Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Кривцова Оксана Анесхатовна

Повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-

математических игр как средства познавательного развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_matematika_moyo_vystuplenie.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель семинара - практикума :

- повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-

математических игр как средства познавательного развития дошкольников.

Подготовка:

Выставка логических игр, задания для воспитателей.

Подготовила:

 Воспитатель Кривцова Оксана Анесхатовна

Уважаемые педагоги! Сегодня мы поговорим о математике и логико-математических играх в развивающей среде ДОУ.

Вопрос: место рождения математики?

* Математика как наука родилась в Греции. В странах-современниках Эллады математика использовалась либо для обыденных нужд (подсчёты, измерения), либо  наоборот, для магических ритуалов, имевших целью выяснить волю богов (астрологиянумерология и т. п.)Греки подошли к делу с другой стороны: они выдвинули тезис «Числа правят миром». Или, как сформулировал эту же мысль Галилей два тысячелетия спустя«книга природы написана на языке математики».

Вопрос: назовите два великих математика древности?

* Пифагор родился в Сидоне, Финикия, около 570 года до нашей эры. В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов.

* Архимед – древнегреческий учёный, математик и механик из Сиракуз. Развил методы нахождения площадей поверхностей и объёмов различных фигур и тел. Его математические работы намного опередили своё время и были правильно оценены только в эпоху создания дифференциального и интегрального исчислений. Архимед – пионер математической физики, один из создателей механики как науки. Математика в его работах систематически применяется к исследованию задач естествознания и техники. Архимеду принадлежат различные технические изобретения

Вопрос: что такое математика?

* Математика (греч. mathematike, от mthema — знание, наука, наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.

* Что такое логикаЛогика - это наука о формах и законах правильного мышления человека.

Известный психолог Л. С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»

Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития (разумеется, без ущерба физическому развитию, а в гармоническом единстве с ним). Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных логических игр - головоломок, относится к таким методам. Особо подчеркнем роль логико – математической игры как метода обучения и развития математических представлений. Логико – математические игры развивают у детей : самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют: освоению детьми средств познания : эталонов (цвет, форма), эталонов мер (размер, масса), моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.

Для данного вида игр характерна: игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.

Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.

Использование развивающихлогико - математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико – математические игры : «Сделай сам»«Уникуб»«Кубики для всех»«Дроби»«Палочки Кюзинера»«Блоки Дьенеша»«Игровой квадрат»«Танграм»«Сложи узор»«Шар»«Игра с цветом» и другие.

Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда предполагает комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом.

• •Трансформируемость и полифункциональность пространства дает возможность

• изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

• •Вариативность среды предполагает :

• наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

• периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих познавательную деятельность детей

• •Доступность среды обеспечивает :

• свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

• исправность и сохранность материалов и оборудования

• •Безопасность предметно-пространственной среды предполагает :

• соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

• •Эстетическая привлекательность

Особое внимание хотелось бы обратить на игры способствующие развитию образного и логического мышления у детей, умению воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять. Этому способствуют передовые технологии, применяемые нами в совместной деятельности с детьми.

1. «Логические блоки» Дьеныша - развивают мыслительные умения : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; помогают усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; развивают познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения;

Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой фигуры, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

Сначала предлагаются самые простые игры.

1. Найди все фигуры (блоки, как эта) по цвету, размеру, форме.

2. Найди все фигуры,(блоки, как эта) по цвету и форме ,по форме и размеру, по размеру и цвету.

3. "Цепочка"

Наглядные пособия: Альбом «Блоки Дьеныша» (для самых маленьких, альбом «Маленькие логики», альбом «Лепим нелепицы», знакомят детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером)

2. «Цветные счетные палочки» Х. Кюизинера.

- Комплект состоит из пластмассовых призм десяти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, является кубиком. Этот материал предлагает ребенку большие возможности для исследований: различение цвета, размера, количества, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования.

- Дети строят «Заборы низкие и высокие»«Лесенка высокая и лесенка низкая»«Лесенка широкая и лесенка узкая»«Мосты через реку»«Мы по лесенке шагаем»Детям очень интересно работать с наглядными пособиями: альбом «Волшебные дорожки», альбом «Дом с колокольчиком», предметы на этих картинках словно оживают, что доставляет детям огромное удовольствие.

3. Кубики Никитина.

-Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

-Дети сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем глядя на кубики, рисуют узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывают новые узоры из кубиков. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, а эти важные мыслительные операции, используются почти во всякой интеллектуальной деятельности.

В игре 3 варианта сложности:

1уровень – составление квадрата из 2-3 частей.

2уровень- 3-5.

3уровень- 4-7.

«Сложи квадрат» - знаменитая игра Никитина для развития интеллектуального потенциала малышей. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста. В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, конструктивные способности, развивают внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь.

4.«Геоконт» В. Воскобича

- Игра представляет собой фанерное игровое поле, на котором закреплены гвоздики, на гвоздики натягиваются разноцветные резинки – паутинки и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Дети создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кистей и пальцев, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск установление закономерностей, творчество.

-Сначала дети учатся просто натягивать резинки на гвоздики, затем можно предложить детям прогуляться пальчиками по красным, синим и т. д. дорожкам. После этого дети с удовольствием строят длинные и короткие дорожки, широкие и узкие, натягивают большой и маленький квадраты, строят дома. В дальнейшем можно предложить детям простейшие схемы, на которых изображены дорожки, квадрат, треугольник, прямоугольник, домик и т. д., а также самим придумать узор. Обязательным условием при игре является назвать форму и величину создаваемых предметов. "Геоконт" открывает ребенку мир геометрических и образных превращений, разноцветных приключений.

Что развивает :

- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;

- умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры ориентироваться в пространстве;

- умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу;

- внимание, память, элементы логического мышления;

- воображение, творческие способности;

- пальцевую и кистевую моторику рук.

5. Танграм, колумбово яйцо.

• развивает умение играть по правилам и выполнять инструкции;

• развивает наглядно-образное мышление, воображение, внимание, восприятие;

• совершенствует навыки дифференциации цвета, величины и формы; формирует комбинаторные способности;

• учит анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры;

• учит визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

6. Счетные палочки - способствуют развитию творческого воображения, логического мышления, внимания; совершенствуют навыки изображения, анализа, преобразования геометрические фигуры.

Варианты заданий. Составление геометрических фигур.

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

Составить 3 равных квадрата из10 палочек

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники).

Составить квадрат и треугольник маленького размера

Составить маленький и большой квадраты

Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Выложи из палочек.

7. Задачи-загадки. (задачи-шутки, логические концовки, лжезагадки)

• развивать умение рассуждать, сравнивать предметы по степени выраженности того или иного качества, устанавливать причинно-следственные связи;

• упражнять в нахождении противоречий в свойствах предмета или явления;

• учить пользоваться только суждением в целях раскрытия в нем знания, содержащегося в неявном виде.

Таким образом, все эти игры способствуют развитию логического и образного мышления, творческих способностей.

Практическая часть:

1. К развивающим технологиям относятся :

компьютерные игры,

наглядный материал,

блоки Дьенеша,

дидактический материал М. Монтесорри,

рабочие тетради,

игры Никитиных,

литература.

2. Дидактический материал блоков Дьенеша направлен на развитие :

–Связной речи

–Умение кодировать и декодировать информацию

–Обучение количественному составу числа из единиц

–Тренирует внимание, память, восприятие.

3. Соотнесите дидактические пособия с автором

Цветные палочки Джордж Кюизенер

Логические блоки Золтан Дьенеш

«Сложи узор» Борис Павлович Никитин

Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры»«Животные» и др. Мария Монтессори

Игровизор Вячеслав Вадимович Воскобович

4. В подготовительной группе при организации ОД используется мотивация:

–Проблемные ситуации

–Вхождение в воображаемую игровую ситуацию

–Образное оживление игрушки

–Интерес детей к миру взрослых

–Игра-путешествие по станциям с заданиями

–Познавательные и соревновательные мотивы.

–Нравственные мотивы

5. Показателями любознательности и активной познавательной деятельности дошкольников является:

–Владение приемами измерения, сравнения, классификации, записи арифметических действий.

–Наличие познавательного интереса, проявление самостоятельности в процессе решения задач, задает вопросы, желание довести до конца.

–Грамматически правильная речь, умение оценивать деятельность и результат.

Задание«Вопросы-шутки»

а. Сколько надо букв «Г», чтобы получилась большая куча сена? (СТОГ)

б. Какой самый короткий месяц в году? (МАЙ)

в. Когда человек стоит на часах? (КОГДА ОН ЧАСОВОЙ)

г. Несла баба в корзине на базар десять яиц, а дно упало, сколько яиц осталось? (НИ ОДНОГО, ВЕДЬ ДНО У КОРЗИНЫ УПАЛО)

д. Почему, когда хочешь спать, идешь к кровати? (ПО ПОЛУ)

е. Какое число не изменяется от его переворачивания? (ВОСЕМЬ)

ж. На что похожа вторая половина яблока (НА ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ)

з. В каком слове стоит столько же цифр, сколько букв (СТО)

Игра «Кто самый внимательный».

«Предлагаю выйти двух игрокам с одной и другой команды. Станьте лицом к зрителям, а перед вами на стол кладу приз, который достается тому, кто окажется самым внимательным».

Расскажу сейчас рассказ,

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»,

Приз немедленно бери!

«На слове «три» брать приз. Ну, тогда я продолжаю свой рассказ».

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали

И не одну, а целых….две.

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

И жди команду«Раз, два….марш!»

Когда стихи запомнить хочешь

Их не зубри до поздней очи,

А про себя их повтори,

Разок, другой, но лучше….пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,

Когда была возможность взять?