Технологии как характеристика здоровьесбережения.

Новичкова Татьяна Алексеевна

Некоторые выводы из опыта работы отражены в статье "Технологии как характеристика здоровьесбережения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_kak_harakteristika_zdorovesberezheniya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии как характеристика здоровьесбережения.

    В связи с психосоматической природой многих детских заболеваний встает вопрос об использовании сберегающих здоровье технологий при проведении занятий. Важно создавать психологически комфортную обстановку при работе с детьми разного возраста.

    Ребенок в современном мире постоянно подвергается нервным перегрузкам. Негативные переживания, которые не могут быть выражены в социально приемлемой форме, приводят к перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни и взрослых и детей, в том числе и на учебную. Помочь в работе с учащимися может дифференцированный подход. Наряду с традиционными формами работы нужно использовать индивидуальные методы работы. Например, вариативность заданий в зависимости от степени развития навыков работы и мелкой моторики, а также интеллекта. Для диагностики индивидуальных особенностей желательно провести тестовое занятие с последующей оценкой и анализом результатов, также провести на родительском собрании опрос родителей для определения индивидуальных особенностей, состояния здоровья, утомляемости, особенно учащихся младшего возраста первого года обучения. Полученная информация поможет применять дифференцированный подход в постановке целей и задач и оценке результатов.  Например, одно и то же задание может даваться разным детям в разной степени проработанности и деталировки, варьируется формат и техника роботы.

    Одной из сберегающих здоровье технологий может стать применение некоторых методов и приемов Марии Монтессори, которая добилась хороших результатов, работая с детьми с психическими отклонениями и слабым здоровьем. Например, метод разновозрастной комплектации групп, в которых старшие дети в доступной форме показывают младшим приемы работы, объясняют последовательность. Также можно использовать метод воздействия развивающей среды. У Монтессори это свобода выбора деятельности из окружающего, на наших занятиях это активное использование наглядности и свободный выбор материала для работы. Но главное в методике Марии Монтессори – это отсутствие диктата и психологического давления со стороны педагога. Занятия организуются так, что педагог играет роль проводника в новую сферу знаний и умений, а добывает их сам ребенок в ходе активной деятельности.

    Следующей здоровье сберегающей технологией является использование игровых форм проведения занятий. Игра – наиболее близкая форма деятельности в детском возрасте. В процессе игры учащимся, особенно младшего возраста, легче усвоить навыки и  понятия. Игровая форма вызывает интерес и полезна для здоровья, так как менее статична, чем традиционные формы проведения занятий и проходит в более комфортной, менее напряженной форме. Например, тема “Первобытное искусство” хорошо усваивается, если дети будут выполнять задания, сидя на ковре и используя материалы близкие к древним (уголь, пастель) также в игровой сказочной форме хорошо воспринимается тема “Добрый и злой герой”.

К здоровьесберегающим технологиям можно отнести применение элементов арттерапии. Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс, как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.

К арттерапии относятся следующие виды заданий:

 - эмоциональное воздействие цвета (серия заданий на передачу состояний через цвет: грусть/ радость, осень/весна);

 - развитие цветоощущений способствует более полному восприятию окружающего мира, формирует эстетическое отношение к действительности.

    Психотерапевтические и развивающие функции искусства заключаются в самой его природе. Произведения искусства способны вселять надежду, укреплять уверенность в себе и будить творческий потенциал ребенка, формируя зону жизненного комфорта.


 

Комментарии

Новичкова Татьяна Алексеевна

В наше время особенно остро встаёт вопрос о сохранении здоровья учащихся в процессе обучения. Для этого необходимо применять специальные технологии здоровьесбережения.