Мероприятия открытые

Швидкая Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  по «Князь Владимир»

  Ф.И.О педагога:  Швидкая Ирина Александровна  

  Должность: учитель

  МКОУ «Александроневская средняя школа»

  Предмет: ОРКСЭ

  Тема урока: «Князь Владимир».

  Тип урока: урок изучения  нового материала.

Средства ИКТ, используемые на уроке: компьютер, проектор, экран, электронная презентация.

Книга «Повесть временных лет», Икона равноапостольного князя Владимира

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:

Учащиеся владеют

- регулятивными УУД:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать свое предположение( 1 уровень);

оценивать результат своей деятельности (2 уровень);

- познавательными УУД:

собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя ( 2 уровень);

У учащихся недостаточно сформированы

- коммуникативные УУД:

  Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной работе группы;

- личностные УУД:

  Осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы (2 уровень).

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

- знакомятся с понятием КРЕЩЕНИЕ и биографией князя Владимира;

- формируют представление о значимости крещения в жизни каждого человека.

1 уровень – под руководством учителя;

2 уровень – совместные (групповые) действия.

Регулятивные

- планируют собственную деятельность;

- осуществляют контроль и оценку своих действий.

1 уровень – выполнение действий под руководством учителя;

2 уровень – выполнение действий под руководством учителя.

Познавательные

- извлекают необходимую информацию из прослушанного текста;

- умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

1 уровень – выполнение действий под руководством учителя;

2 уровень – совместные (парные), выполняемые под руководством учителя действия.

Коммуникативные

- обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

1 уровень – совместные (групповые) действия.

Личностные

- осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы.

2 уровень – выполнение учебного действия с использованием опорных слов.

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Организационный (1 мин)

-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Мотивационно-целевой этап

 ( 5 мин.)

- обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;

- вызвать познавательный интерес к проблеме;

- организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Создание проблемной ситуации

Фронтальная

1.Создает положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность.

2. Предлагает детям послушать стихотворение о Руси

3. Просит детей ответить на вопросы

3. Предлагает сформулировать цель урока.

1. Настраиваются на учебную деятельность

2.Слушают стихотворение.

 Готовятся ответить на вопросы.

3.Отвечают на вопросы.

4. Формулируют цель урока

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности.

Ориентировочный этап

   (3 мин.)

Организовать совместно с учителем планирование и выбор методов поиска информации

Беседа

Фронтальная

1.Предлагает спланировать последовательность действий по решению учебной задачи.

1. Высказывают своё мнение.

2. Осуществляют планирование собственной деятельности.

3. Описывают предполагаемую последовательность действий по решению учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

слушать и слышать учителя, планирование общихспособов работы.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации

Физкультурная пауза

( 3 мин.)

Организоватьрелаксацию.

Физминутка «Солнышко»

Создание атмосферы эмоционального комфорта

Коллективная

Организует учащихся на мышечную релаксацию.

Дети выполняют упражнения, стараются расслабиться, набраться сил.

Личностные УУД:

формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

Поисково-исследовательский этап

( 18 мин)

организовать поиск решения проблемы

Практические (создание  схемы )

Групповая, парная

1.Организует работу в группах.

2. Проверяет творческое задание.

3. Организует сбор информации: предоставляет детям информацию.

4.Организует работу в парах. Раздает карточки  «О качествах и чертах характера князя Владимира».

1.Объединяются в группы.

Выполняют задания по карточкам.

2. Устанавливают рабочие отношения,

обмениваются информацией и  знаниями между членами группы.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, уметь устанавливать рабочие отношения в группе, в парах.

Познавательные УУД:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Практический этап

( 10 мин)

- обеспечить  осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Устный опрос

Индивидуальная

Помогает сформулировать

и зафиксировать

окончательные выводы в соответствующей форме.

 Дети работают индивидуально.

Познавательные УУД:

 умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Рефлексивно-оценочный этап

( 5 мин)

- обеспечить осмысление процесса и результата деятельности

Беседа, создание ситуации успеха

Фронтальная

1. Предлагает задания или проводит беседу по вопросам рефлексивного характера.

2.Организует процедуру само- и взаимооценки результатов учебной деятельности на уроке.

Дает:

• комментарий к домашнему заданию.

1. Выполняют задания, отвечают на вопросы рефлексивного характера в ходе беседы с учителем

Осуществляют процедуры само- и взаимооценки собственной учебной деятельности, своих товарищей в паре, группе, класса в целом.

Личностные УУД:

демонстрировать понимание изученного материала и высказывать свое отношение к содержанию темы.

Регулятивные УУД:

оценить степень достижения цели.

Дата:  07 ноября 2015 г.                                                                                                                                        Подпись педагога:

Конспект урока по теме «Князь Владимир»

Цель урока: формирование представления о знаменитом правителе древнерусского государства и его заслугами перед Отечеством.

Задачи урока:

создание условий для осмысления нравственных и духовных ценностей православия.

воспитание видения духовного  за земными делами человека, любовь к Родине и её святым, желание исправлять свои ошибки и становиться лучше, гордость за своё Отечество и его культурное наследие;

развивать у ребенка чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

показать ценность крещения человека и государства;

развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;

развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; гордость за культуру России

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором - (компьютерная презентация)

  • икона равноапостольного князя Владимира
  • мультфильм «Князь Владимир».

                                                                         Ход урока:

На доске:  «Это святая обязанность - любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать»  М. Л. Шолохов.

Звучит запись стихотворения С. Есенина в исполнении С.Безрукова «Гой ты, Русь, моя родная…»  

  1. Организационный момент.

— Сегодня мы с вами вернемся в Русь старину. Узнаем про старину седую, про дела бывалые, про Крещение Руси. Про одного из правителей нашего государства.

  1. Мотивационно-целевой этап. 

28 июля Православная церковь чтит память святого равноапостольного 
князя Владимира, в день его преставления. В этом году Россия отметила памятную дату — День Крещения Руси.  В этом году РПЦ отметила1000-летие со дня смерти князя Владимира.  Сегодня мы узнаем как это произошло? А для этого нам надо вернуться на 1000 лет назад. Кто знает как называлась в то время наша страна?  (Русь).                                                                                       (1 июня 2010 года Президент России Д.Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»», на основании которого ежегодно 28 июля в России отмечается новая памятная дата — День Крещения Руси.      Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2105/

III.Ориентировочный этап

-Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (В учебнике, у учителя, в справочной литературе, в интернете)

-Ребята, а как вы думаете, как нам организовать работу на уроке так, чтобы собрать необходимую информацию, изучить ее, ответить на вопросы?

(Слушать учителя и выступающих, советоваться друг с другом, думать самим и отвечать на вопросы, разделиться на группы, поработать в парах)

IV. Поисково-исследовательский этап (Анализ собранной информации из разных источников и его обработка)

Наши предки называли себя славянами. «Славяне» произошло от слова «слава», и «хвала». Они были трудолюбивыми земледельцами и отважными воинами. Много работали и охотились.

 У славян существовало очень много богов: бог неба и света; бог солнца; бог ветра; бог огня; бог урожая; бог грома и молнии, которого называли Перун. Это был самый грозный бог.

Многобожие создавало вражду между славянами. В то далекое время правителем русской земли был князь Владимир.

  И решил князь объединить все славянские племена, чтобы они стали составлять одно целое - Русское государство и называться русскими. Но для этого надо было принять новую христианскую веру.

Князь Владимир…

Историки назвали его Великим, Церковь – святым равноапостольным, а  народ величал его просто – Владимир Красное Солнышко. Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 году. Именно он выбрал для своего народа Православную веру – воплощение истинной красоты и благодати.

 

 Родился князь киевский согласно летописям приблизительно в 960 году. Отцом его стал могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простая рабыня Малуша, бывшая в услужении у княгини Ольги, из небольшого городка Любеч.

 Далее летописи повествуют о том, что князя Владимира забрала к себе княгиня Ольга. Он жил под ее присмотром и воспитывался старшим братом матери – дядей Добрыней. Именно они влияли на характер русского князя Владимира.

 Бабушка ещё до рождения внука окрестилась. Для этого она специально побывала в Константинополе - главном городе восточной Византии.

  Бабушка возила внука на свою родину, на реку Пскову. Там ей было видение - три светлые луча спускались с небес. И бабушка предсказала, что на этом месте будет храм Святой Троицы. Так и вышло. Везде маленький Владимир видел, как любят бабушку, как она приветлива со всеми.

  Взрослел Владимир в поездках по Руси с бабушкой или с отцом или с дядей Добрыней Зимой на санях по льду замёрзших рек, а летом дорогами становились эти же реки. Всюду встречали их с хлебом-солью. Видел Владимир храбрых русичей в ратных подвигах.

 (Добрыня это по-русски, а подлинное имя Добран, он правил Новгородом, пока возмужал Владимир).

Ученик: «Я Русич»  Юрий Куваев

Я Русич, и горжусь я этим,

 Землёй своей родной горжусь,

 Горжусь делами предков славных,

 Тобой горжусь - родная Русь!

  Быть Русским - значит соблюдать

 От предков данный нам завет:

 -По Совести и Правде жить,

 За каждый шаг держать ответ.

Проснись народ Руси великой

 - Хозяином ты будь в стране,

 Гордись и помни, что ты-Русский

 И не в чужой во стороне!

Ход времени нам не остановить,

И эту жизнь измерить невозможно,

Но сердце есть,

И нам дано любить,

А для любви нет в мире невозможного!

  Княгиня Ольга любила внука, учила его вере христианской. Он слушал бабушку, но авторитетом для него, конечно, прежде всего был отец. С ним он бывал и в походах, и на княжеских пирах.

  Закаляя тело, защищая Русь, Владимир мало заботился о своей душе. Понятие греха как будто не касалось его. После смерти отца, борясь за престол, Владимир не остановился даже перед братоубийством. Коварно убил брата Святополка, взял в жёны жену его Рогнеду. Таковы были нравы в дохристианской Руси. 

Ученик:  Нет тех, кто не знал бы того, кто крестил

Русь-матушку, дал ей живительных сил.

Хоть не было просто народ убедить

Оставить язычество, заново жить,

Сумел заработать людскую любовь,

Спасая Россию за разом раз, вновь.

И солнышком Красным запомнил народ

Того, кто дал Книге в России почёт.

Князю Владимиру пришлось преодолеть большие трудности, прежде чем Русь приняла христианство. Во второй половине 80-х годов X века он стал делать первые, пока еще очень осторожные шаги, ведущие к крещению.

  Но Владимир не сразу пошел на введение христианства. Летописное «Сказание об испытании или выборе вер» описывает, что сначала он встретился с посланцами из других земель и расспросил их о монотеистических религиях – мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве.      (Это было не случайно: монотеистические религии выросли из одного корня, к тому же Русь имела тесные связи и с христианскими странами – Германией, Византией Римом, и с мусульманскими – Волжской Болгарией, Хорезмом, а также контакты с еврейскими общинами в Хазарии и на территории Руси).

Отказав по разным причинам первым трем посольствам, Владимир благосклонно выслушал пространную речь православного греческого философа, который, кратко опровергнув учения мусульман, латинян и иудеев, сжато изложил ветхозаветную историю, пророчества об отвержении Богом иудеев и пришествии Спасителя и, наконец, перешел к новозаветным событиям. Большое впечатление на князя произвел рассказ о грядущем Втором пришествии, при этом ему была показана и «запона» – некое полотно – с изображением Страшного суда.

Потом, посовещавшись с боярами и представителями городов, Владимир направил посольства в окрестные страны. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде. Пораженные красотой византийского богослужения, послы заявили Владимиру и всей его дружине: «Не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом».

 ("Великий князь Владимир избирает религию" И. Эггинк, 1822)

Затянувшийся «выбор вер» был обусловлен сопротивлением влиятельных сил в самом Киеве. Лично для себя Владимир уже принял решение. Он был достаточно знаком с христианством: мать, бабка, их приближенные, позднее его жены, из которых большинство были христианками, – все они так или иначе, исподволь или открыто, благотворно воздействовали на душу князя. Но вопрос о перемене религии не мог быть решен вопреки воле «мужей» из княжеской дружины Был использован и авторитет княгини Ольги: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка Владимира Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». Помогли оставить язычество и принять крещение детские воспоминания о бабушке Ольге, ведь она тоже приняла когда-то крещение. А то, что посеяно в детстве, обязательно даст всходы. К тому же он был уже правителем огромной славянской страны, любил её, искал единую веру, которая бы объединила славянские племена, помогала им выстоять в этом враждебном мире. В конечном счете, Владимир, поддержанный соратниками, решил обратиться в Православие.

Учитель.  Князь любил выходить на берег Днепра, глядел в беспредельные дали, вспоминал, как бабушка рассказывала ему про апостола Андрея, как он именно здесь установил на днепровской круче Крест и предсказал, что тут будет великий город. Здесь он вспоминал  детство: как, бывало

Как глубоко Княгиня-бабка глубоко вздыхала, рассказывая о Боге Владимиру.  

«Да-а, многому учила Ольга нас! - Вспоминал князь.

Неужто сбудется мечта княгини славной.  И станет Русь Державой Православной?!

Учитель:

Он был  добрым, любил свой народ и заботился о бедных. Но не всегда было так… Помните, мы с вами смотрели мультфильм «Василиса Микулишна»? Каким мы увидели его? Да, злым и жестоким язычником  

         

 Учитель: Душа князя Владимира чернела с каждым днём  и не находила покоя. Он всё чаще стал вспоминать своё детство и свою бабушку княгиню Ольгу, которая была православной и учила маленького Владимира добру.

Великий князь Владимир - гонитель христиан, человек неблагочестивый и порочный, язычник,  мститель, он превращается в воина Христова, в смиренного раба Божия.

 

Физкульт.минутка  (релаксация «Солнышко»)  

V.Практический этап

Учитель:   После принятия Крещения князь внутренне преобразился, стал другим человеком. Князь Владимир, он вошёл в историю нашей страны под ласковым именем «Красное солнышко». Как вы думаете, почему?

 (На магнитной доске к солнцу прибавляем лучики со  словами «вера», «добро»,«смирение», «терпение», «милосердие», «любовь к ближним» или в  презентации слайд)

           -он поверил в Бога, и душу его озарила истинная вера;

            -в сердце его зажглась любовь к ближним;

            -вместо злых дел он стал творить добро;

            -его гордый нрав обрёл смирение;        

           -нетерпение и вспыльчивость заменило терпение;

           -а его жестокосердие превратилось в милосердие.

Работа на ватмане – солнышко из детских ладошек

Учитель:   Правильно эти добрые качества принесли князю Владимиру всенародную любовь и ласковое прозвище «Красное солнышко».  

 (Дети рисуют на альбомных листах  или на ватмане)

Своей жизнью и добрыми делами князь Владимир угодил Господу Богу и сейчас находится вместе с ним в райских селениях. Мы тоже можем быть вместе с Богом. Для этого надо не так уж много: отвратиться от зла и творить добро. Будьте солнышками!

В 988 г. князь Владимир принял новую веру сам, и затем провозгласил христианство государственной религией. Он приказал уничтожить всех идолов, а главного идола - Перуна сбросить в Днепр. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян в реке Днепр.

Чтение стихотворения учеником.

Гусляр (ученик).

Поселенья и курганы

Оставляя в стороне,

Чуть качались истуканы,

По речной катясь волне.

А в столице первой русской,

Рано-рано поутру

Шел народ широким спуском

На крещение к Днепру.

Шел народ к мосткам дощатым,

Забывая страх и грусть,

И пролег тогда Крещатик

Через всю Святую Русь.

(Улица Крещатик создана в начале XIX века. До этого времени Крещатиком именовалась местность вдоль Днепра, где Владимир Великий крестил своих домочадцев (в настоящее время там проходит Набережно-Крещатицкая улица). Есть версия, что в этой местности протекала небольшая река Крещатик, которая являлась притоком Днепра).

Учитель: Русь признали многие государства. В стране начало развиваться искусство, образовательная система, литература. 

Русская Церковь почитает князя Владимира святым и равноапостольным, приравнивая его деяния к  апостольским. Тем самым отмечены не только его заслуги в насаждении христианства, но и внутреннее духовно-нравственное преображение, сопоставимое с тем, что пережили апостолы. Киевский князь смог уверовать в Того, Кто добровольно пошел на страдания и смерть ради спасения человечества и мира. Сумел уверовать искренно, сильно — и увлек за собой целый народ.

Ученик: Его княжение отмечено не  только выбором христианской веры для россиян, но и появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти: князь Владимир содействовал устройству больниц и богоделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян.

Ученик: (Величание князю)

Любил его Киев, любил  и Господь!     За доброе сердце и щедрость.

За правду - ведь он никогда не солжет.                 Ценил князь отвагу и верность.

И дал тебе Боженька имя святое:                           Назвали Владимиром - символ огня;

Нашел в этом имени что-то родное -                     Ведь так ты похож на святого отца.

И будь ты таким же умным и сильным,                Чтоб мир открывал пред тобой ворота.

И будут враги над тобою бессильны.                    Пускай окружает тебя красота!

 

Ученик:  Русичи сравнивали жизнь каждого человека с плаванием по морю, морю житейскому. Даже и хоронили иногда в гробах, похожих на лодку.

Да, в море, как в жизни всё бывает: и затишье, и непогода, и солнце, и тучи. Но сколько ни плавай, последней пристани не миновать. А где она будет, нам знать не дано. Корабль святого князя Владимира причалил в его любимом городке Берестове в 1015 г. Это недалеко от Киева. До этого князь долго болел. А заболел с горя, после кончины любимой жены Анны. Как будто она позвала его за собою. В это время любимые сыновья Борис и Глеб были в походах. Бояре хотели скрыть печальную новость и тело князя, завернувши в ковёр, ночью, тайно, привезли в Киев, в Десятинную церковь. Но разве скроешь такое огромное горестное событие. Плач и рыдание послышались во всей Русской земле.

Учитель. Осталось после него огромное государство. Но главное было в том, что люди этого государства стали христианами. То есть наполнились любовью друг к другу. К семье, к соседям.

Ученик:

Честь тебе, Владимир славный, Русь крестивший в свете дней,

Красным Солнышком прозванный. За любовь к земле своей!

Это ты в родных сторонах. Христианства поднял стяг,

И Руси теперь крещеной.  Никакой не страшен враг.

Учитель. Памятник крестителям Владимирской земли, основателю города Владимира равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору, установлен на смотровой площадке парка имени Пушкина. Памятник был торжественно открыт 28 июля 2007 года во время празднования 850-летия переноса столицы Руси из Киева во Владимир.

Скульптурная группа придумана московским скульптором, заслуженным художником России Сергеем Исаковым. Большую часть расходов по изготовлению памятника взял на себя Благотворительный Фонд Святителя Николая Чудотворца. Памятник был освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.

 Много прошло времени, но не забыл народ князя Владимира. Сегодня мы знаем князя, как Владимира Великого  профессионального, требовательного, высокоморального человека, оратора, прекрасного организатора, яркая, всесторонне развитая личность. Мудро всем управляющая. Красивое звание подарил народ святому князю: Владимир Красно Солнышко.

Дети, читают стихотворение «Крещение Руси»  

Много лет тому назад

Князь Владимир Русь крестил.

Повелел, чтоб стар и млад

Веру старую забыл.

 Сверг он идолов навеки,

Предал пламени костров.

В сизой дымке плыли реки,

Унося грехи отцов.

   И язычество отныне

Стало тихо умирать.

Заросло, как луг полынью

И корней не отыскать.

Крепла сила христианства,

Все деревни, города

И столица государства

Веру приняли тогда.

 Повелел князь церкви ставить

В каждом уголке страны,

Чтоб могли в них Бога славить

Киевской Руси сыны.

  С той поры века минули

Князя помнит наш народ.

Беды в прошлом утонули,

Православие живёт.

(В. Чеблуков)

VI. Рефлексивно-оценочный этап

Подведём  итог нашего урока. Проведем тест-викторину: “Знаете ли вы Русь? ”

Рефлексия:

– А теперь давайте посмотрим фильм «Святая Русь» (просмотр  фильма).

– Ребята! Чему учит нас князь Владимир (добру, справедливости, верности, любви, уважению друг к другу)

-  Давайте сейчас все улыбнемся друг другу.

Я надеюсь, что этот урок не был для вас бесполезным.

 Мне хочется, чтобы вы высказали свое мнение. 

Урок:

заставил задуматься…

навёл на размышление…

дал возможность понять, что…

Домашнее задание:

На выбор:

1.  Нарисовать рисунок «Святая Русь».

2.  Найти пословицы и поговорки о родине.



Предварительный просмотр:

МКОУ «Александроневская средняя школа»                                                                                            Убинского района Новосибирской области

Сценарий открытого мероприятия для начальных классов                                                                                        «Князь Владимир. Крещение Руси

Учитель: Швидкая И.А.

Проведён - 27.10.2015

Цель: Познакомить учащихся со знаменитым правителем древнерусского государства и его заслугами перед Отечеством.

Задачи: 

• Создание условий для осмысления нравственных и духовных ценностей православия.

воспитание видения духовного  за земными делами человека, любовь к Родине и её святым, желание исправлять свои ошибки и становиться лучше, гордость за своё Отечество и его культурное наследие.

• Формирование у ребенка чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

• Воспитание чувства гордости за свою страну.

• Расширять словарь детей, используя в речи пословицы, считалки, загадки, стихи о старине.

• Привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

• Воспитывать интерес к истории,

Оборудование:

  • компьютер с мультимедийным проектором - (компьютерная презентация)
  • икона равноапостольного князя Владимира

Ход мероприятия:

На доске:  «Это святая обязанность - любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать»  М. Л. Шолохов.

Звучит запись стихотворения С. Есенина в исполнении С.Безрукова «Гой ты, Русь, моя родная…»  

               

Учитель: Сегодня мы с вами вернемся в Русь старину. Узнаем про старину седую, про дела бывалые, про Крещение Руси. Про одного из правителей нашего государства.

Учитель: 28 июля Православная церковь чтит память святого равноапостольного 
князя Владимира, в день его преставления. В этом году Россия отметила памятную дату — День Крещения Руси.  В этом году РПЦ отметила1000-летие со дня смерти князя Владимира.  Сегодня мы узнаем как это произошло? А для этого нам надо вернуться на 1000 лет назад. Кто знает как называлась в то время наша страна?  (Русь).                                                                                       (1 июня 2010 года Президент России Д.Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»», на основании которого ежегодно 28 июля в России отмечается новая памятная дата — День Крещения Руси.      Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2105/


 Ведущий: Наши предки называли себя славянами. «Славяне» произошло от слова «слава», и «хвала». Они были трудолюбивыми земледельцами и отважными воинами. Много работали и охотились.

 У славян существовало очень много богов: бог неба и света; бог солнца; бог ветра; бог огня; бог урожая; бог грома и молнии, которого называли Перун. Это был самый грозный бог.

Многобожие создавало вражду между славянами. В то далекое время правителем русской земли был князь Владимир.

  И решил князь объединить все славянские племена, чтобы они стали составлять одно целое - Русское государство и называться русскими. Но для этого надо было принять новую христианскую веру.

Ведущий: Князь Владимир…

Историки назвали его Великим, Церковь – святым равноапостольным, а  народ величал его просто – Владимир Красное Солнышко. Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 году. Именно он выбрал для своего народа Православную веру – воплощение истинной красоты и благодати.

 

 Ведущий.  Родился князь киевский согласно летописям приблизительно в 960 году. Отцом его стал могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простая рабыня Малуша, бывшая в услужении у княгини Ольги, из небольшого городка Любеч.

 Далее летописи повествуют о том, что князя Владимира забрала к себе княгиня Ольга. Он жил под ее присмотром и воспитывался старшим братом матери – дядей Добрыней. Именно они влияли на характер русского князя Владимира.

 Бабушка ещё до рождения внука окрестилась. Для этого она специально побывала в Константинополе - главном городе восточной Византии.

 Ведущий. Бабушка возила внука на свою родину, на реку Пскову. Там ей было видение - три светлые луча спускались с небес. И бабушка предсказала, что на этом месте будет храм Святой Троицы. Так и вышло. Везде маленький Владимир видел, как любят бабушку, как она приветлива со всеми.

 Ведущий. Взрослел Владимир в поездках по Руси с бабушкой или с отцом или с дядей Добрыней Зимой на санях по льду замёрзших рек, а летом дорогами становились эти же реки. Всюду встречали их с хлебом-солью. Видел Владимир храбрых русичей в ратных подвигах.

 (Добрыня это по-русски, а подлинное имя Добран, он правил Новгородом, пока возмужал Владимир).

Ученик: «Я Русич»  Юрий Куваев

Я Русич, и горжусь я этим,

 Землёй своей родной горжусь,

 Горжусь делами предков славных,

 Тобой горжусь - родная Русь!

  Быть Русским - значит соблюдать

 От предков данный нам завет:

 -По Совести и Правде жить,

 За каждый шаг держать ответ.

Проснись народ Руси великой

 - Хозяином ты будь в стране,

 Гордись и помни, что ты-Русский

 И не в чужой во стороне!

Ход времени нам не остановить,

И эту жизнь измерить невозможно,

Но сердце есть,

И нам дано любить,

А для любви нет в мире невозможного!

  Ведущий: Княгиня Ольга любила внука, учила его вере христианской. Он слушал бабушку, но авторитетом для него, конечно, прежде всего был отец. С ним он бывал и в походах, и на княжеских пирах.

  Закаляя тело, защищая Русь, Владимир мало заботился о своей душе. Понятие греха как будто не касалось его. После смерти отца, борясь за престол, Владимир не остановился даже перед братоубийством. Коварно убил брата Святополка, взял в жёны жену его Рогнеду. Таковы были нравы в дохристианской Руси. 

Ученик:  Нет тех, кто не знал бы того, кто крестил

Русь-матушку, дал ей живительных сил.

Хоть не было просто народ убедить

Оставить язычество, заново жить,

Сумел заработать людскую любовь,

Спасая Россию за разом раз, вновь.

И солнышком Красным запомнил народ

Того, кто дал Книге в России почёт.

Ведущий: Князю Владимиру пришлось преодолеть большие трудности, прежде чем Русь приняла христианство. Во второй половине 80-х годов X века он стал делать первые, пока еще очень осторожные шаги, ведущие к крещению.

  Но Владимир не сразу пошел на введение христианства. Летописное «Сказание об испытании или выборе вер» описывает, что сначала он встретился с посланцами из других земель и расспросил их о монотеистических религиях – мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве.      (Это было не случайно: монотеистические религии выросли из одного корня, к тому же Русь имела тесные связи и с христианскими странами – Германией, Византией Римом, и с мусульманскими – Волжской Болгарией, Хорезмом, а также контакты с еврейскими общинами в Хазарии и на территории Руси).

Ведущий:  Отказав по разным причинам первым трем посольствам, Владимир благосклонно выслушал пространную речь православного греческого философа, который, кратко опровергнув учения мусульман, латинян и иудеев, сжато изложил ветхозаветную историю, пророчества об отвержении Богом иудеев и пришествии Спасителя и, наконец, перешел к новозаветным событиям. Большое впечатление на князя произвел рассказ о грядущем Втором пришествии, при этом ему была показана и «запона» – некое полотно – с изображением Страшного суда.

Ведущий: Потом, посовещавшись с боярами и представителями городов, Владимир направил посольства в окрестные страны. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде. Пораженные красотой византийского богослужения, послы заявили Владимиру и всей его дружине: «Не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом».

 ("Великий князь Владимир избирает религию" И. Эггинк, 1822)

Ведущий: Затянувшийся «выбор вер» был обусловлен сопротивлением влиятельных сил в самом Киеве. Лично для себя Владимир уже принял решение. Он был достаточно знаком с христианством: мать, бабка, их приближенные, позднее его жены, из которых большинство были христианками, – все они так или иначе, исподволь или открыто, благотворно воздействовали на душу князя. Но вопрос о перемене религии не мог быть решен вопреки воле «мужей» из княжеской дружины Был использован и авторитет княгини Ольги: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка Владимира Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». Помогли оставить язычество и принять крещение детские воспоминания о бабушке Ольге, ведь она тоже приняла когда-то крещение. А то, что посеяно в детстве, обязательно даст всходы. К тому же он был уже правителем огромной славянской страны, любил её, искал единую веру, которая бы объединила славянские племена, помогала им выстоять в этом враждебном мире. В конечном счете, Владимир, поддержанный соратниками, решил обратиться в Православие.

Учитель.  Князь любил выходить на берег Днепра, глядел в беспредельные дали, вспоминал, как бабушка рассказывала ему про апостола Андрея, как он именно здесь установил на днепровской круче Крест и предсказал, что тут будет великий город. Здесь он вспоминал  детство: как, бывало

Как глубоко Княгиня-бабка глубоко вздыхала, рассказывая о Боге Владимиру.  

«Да-а, многому учила Ольга нас! - Вспоминал князь.

Неужто сбудется мечта княгини славной.  И станет Русь Державой Православной?!

Учитель:

Он был  добрым, любил свой народ и заботился о бедных. Но не всегда было так… Помните, мы с вами смотрели мультфильм «Василиса Микулишна»? Каким мы увидели его? Да, злым и жестоким язычником  

         

 Учитель: Душа князя Владимира чернела с каждым днём  и не находила покоя. Он всё чаще стал вспоминать своё детство и свою бабушку княгиню Ольгу, которая была православной и учила маленького Владимира добру.

Ведущий: Великий князь Владимир - гонитель христиан, человек неблагочестивый и порочный, язычник,  мститель, он превращается в воина Христова, в смиренного раба Божия.

 

Учитель:   После принятия Крещения князь внутренне преобразился, стал другим человеком. Князь Владимир, он вошёл в историю нашей страны под ласковым именем «Красное солнышко». Как вы думаете, почему?

(На магнитной доске к солнцу прибавляем лучики со  словами «вера», «добро»,«смирение», «терпение», «милосердие», «любовь к ближним» или в  презентации слайд)

           -он поверил в Бога, и душу его озарила истинная вера;

            -в сердце его зажглась любовь к ближним;

            -вместо злых дел он стал творить добро;

            -его гордый нрав обрёл смирение;        

           -нетерпение и вспыльчивость заменило терпение;

           -а его жестокосердие превратилось в милосердие.

Учитель:   Правильно эти добрые качества принесли князю Владимиру всенародную любовь и ласковое прозвище «Красное солнышко».  

             (Дети рисуют на альбомных листах  или на ватмане)

Учитель:   Своей жизнью и добрыми делами князь Владимир угодил Господу Богу и сейчас находится вместе с ним в райских селениях. Мы тоже можем быть вместе с Богом. Для этого надо не так уж много: отвратиться от зла и творить добро. Будьте солнышками!

Ведущий: В 988 г. князь Владимир принял новую веру сам, и затем провозгласил христианство государственной религией. Он приказал уничтожить всех идолов, а главного идола - Перуна сбросить в Днепр. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян в реке Днепр.

Чтение стихотворения учеником.

Гусляр (ученик).

Поселенья и курганы

Оставляя в стороне,

Чуть качались истуканы,

По речной катясь волне.

А в столице первой русской,

Рано-рано поутру

Шел народ широким спуском

На крещение к Днепру.

Шел народ к мосткам дощатым,

Забывая страх и грусть,

И пролег тогда Крещатик

Через всю Святую Русь.

(Улица Крещатик создана в начале XIX века. До этого времени Крещатиком именовалась местность вдоль Днепра, где Владимир Великий крестил своих домочадцев (в настоящее время там проходит Набережно-Крещатицкая улица). Есть версия, что в этой местности протекала небольшая река Крещатик, которая являлась притоком Днепра).

Учитель: Русь признали многие государства. В стране начало развиваться искусство, образовательная система, литература. 

Ведущий:  Русская Церковь почитает князя Владимира святым и равноапостольным, приравнивая его деяния к  апостольским. Тем самым отмечены не только его заслуги в насаждении христианства, но и внутреннее духовно-нравственное преображение, сопоставимое с тем, что пережили апостолы. Киевский князь смог уверовать в Того, Кто добровольно пошел на страдания и смерть ради спасения человечества и мира. Сумел уверовать искренно, сильно — и увлек за собой целый народ.

Ведущий:

- Его княжение отмечено не  только выбором христианской веры для россиян, но и появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти: князь Владимир содействовал устройству больниц и богоделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян.

Ученик: (Величание князю)

Любил его Киев, любил  и Господь!     За доброе сердце и щедрость.

За правду - ведь он никогда не солжет.                 Ценил князь отвагу и верность.

И дал тебе Боженька имя святое:                           Назвали Владимиром - символ огня;

Нашел в этом имени что-то родное -                     Ведь так ты похож на святого отца.

И будь ты таким же умным и сильным,                Чтоб мир открывал пред тобой ворота.

И будут враги над тобою бессильны.                    Пускай окружает тебя красота!

 

Ведущий:  Русичи сравнивали жизнь каждого человека с плаванием по морю, морю житейскому. Даже и хоронили иногда в гробах, похожих на лодку.

Да, в море, как в жизни всё бывает: и затишье, и непогода, и солнце, и тучи. Но сколько ни плавай, последней пристани не миновать. А где она будет, нам знать не дано.

Ведущий:  Корабль святого князя Владимира причалил в его любимом городке Берестове в 1015 г. Это недалеко от Киева. До этого князь долго болел. А заболел с горя, после кончины любимой жены Анны. Как будто она позвала его за собою. В это время любимые сыновья Борис и Глеб были в походах. Бояре хотели скрыть печальную новость и тело князя, завернувши в ковёр, ночью, тайно, привезли в Киев, в Десятинную церковь. Но разве скроешь такое огромное горестное событие. Плач и рыдание послышались во всей Русской земле.

Учитель. Осталось после него огромное государство. Но главное было в том, что люди этого государства стали христианами. То есть наполнились любовью друг к другу. К семье, к соседям.

Ученик:

Честь тебе, Владимир славный, Русь крестивший в свете дней,

Красным Солнышком прозванный. За любовь к земле своей!

Это ты в родных сторонах. Христианства поднял стяг,

И Руси теперь крещеной.  Никакой не страшен враг.

Учитель. Памятник крестителям Владимирской земли, основателю города Владимира равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору, установлен на смотровой площадке парка имени Пушкина. Памятник был торжественно открыт 28 июля 2007 года во время празднования 850-летия переноса столицы Руси из Киева во Владимир.

Скульптурная группа придумана московским скульптором, заслуженным художником России Сергеем Исаковым. Большую часть расходов по изготовлению памятника взял на себя Благотворительный Фонд Святителя Николая Чудотворца. Памятник был освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.

Учитель: А мы проведем викторину: “Знаете ли вы Русь? ”

Ведущий: Много прошло времени, но не забыл народ князя Владимира. Сегодня мы знаем князя, как Владимира Великого  профессионального, требовательного, высокоморального человека, оратора, прекрасного организатора, яркая, всесторонне развитая личность. Мудро всем управляющая. Красивое звание подарил народ святому князю: Владимир Красно Солнышко.

Дети, читают стихотворение «Крещение Руси»  

Много лет тому назад

Князь Владимир Русь крестил.

Повелел, чтоб стар и млад

Веру старую забыл.

 Сверг он идолов навеки,

Предал пламени костров.

В сизой дымке плыли реки,

Унося грехи отцов.

   И язычество отныне

Стало тихо умирать.

Заросло, как луг полынью

И корней не отыскать.

Крепла сила христианства,

Все деревни, города

И столица государства

Веру приняли тогда.

 Повелел князь церкви ставить

В каждом уголке страны,

Чтоб могли в них Бога славить

Киевской Руси сыны.

  С той поры века минули

Князя помнит наш народ.

Беды в прошлом утонули,

Православие живёт.

(В. Чеблуков)

Учитель:  Дети, как, называется наша Родина? (Россия). Велика и могуча наша Родина – Россия. Как не любить ее просторы, реки и поля! А русский народ: славится и трудолюбием и талантами! Давайте вспомним пословицы о Родине. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей; Жить – Родине служить Родина – мать, умей за нее постоять.

Фильм – «Наша Русь»          

 (Инсценировка в исполнении детей. На деревянной лошадке скачет Владимир)

Владимир:

Вокруг лежит немало стран,

Не поискать ли веру нам,

Чтоб людям по сердцу пришлась,

Отчизне в укрепленье?

Добрыня

Отправь послов, Владимир-князь,

Пусть ищут вразумленья.

Ведущий.  Всюду княжеским послам и почет и слава. Веру дать рада нам Всякая держава.

Второй посол

Нет на земле таких красот,

Как в византийском храме!

Мы повторяем вновь и вновь -

Проси у греков веры!

Владимир:

Не дюже воину просить

Того, что сердцу мило!

Заставим мы себя крестить

Не просьбою, а силой.

Не как слуга среди господ -

Как равный среди равных -

Войдет и сядет мой народ

Среди народов славных.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: