урок по окружающему миру "Водные богатства"
план-коспект урока по окружающему миру по теме "Водные богатства" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
окружающий мир 2 класс "Водные богатства" | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Тема «Водные богатства»
УМК «Школа России». Автор учебника: А.А.Плешаков , 2017 г., стр. 82 - 85.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: Познакомить с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края, красотой моря.
Задачи:
- Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.
- Формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.
- Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами, компьютер, глобус, мультимедийный проектор, экран, презентация.
УУД:
- Познавательные УУД:
- Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- Формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
- Формируем умение находить ответы на вопросы.
- Коммуникативные УУД:
- Формируем умение слушать и понимать других;
- Формируем умение строить речевое высказывание в соотвествии с поставленными задачами;
- Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
- Регулятивные УУД:
- Формируем умение высказывать свое предложение на основе работы с материалом учебника;
- Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Формируем умение осуществлять познавательную и личную рефлексию.
- Личностные УУД:
- Формируем умение высказывать свое мнение;
- Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Духовно-нравственное воспитание и развитие:
- Воспитание трудолюбия, способности к познаванию;
- Экологическое воспитание;
- Эстетическое воспитание.
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающая (физминутка, гимнастика для глаз, посадка во время работы)
- Технология проблемного обучения (при определении темы урока)
- Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление)
- Информационно-коммуникационные технологии (презентация)
План урока:
- Оргмомент .
- Проблемная ситуация + деятельность по её решению (проверка домашнего задания).
- Формулировка темы и задач урока (загадки, водоёмы, водные богатства, вопросы, на которые будем искать ответы – задачи).
- Работа по теме урока.
- Физминутка .
- Проверка знаний.
- Рефлексия.
- Варианты домашнего задания.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Этап самоопределения к деятельности 2 мин | Учебник, дневник, пенал и тетрадки На парте всё в образцовом порядке. Подарим улыбки, Гостям, мне, друзьям, свободно вздохнём И, не волнуясь, урок наш начнём. | Л. –умение выделить нравственный аспект поведения | |
2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания) 7-8 мин | Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» и сегодня продолжим путешествие по нашей планете. | Работа на карточках | Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К. - общение и взаимодействие; умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя. |
Ребята, в конвертах лежат голубые карточки, подпишите свою фамилию. Вспомним, с чем вы знакомились на прошлом уроке. 1. Как называются углубления с крутыми склонами? (овраг) 2. Что такое возвышения на равнинах? (холмы) 3. Что называем горными хребтами? (горы, расположенные рядами) 4. Чем отличается холм от горы? (гора высота более 200 метров) 5. Назови части холма (горы) (вершина, склон, подошва или подножие) | Письменно отвечают на вопросы. | ||
Вывод : Равнины, горы холмы, овраги – формы земной поверхности (Доска, открываю слайд 1) Обменяйтесь листочками, проверьте, пожалуйста, работу соседа и оцените ее. 1ошибка –« 5» 2 ошибки –«4» 3 ошибки – «3» Больше 3 –«2» | Взаимопроверка. | ||
3. Мотивация учебной деятельности (формулировка темы и задач урока) 4-5 мин | 1. Проблемная ситуация. 2. Формулировка темы и задач урока | Ответы детей Река Болото Озеро Море Выдвигают предложения Выдвигают предложения | Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П. – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К.-формулировать собственное мнение и позицию. Р.-принимать и сохранять учебную задачу. К.-формулировать собственное мнение и позицию |
Послушайте стихотворение, потом ответите на вопросы. (Слайд 4) -Если на карту Земли посмотреть, Земли на Земле всего одна треть. Странный вопрос возникает тогда: “Планета должна называться …“Вода”?” -Почему поэт предложил переименовать планету? ( Потому что на карте мы видим много воды). -Правильно, ребята. Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки. (слайды 2-5) 1.Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик в ручейке, А широкий – в море. Что это такое? (река) 2. Не море, не земля Корабли не плавают, А ходить нельзя ( болото) 3 Молодые берёзки свои перед ним
- Что общего в наших отгадках? ( всё связано с водой) - Болото, море, озеро, река - как можно назвать одним словом? ( Водоёмы) - Значит о чем, мы будем говорить сегодня на уроке? - Но мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водных богатствах. (СЛАЙД) - Тема сегодняшнего урока - «Водные богатства» Какие задачи поставим на урок? Учитель: 1. Что составляет водные богатства? 2. Водные богатства нашего края. 3. Строение реки. | |||
4. Работа по теме урока 10-12 мин. | 1 вопрос -Что составляет водные богатства планеты? Как бы вы на него ответили? Водные богатства планеты составляют: (слайд 7) Моря, океаны, реки, озера, пруды, водохранилища, каналы. -Как и для чего использует воду человек? -Как вы думаете, для чего нам нужно экономить воду? И нужно ли ее экономить? -Расскажите, как вы экономите воду дома, в школе? - Ребята, на глобусе (модель земли) синим, голубым цветом обозначена вода, водоемы, т.е. водные богатства нашей планеты. Большую часть занимает вода. Но как бы много ее не было, необходимо беречь. Не всю воду можно пить. Можно пить только пресную воду, не соленую. А в море вода соленая, значит….. 2 вопрос. - Как вы думаете, на какие две группы можно разделит все водоёмы? - Давайте проверим ваши предположения, А где мы можем это сделать? Правильно в учебнике. Предлагаю вам найти ответ на этот вопрос на стр.82. Какие слова здесь ключевые? ( искусственные и естественные) слайд 8 3 вопрос. Работа в парах. Попробуем выполнить задание под жёлтым кружочком стр.82.Слова которые нужно вставить находятся на желтых карточках в ваших конвертах. ( в конвертах слова : пруд, водохранилище, канал). Проверка слайд 9, 10, 11 Физминутка ( Музыкальная) -Я предлагаю вам начать нашу работу по изучению рек. -Где начинаются и где заканчиваются реки? -Куда они текут? -Почему вода в реке не заканчивается? -Сегодня мы с вами ответим на эти вопросы. Работа с учебником. Откройте учебник на стр.83. Рассмотрите схему реки. Расскажите по ней о частях реки. Итак, исток – это начало реки. Устье – место, где река впадает в другую реку, озеро или море. У реки 2 берега (левый и правый) Как определить левый и правый берег реки? (если смотреть в сторону течения, то слева – левый берег, с права – правый берег.) Притоки – в реку обычно впадают ручейки или другие реки. Русло – углубление, по которому течет река. А сейчас проверим, как вы всё запомнили. Откройте рабочие тетради стр.51 и прочитаем и выполним задание 2. 3 -А знаете ли вы какие водоемы можно встретить на территории нашего Сергиево-Посадского района? А сейчас поработаем в группах . 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд. Капитанами будут Кручинин Миша, Селифанова Ксения, Савельева Диана. Вспомним правила работы в группе. Слайд 12 У каждой группы большой лист, на котором нарисованы река, озеро и пруд. Ваша задача вспомнить названия озер, рек и прудов нашего края и наклеить карточки с названиями на картинки. А сейчас попросим капитанов зачитать свои ответы. Реки – Дубна, Кунья, Торгоша, Воря, Вондига, Кончура, Пажа. Озёра – Торбеевское, Лесное, Загорское. Пруды – Банный, Келарский, Белый, Вифанский, Скитские. Слайд 13 В нашем крае ещё очень много водоемов. Об одном из них нам расскажет Казьмин Назар. Он заинтересовался происхождением Белого пруда и с родителями снял видео. | Выдвигают свои предложения Работа с учебником Работа в парах, самопроверка Работа с учебником Исток Устье Приток Левый берег Правый берег Ответы детей. Работа в тетради. Работа в группе. | П.- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. П. – осуществлять операции для решения учебных задач. |
5. Работа по теме урока 6-8 мин. | В России огромное количество озер. Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на юго-востоке нашей страны. В нем огромный запас пресной (несол.) воды. Со всех сторон это озеро окружено горами. Вода в озере прозрачная и холодная. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна – Ангара. На озерах мы побывали. Сейчас узнаем, куда двигаться дальше. Закройте глаза, представьте себе лето, звуки моря, шум волн. ( шум моря) Так о чем же мы будем говорить? (о море) Что такое море? Море – это очень большой природный водоем с соленой водой. Какое оно море? Кто из вас летом был на море? Какие у вас впечатления, поделитесь. Слайд 13-14 - Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них, нельзя не сказать об экологии, о защите и сохранении этих богатств. Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. Свой вклад должен внести каждый. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать участие в экологических мероприятиях. Наше путешествие подходит к концу. | Озеро Море | П.- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. П. – осуществлять операции для решения учебных задач. |
6. Итог (проверка знаний) 2-3 мин | С чем мы сегодня знакомимся? (с водными богатствами) О каких водоемах говорили? - На какие две группы их можно разделить? - Что относится к искусственным водоемам? - Что к естественным? | Водоемы Море Озеро Океан Река Канал | |
7. Рефлексия | Справились ли вы с задачами, поставленным перед уроком, как вы считаете? В ваших конвертиках лежат голубые и зеленые капельки, если вам урок понравился, все было понятно и интересно, то прикрепите под тучкой голубые капельки, а если было не интересно, не понятно, то зеленые. Всем спасибо за работу, ребята! Урок окончен. | Ответы детей | Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей |
8. Домашнее задание | Стр. 83-85 учебник, стр.51-53 тетрадь (подготовить сообщение о водоеме нашего края №4) |
1. Как называются углубления с крутыми склонами? _________________________
2. Что такое возвышения на равнинах? _____________________________________
3. Что называем горными хребтами? _______________________________________
4. Чем отличается холм от горы? __________________________________________
5. Назови части холма (горы) _____________________________________________
1. Как называются углубления с крутыми склонами? _________________________
2. Что такое возвышения на равнинах? _____________________________________
3. Что называем горными хребтами? _______________________________________
4. Чем отличается холм от горы? __________________________________________
5. Назови части холма (горы) _____________________________________________
1. Как называются углубления с крутыми склонами? _________________________
2. Что такое возвышения на равнинах? _____________________________________
3. Что называем горными хребтами? _______________________________________
4. Чем отличается холм от горы? __________________________________________
5. Назови части холма (горы) _____________________________________________
1. Как называются углубления с крутыми склонами? _________________________
2. Что такое возвышения на равнинах? _____________________________________
3. Что называем горными хребтами? _______________________________________
4. Чем отличается холм от горы? __________________________________________
5. Назови части холма (горы) ____________________________________________
пруд | водохранилище | канал |
пруд | водохранилище | канал |
пруд | водохранилище | канал |
пруд | водохранилище | канал |
пруд | водохранилище | канал |
пруд | водохранилище | канал |
пруд | водохранилище | канал |
пруд | водохранилище | канал |
пруд | водохранилище | канал |
пруд | водохранилище | канал |
пруд | водохранилище | канал |
пруд | водохранилище | канал |
пруд | водохранилище | канал |
пруд | водохранилище | канал |
пруд | водохранилище | канал |
Дубна Белый
Кунья Келарский
Торгоша Вифанский
Воря Скитские
Вондига Банный
Кончура Загорское
Пажа Лесное
Торбеевское
Торбеевское
Торбеевское