Семинар по гражданско-патриотическому воспитанию 2018

Гриценко Наталия Николаевна

Выступление на районном семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_grazhdansko-patrioticheskomu_vospitaniyu.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Гриценко Наталия Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №14» г.Сергиев Посад

   

     Вопросы нравственного развития, гражданско-патриотического  воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, когда  Россия переживает духовный кризис, проблема гражданско-патриотического воспитания становится все более актуальной.             Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Слайд 2

«Гражданин - это патриот, обладающий чувством национального самосознания.» Идея народности воспитания в его педагогической теории является основополагающей..

К.Д.Ушинский

Слайд 3

В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения отражена программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

           Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как  целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России

Слайд 4

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи характеризуется  низким уровнем гражданского образования и патриотического воспитания  у школьников. И имеет, по крайней мере, четыре аспекта:

              Во-первых, общество нуждается в подготовке широко   образованных, высоконравственных людей, любящих свою Родину,  обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Слайд 5

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Слайд 6

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня гражданственности, ибо гражданственность  - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

     Слайд 7

      В-четвертых, воспитание патриотизма важно и потому, что

-  поможет         повысить  патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;

-    раскрыть понимание  истинного значения интернационализма;

-  не получат широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;

-     проявится устойчивая тенденция повышения престижа военной службы в Вооруженных  Силах  Российской Федерации.

Слайд 8

  •    любовь к Отечеству, к родной земле, родному языку, к своей культурной среде (см.: Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2003. - С. 185).
  • уважение и знание истории своей Родины, традиций и обычаев своего народа;
  • нетерпимость к расовой, национальной неприязни, стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины;
  • осознание своего патриотического долга; уважение армии, готовность служить и защищать интересы Родины;
  •  активно участие в трудовой деятельности, сочетая личные и общественные интересы.

Слайд 9

Цель гражданско-патриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

         Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.  

На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, к своему прошлому заложенной в его душе с самого рождения.

Слайд 10

Компоненты гражданственности

  • политическая, правовая, духовно-нравственная, трудовая культура человека,
  • чувство собственного достоинства,
  • уважение и доверие к государственной власти,
  •  соблюдении своих прав и обязанностей при одновременном доверии и уважении к живущим рядом людям,
  • сочетании патриотических и интернациональных чувств.

Слайд 11

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня. Нравственные ценности, накопленные нашим народом, нашими предками, не должны забываться. Если мы хотим воспитать настоящего хозяина своей земли, родного края, то обязаны все время как бы протягивать животворную нить к «дням настоящим от дней минувших». Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.

Слайд 12

Компоненты гражданско- патриотического воспитания

  • Знание человеком фактов культуры, истории, которые он воспринимает как факты, события нашей, своей истории, культуры ( «Я знаю, что это наше!»).
  • Положительное отношение к определенным «нашим» фактам истории и культуры («Я горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории»).
  • Деятельный - готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране (позиция - «Я готов, настроен действовать на благо своей страны»).

Слайд 13

Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Формирование фундамента основ личности закладывается с детства. Семья как первая и специфическая среда является для ребенка микромоделью общества, в которой и посредством которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную.

           Становление ребенка как патриота своей Родины в огромной степени зависит от того, как с ним общаются в раннем детстве, что ему рассказывают, показывают, поют. Колыбельная песня матери – это для ребенка окошко в природу, в окружающий мир, в жизнь. С ее помощью он прикасается к культуре своего народа, слышит звучание родного языка, сопереживает родным, близким людям. Именно здесь формируется в одних случаях строитель и защитник Родины, в других – примитивный потребитель общественных благ.

    Серьезное беспокойство вызывает всплеск правонарушений и даже преступлений  среди подростков. Анализ информации правоохранительных органов показывает, что правонарушения совершают подростки, которые находятся вне поля действия семьи. Там, где родители не уделяют должного внимания воспитанию подростков, не проявляют интереса к их связям, занятости, тем чаще их подстерегает беда.

           Важным средством патриотического воспитания является пример родителей. Пример – наглядный образ действий родителей, который служит образцом подражания. Чем старше становятся дети, тем внимательнее, придирчивее, принципиальнее относятся они к родителям. Фундаментом авторитета родителей становится их добросовестный труд на благо семьи и во имя Родины, высокие моральные качества гражданина Отечества, человеческие  качества отца и матери – первых воспитателей своих детей.

          Следует подчеркнуть, что воспитание детей – это не только зов природы, не только родительский, но и гражданский долг.

Слайд 14

Содержание гражданско-патриотического

 Воспитания

  • знакомство с государственной символикой РФ; героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей,
  • знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России
  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников

Слайд 15

участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, с правами гражданина;
  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии;

Слайд 16

  • организация конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России;
  • ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Слайд 17

Формы организации деятельности  по формированию гражданственности и патриотизма

  • деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда,
  • беседы, диспуты, викторины, игры,
  • коллективные творческие дела,
  • смотры-конкурсы, выставки, соревнования,
  • экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг,
  • знакомство с историческим прошлым  малой родины и Отечества,
  • знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;

поисково-исследовательская деятельность, туристско-краеведческая работа, беседы.

Наша школа ведет активное сотрудничество с родителями – проводятся совместные праздники, родительские лектории, анкетирование и тестирование родителей, привлекаются родители для участия в спортивной жизни школы, к работе по благоустройству школы и школьной территории, создан родительский комитет, который участвует во всех значимых  делах как образовательного, так и воспитательного характера.

      Большую роль в воспитании у подрастающего поколения чувства гражданственности и патриотизма принадлежит школе. Формирование этих качеств происходит как на уроке, так и на правильно организованной внеклассной деятельности.

Слайды 18-34

 В нашей школе накоплен определенный положительный опыт  по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся.   Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. 

  • Совместные праздники с родителями
  • Веселые старты
  • Сотрудничество с ДОУ
  • Экскурсии по городу
  • Участие в районных мероприятиях
  • Экскурсии в музеи Сергиева Посада и других городов
  • Смотры строя и песни
  • Классные часы и уроки мужества
  • Встреча с ветеранами ВОВ

Слайд 35

        Работа по гражданско -патриотическому воспитанию затрагивает каждого ученика нашей школы, напоминает детям о смысле слов «РОДИНА», «ОТЕЧЕСТВО», «ЗАЩИТНИК». Ведь задача школы - не только дать детям знания, но и воспитать в них глубокое убеждение, что они, являясь гражданами своей страны, должны уметь защищать Отечество, любить Родину, стать подлинными ее патриотами.

Будем надеяться, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения как учителей, так и учеников.                                                                                                                   Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.

10.05.2018 г.