыч сыйныф укытучысы булып  эшли.

Беренче тапкыр мәктәп бусагасын атлап кергән сабыйларны белем                                                          иленә алып керә. Укучыларның күңеленә беренче белем орлыкларын сала.Үзе дә бик күп конкурс,бәйгеләрдә катнаша.Әле күптән түгел  генә үткән Бөтенроссия  “Ел укытучысы - 2018 ”конкурсының муниципаль турында  катнашып, икенче урынны яулады.                                                                                                                                                                                                                                                            Хаҗиповларның кызлары Гөлнур Харисовна да әти-әнисе,абыйсы үрнәгеннән читкә китми.Ул  Иске Чаллы урта мәктәбен бик яхшы билгеләренә генә тәмамлый. Казан Дәүләт педагогика университетының  татар теле һәм әдәбияты бүлегенә  укырга керә. Ул да уку йортын уңышлы         

тәмамлаганнан соң ,  үзенең туган ягы Әлки районына кайта. Бүгенге көнгә кадәр  Базарлы Матак урта мәктәбендә татар теле һәм әдәбиятыннан белем бирә.Әтисе үрнәгендә баларга ана теле һәм әдәбиятына мәхәббәт тәрбияли. Инде 22 ел үз эшенең остасы булып танылды. Аның укучылары да сынатмыйлар муниципаль, республика бәйгеләрендә, олимпиадаларда призлы  урыннар  яулыйлар.                                                                            Хаҗиповларның  киленнәре Хаҗипова   Наилә Исламовна  үзенең язмышын мөгаллимлек хезмәте белән бәйли. Ул Яңа Чаллы урта мәктәбен тәмамлап, 1986  нче елда Чистай педагогика училещесына укырга керә. Ул училищены тәмамлаганнан соң 1988-2004  нче елларда Иске Чаллы урта мәктәбендә башлангыч сыйныфлар укытучысы булып эшли. Беренче укытучы ул һәркемнең күңелендә, якты истәлек булып, гомер буе саклана. Еллар үтсә дә, аны  укучылары хөрмәт белән искә алалар. Ул  2004-2014 нче елларда  Иске Чаллы балалар бакчасы мөдире вазыйфаларын  башкара.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Иң мөһиме,әлеге династиянең дәвамы яшь буын кулында . Харис Хаҗиповичның оныгы,  Хаҗипов Данис Хамис улы  2009-2014 нче елларда

 Казан Идел буе университетының физика -информатика  факультетында белем алды.Физика-информатика белгечлеге алганнан соң, 2014-2015 нче  елларда үзенең хәрби бурычын үтәде. Ул 2015-2017 нче елларда  Базарлы Матак урта мәктәбендә физика- информатика фәненнән белем бирде, хәзерге вакытта Казан шәһәрендә мөгаллимлек эшен дәвам итә.

Хазиповларның кечкенә кызлары Хазипова Ләйлә Хамис кызы да үзләренең династия эшен дәвам итә.2018 елда ул Иске Чаллы топ гомуми белем мәктәбен “4” һәм “5” билгеләренә тәмамлап, Казан педагогия көллиятенә укырга керде.Бугенге кондә 2 курста белем ала. Ләйлә  дә Хаҗиповлар династиясе вәкилләре кебек үк,үзенең туган ягына кайтып балаларга белем бирергә уйлый.                                                                                                                                            Хаҗиповлар гаиләсенең педагоглык стажы 205 елга тула.                                                 Димәк, нәселендә укытучылар чылбыры өзелми, мөгаллимнәр династиясе үз һөнәрен дәвам итә дигән сүз.

    IV.Йомгаклау.                                                                                                                                                              Мин Иске Чаллы топ гомуми белем мәктәбенең абрулы  укытучылар династиясе белән таныштырып чыктым. Нәсел агачы - шәҗәрәне барлаганда, зур горурлык хисләре кичердем. Гомерләрен мөгаллимлек эшенә багышлаган, Хаҗиповлар династиясе, тормыш юллары,эшчәнлеге миндә соклану һәм кызыксыну уятты.                                            

    Дистә еллар  буена эстафета булып күчә барган әлеге һөнәргә әлеге гаиләнең  мәхәббәте әле дә сүнми, сүрелми. Һәм без укучыар нәкъ менә шушы олугъ, хөрмәтле, затлы нәселдән булган укытучылар арабызда булу белән чын күңелдән горурланабыз. Чыннан да, бар нәрсәнең башлангычы - укытучы  кулында. Укытучыга да, атаклы галимгә дә, төзүчегә дә белемне укытучы бирә. Кешелек барында бу һөнәр яшәячәк. Сүземне йомгаклап шуны әйтәсем килә, Хаҗиповлар динстиясе мөгаллимнәре бүгенге көндә үз эшләренең чын осталары, бу һөнәрдән башка тормышларын күз алдына да китерә алмыйлар.

9

    Ә мин, Киямова Ләйлә Нияз кызы, һичшиксез, Хаҗиповлар династиясе мөгаллимнәре кебек тырыш укытучы – армый-талмый балаларга белем һәм тәрбия бирүче мөгаллимә булачакмын.Әлеге династия вәкилләре миндә бу һөнәргә мәхәббәт,кызыксыну,соклану уятты.  Эзләнү эшемне тәмамлаганда күренекле язучы Фәнис Яруллин укытучыларга  “Сез иң гүзәл кеше икәнсез!” – дип әйткән сүзләренә тагын бер кат инандым. Чыннан да, кирәк чакта безне мактаучы да, яклаучы да, киңәшче дә – сез ул хөрмәтле укытучылар!

            Укытучым!

Шатлык, кайгыларны уртаклашып,

Безнең янәшәдә эшлисез.

Ходай имин, озын гомер бирсен,

Ихлас рәхмәт, чып-чын кеше сез!

Укытучым! Иң изге, иң кирәкле һөнәр ияләренең берсе син!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «Традиция быть учителем»

Халилова Чулпан, ученица 5 класса

Нижнеалькеевской СОШ,

Руководитель: Халилова Лейсан  Хамитовна

 

         Учительская династия… Строго и возвышенно звучат эти слова. Они подчеркивают благородство и мужество, талант и образованность людей, избравших своей профессией обучение и воспитание подрастающего поколения. Требовательное отношение к избранному пути, понимание своего долга, любовь к детям – все это отличает настоящего учителя по призванию, по велению сердца. Смело можно сказать, что учитель - это прежде всего призвание. И выбирать эту профессию стоит, если чувствуешь, что очень хочешь работать с детьми, передавать им свои знания и умения.

           Я хочу рассказать о своей семье, где эта профессия стала призванием нескольких поколений. Все они очень любили и любят детей, передавали и передают им свои знания и умения. И дети отвечали и отвечают им тем же.

   Я подробно изучила историю нашей семейной учительской династии, узнала, кто и когда работал, какие получил награды, звания. Они достойны того, чтобы о них узнали. Они гордость не только нашей семьи, нашей школы, но и нашего района. Педагогический стаж нашей династии достаточно велик, и я с уверенностью могу сказать, что эти годы потрачены не напрасно. Я хочу собрать и сохранить материал для составления данных об учительской династии моей семьи. В этом я вижу актуальность своей работы.

  1. Династия учителей Нуруллиных.

Свою работу я начала с изучения родословного древа нашей семьи по материнской линии.

     Родоначальником  династии семьи Нуруллиных  является мой дедушка Хамит Ахмадуллович. 

     Родился он 1 ноября 1938 года в деревне Среднее Алькеево Алькеевского  района Татарской АССР. Его родители моя прабабушка- Миннебану и мой прадедушка- Ахмадулла.

     1 сентября 1945 года дед поступает учиться в Средне-Алькеевскую начальную школу (когда он учился, школа была семилетняя). Окончил школу в 1954 году на одни «5»,а затем  продолжил учебу в Нижне-Алькеевской средней школе, которая находилась в 6 км от деревни. Учился он там 2 года. С 1957 по 1960 годы  служил в рядах Советской Армии. С 1961 года началась его педагогическая биография:  работал учителем физической культуры  в Чувашско-Бродской средней школе, в 1964-1967 годы  продолжает свою трудовую деятельность  преподавателем русского языка и литературы в Старо-Ямкинской семилетней   школе. Это неутомимый труженик, преданный учительскому делу всей душой человек. В 1964 году поступает в заочное отделение Елабужского государственного педагогического института. И  в 1970 году  получил диплом учителя русского языка и литературы. Он был уважаемым учителем в деревне. Там  он встретился с моей бабушкой Гульзяминой Насибулловной.  В 1971 году они поженились, и сложилась ещё одна учительская семья. В этой семье родились и выросли две дочери: моя тетя Лилия Хамитовна, мама Лейсан Хамитовна и  сын - мой дядя Динар Хамитович. Все они продолжили династию учителей.

     Мой дедушка Хамит Ахмадуллович являлся специалистом широкого профиля: преподавал все предметы учебной программы, кроме математики и физики.

     А еще он был  разносторонне талантливым человеком: публиковал свои статьи в разных изданиях и являлся собственным корреспондентом  газеты «Алькеевские вести», сочинял стихи, которые хранятся в нашем семейном архиве. Возглавлял сельское  поселение совхоза «Энергетик», был председателем профсоюза учителей Чувашско-Бродской средней школы.

     Многие выпускники моего дедушки стали выдающимися людьми: в их числе заслуженные учителя, доктора медицинских наук и выдающиеся деятели  культуры.

     Более 40 лет дедушка проработал учителем в Чувашско-Бродской средней школе. Он награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РТ за многолетний и добросовестный труд в деле воспитания и обучения подрастающего поколения, Почетной грамотой Главы Алькеевского муниципального района, присвоено звание «Учитель-методист» и награжден медалью «Ветеран труда».

     В 2005 году вышел на заслуженный отдых.

     Мне очень трудно говорить о нем в прошедшем времени, уже шестой год как его нет с нами, но не проходит и дня, чтобы мы его не вспоминали. Он всегда будет в моей жизни символом добра, яркой путеводной звездой.  

     История жизни моей бабушки Нуруллиной  (Гатауллиной)  Гульзямины Насибулловны

     Моя бабушка, Гульзямина Насибулловна, родилась 8 января 1950 года в деревне Старое Ямкино Алькеевского района Татарской АССР. В семье  было семеро детей: три девочки и четыре мальчика. В послевоенные годы им пришлось испытать много трудностей, нехватки. Но  дружная семья все невзгоды преодолела. Бабушка, как она рассказывала, всегда мечтала стать учителем, ведь и в те времена профессия учителя была очень уважаемой. Она закончила Казанское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов и по распределению с 1972 года   стала работать в Чувашско-Бродской средней школе Алькеевского района.

     Бабушка очень хорошо рисовала, и ее класс был красочно оформлен ее работами. В  классе было всегда светло, уютно и красиво, словно в сказке. Со своими учениками они разучивали много песен, проводили мероприятия с приглашением родителей.  Она воспитывала учеников, которые стали в  школе медалистами.  Они приходили к ней домой, чтобы поздравить с 8 Марта и Днем Учителя. Моя бабушка  и мама готовили меня к школе. Она научила читать и писать большое количество учеников, несколько поколений семей.

     Моя бабушка была награждена грамотами школы и РОНО «За успехи в обучении и воспитании детей», ей присвоено звание «Ветеран труда». Ученики моей бабушки учатся во многих ВУЗах республики. Она пользовалась заслуженным уважением учащихся, их родителей и коллег. Бабушка всегда успешно совмещала работу и семью. Летом в 2010 году она вышла на пенсию.

К сожалению, осенью 2016 года моей  бабушки не стало. Это стало для всех нас огромной потерей. Нам очень ее не хватает. Она навсегда останется в нашей памяти и памяти ее учеников.

Продолжатели династии:

          Второй ветвью генеалогического древа являются мои ближайшие  родственники со стороны матери и сама мама, которые  очень рано познакомились со школьной жизнью, с детства посещали уроки матери и отца, знали всех учителей в  школе и многих учащихся. Им было все интересно в школе: и концерты, и линейки, и учебные кинофильмы, которые изредка показывали учащимся. Наверное, поэтому они продолжили нашу семейную династию.

     

1.Моя мама - Халилова Лейсан Хамитовна

     Моя мама, Халилова (Нуруллина) Лейсан Хамитовна , родилась 11 августа 1975 года в деревне Чувашский Брод Алькеевского района. Работа родителей была перед ее глазами, она видела, как они увлечены жизнью школы, сама любила возиться с детьми, играть в «школу». После окончания школы моя мама поступила  в  Елабужский  Государственный педагогический институт  и с 1993 года стала работать в нашей школе учителем истории, а с 2003 года - учителем начальных классов. Также мама многие годы руководит методическим объединением учителей начальных классов. Она часто выступает на педсоветах, родительских собраниях, проводит воспитательные беседы и семинары для учащихся и их родителей, является активным участником на августовских педагогических конференциях. Она добрая и отзывчивая, но в то же время строгая, требовательная  и  очень  любит свою работу.  В школе она проводит различные конкурсы, концерты, игры, в которых мы с удовольствием участвуем. Она, как и бабушка, хорошо рисует, и ее ученики в конкурсах по изобразительному искусству занимают призовые места.  Еще мама сочиняет стихи и учит этому детей, которые потом участвуют в различных поэтических конкурсах. Мама всегда окружена детьми, и всё её время проходит в репетициях и подготовке  к мероприятиям, вместе с ней ее дети  поют, рисуют, танцуют! Она никогда не даст  скучать!   Ещё она очень веселая и дружелюбная! Мамины воспитанники   являются победителями и призерами  различных районных и республиканских конкурсов. Она очень много трудится, всегда в поиске чего-то нового. Дома мама неустанно заботится о нас. Она помогает мне готовить уроки.

  1. Моя тётя, родная сестра мамы, Яруллина (Нуруллина) Лилия Хамитовна.

   Получив педагогическую профессию, моя тётя продолжила династию своей семьи. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»,- говорил знаменитый русский историк Василий Ключевский. Я не сомневаюсь, что Лилия Хамитовна именно такой преподаватель. Энергичная, требовательная к себе и к ученикам, она быстро завоевала авторитет не только среди учеников, но и в коллективе ,  обладает такими качествами как общительность, деловитость, умение ладить с людьми, находить с ними общий язык. Моя тётя  не только богата знаниями в области русского языка и литературы, но и душевными качествами. Мы всегда можем с ней поделиться своими сокровенными мыслями. Она впитала в себя все самое доброе, и несет его через жизнь, чтобы передать следующим поколениям.

3. Мой дядя, Нуруллин Динар Хамитович, родной брат моей мамы, тоже преподает в школе. Он говорит: «С самого раннего детства авторитетом и примером для подражания были  папа с мамой и первая учительница. Мне было интересно наблюдать, как родители вечерами проверяли тетради своих учеников, готовились к урокам, внеклассным мероприятиям. Я видел всю работу учителя изнутри. И вопроса, куда пойти учиться после школы, перед выпускником не стоял, конечно, в педагогический институт. Но, не добрав по конкурсу всего одного балла, в 2006 году он поступает в ГБПОУ «Бугульминский профессионально-педагогический колледж»  по специальности мастер производственного обучения. По окончании колледжа в 2010-2011 годах служит в вооруженных силах России. 
Свою педагогическую карьеру начал в 2011 году  учителем физической культуры в родной школе. Эта работа была для него интересна, он ею был увлечен. Еще учась в школе, мой дядя входил в состав  спортивной  команды по волейболу, и это помогло ему добиться хороших результатов в дальнейшей его работе.

     В свободное время мой дядя любит заниматься дизайном и ремонтом, мастерить, делать различные поделки, увлекается электроникой.

Педагогическая деятельность ближайших родственников.

     Зарипова Мадина Ахмадулловна – родная сестра моего дедушки. Родилась 15июля 1941 года в деревне Среднее Алькеево Алькеевского района. В семье была третьим ребёнком. В 1957 году, успешно сдав вступительные экзамены, была принята на первый курс физико-математического факультета Елабужского государственного педагогического института. В 1963 году окончила учёбу в институте и начала свою трудовую жизнь в Чувашско-Бродской средней  школе учителем математики. Вскоре вышла замуж за главврача Зарипова Рашата Харисовича, участковой больницы села Чувашский Брод. Вместе они родили и воспитали двух дочерей. Старшая дочь, Гузель Рашатовна, тоже пошла по стопам своей мамы, посвятила себя педагогической деятельности.

     Проработав 35 лет в Чув-Бродской  средней школе, моя тетя, Мадина Ахмадулловна, многого достигла в своей профессии. Она любила школу, детей, счастлива была видеть не только их улыбки, но и горящие любопытством глаза, и ни разу не пожалела о том, что пошла по стопам моего дедушки, Нуруллина Хамита Ахмадулловича.

      Нургазизова (Зарипова) Гузель Рашатовна родилась 29 августа 1965 года. Также как и мама решила посвятить себя детям. В 1982 году поступает в педагогический институт города Набережные Челны  на факультет начальных классов. Окончила его в 1987 году и по направлению начала свою педагогическую деятельность в городе Нижнекамске.  Вскоре перебирается в поселок Озерный Высокогорского района и устраивается в среднюю школу. В настоящее время она живет интересами детей, находит с ними общий язык. По словам Гузель Рашатовны, с ними  очень интересно, потому что они непосредственны, умны, талантливы каждый по-своему, находчивы, остроумны. Общий трудовой стаж её составляет 34 года. За свой многолетний труд была награждена  Почетной грамотой МО и Н РТ,2008 г., Почетной грамотой РФ,2014 г., Победитель Гранта РТ «Лучший учитель»,2014 год. Просвещения, имеет  медаль Ветерана Труда.

     Всё сказанное о Гузель Рашатовне – наглядный пример и подтверждение тому, что она смогла найти свою любимую профессию и самоотверженно трудится во благо учащихся и своей страны.

     

Заключение

    Работая с семейным архивом, слушая рассказы родственников, я открыла для себя много нового о своих близких. Как оказалось, в нашей педагогической династии 7 учителей -  и все они со своими удивительными судьбами. Общий педагогический стаж нашей учительской династии на сегодняшний день составляет 215 лет.

     Таким образом, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась: традиция учительства в нашем роду действительно крепка.

     Выполняя свой исследовательский проект , я  сделала вывод, что доброта, правильный подход к ребёнку, организованность, улыбка, забота, терпение, целеустремленность – вот те качества, без которых нет учителя. Все эти качества и многие другие есть в нашей семейной династии - династии учителей Нуруллиных.

     Каждая педагогическая династия составляет славу и гордость села, района и республики. Каждый учитель – это целая история, история твоей школы, история родного села, страны. А историю нужно знать. Нужно помнить о тех, кого с нами уже нет, знать о тех, кто живёт с тобой рядом, кто вкладывает в свою работу душу. Самое главное для учителя - когда его помнят. Именно это является доказательством искреннего уважения и любви.

Я преклоняюсь перед людьми, избравшими этот нелегкий труд. Я ими горжусь!

Приложение

C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20190210_222314[1].jpg



Предварительный просмотр:

Учительская династия Калмыковых

Астафьев Александр,

ученик 10 класса Старо-Матакской СОШ

Руководитель Севрикеева Л.А.

       Учитель… Это слово для меня синоним мудрости, доверия, великодушия, поддержки, толерантности, неиссякаемoго источника познания. Ещё с детства мне нравится наблюдать за тем, как мой папа готовится к занятиям, даёт советы своим ученикам.

      Но школа это не просто работа папы, Астафьева Олега Семёновича, учителя физической культуры МБОУ Базарно-Матакской гимназии имени Наби Даули  Алькеевского района Республики Татарстан, но и часть жизни семьи, большой педагогической династии Калмыковых.  C:\Users\Админ\Desktop\учитель династия\290629.png

     Педагогическая династия Калмыковых начинается с Александры Семёновны Калмыковой, сестры моей прабабушки. Она родилась в 1920 году в семье крестьянина-середняка в селе Старые Матаки Алькеевского района. После окончания школы Александра Семёновна поступила  в  Аксубаевское чувашское педагогическое училище, где и получила педагогическое образование. Она проработала учителем с честью и достоинством в общей сложности тридцать четыре года.  А.С.Калмыкова работала учительницей в Чувашскошапкинской начальной школе Алькеевского района ТАССР, затем в Староматакской семилетней школе. Вышла замуж за учителя Сергея Ивановича Старшова, и вместе трудились в Старотахталинской семилетней школе до выхода на пенсию.  Любимому делу человек отдаёт все силы, всю энергию, все знания. Профессия учителя самая ответственная на земле, так как учитель воспитывает подрастающее поколение, помогает ему выбрать единственно правильную дорогу в жизни. C:\Users\Админ\Desktop\учитель династия\CCI20012017_0001.jpg

       Родная сестра Александры Семёновны, Надежда Семёновна Калмыкова (Советникова) после Великой Отечественной войны обучалась в Аксубаевском педучилище и получила диплом по специальности «Учитель начальных классов».  В 1948 году была направлена в свою родную школу учительницей начальных классов, где ещё преподавала и немецкий язык. C:\Users\Админ\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (2).png

        Она со своими обязанностями успешно справлялась, и в 1953 году Надежду Семёновну переводят на должность учителя математики. Быть учителем – это призвание. Но одновременно быть и мамой семерых детей – это судьба, ведь с мужем Советниковым Петром Михайловичем они прожили долгие счастливые годы.    

        На выбор профессии детей часто влияют родители, но в этой семье каждый делал выбор сам. Простое совпадение?! «Скорее, призвание…»,-говорит Надежда Семёновна. А кoгда дело родителей продолжают дети, внуки – то это уже династия. C:\Users\Админ\Desktop\учитель династия\0Ka5y23muL0.jpg

        Две дочери Надежды Семёновны – Ирина и Вера - выбрали профессию педагога. Ирина Петровна Советникова (Ферапонтова) работала учителем иностранного языка в Старотахталинской средней школе.

     Советникова (Родионова) Вера Петровна в 2006 году закончила ТГГПУ по специальности «Филология». В данное время работает в детском саду воспитателем. Вера Петровна в свободное время очень любит рисовать пейзажи красками. C:\Users\Админ\Desktop\учитель династия\image.jpg

        Проблема поиска места в жизни не волновал и будущих невесток, как Александры Семёновны, так и Надежды Семёновны.

      Вера Александровна Старшова, жена сына Александры Семёновны Старшовой, вот уже многие годы трудится учителем географии и биологии в Старотахталинской основной школе Алькеевского района. C:\Users\Админ\Desktop\учитель династия\141892.jpg

         В Староматакской средней школе работает учителем немецкого и английского языков Советникова Лариса Васильевна, сноха Надежды Семёновны. Она преподаёт мне немецкий язык со 2 класса, а ещё и моего папу учила. C:\Users\Админ\Pictures\11926.jpg

      Понаблюдав за близкими, нетрудно убедиться, что наиболее счастливы те люди, кто любит свою работу, кто нашёл своё место в жизни. Именно потому выбор профессии огромнейшая ответственность и того, кто вступает в самостоятельную жизнь и тех, кто при этом ему помогает.

      Жизненный и трудовой путь учительской династии поражает разнообразием событий и многосторонностью педагогической деятельности, которой отдано около 80 лет. Быть учителем – это судьба, ведь мама, Лариса Васильевна, и бабушка, Надежда Семёновна, научили восхищаться Руслана и Романа учительским трудом. Сегодня Советников Роман Александрович, учитель английского языка, с 2009 года трудится в одной из школ Алькеевского района. Другой внук Надежды Семёновны, Руслан Александрович Советников получил специальность учитель физической культуры. C:\Users\Админ\Desktop\учитель династия\290630.pngC:\Users\Админ\Desktop\учитель династия\146078.jpg

        У Семёна Калмыкова была родная сестра Екатерина, которая вышла замуж за Волкова Якова. В их семье двое детей: сын Андрей и дочь Мария. Внучка Волкова Андрея, Севрикеева Любовь Анатольевна сегодня мне преподаёт русский язык и литературу. Она имеет в своём педагогическом стаже опыт работы как с младшими школьниками, так и со старшими учениками. После окончания школы Любовь Анатольевна не задумывалась кем быть, так как хотела стать учителем и им стала. Дочь Любови Анатольевны Анастасия тоже будущий учитель, она по окончанию КФУ получит специальность преподаватель биологии и английского языка.C:\Users\Админ\Desktop\фото\школа\CCI25012015_0001.jpg

     Дочь Волкова Якова, Мария Морелёва (Волкова), имеет двух дочерей, которые выбрали путь учителя: Курзаева Нина Николаевна, учитель биологии, и Павлова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы. Они уже на заслуженном отдыхе и счастливы тем, что нашли своё место в жизни. За годы своей работы они дали хороших специалистов в различные организации и учреждения.

       Каждый человек должен избрать профессию, ту жизненную работу, которая наиболее соответствует природным способностям, наклонностям. И только тогда, как говориться, он будет работать не за страх, а за совесть. Профессия эта уникальна тем, что через ум, сердце и душу учителя проходит в своём развитии всё человечество. Радость труда заключается не только в престиже и звании, сколько в чувстве профессиональной гордости, постоянном удовлетворении работой.

     Я горжусь тем, что из поколения в поколение члены нашей большой семьи как эстафету передают гордое знамя учительской профессии.



Предварительный просмотр:

 «УЧИТЕЛЬСКАЯ ДИНАСТИЯ ЗАХАРОВЫХ»

                                                                                   

                                                                                Яганев Андрей, ученик 4 класса

                                                                                Хузангаевской СОШ                                                                                

                                                                     Руководитель Яганева Л.Л.

                                                       

Надо бы поставить
Где-нибудь на улочке скромный пьедестал –
Памятник Учителю… И на нём бы надпись:
«Без него бы Пушкин Пушкиным не стал.
Без него б Матросов не пошёл под пули,
Не закрыл бы сердцем амбразуры зев.
Без него бы люди в космос не шагнули,
И не добрый был бы, не разумный сев…»
Жизнь не оборвётся, если есть Учитель
Строгий и не очень, старый, молодой…
Если он приходит в школьную обитель –
То не остановится шарик наш земной.

      Профессия учителя, но мой взгляд уникальна. Бог создал великое Чудо – человека. Он дал ему жизнь, вдохнул в него душу… и выпустил человеческую лодку в безбрежный океан жизни. Буря и непогоды, штормы и сотрясения подстерегают человека на этом трудном пути. Но есть тот, кому небезразлична его судьба, кто волнуется и переживает, кто закрывает от невзгод своим крылом, кто просто любит. Это Учитель. Он всегда рядом. Это он с доброй улыбкой встречает маленького человека, переступившего порог школы. Это он с тревогой заглядывает в наполненные страхом ребячьи глаза, читает в них немой вопрос и ласково успокаивает. Это он в моменты душевного переживания ребенка приходит на помощь, откликается, лечит душевную рану. Это он радуется победам ребенка, возможно, больше, чем он сам. Это его сердце бьется в унисон маленькому сердцу. Можно вспомнить массу знаменитых, известных всему миру имен! А сколько имен неизвестны, но от этого их заслуги не становятся меньше! Ведь все человечество прошло через руки своих учителей. И недаром у Бога есть второе звание – Учитель.

   В своей работе я хотел бы рассказать не об одном учителе, а о семейной династии, в которой профессия учителя передавалась из поколения в поколение. Я подробно изучил историю нашей семейной учительской династии.  Педагогический стаж нашей династии достаточно велик, и я с уверенностью могу сказать, что эти годы потрачены не напрасно.

2.Мой прадедушка - основатель учительской династии.

C:\Users\admin\Desktop\20190208_182733.jpg

   Моя учительская династия взяла начало от моего прадедушки, Захарова Василия Артамоновича. Он родился в 1912  году в селе Старая Хурада Алькеевского района.  Свою трудовую деятельность прадедушка начал до  Великой Отечественной войны. В то тяжёлое время он  работал учителем физической культуры в Хузангаевской средней школе. Эта школа была одна на всю округу. Здесь учились дети со всех чувашских деревень и сел. Надо сказать, что школа имеет очень богатую историю.  Ее открыли при содействии самого И.Я.Яковлева. В этой школе учился знаменитый чувашский писатель, П.П. Хузангай.

   Со слов моей бабушки, я знаю, что Василия Артамоновича очень любили дети,  благодарили за его доброту, чуткость и понимание. Но мирный труд был нарушен войной. Моего прадедушку призвали на фронт, где он там и погиб.

   Хотя моего прадедушки уже давно с нами нет, я считаю, что он внес большой вклад в дело обучения, воспитания детей в нашем Алькеевском районе.

3. Моя бабушка  - продолжатель династии.

C:\Users\admin\Desktop\мама.jpg

   Моя бабушка, Захарова Анастасия Константиновна, родилась в селе Борискино  Алькеевского  района , Татарской АССР, 20 января 1940 года. Отца она совсем не помнит. В 1941 году его забрали на фронт, через 2 года получили похоронку. В 1947 году  бабушка пошла учиться в 1 класс в Борискинскую семилетнюю школу. После окончания 7 классов  вместе с дядей, Павловым Георгием Васильевичем, она уехала в Литву, в город Каунас. Дядя был военный, в семье было 3 девочки. Моя бабушка полгода жила с ними, помогала по хозяйству, за это ее одевали, кормили. Она училась в 8 классе. Затем дядю перевели в город Загорск в Московской области. Бабушка тоже с ними была, здесь она окончила восьмой класс.  Через год она вернулась в родное Борискино.  2 года училась в Хузангаевской средней школе.

   После  ее окончания   она  поступила в медицинское училище в городе Чистополе.   Трудовую деятельность начала в сельской больнице в с. Алпарово.  15 лет она посвятила  свою жизнь  заботе о здоровье людей.  

   В 1975 году она решила круто повернуть свою профессиональную деятельность. Хотя профессии- врач, учитель стоят совсем рядом. С 1975 по 1990 годы  бабушка работала учителем в Борискинской  восьмилетней, затем средней школе. В то время село остро нуждалось в учителях. Бабушка работала в начальных классах, в нулевом классе, затем вела уроки пения, труда, животноводства.  

   Бабушка утверждала, что «учитель должен, как заботливый садовник, добро растить в сердцах учеников, потому что он — конструктор человеческих душ» Всякий раз бабушка воодушевляла детей на добрые поступки, для того, чтобы из каждого вырос, прежде всего, настоящий человек. Она воспитывала в них чувство гордости за свой народ, за его великие подвиги в годы Великой Отечественной войны, уважение к своему родному языку, потребность к его изучению и любовь к родному краю, без чего немыслим подлинный патриотизм.

   Стаж ее педагогической  работы – 15 лет. Награждена почетными грамотами.

Таким образом, судьба, хотя не сразу, но повела ее по стопам моего прадедушки.

4 Дети моей  бабушки- учителя в 3 поколении

Мой дядя

C:\Users\admin\Desktop\ЗВЛ.JPG

   Мой дядя, Захаров Виктор Леонидович, родился 5 августа 1963 года в селе Старое Альметьево  Октябрьского района Татарской АССР. После окончания школы в 1978 г. поступил в Альметьевский  техникум физической культуры. За время учебы выполнил 1 взрослый разряд по классической борьбе.  Был включен в сборную команду техникума по классической борьбе. Был чемпионом АТФК  и призером РТ по классической борьбе.

   Успешно окончив его, вернулся на работу в родное село Борискино учителем физической культуры.   Весной 1982 года был призван на службу в ВС СССР. Службу проходил в группе советских войск в Германии, попал в отдельный танковый полк, полк прикрытия государственной границы ФРГ и ГДР. Был заместителем  командира взвода. Воинское звание - старший сержант. Выполнял обязанности физорга батальона. Выиграв спортивное соревнование по подъему переворотом на перекладине на первенство части, (выполнил 300 раз  за 45 минут ) был отправлен на краткосрочный  отпуск с выездом на Родину.  

    И с 1984 года работает в Борискинской  средней  общеобразовательной школе учителем ФК. Дополнительно является  тренером по волейболу от ДЮСШ  и тренером по национальной борьбе.   Начиная с 2010 года его воспитанники не раз становились призерами РТ по волейболу.

   Мой  дядя окончил заочно Казанский педагогический институт. Он работает вместе с супругой  в этой же школе и в настоящее время.  Дядя является обладателем Гранта. У него высшая квалификационная категория. Он - «Почетный работник общего образования Российской Федерации за заслуги в области образования.»  

    Он никогда не пожалел, что выбрал эту профессию. Все свои умения и жар своей души, он отдавал детям. На вопрос «Что для вас счастье» дядя незамедлительно ответил: «Счастье — это каждый день заниматься тем, что тебя радует больше всего на свете. А это значит — работа с детьми.»

  Я стараюсь брать пример с дяди. Занимаюсь каратэ, борьбой на поясах.  Имею награды районного, республиканского уровней.

Моя мама

C:\Users\admin\Desktop\Фото0799.jpg

   Моя мама, Яганева Людмила Леонидовна, очень рано познакомилась со школьной жизнью, с детства посещала уроки матери, знала всех учителей в своей школе, многих учащихся. Ей было все интересно в школе: и концерты, и линейки, и учебные кинофильмы, которые изредка показывали учащимся. Наверное, поэтому она продолжила нашу семейную династию.

    Моя мама родилась 20 января 1973 года в селе Борискино Алькеевского района Татарской АССР. Работа бабушки, дяди была перед ее глазами, она видела, как они увлечены жизнью школы, сама любила возиться с детьми, играть в «школу».  Сразу после окончания школы( она ее закончила с одной «4» по химии, остальные все «5») моя мама начала работать в Шапкинской школе учителем русского языка. Ей тогда было 16 лет. Через год она вместе с сестрой, Татьяной, поступила учиться в Тетюшское педагогическое училище. Татьяна не пошла по стопам матери. А моя мама после окончания училища приехала в родной район. Ее направили в Хурадинскую восьмилетнюю школу учителем русского языка и литературы. Заочно закончила Казанский педагогический университет.  

   За хорошие организаторские способности, за ответственное отношение к работе ее сразу назначили  организатором детского коллектива, затем завучем  по учебно-воспитательной работе. В 2006 году – директором Хурадинской основной школы. Через год  школа была реорганизована. По причине ветхого здания школы, из-за малого количества детей школа осталась только начальной. В 2012 году в селе построили новую школу.

   Моя мама  и сегодня работает учителем начальных классов.  Стаж ее работы 30 лет. За хорошую работу награждена Грамотами, Благодарственными письмами  районной администрации, ОУО Алькеевского района. Моя мама очень любит свою работу, она выпустила не один десяток    учащихся, которые пошли по ее стопам.

    Я горжусь своей мамой. Она начала работать в 16 лет и продолжает заниматься любимым делом. Она одна растит и воспитывает нас, двоих сыновей. После смерти папы она не сломалась, вытерпела, прошла через много трудностей и переживаний. Она постоянно находится в творческом поиске. Три года назад закончила курсы массажистов, в этом году получила второе высшее образование по инклюзии.

   «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»,- говорил знаменитый русский историк Василий Ключевский. Я не сомневаюсь, что эти слова являются подтверждением успехов моей династии  в обучении и воспитании детей.

Заключение

   В нашей педагогической династии   все со своими удивительными судьбами. Общий педагогический стаж нашей учительской династии на сегодняшний день составляет более 90 лет. Ещё немного остается до векового юбилея!  Из поколения в поколение члены моей семьи как эстафету передавали гордое знамя учительской профессии.  Они преподавали и преподают разные предметы, но их объединяют профессионализм, стремление к творчеству,  и желание отдавать сердце детям.

    Каждая педагогическая династия составляет славу и гордость села, района. Каждый учитель – это целая история, история твоей школы, история родного села, страны. А историю нужно знать. Нужно помнить о тех, кого с нами уже нет, знать о тех, кто живёт с тобой рядом, кто вкладывает в свою работу душу, Самое главное для учителя - когда его помнят. Именно это является доказательством искреннего уважения и любви.

  Я преклоняюсь перед людьми, избравшими этот нелегкий труд. Я ими горжусь!

  Закончить свое выступление я хочу строками из стихотворения поэта Андрея Дементьева:

«…Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей!»

        



Предварительный просмотр:

             Камалова Айсылу Илшатовна,

ученица Алпаровской СОШ  

“Судьба моей семье в истории Татарстана,  России”

Следы войны в моей семьи.

Наверное, нет семьи, члены которой не участвовали бы в Великой Отечественной войне. Из нашей семьи их было много и на фронтах и  в тылу. Так как село Алпарово- родной край моего отца. Рассмотрим родных с его стороны.  К сожалению, на сегодняшний день бабушка и  дедушка умер до моего рождения. Но в памяти отца сохранились еще некоторые события.

     Начнем с моего прадеда Сибаева Кадира (отец моей бабушки Зайнап). С первых дней войны Сибаев Кадир  и его трое родных братьев Габелразака, Габделрашита и Габделахата забирают защищать нашу родину.  Им примерно было от 18 до 22 лет. Старший брат Кадир был женат, и у него было уже 3 детей. А об остальных братьях нет точной информации, но скорее всего они не были женаты. К сожалению, Габелразак, Габделрашит и Габделахат пали на поле битвы. А мой прадед Сибаев Кадир смог вернуться. Но тяжелораненым и больной астмой. Не увидев  рождения своей последней дочери Асии.

      А вот моего прадеда Зиннатуллу не взяли на войну, из-за отсутствия большого пальца на правой руке. Но в тылу он не остается без дела. Он делает очень важную работу: воспитывает и ухаживает за лошадьми. которых потом отправили на войну. За свою деятельность и заслугу передродиной он получает очень много наград. В том числе и мандат, который позволял свободный вход к Сталину. К сожалению награды и мандаты не сохранились, так как их попросил секретарь парткома нашей деревни Галиуллин Тахир, и бабушка отдала эти награды и мандаты, о чем потом очень сожалела. Не известно, сохранились ли они.

    Брат моего деда Набиуллы Камалов и Закиулла Зиннатулович был самым первым в селе Алпарово, кто получил высшее образование. Он окончил ветеринарный институт, после чего работал ветврачом в селе. Не успев жениться, его забирают на Великую Отечественную войну. Там его назначают командиром Красной армии. К сожалению, он тоже не вернулся после войны. Его похоронили в братской могиле, а вот дед Камалов Набиулла Зиннатуллович не воевал, так как был совсем мальчишкой. Он отвечал за все хозяйство.

        В тылу происходило то же самое, что и везде. Основная часть хозяйства ложилось на плечи женщин и детей. Они валили лес, сеяли и собирали урожай вручную серпом. Все это делалось ради военных. Вечерами женщины готовили теплую одежду, вязали носки и варежки, а потом все это отправляли посылкой на фронт.

     Это все, что сохранилось в памяти моего отца по рассказам его родителей.

 А сейчас уже и моего отца нет в живых, но память о них всегда будет жить в моей сердце, так как об этой великой истории забыть нельзя. Так как наше прошлое возрождает наше будущее!

 Заключение  

На сегодняшний день в село Алпарово находиться 272 хозяйства.

 Молодеж стремиться в города. Да и что самое обидное - это то, что никогда не интерисует история родного села. А ведь когда-то в Алпарове был историк Сибаев Кадир, которому дали звание кандидата исторических наук. И не просто так. Всю свою жизнь он посвятил изучению родного края и возрождения любви к истории в своих учениках. Он водил детей на экскурсии и экспедиции. Именно под его руководством было найдено очень много археологических находок. Учитель основал краеведческий музей и руководил им. Всегда водил учеников в музей и рассказывал историю родного края. Кадир Сибаев всегда был в поисках, никогда не сидел без работы. Его статьи постоянно печатались в газетах. Этим человеком можно только восхищаться.

                           


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: