Рабочая программа "Экология родного края" 5 класс

Екатерина Александровна Козлова

Рабочая программа кружок "Экология родного края"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружок «Экология родного края»

5 класс

           

2020__ - 2021  учебный год

I. Пояснительная  записка

   Рабочая программа кружка «Экология родного края» разработана для обучающихся 5классов на основе Закона «Об образовании в РФ», требований федерального государственного стандарта основного общего образования.

  Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века, появление большого количества проблем экологического характера: изменение климата, глобальное загрязнение природы, множественные демографические проблемы, причиной которых является, зачастую, нерациональное воздействие человека на окружающую среду. Экологическая ситуация в Ленинградской области, как и во многих регионах нашей страны, вызывает большую тревогу. В связи с этим экологическое образование в нашем регионе приобретает всё более актуальный характер и призвано сыграть определяющую роль в обеспечении экологической безопасности, служить гарантом развития общества.  В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. 

        Актуальность программы основывается на интересе, потребностях обучающихся,  способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Программа обладает широкими возможностями экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, бережно относиться к флоре и фауне Ленинградской области. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности для получения основного и среднего образования.

Цель и задачи  программы

Цель программы — формирование экологической культуры и экологического сознания жителей Ленинградской области (в частности, школьников) в целях повышения уровня экологической безопасности, улучшения состояния окружающей среды и здоровья населения жителей области.

 Задачи программы:

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств к своему родному краю;

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;

– формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, развитие умений и навыков исследовательского поиска.

       Основные принципы реализации программы:

  • научность,
  • доступность,
  • природосообразность,
  • гуманизации,
  • добровольность и свободы,
  • деятельностный, культурологический и личностно - ориентированный подходы.

Основные методы и технологии

         Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, экскурсии, защита исследовательских работ, мини-конференция.

          Методы контроля: доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, социальных акциях.

         Технологии:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии.

Программа предусматривает достижение   3    уровней    воспитательных результатов

Первый уровень результатов 

Второй уровень результатов 

Третий уровень результатов 

Предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации экологической направленности.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в социальных акциях, выставках, проектно-исследовательских конференциях экологической направленности.

II. Общая характеристика программы

       Общепризнано, что экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека – от эмоциональных представлений о природе в дошкольном возрасте и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности на протяжении всей жизни.  В формировании экологической культуры принимают участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, средства массовой, учреждения культуры, науки, туризма и спорта. Создание единой эколого-ориентированной образовательной деятельности в Оренбургской области позволяет эффективно решать поставленные цели и задачи.

   Программа «Экология родного края» состоит из 9 разделов, органически связанных друг с другом, рассчитана на 1 обучения (34 часа). Содержание программы выстроено в рамках единой логики.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.

          Программа «Экология родного края» имеет ценностный подход и ориентиры.

Ценностные ориентиры содержания программы

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

   Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

III. Планируемые результаты изучения программы

(личностные, метапредметные и предметные)

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы умения:

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие, самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами  является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
  • Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии, охрана почв) и природной среде;
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам: флоре и фауне Ленинградской области, бережного отношения к памятникам природы.
  • готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами Ленинградской области.

Содержание программы  кружка

«Экология родного края».

        Тема.

Количество часов.

Основное содержание.

Все

Теор

прак

1.Вводное занятие

1

1

Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов. Инструктаж по технике безопасности.

 Знакомство с программой кружка.

2.Неизведанный мир природы

5

3

2

Наблюдение за жизнью растений осенью. Признаки осени. Сбор побегов, листьев, определение новых видов растений и их гербаризация.

3.Большие дела маленьких рук

1

-

1

Сбор различного корма для птиц.

4.Краса Земли родной.

5

1

4

Сбор природных материалов: листьев, хвои, шишек, бересты, мха и др. Искусство флористики-  составление картины осени с помощью природных материалов.

5. Берегите растения!

2

2

Выпуск листовок- предупреждений о бездумной вырубки деревьев ради новогодних праздников.  Акция в защиту растений. Редкие и исчезающие растения Ленинградской области.

6. Мир животных

4

2

2

Дать представление о многообразии животных Ленинградской области. Значение диких животных в жизни человека. Знакомство с зимующими  птицами нашего края (экскурсия). Сочинение на тему «Обращение к Человеку от имени природы с призывом о помощи». Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

7. Как прекрасен наш мир.

8

6

2

Расширить представление о многообразии растительного и животного мира нашего края. Знакомство с Красной книгой. Редкие растения и животные Ленинградской области. Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему : «Как прекрасен наш мир!».

8.Человек и окружающая среда.

7

2

5

Влияние человека на окружающую среду. Выявляем, откуда берется и куда девается мусор. Беседа на тему: «Что будет если каждый из учащихся бросит бумажку?» Соблюдение чистоты и порядка. Оформление стенда «Человек и окружающая среда». Создание экологических проектов

9. Неповторимый мир весны

1

1

 Подготовка фотографий на тему «Моя малая Родина» ( с отражением характерных признаков весны в родном краю). Обобщение результатов деятельности детей.

                                 

  Итого: 34 часа.

        Календарно-тематическое планирование кружка

 «Экология родного края» 34 часа, 1 раз в неделю.

Дата.

Факт.

Тема занятия.

Форма занятия.

Тема: Введение 1 час.

1

Вводное занятие

Беседа. Инструктаж.

Тема: Неизведанный мир природы  5 часов.

2

Важность и значимость экологического движения в школе.

Теоретическое занятие.

3

Выход в природу.  Сбор коллекций, гербариев.

Экскурсия.

4

Фото растений родного края «Осенние явления в природе»

Экскурсия.

5

Оформление результатов экскурсии.

Практическое занятие.

6

Экологическая ситуация в  нашей области

Конференция

Тема: Большие дела маленьких рук 1 час.

7

Операция : «Сбор корма для птиц»

Практическое занятие.

Тема:  Краса Земли родной .  5 часв.

8

Сбор природного материала для поделок

Экскурсия

9

Осень в родном краю.

Практическое задание    

10

Составление картин осени из природного материала.

Практическое занятие

11

Фотоконкурс «Наш город – крупным планом»

Практическое занятие

12

Творческая игра «Я знаток природы родного края».

Теоретическое занятие

Тема: Берегите растения! 2 часа

13

Новогодняя почта «Помоги деревьям»

Практическое занятие

14

Экологическая акция «Растения нашего края »

Практическое занятие

Тема: Мир животных 4 часа

15

 Использование человеком животных

Теоретическое занятие

16

Операция «Птичья столовая». Изготовление кормушек для птиц.

Практическое занятие

17

 Ядовитые змеи. Болезни диких животных

Теоретическое занятие

18

 Покорми птиц зимой

Акция

Тема: Как прекрасен наш мир. 8 часов

19

Растения нашего края. Ядовитые и съедобные грибы.

Теоретическое занятие

20

Животные нашего края.

Теоретическое занятие

21

Знакомство с красной книгой. Редкие растения и животные, исчезнувшие виды

Теоретическое занятие.

22

Оформление экологического альбома

Практическое занятие

23

Презентация   «Редкие виды животных и растений Волосовского района ».

Практическое занятие

24

Составление  кроссвордов «Животные и растения  нашего края».

Теоретическое занятие

25

Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему: « Как прекрасен наш мир!»

Практическое занятие

26

Конференция: «Экологическая ситуация  в Ленинградской области»

Теоретическое занятие

Тема: Человек и окружающая среда. 8 часов

27

Человек и окружающая среда. Здоровый образ жизни человека.

Теоретическое занятие.

28

Наш край в опасности - мусор!

Практическое занятие

29

Акция «Экологический десант»

Акция

30

Оформление материала  « Влияние человека на окружающую среду»

Практическое занятие

31

Подготовка и выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

Практическое занятие

32

Оформление (проектов) презентаций на тему «Экологические проблемы нашего города »

Практическое занятие

33

Поиск путей решения проблем

Теоретическое занятие.

Тема: Неповторимый мир весны.  1 час.

34

К нам пришел цветущий май. Фотовыставка «Моя малая Родина»

Практическое занятие

Список использованной литературы 
Литература для учителя: 

  1. Дополнительное образование детей. – М.: Владос,2000. – 136 с. 
  2. Суравегина И. Т.,Сенкевич В. М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. М.: Новая школа, 2004. – 128 с. 
  3. Суравегина И. Т.,Сенкевич В. М. Как учить экологии: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 96 с. 
  4. Экологические игры .Сборник российского и зарубежного опыта в области "игровой экологии"

  1.  Литература для учащихся: 
  1. Атлас дикорастущих растений Ленинградской области. В.А. Бубырева , И.А Сорокина  издательство ЛитРес 2018 г.
  2. Красная книга природы Ленинградской области. – Антология 1999г.
  3. Птицы.  Ю.Пукинский ,издательство : Лениздат 1988 г., издательствоЛимбус Пресс 2021 г.
  4. Звери. А.Айрапетьянц, П.Стрелков, И.Фокин, издательство Лениздат 1987 г.
  5. Хожение по Ленинградской, издательство : Лимбус Пресс 2021 г.

 Дополнительная:

    1. Ленинградская область. Исторические очерки . Н.В. Глинка ,издательство: Аврора2017г.