Инновационная/экспериментальная деятельность

Игумнова Вера Юрьевна

Инновационная деятельность

В настоящее время всё больше дошкольных учреждений внедряет в практику новейшие разработки и инновационные технологии и наш сад не является исключением. Целью инновационной деятельности является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет не роль наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности, а также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской активности.

И я в своей работе стараюсь использовать технологии, которые обладают средствами мотивации, активации, которые формируют деятельность воспитанников. В некоторых технологиях эти средства составляют основную идею и основу эффективности результатов. И к таким технологиям можно отнести:

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством

включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Используя, проектную деятельность в воспитании и обучении дошкольников, позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.

Классификация учебных проектов:

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности

(игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с

окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах.

«Конструктивные» - нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

 

Технология «Посткроссинг»

Посткроссинг – это проект, осуществляющий общественно-значимую деятельность, направленную на формирование у детей представлений о стране, в которой мы живём, о других странах и городах посредством разнообразных форм почтовой переписки, обмена открытками, посылками, видеопосланиями.

С помощью данной технологии можно решить задачи практически всех образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Так, например, патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Технология посткроссинг способствует «формированию первичных представлений …о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»). В решении задач по художественно-эстетическому развитию посткроссинг помогает «созданию благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка

 

«Волонтёрство»

Это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является организация движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных возраста и их участие в добровольческих мероприятиях Волонтёрство - это очень полезная и нужная деятельность у детей, У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

Можно выделить задачи:

• Расширять представления о волонтёрском движении у детей 5-6 лет, педагогов детского сада, родителей.

• Создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим

• Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении

• Составить план мероприятий и реализовать его в течении учебного года

 

Технология «Клубный час»

Цель «Клубного часа» — создание условий для активного общения детей со сверстниками и взрослыми в условиях ДОУ.

Основные задачи «Клубного часа»:

  • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность
  • учить детей ориентироваться в пространстве
  • воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим
  • формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты
  • учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу
  • развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства
  • формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты
  • поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогами другими детьми разнообразными впечатлениями
  • помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции).

Результатом введения данной технологии стало: умение детей договариваться с друг другом, выслушивать собеседника, вести себя общественном месте в соответствии с правилами, умение планировать и выбирать свой «образовательный маршрут»,проявлять самостоятельность и инициативность.

 

«Утренний круг»

Утренний сбор для наших детей - это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Цель утреннего сбора: установление комфортного социально - психологического климата в детском коллективе.

Задачи:

- создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;

- развить у дошкольников навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п., планирования собственной деятельности, умения объяснять словами свое эмоциональное состояние;

– развить у дошкольников умения формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения и делать выбор из личного опыта наиболее значимых, интересных событий, рассказывать о них кратко, последовательно и логично, а также развивать у детей умение внимательно слушать, высказывать конструктивные отношения к высказываниям других.

 

«Игры по Воскобовичу»

Игры Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку потребуется проявить креативный подход и включить воображение.

Исходя из этого, можно увидеть, что технология разработана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество.

Целями и задачами его методики является:

• способствовать развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового;

• развивать умение наблюдать, исследовать окружающий мир;

• развивать воображение, креативное мышление (способность посмотреть на знакомый объект совершенно другим взглядом, мыслить гибко и оригинально);

• гармоничный подход к развитию у детей эмоциональности, образного мышления и логики;

• оказать помощь в развитии математических и речевых умений;

• формировать начальные представления об окружающей действительности;

• содействовать психическому развитию;

• развивать мелкую моторику.

 

Использование робота «Bee-bot»

 В современном мире все популярнее становится внедрение робототехники в образование. Это обусловлено необходимостью в подготовке ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе  STEM-технологии.

   Образовательная деятельность осуществляются в форме игры, позволяющие овладевать основами программирования, проявлять инициативу и самостоятельность в среде программирования мини-роботов «Bee-bot», общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности.

   Использование робота «Bee-bot» в образовательной деятельности помогает решать задачи речевого, познавательного, социально-коммуникативного, художественно – эстетического и физического развития; а также помогает развивать у детей память, воображение, творческие способности, логическое и абстрактное мышление

 

Тико -конструктор

Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно, позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого.

Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок».

При использовании «Тико» выполняются такие задачи:

Образовательная:

• систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);

• способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);

• формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающая:

• улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);

• развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);

• прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).

Воспитательная:

• воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);

• тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).

• стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.

 

Палочки Кюизенера

 С помощью их в игровой форме можно довести до детей глубинное понимание основных математических понятий, развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях.

Цель методики Кюизенера – использование принципа наглядности.

 С его помощью сложные абстрактные понятия из области элементарной математики – числа, количественные величины, соотношения между ними – представлены в форме, которая максимально доступна малышам – игре.

Задачи, решаемые при применении палочек Кюизенера:

- Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)

- Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему, по массе (найти палочку (легче, больше желтой);

- Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;

- Осваивать прямой и обратный счет;

- Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);

- Усвоить отношения между числами (больше - меньше, больше – меньше на …, столько же), пользоваться знаками >,<;

- Практически выполнять действия сложения и вычитания;

- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

- Научить делить целое на части и измерить объекты;

- Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и т. д.)

- Развивать логическое мышление, память, внимание;

- Воспитывать  самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.

«Математическая обезьянка»

Цель: для развития элементарных математических представлений.

Задачи:

Формирование представлений о равенстве и неравенстве, о составе числа, «ознакомлению с принципом весов, знакомству с понятием величина, масса предмета, равновесие

Формированию умений сравнивать предметы по величине, массе.

Развитию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

Развитию познавательного интереса, любознательности  и исследовательской деятельности.

Подготовка ребёнка к школе.

Блоки Дьенеша

Дидактическое пособие для освоения математики.

Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

 

«Дары Фрёбеля»

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие внимания и памяти, воображение и наблюдательности через шнурование.

Задачи: использование игрового набора развивает способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительной моторной координации. Дети, играя знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать.

 

 

 

Мнемотаблицы

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Задачи:

Способствовать развитию связной речи.

Расширять и обогащать словарный запас детей.

Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации)

Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

 

Триз

Цель: ТРИЗ - всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.

Задачи использования технологии ТРИЗ:

  • развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
  • формирование целостной картины мира;
  • воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
  • развитие речи, памяти, творческого воображения.

 

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика- это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Цель: развитие координации движений, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Волонтерство

«Клубный час»

«Утренний  Круг»

«Посткроссинг»

Робот "Bee-Bot"

Блоки "Дьенеша"

«Дары Фребеля»

«Палочки Кюизенера»

Конструктор «Тико»

«Игры по Воскобовичу»

 

Технология «Мнемотаблица»

Конспект занятия по конструированию.Тема":Конструирование с помощью палочек Кюизенера" https://nsportal.ru/node/5914617

Конспект занятия по конструированию из Тико -конструктора "Самолёт для гномика Тико" https://nsportal.ru/node/5914525

Дидактические игры с палочками Киюзенера.https://nsportal.ru/node/5914480

Конспект занятия по ФЭМП по  с использованием логических блоков Дьенеша .Тема:"Прогулка по зимнему лесу "https://nsportal.ru/node/5914708

Конспект занятия по ФЭМП с использованием технологии В.В.Воскобовича.Тема :"Белоснежка и семь гномов" https://nsportal.ru/node/5914681