Организация образовательной деятельности по индивидуальным образовательным маршрутам для одаренных детей

Тагирова Альмира Фуатовна

Задачи, тестовые задания, индивидуальные задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пищеварительная система

1. К пищеварительному каналу относят

 

1) печень

2) ротовую полость

3) пищевод и желудок

4) поджелудочную железу

5) слюнные железы

6) слепую кишку

2.  Поджелудочная железа в организме человека

 

1) участвует в иммунных реакциях

2) соединена с желудком

3) соединена с тонким кишечником

4) образует гормоны

5) выделяет желчь

6) выделяет пищеварительные ферменты

3.  В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь:

 

1) глюкозы

2) аминокислот

3) жирных кислот

4) гликогена

5) клетчатки

6) фруктоза

4. Выберите процессы, происходящие в тонкой кишке человека. Ответ запишите цифрами без пробелов.

 

1) белки перевариваются под действием пепсина

2) происходит переваривание растительной клетчатки

3) происходит всасывание аминокислот и простых углеводов в кровь

4) жиры эмульгируются до маленьких капелек под действием желчи

5) обезвреживаются яды под действием ферментов печени

6) белки и углеводы расщепляются до мономеров

5.  Какие процессы происходят в печени человека?

 

1) выработка желчи

2) выработка гормона инсулина

3) обеззараживание ядовитых соединений крови

4) синтез витамина С

5) превращение глюкозы в запасный углевод — гликоген

6) всасывание водных растворов органических веществ в лимфу

6.  Укажите процессы, происходящие в тонкой кишке

 

1) эмульгирование жиров

2) всасывание аминокислот

3) расщепление белков до аминокислот

4) переваривание клетчатки

5) выделение соляной кислоты

6) всасывание воды

7.  Каковы особенности строения и функций поджелудочной железы? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

 

1) относится к железам внутренней секреции

2) секретирует гормоны и пищеварительный сок

3) ферменты железы расщепляют белки в тонкой кишке

4) участвует в эмульгировании жиров

5) гормоны железы регулируют углеводный обмен

6) выполняет барьерную функцию

8.  Какие функции выполняет печень человека? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

 

1) барьерную функцию, обезвреживая токсины

2) секретирует пищеварительные ферменты

3) является депо крови

4) секретирует соляную кислоту

5) осуществляет гуморальную регуляцию в организме

6) секретирует желчь в двенадцатиперстную кишку

9. Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) облегчение глотания

2) расщепление жиров

3) расщепление крахмала

4) механическое измельчение пищи

5) обезвреживание бактерий

6) расщепление белков

10.  Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет пищеварительная система?

 

1) защитную

2) механической обработки пищи

3) удаления жидких продуктов обмена

4) транспорта питательных веществ к клеткам тела

5) всасывания питательных веществ в кровь и лимфу

6) химического расщепления органических веществ пищи

11.  Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных органов и структур участвуют в процессах пищеварения у человека?

 

1) слюнные железы

2) прямая кишка

3) щитовидная железа

4) поджелудочная железа

5) толстая кишка

6) диафрагма

12.  Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие функции в организме человека выполняет желчь?

 

1) обеззараживает ядовитые вещества

2) активизирует ферменты панкреатического сока

3) дробит жиры в мелкие капли, увеличивая площадь соприкосновения с ферментами

4) содержит ферменты, расщепляющие жиры, углеводы и белки

5) стимулирует перистальтику кишечника

6) обеспечивает всасывание воды

13. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие вещества содержатся в желудочном соке?

 

1) соляная кислота

2) желчные кислоты

3) фибриноген

4) пепсин

5) слизь

6) амилаза

14. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из утверждений верны для процессов пищеварения в желудке?

 

1) происходит в кислой среде

2) активен фермент пепсин

3) активен фермент амилаза

4) белки расщепляются до пептидов

5) ферменты поступают из поджелудочной железы

6) желчь эмульгирует жиры

15. Установите соответствие между процессами пищеварения и отделами пищеварительного канала, в которых они протекают — (1) желудок, (2) тонкая кишка либо (3) толстая кишка:

 

А) обработка пищевой массы желчью

Б) всасывание основной части воды

В) расщепление белков и некоторых видов жиров

Г) интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками

Д) расщепление клетчатки

Е) завершение расщепления белков, углеводов, жиров

 

16. Установите соответствие между процессами пищеварения и органами, в которых они происходят.

 

ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

 

МЕСТО ПРОТЕКАНИЯ

А) выделение пепсина

Б) всасывание аминокислот

В) окончательное расщепление и всасывание липидов

Г) начало расщепления белков

Д) обработка пищи соляной кислотой

Е) обработка пищевого комка желчью

 

1) желудок

2) тонкая кишка

 

17. Установите соответствие между процессом пищеварения у человека и органом пищеварительной системы.

 

ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯ

 

ОРГАН

А) окончательное расщепление жиров

Б) начало переваривания белков

В) расщепление клетчатки

Г) взаимодействие пищевой массы с поджелудочным соком

Д) интенсивное всасывание питательных веществ в кровь и лимфу

 

1) желудок

2) тонкая кишка

3) толстая кишка

 

18. Установите соответствие между процессом пищеварения и местом, в котором он происходит.

 

ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

 

МЕСТО ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССА

А) окончательное всасывание воды

Б) всасывание глюкозы в кровь

В) окончательное расщепление и всасывание липидов

Г) расщепление клетчатки ферментами

бактерий

Д) вывод токсичных веществ

Е) эмульгирование липидов

 

1) толстая кишка

2) тонкая кишка

 

19. Установите соответствие между функцией органа пищеварительной системы и органом, осуществляющим данную функцию.

 

ФУНКЦИЯ ОРГАНА

 

ОРГАН

А) вырабатывает желчь

Б) вырабатывает панкреатический сок

В) запасает гликоген

Г) секретирует инсулин

Д) обезвреживает токсины

Е) выделяет ферменты, расщепляющие белки, липиды, углеводы

 

1) печень

2) поджелудочная железа

 

20. Установите соответствие между процессами, которые происходят в различных отделах желудочно-кишечного тракта и отделом, в котором данный процесс происходит

 

ПРОЦЕСС

 

ОТДЕЛ ЖКТ

А) всасывание воды

Б) эмульгирование жиров

В) всасывание аминокислот

Г) начало расщепления белков

Д) обработка пищевого комка пепсином

Е) сбраживание клетчатки

 

1) желудок

2) тонкая кишка

3) толстая кишка

 

21. Установите соответствие между процессом, происходящим в органе, и органом, в котором происходит данный процесс.

 

ПРОЦЕСС

 

ОРГАН

А) секреция соляной кислоты

Б) начало расщепления белков

В) эмульгирование жиров

Г) всасывание аминокислот и жирных кислот

Д) выделение пепсина

Е) расщепление липидов ферментами

 

1) желудок

2) тонкая кишка

 

22.Установите соответствие между функцией и органом человека, который эту функцию выполняет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИЯ

 

ОРГАН

А) обезвреживание веществ, содержащихся в крови

Б) выделение ферментов, расщепляющих белки, жиры и углеводы

В) выработка гормона, регулирующего содержание сахара в крови

Г) образование веществ, эмульгирующих жиры

Д) формирование пищевого комка

 

1) печень

2) поджелудочная железа

3) слюнная железа

 

23. Установите соответствие между процессами пищеварения, происходящими в пищеварительном тракте, и отделами, в которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую

 

ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

 

ОТДЕЛЫ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА

А) эмульгирование жиров

Б) начало расщепления белков

В) синтез витаминов

Г) всасывание аминокислот

Д) выделение пепсина

Е) сбраживание клетчатки

 

1) желудок

2) тонкая кишка

3) толстая кишка

 

24. Установите соответствие между характеристиками процесса пищеварения и функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ФУНКЦИИ

А) синтез ферментов слюны, желудка, панкреатического и кишечного соков

Б) расщепление сложных органических веществ до более простых

В) поступление питательных веществ в кровь и лимфу

Г) перистальтика кишечника

Д) измельчение крупной пищи

Е) выделение пищеварительных соков в пищеварительный тракт

 

1) секреторная

2) механическая

3) всасывательная

 

25. Установите соответствие между характеристиками и отделами пищеварительной системы человека, в которых они происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ОТДЕЛЫ

А) кислая среда

Б) эмульгируются жиры

В) происходит всасывание аминокислот в кровь

Г) расщепляется мальтоза

Д) белки расщепляются до пептидов

Е) активен фермент пепсин

 

1) тонкий кишечник

2) желудок

 

26. https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=39919&png=1Установите соответствие между процессами и отделами пищеварительной системы человека, в которых они происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ

 

ОТДЕЛЫ

А) эмульгирование жиров желчью

Б) расщепление нуклеиновых кислот до нуклеотидов

В) расщепление белков в кислой среде

Г) всасывание аминокислот в кровь

Д) секреция пепсиногена

Е) расщепление белков трипсином

 

1) 1

2) 2

 

27. Установите соответствие между процессами и отделами пищеварительной системы, в которых они происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕСС

 

ОТДЕЛ

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ

А) всасывание основной массы воды

Б) расщепление клетчатки

В) расщепление белков до коротких пептидов

Г) расщепление нуклеиновых кислот

Д) всасывание аминокислот

Е) расщепление лактозы

 

1) желудок

2) тонкий кишечник

3) толстый кишечник

28. Установите последовательность процессов пищеварения.

 

1) всасывание аминокислот и глюкозы

2) механическое изменение пищи

3) обработка желчью и расщепление липидов

4) всасывание воды и минеральных солей

5) обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков

29. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) интенсивное всасывание воды

2) набухание и частичное расщепление белков

3) начало расщепления крахмала

4) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь

5) расщепление всех биополимеров пищи до мономеров

30. Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) всасывание аминокислот в кровь

2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи

3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны

4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела

5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком

31. Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды

2) поступление сахаров в ткани

3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь

4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости

5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке

6) выведение из организма воды и углекислого газа

32. Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме белков в организме человека, начиная с попадания пищи в желудок. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) расщепление ненужных и испорченных белков и окисление их до https://ege.sdamgia.ru/formula/57/577a457931e8d4b6628a74961a30ca41p.png https://ege.sdamgia.ru/formula/12/12350202d6efb1554c9bcc571957851cp.png и https://ege.sdamgia.ru/formula/16/16a78f25e279199b969bd13404e87396p.png

2) расщепление пептидов на аминокислоты в двенадцатиперстной кишке

3) расщепление белков на короткие пептиды в желудке

4) поступление аминокислот в ткани и синтез собственных белков

5) выведение https://ege.sdamgia.ru/formula/57/577a457931e8d4b6628a74961a30ca41p.png https://ege.sdamgia.ru/formula/12/12350202d6efb1554c9bcc571957851cp.png и https://ege.sdamgia.ru/formula/16/16a78f25e279199b969bd13404e87396p.png из организма

6) всасывание аминокислот в кровь в тонком кишечнике

33. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании и усвоении белков. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) поступление пиши в двенадцатиперстную кишку

2) расщепление пептидов под действием трипсина

3) расщепление полипептидов под действием пепсина

4) всасывание аминокислот в тонком кишечнике

5) механическое измельчение пищи

34. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) расщепление белков пепсином

2) окончательное всасывание воды

3) активное всасывание аминокислот, глюкозы, глицерина и жирных кислот

4) расщепление белков трипсином

5) расщепление углеводов амилазой слюны

35. Установите последовательность этапов процесса пищеварения в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. поступление аминокислот в кровь, глицерина и жирных кислот в лимфу

2.измельчение пищи и расщепление крахмала до простых углеводов

3. удаление непереваренных остатков пищи из организма

4. расщепление белков до пептидов и аминокислот

5. расщепление клетчатки до глюкозы

36. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) поступление желчи в двенадцатиперстную кишку

2) расщепление белков под действием пепсина

3) начало расщепления крахмала

4) всасывание жиров в лимфу

5) поступление каловых масс в прямую кишку

37. Установите последовательность процессов, предшествующих поступлению пищи в пищевод во время акта глотания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) формирование пищевого комка под действием муцина

2) передача сигнала к центру глотания

3) попадание пищи в рот и её пережёвывание

4) сокращение мышц глотки и проглатывание пищевого комка

5) раздражение рецепторов корня языка

6) передача сигнала от центра глотания к мышцам глотки

38. Установите последовательность процессов, происходящих при переваривании белков в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) механическое измельчение пищи

2) расщепление пептидов до аминокислот в основной среде

3) движение пищевого комка по пищеводу

4) расщепление белков до пептидов в кислой среде

5) всасывание аминокислот ворсинками тонкого кишечника

39. Установите последовательность процессов, происходящих после поедания сладкого пирога человеком. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) регистрация повышенного уровня глюкозы гипоталамусом

2) забор глюкозы из крови клетками организма

3) синтез липидов в клетках организма

4) повышение уровня глюкозы в крови

5) секреция инсулина поджелудочной железой

40. Установите последовательность процессов, происходящих при усвоении липидов в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) поступление липидов в лимфу

2) поступление глицерина и жирных кислот в клетки ворсинок кишечника

3) поступление липидов в желудок

4) окисление липидов клетками печени

5) расщепление липидов липазой поджелудочного сока

41. Вставьте в текст «Обмен белков» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ОБМЕН БЕЛКОВ

Ферментативное расщепление поступающих с пищей белков происходит в желудке и тонком кишечнике. Образовавшиеся ___________ (А) активно всасываются в ворсинки кишки, поступают в ___________ (Б) и разносятся ко всем клеткам организма. В клетках с поступившими веществами происходит два процесса: ___________ (В) новых белков на рибосомах и окончательное окисление до аммиака, который превращается в ___________ (Г) и в таком состоянии выводится из организма.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) кровь

2) глицерин

3) аминокислота

4) лимфа

5) синтез

6) мочевина

7) распад

8) глюкоза

 

42. Предложите, каким образом можно доказать предположение о том, что секреция пищеварительного сока поджелудочной железой регулируется и нервным, и гуморальным путями.

43. Каковы функции пищеварительной системы человека?

44. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтобы избежать пищевых отравлений? Укажите четыре меры.

45. Поджелудочная железа — одна из самых больших желёз. К какой группе желёз её относят и почему? Ответ поясните.

46. Николай Иванович Лунин исследовал влияние химического состава пищи на мышей. Он кормил их искусственными смесями белков, жиров и углеводов. Мыши гибли на 11 день. Он добавил в пищу поваренную соль и воду. Мыши гибли на 30 день. Когда Н.И. Лунин добавил в их искусственную пищу все необходимые соли, все мыши тоже погибли. Другая группа мышей питалась коровьим молоком и была здорова. Какие выводы сделал Н.И. Лунин из первого опыта? Какие выводы он сделал после кормления мышей пищей, содержащей все необходимые соли? Почему выжили мыши, питавшиеся коровьим молоком?

47. При всасывании питательных веществ в кишечнике человека резко меняется концентрация этих веществ в крови. Объясните, каким образом эта концентрация стабилизируется? Какой орган играет главную роль в этом процессе?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антропогенный фактор – комплексное воздействие человека на окружающую среду.

Слайд 2

Пути воздействия человека на природу

Слайд 3

Загрязнение атмосферы группа № 1

Слайд 4

Загрязнение почв группа № 3

Слайд 5

Загрязнение пресных вод и Мирового океана группа № 4

Слайд 6

Прямое воздействие человека на живую природу группа № 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ответы на задания ЕГЭ 2020 по биологии Вариант №1 Вариант №2 1 хромопласт лизосома 2 генеалогический Сравнительно - эмбриологический 3 37 28 4 45 34 5 21211 331132 6 25 75 7 34 23 8 112211 122121 9 345 145 10 121122 21212 11 543612 251436 12 145 235 13 12112 22211 14 265143 365142 15 345 456 16 221112 223213 17 156 123 18 221211 11232 19 243 43251 20 158 147 21 45 12

Слайд 3

Методы познания природы (ЕГЭ 2020)



Предварительный просмотр:

Пищеварительная система

1. К пищеварительному каналу относят

 

1) печень

2) ротовую полость

3) пищевод и желудок

4) поджелудочную железу

5) слюнные железы

6) слепую кишку

2.  Поджелудочная железа в организме человека

 

1) участвует в иммунных реакциях

2) соединена с желудком

3) соединена с тонким кишечником

4) образует гормоны

5) выделяет желчь

6) выделяет пищеварительные ферменты

3.  В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь:

 

1) глюкозы

2) аминокислот

3) жирных кислот

4) гликогена

5) клетчатки

6) фруктоза

4. Выберите процессы, происходящие в тонкой кишке человека. Ответ запишите цифрами без пробелов.

 

1) белки перевариваются под действием пепсина

2) происходит переваривание растительной клетчатки

3) происходит всасывание аминокислот и простых углеводов в кровь

4) жиры эмульгируются до маленьких капелек под действием желчи

5) обезвреживаются яды под действием ферментов печени

6) белки и углеводы расщепляются до мономеров

5.  Какие процессы происходят в печени человека?

 

1) выработка желчи

2) выработка гормона инсулина

3) обеззараживание ядовитых соединений крови

4) синтез витамина С

5) превращение глюкозы в запасный углевод — гликоген

6) всасывание водных растворов органических веществ в лимфу

6.  Укажите процессы, происходящие в тонкой кишке

 

1) эмульгирование жиров

2) всасывание аминокислот

3) расщепление белков до аминокислот

4) переваривание клетчатки

5) выделение соляной кислоты

6) всасывание воды

7.  Каковы особенности строения и функций поджелудочной железы? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

 

1) относится к железам внутренней секреции

2) секретирует гормоны и пищеварительный сок

3) ферменты железы расщепляют белки в тонкой кишке

4) участвует в эмульгировании жиров

5) гормоны железы регулируют углеводный обмен

6) выполняет барьерную функцию

8.  Какие функции выполняет печень человека? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

 

1) барьерную функцию, обезвреживая токсины

2) секретирует пищеварительные ферменты

3) является депо крови

4) секретирует соляную кислоту

5) осуществляет гуморальную регуляцию в организме

6) секретирует желчь в двенадцатиперстную кишку

9. Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) облегчение глотания

2) расщепление жиров

3) расщепление крахмала

4) механическое измельчение пищи

5) обезвреживание бактерий

6) расщепление белков

10.  Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет пищеварительная система?

 

1) защитную

2) механической обработки пищи

3) удаления жидких продуктов обмена

4) транспорта питательных веществ к клеткам тела

5) всасывания питательных веществ в кровь и лимфу

6) химического расщепления органических веществ пищи

11.  Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных органов и структур участвуют в процессах пищеварения у человека?

 

1) слюнные железы

2) прямая кишка

3) щитовидная железа

4) поджелудочная железа

5) толстая кишка

6) диафрагма

12.  Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие функции в организме человека выполняет желчь?

 

1) обеззараживает ядовитые вещества

2) активизирует ферменты панкреатического сока

3) дробит жиры в мелкие капли, увеличивая площадь соприкосновения с ферментами

4) содержит ферменты, расщепляющие жиры, углеводы и белки

5) стимулирует перистальтику кишечника

6) обеспечивает всасывание воды

13. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие вещества содержатся в желудочном соке?

 

1) соляная кислота

2) желчные кислоты

3) фибриноген

4) пепсин

5) слизь

6) амилаза

14. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из утверждений верны для процессов пищеварения в желудке?

 

1) происходит в кислой среде

2) активен фермент пепсин

3) активен фермент амилаза

4) белки расщепляются до пептидов

5) ферменты поступают из поджелудочной железы

6) желчь эмульгирует жиры

15. Установите соответствие между процессами пищеварения и отделами пищеварительного канала, в которых они протекают — (1) желудок, (2) тонкая кишка либо (3) толстая кишка:

 

А) обработка пищевой массы желчью

Б) всасывание основной части воды

В) расщепление белков и некоторых видов жиров

Г) интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками

Д) расщепление клетчатки

Е) завершение расщепления белков, углеводов, жиров

 

16. Установите соответствие между процессами пищеварения и органами, в которых они происходят.

 

ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

 

МЕСТО ПРОТЕКАНИЯ

А) выделение пепсина

Б) всасывание аминокислот

В) окончательное расщепление и всасывание липидов

Г) начало расщепления белков

Д) обработка пищи соляной кислотой

Е) обработка пищевого комка желчью

 

1) желудок

2) тонкая кишка

 

17. Установите соответствие между процессом пищеварения у человека и органом пищеварительной системы.

 

ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯ

 

ОРГАН

А) окончательное расщепление жиров

Б) начало переваривания белков

В) расщепление клетчатки

Г) взаимодействие пищевой массы с поджелудочным соком

Д) интенсивное всасывание питательных веществ в кровь и лимфу

 

1) желудок

2) тонкая кишка

3) толстая кишка

 

18. Установите соответствие между процессом пищеварения и местом, в котором он происходит.

 

ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

 

МЕСТО ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССА

А) окончательное всасывание воды

Б) всасывание глюкозы в кровь

В) окончательное расщепление и всасывание липидов

Г) расщепление клетчатки ферментами

бактерий

Д) вывод токсичных веществ

Е) эмульгирование липидов

 

1) толстая кишка

2) тонкая кишка

 

19. Установите соответствие между функцией органа пищеварительной системы и органом, осуществляющим данную функцию.

 

ФУНКЦИЯ ОРГАНА

 

ОРГАН

А) вырабатывает желчь

Б) вырабатывает панкреатический сок

В) запасает гликоген

Г) секретирует инсулин

Д) обезвреживает токсины

Е) выделяет ферменты, расщепляющие белки, липиды, углеводы

 

1) печень

2) поджелудочная железа

 

20. Установите соответствие между процессами, которые происходят в различных отделах желудочно-кишечного тракта и отделом, в котором данный процесс происходит

 

ПРОЦЕСС

 

ОТДЕЛ ЖКТ

А) всасывание воды

Б) эмульгирование жиров

В) всасывание аминокислот

Г) начало расщепления белков

Д) обработка пищевого комка пепсином

Е) сбраживание клетчатки

 

1) желудок

2) тонкая кишка

3) толстая кишка

 

21. Установите соответствие между процессом, происходящим в органе, и органом, в котором происходит данный процесс.

 

ПРОЦЕСС

 

ОРГАН

А) секреция соляной кислоты

Б) начало расщепления белков

В) эмульгирование жиров

Г) всасывание аминокислот и жирных кислот

Д) выделение пепсина

Е) расщепление липидов ферментами

 

1) желудок

2) тонкая кишка

 

22.Установите соответствие между функцией и органом человека, который эту функцию выполняет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИЯ

 

ОРГАН

А) обезвреживание веществ, содержащихся в крови

Б) выделение ферментов, расщепляющих белки, жиры и углеводы

В) выработка гормона, регулирующего содержание сахара в крови

Г) образование веществ, эмульгирующих жиры

Д) формирование пищевого комка

 

1) печень

2) поджелудочная железа

3) слюнная железа

 

23. Установите соответствие между процессами пищеварения, происходящими в пищеварительном тракте, и отделами, в которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую

 

ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

 

ОТДЕЛЫ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА

А) эмульгирование жиров

Б) начало расщепления белков

В) синтез витаминов

Г) всасывание аминокислот

Д) выделение пепсина

Е) сбраживание клетчатки

 

1) желудок

2) тонкая кишка

3) толстая кишка

 

24. Установите соответствие между характеристиками процесса пищеварения и функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ФУНКЦИИ

А) синтез ферментов слюны, желудка, панкреатического и кишечного соков

Б) расщепление сложных органических веществ до более простых

В) поступление питательных веществ в кровь и лимфу

Г) перистальтика кишечника

Д) измельчение крупной пищи

Е) выделение пищеварительных соков в пищеварительный тракт

 

1) секреторная

2) механическая

3) всасывательная

 

25. Установите соответствие между характеристиками и отделами пищеварительной системы человека, в которых они происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ОТДЕЛЫ

А) кислая среда

Б) эмульгируются жиры

В) происходит всасывание аминокислот в кровь

Г) расщепляется мальтоза

Д) белки расщепляются до пептидов

Е) активен фермент пепсин

 

1) тонкий кишечник

2) желудок

 

26. https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=39919&png=1Установите соответствие между процессами и отделами пищеварительной системы человека, в которых они происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ

 

ОТДЕЛЫ

А) эмульгирование жиров желчью

Б) расщепление нуклеиновых кислот до нуклеотидов

В) расщепление белков в кислой среде

Г) всасывание аминокислот в кровь

Д) секреция пепсиногена

Е) расщепление белков трипсином

 

1) 1

2) 2

 

27. Установите соответствие между процессами и отделами пищеварительной системы, в которых они происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕСС

 

ОТДЕЛ

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ

А) всасывание основной массы воды

Б) расщепление клетчатки

В) расщепление белков до коротких пептидов

Г) расщепление нуклеиновых кислот

Д) всасывание аминокислот

Е) расщепление лактозы

 

1) желудок

2) тонкий кишечник

3) толстый кишечник

28. Установите последовательность процессов пищеварения.

 

1) всасывание аминокислот и глюкозы

2) механическое изменение пищи

3) обработка желчью и расщепление липидов

4) всасывание воды и минеральных солей

5) обработка пищи соляной кислотой и расщепление белков

29. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) интенсивное всасывание воды

2) набухание и частичное расщепление белков

3) начало расщепления крахмала

4) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь

5) расщепление всех биополимеров пищи до мономеров

30. Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) всасывание аминокислот в кровь

2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи

3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны

4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела

5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком

31. Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды

2) поступление сахаров в ткани

3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь

4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости

5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке

6) выведение из организма воды и углекислого газа

32. Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме белков в организме человека, начиная с попадания пищи в желудок. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) расщепление ненужных и испорченных белков и окисление их до https://ege.sdamgia.ru/formula/57/577a457931e8d4b6628a74961a30ca41p.png https://ege.sdamgia.ru/formula/12/12350202d6efb1554c9bcc571957851cp.png и https://ege.sdamgia.ru/formula/16/16a78f25e279199b969bd13404e87396p.png

2) расщепление пептидов на аминокислоты в двенадцатиперстной кишке

3) расщепление белков на короткие пептиды в желудке

4) поступление аминокислот в ткани и синтез собственных белков

5) выведение https://ege.sdamgia.ru/formula/57/577a457931e8d4b6628a74961a30ca41p.png https://ege.sdamgia.ru/formula/12/12350202d6efb1554c9bcc571957851cp.png и https://ege.sdamgia.ru/formula/16/16a78f25e279199b969bd13404e87396p.png из организма

6) всасывание аминокислот в кровь в тонком кишечнике

33. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании и усвоении белков. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) поступление пиши в двенадцатиперстную кишку

2) расщепление пептидов под действием трипсина

3) расщепление полипептидов под действием пепсина

4) всасывание аминокислот в тонком кишечнике

5) механическое измельчение пищи

34. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) расщепление белков пепсином

2) окончательное всасывание воды

3) активное всасывание аминокислот, глюкозы, глицерина и жирных кислот

4) расщепление белков трипсином

5) расщепление углеводов амилазой слюны

35. Установите последовательность этапов процесса пищеварения в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. поступление аминокислот в кровь, глицерина и жирных кислот в лимфу

2.измельчение пищи и расщепление крахмала до простых углеводов

3. удаление непереваренных остатков пищи из организма

4. расщепление белков до пептидов и аминокислот

5. расщепление клетчатки до глюкозы

36. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) поступление желчи в двенадцатиперстную кишку

2) расщепление белков под действием пепсина

3) начало расщепления крахмала

4) всасывание жиров в лимфу

5) поступление каловых масс в прямую кишку

37. Установите последовательность процессов, предшествующих поступлению пищи в пищевод во время акта глотания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) формирование пищевого комка под действием муцина

2) передача сигнала к центру глотания

3) попадание пищи в рот и её пережёвывание

4) сокращение мышц глотки и проглатывание пищевого комка

5) раздражение рецепторов корня языка

6) передача сигнала от центра глотания к мышцам глотки

38. Установите последовательность процессов, происходящих при переваривании белков в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) механическое измельчение пищи

2) расщепление пептидов до аминокислот в основной среде

3) движение пищевого комка по пищеводу

4) расщепление белков до пептидов в кислой среде

5) всасывание аминокислот ворсинками тонкого кишечника

39. Установите последовательность процессов, происходящих после поедания сладкого пирога человеком. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) регистрация повышенного уровня глюкозы гипоталамусом

2) забор глюкозы из крови клетками организма

3) синтез липидов в клетках организма

4) повышение уровня глюкозы в крови

5) секреция инсулина поджелудочной железой

40. Установите последовательность процессов, происходящих при усвоении липидов в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) поступление липидов в лимфу

2) поступление глицерина и жирных кислот в клетки ворсинок кишечника

3) поступление липидов в желудок

4) окисление липидов клетками печени

5) расщепление липидов липазой поджелудочного сока

41. Вставьте в текст «Обмен белков» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ОБМЕН БЕЛКОВ

Ферментативное расщепление поступающих с пищей белков происходит в желудке и тонком кишечнике. Образовавшиеся ___________ (А) активно всасываются в ворсинки кишки, поступают в ___________ (Б) и разносятся ко всем клеткам организма. В клетках с поступившими веществами происходит два процесса: ___________ (В) новых белков на рибосомах и окончательное окисление до аммиака, который превращается в ___________ (Г) и в таком состоянии выводится из организма.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) кровь

2) глицерин

3) аминокислота

4) лимфа

5) синтез

6) мочевина

7) распад

8) глюкоза

 

42. Предложите, каким образом можно доказать предположение о том, что секреция пищеварительного сока поджелудочной железой регулируется и нервным, и гуморальным путями.

43. Каковы функции пищеварительной системы человека?

44. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтобы избежать пищевых отравлений? Укажите четыре меры.

45. Поджелудочная железа — одна из самых больших желёз. К какой группе желёз её относят и почему? Ответ поясните.

46. Николай Иванович Лунин исследовал влияние химического состава пищи на мышей. Он кормил их искусственными смесями белков, жиров и углеводов. Мыши гибли на 11 день. Он добавил в пищу поваренную соль и воду. Мыши гибли на 30 день. Когда Н.И. Лунин добавил в их искусственную пищу все необходимые соли, все мыши тоже погибли. Другая группа мышей питалась коровьим молоком и была здорова. Какие выводы сделал Н.И. Лунин из первого опыта? Какие выводы он сделал после кормления мышей пищей, содержащей все необходимые соли? Почему выжили мыши, питавшиеся коровьим молоком?

47. При всасывании питательных веществ в кишечнике человека резко меняется концентрация этих веществ в крови. Объясните, каким образом эта концентрация стабилизируется? Какой орган играет главную роль в этом процессе?



Предварительный просмотр:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ОСОБЕЙ В ЭКОСИСТЕМЕ

Задача. Одна рысь съедает в сутки 5 кг пищи. Какое максимальное количество рысей выживет в лесу с биомассой 10950 тонн в год, если количество доступной пищи 0,1%.

Решение:

1) определяем доступную пищу

10950 т - 100%

х - 0,1%

х = 10,95 т = 10950 кг

2) определяем количество пищи для одной рыси в год

365 · 5 кг = 1825 кг

3) определяем количество рысей в лесу

10950 кг / 1825 кг = 6 рысей

Задача. В 1 кг массы синиц – К2 содержится 4000 ккал энергии, КПД фотосинтеза в лесу составляет 1%. Какое максимальное количество птиц со средней массой 20 г сможет прокормиться в сообществе, на поверхность которого поступает 2∙107 ккал солнечной энергии.

Решение:

1) определяем энергию продуцентов

20000000 ккал - 100%

х - 1%

х = 200000 ккал

2) согласно правилу Линдемана определяем энергию синиц

     П                    К1                    К2

200000            20000             2000    

К2 = 2000 ккал

3) находим биомассу синиц

1 кг - 4000 ккал

х кг - 2000 ккал

х = 0,5 кг

4) находим количество синиц

500 г / 20 г = 25 синиц в сообществе

1. Определите, какое максимальное количество паразитов может прокормиться в организме хозяина, если масса одного паразита – 10 г, а в 1 г его тела заключено 200 ккал энергии. Хозяин – травоядное животное со средней массой тела 40 кг, в 1 кг которого содержится 2000 ккал энергии.

2. В 1 кг массы тела дятлов – К2 содержится 3500 ккал энергии, а КПД фотосинтеза в лесу 2%. Какое максимальное количество птиц со средней массой тела 100 г сможет прокормиться в лесу, на поверхность которого падает 7∙107 ккал солнечной энергии?

ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ПОПУЛЯЦИИ.

Для приблизительной оценки численности популяции в том случае, когда другие, более точные, методы неприменимы (например, при оценке численности рыб в озере или численности мышевидных грызунов в участке леса), используется метод «отлов с мечением – повторный отлов», при котором вычисляется показатель численности, называемый индексом Линкольна. Общий размер популяции (N) в этом случае определяется как частное между произведением количества животных в первом (N1) и во втором (N2) уловах и количеством меченых животных, обнаруженных во втором улове (n) (метятся и затем выпускаются в среду все особи, отловленные при первом вылове).

N = (N1*N2)/nмечен.

3. Для изучения численности  огненных саламандр их фотографируют, а не метят, так размер и рисунок пятен у каждой саламандры особенный. Поймали, сфотографировали, а затем выпустили на прежнее место 30 саламандр. Через сутки снова поймали 30 саламандр, среди них было 15, сфотографированных ранее. Предположим, что за сутки ни одна саламандра не умерла, не родилась, не эмигрировала из популяции и не иммигрировала в популяцию. Определите число саламандр в популяции.

4. Гидробиологи поставили цель оценить размер популяции карпа в небольшом пруду. С помощью сети отловили 50 экземпляров и пометили их краской, выпустили обратно в пруд. Через 24 часа снова отловили 50 экземпляров, среди которых оказалось 20 меченых. Рассчитайте количество популяции карпа, если за время проведения исследований ее численный состав не изменился.

5. Для определения численности популяции ястребов было отловлено, окольцовано и выпущено 40 птиц. Спустя 24 часа было вновь отловлено 40 птиц. Из них 25 ястребов оказалось помеченных ранее. Определите количество особей в популяции, если за время исследования никто не родился и не умер.

ПРИРОСТ БИОМАССЫ

Задача . Мыши за лето съели в поле 80 кг зерна. Рассчитайте оставшийся урожай зерна в (кг), если известно, что прирост биомассы мышей к концу лета составил 0,02% от урожая. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи питания составляет 15%.

Решение

1) Определяем биомассу мышей

            80 кг  100%

            х    –  15%

            х = 12 кг

2) Рассчитываем весь урожай зерна

            12 кг  0,02%

            х     100%

            х = 60000 кг

3) Определяем оставшийся урожай

            60000  80 = 59920 кг

7. Полевки за лето съели в поле 120 кг зерна. Рассчитайте оставшийся урожаи зерна в (кг), если известно, что прирост биомассы полевок к концу лета составил 0,01% от урожая. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи питания составляет 10%.

Задача. Скворцы на яблоне питаются гусеницами яблонной плодожорки. Рассчитайте оставшийся урожай яблок в (кг), если за лето гусеницы могли бы уничтожить 25% яблок и достигнуть биомассы 4 кг. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи составляет 20%.

Решение

1) Определяем, сколько яблок съели гусеницы

            4 кг    20%

            х    –  100%

            х = 20 кг

 2) Рассчитываем биомассу яблок

            20 кг   25%

            х     100%

            х = 80 кг

3) Определяем оставшийся урожай яблок

            80  20 = 60 кг

8. Скворцы на яблоне питаются гусеницами яблонной плодожорки. Рассчитайте оставшийся урожай яблок в (кг), если за лето гусеницы могли бы уничтожить 20% урожая и достигнуть биомассы 5 кг. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи составляет 10%.

Задача. Щуки в водоеме съели 200 кг мелкой рыбы. Определите прирост биомассы щук в (кг), если переход энергии с одного трофического уровня на другой равен 15%, а мелкая рыба составляет 50% рациона щук.                 

Решение

1) Определяем биомассу мелкой рыбы

            200 кг    50%

            х     –   100%

            х = 400 кг

2) Рассчитываем прирост щук

            400 кг   100%

            х     –    15%

            х = 60 кг

9. Щуки в водоеме съели 1800 кг мелкой рыбы. Определите прирост биомассы щук в (кг), если переход энергии с одного трофического уровня на другой равен 20%, а мелкая рыба составляет 90% рациона щук.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИОМАССЫ

10. Рассмотрите пирамиду энергии экосистемы леса

1.jpg

Определите биомассу продуцентов данной экосистемы в тоннах, если известно, что 1 кг зеленой массы поглощает 3∙106 кДж солнечной энергии.

11. Рассчитайте первичную продукцию верхового болота в тоннах, где энергия хищников 2-го порядка составляет 3000 ккал, если известно, что 1 кг этой продукции содержит запас энергии 150 ккал.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПАСА ЭНЕРГИИ

Задача. Известно, что в мелком водоеме в течение года образовалось 15 кг чистой первичной продукции. Каждый грамм такой биомассы содержит 20 ккал энергии. Рассчитайте, каким запасом энергии будут обладать хищники 2-го порядка данного водоема.

Решение

1) Определяем энергию продуцентов:

         1    г    20 ккал

         15000 г     х  ккал

         х = 300000 ккал

2) Согласно правилу Линдемана определяем запас энергии соответственно у консументов третьего порядка, т. е. хищников 2-го порядка в водоеме:

         К1 30000 ккал

         К2 3000 ккал

         К3 300 ккал

12. Известно, что чистая первичная продукция в лесу составила 4.6 тонн в год. Рассчитайте, сколько будет энергии у хищников 2-го порядка в данной экосистеме, если 10 кг первичной продукции содержит 5000 ккал энергии.

При составлении пищевой цепи необходимо правильно расположить все звенья и показать стрелками с какого уровня была получена энергия.
Например: В лесном сообществе обитают: гусеницы, синицы, сосны, коршуны. Составьте пищевую цепь и назовите консумента второго порядка.
Ответ: сосна -> гусеница -> синица -> коршун. Консумент второго порядка синица.

Рассмотрим еще один тип экологических задач.
Пример: На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.

Экологические пирамиды, это один из способов изображения пищевых цепей. Так как продуцентов всегда больше, следовательно, первый уровень представляет более широкое основание, на последующих уровнях будет находиться все меньше и меньше организмов и поэтому изображение приобретает вид пирамиды. Зная это, можно легко решить задачу.
Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.
300кг – 10%,
Х — 100%.
Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию
3000кг – 10%
Х – 100%
Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)
Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию
30 000кг.- 10%
Х =100%
Х = 300 000кг
Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона

Есть одна маленькая хитрость, которая может помочь упростить весь процесс, особенно тем кто не очень дружен с математикой. Если внимательно присмотреться к решению, то можно заметить, что в числе, обозначающем каждый новый результат, добавляется один нуль. То есть оно умножается на 10. Если вам будет необходимо выполнить обратное действие (высчитать какую массу будет иметь дельфин, если в море обитает 300 000кг планктона), то необходимо каждый раз при переходе на следующий уровень убирать нуль.

Задачи

1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.

2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.

3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел.

4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.


Предварительный просмотр: