История села Верхнее Колчурино

Яруллина Раиса Габдельбаровна

История села Верхнее Колчурино

История села Верхнее Колчурино началась до правления царя Ивана Грозного. Доподлинная дата возникновения села пока еще не найдена, известно лишь, что во времена Золотой Орды село, а тогда небольшая деревня, называлась Темерля. Во времена Ивана Грозного стала называться Верхнее Иштубаево. Во время правления Екатерины II деревня называется Колчурино. Название произошло от слова «колчура» - это военнопленный времен Золотой Орды, основавший позднее татарские обычаи и быт, позднее служивший в казачьих формированиях Казанского ханства. В 1771 году в селе проживало 146 ревизских душ, расстояние от Казани до уездного города (Булгар) составляло 36 верст, до города Казани – 112 верст.

         Дворяне и прочие владельцы  деревни 1771-1773 годов:

  1. Колчу(ю)рины: 1) Григорий Афанасьевич

  2) Игнатий Афанасьевич

                   были они старокрещенцы, из мурз, имели 1 крестьянина мужского пола.

  1. Колчурин Иван Спиридонович (старший) – служилый, старокрещенец, имел 8 крестьян мужского пола.
  2. Колчурин Иван Спиридонович (младший) – старокрещенец, из мурз, имел 4 крестьян мужского пола.
  3. Колчурин Иван – старокрещенец, из мурз, имел 5 крестьян мужского пола.

К концу 18 – началу 19 веков село стало называться Верхнее Колчурино, взяв слово Верхнее от названия деревни Верхнее Иштубаево, Колчурино – от фамилии дворян села.

         Село укрупнялось, возникали новые улицы, строились дома, в 1893 году появилась сельская церковь.

 

         Церковь построена в 1894г. на средства прихожан в честь Рождества Христова. В приходе насчитывалось 172 двора.

         Количество прихожан мужского пола насчитывало – 442 человека, женского – 451. По национальности прихожане – чуваши и русские, из которых православных:   мужчин – 221 и  женщин – 218.

         При церкви было 3 десятины пахотной земли. Священником был Авраам Михайлович, окончивший духовную семинарию, с окладом 300 рублей.

Псаломщиком был Михаил Андреевич Разумовский, окончивший духовное училище. В Верхнем Колчурине работал с 1894 года, с окладом 100 рублей

Население села до 19 века в основном составляли чуваши, отсюда и название той улицы, на которой они проживали Чувашская улица (ныне улица 1 Мая). Русские поселились здесь в конце 19 – начале 20 веков. Они основали новую улицу, которая стала называться Русской улицей (ныне улица 8 Марта) и в основном они были выходцами из соседней деревни Катюшино.

 

Схема села Верхнее Колчурино начала 20 века.

         Из строений того времени до наших дней сохранился кирпичный магазин бывшего купца, состоящий из полуподвального помещения, одной жилой комнаты, площадью 5х5 м2. При Советской власти был использован под магазин вплоть до 1985 года, сейчас бездействует.

         В 1918 году стоял очень остро хлебный вопрос. Без его решения невозможно отстоять дело социалистической революции. Не было хлеба – город и армия голодали. Хлеб был у кулаков. Продавать государству отказывались, цены были низкие, на деньги купить нечего. Правительство создавало продотряды из рабочих, чтобы собрать излишки хлеба.

В марте 1918 года в село из Спасска выехал представитель из продкомитета большевик Моисеев с отрядом красноармейцев в 15 человек. Еще до приезда отряда кулаки распространили слух, что будут отбирать у всех весь хлеб и скот. Представитель продкомитета Моисеев собрал волостной сход, чтобы поговорить о хлебе, разъяснить положение в стране. Со стороны крестьян не встретил поддержки. На собрании подняли скандал, угрожали избить, организовали нападение на красноармейцев, завладев их винтовками, началась перестрелка. Продотряд бежал, бойцы скрылись в лесу

В мае 1918 года в село приехал новый отряд, в количестве 150 человек. Отряд подошел к селу рано утром. Разместились в лесу, в село была послана хорошо вооруженная разведка. В селе было спокойно, никаких пулеметов не было. Отряд въехал в село. Собрали много хлеба и отправили в город. Так в 1918 году в селе окончательно установилась Советская власть.

Наши предки занимались земледелием, держали скот, вели  пасеку – одним словом, вели обыкновенную крестьянскую жизнь

 

История школы

         Обучать в селе Верхнее Колчурино начали в 1893 г., в церковно-приходской школе, которая располагалась в сторожке при церкви. В школе было два класса, в которых обучалось 38 мальчиков и 18 девочек. Преподавателем был сын попа Михаил Абрамович. Дети изучали азбуку и Закон Божий.


         После установления Советской власти в селе были открыты начальные классы – первый и второй. В 1920 – 22 годах учителями были Ф.А.Барабанов, 1923-24 годах М.И.Гордеева. Решением партийного собрания школа была переведена из сторожки в дом попа. Начиная с 1923 года, школа стала начальной. Обучали два учителя – сестры Нина Александровна и Александра Александровна Разюковы. Они были присланы из Чувашии, и обучение велось на чувашском языке. В 1924 году была построена начальная школа из кулацких домов. Школа стала центром села. Были организованы курсы для ликвидации безграмотности, здесь проводились сельские сходы, партийные собрания, концерты.

         Вспоминает Павлова Варвара Артемьевна – ветеран ВОВ, ученица 20-х годов: «В школе я проучилась лишь два года, потом родители не стали отпускать меня в школу, надо было работать по дому. Помню первых своих учителей – Нину Александровну и Александру Александровну. Говорили мы почти постоянно только на чувашском языке. Чуть повзрослев, стала посещать курсы ликбеза, и учителем моим был Барабанов П.Л.»

         В Верхне-Колчуринской семилетней школе пионерская дружина возникает в 1930 году. Первой пионервожатой была Т.И.Иванова. Первыми пионерами были Шапеев Н., Скрипачев И., Яганов М., Горячев П., Скрипачева П., Музлова Ф., Князьбеева Е. и другие.

         Много сил и энергии в пионерскую работу вложил  в 1932г. Елизаров Ф.Х., заведующий Матаковским районным отделом народного образования. Известно, что в свободное от основной работы время он проводил с пионерами: обсуждал книги, статьи («Павлик Морозов», «Ольга Балыкина – пионерка» и другие), посвященные теме коллективизации и социалистического переустройства сельского хозяйства и  промышленности.

         В 1934-35 годах пионерская дружина школы активно выступает с концертами и спектаклями (пионервожатый Марков В.И.).

         Марков П.И. вместе с пионерами школы устраивал концерты в соседних селах: в Чув. Бурнаеве, Н.Колчурине, Сихтерме, Кузнечихе.

         Организаторами пионерской работы с 1936 года по 1940 годы выступают Долгов С.С. и Барабанов П.Л.

         С 1941 года пионерской работой в школе руководит Тимрюкова А.В., заведующая школой. В тяжелые годы войны пионеры Князьбеева Р., Яганова Л., Самарин Л., Шапеева В., Евграфова А., Мурзин Л., и другие помогают родному колхозу в уборке урожая, собирают теплую одежду и подарки для воинов Советской Армии.

         В послевоенные годы в пионерской дружине активно проявили себя пионеры Волостнов В., Давыдова Т., Шапеева Т., Евграфова Р. и другие.Старшее поколение пионерских руководителей и пионеров приняло участие в Великой Отечественной войне 1941-45 годов. Многие из них отдали свою жизнь в борьбе за светлое будущее: Марков П.И. погиб в 1942 году на Ленинградском фронте, капитан Шапеев Н. погиб в 1943 году на Харьковском направлении. Героической смертью пали офицеры Скрипачев И., Леонтьев Н., Горячев А., Самарин С., Шапеев И., Яганов М., Горячев П. Многие из выпускников нашей школы посвятили себя благородному учительскому труду. Например, Скрипачева П.И., Музлова Ф.С., Князьбеева О.И., Мурзин Л.Д.

         В годы В.О. войны школа активно помогала родному колхозу вместе со своими учителями – заведующей школой Тимрюковой
       В 1950 году школа преобразована в семилетнюю и первым директором стала Яковлева Юлия Федоровна, член КПСС. В 1958 школа была реорганизована в восьмилетнюю, директором школы был Давыдов Лев Романович. В 1964 году было построено новое здание школы (деревянное). С 1994 года школа занимается в новом кирпичном здании. В 1999 году школа преобразована в среднюю. В 2015 году, в связи с оптимизацией школа реорганизована в начальную

 

История совхоза.

         В начале 30-х годов в деревне был организован колхоз, который назывался «Ваш совет – наш ответ». В 1939 году колхоз изменил свое название и стал называться «Красная нива». Председателями колхоза в разное время были Козырев М.И., Фурасев Н.А., Максимов А.С. и др. Занимались растениеводством и животноводством. В 1957 году колхоз реорганизовали в отделение совхоза «Правда». Стали разводить свиней, овец, были большие пасеки. В это и последующее время совхоз неоднократно становился победителем социалистических соревнований по разным видам не только в районе, но и по республике. К примеру, в 1971 году животноводческая бригада заняла I место в республиканском конкурсе. В это время за доблестный труд доярка Скрипачева Вера Ивановна была награждена орденом Ленина.

         В 1977 году отделение было реорганизовано во вновь созданный совхоз «Колчуринский», первым директором которого стал Чернов В.И.. Совхоз просуществовал до 2004 года.

 

Природа

Село Верхнее Колчурино находится в пределах Восточно-Европейской равнины в Заволжской низменности. Формирование рельефа села связано с деятельностью постоянных и временных водотоков, а примерами являются овраги, балки, речные долины. Ширина речной долины составляет примерно от 50 до 300 метров. На днище узкими фрагментами по обоим берегам имеется пойма и одна надпойменная терраса.

Отличительной особенностью близлежащих оврагов является крутизна их склонов, не покрытых растительностью. Основной прирост оврагов происходит Иногда вторичные овраги по  днищам балок увеличивают свою длину на 5-20м.

Климат

Село Верхнее Колчурино, расположено в глубине континента на востоке Европейской части России,  преобладает  континентальный климат с теплым летом и умеренно холодной зимой, для климата села большую роль играют вхождения воздушных масс с Атлантического океана. Они обслуживают большую часть атмосферных осадков, под их влиянием ослабевают континентальные черты климата.

Важнейшей особенностью климата села является наличие двух, резко

отличающихся периодов – теплого с положительными температурами и холодного с отрицательными температурами и образованием устойчивого снежного покрова.

Продолжительность теплового периода равна 208 дням, холодного – 158 дням. Средняя дата появление снежного покрова – 1 ноября, дата образование устойчивого снежного покрова – 27 ноября; средняя дата разрушения устойчивого снежного покрова – 7 апреля. Среднее число со снежным покровом – 141.

Самым теплым месяцем является июль со средней месячной  температурой воздуха 19,20С и, наоборот, в самом холодном месяце в году, температура равна 14,60С ниже нуля. Период с положительными средними месячными температурами длится с апреля по октябрь; пять месяцев в году, с ноября по март, средние месячные температуры воздуха отрицательные.

Растительный мир

Село Верхнее Колчурино является типичным примером лесостепи.

Почвенно-растительный покров весьма разнообразен. Для лиственных лесов и многих безлесных пространств села характерны серые лесные почвы. По качеству они стоят между подзолистыми и черноземами. Опавшие листья травы, ежегодно перегнивая, увеличивают количество гумуса.

         Степные участки села по географическим условиям относятся к северному варианту степей, к степям луговым, разнотравным. Таких участков осталось слишком мало, так как ровные участки распаханы и сильно видоизменились под влиянием выпаса скота и других факторов.

Имеются и черноземы. Они образуются в местах, находившихся в течение длительного времени под естественной травяной растительностью. Гумус придает почве темный цвет, повышает плодородие, в сочетании с другими качествами улучшает структуру.

         Плодородные почвы лугов – аллювиальные. В их составе имеются и перегнившие остатки луговых растений, и речные наносы.

Лес

Село окружено лесами. Значение леса огромно. Во-первых – защита атмосферы от всевозрастающего количества вредных газов. Леса защищают поля от ветровых эрозий, поддерживают уровень воды в реках. И, конечно, обеспечивают население кормовыми ресурсами для скота, пищевыми (грибы, ягоды, орехи), лекарственными и древесными ресурсами. Лес является средой обитания животных и птиц, многих из них человек использует.

Животный мир

Животный мир села довольно богат. Это объясняет разнообразными природными условиями территории.

Основную массу лесных млекопитающих  составляют мышевидные грызуны, среди которых преобладают полевки, на втором месте по численности  - мыши.

Более крупными животными наших лесов являются лиса, белка, еж, барсук,  заяц-беляк, реже заяц-русак, куница, хорь. Из лесных птиц – глухарь, дятел, рябчик, черный стриж, дрозд, синица, славка, мухоловка. Довольно часто встречаются кукушка, иволга, сойка, овсянка, снегирь, соловей, лесной голубь и др. птицы. Многие птицы, поедая вредных насекомых, приносят огромную пользу лесному хозяйству.

В результате вмешательства человека в лесную среду (рубка, уход, главное использование, новое строительство и др.) происходят некоторые изменения в условиях обитания и перераспределения (миграции) животных по территории.

Леса, окружающие село, входят в Чернореченское лесничество. Питомник лесничества расположен на расстоянии 1 км от села.

 

Знаменитые люди села

Скрипачева Вера Ивановна

         Вера Ивановна родилась 1 мая 1936 года в селе Верхнее Колчурино Кузнечихинского района. В суровые военные и послевоенные годы получила начальное образование  - 4 класса. Продолжать обучение не было возможности. И в 1950 году 14-летней девочкой начала свой трудовой путь. Примером для  подражания стала родная сестра Люба, которая в это время ухаживала на ферме за телятами. Трудно было молоденькой девушке первое время, да и к животным подходила с опаской, нерешительно. Работала Вера Ивановна сначала свинаркой, затем дояркой. Было нелегко выдоить группу коров вручную, но трудолюбие, упорство, желание работать как можно лучше, дали свои результаты. В 1971 году за высокие производственные показатели в животноводстве Вера Ивановна была удостоена ордена Ленина. Однако на достигнутом она не успокаивается. И за успешное выполнение планов и социалистических обязательств года Вера Ивановна была удостоена Ордена Октябрьской революции в сентябре 1973 года. 1 августа 1977 года – бронзовая медаль ВДНХ. За долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР Указом Президиума Верховного Совета ТАССР 27 августа 1990 года награждена медалью «Ветеран труда». Умерла в 2017 году.

Майорова  Анна Абрамовна

         Анна Абрамовна родилась 15 августа 1929 года в селе Чувашское Шапкино. Образование начальное – 4 класса. Учиться дальше помешала война, поэтому Анна Абрамовна стала работать свинаркой вместе со своей матерью Анастасией Яковлевной. Через год стала работать плугарем – летом, а зимой – телятницей. Было очень трудно, часто голодали, хлеба не было, но приходилось трудиться наравне со взрослыми. В 14 лет была направлена со многими другими на лесозаготовку в Тумбу. А в 15 лет вернулась в свое село и стала работать на ферме дояркой.

         В 1952 году вышла замуж в село Верхнее Колчурино. В первое время работала разнорабочей, затем помощником пчеловода (7 лет), а на пенсию вышла, работая в школе техничкой. Вырастили и воспитали с мужем 8 детей: 3 сына и 5 дочерей. За что Анна Абрамовна награждена медалью «Медаль материнства» I степени – 30 марта 1966 года, орденом «Материнская слава» II степени – 30 октября 1971 года, орденом «Материнская слава» III степени. Все дети выросли добросовестными и трудолюбивыми: Александр и Николай работают на заводе (г. Тольятти); Вячеслав – сварщик (с. Хрущевка); Галина – воспитатель (г. Москва); Наталья – доярка (с.Васильевка); Светлана – на маслозаводе (с.Базарные Матаки); Людмила – Воспитатель. Умерла осенью 2018 года.

Традиции села  - Новогодний праздник Сурхури.

Сурхури – старинный чувашский праздник. Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать. Сурхури обычно праздновался целую неделю. Позднее этот национальный праздник Нового года совпал с  христианским Рождеством (Раштав) и продолжался до Крещения (Кăшарни). Во время празднования сурхури проводились обряды, призванные обеспечить  хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

В первый день Сурхури детвора собиралась группами и обходила деревню подворно. При этом дети распевали песни о наступлении Нового года, поздравляли односельчан с праздником, приглашали других ребят присоединиться к их компании. Хозяева домов  встречали ребят у распахнутых ворот, приглашали в избу и угощали специально приготовленными пирожками, калабашками (йăвача), сладостями, орехами и непременно – жареным горохом. Ребята под музыку пели песни – заклинания с пожеланиями хозяевам  благополучия, доброго урожая, обильного приплода скота. При этом детвора осыпали щедрых хозяев, а так же молодняк домашнего скота жареным горохом.

Если хозяева были очень щедрыми, то ребята пели сатирические куплеты, просили угощения, денег, иначе сулили всяческие напасти. Все это регламентировалось ритуалом, и никто не обижался. И ребята, и хозяева все вместе пели специальные песни, плясали под музыку, вскоре детвора уходила в соседний дом.

На другой день подворный обход деревни совершали парни постарше. Они собирали для обрядового девичьего пира (хĕр сăри) муку, масло, крупу, солод и хмель. В каждом доме молодежь одаривали кто чем мог. Молодицы, вышедшие замуж в прошедшем году, дарили вышитые полотенца, тканые узоры пояса. Эти подарки предназначались для лучших музыкантов, играющих на девичьем пиру.

После обхода всех дворов, собранные продукты относили в специально отведенный для хĕр сăри дом. Там из собранных продуктов девушки варили обрядовое пиво, пекли пироги и другую снедь. Вечером назначенного дня в этом доме собиралась молодежь всей деревни и устраивали большие посиделки. Девушки приглашали на хĕр сăри своих подруг из соседних деревень. Во время приготовлений к празднику парни присматривались к девушкам и примечали, кто как умеет вести домашнее хозяйство, выбирали невест.

Большое место в празднике Сурхури занимали увеселения, песни, танцы, игры и  новогодние гадания. Вечером на «девичий пир» приходили и взрослые. Они присматривали за поведением молодежи, помогали им, выбирали для своих сыновей невест. Девушки в первую очередь угощали пивом пожилых. Те, получив ковшик пива, поздравляли всех молодых с Новым годом, желали счастья и  благополучия в наступающем году: парням – жениться, девушкам – выйти замуж и зажить дружной и богатой жизнью. В опустошенный ковш они опускали монетку, которые потом отдавались хозяину дома за аренду помещения.

Вскоре взрослые уходили, и веселье возобновлялось с новой силой. Во время сурхури от рождества до крещенья по вечерам ходили ряженые (çветке), которые непременно появлялись и на девичьем пиру. Ряженные разыгрывали всевозможные юмористические сценки.

Ближе к полуночи начинались гадания. Молодые люди стремились предугадать свое будущее, узнать, какие изменения ожидают их в новом году. Все участники  хĕр сăри в полночь шли в овчарню и в темноте хватали овец за задние ноги, чтобы по их цвету и возрасту узнать признаки будущего супруга или супруги. От такого обряда происходит и само название праздника:  в прямом переводе сурăх ури означает «овечья нога». Если парню попадалось овечка, то это якобы сулило ему женитьбу в этом году. Точно так же попавшейся девушке барашек предсказывал скорое замужество. Животное белой масти предвещало блондина или блондинку, черной масти – брюнета (брюнетку). Молодая овца сулило молодую жену, а старая - девушка в годах. Иногда для смеха в овчарню запирали козла или собаку, которые должны предсказывать скверный характер супруга. Также ловили с насеста кур и петухов. Петуха обычно брали с собой в дом. Там на полу рассыпали зерна, деньги, уголь, воду и пускали петуха. Считалось что если петух в начале подойдет к зерну, суженный будет работящим и зажиточным, если к деньгам – из богатой семьи, к углю – из бедной семьи, к воде суженный будет пьяницей.

Способов гадания было великое множество. Молодежь обычно загадывала о суженном, взрослых же интересовали виды на урожай. Ближе к полуночи ходили на гумно, к стогам. Вставали спиной к стогу и, изгибаясь назад, изгибами вытаскивали из стопов несколько стеблей с колосьями. Бережно приносили эти колосья домой. Дома шелушили и считали зерна, приговаривая: «Амбар… Сусек… Мешок… Пусто». Если последнее зернышко приходилось к слову «амбар», радовались, считая, что год будет урожайным; «сусек» предвещал средний урожай, «мешок» - плохой. Ну а если последнее зернышко вышло под слово «пусто», считалось, что год будет неурожайным, голодным.

В новогоднюю ночь спать не полагалось. Поэтому молодежь веселилась до утра. Под утро веселье выплескивалось на улицы. Тут так же звучали песни, продолжались гадания. Раскинутыми руками захватывали как можно больше досок забора и считали – чет или нечет. Чет указывал на женитьбу. Кто-то чужим голосом спрашивал под окном имя будущего мужа или жены. Кто-то оставлял на снегу свое изображение. Если к утру этот след на снегу будет чистым – то весь будущий год будет счастливым. И так продолжалось до самого утра.

А на утро уже кто-то выводил из ворот пару коней, запряженных в сани-розвальни, и начинались новогодние катания – обязательная часть праздника сурхури. Утром парни развозили своих новых подруг из соседних деревень. А днем уже каталась вся деревня. Катания посолонь символизировали солнцеворот и извещали о повороте природы на весну.