Материалы для родителей

  • Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.  
  • Танцевальная терапия развивает пластику, гибкость, лёгкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребёнку ощущения свободы и радости, способствуют игровой инициативе, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение.
  • Песочная терапия — это одно из направлений арт-терапии, включающее все занятия, связанные с песком.
  • Театрализованная деятельность оказывает положительное эмоциональное воздействие и на детей с ОВЗ. Позволяет не только знакомить их с миром прекрасного или расширять представления об окружающем, но и пробуждает способность к сопереживанию, активизирует когнитивные процессы, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что дает возможность преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.
  • Нейропсихологические игры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений. При выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие стимулирование таких мозговых зон, которые связаны с мышлением, речью, вниманием, памятью и другими психическими процессами.

        Полезные ссылки:

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Танце-двигательная терапия»

Темп и ритм жизни современного общества, масштабность происходящих в нем событий, постоянная стрессогенность окружающей среды – все это факторы, которые оказывают прямое непосредственное влияние на глубокие личностные структуры. Чтобы справляться с большим потоком информации необходимо переключаться с одного вида деятельности на другой. В этом вопросе выделяется творческая сфера, позволяющая эффективно справляться с напряжением. На данный момент, творчество наполняет все сферы деятельности и затрагивает каждого человека в той или иной степени. Занятие творчеством гармонизирует многие процессы в сознание человека: нормализует физическое состояние и психофизический тонус, дает много положительных эмоций и позволяет справиться с эмоциональным напряжением.

В разнообразии творческих направлений особо выделяется хореография,
так как дает усиленный терапевтический эффект уже с первых занятий. На занятиях хореографией включаются в работу сразу несколько отделов человеческого тела, что дает лучшее понимание своего «Я» и позволяет проработать текущее состояние в естественном
для человека положении, а именно в движении. Роль движения в жизни человека особенно важна, так как человеческое тело предназначено для создания чего-то нового, и умеренная нагрузка необходима каждому человеку. Чтобы мыслительный и двигательный процессы были особенно продуктивными, необходимо периодически замедляться и выпускать лишнее напряжении, и с этим отлично справляется танцевально-двигательная терапия.

Танцевально-двигательная терапия - это уникальный метод психотерапии, основным принципом которого является понимание того, что наше тело и психика неразрывны
и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга.

Танцевально-двигательная терапия, используя танцевальную импровизацию
и структурированную хореографию, делает акцент на осознанное движение и снимает мышечные блоки, помогая полному выражению и раскрытию внутреннего «Я». А также открывает безграничные возможности для самопознания и обретения целостной
и гармоничной личности.

Цель данной работы: изучить возможности применения танцевально-двигательной терапии на занятиях по хореографии у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Изучить историю развития танцевально-двигательной терапии.
  2. Выявить особенности танцевально-двигательной терапии у детей младшего школьного возраста.
  3. Исследовать возможности применения танцевально-двигательной терапии на уроках хореографии.
  4. Подобрать комплекс упражнений танцевально-двигательной терапии
    для детей младшего школьного возраста.

В данной работе рассмотрим упражнения из нескольких блоков:

  • Дыхательные практики. Восстановление контакта с телом, повышение доверия
    к своему телу и миру через дыхание.
  • Работа с границами тела. Нормализация мышечного и психического тонуса, энергетического фона.
  • Различные варианты физического контакта членов группы и работа с пространством. Установление различных способов телесного контакта, тренировка взаимодействия с другими детьми.

История развития танцевально-двигательной терапии

Истоки танцевально-двигательной терапии можно найти еще в ранних ритуальных танцах народов мира, которые использовали движение в символическом отображении различных этапов инициации, важных для существования процессов, например, охоты. Уже тогда считалось, что поведение человека в ритуале и в реальных условиях будет идентично, что тело в процессе инициации демонстрирует готов ли человек к выполнению определенных задач. Групповой танец формировал единство, необходимое
для эффективного взаимодействия в реальных ситуациях. Определенная мимика и жесты, используемые в танце, позволяли понимать друг друга на этапе отсутствия речи
или при ее различиях. В танцевальных движениях проявлялись особенности каждой отдельной общности и народа.

Таким образом, с момента появления человека, танец выполнял очень важные функции:

  • ритуальную (сакральная) - танец как самый естественный способ установления связи со «священным», первичный символический язык человечества;
  • коммуникативную - танец, как способ передачи знания и кодификация общения
    не только между полами, но и между членами первичных групп;
  • идентификационную - танец как способ самоопределения, принадлежность своему племени, полу и т.д.;
  • экспрессивную - танец, как игра и первое свободное самовыражение;
  • катарсическую (рекреационная) - танец как способ разрядки снятия эмоционального и физического напряжения, разрядки.

В дальнейшем, аспект индивидуальной инициации движения упразднился, но танец остался элементом социальной коммуникации, перешел в плоскость искусства и нес развлекательную функцию. Он утратил индивидуальность и стал ограничен определенными правилами и традициями. Популяризацию импульсного, не механического, танца связывают с именем Айседоры Дункан, великой танцовщицы 20-го века, разработавшей технику свободного движения, основанную на древнегреческих мистериях.

События Второй Мировой войны поставили перед мировым сообществом вопросы реабилитации огромного количества людей, объединенных различными проблемами, травмами, различающихся возрастом и слоем населения. В тот период в психотерапии доминировала психоаналитическая теория, которая, в классическом использовании, была несколько ограничена вербальными инструментами.

Танцевальная терапия, как метод коррекции стала рассматриваться после развития идей неофрейдиста Вильгельма Райха, работавшим над концепцией оргонной энергии
и мышечных зажимов (панцирей). Так же Карл Юнг (аналитический психоанализ) культивировал танцевального направления лечения, считая, что танец – один из способов выражения «активного воображения», помогающий извлечению бессознательного пласта для анализа и достижения катарсиса.

Окончательную интеграцию психоанализа и концепции свободного танца модерн предписывают Мэриан Чейс, американскому учителю танцев. Наблюдая
за трансформациями, происходящими с учениками ее школы, которые большее внимание уделяли эмоциональному выражению, а не точности технического выполнения жеста, она начала использовать движение с целью понимания и изменения психологического состояния. В дальнейшем, апробировав метод на пациентах психиатрического учреждения и получив ошеломляющие результаты, когда, недоступные общению ранее, больные смогли наладить коммуникацию и стали способны выражать чувства, танцевальная терапия в конце 40-х была признана сообществом психологов и психиатров.

Этапы танцевально-двигательной терапии по методу М. Чейз:

  1. Ритм - основа всего. Он позволяет почувствовать сопричастность к групповому процессу, ощутить взаимосвязь и общие для всех качества. Ритм в философии Чейз является основой всего живого, движущегося.
  2. Общая атмосфера группы. Она подсказывает, с какой музыки (ритма, темпа) лучше начать. В чём нуждается группа?
  3. Формирование начального контакта. Задача терапевта двигаться, встречаясь
    с каждым участником, стараясь почувствовать ритм и настроение. Улавливая допустимую степень близости, необходимое время для контакта и способ коммуникации. Эмпатия, принятие, поддержка каждого движения пациента.
  4. Терапевт подходит с уважением к каждому участнику, давая возможность вступать в контакт и также легко из него выходить. Стоит помнить: первое прикосновение является прерогативой пациента, дистанция и используемое пространство определяются движением пациента.
  5. Терапевт помогает развиться непрерывности действия, включаясь
    во взаимодействие с каждым участником. Поток движения начинает соединять одного пациента с другим. Присутствие терапевта и движения по всей комнате начинают определять пространство и структуру.
  6. Когда каждый пациент установит отношения с терапевтом и захочет объединиться с другими, образуется круг. И здесь важный момент, круг в работе Чейз несёт терапевтический смысл. Он позволяет почувствовать себя равными, значимыми, способными влиять на динамику и движения группы. Формируется безопасное пространство, где участники могут входить и выходить из круга свободно.

Далее развитием идей М.Чейз в танцевально-двигательной терапии занялась Труди Шуп. Она сосредоточила свое внимание на спонтанном, катарсическом высвобождении сдерживаемых чувств в танце и исследовании скрытых конфликтов, которые были источниками психического и физического напряжения. Подход Т.Шуп направлен на работу с интеграцией тела и выражением чувств, фантазий и конфликтов через символические действия. Она особое внимание уделяла дыхательным практикам, центрированию тела, оптимальному мышечному тонусу, и использованию пространства с целью восстановления на телесном уровне.

В 1950 году Мэри Уайтхаус разработала свой метод работы в телесно-двигательной терапии. Она работала с бессознательным, используя технику «активного воображения»
и понятие «аутентичного движения» К.Юнга. Она считала, что танец - это путь
к бессознательным переживаниям личности. Целью терапевта является помощь клиенту
в поисках «подлинного движения», которое есть проявление Самости – это регулирующий центр психики и в то же время целое психики. Самость никогда не может быть полностью схвачена сознанием, опыт самости и непрерывный процесс самореализации являются целью индивидуации (К.Юнг). Она разработала процесс, который назвала "movement-in-depth" (движение-в-глубину), который воплощал ее понимание танца, движения
и глубинной психологии. Ее подход помог создать современную практику движения, называемую "аутентичным движением". В этом виде движения, базирующемся
на принципах юнгианского анализа, пациенты протанцовывают свое ощущение внутренних образов, что помогает лучше понять движущие силы прошлого и настоящего.

Также стоит выделить подход Бланш Эван, который стал известен во второй половине XX века. Бланш Эван придает особое значение восстановлению действительных возможностей клиента до его изначального потенциала через выразительные движения
и переобучение тела состоянию чувствования, определению ответного чувства, отклика
на движение. Фундаментальная концепция метода Эван в психофизическом аспекте заключается в том, что весь человеческий опыт, включающий эмоциональное реагирование, память и мысли, содержит кинестетические компоненты. Мобилизация относится к последовательностям указаний, которые сформулированы для увеличения телесного осознания и словаря свободного движения через исследование элементов танца, а именно ритма, пространства, интенсивности, движения тела и содержания.

Три примера мобилизации:  

  1. указание, придающее значение структуре тела (например, исследовать диапазон движений позвоночника);
  2. указание, расширяющее использование элементов танца (например, поэтапно менять темп от очень быстрого до очень медленного);
  3. указание, которое поддерживает экспериментирование с новыми движениями (например, исследовать прыжки, скольжение, стремительное движение, взрывные движения)

В 1966 году была учреждена Американская ассоциация танцевальной психотерапии,      и данную дату принято считать началом развития танцевально-двигательной терапии,
как самостоятельной дисциплины.

Таким образом, танцевально-двигательная терапия, как метод коррекции психологического, эмоционального и физического состояния, используется для раскрытия способности свободно выражать эмоции посредством движения и проработки бессознательного материала, исследуя телесное сопротивление и интегрируя его
в сознательное. Элементами терапевтического процесса направления являются осознание, как отдельных компонентов тела, так и чувственных переживаний при движении, увеличение выразительности, аутентичное движение, раскрытие спонтанности.

Идеи танцевально-двигательной терапии стали появляться в России с начала 1990-х гг.  Многие из психологов, получив начальную информацию о ТДТ, начали свою практику с экспериментов и исследований, постепенно осваивая информацию о развитии танцевальной терапии на Западе и разрабатывая собственные подходы.

В России сложился особый «союз» танцевальной терапии и телесно-ориентированной психотерапии. Связано это с историческими условиями: в период перестройки, когда началась реинтеграция российских психологов в мировое сообщество, телесная и танцевальная терапия часто узнавались на одних и тех же тренингах
и семинарах. В конце 1995 года в Москве образовалась Ассоциация танцевально-двигательной терапии, которая работает при активной поддержке Американской танцевально-терапевтической Ассоциации Европейской Ассоциации ТДТ
и международной Ассоциации терапии творческим выражением.

На данный момент спектр применения танцевально-двигательной терапии значительно расширился: начиная от разнообразных программ для взрослых (программы борьбы со стрессами, психотерапевтические программы, программы для беременных)
и заканчивая программами для детей и подростков, семей, пожилых людей,
а также пациентов, страдающих серьезными заболеваниями.



Предварительный просмотр:

Логоритмика. Ее польза и основные методы работы.

   Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Зачем это надо?

   Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

   Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.

Для кого?

   Логоритмика в первую очередь полезна детям:
• с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему;
• с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
• с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;
• с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;
• часто болеющим и ослабленным;
• находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

Дома или в группе?

    Логоритмикой можно заниматься в группах детского сада, детских поликлиниках или медцентрах и дома. Конечно, в компании ровесников малышу будет веселее, да и возможностей для подвижных игр тут гораздо больше. Но даже самый замечательный педагог не станет подстраиваться под вашего конкретного карапуза. Дома же вы сами определяете, что, когда и как вы будете делать, – и это очень важное преимущество. Но в родных стенах вас подстерегает другая опасность: расслабленный малыш может запросто отказаться выполнять задания. Ну не воспринимает он маму как «начальника»! Тем не менее, начинать заниматься логоритмикой лучше все-таки дома: дайте малышу возможность спокойно освоить основные движения и научиться слушать музыку, а потом, если он заупрямится, передавайте его специалистам.

На зарядку становись!

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда карапуз будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

Важно! Заикающимся детям нужно заниматься 3-4 раза в неделю.

3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы (если они не мешают двигаться) – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!

4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

5. Без музыки – никуда. Подбирайте саундтреки к каждому этапу занятий. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы.

6. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у малыша трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.

7. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

От 0 до 2,5 года

Начинать заниматься логоритмикой можно прямо с пеленок, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер. Просто читайте малышу стишок или потешку, одновременно отхлопывая ладонями ритм. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно проделывать и с песнями.

От 2,5 до 4 лет

В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться – именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики.

Важно! Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.

1. Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)
По узенькой дорожке 
(ходьба на месте)
Шагают наши ножки 
(высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам 
(переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
И в ямку... бух! 
(сесть на пол на последнем слове)

2. Игра «Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма) Взрослый сообщает ребенку, что пошел дождик. Для наглядности можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10-15 секунд.
Как стучат большие капли?
Правильно, они стучат медленно – кап, кап, кап, кап...
А маленькие капельки как?
Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…
Задача ребенка – проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.

3. Игра «Оркестр» (развитие слухового внимания)
Когда взрослый говорит «Дождь!» – ребенок произносит: «Ш-ш-ш...», в ответ на «Молния!» – звонит в колокольчик, а, услышав «Гром!» – громко топает ногами.
На слове «Тишина» – все смолкает.

4. Пальчиковая игра «Домик» (развитие мелкой моторики)
На поляне дом стоит, 
(пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончи¬ки пальцев)
Ну а к дому путь закрыт. 
(большие пальцы обеих рук под¬няты вверх, остальные пальцы – в горизонтальном положении вместе, кончики средних паль¬цев соприкасаются)
Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем. 
(ладони поворачиваются параллельно друг другу, руки разводятся в стороны ла¬донями вверх)

5. Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи)
Выбирайте любую песенку и пойте ее вместе с ребенком, даже если считаете, что медведь наступил на ухо вам обоим.

6. Игра «Ветер» (нормализация мышечного тонуса, расслабление)
Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо. 
(качать поднятыми вверх руками, наклоняя корпус вправо-влево)
Ветерок все тише, тише. 
(медленно покачивать руками)
Деревца все выше, выше. 
(тянуться вверх на носках, руки подняты вверх)

7. Упражнение «Вьюга» (развитие речевого дыхания)
Взрослый: Как дует сильный ветер? У-у-у… Кто изобразит самый долгий ветер? Малыш после энергичного вдоха через нос на выдохе тянет звук «у-у-у...»

8. Игра «Прогулка и дождик» (развитие чувства темпа и ритма, общей моторики)
Спокойно гуляете с ребенком по комнате под медленную музыку, затем включаете мелодию в среднем темпе и пляшете под нее, добавляя в танец знакомые малышу движения. Ну и, наконец, под быструю и ритмичную музыку надо «убе¬гать от дождя» и прятаться под большим открытым мамой или папой зонтом.

От 4 до 6 лет

В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на нет. Поэтому к знакомым занятиям нужно добавить логопедическую гимнастику и чистоговорки на отработку звуков.

1. Упражнение «Черепаха» (самомассаж)
Шла купаться черепаха 
(ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног)
И кусала всех со страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!

2. Упражнение «Ракета» (развитие речевого дыхания и голоса)
Говорит взрослый отвечает ребенок.
Проверяем топливо.
Долгое «ш-ш-ш-ш-ш…» 
Открываем люки.
Звук «ааааА» (тихий, переходящий в громкий), руки поднимаются 
Закрываем люки.
Звук «Ааааа» (громкий, переходящий в тихий), руки опускаются 
Проверяем радио.
Короткий звук «У» то громко, то тихо 
Включаем двигатель.
Долгое «р-р-р-р-р…», руки в кулачках

3. Пальчиковая игра «Строим дом» (развитие мелкой моторики)
Тук-ток, тук-ток 
(ударять кулачками друг о друга)
Застучал молоток.
Будем строить новый дом
С высоким крыльцом, 
(поднять руки вверх)
С окнами большими, 
(согнуть руки в локтях, положить одну ладонь на другую, изображая окно)
Ставнями резными. 
(поднять кисти рук вверх - «открыть ставни»)
Тук-ток, тук-ток 
(ударять кулачками друг о друга)
Замолчал молоток. 
(руки опустить свободно вниз)
Вот готов новый дом, 
(поднять руки вверх)
Будем жить мы в нем. 
(потереть ладони друг о друга)

4. Логопедическая гимнастика «Печем пирожки»
1. «Месим тесто» – 
активно двигаем языком, упираясь то в одну, то в другую щеку
2. «Раскатываем тесто» – 
с силой проталкиваем язык между губами и втягиваем обратно в рот 
3. «Блинчик» – 
высовываем язык и держим его широкой лопаткой 
4. «Кладем начинку» – 
заворачиваем края языка так, чтобы в середине образовалась ямка 
5. «Печем пирожки» – 
надуваем щеки и медленно со звуком «пух-х-х-х…» выпускаем воздух (губы расслаблены)
6. «Вкусный пирожок» – 
облизываем губы языком
Упражнения можно делать и под музыку, меняя темп в зависимости от мелодии.

5. Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)
Цы-цы-цы – в огороде огурцы. 
(хлопать в ладоши)
Ица-ица-ица – прилетела к нам синица. 
(делать легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья)
Рец-рец-рец – поклевала огурец. 
(стучать указательным пальцем по коленям)
Цу-цу-цу – всем я дам по огурцу. 
(ритмично вытягивать руки вперед и затем прижимать к груди)

6. Ритмический танец «Волшебный цветок» , муз. Ю. Чичков, слова М. Пляцковский (развитие чувства темпа и ритма, координации речи и движения)
Повторять текст в данном упражнении не нужно.

Есть на свете цветок алый-алый, (шагать по кругу, высоко поднимая колени)
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовется не зря.
(в конце куплета остановиться)
Припев:
Может, там, за седьмым перевалом, 
(шагать на месте, приставив руку к глазам, «смотреть вдаль»)
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
(кружиться на носках, подняв руки, ладони раскрыты, как «стрелочки»)

В жизни хочется всем нам, пожалуй,
Двигаться боковым галопом по кругу,
(в конце куплета остановиться)
Как бы путь ни был крут и далек,
На земле отыскать небывалый
Самый-самый красивый цветок.
(Припев: движения те же)

Вспоминая о радостном чуде, (бежать по кругу, поднимая колени)
Вдаль шагая по мокрой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно, находят не все.
(в конце куплета остановиться)
(Припев: движения те же)

7. Упражнение «Аист» (развитие чувства равновесия, нормализация мышечного тонуса)
Аист ногу поднимает –
Ничего не понимает. 
(стоят сначала на одной ноге, потом на другой, стараясь удержать равновесие)
И весь день среди ракит 
(руки разводят в стороны)
На одной ноге стоит.

8. Игра «Ёжик» (развитие реакции, речевого слуха)
Ребенок бегает под музыку. Когда она перестанет звучать, малыш должен присесть и обнять себя руками («ёжик»), как только мелодия заиграет снова – нужно бежать.

От 6 до 8 лет

В этом возрасте ребенку подвластны практически все движения, а сам он полон энергии и сил – этим-то мы и воспользуемся!

1. Упражнение «Замри» (развитие быстроты реакции, творческих способностей)
Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, карапуз должен замереть, приняв позу, передающую образ этого животного. Взрослый старается угадать, какого же зверя малыш изобразил.

2. Упражнение «Греем ладошки» (развитие мелкой моторики, самомассаж)
Если замерзают руки 
(медленно-медленно растирать одну ладонь о другую)
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Сначала ладошки 
(растирать ладони все быстрее и быстрее)
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки.
Но вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят и взаправду, 
(протянуть вперед раскрытые горячие ладони)
А не понарошку.

3. Чистоговорка Р-Рь (развитие звукопроизношения и мелкой моторики)
Орь-орь-орь – с мамой ты не спорь. 
(грозить пальцем)
Ор-ор-ор – на, возьми топор. 
(сжать пальцы в замок, поднимать и опускать руки, ударять ладонями по коленям)
Ра-ра-ра – в лес идти пора.
Ре-ре-ре – выходи на заре. 
(поднять прямые руки, поворачивать кисти рук из стороны в сторону)

4. Ритмическая игра «тук-тук» (развитие чувства ритма движений и речи)
Тук, тук, туки-тук. 
(отхлопывать ритм, проговаривая слова)
Туки-туки-туки-тук.
Туки-тук, туки-тук.
Туки-туки, тук, тук.
Туки, тук, тук, тук.
Тук, туки, туки, тук.

5. Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи)
Подходит любая (даже взрослая) песня, которая нравится ребенку.

6. Игра «Разведчики» (развитие чувства темпа и ритма)
Взрослый отхлопывает несложный ритм (например, 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр». Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. Бубен, барабан, ксилофон – подходит все, что может издавать ритмичные удары.
Высший пилотаж: взрослый отхлопывает ритм руками, а ребенок повторяет его на инструменте.

7. Игра «Зеркало» (развитие умения ориентироваться в пространстве)
Часть 1. Взрослый показывает ребенку изображение человечка и просит встать так же, как на рисунке, то есть стать «зеркальным отражением».
Часть 2. Под быструю (или в среднем темпе) музыку ребенок совершает произвольные движения (можно бегать, кружиться, прыгать – главное, чтобы в такт музыке). Как только мелодия замолкает, малыш должен принять позу человечка, нарисованного на картинке, и замереть.

8. Музыкально-ритмическая композиция «Веселые путешественники» , муз М. Старокадомский, сл. С. Маршак (развитие чувства ритма, координации речи и движения).
1-й куплет: Мы едем-едем-едем в далекие края, (ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Хорошие соседи, счастливые друзья!
Нам весело живется, мы песенку поем,
А в песенке поется о том, как мы живем!
Припев: Тра-та-та, (3 ритмичных хлопка справа от головы)
тра-та-та 
(3 ритмичных хлопка слева от головы)
мы везем с собой кота, 
(подпрыгнуть)
Чижика, 
(наклон вперед)
Собаку, 
(слегка присесть, руки перед собой)
Петьку-забияку, 
(махи руками, согнутыми в локтях)
Обезьяну, 
(наклон вправо)
попугая – 
(наклон влево)
вот 
(хлопнуть в ладоши)
компания какая! 
(развести руки в стороны)

Во время 2 и 3 куплета повторяются движения 1-го куплета.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

“Нейропсихологические игры для детей”.

Мозг можно тренировать, поэтому предлагаем родителям познакомиться с комплексом кинезиологических (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) упражнений для детей, которые позволят развивать мозг и совершенствовать его деятельность.

Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится малышу.

Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил.

-Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.

- Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.

- Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время помощи маме. Удобство комплекса и состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку.

- В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.

-Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.

-Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.

Это важно!

Взрослым следует помнить, что не все получится с первого раза (чтобы в этом убедиться, достаточно самим попробовать выполнить несколько упражнений), поэтому на малыша нельзя кричать, нервничать, оскорблять его, обзывать. Такое отношение навсегда уничтожит стремление к обучению новым видам деятельности. Лучше всего посмеяться вместе над неудачей, похвалить за старание и попробовать еще раз.

Примеры упражнений для развития мозга

Для усиления взаимодействия левого и правого полушарий мозга дошкольник должен выполнить простое упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Родитель показывает малышу три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности.

сначала ладонь выпрямлена;

потом — сжимается в кулак;

далее ладонь ставится ребром;

после этого последовательность повторяется.

Кинезиологические упражнения очень просты и доступны —их можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут.

Найди игрушку

Для этой игры, в соответствии с инструкцией спрячьте игрушку. А потом попросите ребенка найти ее. Диктуя инструкцию соблюдайте правило: 1 шаг — одно произнесение, обязательно пауза на размышление. Не торопите ребенка.

Примерная инструкция: три шага вправо, два шага прямо, перепрыгни через кубик, проползи на четвереньках до коробки (комода, шкафа и т. п.). Найди то, что спрятано.

Рисование одновременно двумя руками.

Обведи морские волны сразу двумя руками. Руки движутся навстречу друг другу. Правая рука движется справа налево, левая — слева направо.

Перекрестные шаги.

Очень хорошее упражнение для развития координации движения и бинокулярного зрения, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках письма, чтения и слушания.

Порядок действий таков:

-ребенок встает прямо; поднимает согнутую в колене правую ногу так, будто хочет сделать шаг на месте;

- согнутую в локте левую руку тянет к правому колену;

- далее движения повторяются, но теперь к левому колену стремится правый локоть

Число повторов – от 5 до 10, в зависимости от индивидуальных способностей дошкольника. Если включить любимую музыку, поработать вместе с малышом, положительные эмоции гарантированы.

«Польза нейропсихологических

упражнений для дошкольников»

Нейропсихология - это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге.

Нейропсихологические упражнения - это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений:

  • СДВГ (гиперактивность, синдром дефицит внимания);
  • недоразвитость речи;
  • ЗПР (задержка психического и психоречевого развития);
  • аутизм;
  • ОВЗ (ограниченные возможности развития); минимальные функции мозга; недоразвитость тела; умственные и эмоциональные нарушения.

Существует несколько видов упражнений, направленных на решение разных задач по развитию психомоторных координаций. Основные из них следующие:

Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание, как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости.

Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).

Двигательные упражнения и растяжки. Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства.

Упражнения на развитие познавательных навыков. Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию).

Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением.

Нейропсихологическая коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:

  • Снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;
  • Нарушение мыслительной деятельности;
  • Недостатки в речевом развитии;
  • Снижение функции внимания и памяти;
  • Несформированность пространственных представлений;
  • Недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности и т.д.

Это важно!

Противопоказания к применению

Нейропсихологичекие упражнения для детей противопоказаны при таких заболеваниях:

  • Эпилепсия;
  • Генетические симптомы;
  • Психические расстройства.

В детском возрасте применяют две методики коррекции:

  • двигательную;
  • когнитивную.

Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

Полезные рекомендации

Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, нужно следовать нескольким правилам:

1.Не стоит сразу ожидать результатов.

Начинать тренировки следует с концентрации внимания на одной из функций. Нужно быть терпеливым, ведь у ребенка не сразу может получаться, он будет отвлекаться. Не стоит одергивать малыша, ему после того сложнее концентрироваться. Только терпение и усилия приведут к положительному результату.

2. Нельзя переутомлять и перевозбуждать малыша.

Нужно периодически переключать внимание ребенка, меняя виды игр, но делать это не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить полноценный сон, спокойную обстановку.

3.Установить внешние рамки.

Ребенку нужно точно объяснить, что можно, а что нельзя. Стоит учитывать, что ребенок долго ждать не может, поэтому поощрения и наказания должны проявляться вовремя. Это может быть доброе слово, небольшой сувенир, но все должно быть предоставлено вовремя.

4. Во время работы лучше использовать сразу несколько игр:

  • для развития внимания,
  • для снятия напряжения,
  • для регуляции воли,
  • для закрепления результатов.

При ОВЗ

Нейропсихологические упражнения для детей с ОВЗ помогают им больше двигаться. При этом заболевании сильно снижается активность биохимических процессов, иммунная система слабеет, значительно сужается диапазон возможностей системы дыхания и сердечной, слабеет нервно-мышечный аппарат.

Специальные игры помогут улучшить физические и психомоторные качества: выработать точность и быстроту движений, скоординировать все движения, сделать суставы подвижнее, добавить силы мышцам, улучшить общую работоспособность.

«Что пропало?»

Перед ребенком выкладывается несколько предметов: игрушка, скакалка, обруч и другие. За несколько минут ему нужно запомнить, что лежало, а после он закрывает глаза и 1 предмет убирается. Он должен открыть глаза сказать, чего не хватает. Усложнить упражнение можно, добавив предметов или сократив время запоминания.

«Повтори, не ошибись».

Перед ребенком плавно выполняется ряд движений. Он должен после в точности все повторить. Движения могут быть простыми или сложными.

«Узнай друга».

Ребенку завязывают глаза и на ощупь предлагают узнать, кто перед ним стоит.

«Зоопарк».

Дети выбирают для себя любого зверька и пытаются повторить его повадки, а другие дети узнают, кто же живет в зоопарке.

«Найди букву».

Детям раздают буквы. Они должны посоветоваться, сложить слово и стать в такой последовательности, чтобы удалось сложить слово.

Упражнений и игр много, дети с удовольствием играют, особенно в группе, соревнуясь друг с другом. После таких игр ребенок учится быстрее двигаться, улучшается память, координация движений оттачивается.



Предварительный просмотр:

«ПЕСКОТЕРАПИЯ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: Повышать уровень психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста при применении различных видов упражнений и заданий, ролевых, коммуникативных игр.

Задачи: - дать определение песочной терапии;

 - познакомить родителей с многообразием развивающих игр для детей раннего возраста с использованием светового стола для рисования песком.

 - обратить внимание родителей на большую значимость развивающих игр для ребёнка.

 - научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться;

- способствовать положительной мотивации родителей на использование полученных знаний в практической деятельности.

- расширить контакт между педагогами и родителями;

- повысить педагогическую культуру родителей.

 Оборудование: педагогическая песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки, природный и бросовый материал, трубочки для коктейля. Ход мастер-класса:

Что такое песок знают и малыши, и взрослые. Это замечательный материал для детского творчества на занятиях и досуге. Давайте, вспомним, когда вы были маленькими, как вы любили в песочнице играть с песком и водой. Как интересно было строить пирамиды и замки, чтоб они были самыми красивыми на свете! Или просто «печь» пирожки из песка. Как копать в песке ямки и туннели, пытаясь добраться до воды. И эти игры с песком так и остались с нами, как воспоминания детства.

         

 Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения. Игры с песком хороши своей универсальностью. Для ребенка любого возраста найдется интересная песочная игра. Особое обаяние, присущее песку как игровому материалу, привело к рождению отдельного метода психотерапии - песочная терапия. Но магия песка и сама по себе оказывает нужное воздействие.

Положительные эффекты игр с песком:

- развитие мелкой моторики (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);

- развитие творческого потенциала, фантазии (ребенок придумывает целый мир на песке);

 - развитие речи (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);

- развитие коммуникативных и социальных навыков (когда ребенок играет не один, он взаимодействует с партнерами по игре);

- балансировка психических процессов (возбужденных успокаивает, вялых активизирует);

 Прикасаясь к песку, Вы почувствуете его тепло, его текучесть, его движение. Игры с песком - отличный способ расслабиться.

Песок – это дар природы, каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы, поэтому этот материал так привлекает ребёнка. Это доступный материал для каждого. Ящик для игр с песком должен быть определённого размера: 50*70*10. Бортики и донышко выкрашены в голубой цвет. Бортики - это небо, дно – это вода.

 Сегодня я хочу вас научить играть с ребёнком в песочек. Каждое наше занятие – игра, начинается с ритуала входа в песочную страну:

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди.

 Здравствуй, здравствуй, дорогой

Мы играть пришли с тобой

(ритуал «входа» в Песочную страну).

Затем мы здороваемся с песочком, дети кладут руки на песок и произносят слова приветствия:

Здравствуй песочек, сыпучий и прохладный,

Ты - наш дружочек, играть с тобой приятно!

(Ритуал приветствия с песком).

Повторяем правила игры с песком:

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить,

Горы, реки    и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего   не разорять!

Это    мирная страна

Дети, поняли меня?!

Ну, а после игр милых

Вымыть руки нужно с мылом!

(Ритуал повторения правил поведения в песочнице)

Сегодня мы с вами попробуем поиграть в некоторые игры с песком.

Упражнение «Чувствительные ладошки».

 Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок? Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Игра «Тесто»

С мамой тесто мы замесим,

Чтоб испечь пирог нам вместе.

 Нужно тесто поразмять,

Нужно тесто нам помять,

Нужно тесто порубить

И немножечко побить.

Поочерёдные движения: захват песка в кулачки, рубящие движения рёбрами ладоней по песку, похлопывание ладонями по песку.

Игра человечки. 

Большие ноги шли по дороге Топ-топ-топ,

Маленькие ножки Бежали по дорожке Топ-топ-топ.

 Пройтись по песку ладонями, а затем указательным и средним пальцами.  

Тактильная разминка 

Ручки, как жучки летают.

И в песок они ныряют.

Песочек лапками перебирают

 Горку строят и ровняют

А ещё пересыпают

Через сито пропускают

Между ладошками потрут

И на место уберут.

В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: перебирают в песке пальчиками, строят горку, ровняют песок, пропускают песок через сито, протирают песок между ладошками.

Игра «Следы-узоры».

На поверхности песка оставлять следы , массажный шарик, грабельки(дорожки), заводная игрушка, щётка с жёсткой щетиной и др.

Игра «Картина из загадок». 

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки (облака)

Как над речкой, над рекой

 Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной (радуга)

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит (речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда (трава)

А теперь выберите из коллекции любую игрушку, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести её туда. Выставляя игрушки в песочнице, вы (родители) должны проговаривать предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, между, за… В дальнейшем можно применять следующие игры.

 Игра «Ориентировка в песочнице» (время суток, время года) .

У песочницы есть верх, низ, правая и левая сторона и по два угла: левый верхний и левый нижний, правый верхний и правый нижний. Чтобы ребёнок научился легко в ней ориентироваться проведите несколько игр. И начните с того, что по сторонам и по углам прячьте такие карточки, они у меня отвечают временным отрезкам. (петушок пропел – значит утро, солнышко ярко светит – значит день, мальчик укладывается отдыхать, за окном уже темнеет – вечер, луна, звёзды – ночь). В каком углу живёт петушок? – в верхнем правом. А мальчик – в нижнем левом. И так мы работаем: стороны – верх, низ, право, лево и уголочки. Усложняете игру тем, что эти карточки прячете в песочек. Ребёнок сам находит карточки в песке и радостно сообщает, что солнышко живёт в верхнем правом уголочке. Так он закрепляет знания о сторонах и углах. Для более старших детей можно приготовить карточки с видом города в разное время суток.

Рисование. Следующий этап, мы начинаем учить детей рисовать. Сгладим поверхность и поставим игрушечку в самый центр. И вот наша игрушка пошла в заданном направлении: то она идёт вверх, то идёт вниз, то в стороны, и возвращается в середину. Игрушки можно использовать разные, но только те, которые хорошо моются и безопасные для детей или же утилизируются. То есть картонный кораблик пришёл в негодность, мы его изъяли из игры ребёнка и сделали новый. Вот посмотрите, как мы начинаем рисовать с детьми:

- первое – это рисуем прямые линии, потом волнистые линии, но, чтобы было интересно рисовать сделаем ребёнку кораблик.

 - рисуем одним пальчиком, всеми пальчиками в разных направлениях.

 - дальше изучаем эталоны длины. Сглаживаем поверхность, поставим игрушку и предлагаем для этой игрушки сделать дорожку – широкую (всей ладошкой) узкую, длинную или короткую. Можно эти дорожки сравнить.

 - теперь рисуем лесенку (ступенька, ещё одна, ещё.) вот наша игрушка пошла по ступенькам. Можно посчитать ступеньки.

 - следующий этап нашей работы, когда дети научились рисовать дорожки, лесенки, волнистые и прямые линии (самые простые предметы, теперь мы учим их рисовать предметы, состоящие из округлых форм. И так по поверхности, для интереса, мама разбросала, например, бабочек. И для каждой бабочки ребёнок рисует листок. Листочки могут быть разные (округлые, волнисты). Также можно, ничего не предлагать ребёнку, а просто предложить нарисовать много шариков. Ребёнок упражняет руку, потом он и карандашом будет хорошо рисовать округлые формы.

- рисуем геометрические фигуры. Создание своей композиции. Предлагаю вам создать свою композицию (2 мин).

Как вы назовёте композицию, которая у вас получилась?

По желанию расскажите о чувствах, которые вызывает у вас композиция? Хочется ли что-нибудь изменить?

Вам понравилось играть с песком?

 Какие эмоции вы получили?

Что показалось наиболее интересным?

Что показалось трудным?

 

Сегодня мы показали  вам лишь несколько песочных игр, в которые вы родители можете поиграть с ребёнком. Ещё несколько игр мы вам приготовили  в буклетах. Вы дома сами ознакомитесь с ними.

Итог: 

Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? (Нет, нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней). Воспитатель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки, а она в Вашем лице, дорогие родители, воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести важное правило: Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании наших чудесных детей.