05 Консультации для педагогов по использованию виртуальных экскурсий

Кондратьева Анна Владимировна

Использование метода виртуальных экскурсий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кондратьева Анна Владимировна

Воспитатель

МБДОУ «ДС № 366 г. Челябинска»

«Использование метода виртуальных экскурсий

в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, наглядность, эффективность.

        Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования, которая открывает перед педагогом новые возможности по созданию единого информационного образовательного пространства, активного использования интернет ресурсов, информационных технологий, проектной деятельности с использованием ИКТ  в  образовательном процессе.

        Один из эффективных форм обучения по поисково-краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, который используем в работе - это виртуальные экскурсии.

Виртуальная экскурсия- это программно-информационный продукт в виде видео, аудио и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации и являются одним из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

         Так, в ходе «путешествия» можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т. п.         И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю. Таким образом, можно, например, обойти весь музей изнутри и даже осмотреть его снаружи или совершить виртуальное путешествие по экзотическому острову, не покидая собственной квартиры.

        Чтобы просматривать виртуальную экскурсию, не нужно устанавливать дополнительное программное обеспечение – достаточно обычного интернет-браузера. Благодаря высокой степени наглядности и эффекту присутствия виртуальные экскурсии вызывают небывалый интерес у пользователей сети Интернет.

        Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить исторические места, дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе, улучшает качество образовательного процесса.

        Такая форма обучения как виртуальная экскурсия не требует длительной предварительной подготовки. Как и при разработке любого проекта при подготовке виртуальной экскурсии мы составляем алгоритм действий:

  • Выбор темы, определение цели и задач экскурсии.
  • Изучение экскурсионных объектов, подготовка текста  (комментарий).
  • Сопровождающий комментарий может быть представлен в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода". 
  • Заключительный этап - проведение (показ) виртуальной экскурсии.

При подготовке к проведению виртуальной экскурсии важно обратить внимание на некоторый моменты, ценные с точки зрения практики.

        1. Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему.

        2. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. В вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии.

        Например: применение данной экскурсии в соответствии с календарно-тематическим  планированием  «Центр подготовки космонавтов Ю. Гагарина» (6)                Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.

        3. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо помнить, что текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для "использования" рассказ.

        4. Заканчиваем виртуальную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

        Таким образом, использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения более интересным, качественным, результативным.

                Список используемой литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 433 г.Челябинска». Разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом Примерной основной образовательной программой дошкольного образования и на основе общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ.
  2. Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011.
  3.  «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
  4. Ажищева Т. А. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ / Т. А. Ажищева // Центр  образовательного и научного консалтинга. [Электронный ресурс]. URL: http://conseducenter.ru/index.php/chtenya/156-ajisheva (дата обращения 29.03.2016)
  5. Корецкая С. В. Проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды» / С. В. Корецкая // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/559339/ (дата обращения 29.03.2016)

6.«Центр подготовки космонавтов Ю. Гагарина» http://www.gctc.ru/main.php?id=152



Предварительный просмотр:

Кондратьева Анна Владимировна

Воспитатель

МБДОУ «ДС № 366 г. Челябинска»

«Использование виртуальных экскурсий в образовательном процессе в ДОУ».

Виртуальные экскурсии хорошо вписываются в образовательный процесс ДОУ. Расскажу о нескольких направлениях.

 Использование виртуальной экскурсии при формировании у детей целостной картины мира.

Замкнутое пространство детского сада  создает у воспитанников лишь общую картину, похожую на мозаику. Виртуальные экскурсию использую в качестве наглядности предмета изучения. Переплетение знаний и практики напрямую эффективнее укореняют знания, глубоко откладываясь в памяти.

Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия дошкольников .

Чтобы просматривать виртуальную экскурсию, не нужно устанавливать дополнительное программное обеспечение – достаточно обычного интернет-браузера. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. И практически, в полной мере вкусить все красоты нашей планеты!

 

Виртуальные экскурсии как средство формирования представлений о родном городе и крае.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Овладение представлениями о родном городе и крае, является основой патриотического воспитания дошкольников.

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. А у детей отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер, и родители имеют недостаточно знаний о своем городе,малоактивны в жизни города и не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной.

Во время виртуальной прогулки можно рассказать, что находится на той или иной улице, поговорить о значении каждого объекта.  Дать представление о работе общественных учреждений: почты, магазина и т. д.,  поговорить о том, что для того чтобы улица была красивой необходимо принимать  участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Ещё одно направление- Виртуальные экскурсии как средство эстетического воспитания дошкольников.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент творческого потенциала  личности, её ценностные и эстетические установки. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, равно как и природы, способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память.

А если дети не имеют возможности (из-за разных причин) посетить и познакомиться с настоящими музеями. Как же говорить с ребенком о прекрасном, как поддержать естественную для ребенка потребность в новых открытиях и сформировать в нем потребность в прекрасном, в творчестве, как через постепенное, грамотное вхождение в пространство культуры и искусства показать ценность взаимоуважения, любви к окружающему миру – такие непростые вопросы ставит современная действительность.

Нам помогут виртуальные музеи.

Виртуальные музеи являются одним из многочисленных ресурсов сети «Интернет» – это новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи осуществляют бесплатный доступ посетителей к культурному наследию и мировым художественным достижениям.

Виртуальная экскурсия как средство речевого развития старших дошкольников.

Проводя работу по использованию виртуальных экскурсий в развитии речи детей, я  пришла  к  следующим заключениям. Использование виртуальных экскурсий для речевого развития детей помогает:

  • развитию связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитию фонематического слуха;
  • в уточнении и обогащении активного словаря детей;
  • владение речью как средством общения и культуры

(дети становятся более открытыми в общении, не стесняются задавать вопросы);

  • в расширении представлений об окружающем мире;
  • в развитии любознательности и наблюдательности.

Еще одно из важных направлений – Виртуальная экскурсия как средство расширения границ образовательного пространства для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Социальная значимость виртуальных экскурсий заключается в доступности информации для всех воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Далеко не каждый ребенок может посетить тот или иной объект в реальной жизни, а благодаря виртуальным экскурсиям это становится возможным.

Заключение:

Считаю Виртуальную экскурсию как одну из эффективных форм организации всего учебного процесса. Так как виртуальная экскурсия  позволяют не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, снизилась стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей, они могут выступать в роли экскурсовода. Так же обогащают социальный опыт, дает возможность использовать полученные знания в практической деятельности. Возможность использования данных программ сделает образовательную деятельность более живой и интересной.

     Виртуальная экскурсия – это прекрасная возможность познания окружающего мира для дошкольников. Для них это увлекательная игра.