Конкурсное задание "Моя педагогическая находка"

Елизова Екатерина Александровна

Моя педагогическая находка

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология эффективной социализации Н.П. Гришаевой Елизова Екатерина Александровна

Слайд 2

«Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития» Н.П. Гришаева

Слайд 3

РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ Это специально организованное общение, где обсуждаются, анализируются, оцениваются действия и состояния детей.

Слайд 4

РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ Цель рефлексивного круга – обогащение детей душевной теплотой, чуткостью и уважением друг к другу.

Слайд 5

Задачи педагогической технологии «Рефлексивный круг» Развитие уверенности в себе, способности выслушивать другого, понимать и уважать мнение других; Развитие коммуникативных навыков, стимулирование интереса ребенка к своему внутреннему миру, способствовать умению детей объективно оценивать себя, свои возможности и поступки, формирование позитивного отношения к себе и сверстникам;

Слайд 6

Задачи педагогической технологии «Рефлексивный круг» Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие способности ребенка к эмпатии; Формирование умения анализировать полученный опыт, выражать и обсуждать полученные впечатления публично; Привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

Слайд 7

Виды рефлексивных кругов ЛИЧНОСТНЫЕ - способствуют познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе сверстников и взрослых. СОБЫТИЙНЫЕ - направлены на осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее).

Слайд 8

Виды рефлексивных кругов ТВОРЧЕСКИЕ направлены на развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению. ПОНЯТИЙНЫЕ способствуют осмысленному пониманию и восприятию духовной и личностной действительности человека.

Слайд 9

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ Рефлексивный круг может проводиться: По плану По итогам свободной работы Без плана, когда в течение дня неожиданно появляется необходимость обсудить какое-то событие или жизненную ситуацию.

Слайд 10

Правила проведения «Рефлексивного круга» Для детей: Правило поднятой руки; Говорить по одному или говорит только тот, у кого в руках предмет; Отвечать только на заданный вопрос; Не повторяться; Если не хочешь, можешь не говорить

Слайд 11

Правила проведения «Рефлексивного круга» Для взрослых: нельзя оценивать высказывания детей («молодец», «умница», «плохо», «так нельзя»…); не прерывать и перебивать ребенка; не давать оценку высказываниям детей (обсуждать не переходя на личности детей); стараться комментировать каждое высказывание детей, развивая их суждения дальше; если тема не заинтересовала детей, сразу переходите к другой;

Слайд 12

Правила проведения «Рефлексивного круга» ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ: в младших группах начинать круг с детей, которые могут говорить самостоятельно; каждый круг заканчивать технологией «К родителям через детей», каждый ребёнок на рефлексивном круге должен чувствовать свою защищённость.

Слайд 13

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ Обсуждение в младших группах - от 5 до 10 минут, в старших группах - от 10 до 20 минут. Соблюдение традиционности проведения и наличие атрибутики: свеча –фонарик; клубок ярких ноток, массажный мячик или мягкая игрушка, которую дети передают по кругу во время ответов; мягкая подушка для каждого ребенка или коврик; магнитофон, музыкальный центр; спокойная музыка.

Слайд 14

Результаты применения «Рефлексивного круга» Развитие коммуникативных навыков. Освоение норм и правил группы. Развитие умения коллективно трудиться. Развитие осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения .

Слайд 16

Спасибо за внимание  )



Предварительный просмотр:

Елизова Екатерина Александровна

МБДОУ «Детский сад №21»

Моя педагогическая находка

Моя педагогическая находка – это технология рефлексивного круга. С начала прошлого года наше образовательное учреждение начало осваивать авторскую технологию эффективной социализации в детском саду Натальи Петровны Гришаевой. Рефлексивный круг – это одна из подтехнологий большого механизма. На мой взгляд она является основой всей технологии, самым главным инструментом. Именно через рефлексивный круг мы можем добиться главной цели – воспитать гармонично развитую личность ребенка и развить социально-коммуникативные навыки на основе традиционных ценностей. Как говорит Н.П. Гришаева «Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития»

Рефлексивный круг – это специально организованное общение, где обсуждаются, анализируются, оцениваются действия и состояния детей. Основной целью рефлексивного круга является обогащение детей душевной теплотой, чуткостью и уважением друг к другу. С помощью этой технологии мы можем решить следующие задачи:

  • Развить уверенность в себе, способность выслушивать другого, понимать и уважать мнение других;
  •  Развить коммуникативные навыки, стимулировать интерес ребенка к своему внутреннему миру, способствовать умению детей объективно оценивать себя, свои возможности и поступки, формировать позитивное отношение к себе и сверстникам;
  • Воспитать доброжелательное отношение друг к другу, развить способность ребенка к эмпатии;
  • Формировать умение анализировать полученный опыт, выражать и обсуждать полученные впечатления публично;
  • Привлечь родителей к жизни детей в ДОО.

Рефлексивные круги бывают:

  • ЛИЧНОСТНЫЕ - способствуют познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе сверстников и взрослых.    
  •  СОБЫТИЙНЫЕ - направлены на осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее).
  • ТВОРЧЕСКИЕ направлены на   развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению.
  • ПОНЯТИЙНЫЕ способствуют осмысленному пониманию и восприятию духовной и личностной действительности человека.

Рефлексивный круг может проводиться: по плану, по итогам свободной работы и без плана, когда в течение дня неожиданно появляется необходимость обсудить какое-то событие или жизненную ситуацию. Для того чтобы правильно организовать рефлексивный круг нам необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Правила для детей
  • Правило поднятой руки;
  • Говорить по одному или говорит только тот, у кого в руках предмет;
  • Отвечать только на заданный вопрос;
  • Не повторяться;
  • Если не хочешь, можешь не говорить.
  1. Правила для взрослого
  • нельзя оценивать высказывания детей («молодец», «умница», «плохо», «так нельзя»);
  • не прерывать и перебивать ребенка;
  • не давать оценку высказываниям детей (обсуждать не переходя на личности детей);
  • стараться комментировать каждое высказывание детей, развивая их суждения дальше;
  • если тема не заинтересовала детей, сразу переходите к другой;
  • в младших группах начинать круг с детей, которые могут говорить самостоятельно;
  • каждый круг заканчивать технологией «К родителям через детей»,
  • каждый ребёнок на рефлексивном круге должен чувствовать свою защищённость.

Дошкольники не сразу научатся работать в рефлексивном круге. В начале большинство из них испытывают трудности: не умеют выражать словами свои мысли, чувства; не всегда понимают вопросы и задания; не умеют выслушивать мнения других ребят, перебивают друг друга, выкрикивают; боятся высказывать свое мнение. Но постепенно они прислушиваются к тому, о чем рассказывают другие, перестают боятся высказываться.

Проведение рефлексивного круга будут завесить в первую очередь от возраста – время для обсуждения в младших группах 5-10 минут, в старших 15-20 минут, и индивидуальности группового коллектива. Так же необходимо придерживаться атрибутики: использовать свечу – фонарик, клубок ярких ноток, массажный мячик или мягкая игрушка, которую дети передают по кругу во время ответов, мягкие подушки для каждого ребенка или коврики, магнитофон, музыкальный центр, спокойную музыку. Для того чтобы начать рефлексивный круг нужно использовать определенный (условный) звуковой сигнал для сбора детей в круг и взявшись за руки проговорить речёвку (либо любой прием, настраивающий на расположение). В младшем возрасте для постановки проблемы в кругу лучше использовать вымышленный персонаж. В этом случаи мы используем театральную перчатку – героя. Еще рефлексивные круги можно проводить с учетом гендора. Например, для мальчиков мы используем свечу-фонарь зеленого цвета, а для девочек желтого. Каждый «круг» необходимо заканчивать технологией «К родителям через детей». Дети дома задают возникшие проблемные вопросы своим родителям по теме прошедшего «круга», тем самым мы вовлекаем родителей в образовательный процесс.

В своей работе мы используем рефлексивные круги для обсуждения различных тем: «Мое настроение», «Чего я боюсь», «Что я знаю и чему хочу научится», «Мир моих фантазий», «Учимся делится», «Как померится», «Как я провел лето», «Что такое дружбы», «Что такое милосердие» и др.

С помощью рефлексивных кругов мы добились следующих результатов:

  •  Развили коммуникативные навыки.
  • Освоили нормы и правил группы.
  • Развили умения коллективно трудиться.
  • Развили осознанность нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.