Презентации

Грошевая Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и методы работы по ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ Грошевая Татьяна Александровна воспитатель высшей квалификационной категории Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинка» город Бердск

Слайд 2

Актуальность В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышения уровня экологической воспитанности дошкольников.

Слайд 3

Требования ФГОС к реализации образовательной области «Познавательное развитие». Нормативно-правовые документы, которые должны учитываться при работе с детьми по экологическому воспитанию: Закон Российской Федерации “Об образовании” Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды” ФГОС ДО Э кологическое воспитание реализуется в образовательной области, «Познавательное развитие». ФГОС ДО ставит целью образовательной области «Познавательное развитие»: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Слайд 4

Цель: Формирование экологических представлений у дошкольников Задачи: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира..

Слайд 5

Экологические досуги и праздники Экологическое образование Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему Целевые прогулки на природе Наблюдения и опытно-исследовательская деятельность в центрах природы Беседы и проблемно-поисковые ситуации Создание коллекций, лепбуков Экологические игры Диагностика экологической воспитанности дошкольников Методы работы

Слайд 6

Активные и интерактивные формы работы Компьютерные технологии и мультимедийные презентации Кейс – технологии Конкурсы , викторины, развлечения и праздники Экологический театр, использование сказок и легенд на экологическую тематику Экологические акции Экологическая тропа Экологические игры Экспериментально-исследовательская деятельность Активные формы работы с семьями воспитанниками

Слайд 7

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации Использование следующих иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях: звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя , ветра и т.д.; экранные материалы – это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённых отдельной теме; мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками , помогающие рассказать детям об окружающем мире. медиа занятия, с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером , проектором и экраном; в процессе моделирования; если необходимо дать какую-то виртуальную познавательную информацию. Мультимедийные экологические игры включают как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физкультминутки , пальчиковые игры.

Слайд 8

Кейс технологии Предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; Развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. (Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?») Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а у берёзы маленькие?» и т.д. Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию. Конкурсы, викторины, развлечения и праздники Проведение: конкурсов, викторин, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «День рождения Рябинки», «Мы-друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп» и т.д.

Слайд 9

Экологический театр, сказки и легенды на экологическую тематику Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность. В организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, а становятся помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории). Экологический театр - открывает широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.

Слайд 10

Экологические акции Осень : «Агенты энергосбережения» « Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц ). Посади дерево Зима : «Ёлочка – зелёная иголочка». «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального). Весна : « Любимый – чистый город!» (городская акция «Чистый город» проходит традиционно, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем). «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников). «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов ). Лето : «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками). «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).

Слайд 11

Экологическая тропа Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же преследуется конкретная цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничиться только одним объектом. На тропинке проводят наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми наблюдают, рассматривают, обсуждают, анализируют и т. д., но свои впечатления об увиденном, приобретённые знания о природе, дети выражают в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.

Слайд 12

Экологические игры Сюжетно-ролевых игры : «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», «Путешествие на Луну», «Зоологический магазин», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов» и т.д. Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации: «Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие. Игровой приём Получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. Экологические проблемные ситуации Где дети решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты

Слайд 13

Экспериментально-исследовательская деятельность Основным содержанием исследований является: о человеке (знакомство со строением тела человека, внутренних органах, взаимосвязь с природой); о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево и пр.); о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода и т.д.); о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа); о предметном мире.

Слайд 14

Активные формы работы с родителями Давать домашние задания, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; помощь в создании развивающей среды; благоустройство участков на территории детского сада; сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях (которые были описаны выше ). Участие родителей в проектной деятельности, мастер-классах, анкетирование.

Слайд 15

Интернет – ресурсы: http ://elenaranko.ucoz.ru/ https://nsportal.ru/user/545193/page/metodicheskaya-kopilka http://kalinka-anapa.ru/rekomendacii-specialistov/128.html Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ Выполнила: Грошевая Татьяна Александровна воспитатель высшей квалификационной категории г ород Бердск 2021 год Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинка»

Слайд 2

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». Таким образом, экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Современная трактовка понятия «экология» намного шире. В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду.

Слайд 4

Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Столь раннее формирование экологической направленности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко, потому что это интересно. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней. Поэтому работа с детьми дошкольного возраста так важна для формирования экологической культуры личности.

Слайд 5

Нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения: - Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989. - Конституция Российской Федерации от 12.121.1993. - Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

Слайд 6

Согласно Стратегии развития воспитания в РФ, экологическое воспитание предполагает: - развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы; - становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле; - воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними; - осознание своего собственного «Я» как части природы.

Слайд 7

При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как: экологическое восприятие - видение, слышание , обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности; экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы; экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание; экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений; экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.

Слайд 8

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Слайд 9

Сюжетно-ролевые и дидактические игры Игры с природным материалом Целевые прогулки и наблюдение в природе Просмотр фильмов о природе Создание книг – самоделок Чтение детской художественной литературы Труд в мини-центре природы Опытная, экспериментальная , поисковая деятельность Беседы с детьми на экологические темы Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария Работа с календарями природы, дневниками наблюдений Изобразительная деятельность по экологической тематике Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе Экологические досуги, проекты С овместная деятельность воспитателя и воспитанников

Слайд 10

Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у детей, формированию ценности к окружающей их действительности , воспитывают бережное отношение к природе , ко всему, что их окружает. Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.

Слайд 11

Познавательный аспект •Окружающая среда и здоровье ребенка; • Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе; • Пути решения этих проблем; •Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром; • Методики ознакомления ребенка с окружающим миром. Деятельностный аспект Участие в природоохранных акциях совместно с детьми; • Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах; • Выращивание растений; •Чтение литературы совместно с детьми. Ценностный аспект •Природа как универсальная ценность для человека; •Значение природы в жизни человека; • Здоровье ребенка и природа; •Человек – часть природы; •Формирование разумных потребностей. Нормативный аспект • Знание правил поведения во время отдыха на природе; •Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми; •Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция; •Знание психологических особенностей ребенка, соответствующих его возрасту, потребностей, в том числе в общении с природой. «Экологическое просвещение родителей»

Слайд 12

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний ». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”

Слайд 13

Поэтому самое главное в процессе экологического воспитания привить ребенку главные принципы его жизни в гармонии с природой: 1. «Не навреди». 2. «Познавая, не разрушай». 3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо». 4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса: - Что я хочу сделать? - Зачем мне это нужно? - Кто и что при этом приобретает, а кто и что теряет? 5. «Подумай о последствиях!»

Слайд 14

Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Слайд 15

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: