06 Методические рекомендации по созданию виртуальной экскурсии

Кондратьева Анна Владимировна

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ

Слайд 2

Методические рекомендации созданы для методической помощи педагогам в подготовке и организации виртуальной экскурсии. В рекомендациях представлены задачи, цели, структура подготовки и организации виртуальной экскурсии. Представлен пример по созданию виртуальной экскурсии.

Слайд 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА С самых древних времён люди мечтали увидеть что-то удивительное и новое, а с появлением компьютеров и интернета мечта начала осуществляться. В образовательных целях можно использовать виртуальные экскурсии в города и страны, изучаемые на уроке, посещение экспозиций научного содержания, музеев ученых и великих изобретений, а также предприятий, чья производственная технология может иллюстрировать теоретические и практические знания.

Слайд 4

ВВЕДЕНИЕ: Методика использования «виртуальной экскурсии» состоит из двух главных частей – методики подготовки виртуальной экскурсии и методики её проведения. Подготовка к экскурсии включает разработку новой темы и подготовку ответственного за проведение этого мероприятия. В проведении «виртуальной экскурсии» можно выделить общую и частную методики. Общая методика представляет собой систему приемов показа и повествования, применяемых в любой виртуальной экскурсии. Частные же объединяют приемы проведения «виртуальных экскурсий» в зависимости от их классификации.

Слайд 5

Одной из актуальных проблем, стоящих перед дошкольными образовательными организациями, является проблема применения инновационных педагогических технологий. Перед педагогами встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Один из вариантов проектной деятельности, который используется педагогами в нашем ДОУ как эффективная форма обучения - это виртуальные экскурсии. Такая форма позволяет разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Слайд 6

ПРЕИМУЩЕСТВА ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ • Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны. • Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов. • Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями. • Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

Слайд 7

При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта.

Слайд 8

3 D ТУРЫ ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ в виде электронных презентаций В ИДЕОЭКСКУРСИИ сопровождаются комментариями С озданные на основе 3D панорам, позволяют видеть пространство вокруг себя

Слайд 9

1. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ «ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ» 1. Выбрать тему экскурсии 2. Обозначить возрастную группу экскурсантов 3. Определить цель экскурсии («Я создам экскурсию для того, чтобы…») 4. Определить задачи экскурсии («Для достижения цели я организую…, я со дам…, я предусмотрю… и т.д.») 5. Отбор литературы, составление библиографии и определение других источников экскурсионного материала. 6. Изучение источников. 7. Определить содержание экскурсии («Моя экскурсия расскажет о…») 8. Сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта. 9. Составить маршрут экскурсии на основе видеоряда, который будет состоять из нескольких основных объектов (остановок). 10. Предварительно определить, какие возможности Power Point будут использованы (гиперссылки, анимация, триггеры, звук и др.). 11. Подготовка текста экскурсии. 12. Выбор методических приемов проведения «виртуальной экскурсии». 13. Показ экскурсии.

Слайд 10

1. Выбор темы экскурсии Выбор темы диктуется, предпочтениями педагогов, календарным планом или конкретной ситуацией. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Тема любой экскурсии выбирается по интересам и направлениям: исторические, экологические, и др. 2. Обозначить возрастную группу экскурсантов 3. Определение цели и задач экскурсии Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели, задач. Это помогает авторам проекта более организованно вести работу в дальнейшем. У каждого человека есть желание путешествовать. Для чего мы путешествуем? Узнать, увидеть, открыть для себя новое, неизведанное. Например: познакомиться с достопримечательностями родного города.

Слайд 11

3. Отбор литературы, составление библиографии и определение других источников экскурсионного материала. Затем мы выбираем литературу и активно проводим предварительную работу, подключаем в работу и родителей. В результате создается видеотека из фотографий и видеозаписей. Для создания экскурсии из возникшего перечня источников, создатель экскурсии, как скульптор, отсекает всё лишнее. При многократном просмотре материала, исследователь, постоянно держа в голове ТЕМУ, ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ, оставляет самые необходимые, важные и интересные источники. Изучение материалов по теме, прежде всего иллюстративных, позволяет сделать работу наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций произведений изобразительного искусства и так далее.

Слайд 12

6. Изучение источников, При изучении собранных источников у создателя постепенно формируется текстовая и визуальная основа экскурсии. Учитывая, что некоторые познавательные экскурсии включают посещение музеев, как экскурсионный объект, следует предусмотреть знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. (Можно, выбрать конкретный музей в любимом городе, выйти на сайт этого музея и по его материалам, создать собственную виртуальную экскурсию: «Музей, как экскурсионный объект»!). 7. Определить содержание экскурсии («Моя экскурсия расскажет о…») 8. Сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, сканируем фотографии или рисунки

Слайд 13

9 . Составление маршрута экскурсии на основе видеоряда, который будет состоять из нескольких основных объектов (остановок). Маршрут виртуальной экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов и цели экскурсии. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы. Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

Слайд 14

10. Виртуальный обход маршрута . Этот шаг предполагает просмотр собранного материала и логическое его расположение по маршруту, Определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Подготовка текста экскурсии. Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Вступление помогает установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме. Основная часть – собственно экскурсия – строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем , которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. В ходе ее применяются разнообразные методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала - выводом. В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного, и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему.

Слайд 15

11. Комплектование «портфеля экскурсовода» . Портфель экскурсовода – необходим для каждой экскурсии – это материал, который способствует осуществлению главного критерия – наглядности в экскурсии. При этом следует максимально исходить из того, чтобы пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ. Естественно, что характер наглядных пособий зависит от темы и конкретного содержания экскурсии. Именно в этой части подготовки виртуальной экскурсии мы можем найти существенное отличие от экскурсии обычной – это наглядность, которая становится главным и основным компонентом виртуальной экскурсии.

Слайд 16

12. Выбор методических приемов проведения «виртуальной экскурсии». Исходя из этого, определяется выбор методических приемов проведения экскурсии: показ презентации с речевым сопровождением, показ презентации с короткими комментариями и музыкальным сопровождением. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода". Однако важно учесть, что создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними. Поэтому, опираясь на свой опыт, мы рекомендуем подготавливать материал в текстовой форме.

Слайд 17

13. Показ экскурсии. Заключительный этап - проведение (показ) виртуальной экскурсии. Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала. В процессе подготовки «виртуальной экскурсии» при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям): 1. Познавательная ценность. 2. Известность (популярность) объекта. 3. Необычность (экзотичность) объекта. 4. Выразительность. 5. Сохранность объекта. 6. Месторасположение.

Слайд 18

2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ «ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ» Участниками «виртуальной экскурсии» в основном являются дети дошкольного возраста. Виртуальная экскурсия может проводиться на непосредственно образовательной деятельности, во время проведения досугов, праздников. Ответственность за проведение «виртуальной экскурсии» возлагается на воспитателя, специалиста ДОУ.

Слайд 19

3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ «ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ» Методика проведения «виртуальной экскурсии» включает в себя показ объектов и рассказ о самих объектах и событиях с ними связанных. Неправильно строит всю экскурсию на применении одного методического приема. Совокупность методических приемов проведения «виртуальной экскурсии» включает в себя методические приемы показа «виртуальной экскурсии» и методические приемы голосового сопровождения «виртуальной экскурсии».

Слайд 20

4. СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ Основой рассказа ответственного за проведение «виртуальной экскурсии» является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает ответственному за проведение «виртуальной экскурсии» логично строить свой рассказ. Такой текст каждый ответственный составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст. У всех индивидуальных тестов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но разные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же. Индивидуальность «виртуальной экскурсии» состоит в том, что у ответственного за проведение «виртуальной экскурсии», может быть различная степень эмоциональности. Они могут использовать различные формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.

Слайд 21

5. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ «ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ» Эффективность любой «виртуальной экскурсии» зависит от техники проведения, которая состоит из следующего: - знакомство ответственного за проведение «виртуальной экскурсии» с группой; - соблюдение плана «виртуальной экскурсии»; - контроль обратной связи в «виртуальной экскурсии» (паузы, приемы привлечения и поддержания внимания, реакция на непредвиденные происшествия); - использование индивидуального текста в «виртуальной экскурсии»; - работа с «портфелем экскурсовода». - культура речи

Слайд 22

6. ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА. Текстовое описание экскурсии. Виртуальная экскурсия в программе Microsoft PowerPoint Запустите компьютерную программу, в которой Вы будете собирать весь материал экскурсии. Если Вы делаете презентацию, то выбирайте программу Power Point . Распределите все фотографии в том порядке, в котором они должны быть по сценарию. Звуковое сопровождение можно записать в этой же программе, но Вам понадобится микрофон. В группе «Настройка» во вкладке «Показ слайдов» нажмите «Запись речевого сопровождения». Сохраните проект. Виртуальная экскурсия готова.

Слайд 23

7. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ (МС) ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ Каждая ВЭ обеспечивается методическим сопровождением. МС выполняется в программе Microsoft Word и состоит из пояснительной записки и конспекта проведения экскурсии. Пояснительная записка должна содержать сведения следующего характера: • Тема экскурсии. • Целевая аудитория (конкретный возраст). • Цели экскурсии. Здесь важно отметить, что указываются цели экскурсии, а не ее подготовки или того, что будет впоследствии. • Задачи экскурсии. Ваши действия для достижения целей. • Актуальность экскурсии и ожидаемые результаты. • Маршрут экскурсии. Он может быть оформлен отдельно как памятка для того, кто "посетит" Вашу экскурсию. • Техническое и иное обеспечение экскурсии. Описание всего, что необходимо для демонстрации экскурсии (оборудование, программы и т.д.) • Рекомендации по использованию ресурса. • Информационные источники (литература, интернет-ресурсы , материалы портала, которые были использованы при создании ВЭ. Все источники информации должны фиксироваться. Это касается как ссылок на сайты и страницы в Интернете, так и литературы (учебники, книги, журналы), медиаресурсов и др. Также должны быть указаны ссылки на все изображения презентации с прямым выходом по ссылке на данное изображение (а не на сайт или портал).

Слайд 24

Тема экскурсии Маршрут и структура экскурсии Цели экскурсии Задачи экскурсии КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ СОДЕРЖИТ: