Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста

Минькова Екатерина Сергеевна

Умение распознавать эмоции и управлять ими часто недооценивают. А ведь это — одна из основных составляющих успеха человека как в жизни, так и в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста Новый термин, который привнес ФГОС ДО - эмоциональный интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. И даже взрослые не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к другим. Есть люди, которым легко общаться: они проницательны, предвидят реакцию человека на фразу, событие, даже тон голоса, осознают свои переживания и переживания других людей и т. д. Этой категории людей легче взаимодействовать с окружающими, добиваясь поставленной цели.

Умение распознавать эмоции и управлять ими часто недооценивают. А ведь это — одна из основных составляющих успеха человека как в жизни, так и в работе.

Что это такое и можно ли развить его у детей — рассмотрим подробно.

Эмоциональный интеллект– это сумма навыков и способностей конкретного человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность качественно управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект условно делят на 4 компонента:

  • восприятие — способность определять собственные эмоции и эмоции других людей по выражению лица, голосу, жестам, мимике и т.д.;
  • понимание — установление причинно-следственной связи между эмоцией и событием, вызвавшим ее;
  • управление — умение контролировать собственные эмоции, а также использовать чужие эмоции для достижения определенных целей;
  • стимулирование мышления — способность направлять эмоции и чувства в нужное русло (творчество, спортивные достижения и др.).

На первый взгляд это кажется высшим пилотажем, однако, все 4 компонента ЭИ в той или иной степени регулярно проявляются у ребенка уже с раннего возраста. Детей не зря называют маленькими психологами и манипуляторами — они чувствуют «слабые» места родителей и умело давят на них, выпрашивая сладкое, новую игрушку, мультик или маму 24 часа в сутки. Это и есть эмоциональный интеллект ребенка. А если его умело развить, шансы на успех во взрослой жизни могут увеличиться в разы.

 В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе. Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные). В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии, осознанного противостояния злу и проявлению радости за другого.

Зачем это нужно детям:

это повысит коммуникативные навыки ребенка, буквально научит дружбе и любви;

позволит контролировать себя, свои эмоции, сознательно влиять на них;

научит разбираться в людях — распознавать хорошие и плохие качества;

повысит продуктивность в учебе, поможет установить контакт с учителями;

укрепит лидерские качества ребенка, уверенность в себе и своих силах;

позволит оперативно ориентироваться в критических ситуациях, мыслить быстро и здраво.

Дети с высоким ЭИ становятся лидерами в компаниях, к ним инстинктивно тянутся эмоционально более слабые ребята. Они способны организовывать общественную деятельность, решать проблемы коллектива, не боятся брать на себя ответственность, поэтому в будущем с легкостью добиваются руководящих должностей.

Моя работа с детьми по развитию эмоционального интеллекта проводится по нескольким направлениям:

  • знакомство с базовыми эмоциями;
  • понимание собственных эмоций;
  • обучение приема саморегуляции, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
  • понимание эмоций других;
  • отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Игра «Кубик эмоций»

Мы играем с большим кубиком на котором изображены разные эмоций.

Ребята перекидывают друг другу кубик и тот ,у кого в руках оказался кубик, пытается изобразить выпавшею ему эмоцию с помощью мимики жестов и голоса. Остальные должны угадать эту эмоцию.

Игра «Нарисуй эмоцию»

Детям раздаются листы с уже нарисованными на них кружками. Предлагается нарисовать лицо человека, который «удивлен», «радуется», «грустит», «злится» и т.д.

Игра «Что я чувствую сейчас»

Для этой игры нужно использовать карточки с эмоциями. На занятие ребенку предлагается выбрать карточку с той эмоцией которую он чувствовал раньше или ощущает сейчас и рассказать о ней. Также можно предложить детям изображение с чужой эмоцией и попросить найти ее на карточках.

Так же в своей работе я использую театрализованные игры

Театрализованные игры являются неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. Участие в театрализованных играх заставляет ребёнка сопереживать персонажам и событиям. Следовательно, театрализованные игры являются важнейшим средством развития эмпатии, которая необходима для организации совместной деятельности детей.

Эта тема выбрана мной недавно. В моих планах дальнейшее изучение теории и наработка практических методов и приемов развития эмоционального интеллекта у детей раннего и дошкольного возраста.