Самообразование

Екатерина Александровна Козлова

Тема самообразования

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волосовская средняя общеобразовательная школа №1»

Проектная работа

«Актуализация творческого потенциала личности в процессе изучения краеведения»

Автор -  Козлова Е.А.,

 учитель географии

г. Волосово

 2021

Введение

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.

Мудрая китайская пословица

        

Социокультурная ситуация, сложившаяся в России начала двадцать первого столетия, характеризуется востребованностью атрибутивных качеств человека - его адаптивной активности и одновременно его способности к саморазвитию на основе своей индивидуальности. В связи с этим институты государственного образования, в том числе и средняя общеобразовательная школа, стоят перед задачей обеспечения интенсивности процессов формирования способности обучающихся к «сотворению», актуализации творческого потенциала личности.

Актуальность темы связана с одной из задач образования, которая заключается в необходимости создания условий для развития творчески активных учащихся, способных после школы адаптироваться и самореализовываться в высокотехнологичном обществе XXI века. В связи с этим возрастает потребность в разработке возможных путей формирования у школьников опыта творческой деятельности как основы их будущего самоопределения и самосовершенствования.

Личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами: познавательным, морально-нравственным, творческим, коммуникативным и эстетическим.

Творческий потенциал учащегося - это желание и умение (способность) школьника воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении возможностями образовательной среды и включиться в разнообразную деятельность, обеспечивающую выход за пределы традиционного выполнения этих деятельностей.

        Проблема развития ученического творчества принадлежит к числу давних, ее основы рассматривались психологами: Л.С. Выготский, СЛ.Рубинштейн, И. Н. Семеновым, И. В. Страховым и др.

Изучением различных аспектов опыта творчества занимались известные ученые - дидакты и педагоги: В. И. Андреев, В. П. Беспалько, И. Я. Лернер, M. Н. Скаткин и др.

Не является исключением и методика обучения краеведению как раздела географии. Большое значение в решении вопроса развития творческой деятельности учащихся имеют работы Л. М. Панчешниковой Г. А. Шнуровой,  Д. П. Финарова,  В. А. Лисова и др.         

Краеведение как предмет школьного образования обладает объективными возможностями для формирования опыта творческой деятельности. «Мира не узнаешь, не зная края своего», - говорил известный уральский писатель Павел Петрович Бажова. Л. С. Берг называет краеведение географией родного края или «малой географией». Изучение «малой географии» позволяет связать теорию с практикой, организовать проблемное обучение, применение и дальнейшее совершенствование известных ученикам знаний и умений

Главной целью изучения краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город и желающего принять активное участие в его развитии.

Объектом педагогической деятельности является учебно-воспитательный  процесс, изучения краеведения  в МОУ «ВСОШ №1» г.Волосово Ленинградской области.

Предметом - актуализация творческого потенциала личности в процессе изучения краеведения.

Цель педагогической деятельности - выявить, определить и обосновать дидактические возможности краеведения как учебной дисциплины в актуализации творческого потенциала личности учащихся.

В основу нашей педагогической деятельности положена следующая гипотеза: процесс преподавания краеведения в МОУ «ВСОШ №1» г. Волосово Ленинградской области станет фактором актуализации творческого потенциала личности, если в учебном процессе:

  • профессиональные знания, умения и навыки учителя краеведения придадут педагогическому взаимодействию преобразующий характер и приведут к трансформации адаптивной формы поведения учащихся в учебном процессе в рефлексивно-творческую на основе развития мотивов и умений самоисследования;
  • произойдет осознание учащимися ценности взаимодействия индивидных и индивидуально-личностных свойств;
  • педагогическое знание как общекультурное знание обеспечит формирование ценностного отношения учащихся к своему творчеству.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи педагогической деятельности:

  1. осуществить педагогический анализ феноменов творчества в различных философских, психолого-педагогических концепциях (психология и педагогика творчества; социология, психология и педагогика юности).
  2. выявить дидактические возможности  краеведения в актуализации творческого потенциала личности учащихся;
  3. разработать и систематизировать технологию обучения краеведению в средней общеобразовательной школе на основе актуализация творческих процессов учебной деятельности, базирующейся на приобщении к общечеловеческой культуре.

Актуализация творческого потенциала личности происходит посредством формирования опыта творческой деятельности (далее - ОТД) учащегося в ходе решения проблем на этапе познания нового материала, а также в ходе выполнения творческих заданий и решения творческих задач на этапе совершенствования ранее полученных знаний.

Формирование опыта творческой деятельности учащихся достигается путем активизации в процессе обучения мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов (приложение 1)

Диагностика сформированности ОТД осуществлялась на основе определения уровня сформированности каждого его структурного компонента. Уровень опыта творческой деятельности учащегося в целом будет складываться из суммированной оценки уровней сформированности каждой из его составляющих.

В диагностике участвовали два класса: 7-Б и 7-В класса. Именно эти классы изучают краеведение первый год и являются экспериментальными.

Чтобы  выявить уровень сформированности мотивационного компонента  ОТД (мотивации творчества), мы использовали анкету для учащихся «Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам?» по методике Т. И.Шамовой.  Итоговый результат составил 76%.

Чтобы выяснить уровень сформированности составляющих деятельностного компонента ОТД использовались диагностики творческой активности по методике Е.Торренса (характеристика «беглость»), субтесты 3, 4, 5, 7 и развитость творческого мышления по методика Е.Торренса (характеристики «гибкость» и «оригинальность»), субтесты 3, 4, 5, 7. Итоговый показатель- 64%.

Для оценки сформированности и развития рефлексивного компонента школьников предложено составлять «Портфолио творческих  работ». Считаем, что с применением этого приема создается целостная картина продвижения ученика в обучении. На сегодняшний день 53% школьников составляют «Портфолио», но у большинства он состоит только из раздела достижений. В этом учебном году мы начали работу по заполнению остальных разделов (приложение 2)

Итоговый уровень сформированности опыта творческой деятельности для 7 классов следующий: 39,7 % учащихся имеют уровень сформированности индивидуального ОТД ниже среднего; у 28, 3 % - средний уровень индивидуального ОТД; у 31,7 % - выше среднего (приложение 3).

Формирование ОТД учащихся необходимо
осуществлять с учетом новой образовательной парадигмы, утверждающей приоритет личностной ориентации педагогического процесса, поэтому в своей работе, я использую новые личностно-ориентированные педагогические технологии:
технология развития критического мышления, технология проектного обучения (метод проектов), новые информационные технологии (приложение 4)

Данные педагогические технологии взаимодополняют друг друга по многим параметрам, в том числе и потому, что каждая из них отражает свое направление модернизации существующей традиционной системы обучения. Технология проектного обучения направлена на повышение качества обучения за счет активизации и интенсификации деятельности учащихся; НИТ - за счет эффективности управления; ТРКМ - за счет усиления личностной направленности учебного процесса.

Наряду с разнообразными средствами новых педагогических технологий, важнейшим средством формирования ОТД учащихся является система творческих заданий.

 Творческое задание - задание на применение ранее усвоенных знаний и умений в новой ситуации. Выбирая основания для построения системы творческих заданий, я исхожу из того, что она должна соответствовать целям развивающего и личностно-ориентированного обучения, т.е. учитывать субъектный опыт, интересы и реальные учебные возможности учеников, способствовать формированию всех компонентов ОТД и комплексных знаний о своей местности. (приложение 5).

В зависимости от умений, составляющих деятельностный компонент ОТД, выделяются творческие задания на комбинирование информации, установление многозначных причинно следственных связей, прогнозирование, выявление противоречий и развитие коммуникативных умений. (приложение 6)

Также разрабатываю творческие задания на применение средств новых педагогических технологий (приложение 7)

Для более эффективного формирования ОТД учащихся творческие задания должны быть дифференцированными. Это обеспечит достижение каждым школьником своего  уровня творческого развития.

Один из показателей дифференциации - это сложность творческих заданий.

В своей работе при определении сложности заданий я придерживалась принятой в методике обучения географии группировки творческих заданий по построению рассуждений при их выполнении (по количеству логических звеньев между данными и ответом). Выделяется два вида заданий:

1) задания, где рассуждение строится как цепочка логических звеньев, обусловленных друг другом и последовательно вытекающих одно из другого, к ним мы относим творческие географические задачи;

2) задания, характеризующиеся разветвленными рассуждениями, включающими несколько цепочек взаимно обусловленных логических звеньев. К этому виду можно отнести исследовательские задания.

Вышеперечисленные подходы при дальнейшей конкретизации открывают возможности для разработки творческих заданий, дифференцированных по степени помощи ученикам со стороны учителя, дифференцированные в зависимости от познавательных интересов учащихся (приложение 8, 9, 10). 

Таким образом, активное использование  средств новых педагогических технологий и системы творческих заданий  нашло отражение  в качестве обучения (приложение 11). Сравнительный анализ диаграммы 2 показывает, что качественные показатели в экспериментальных классах возросли с 69% до 76%.

Большие возможности для формирования ОТД учащихся с учетом интересов каждого из них предоставляет внеклассная работа. В своей работе я использую разные формы организации этой деятельности:  краеведческий кружок, научно-исследовательская деятельность, участие в олимпиадах,  творческих конкурсах (приложение 12)

Таким образом, считаю, что краеведение является важным компонентом школьного образования и эффективно решает целый ряд учебно-воспитательных задач, главные из которых – формирование  творческой компетенции ученика, патриота и гражданина России. Не нужно забывать, что «малая родина она всегда большая, потому что одна».

Конечно, сегодня, главным критерием оценки эффективности работы любого учителя является результаты ЕГЭ. По краеведению, как учебному предмету, экзамена нет, поэтому создание на уроках ситуации успеха и раскрытие творческих способностей каждого ученика для меня очень важно. Тем более, что этот опыт пригодится на ЕГЭ по географии.

        Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика – это святой долг и обязанность каждого педагога.

Приложение 1

Опыт творческой деятельности учащихся формируемый при изучении краеведения

Мотивационный компонент

Деятельностный компонент

Рефлексивный компонент

Познавательный интерес к краеведению и выполнению краеведческих творческих заданий.

Умение объяснять образование и изменение природных и социально-экономических объектов и явлений своей местности, прогнозировать последствия воздействия хозяйственной деятельности человека на ПТК своей местности, комбинировать информацию и приемы работы, сотрудничать при выполнении творческих краеведческих заданий.

Осознание своего Я, своего опыта, своих действий и действий других учащихся (самоосмысление, самооценка).

Приложение 2

Требования к портфолио  творческих работ учащихся

 «Портфолио» - инструмент собственного познавательного, творческого труда ученика. При изучении географии и краеведения учащимся предлагается выполнение множества заданий репродуктивного, творческого и исследовательского характера. Результаты выполнения всех работ школьникам рекомендуется собрать в специальной папке в виде «Портфеля своих достижений» или «Портфолио творческих работ». Учащиеся инструктируются о его содержании:

- титульная страница (название «Портфолио», имя ученика, класс, дата начала и окончания «Портфолио»);

- «Раздел документов» для индивидуальных достижений учащихся (дипломов, грамот за участие в географических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, интернет-проектах);

- «Раздел работ»:

а) домашние работы (не менее 4-х);

б) контрольные работы (не менее 3-х, в том числе, по крайней мере, одна работа, демонстрирующая подход к исправлению ошибок);

в) работы с использованием новых информационных технологий  (два примера);

г) одна, как минимум, проектная работа;

4) «Раздел отзывов» включает в себя оценку «Портфеля» родителями и учителем, самооценку.

- в конце обучения пишут и вкладывают в данный раздел «Портфеля» самооценку работы по курсу, используя следующий алгоритм:

а) на занятиях по курсу я:

узнал...

понял...

научился...

б) лучше всего на занятиях у меня получалось...

в) основные трудности у меня были...

г) мой самый большой успех...

д) сам себе желаю...

Приложение 3

Диаграмма сформированности ОТД учащихся 7-х классов МОУ «ВСОШ №1»

39,7 % учащихся имеют уровень сформированности индивидуального ОТД ниже среднего; у 28, 3 % - средний уровень индивидуального ОТД; у 31,7 % - выше среднего.

Приложение 4

Возможности новых педагогических технологий

в формировании опыта творческой деятельности учащихся

Новые педагогические
технологии

Создание условий для формирования

мотивации творчества

коммуникативных умений

умений, в основе которых лежат группы логических операций

рефлексии

Технология развития
критического мышления

через актуализацию
субъектного опыта
учащихся, разнообразие
приемов и форм организации учебной деятельности

через применение приемов: «Зигзаг», «Перекрестная дискуссия», «Мозговой штурм», работу в
парах

способствует формированию комбинаторных

умений через применение
приемов:«Синквейн»«Кластер»

через применение приемов:, «Свободное письмо», «Эссе»,
«Синквейн», «Инсерт»

Новые информационные
технологии

через активизацию познавательного интереса
к выполнению заданий с
помощью компьютера и
Интернет

через организацию диалоговой

деятельности в Интернет: переписку по электронной почте, высказывание
своего мнения в интернет-форумах

в ходе работы над учебными заданиями, обсуждения вопросов в интернет-форумах создаются

условия для переноса
умений индивидуального
опыта творчества в новую ситуацию

на рефлексивно-
оценочном этапе работы поиска информации в Интернет

Технология проектного
обучения

через включение учащихся в процесс решения реальных личностно значимых проблем своей местности

через работу над групповыми учебными проектами

проектная деятельность

- поле для применения
знаний и умений, составляющих индивидуальный
ОТД в новой ситуации

на рефлексивно-
оценочном этапе работы над учебными проектами

Приложение 5

Типология заданий, направленных на формирование креативных компетенций учащихся

Комплексных знании о своей местности -теоретической основы ОТД

Мотивационного, рефлексивного компонентов

ОТД

Умений, которые составляют деятельностный компонент ОТД

Задания на применение методов географических исследований:

- метод наблюдения (составление дневников полевых исследований на экологической тропе);

-сравнительный метод (выявление сходств и различий природных компонентов своей местности и других территорий мира);

- исторический метод (составление причинно-следственных цепочек истории образования родного населенного пункта, местных предприятий;

-статистический метод (формулировка выводов на основе анализа статистических данных);

- метод описания (составление
географических описаний природных объектов своей местности);

- картографический метод, моделирование (составление собственного «атласа» из «мысленных карт», планов-схем, характеризующих компоненты ПТК своей местности);

- системный метод (решение географических задач на взаимосвязи компонентов ПТК своей местности);

- геоинформационный метод (составление аннотаций на
сайты о своей местности, разработка краеведческих интернет-проектов, участие в интернет-форумах по проблемам своей местности).

А. Задания, дифференцированные по сложности, по характеру помощи, в зависимости от познавательного интереса учащихся

Б. Задания на применение средств новых педагогических технологий:

-ТРКМ (составление «портфолио» творческих работ по краеведению, синквейнов своей местности, работа приемом: «Инсерт»);

- НИТ  проектное обучение (работа над краеведческими
проектами).

С. 1) Задания на овладение умениями, в основе которых лежат логические операции:

на прогнозирование последствий воздействия

хозяйственной деятельности человека на ПТК своей местности, составление географических прогнозов;

комбинирование информации приемов решения географических задач (на фантазирование: составление эмблем, сказок; построение турнирных таблиц, решение задач на взаимосвязи компонентов ПТК своей местности);

на установление многозначных причинно-следственных связей, объясняющих образование и изменение природных,

социально-экономических объектов и явлений;

на выявление противоречий и

проблем в развитии своей местности.

2) Задания на развитие коммуникативных умений: работа в парах, работа в группах в ходе «перекрестных дискуссий», «мозговых атак», разработки проектов по проблемам своей местности.


Приложение 6

Творческие задания, направленные на применение методов географических исследований

Тип задания

Пример задания

Методы географических исследований

1.На комбинирование

Для туристов города составьте план-схему «Достопримечательности Волосовского района», показав на ней с помощью условных
знаков примечательные места города, «нитки» маршрутов и названия возможных
экскурсий.

Картографический, моделирование

Работая с разными источниками географической информации (в т.ч. и Интернет), составьте географическое описание одного из водных объектов нашего района.

Описание, геоинформационный

2. На установление
многозначных при-
чинно-следственных
связей

Постройте цепочку причинно-
следственных связей, отражающую историю образования г. Волосово.

Исторический

Сравните климат г.Волосово и Москвы, объясните различия

Сравнительный,     системный

3.На прогнозирование

Какие изменения произойдут в г.Волосово, если вырубить лес?

Системный

4. На выявление проблем и противоречий

Найдите на исследуемом участке местности доказательства существования экологических проблем, выявите их причины.

Наблюдение, системный

5. На развитие коммуникативных умений

Проанализируйте диаграммы, показывающие площадь и численность населения г.Волосово в сравнении с другими

городами области и России. Обсудите с товарищами в ходе перекрестной дискуссии вопросы: «Проблемы малых городов». «Возможные варианты изменения демографической ситуации в городе».

Статистический, сравнительный, системный

Приложение 7

Основные виды творческих заданий, выполнение которых предполагает использование средств новых педагогических технологий

Новые педагогические
технологии

Виды творческих заданий

Технология развития критического мышления

1)Составление синквейнов, кластеров;

2)обсуждение проблем своей местности в ходе перекрестной дискуссии;

3)составление «портфеля юного краеведа»- «Портфолио творческих работ».

Технология проектной деятельности

1) разработка и реализация проекта решения одной из проблем своей местности личностно значимой для учеников.

Новые информационные технологии

1) Участие в разнообразных образовательных Интернет проектах, олимпиадах краеведческого характера;

2) обсуждение проблем своего города в Интернет - форумах;

3) составление аннотаций на сайты о своей местности;

3) подготовка мультимедийных презентаций к урокам.

Приложение 8              

Типы затруднений учащихся, возникающих при решении творческих задач, и содержание помощи учителя

 (по П. А. Оржековскому)

Тип затруднения

Причины возникновения затруднения

Содержание помощи учителя

1

2

3

ЛИЧНОСТНЫЕ

Отсутствие опыта по-
иска решения в ситуа
ции неопределенности

1.        Разъяснение того, что при решении творческих задач часто приходится действовать в условиях неопределенности.

2.        Личностная поддержка.

Низкая мотивация

1.        Подбор интересных задач.

2.        Разъяснение наиболее важных и интересных моментов в условии задачи.

3.        Объяснение важности приобретения опыта
творческой деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Заниженная или завы-
шенная самооценка

1. Разъяснение того, что причина неудач кроется в   неправильных представлениях о собственных способностях.

Установка на быстрое
решение или ожидание
помощи учителя

1.        Разъяснение того, что решение творческих
задач требует большого труда.

2.        Обоснование   необходимости   научиться
преодолевать трудности при решении творческих задач.

3.        Беседа о важности самостоятельного поиска
решения.

1

2

3

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

Не в состоянии осмыс-
лить и переосмыслить
суть предлагаемых
идей, оценить их пер-
спективу и продолжить
поиск новых идей

1.        Разъяснение сути эвристических приемов,
соответствующих возникшей ситуации.

2.        Совет сформулировать то, над чем учащиеся работают.

3.        Задание сформулировать то, с какой целью
они выполняют те или иные действия.

4.        Задание сформулировать то, что им мешает
работе.

5.        Попытка выяснить совместно с учащимися,
какие психологические установки сдерживают поиск.

6.        Задание выяснить правильно ли они поняли
идеи каждого участника.

Неумение совершать
общеинтеллектуальные
операции

1. Разъяснение сути операции, помощь в определении критериев сравнения, выявлении
общих моментов и т.п.

Информационно-
исполнительские

Не знают или не умеют
чего-либо

1.        Привести к осознанию того, что учащиеся
не знают или не умеют.

2.        Организовать самостоятельную работу

3.        Сделать необходимые разъяснения

Таблица  1

Эталон решения и один из вариантов оформления климатической задачи – почемучки

Элемент, изменение

которого

нужно объяснить

Влияние каждого из климатообразующих факторов на повышение температуры летом (ответ на вопрос-подсказку)

Система климатообразующих

факторов

летняя

температура

воздуха

+30 'С

определяет угол падения солнечных лучей, который летом больше, чем зимой,
это ведет к увеличению количества поступающего  солнечного  тепла  на поверхность земли и повышению температуры воздуха

Географическая широта (высота полуденного солнца над
горизонтом) вопрос-
подсказка: вспомни, как изменяется высота солнца над горизонтом летом, и как это
влияет на изменение температуры воздуха?

жаркая погода  устанавливается  с
приходом континентального тропического воздуха

Циркуляция атмосферы

поверхность летом в основном зеленого цвета, который больше поглощает тепла, чем  отражает,   что приводит к дополнительному нагреву поверхности и
от нее воздуха.

Подстилающая поверхность (рельеф, течения, океаны, цвет поверхности). Вопрос подсказка: подумай, влияние какого из видов подстилающей поверхности летом приводит к повыше
нию температуры воздуха?

Приложение 9

Дифференцированные задания

Важную роль в формировании мотивации творчества - выполняют творческие задания, дифференцированные в зависимости от познавательных интересов учащихся.

Ученикам с высоким уровнем познавательного интереса к предмету даётся выполнение творческих заданий, направленных на развитие их знаний и творческих умений. Например, школьникам предлагается принять участие в конкурсе на лучший «краеведческий задачник», «сборник синквейнов о городе, природных достопримечательностях Ленинградской области», «Туристическом маршруте по городу», «Озёрах нашего края» или  участие в фотовыставках «Город моего детства» и др.

Учащимся со средним уровнем познавательного интереса (неустойчивым интересом к географии своей местности и выполнению дополнительных творческих заданий) предлагаются творческие задания, развивающие интерес на основе межпредметных связей с биологией, русским языком, информатикой и др. Например, школьник с устойчивым интересом к биологии получает опережающее задание: составить справочник представителей растительного и животного мира окрестностей Волосовского района или лекарственных растений и т.п. Учащимся с устойчивым интересом к русскому языку предлагаются задания на создание словесных продуктов в различных жанрах: интервью со знаменитыми земляками, статей для публикации в детских газетах о проблемах города, сборников стихов, сочинений, легенд об истории образования города и т.п.

Школьникам - «техникам» предлагаются задания следующего характера: подготовить компьютерную мультимедийную презентацию - электронный фотоальбом с краткими комментариями или вопросами для товарищей по темам: «Достопримечательности моего края », «Растительный и животный мир окрестностей города», «Самые крупные предприятия города» и др.; снять видеофильм - викторину о городе; подобрать из Интернет информацию о современных проблемах города, области и др.

Учащимся с низким уровнем познавательного интереса к выполнению дополнительных творческих заданий обычно предлагаются задания в занимательной форме или на основе фактов подготовить выступление на 2-4 минуты .


Приложение 10

Система внеклассная деятельность  по актуализация творческого потенциала личности в процессе изучения краеведения

СОВЕТУЮ РАЗЛОЖИТЬ СИСТЕМУ, ПРЕДСТАВИТЬ ЕЁ СХЕМАТИЧНО. ОТДЕЛЬНО ПРЕДСТАВИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ, ДИАГРАММЫ, СХЕМЫ

1.  Краеведческий кружок.  Кружковую работу я веду с 5 по 8 класс. В 5 – 7 классах основная цель: развитие познавательного интереса к земле Ленинградской области, формирование эмоционально - ценностного отношения к культурному и природному наследию, гордости за своих соотечественников, развитие индивидуального творчества.

На начальном этапе краеведческого просвещения рассказываю о красоте родной земли, легендах и преданиях, топонимике Ленинградской области, о прошлом и настоящем города Волосово.

Яркие, выразительные, запоминающиеся образы создаются благодаря использованию новых информационных технологий. Накоплен богатый мультимедийный материал.

Экскурсии - это важный элемент в моей работе. Организованы экскурсии по городу Волосово,  в Историко- краеведческий музей г. Волосово,

 Посещаем районные музеи: музей-усадьба Н.К Рериха в Изваре.

В 8  классах основная цель: краеведческое просвещение с опорой на индивидуальное творчество.

Курс включает 2 блока: 1) Природа 2) Население и хозяйство, интегрирующие в своем содержании исторические, географические, социально- экономические, культуроведческие и экологические знания. Главная задача учащихся - выявить специфические и уникальные особенности региона, области.

2. Научно- исследовательская деятельность, основная цель которой: формирование творческой личности умеющей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы привлекая знания из разных областей науки.

Основными задачами являются:

- выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;

- привлечение учеников к исследовательской деятельности и развития их творческих способностей;

- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

- содействие в профессиональной ориентации;

- развитие у учеников целеустремленности и системности в деятельности;

- работа по индивидуальным образовательным маршрутам;

- самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов.