Материалы для подготовки к ЕГЭ.

Глумова Наталья Александровна

Справочные материалы, тесты, упражнения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТЬ А.
Расставьте знаки препинания.

Книга источник знания. Книги шептали мне о другой жизни более человечной чем та которую я знал они указывали мне мое место в жизни Все более расширяя предо мною пределы мира книги говорили мне о том как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило ему это.
(По М. Горькому)

 Расставьте знаки препинания.

   Насколько человек культурен проверяется и в семье Девушка грубо обращающаяся со старшими с матерью не помогающая ей в тяжелой и не всегда приятной домашней работе не может восполнить пробел в своей культуре ни красивыми нарядами ни хорошими манерами в обществе
  Юноша считающий ниже своего достоинства помочь сестре или матери в уборке комнаты приготовлении пищи сервировке стола небрежно разбрасывающий свои вещи по комнате бесцеремонно слушающий громкую музыку когда другие уже спят дикарь хотя и усвоил некоторый внешний лоск.

Расставьте знаки препинания.

Николаевич Андреевич Волконский говорил что есть только два источника людских пороков праздность и суеверие и что есть только две добродетели деятельность и ум поэтому он сам занимался воспитанием своей дочери и чтобы развить в ней обе главные добродетели давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях Он и сам был постоянно занят то писанием мемуаров то выкладками из высшей математики то точением табакерок на станке то работал в саду наблюдал за постройками которые не прекращались в имении.
(Л. Толстой)

В каком предложении союз И соединяет однородные члены? (Знаки препинания не расставлены)
1.Душно стало в комнате и пришлось выйти на воздух освежиться.
2. Пылает солнце высоко и душу согревает своим светом.
3. Пахло от них яблоками и не глядеть на них было невозможно.
4. Мне стало жаль её и я решил переменить тему разговора.

В каком предложении союз И соединяет однородные члены? (Знаки препинания не расставлены)

  1. Из глубины снегов чернеют пни деревьев и пугают одиноких путников.
  2. Скоро узнали о приезде гостей и уже к вечеру в избу набралось много односельчан.
  3. Недавно провели трамвайную линию и новосёлы стали быстрее добираться до центра города.
  4. Её тянуло к другим людям и дома не сиделось.

В каком предложении союз И соединяет части сложносочинённого предложения? (Знаки препинания не расставлены)

  1. Соловьи по – прежнему пели страстно и звонко.
  2. Явился ты защитник поздно и не сумел помочь другу.
  3. Тебя возьму я в помощники и не расстанусь с тобой никогда.
  4. Целый день шёл дождь и только к вечеру погода наладилась.

В каком предложении союз И соединяет части сложносочинённого предложения? (Знаки препинания не расставлены)

  1. Я встал сладко потянулся и проснувшаяся грудь моя начала жадно пить душистый воздух.
  2. Почти всегда на этих столбах греются бабочки и озабоченно и непрерывно бегают муравьи.
  3. Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел гром.
  4. Мы взяли с собой лодку и на рассвете отправились на ту сторону озера ловить рыбу.

Найти соответствие.

А) Облако переглянулось со степью, погружающейся во тьму, и нахмурилось.

1. Сложносочинённое предложение с противительным союзом.

Б) Ему стало досадно, и он стал барабанить в закрытую дверь ногой и шашкой.

2. Простое предложение со сравнительным оборотом.

В) Это была настоящая красавица – высокая, густая, прямая, с ветками, расходящимися на концах, как звёздочки.

3. Сложносочинённое предложение с соединительным  союзом.

Г) Был покос, да пришёл мороз.

4. Простое предложение с сочинительным союзом

Д) Ни минуты времени не терялось даром, ни малейшей неисправности не случалось у поселянина.

5.  Сложносочинённое предложение с разделительным союзом.

Е) То встретишь бурелом, то под ногами попадаются ухабы, кочки, выступы камней.

6. Простое предложение.

Ж) Он тоже не захотел с нами встречаться.

7..Сложносочинённое предложение с соединительным  союзом.

Найти соответствие.

А) Деревья и травы летом и в начале осени по – весеннему сочны.

Сложное предложение с придаточным изъяснительным.

Б) Сяду да думаю, как  мне жить.

Сложное бессоюзное предложение.

В) Пока я ходить умею, пока я глядеть умею, пока дышать умею, буду идти вперёд.

Простое предложение с однородными подлежащими.

Г) С завалинки я услышал жужжание телефона: младший офицер настойчиво вызывал штаб полка.

Сложное предложение с тремя придаточными однородного подчинения.

Д) Поселенцы получают от казны жалованье на разные услуги, например: учителя, писари, надзиратели и т.п.

Простое предложение с однородными членами предложения и обобщающим словом.

Е) В избах и по дворам было пусто, потому что все ушли на огороды копать картофель.

Сложное предложение с придаточным изъяснительным.

Ж) На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдалённого боя.

Сложноподчинённое предложение (обстоятельственное)  с придаточным причины.

По вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
- И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?..
Ю.Друнина.

- Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе! 
Ю.Друнина.

- Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны. 
Ю.Друнина.

- Страшно и больно подумать о том,
Что будет завтра, за пройденным днем.
- Всё меньше остаётся их, 
Седых защитников народа, 
Что приближали счастья миг, 
К победе шли четыре года. 
Анатолий Болутенко

ЧАСТЬ В.

Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным.

  1. Только на третий день нашего пути мы спросили у проводника, когда же будет река.
  2. Мы проснулись, когда солнце стояло уже высоко.
  3. Когда нет конкретной договорённости о предстоящей работе, трудно рассчитывать на успех.
  4. Что он ещё вам сказал, я не знаю.
  5. Мы должны знать, будут ли они дома вечером.
  6. Что бы ни говорили, он ни чему не верил.

Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным обстоятельственным.

  1. Он писал мне о том крае, куда завела судьба.
  2. Ребята подняли глаза и увидели, как высоко в небе летела стая птиц.
  3. Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
  4. Наступила торжественная минута, когда нашему ансамблю вручили диплом.
  5. В это время они расспросили нас о том, что мы нового узнали на экзаменах.

Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.

  1. Впереди, где ещё оставалась роща, росли одинокие берёзы.
  2. Деревня, где мы отдыхали каждое лето, прелестный уголок.
  3. Я был там, где никто из вас не бывал.
  4. Мы подъехали к ближайшему от дороги дому и спросили, где находится усадьба.
  5. И тут я увидел картину, что висела в доме моего деда.

Найти в тексте сложные предложения, начертить их схемы.

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.
А вот мечта- это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана  с чем- то безусловно добрым и прекрасным- с тем, что принято называть   нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов все будет хорошо.

Найти в тексте сложные предложения, начертить их схемы.

   Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. Память -  преодоление времени, смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный»  - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. 6. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок  этот не сохранится в памяти его и в памяти окружающих. Совесть – это память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.
У Пушкина роль памяти в поэзии огромна. Поэтическая роль воспоминаний прослеживается с детских, юношеских стихотворений  Пушкина, из которых важнейшее – «Воспоминание в Царском Селе», но в дальнейшем роль воспоминаний очень велика не только в лирике, но и в романе «Евгений Онегин» . Когда Пушкину необходимо внесение  лирического момента, он прибегает часто у к воспоминанием.
Память – основа совести и нравственности, основа культуры, память – одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей
Д.С. Лихачёв.

Найдите сложноподчиненные предложения с пунктуационными ошибками. 
А. Собаки переплыли на другую сторону, но видя что мы не переходили вернулись обратно.
Б. Утром еще солнце не успело подняться, как мы покинули ущелье.
В. Тропинка поднимается на серые скалы, где, облапив корнями камень, смотрятся в небо красные сосны, и падает в моховые болота.
Г. Расскажите, кто вы и что с вами случилось.
Д. Мы свернули налево, думая, что может быть, хоть там есть кто-то.

Найдите предложения с пунктуационными ошибками.

А. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
Б. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
В. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.
Г. Притихли и дядя Коля и Марина и даже маленький сынишка и такая же тишина установилась вокруг.
Д. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
Е. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.

Найдите предложения с пунктуационными ошибками.

А. Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.
Б. Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
В. Тяжелые гроздья сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени, уже заливала заря.
Г. Отзвенели капели, и подсохла земля, и грачи полетели на родные поля.
Д. В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжелых орудий раскат.
Е. По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла
.



Предварительный просмотр:

Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

Материал взят с сайта: https://sites.google.com/a/ssga.ru/ssga4school/rus/rus-teor/glava-6 

 

 Вид ошибки

 Пример

а)

В употреблении рода и числа существительных. 

Он ударился о край бордюры
Начались 
подготовки к выпускным экзаменам. 

б)

В образовании форм прилагательных. 

Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 

в)

В употреблении формы местоимения. 

В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 

г)

В употреблении форм числительных. 

На обоих сторонах листа был напечатан текст. 

д)

В употреблении форм глаголов. 

Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 

е)

В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. 

С детства будущий учёный отличался выдающими способностями.Закатившее солнце оставило на небе алый след. 

ж)

В употреблении деепричастий. 

На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

 

 Вид ошибки

 Пример

а)

Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 

Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись 
со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие 
на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился 
при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб 
через предательство друга. 

б)

Отсутствие предлога. 

Нельзя не приклоняться его героизмом

в)

Наличие ненужного предлога. 

Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

 

 Вид ошибки

 Пример

а)

Падежная форма управляемого существительного. 

Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 

б)

Общее зависимое слово при однородных сказуемых. 

Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 

в)

При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. 

Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

 

 Вид ошибки

 Пример

а)

Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. 

О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 

б)

Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. 

Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 

в)

Определение находится в отрыве от определяемого слова. 

Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 

г)

Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. 

В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 

д)

Ошибочное местоположение предлога. 

Через часа два спор закончился (часа через два) 

е)

Ошибочное местоположение составного союза. 

Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 

ж)

Ошибочное местоположение частицы бы. 

Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

 

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. 

Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 

б) 

Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. 

Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 

в) 

Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. 

Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 

г) 

Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. 

Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 

д) 

Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. 

Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 

е) 

Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. 

Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 

ж) 

Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. 

В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

 

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Смешение действительных и страдательных причастий. 

Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 

б) 

Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. 

Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 

в) 

Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. 

Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 

г) 

Нагромождение причастных конструкций. 

Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

 

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. 

Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 

б) 

Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении.

Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 

в) 

Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. 

Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 

г) 

Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. 

Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 

д) 

Нагромождение деепричастных конструкций. 

Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

 

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. 

Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 

б) 

Употребление противительного союза вместо соединительного. 

Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 

в) 

Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. 

Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

 

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. 

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 

б) 

Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. 

Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 

в) 

Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. 

Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

г) 

Отсутствие в главном предложении указательного слова. 

Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 

д) 

Пропуск части составного союза. 

Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 

е) 

Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). 

Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 

ж) 

Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. 

Когда их сын очень изменился, родители страдают. 

з) 

Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. 

Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 

и) 

Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. 

Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

Стилистические ошибки

 

 Вид ошибки

 Пример 

а) 

Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью. 

Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. 

б) 

Употребление речевых штампов. 

Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. 

в) 

Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля). 

Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. 

г) 

Неуместное использование фразеологизмов. 

Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. 



Предварительный просмотр:

Задание.

1.и..тратил, ра..будил

пр..странно, пр..вык

раз..грал, сверх..дея

н..грузить, раз..брал

под..езд, раз..яснил

2. на..кусил, по..тащил

бе..делье, в..плывать

пр..забавный, пр..зыв

раз..скал, по..грать

пр..бежище, пр..града

3. бе..связный, ра..жать

пр..брежный, пр..вык

по..шивка, о..дышался

пред..юньский, по..ск

от..звал, р..зослал

4. в..плеск, ра..двинуть

пр..людный, пр..чёска

от..гнул, поз..крывал

с..грал, дез..нфекция

пре..сказал, о..давал

5. и..правил, ра..делил

пр..высил, пр..колол

на..строил, по..пункт

под..брал, н..правил

пр..дорогой, пр..зыв

6. и..гиб, бе..заботный

раз..слать, н..стоять

по..ставил, о..бросил

пр..езжий, пр..злой

контр..гра, роз..ск

7. пр..говор, пр..долгий

от..гнуть, з..месить

по..стегнул, о..бил

пр..звонкий, пр..жать

от..езд, из..являть

8. и..подтишка, ра..бег

пр..ютить, пр..поднёс

под..скать, за..грал

о..гладил, по..ставка

нен..глядный, з..йти

9. расп..ложиться, з..облачный, пр..бабушка

беспр..ютный, пр..стройка, пр..волжский

с..ронизировать, об..скивать, со..скатель

не..держанный (тон) , ра..гром, ра..бежаться

10. пр..старелый, пр..дел (желаний) , пр..поднести

бе..конечный, и..подтишка, ра..жалобить

о..гадать, о..биться, пре..писанный

об..скать, дез..нфекция, без..скусный

11. н..лево, д..гадываться, нед..верчивый

под..тожить, без..скусственный, не..скусный

беспр..станный, пр..следовать, пр..вращение

бе..ценный, и..мерить, ..бросить

12. бе..челюстной, и..казить, чре..мерно

пр..творить (в жизнь) , пр..секать, пр..клонение

кар..ерист, в..ются, видеос..ёмка

без..нициативный, до..грать, без..нтересно

13. меж..языковой, об..яснение, неот..емлемый

и..коверкать, бе..жизненный, ра..торгнуть

пр..лестная, пр..образовать, пр..митивный

без..дейный, пред..дущий, супер..гра

14пр..образовать, пр..рекание, пр..ближённый

пре..сказательница, по..чинение, о..торгать

ра..ползаться, и..тратить, бе..содержательный

под..грать, пост..ндустриальный, с..мпровизировать

15. пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града

бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

о..далённый, на..треснутый, на..пиленный

из..мать, дез..нформация, от..граться

16. пр..амурский, пр..толстый, пр..командировать

под..грать, сверх..нтересный, небез..звестный

и..кажённый, бе..жалостный, ни..послать

по..веска, пре..теча, по..зарядка

17.по..кладка, о..бойный, на..строчный

пр..встать, пр..дирчивый, пр..надлежать

на..граться, сверх..нвестиции, из..мать

бар..ерный, с..язвить, обез..яна

18. с..беседник, з..речный, в..обще

непр..ступная (скала) , пр..обретённый, пр..звание

ра..крыть, ни..ложенный, во..гордиться

без..мянный, на..менование, из..мать (из оборота)

19. и..подтишка, не..группированный, в..бираться

не..плаченный, п..догреть, нед..есть

пр..вычка, пр..возмочь, пр..образование

раз..скивать, пост..ндустриальный, под..тожить

20. нед..чёты, не..знакомленный, з..рождаться

пр..вращение, пр..образовать, пр..искусный

ра..хаживать, и..вержение, ди..пропорция

дез..нформация, про..нформировать, небез..звестный

21. с..глашающийся, не..своенный, н..ивысший

пр..остановиться, пр..суждение, пр..озёрный

ни..вергаться, и..чезающий, и..готовить

сверх..нтересный, небез..нтересный, по..нтересоваться

22. не..жиданный, с..мнение, н..завтра

пр..забавный, пр..следовать, пр..рекание

и..бежать, ни..падающий, ра..веселый

об..грать, раз..скать, за..скивающий

23. под..брать, пр..образ, н..илучший

пр..обретенье, пр..светлый, пр..рост

в..лелеять, обе..доленный, ра..грести

вз..скательный, от..скать, по..сковый

24. чре..мерный, и..подтишка, не..говорчивый

пр..градить, пр..страстный, пр..следователь

не..правданный, п..становка, под..зрение

без..сходный, под..грать, по..грать

25. под..язычный, суб..ект, меж..ярусный

ра..хваленный, бе..фамильный, ра..бить

пр..падать (к земле) , пр..внести, пр..ломить

небез..звестный, контр..гра, с..ронизировать

26. достопр..мечательность, пр..стол, пр..баутка

квартирос..емщик, фортеп..янный, об..ем

под..грать, меж..нститутский, об..ск

бе..пошлинный, ра..твориться, ди..баланс

27. бе..престанно, ра..цветить, бе..вкусный

пр..зрительный, пр..готовить, пр..дается (значение)

нед..рисовать, под..йти, без..тлагательно

с..грать, за..нтриговать, без..скусный

28. пр..чудливый, пр..брежный, пр..следовать

бе..конечный, в..карабкаться, не..говорчивый

расп..ложенный, в..образить, пр..бабушка

небез..нтересный, роз..ск, по..скать

29. пр..следовать, пр..клонный, пр..винтить

бе..крайний, ни..падающий, и..чéрпать

под..тожить, об..скать, по..ск

не..хватный, пр..молчать, р..зместить

30. и..числять, бе..компромиссный, не..гибаемый

о..брасывать, на..пись, по..черкнуть

пр..забавный, сопр..косновение, пр..школьный

из..явить, обез..яна, меж..языковой

1.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

А

1.Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска.

2.Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.

3.У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.

4.При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.    

5.Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.

Б

  1. Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.
  2. В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.
  3. И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.
  4. Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.
  5. Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

2.Расставьте знаки препинания.

  • Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности 
    и готовности воспринимать и переживать увиденное.
  • Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.
  • Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.
  • Пойманные скворцы быстро привыкают к людям (1) и (2) если живут в доме (3) летают по комнатам (4) радуются своему хозяину и доверчиво садятся ему плечо.
  • Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.
  • Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.
  • На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему.
  • Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.
  •  Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».



Предварительный просмотр:

Упражнение 1.


Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.


Группа школьников … (пришла - зашла) в музей на лекцию. Мы все завтра … (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем - склоняем) голову. Мы так давно не виделись, что вначале я его даже не (узнал - признал). На голове отца (одета - надета) меховая шапка.


Упражнение 2.

Составьте словосочетания с данные паронимами. За справками обращайтесь к словарям паронимов или словарям трудностей русского языка.


1) Артистический - артистичный, архаический - архаичный, асимметрический - асимметричный, завладеть - овладеть, обессилить - обессилеть, стать - встать, основать - обосновать, героизм - героика - героичность, тема - тематика, реально - реалистически, индивидуальный - индивидуалистический, оклик - отклик, соседний - соседский, аллегоричный - аллегорический.

2) Дипломант - дипломник, значимый - значительный, нетерпимый - нетерпеливый, опростить - упростить, патриотичный - патриотический, типичный - типический, трагичный - трагический, сценичный - сценический, заразный - заразительный, проблема - проблематика, плодовитый - плодотворный, туристский - туристический, психически - психологически, комедия - комизм, акцент - акцентирование.

3) Высокий - высотный, единый - единственный, злой - злобный, лесной - лесистый, правда - правдивость, производство - производительность, осудить - обсудить, отразить - отобразить, решающий - решительный, факты - факторы, читальный - читательский.


Упражнение 3.

Составьте словосочетания, соединив паронимы с подходящими по смыслу словами из скобок. В тех случаях, когда паронимы могут сочетаться с одними и теми же словами (например: главная роль и заглавная роль), укажите, чем различаются такие словосочетания.



1. Дипломатичный - дипломатический (ответ, поступок, работник, корпус, речь, выступление, протокол, неприкосновенность); эффективность - эффектность (освещения, оформления, речи, движений, двигателя, метода, способа, внедрения новой техники, капиталовложений, производительности труда); основать - обосновать (теорию, вывод, решение, доказательство, претензию); усвоить - освоить (целинные земли, хорошие манеры, привычку, моду, машину, новую технику, профессию, лекцию, теорию).


Упражнение 4.

Исправьте предложения, заменив ошибочно употребленные слова соответствующими паронимами.

1. На полях рукописи краснели пометы, сделанные преподавателем.
2. Домоуправление обратилось к жильцам с просьбой очистить подвалы от захламленности.
3. Всем студентам, находившимся в зараженной зоне, будет выплачиваться стипендия.
4. Когда за начальником мастерских были замечены факторы пьянства, о нем написали в газете.
5. Люди чувствуют это и бережнее относятся к народному добру.
6. Он до сих пор половину своей зарплаты отсылал жене, жил бережно.
7. Ocoбенно ярко выражена жизнь народа в поэме "Кому на Руси жить хорошо".
8. Аржанова считали человеком молчаливым, скрытым, придурковатым.
9. Характер любoгo человека вырабатывается под действием окружающей среды.
10. Много лет прошло после первого издательства романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
11. Нас охватило горделивое чувство патриотизма, и мы запели нашу любимую песню.
12. Я молчаливо наблюдал эту сцену, пока конфликт не погас сам по себе.
13. Пришел главбух, велел всем поставить в ведомости росписи и получить деньги.
14. После аварии больной на целый месяц попал в травматическое отделение.



Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ТРЕНИНГ.

СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Вариант 1. Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. В сто сорок солнц закат пылал.

2. Был столь малого роста, что не мог вмещать законов.

3. Голубой экран заменил людям общение.

4. Вся комната янтарным блеском озарена…

5. Я сам, как зверь, был чужд людей / И полз и прятался, как змей.

6. Он говорил со мной жестко.

7. Спит земля в сиянье голубом.

8. Я выпил целый стакан.

9. Москва договорилась с Пекином.

10. Черный вечер. Белый снег.

11. Я царь – я раб, я Бог – я червь.

12. Когда умирают кони – дышат, / Когда умирают травы – сохнут.

13. На Земле безжалостно маленькой / Жил да был человек маленький.

14. От других мне хвала – что зола, / От тебя и хула – похвала.

15. В окошки, в двери, в щель войдя, / Ввалилась солнца масса.

16. Она считала дядюшку очень глупым и простым. Но хорошим.

17. Мой друг, Отчизне посвятим /Души прекрасные порывы!

18. Доколе власти будут злоупотреблять нашим терпением?

19. Не бесследно проходят по земле поколения.

20. Швед, русский – колет, рубит, режет.

21. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Слова для справок:  Литота,  Гипербола Метафора Антитеза. Эпифора Градация Парцелляция Перифраз Эпитет Сравнение Олицетворение. Метонимия Ритор.вопрос Инверсия Асиндетон

 Полисиндетон Синекдоха Оксюморон Анафора Синтаксический параллелизм Ритор.обращение

Вариант 2. Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

2. И звезда с звездою говорит.

3. Глухие тайны мне поручены…

4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…

5. Мы читали Пушкина.

6. В крови горит огонь желаний.

7. Люди в белых халатах помогли ему.

8. Он мой заклятый друг.

9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.

10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.

11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…

12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.

13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…

14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…

15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.

16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…

17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.

18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.

19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!

21. И какой же русский не любит быстрой езды?

Слова для справок: Гипербола Метафора Перифраз Синекдоха Синтакс.параллелизм. Градация Эпифора Инверсия  Ритор.вопрос Олицетворение Эпитет Литота Метонимия Оксюморон Антитеза Анафора Сравнение Полисиндетон Асиндетон Парцелляция Ритор.обращение